Задание для полевой практики
по теме «Здоровьесберегающая среда образовательной организации. Формированию представлений младших школьников о здоровом и безопасном образе жизни»
Цель: познакомиться с практикой создания здоровьесберегающей среды образовательной организации и методикой формирования представлений младших школьников о здоровом и безопасном образе жизни.
-
Изучить методические рекомендации по теме занятия (см. приложение 1). Примечание: конспектировать не обязательно.
-
Провести наблюдение и анализ здоровьесберегающей среды образовательной организации, сопроводив подтверждающими аргументами (копии документов, фото и др.).
-
Провести наблюдение и анализ деятельности учителя начальных классов по формированию представлений младших школьников о здоровом и безопасном образе жизни, сопроводив подтверждающими аргументами (копии документов, фото).
-
Результаты наблюдений и анализа зафиксировать в личном дневнике полевой практики по рекомендуемому плану (см. приложение 2)
-
Подготовить презентацию по результатам наблюдения и анализа деятельности по вопросу создания здоровьесберегающей среды в образовательной организации и формированию представлений младших школьников о здоровом и безопасном образе жизни. Примечание: презентация готовиться от группы студентов, проходящих практику в одной образовательной организации.
Срок сдачи отчёта -22 декабря.
Приложение 1.
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ УЧАЩИХСЯ О ЗОЖ
Введение
Состояние здоровья учащихся образовательных учреждений во многом зависит от организации специализированной системы условий школьной среды, способствующих формированию, сохранению и укреплению здоровья субъектов воспитательно-образовательного процесса, реализация которых возможна при тесном взаимодействии специалистов всех уровней образовательного и воспитательного процессов, внедряющих в учебный процесс здоровьесберегающие технологии.
Содержание и организация воспитательно-образовательного процесса должны быть направлены на формирование у школьников потребности в здоровье и здоровом образе жизни. Все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, и мотивации на ведение здорового образа жизни определяют как здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ).
В обобщенном виде под здоровьесберегающими образовательными технологиями следует понимать комплекс концептуально взаимосвязанных между собой задач, содержания, форм, методов и приемов обучения, сориентированных на развитие ребенка с учетом сохранения его здоровья.
Одной из наиболее актуальных задач является разработка и внедрение познавательно-развивающих педагогических технологий оздоровительной направленности на основе интеграции трех ключевых направлений: педагогического, физиологического и психологического. Каждое из этих направлений содержит инвариантную часть - технологию работы педагога, психолога, медика, физиолога в образовательном учреждении и вариативнуючасть, которая позволяет каждому ДОУ, школе, вузу иметь свой стиль, «лицо», собственные методы работы (Э.М. Казин и др., 1999).
Стратегия реализации здоровьесберегающих образовательных технологий - такая организация образовательного процесса на всех его уровнях, при которой качественное обучение, развитие и воспитание учащихся происходит без нанесения ущерба их здоровью. Грамотное решение этой задачи позволяет решить также и другие, непосредственно с ней связанные: формирование и укрепление здоровья учащихся, воспитание у них культуры здоровья, а также сохранение здоровья педагогов.
Возможности использования здоровьесберегающих технологий в школе могут быть соотнесены с ее основными проблемами, касающимися здоровья учащихся. К таким проблемам относятся следующие:
-
Здоровье и адаптация
-
Гигиенические условия обучения
-
Питание
-
Профилактика школьных болезней
-
Влияние компьютеров на здоровье обучающихся
Физическая активность учащихся в школе должна быть организована при взаимодополняющем сочетании двух направлений: 1) занятий больших форм - уроков физкультуры и работы спортивных секций во внеурочное время и 2) занятий малых форм, вводимых в структуру учебного дня для поддержания высокого уровня работоспособности школьников в течение всего времени обучения.
Целенаправленная профилактика вредного воздействия на здоровье учащихся факторов, непосредственно связанных с образовательным процессом, складывается из программ, реализуемых медиками школы на основе результатов проведенной диагностики, администрацией школы (замена парт, досок и другого учебного оборудования на более современные, правильная организация перемен и внеурочной работы учащихся, подготовка учителей по этим вопросам здоровья), каждым учителем на своих уроках. Необходимо, чтобы и сами школьники ощущали ответственность за состояние своего зрения, осанки, нервной системы, понимали, что только совместными усилиями можно получить необходимые результаты.
