П37 Планирование в современном ДОУ: Методическое пособие / Под ред. Н.В. Микляевой. — М.: ТЦ Сфера, 2013. — 128 с. — (Библиотека журнала «Управление ДОУ»). (2)
ISBN 978-5-9949-0740-5
В пособии дана характеристика моделей образовательного процесса с учетом новых государственных требовании и систематизированы требования к содержанию и формам планирования воспитательно-образовательной работы в современном ДОУ, описаны особенности комплексно-тематического планирования непосредственно образовательной деятельности педагогов и деятельности в ходе организации режимных моментов, а также самостоятельной деятельности детей, взаимодействия педагогов с социальными партнерами — специалистами детского сада и родителями воспитанников.
Пособие рекомендовано для педагогов и специалистов детских садов, старших воспитателей ДОУ и руководителей структурных подразделений территориальных образовательных комплексов.
373 74.102
О ООО «ТЦ Сферам [01 I НМнклгаш 11.11. чн i
ISBN 978-5-9949-0740-5
Предисловие
Важной функцией организации образовательного процесса ДОУ, обеспечивающей планомерную, систематическую, рациональную и эффективную работу всех его подразделений, является планирование.
Планированию предшествует всесторонний и глубокий анализ состояния воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении, выявление сильных и слабых ее сторон, определение актуальных задач на предстоящий период. При этом всем известны условия эффективного планирования, когда соблюдаются три главных условия:
-
объективная оценка уровня работы дошкольного учреждения
в момент планирования;
-
четкое представление тех результатов, уровня работы, которые
к концу планируемого периода должны быть достигнуты;
-
выбор оптимальных путей, средств, методов, которые помогут
добиться поставленных целей, а значит, получить планируемый
результат.
Однако сегодня система планирования претерпевает ряд серьезных изменений в соответствии с новыми федеральными государственными требованиями. С теоретической точки зрения это связано с тем, что вводятся новые требования к планированию образовательного процесса, который должен:
-
основываться на принципе развивающего образования, его
цель — развитие каждого ребенка, комплексно-тематическом
принципе построения образовательного процесса; принципе
интеграции образовательных областей в соответствии с воз
растными возможностями и особенностями воспитанников
группы;
-
обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обу
чающих целей и задач образования воспитанников, в процессе
реализации которых формируются знания, умения и навыки,
имеющие непосредственное отношение к развитию детей
дошкольного возраста;
-
— соответствие планируемого содержания и форм организации детей возрастным и психолого-педагогическим основам дошкольной педагогики.
С практической точки зрения эти требования должны найти отражение в выборе, адаптации или разработке эффективных моделей образовательного процесса для детей разного возраста, выразиться на трех основных уровнях планирования образовательного процесса в современном дошкольном образовательном учреждении: стратегическом, тактическом и оперативном. Кроме того, данные требования призваны отразить специфику взаимодействия субъектов образовательного процесса (детей, педагогов и родителей) и социальных партнеров — как внутри ДОУ, так и вне его. Это чрезвычайно сложные задачи. Попробуем обобщить опыт их решения в данном методическом пособии, не претендуя на научную новизну и теоретическую значимость предлагаемых путей выхода из проблемных ситуаций. Нам было важнее систематизировать то, что сложилось в практике, и подвести под этот опыт необходимую теоретическую базу. Поэтому мы будем благодарны и ученым-теоретикам, и практикам за замечания и рекомендации к совершенствованию данного методического материала.
ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА*
Образовательный процесс как термин берет свое начало в понятийно-терминологическом поле педагогического процесса. Педагогический процесс — одна из главных категорий педагогики, происходит от латинского слова «processus» — продвижение, имеет множество определений. Например, педагогический процесс — это целенаправленное содержательно насыщенное и организационно оформленное взаимодействие педагогической деятельности взрослых и самоизменения ребенка в результате активной жизнедеятельности при ведущей и направляющей роли воспитателя**.
Функции педагогического процесса
Социальной адаптации — приспособление детей к условиям жизни в обществе.
Ценностно-ориентационная — помощь в выработке первоначальных установок и ориентиров в повседневной практической деятельности и в отношениях с людьми.
Развивающая — совершенствование физических сил, интеллектуальных возможностей, духовности.
Просветительская (информационная) — усвоение детьми знаний о природе, обществе, отношениях между людьми, об общественном социуме, о способах деятельности.
Таким образом, главное свойство педагогического процесса как динамической системы*** — его способность к выполнению социально обусловленных функций. При этом движущими силами педагогического процесса являются противоречия между требованиями к ребенку и его реальными возможностями. Поэтому он может рассматриваться как специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной воспитательной системы взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение поставленной цели и призванное привести к преобразованию личностных свойств и качеств воспитанников. Это возможно
* Авторы — Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева.
** Определение дано Б.Т. Лихачевым.
*** Основные компоненты педагогического процесса: цель, задачи, содержание, методы, приемы и организационные формы воспитания. Системообразующим компонентом педагогического процесса выступает его цель, которая объединяет все компоненты в систему в ходе его организации.
