Методическое пособие / Под ред. Н. В. Микляевой. М.: Тц сфера, 2013. 128 с.



страница1/15
Дата04.05.2016
Размер0.52 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15




































































































УДК 373 ББК 74.102 П37

П37 Планирование в современном ДОУ: Методическое пособие / Под ред. Н.В. Микляевой. — М.: ТЦ Сфера, 2013. — 128 с. — (Библиотека журнала «Управление ДОУ»). (2)

ISBN 978-5-9949-0740-5

В пособии дана характеристика моделей образовательного процесса с учетом новых государственных требовании и систематизированы требования к содержанию и формам планирования воспитательно-образовательной работы в современном ДОУ, описаны особенности комплексно-тематического планирования непосредственно образовательной деятельности педагогов и деятельности в ходе организации режимных моментов, а также самостоятельной деятельности детей, взаимодействия педагогов с социальными партнерами — специалистами детского сада и родителями воспитанников.

Пособие рекомендовано для педагогов и специалистов детских садов, старших воспитателей ДОУ и руководителей структурных подразделений территориальных образовательных комплексов.



УДК

ББК



373 74.102


О ООО «ТЦ Сферам [01 I НМнклгаш 11.11. чн i

ISBN 978-5-9949-0740-5

Предисловие

Важной функцией организации образовательного процесса ДОУ, обеспечивающей планомерную, систематическую, рациональную и эффективную работу всех его подразделений, является планирование.

Планированию предшествует всесторонний и глубокий анализ состояния воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении, выявление сильных и слабых ее сторон, определение актуальных задач на предстоящий период. При этом всем известны условия эффективного планирования, когда соблюдаются три главных условия:



  • объективная оценка уровня работы дошкольного учреждения
    в момент планирования;

  • четкое представление тех результатов, уровня работы, которые
    к концу планируемого периода должны быть достигнуты;

  • выбор оптимальных путей, средств, методов, которые помогут
    добиться поставленных целей, а значит, получить планируемый
    результат.

Однако сегодня система планирования претерпевает ряд серьезных изменений в соответствии с новыми федеральными государственными требованиями. С теоретической точки зрения это связано с тем, что вводятся новые требования к планированию образовательного процесса, который должен:

  • основываться на принципе развивающего образования, его
    цель — развитие каждого ребенка, комплексно-тематическом
    принципе построения образовательного процесса; принципе
    интеграции образовательных областей в соответствии с воз
    растными возможностями и особенностями воспитанников
    группы;

  • обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обу
    чающих целей и задач образования воспитанников, в процессе
    реализации которых формируются знания, умения и навыки,
    имеющие непосредственное отношение к развитию детей
    дошкольного возраста;



— соответствие планируемого содержания и форм организации детей возрастным и психолого-педагогическим основам дошкольной педагогики.

С практической точки зрения эти требования должны найти отражение в выборе, адаптации или разработке эффективных моделей образовательного процесса для детей разного возраста, выразиться на трех основных уровнях планирования образовательного процесса в современном дошкольном образовательном учреждении: стратегическом, тактическом и оперативном. Кроме того, данные требования призваны отразить специфику взаимодействия субъектов образовательного процесса (детей, педагогов и родителей) и социальных партнеров — как внутри ДОУ, так и вне его. Это чрезвычайно сложные задачи. Попробуем обобщить опыт их решения в данном методическом пособии, не претендуя на научную новизну и теоретическую значимость предлагаемых путей выхода из проблемных ситуаций. Нам было важнее систематизировать то, что сложилось в практике, и подвести под этот опыт необходимую теоретическую базу. Поэтому мы будем благодарны и ученым-теоретикам, и практикам за замечания и рекомендации к совершенствованию данного методического материала.

ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

ПРОЦЕССА*

Образовательный процесс как термин берет свое начало в понятийно-терминологическом поле педагогического процесса. Педагогический процесс — одна из главных категорий педагогики, происходит от латинского слова «processus» — продвижение, имеет множество определений. Например, педагогический процесс — это целенаправленное содержательно насыщенное и организационно оформленное взаимодействие педагогической деятельности взрослых и самоизменения ребенка в результате активной жизнедеятельности при ведущей и направляющей роли воспитателя**.

Функции педагогического процесса

Социальной адаптации — приспособление детей к условиям жизни в обществе.

Ценностно-ориентационная — помощь в выработке первоначальных установок и ориентиров в повседневной практической деятельности и в отношениях с людьми.

Развивающая — совершенствование физических сил, интеллектуальных возможностей, духовности.

Просветительская (информационная) — усвоение детьми знаний о природе, обществе, отношениях между людьми, об общественном социуме, о способах деятельности.

Таким образом, главное свойство педагогического процесса как динамической системы*** — его способность к выполнению социально обусловленных функций. При этом движущими силами педагогического процесса являются противоречия между требованиями к ребенку и его реальными возможностями. Поэтому он может рассматриваться как специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной воспитательной системы взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение поставленной цели и призванное привести к преобразованию личностных свойств и качеств воспитанников. Это возможно




* Авторы — Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева.

** Определение дано Б.Т. Лихачевым.

*** Основные компоненты педагогического процесса: цель, задачи, содержание, методы, приемы и организационные формы воспитания. Системообразующим компонентом педагогического процесса выступает его цель, которая объединяет все компоненты в систему в ходе его организации.


при условии развития данного процесса как целостного явления: целостная, гармоничная личность может быть сформирована только в целостном педагогическом процессе. Поэтому последний представляет собой единство процесса обучения и воспитания (в узком смысле) и процесса развития воспитуемых (в широком смысле).

По мнению И.П. Подласого, синтез воспитания и обучения в процессе развития детей и организации педагогического процесса предполагает три этапа:



подготовительный — определяются цель, конкретные задачи, выясняется состояние вопроса, планируются, прогнозируются результат, схема процесса, подбираются методы воздействия с учетом основной задачи, возраста детей и концепции воспитания;

основной — в соответствии с намеченным планом осуществляется педагогическое взаимодействие воспитанника и воспитателя, ведется постоянный оперативный контроль за промежуточными результатами, который позволяет обнаружить отклонения, ошибки и сразу же произвести коррекцию, ввести необходимые дополнения и изменения;

заключительный — анализ результатов, в ходе которого проводится исчерпывающий анализ причин получения положительных результатов и появления недостатков.

Большую роль в том, чтобы педагогический процесс осуществлялся эффективно, играют его системность* и такое проявление системности, как целостность.

Признаки, характеризующие целостность педагогического процесса:


  • целостный подход к изучению педагогических явлений и про
    цессов;

  • взаимозависимость цели, содержания, форм, методов и средств
    педагогической работы.

В том числе это касается интеграции средств, методов и форм обучения и воспитания в педагогическом процессе ДОУ. С точки зрения интеграции воспитания и обучения в технологическом аспекте педагогического процесса считается, что такая взаимосвязь обеспечивает формирование нового качества обучения — оно становится воспитывающим. При этом достигается органическая взаимосвязь между приобретенными детьми знаниями, навыками и умениями и усвоением опыта творческой деятельности, формированием эмоционально-ценностного отношения к миру, друг к другу и к усваиваемому материалу (по И.Ф. Гербарту).

* Педагогический процесс как система характеризуется целостностью воспитательно-образовательной работы в конкретном образовательном учреждении и опирается на принципы целостности, коммуникативности, структурности, управляемости, целенаправленности и развития.

Реализация воспитательной функции обучения в педагогическом процессе, в свою очередь, обеспечивает активизацию познавательной и практической деятельности воспитанников, способствует сознательному усвоению знаний и формированию условий для их i иорческого применения, влиянию представлений на становление мировоззрения детей.