Вопросы обучения здоровью выделяют в отдельную область - педагогику здоровья. Здесь это важнейшее направление работы школы рассматривает в рамках здоровьесберегающей педагогики, без чего все усилия медиков и педагогического коллектива школы будут в лучшем случае малоэффективны. Решение проблемы начинается с повышения грамотности всех учителей школы по вопросам здоровья и здоровьесберегающих технологий, включения специального предмета (валеология, культура здоровья и др.) в расписание уроков во всех классах и логически переходит в другие последовательные шаги, направленные на формирование здоровьесберегающего пространства школы.
Взаимодействие семьи и школы - традиционная проблема педагогики. Если обучить ребенка школа может и без помощи его родителей, то эффективно осуществить процесс воспитания без поддержки (а иногда и при противодействии) со стороны семьи крайне трудно. То же касается и вопросов здоровья. Здесь надо учитывать две особенности. Первая: здоровый образ жизни, которому учат школьника, дома может или находить каждодневную реализацию - и тогда закрепляться, наполняться практическим содержанием, или игнорироваться, оставаясь для школьника отвлеченной, балластной информацией. Вторая: здоровье своего ребенка важно для любого родителя (в отличие от познаний этого ребенка по какому-то предмету), и поэтому организация сотрудничества школы и родителей на этой основе гораздо более вероятна и продуктивна. Вместе с тем, школы пока недостаточно используют этот ресурс (Н.К. Смирнов, 2005).
Поэтому целью данной программы ЗОЖ является сформировать у обучающихся ответственность за собственное здоровье и дать представление об основах здорового образа жизни.
Задачами данной программы являются:
-
Дать представление о здоровье и адаптации.
-
Дать представление о гигиенических условиях обучения.
-
Обучить основным приемам профилактики школьных болезней
-
Представить основные подходы к организации правильного питания
-
Дать представление о влиянии факторов внешней среды на организм обучающегося.
Материалы данной программы могут использоваться педагогами для проведения родительских собраний, классных часов, дней здоровья и внеклассных мероприятий.
Реализация программы через классные часы и индивидуальные занятия позволяет сформировать у детей представление о здоровом образе жизни и сформировать навыки заботы о собственном здоровье.
Введение
В последнее время проблема здоровья привлекает внимание все большего числа исследователей в разных областях, что связано с его значительным ухудшением. Большинство исследователей характеризуют здоровье через состояние адаптационных процессов (Медведев и др., 1984; Баевский и др., 1997). При этом адаптация рассматривается как многоуровневое образование, что позволяет использовать широкий спектр показателей.
Показатели состояния здоровья традиционно подразделяются на субъективные (жалобы, самооценка) и объективные (функциональные характеристики различных физиологических систем).
В настоящее время проблема здоровья приобретает особое значение. Среди прочих факторов, влияющих на успешность труда, фактор здоровья является одним из самых важных. В отечественной науке вопросы сохранения и укрепления здоровья чаще всего соотносятся с направлением, выделившимся в самостоятельную дисциплину, именуемую валеологией (Брехман, 1987), которая определяется как «наука о здоровье» (Щедрина, 1989), «диагностика здоровья» (Судаков, 1993).
В современных социально-экономических условиях проблема здоровья стоит остро. В России наступила демографическая катастрофа: ежегодно население страны убывает на 3 млн человек; рождаемость снизилась вдвое, а на семью приходится 0,8 ребенка. Детская смертность в 2 раза больше, чем в странах Европы. По продолжительности жизни Россия на 130-148 месте в мире. В 40 из 79 российских регионах продолжительность жизни населения сократилась на 5-7 лет (мужчины до 54-57; у женщин 60-65 лет). По уровню жизни и продолжительности на 20 лет отстаем от Европы. 40% мужчин не доживает до пенсии.
Понятие здоровья, индивидуального здоровья человека
Понятие здоровье различными специалистами определяется по-разному. Различают «здоровье» и «состояние здоровья». Термин «здоровье» предполагает полноценное, абсолютное здоровье. Абсолютно здорового человека в природе не существует. «Состояние здоровья» это степень приближенности к абсолютному здоровью. Состояние здоровья человека может быть в трех состояниях: здоровье, предболезнь, болезнь.
Физиологи считают, что здоровье - способность человека к оптимальной социальной активности при максимальной продолжительности жизни.
Здоровье является конкретным, качественно специфическим состоянием человека, которое характеризуется нормальным течением физиологических процессов, обеспечивающим его оптимальную жизнедеятельность.