при условии развития данного процесса как целостного явления: целостная, гармоничная личность может быть сформирована только в целостном педагогическом процессе. Поэтому последний представляет собой единство процесса обучения и воспитания (в узком смысле) и процесса развития воспитуемых (в широком смысле).
По мнению И.П. Подласого, синтез воспитания и обучения в процессе развития детей и организации педагогического процесса предполагает три этапа:
подготовительный — определяются цель, конкретные задачи, выясняется состояние вопроса, планируются, прогнозируются результат, схема процесса, подбираются методы воздействия с учетом основной задачи, возраста детей и концепции воспитания;
основной — в соответствии с намеченным планом осуществляется педагогическое взаимодействие воспитанника и воспитателя, ведется постоянный оперативный контроль за промежуточными результатами, который позволяет обнаружить отклонения, ошибки и сразу же произвести коррекцию, ввести необходимые дополнения и изменения;
заключительный — анализ результатов, в ходе которого проводится исчерпывающий анализ причин получения положительных результатов и появления недостатков.
Большую роль в том, чтобы педагогический процесс осуществлялся эффективно, играют его системность* и такое проявление системности, как целостность.
Признаки, характеризующие целостность педагогического процесса:
-
целостный подход к изучению педагогических явлений и про
цессов;
-
взаимозависимость цели, содержания, форм, методов и средств
педагогической работы.
В том числе это касается интеграции средств, методов и форм обучения и воспитания в педагогическом процессе ДОУ. С точки зрения интеграции воспитания и обучения в технологическом аспекте педагогического процесса считается, что такая взаимосвязь обеспечивает формирование нового качества обучения — оно становится воспитывающим. При этом достигается органическая взаимосвязь между приобретенными детьми знаниями, навыками и умениями и усвоением опыта творческой деятельности, формированием эмоционально-ценностного отношения к миру, друг к другу и к усваиваемому материалу (по И.Ф. Гербарту).
* Педагогический процесс как система характеризуется целостностью воспитательно-образовательной работы в конкретном образовательном учреждении и опирается на принципы целостности, коммуникативности, структурности, управляемости, целенаправленности и развития.
Реализация воспитательной функции обучения в педагогическом процессе, в свою очередь, обеспечивает активизацию познавательной и практической деятельности воспитанников, способствует сознательному усвоению знаний и формированию условий для их i иорческого применения, влиянию представлений на становление мировоззрения детей.
Особенности педагогического процесса не ограничиваются возможностями интеграции воспитания и обучения и их взаимовлиянием друг на друга. Внутри него как внутри системы скрыты способность к преодолению противоречий развития усилиями самих участников образовательного процесса, способность к самоуправлению: постановке целей, проектированию нового состояния системы, корректировке отдельных составляющих и этапов данного процесса, объективному анализу их хода и результатов, выдвижению новых перспектив и т.д. ')то находит отражение в адаптации педагогического процесса к со-иременным требованиям. В частности, сейчас он воспринимается как образовательный процесс, который:
— обеспечивает единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;
-
строится с учетом принципов целостности и интеграции
содержания дошкольного образования и основывается на
комплексно-тематическом принципе построения;
-
обеспечивает осуществление образовательного процесса в
двух основных организационных моделях, включающих со
вместную деятельность взрослого и детей и самостоятельную
их деятельность.
Рассмотрим, как это повлияло на представления ученых о сущно-тя и структуре педагогического процесса. Ранее он представлялся, аномним, как специально организованное и развивающееся во вре-лени педагогическое взаимодействие и имел структуру.
Структура педагогического процесса
Внешняя
Педагог — центральная фигура педагогического процесса, носитель цели, выступает как субъект и объект педагогического процесса. Как субъект получает специальное педагогическое образование, развивает способность к активному общению с детьми, организации их жизни и деятельности. Педагог как объект педагогического процесса в результате непрерывного образования, самовоспитания, общения с детьми подвергается воспитательным воздействиям и стремится к самосовершенствованию.
Ребенок — объект педагогического процесса, представляет собой индивидуальность, развиваемую и преобразуемую в соответствии с педагогическими целями, как субъект педагогического процесса — развивающаяся личность, стремится к удовлетворению своих потребностей, интересов и стремлений.
Сфера и деятельность, специально организованные.
Внутренняя
Целевой (целеполагание) — включает в себя цели (стратегическую и тактическую). Цель определяет задачи, реализуемые в определенных условиях.
Деятельностный — характеризует формы, способы, средства организации и осуществления воспитательного взаимодействия, направленного на реализацию целей и задач, освоение содержания педагогического процесса.
Результативный — достигнутые результаты и степень эффективности педагогического процесса, обеспечивает управление качеством воспитательно-образовательной деятельности.
Ресурсный — отражает условия протекания педагогического процесса (нормативно-правовое, информационно-методическое, кадровое, материально-техническое, финансовое обеспечение и др.).
