Тема тьютор как педагог и помогающий практик Практическое задание (практикум, часа). План Дайте определение понятиям «этика» и «деонтология»



Скачать 33.05 Kb.
страница1/2
Дата02.04.2019
Размер33.05 Kb.
ТипПрактикум
  1   2

Модуль 3. Теоретические основы деятельности тьютора
в образовательной организации

Тема 3.1 Тьютор как педагог и помогающий практик

Практическое задание (практикум, 4 часа).

План



  1. Дайте определение понятиям «этика» и «деонтология».

Этика – одна из древнейших теоретических и практических дисциплин, объектом изучения которой является мораль. К основным проблемам этики относятся следующие:

– обоснование морали;

–  проблема общего критерия оценки  нравственного значения человеческих действий. 

В этике выделяют и деонтологию, как раздел этической теории (учения о морали), в котором рассматриваются проблемы обязанностей, моральных требований и норм, то есть это совокупность этических норм, которых придерживаются работники при выполнении  своих профессиональных обязанностей.




  1. Составьте в виде списка перечень правил педагогического общения, которые бы отражали взаимодействие с обучающимися, коллегами и администрацией.

1). Для каждого ученика нужен индивидуальный подход и меры индивидуального характера.

2) Не забывайте поощрять учеников, обращайте внимание даже на незначительные положительные сдвиги в обучении и воспитании. 

 3) Во взаимоотношениях с ребенком важное значение имеет такое качество, как  доброта.  Однако в практической деятельности бывают случаи, когда отдельные подростки и их родственники злоупотребляют ею, используя хорошее отношение к себе в сугубо эгоистических целях.  В таких случаях педагог, опираясь на профессиональный и этический опыт, должен быть справедливым и  беспристрастным при оценке своих и чужих действий, потому что там, где нарушается этическая мера справедливости, как правило, создаются объективные условия для возникновения конфликтов.

4) В общении с коллегами, обучающимися, администрацией будьте толлерантными.

5) Проявляйте педагогический такт.

6) Умейте по внешним признакам определять состояние ребенка; поддерживать мимикой, позой высказывание собеседника; выслушивать с вниманием и уважением; не прерывать собеседника; владеть культурой речи (доступность, образность, логичность, лаконичность); управлять голосом (интонация, дикция); управлять мимикой, жестами; уменьшать монологическую речевую деятельность в диалоге.

7) Умейте управлять своим состоянием, чувствами (вытеснение отрицательных мыслей и желаний из сознания); установка на положительное восприятие собеседника; владение приемами длительного включения положительных эмоций.




  1. Для типовых теоретических моделей собеседника в практике педагогического общения определите, какой из них соответствуют представленные принципы поведения педагога («+» – соответствует, «-» – не соответствует).

(ниже приведен пример задания, когда для типа собеседника выбирается несколько принципов, которые следует перераспределить в таблице)

Тип собеседника

Принципы поведения педагога

Соответствие/

не соответствие



(+/-)

«Вздорный человек»

выяснять и совместно рассмотреть тонкости отдельных случаев

+

«Позитивный человек»

оставаться хладнокровным, уверенным в себе и достаточно компетентным

-

«Всезнайка»

нельзя позволять ему разыгрывать роль гостя в беседе

-

«Трусишка»

напоминать ему, что другие тоже хотят высказаться

-

Хладнокровный, «неприступный собеседник»

попытаться выяснить, что интересует лично его

+

«Незаинтересованный собеседник»

решительно пресекать любые попытки насмешек над ним

-

«Важная птица»

на его вопросы информационного характера отвечать сразу

-

«Почемучка»

в спорных и сложных ситуациях искать у него помощь и поддержку

-

«Нигилист»

при наиболее рискованных его утверждениях дать возможность остальным участникам выразить свою оценку и точку зрения

+




  1. Сформулируйте в виде перечня необходимые требования (знания, умения) к тьютору с позиций этики и деонтологии педагогической деятельности.

  1. Не выдавать никакой личной информации (возраст, вредные привычки, семейное положение и т.д. и т.п.)

  2. Во время проведения кем-то игры, тренинга, лекции и мероприятия не позволять себе комментировать деятельность ведущего.( однако критика ведущего осуществляется строго наедине с ним).

  3. Не допускать никакой дискриминации по географическому и любым другим признакам.

  4. Относиться ко всем событиям и людям объективно, не примешивая в работу симпатии или антипатии

  5. Уметь признавать свои ошибки и брать ответственность за них на себя, не ища других виновных.

  6. Постоянно повышать свой уровень профессионализма.

  1. Составьте технологическую карту этики и деонтологии тьюторской деятельности в виде таблицы.



Тема

Содержание

Кол-во часов

Литература

Форма контроля

Конфидициальность личной информации тьютерантов.

Соблюдение правил неразглашения личных данных, особенностей здоровья и семейных обстоятельств.

5

Мишаткина Т.В. Педагогическая этика / Т.В. Мишаткина. Ростов/Дону: Феникс, Мн.: ТетраСистемс, 2004. – 304 с.

визуальное наблюдение,

Объективность отношения ко всем людям, не учитывая личные симпатии, антипатии.