В уставе Всемирной организации здоровья (ВОЗ) 1948г. здоровье определяется как «состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только как отсутствие болезни или физических дефектов». В понятие «здоровье» в качестве непременного критерия должна входить возможность полноценной активной трудовой и общественной деятельности.
Здоровье определяется как комплексное, целостное, динамическое состояние организма, развивающегося в процессе реализации генетического потенциала в условиях конкретной социально - экономической среды.
Понятие здоровье может относится как к отдельному индивиду и может относится к популяции. Здоровье можно рассматривать в плане прогноза ожидаемого здоровья. Здоровье человека меняется с возрастом с момента рождения и до взрослого возраста. С возрастом количество и качество здоровья повышается (должно быть так). Лучшее здоровье в 20-25 лет.
По В.П. Казначееву (1978), здоровье - это процесс сохранения и развития физиологических, биологических и психических функций, оптимальной трудовой и социальной активности при максимальной продолжительности активной творческой жизни. Автор представляет здоровье человека как динамически изменяющееся естественное явление, совместное действие которых при особых условиях может обеспечивать продолжительную жизнь. Здоровье - это:
- процесс сохранения, развития физических свойств, потенций психических и социальных;
- процесс максимальной продолжительности здоровой жизни при оптимальной трудоспособности и социальной активности.
Анализ понятия «здоровье» на основе различных критериев:
- биологический: биологическое благополучие - нормальная наследственность, полноценное функционирование органов, систем органов, всего организма;
- медицинский: физическое и психическое благополучие - телесная полноценность, нормальные психические и физиологические функции, отсутствие болезней и повреждений;
- экологический: отношение в системе «человек - общество - окружающая среда», характеризующее действие адаптационных и дезадаптационных факторов по отношению к организму;
- социальный: нормальное функционирование человека в обществе - активность, ответственность, труд, воспитание детей, семейное благополучие;
- демографический: относительная сбалансированность основных характеристик населения в целом и отдельных этнических групп - численности, рождаемости, смертности, плотности, общей заболеваемости и инвалидности;
- экономический: экономическое благополучие государства, семьи, отдельного человека в условиях стабильной обеспеченности трудовыми ресурсами, детерминирующей финансовые показатели;
- психологический: гармоничность личности на основе сформированности познавательных процессов - восприятия, внимания, мышления, памяти, духовной сферы, включая ее эмоционально - волевой аспект, и речи;
- педагогический: состояние, позволяющее получать от предыдущих поколений полноценный интеллектуальный, практический, эмоционально - ценностный опыт, необходимый для жизни, труда, творчества;
- культурологический: состояние, обеспечивающее усвоение опыта по сохранению здоровья и ведению здорового образа жизни на базе общечеловеческой, национальной, региональной культуры, основанное на осознании принадлежности человека к определенной культуре, принятии ее ценностей как своих, выборе культуросообразной модели жизни и поведения. Таким образом, сущность понятия «здоровье» представляется по разному, в зависимости от критериев, составляющих основу для его выражения.
Индивидуальное здоровье человека рассматривается как естественное состояние организма, характеризующегося полной уравновешенностью с биосферой и отсутствием каких-либо выраженных болезненных изменений.
Выделяют следующие составляющие индивидуального здоровья:
. Физическое здоровье - текущее состояние функциональных возможностей органов и систем организма.
. Психическое здоровье - развитие состояние психической сферы и общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию.
. Нравственное здоровье - комплекс моральных ценностей, установок и мотиваций, характеризующих здоровую личность.
. Репродуктивное здоровье - отражает уровень функционирования репродуктивной системы (количество зачатий рожденных детей).
. Социальное здоровье - отражает уровень профессионального и социального благополучия.
Индивидуальное здоровье можно оценить качественно и количественно. Качественная оценка определяет уровень состояния здоровья. Количественная оценка проводится по комплексу показателей, которые характеризуют физическое, психическое и социальное здоровье.
Факторы здоровья и здоровый образ жизни
Человек получил в результате эволюционного развития от природы совершенный генофонд, прекрасную конструкцию организма, высокие резервные способности для того чтобы жить и размножаться. В связи с тем, что человек является биологическим и социальным существом, то в нем все время борются два начала (хочу и надо). На человека действует ряд факторов, биологических и социальных. И эти факторы в разной степени влияют на сохранение здоровья человека.