Особенности педагогического процесса не ограничиваются возможностями интеграции воспитания и обучения и их взаимовлиянием друг на друга. Внутри него как внутри системы скрыты способность к преодолению противоречий развития усилиями самих участников образовательного процесса, способность к самоуправлению: постановке целей, проектированию нового состояния системы, корректировке отдельных составляющих и этапов данного процесса, объективному анализу их хода и результатов, выдвижению новых перспектив и т.д. ')то находит отражение в адаптации педагогического процесса к со-иременным требованиям. В частности, сейчас он воспринимается как образовательный процесс, который:

— обеспечивает единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;


  • строится с учетом принципов целостности и интеграции
    содержания дошкольного образования и основывается на
    комплексно-тематическом принципе построения;

  • обеспечивает осуществление образовательного процесса в
    двух основных организационных моделях, включающих со
    вместную деятельность взрослого и детей и самостоятельную
    их деятельность.

Рассмотрим, как это повлияло на представления ученых о сущно-тя и структуре педагогического процесса. Ранее он представлялся, аномним, как специально организованное и развивающееся во вре-лени педагогическое взаимодействие и имел структуру.

Структура педагогического процесса

Внешняя

Педагог — центральная фигура педагогического процесса, носитель цели, выступает как субъект и объект педагогического процесса. Как субъект получает специальное педагогическое образование, развивает способность к активному общению с детьми, организации их жизни и деятельности. Педагог как объект педагогического процесса в результате непрерывного образования, самовоспитания, общения с детьми подвергается воспитательным воздействиям и стремится к самосовершенствованию.
Ребенок — объект педагогического процесса, представляет собой индивидуальность, развиваемую и преобразуемую в соответствии с педагогическими целями, как субъект педагогического процесса — развивающаяся личность, стремится к удовлетворению своих потребностей, интересов и стремлений.

Сфера и деятельность, специально организованные.

Внутренняя

Целевой (целеполагание) — включает в себя цели (стратегическую и тактическую). Цель определяет задачи, реализуемые в определенных условиях.

Деятельностный — характеризует формы, способы, средства организации и осуществления воспитательного взаимодействия, направленного на реализацию целей и задач, освоение содержания педагогического процесса.

Результативный — достигнутые результаты и степень эффективности педагогического процесса, обеспечивает управление качеством воспитательно-образовательной деятельности.

Ресурсный — отражает условия протекания педагогического процесса (нормативно-правовое, информационно-методическое, кадровое, материально-техническое, финансовое обеспечение и др.).

С точки зрения восприятия и анализа данного процесса как образовательного произошел ряд изменений. Как считает д-р пед. наук, профессор Л.А. Парамонова, с точки зрения культурно-исторического подхода (по Л.С. Выготскому) основополагающей целью данного процесса должно быть создание условий, способствующих комфортному психологическому состоянию ребенка и «присвоению» им общечеловеческой культуры, заложенной в предметах, природе, человеческих отношениях, а также в способах переживания, познания, преобразования и порождения нового. Тогда в процессе присвоения общечеловеческих ценностей происходит достижение таких фундаментальных целей образовательного процесса, как разностороннее развитие ребенка, развитие его интересов и способностей, формирование базиса личностной культуры.



Содержание образовательного процесса включает направления работы по социально-личностному, физкультурно-оздоровительному, художественно-эстетическому и познавательно-речевому развитию детей. В качестве основы для их пересечения в рамках образовательного процесса выступает интеграция десяти образовательных областей, которые прямо или косвенно соотносятся с перечисленными направлениями развития: «Физическая культура», «Здоровье», «Социализация», «Труд», «Безопасность», «Чтение художественной

нитературы», «Коммуникация», «Познание», «Музыка», «Художе-• i пенное творчество». При этом, по мнению Л.А. Парамоновой, в их содержание должны входить:



  • информация из разных областей действительности, которая
    в результате активного присвоения ребенком становится зна
    нием*;

  • способы и средства деятельности ребенка, разных ее видов
    (двигательной, игровой, речевой и познавательной и др.);

  • способы общения и адекватного поведения в разных ситуациях;

  • набор определенных личностных качеств (активность, инициа
    тивность, самостоятельность, любознательность, оптимистич-
    ность и открытость, аккуратность и умение следить за своим
    внешним видом и т.п.).