Приятие окружающих людей в сфере профессиональной деятельности.

5

Левитан К.М. Основы педагогической деонтологии / К.М. Левитан. М.: 1994. – 192 с.

визуальное наблюдение,

Тактичность по отношению к проведению работы других сотрудников

Отсутствие комментариев к проведению работы других специалистов.

4

Рыскельдиева Л.Т. Деонтология в истории философии /
Л.Т. Рыскельдиева. Симферополь: Таврия, 2004. – 384 с

визуальное наблюдение, отзывы тьютерантов, родителей тьютерантов, специалистов; социологический опрос,

Развитие собственной критичности и рефлексии.

Проведение самоанализа собственной работы, учет ошибок и профссиональных находок.

5

Филатова Ирина Александровна Деонтологическая компетентность будущих педагогов-дефектологов // Специальное образование. 2015. №2.

заполнение листов самоанализа

Формирование позитивного отношения к окружающим (тьютерантам, родителям, специалистам)

Проведение работы по профилактике эмоционально выгорания.

12

Безрукова В.С. Педагогика: учеб. пособие / В. С. Безрукова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2013. – 381 с.

организация совместной и досуговой деятельности, вызывающей положительный эмоциональный отклик

6. Ответьте на вопросы по теме «Профессиональная этика и этикет» и решите кроссворд:

1. Способ держать себя, внешняя форма обращения с людьми, которая носит конкретно-исторический и ситуативный характер.

2. Подчеркнуто официальная, служебная вежливость, умение держать себя в руках в любых обстоятельствах, в том числе конфликтных.

3. Наука, которая рассматривает этикет как систему знаков, символов.

4. Почтительная вежливость, проявляемая по отношению к старшим по возрасту и по служебному рангу.

5. По В. Далю, это – сдержанность, умеренность, простота, пристойность в общении; востребована в общении с коллегами по работе.

6. Мягкость, тонкость в понимании сослуживцев, бережность обращения с ними.

7. Манерничанье, панибратство в поведении, нарушение стиля, чувства меры. 8. В этикете они имеют приоритет перед мужчинами.

9. Принцип этикета, который требует уважения человека, доброжелательного к нему отношения, охранения чувства достоинства.

10. Психологический термин, характеризующий возможность определения по этикету принадлежность человека к определенной социальной, в том числе профессиональной, группе.

11. Чувство меры, моральная интуиция человека, подсказывающая ему наиболее тонкую, осторожную, деликатную линию поведения по отношению к коллегам.

12. Слово, пропущенное в высказывании Сервантеса: «Ничего не стоит так дешево и не ценится так дорого, как…».

13. Установленный в обществе порядок поведения и общения, включающий в себя совокупность правил (норм), регулирующих внешние проявления человеческих отношений (обхождение с окружающими, поведение в общественных местах и т.п.).



14. Стремление быть приятным и полезным коллеге по работе.


 

 

 

 

 

 

 

1.м

 а

н

 е

 р

 а

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.к

 о

р

 р

 е

 к

 т

 н

 о

 с

 т

 ь

 

 

 

3.с

 е

 м

 и

 о

 т

 и

 к

а

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.у

 ч

 т

 и

в

 о

 с

 т

 ь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.с

 к

 р

 о

 м

 н

о 

 с

 т

 ь

 

 

 

 

 

6.д

 е

 л

 и

 к

 а

т

 н

 о

 с

 т

 ь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.в

 у

 л

 ь

 г

 а

 р

 н

 о

с 

 т

 ь

 

 

 

 

 

 

 

 

8.ж

е

 н

 щ

 и

 н

 а

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9.г

 у

 м

 а

н

н 

 о

 с

 т

 ь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10.и

 д

 е

н

 т

 и

 ф

 и

 к

 а

 ц

 и

 я

 

 

 

 

11.т

 а

 к

 т

 и

 ч

 н

о

 с

 т

 ь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12.в

 е

 ж

 л

 и

 в

 о

с

 т

 ь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13.э

т

 и

 к

е 

 т

 

 

 

 

 

 

 

14.л

 ю

 б

 е

 з

 н

 о

 с

 т

ь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Заполните таблицу «Формы и типы связей педагогической деонтологии с другими науками»




Формы и типы связей

педагогической деонтологии



С какими науками проявляются данные формы и типы связей

применение методов других наук

философия

использование результатов исследований, полученных различными науками

педагогическая этика, физиология

решение общих проблем

Психология, социология

8. Определите области работы тьютора и сформулируйте особенности тьюторского сопровождения обучающихся на разных ступенях образования.

Результат анализа оформите в виде таблицы.

Ступень образования

Область деятельности тьютора

Характеристик тьюторского сопровождения

Начальное образование

Базовый конфликт в начальной школе – это конфликт между игровой и учебной деятельностью. В отличие от учителя, занимающегося задачами учебно- воспитательного процесса, для учителя- тьютора, работающего с развитием познавательного интереса, первостепенной задачей является оказание младшему школьнику помощи в осознании и реализации познавательного интереса.


Скачать 33.05 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2




©zodomed.ru 2024


    Главная страница