А) Внешние факторы (экзогенные) в значительной степени регулируются обществом; сюда входят социальные факторы (воспитание, быт, работа), которые и являются определяющими в формировании образа жизни.
Б) Внутренние факторы (эндогенные) - пол, возраст, этническая принадлежность, наследственность с конституциональными особенностями, строение и формирование отдельных органов и систем, их взаимодействие, индивидуальные особенности обменных процессов. Большая часть эндогенных факторов не определяется человеком, его волей.
Эксперты ВОЗ в 80-х годах прошлого столетия установили ориентировочное соотношение различных факторов обеспечения здоровья современного человека, выделив в качестве основных четыре производные. Используя последние, в 1994 г. Межведомственная комиссия Совета Безопасности РФ по охране здоровья населения в Федеральных концепциях «Охрана здоровья населения» и «К здоровой России» определила это соотношение применительно к нашей стране следующим образом (в скобках данные ВОЗ):
генетические факторы - 15-20% (20%); т.е. определяют около 20-25% количества индивидуального здоровья человека;
состояние окружающей среды - 20-25% (20%);
медицинское обеспечение - 10-15% (7-8%);
условия и образ жизни людей - 50-55% (53-52%).
Факторы, детерминирующие формирование здоровья населения, должны изучаться комплексом общественных и естественных наук. Для того, чтобы укреплять и сохранять здоровье людей, иными словами, управлять им, необходима информация как об условиях его формирования (характере реализации генофонда, состояния окружающей среды, образ жизни и пр.) так и о конечном результате процессов их отражения (конкретных показателях состояния здоровья индивида или популяции).
Под Генетическими факторами понимается унаследованные от ближайших родственников особенности обеспечения жизнедеятельности, которые заключены в генотипе данного человека.
В России богатство национальных, этнических групп, а также миграционные процессы создают предпосылки для более совершенного потомства.
Возникает проблема роста и формирования организма генетически здоровых девушек и юношей, подбора семейных пар, определения генетически наиболее оптимальных с точки зрения возрастных, географических, сезонных и других аспектов периодов беременности. Хромосомы половых клеток и их структурные элементы могут подвергаться вредным влияниям в течение всей жизни будущих родителей. Особую опасность представляют нарушения здорового образа жизни будущих родителей в период созревания тех половых клеток, которые непосредственно примут участие в оплодотворении. Если учесть, что яйцеклетка созревает в течение 12 - ти, а сперматозоид - 72-х дней, то становится понятным, что хотя бы в течение периода времени, предшествующего зачатию, родители должны своим образом жизни обеспечить нормальные условия для созревания половых клеток.
Показано, что заболевания матери транслируется на здоровье ребенка. Наиболее часто наследственные нарушения обуславливаются образом жизни будущих родителей или матери. Для нормального развития плода матери необходима повышенная двигательная активность, отсутствие переедания, а также психических перегрузок. (И.И. Брехман, 1980).
Все заболевания, связанные с генетическими факторами, можно условно разделить на 3 группы. К первой группе относятся хромосомные и генные болезни: гемофилия, фенилкетонурия, болезнь Дауна. Вторая группа наследственных болезней проявляется в процессе индивидуального развития и обусловлена слабостью определенных наследственных механизмов. (подагра, сахарный диабет). Третья группа связана с наследственной предрасположенностью, что при воздействии определенных этиологических факторов внешней среды может привести к таким болезням, как атеросклероз, гипертоническая болезнь, язвенная болезнь.
Таким образом, генетический фактор является очень важным в определении потенциального здоровья, с которым рождается ребенок.
Факторы окружающей среды
К факторам внешней среды, оказывающим влияние на организм, следует отнести: энергетические воздействия (включая физические поля), динамический и химический характеры атмосферы, водный компонент, физические, химические и механические характеристики поверхности Земли, характер биосистем местности и их ландшафтных сочетаний; сбалансированность и стабильность климатических и пейзажных условий и ритма природных явлений.
Увеличение уровня механизации и автоматизации трудовых процессов привело к резкому уменьшению физического труда и увеличению чисто нервных нагрузок. Урбанизация и городской образ жизни приводят, среди прочего, к некоторому отставанию эмоционального развития личности от роста интеллектуального начала.
Показано, что в г. Салавате, где загрязненность атмосферы продуктами нефтехимического производства особенно велика, с 1985 г. Стали появляться непроизвольно дергающиеся дети, которых называют «тиккерами» (от слова тик - дергаться). Показательно, что при смене этими детьми места жительства проявления болезни у них бесследно исчезают. (Г.П. Зарубин, 1996).