Содержание образовательного процесса с технологической точки прения может быть реализовано в совместной деятельности педагогов и детей, а также через оптимальную организацию самостоятельной деятельности последних.

Под совместной деятельностью взрослых и детей понимается деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве в одно и то же время. Она отличается наличием партнерской позиции взрослого и партнерской формой организации (сотрудничество взрослого и детей, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности), предполагает сочетание индивидуальной, подгруппо-вой и групповой форм организации работы с воспитанниками. При ■этом очень важно, чтобы организация жизни и деятельности детей осуществлялась с точки зрения обеспечения им комфортности и учитывала их потребности, прежде всего, в признании и общении, а также в движении, проявлении активности, переживании и познании, в творчестве.

Под самостоятельной деятельностью детей понимается свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально. При этом Н.Л. Короткова обращает внимание педагогов на то, что блок самостоятельной деятельности детей должен наполняться образова-

* По мнению Л.А. Парамоновой, к которому мы присоединяемся, часто встречающееся противопоставление «знаньевой» и «деятельностной» педагогических парадигм при хулении первой неправомерно, поскольку знания являются одним из важных результатов деятельности детей и взрослых.


тельным содержанием за счет создания воспитателем разнообразной предметной среды (материалы для игры, рисования, лепки, конструирования, исследования-экспериментирования и др.), обеспечивающей широкий выбор дел по интересам, позволяющей каждому ребенку включаться во взаимодействие с ровесниками или действовать индивидуально.

Результаты совместной и самостоятельной деятельности детей и взрослых отражаются в ходе промежуточного (по итогам освоения образовательных областей) и итогового (по степени сформированное™ социального портрета ребенка каждого возраста и выпускника ДОУ) мониторинга. Он выступает как технология управления качеством образовательного процесса и как оценка его соответствия запросам родителей и социальному заказу общества.

Мы рассмотрели структуру образовательного процесса и изменение представлений ученых о нем с течением времени. Такая логика описания связана с тем, что процесс — то, что разворачивается во времени как закономерная смена различных состояний, последовательность которых определена их внутренней структурой и теми возможными переходами (превращениями, преобразованиями), которые содержатся в этой структуре как ее интенция. В этом отношении образовательный процесс раскрывается в его внешних и внутренних противоречиях: и как сущность, и как явление. Поэтому большое значение в его организации имеют процессы моделирования.

МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

ПРОЦЕССА*

I) основе моделирования образовательного процесса лежат основные парадигмальные модели образования (табл. 1), сравнительную характеристику которых осуществил В.Я. Пилиповский**.

Таблица 1 Основные нарадиг мальные модели образовании

Традиционалистская

Рационалистическая

Гуманистическая (феноменологическая)

В основе лежит идея «сберегающей», консервативной (в положительном смысле) роли образования, цель которой заключалась в сохранении и передаче молодому поколению наиболее существенных элементов культурного наследия, способствующего как индивидуальному развитию, так и сохранению социального порядка

В центре внимания педагога — не содержание, а эффективные способы усвоения молодым поколением различных видов знаний. Ее цель — сформировать у подрастающего поколения адаптивный «поведенческий репертуар», соответствующий социальным нормам и требованиям общества

В центре внимания — ребенок как субъект жизни и духовная личность, имеющая потребность в саморазвитии. Парадигма ориентирована на развитие внутреннего мира ребенка, на межличностное общение, диалог, помощь в личностном росте. Это направление провозглашает ценностное отношение к ребенку и детству как уникальному периоду жизни человека




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15




©zodomed.ru 2024


    Главная страница