Модуль 3. Теоретические основы деятельности тьютора
в образовательной организации
Тема 3.1 Тьютор как педагог и помогающий практик
Практическое задание (практикум, 4 часа).
План
-
Дайте определение понятиям «этика» и «деонтология».
Этика – одна из древнейших теоретических и практических дисциплин, объектом изучения которой является мораль. К основным проблемам этики относятся следующие:
– обоснование морали;
– проблема общего критерия оценки нравственного значения человеческих действий.
В этике выделяют и деонтологию, как раздел этической теории (учения о морали), в котором рассматриваются проблемы обязанностей, моральных требований и норм, то есть это совокупность этических норм, которых придерживаются работники при выполнении своих профессиональных обязанностей.
-
Составьте в виде списка перечень правил педагогического общения, которые бы отражали взаимодействие с обучающимися, коллегами и администрацией.
1). Для каждого ученика нужен индивидуальный подход и меры индивидуального характера.
2) Не забывайте поощрять учеников, обращайте внимание даже на незначительные положительные сдвиги в обучении и воспитании.
3) Во взаимоотношениях с ребенком важное значение имеет такое качество, как доброта. Однако в практической деятельности бывают случаи, когда отдельные подростки и их родственники злоупотребляют ею, используя хорошее отношение к себе в сугубо эгоистических целях. В таких случаях педагог, опираясь на профессиональный и этический опыт, должен быть справедливым и беспристрастным при оценке своих и чужих действий, потому что там, где нарушается этическая мера справедливости, как правило, создаются объективные условия для возникновения конфликтов.
4) В общении с коллегами, обучающимися, администрацией будьте толлерантными.
5) Проявляйте педагогический такт.
6) Умейте по внешним признакам определять состояние ребенка; поддерживать мимикой, позой высказывание собеседника; выслушивать с вниманием и уважением; не прерывать собеседника; владеть культурой речи (доступность, образность, логичность, лаконичность); управлять голосом (интонация, дикция); управлять мимикой, жестами; уменьшать монологическую речевую деятельность в диалоге.
7) Умейте управлять своим состоянием, чувствами (вытеснение отрицательных мыслей и желаний из сознания); установка на положительное восприятие собеседника; владение приемами длительного включения положительных эмоций.
-
Для типовых теоретических моделей собеседника в практике педагогического общения определите, какой из них соответствуют представленные принципы поведения педагога («+» – соответствует, «-» – не соответствует).
(ниже приведен пример задания, когда для типа собеседника выбирается несколько принципов, которые следует перераспределить в таблице)
Тип собеседника
|
Принципы поведения педагога
|
Соответствие/
не соответствие
(+/-)
|
«Вздорный человек»
|
выяснять и совместно рассмотреть тонкости отдельных случаев
|
+
|
«Позитивный человек»
|
оставаться хладнокровным, уверенным в себе и достаточно компетентным
|
-
|
«Всезнайка»
|
нельзя позволять ему разыгрывать роль гостя в беседе
|
-
|
«Трусишка»
|
напоминать ему, что другие тоже хотят высказаться
|
-
|
Хладнокровный, «неприступный собеседник»
|
попытаться выяснить, что интересует лично его
|
+
|
«Незаинтересованный собеседник»
|
решительно пресекать любые попытки насмешек над ним
|
-
|
«Важная птица»
|
на его вопросы информационного характера отвечать сразу
|
-
|
«Почемучка»
|
в спорных и сложных ситуациях искать у него помощь и поддержку
|
-
|
«Нигилист»
|
при наиболее рискованных его утверждениях дать возможность остальным участникам выразить свою оценку и точку зрения
|
+
|
-
Сформулируйте в виде перечня необходимые требования (знания, умения) к тьютору с позиций этики и деонтологии педагогической деятельности.
-
Не выдавать никакой личной информации (возраст, вредные привычки, семейное положение и т.д. и т.п.)
-
Во время проведения кем-то игры, тренинга, лекции и мероприятия не позволять себе комментировать деятельность ведущего.( однако критика ведущего осуществляется строго наедине с ним).
-
Не допускать никакой дискриминации по географическому и любым другим признакам.
-
Относиться ко всем событиям и людям объективно, не примешивая в работу симпатии или антипатии
-
Уметь признавать свои ошибки и брать ответственность за них на себя, не ища других виновных.
-
Постоянно повышать свой уровень профессионализма.
-
Составьте технологическую карту этики и деонтологии тьюторской деятельности в виде таблицы.
Тема
|
Содержание
|
Кол-во часов
|
Литература
|
Форма контроля
|
Конфидициальность личной информации тьютерантов.
|
Соблюдение правил неразглашения личных данных, особенностей здоровья и семейных обстоятельств.
|
5
|
Мишаткина Т.В. Педагогическая этика / Т.В. Мишаткина. Ростов/Дону: Феникс, Мн.: ТетраСистемс, 2004. – 304 с.
|
визуальное наблюдение,
|
Объективность отношения ко всем людям, не учитывая личные симпатии, антипатии.
|
Приятие окружающих людей в сфере профессиональной деятельности.
|
5
|
Левитан К.М. Основы педагогической деонтологии / К.М. Левитан. М.: 1994. – 192 с.
|
визуальное наблюдение,
|
Тактичность по отношению к проведению работы других сотрудников
|
Отсутствие комментариев к проведению работы других специалистов.