Особенно тяжелое положение складывается в крупных промышленных центрах. Значительная часть населения России (18%) в настоящее время проживает в городах, где загрязнение превышает санитарные нормы в 10 раз и более. В этих районах 10 -12% населения страдает психическими нарушениями при средних значениях этого показателя- 4 - 5%. Поэтому проблемы валеологической экологии должны быть представлены таким образом, чтобы показать, что географическая среда и ее колебания, геофизика, геокосмические условия, условия, связанные с чистотой продуктов питания, содержанием тех или иных токсикантов, дефицитом микроэлементов, загрязнением воздуха, требуют выделения определенных списков токсикантов, действующих на генетические конструкции и на нейрофизиологические свойства.
Нет сомнения также и в том, что экология должна развиваться в двух направлениях. Валэкология - наука о здоровье биосферы, о нормальных взаимоотношениях человека с окружающей средой на уровне минимальных воздействий должна находить, оберегать и создавать заново здоровые территории и регионы. Санэкология - наука о диагностике и коррекции неблагоприятных изменений в биосфере.
Температура - один из важных абиотических факторов, влияющих на все физиологические функции всех живых организмов.
Температура на земной поверхности зависит от географической широты и высоты над уровнем моря, а также времени года.
Что происходит с человеческим организмом, когда температурные параметры изменяются. В этом случае он вырабатывает специфические реакции приспособление относительно каждого фактора, то есть адаптируется. Адаптация - это процесс приспособления к условиям среды.
Адаптация и терморегуляция. Терморегуляцию обеспечивает основные холодовые и тепловые рецепторы кожи. При различных температурных влияниях сигналы в центральную нервную систему поступают не отдельных рецепторов, а от целых зон кожи, так называемых рецепторных полей, размеры которых непостоянны и зависят от температуры тела и окружающей среды.
Температура тела в большей или меньшей степени влияет на весь организм (на все органы и системы). Соотношение температуры внешней среды и температуры тела определяет характер деятельности системы терморегуляции.
Температура окружающей среды преимущество ниже температуры тела. Вследствие этого между средой и организмом человека постоянно происходит обмен теплом благодаря его отдаче поверхностью тела и через дыхательные пути в окружающее пространство. Этот процесс принято называть теплоотдачей. Образование же тепла в организме человека в результате окислительных процессов называют теплообразованием. В состоянии покоя при нормальном самочувствии величина теплообразования равняется величине теплоотдачи. В жарком или холодном климате, при физических нагрузках организма, заболеваниях, стрессе и т.д. Уровень теплообразования и теплоотдачи может изменяться.
Влияние социально-экологических факторов на здоровье человека
Человеку как существу социальному изначально были присущи два рода потребностей: биологические (физиологические) и социальные (материальные и духовные). Одни удовлетворяются в результате затрат труда на производство продуктов питания, материальных и духовных ценностей, другие-человек привык удовлетворять бесплатно; это потребности в воде, воздухе, солнечной энергии и т.п. Назовем последние экологическими, а первые - социально-экономическими потребностями. Человеческое общество не может отказаться от использования природных богатств. Они всегда являлись и будут являться материальной основой производства, смысл которого и заключается в преобразовании различных природных ресурсов в потребительские блага.
Гигиена - это область медицины, которая изучает влияние труда и условий жизни на здоровье человека и разрабатывает меры профилактики заболеваний, обеспечения оптимальных условий существования, продления жизни и сохранения здоровья.
Гигиена и естественные условия внешней среды (воздействие воды, солнечных лучей, воздуха) - это средства физического воспитания. Кроме физических упражнений физическая культура должна включать в себя общественную и личную гигиену быта и труда, правильный режим труда и отдыха, использование естественных сил природы.
Под гигиеной понимают науку о здоровье, о правильной организации отдыха и труда, о предупреждении болезней, о создании условий, благоприятных для сохранения здоровья людей. Целью такой науки является изучение влияния условий труда и жизни на здоровье людей, обеспечение оптимальных условий существования человека, предупреждение заболеваний, сохранение здоровья человека и долголетия.
Под личной гигиеной понимают совокупность гигиенических правил, которые способствуют укреплению и сохранению здоровья человека, увеличению продолжительности его активной жизни.
Поделитесь с Вашими друзьями: |