С точки зрения восприятия и анализа данного процесса как образовательного произошел ряд изменений. Как считает д-р пед. наук, профессор Л.А. Парамонова, с точки зрения культурно-исторического подхода (по Л.С. Выготскому) основополагающей целью данного процесса должно быть создание условий, способствующих комфортному психологическому состоянию ребенка и «присвоению» им общечеловеческой культуры, заложенной в предметах, природе, человеческих отношениях, а также в способах переживания, познания, преобразования и порождения нового. Тогда в процессе присвоения общечеловеческих ценностей происходит достижение таких фундаментальных целей образовательного процесса, как разностороннее развитие ребенка, развитие его интересов и способностей, формирование базиса личностной культуры.
Содержание образовательного процесса включает направления работы по социально-личностному, физкультурно-оздоровительному, художественно-эстетическому и познавательно-речевому развитию детей. В качестве основы для их пересечения в рамках образовательного процесса выступает интеграция десяти образовательных областей, которые прямо или косвенно соотносятся с перечисленными направлениями развития: «Физическая культура», «Здоровье», «Социализация», «Труд», «Безопасность», «Чтение художественной
нитературы», «Коммуникация», «Познание», «Музыка», «Художе-• i пенное творчество». При этом, по мнению Л.А. Парамоновой, в их содержание должны входить:
-
информация из разных областей действительности, которая
в результате активного присвоения ребенком становится зна
нием*;
-
способы и средства деятельности ребенка, разных ее видов
(двигательной, игровой, речевой и познавательной и др.);
-
способы общения и адекватного поведения в разных ситуациях;
-
набор определенных личностных качеств (активность, инициа
тивность, самостоятельность, любознательность, оптимистич-
ность и открытость, аккуратность и умение следить за своим
внешним видом и т.п.).
Содержание образовательного процесса с технологической точки прения может быть реализовано в совместной деятельности педагогов и детей, а также через оптимальную организацию самостоятельной деятельности последних.
Под совместной деятельностью взрослых и детей понимается деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве в одно и то же время. Она отличается наличием партнерской позиции взрослого и партнерской формой организации (сотрудничество взрослого и детей, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности), предполагает сочетание индивидуальной, подгруппо-вой и групповой форм организации работы с воспитанниками. При ■этом очень важно, чтобы организация жизни и деятельности детей осуществлялась с точки зрения обеспечения им комфортности и учитывала их потребности, прежде всего, в признании и общении, а также в движении, проявлении активности, переживании и познании, в творчестве.
Под самостоятельной деятельностью детей понимается свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально. При этом Н.Л. Короткова обращает внимание педагогов на то, что блок самостоятельной деятельности детей должен наполняться образова-
* По мнению Л.А. Парамоновой, к которому мы присоединяемся, часто встречающееся противопоставление «знаньевой» и «деятельностной» педагогических парадигм при хулении первой неправомерно, поскольку знания являются одним из важных результатов деятельности детей и взрослых.
тельным содержанием за счет создания воспитателем разнообразной предметной среды (материалы для игры, рисования, лепки, конструирования, исследования-экспериментирования и др.), обеспечивающей широкий выбор дел по интересам, позволяющей каждому ребенку включаться во взаимодействие с ровесниками или действовать индивидуально.
Результаты совместной и самостоятельной деятельности детей и взрослых отражаются в ходе промежуточного (по итогам освоения образовательных областей) и итогового (по степени сформированное™ социального портрета ребенка каждого возраста и выпускника ДОУ) мониторинга. Он выступает как технология управления качеством образовательного процесса и как оценка его соответствия запросам родителей и социальному заказу общества.
Мы рассмотрели структуру образовательного процесса и изменение представлений ученых о нем с течением времени. Такая логика описания связана с тем, что процесс — то, что разворачивается во времени как закономерная смена различных состояний, последовательность которых определена их внутренней структурой и теми возможными переходами (превращениями, преобразованиями), которые содержатся в этой структуре как ее интенция. В этом отношении образовательный процесс раскрывается в его внешних и внутренних противоречиях: и как сущность, и как явление. Поэтому большое значение в его организации имеют процессы моделирования.
МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА*
I) основе моделирования образовательного процесса лежат основные парадигмальные модели образования (табл. 1), сравнительную характеристику которых осуществил В.Я. Пилиповский**.
Таблица 1 Основные нарадиг мальные модели образовании
Традиционалистская
|
Рационалистическая
|
Гуманистическая (феноменологическая)
|
В основе лежит идея «сберегающей», консервативной (в положительном смысле) роли образования, цель которой заключалась в сохранении и передаче молодому поколению наиболее существенных элементов культурного наследия, способствующего как индивидуальному развитию, так и сохранению социального порядка
|
В центре внимания педагога — не содержание, а эффективные способы усвоения молодым поколением различных видов знаний. Ее цель — сформировать у подрастающего поколения адаптивный «поведенческий репертуар», соответствующий социальным нормам и требованиям общества
|
В центре внимания — ребенок как субъект жизни и духовная личность, имеющая потребность в саморазвитии. Парадигма ориентирована на развитие внутреннего мира ребенка, на межличностное общение, диалог, помощь в личностном росте. Это направление провозглашает ценностное отношение к ребенку и детству как уникальному периоду жизни человека
|
Поделитесь с Вашими друзьями: |