|
4
|
Рыскельдиева Л.Т. Деонтология в истории философии /
Л.Т. Рыскельдиева. Симферополь: Таврия, 2004. – 384 с
|
визуальное наблюдение, отзывы тьютерантов, родителей тьютерантов, специалистов; социологический опрос,
|
Развитие собственной критичности и рефлексии.
|
Проведение самоанализа собственной работы, учет ошибок и профссиональных находок.
|
5
|
Филатова Ирина Александровна Деонтологическая компетентность будущих педагогов-дефектологов // Специальное образование. 2015. №2.
|
заполнение листов самоанализа
|
Формирование позитивного отношения к окружающим (тьютерантам, родителям, специалистам)
|
Проведение работы по профилактике эмоционально выгорания.
|
12
|
Безрукова В.С. Педагогика: учеб. пособие / В. С. Безрукова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2013. – 381 с.
|
организация совместной и досуговой деятельности, вызывающей положительный эмоциональный отклик
|
6. Ответьте на вопросы по теме «Профессиональная этика и этикет» и решите кроссворд:
1. Способ держать себя, внешняя форма обращения с людьми, которая носит конкретно-исторический и ситуативный характер.
2. Подчеркнуто официальная, служебная вежливость, умение держать себя в руках в любых обстоятельствах, в том числе конфликтных.
3. Наука, которая рассматривает этикет как систему знаков, символов.
4. Почтительная вежливость, проявляемая по отношению к старшим по возрасту и по служебному рангу.
5. По В. Далю, это – сдержанность, умеренность, простота, пристойность в общении; востребована в общении с коллегами по работе.
6. Мягкость, тонкость в понимании сослуживцев, бережность обращения с ними.
7. Манерничанье, панибратство в поведении, нарушение стиля, чувства меры. 8. В этикете они имеют приоритет перед мужчинами.
9. Принцип этикета, который требует уважения человека, доброжелательного к нему отношения, охранения чувства достоинства.
10. Психологический термин, характеризующий возможность определения по этикету принадлежность человека к определенной социальной, в том числе профессиональной, группе.
11. Чувство меры, моральная интуиция человека, подсказывающая ему наиболее тонкую, осторожную, деликатную линию поведения по отношению к коллегам.
12. Слово, пропущенное в высказывании Сервантеса: «Ничего не стоит так дешево и не ценится так дорого, как…».
13. Установленный в обществе порядок поведения и общения, включающий в себя совокупность правил (норм), регулирующих внешние проявления человеческих отношений (обхождение с окружающими, поведение в общественных местах и т.п.).
14. Стремление быть приятным и полезным коллеге по работе.
|
|
|
|
|
|
|
1.м
|
а
|
н
|
е
|
р
|
а
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2.к
|
о
|
р
|
р
|
е
|
к
|
т
|
н
|
о
|
с
|
т
|
ь
|
|
|
|
3.с
|
е
|
м
|
и
|
о
|
т
|
и
|
к
|
а
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4.у
|
ч
|
т
|
и
|
в
|
о
|
с
|
т
|
ь
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5.с
|
к
|
р
|
о
|
м
|
н
|
о
|
с
|
т
|
ь
|
|
|
|
|
|
6.д
|
е
|
л
|
и
|
к
|
а
|
т
|
н
|
о
|
с
|
т
|
ь
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7.в
|
у
|
л
|
ь
|
г
|
а
|
р
|
н
|
о
|
с
|
т
|
ь
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8.ж
|
е
|
н
|
щ
|
и
|
н
|
а
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9.г
|
у
|
м
|
а
|
н
|
н
|
о
|
с
|
т
|
ь
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10.и
|
д
|
е
|
н
|
т
|
и
|
ф
|
и
|
к
|
а
|
ц
|
и
|
я
|
|
|
|
|
11.т
|
а
|
к
|
т
|
и
|
ч
|
н
|
о
|
с
|
т
|
ь
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
12.в
|
е
|
ж
|
л
|
и
|
в
|
о
|
с
|
т
|
ь
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
13.э
|
т
|
и
|
к
|
е
|
т
|
|
|
|
|
|
|
|
14.л
|
ю
|
б
|
е
|
з
|
н
|
о
|
с
|
т
|
ь
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7. Заполните таблицу «Формы и типы связей педагогической деонтологии с другими науками»
Формы и типы связей
педагогической деонтологии
|
С какими науками проявляются данные формы и типы связей
|
применение методов других наук
|
философия
|
использование результатов исследований, полученных различными науками
|
педагогическая этика, физиология
|
решение общих проблем
|
Психология, социология
|
8. Определите области работы тьютора и сформулируйте особенности тьюторского сопровождения обучающихся на разных ступенях образования.
Результат анализа оформите в виде таблицы.
Ступень образования
|
Область деятельности тьютора
|
Характеристик тьюторского сопровождения
|
Начальное образование
|
Базовый конфликт в начальной школе – это конфликт между игровой и учебной деятельностью. В отличие от учителя, занимающегося задачами учебно- воспитательного процесса, для учителя- тьютора, работающего с развитием познавательного интереса, первостепенной задачей является оказание младшему школьнику помощи в осознании и реализации познавательного интереса.
|
|
Поделитесь с Вашими друзьями: |