Глава 1 Психическое развитие детей от рождения до года Знать особенности психического развития ребенка на первом году жиз- ни необходимо, так как от того, как в этот период будет развиваться ребенок, зависит дальнейшее становление личности. Для решения задач и выполнения упражнений этого пособия необ- ходимо знать, что с самого рождения на развитие ребенка влияют без- условные и условные рефлексы, что первая социальная потребность ребенка проявляется в «комплексе оживления», что контакты малыша с окружающим миром осуществляются через взрослого, который явля- ется посредником между ребенком и предметным миром. Совместная их деятельность формирует у малыша потребность в общении, в ходе которого развивается его речь. На протяжении первого года жизни (при соблюдении определенных условий) ребенок добивается больших успехов в психическом развитии, учится передвигаться в пространстве: держит голову, ползает, принимает вер тикальное положение, делает первые шаги. Особое место занимает раз витие движений рук: хватание, манипулирование пред ме та ми форми- руют двигательные навыки. С их помощью ребенок зна ко мится со свой- ствами вещей, что существенно изменяет характер его пси хи че ской ак- тивности. Процесс манипулирования предметами, пред став ляющий собой переход от внешних ориентировочных действий рук в план зри- тельных восприятий, способствует развитию интеллекта ребенка. К концу первого года жизни у малыша складываются первоначаль- ные представления об окружающем мире и возникают элементар ные формы восприятия и мышления, позволяющие ориентироваться в ок- ружающем мире и составляющие необходимую предпосылку для пере- хода к усвоению разных видов общественного опыта. Теоретическое изучение этого пособия дает возможность научиться: определять уровень развития ребенка до 1 года; создавать условия для правильного развития ребенка; быть посредником между ребенком и окружающим миром. Глава 1. Психическое развитие детей от рождения до года 5 1.1 Ситуация. Ученые утверждают, что новорожденный, находясь в со- стоянии голодного возбуждения, успокаивается, если слышит спокой- ное сердцебиение матери, записанное на магнитофон. Назовите причину данного явления.Решение. Это явление связано с единством развития материнского организма и организма ребенка. 1.2 Ситуация. Обычно у новорожденного наблюдается многообразие движений ручками, ножками, головкой, всего тела. Объясните это явление. Как в этом случае должна мама одевать малыша?Решение. Многообразие движений ребенка объясняется тем, что про- водящие пути нервных клеток новорожденного еще не покрыты миели- новыми оболочками, играющими роль изолятора, поэтому возбуждение легко передается (иррадирует) на другие нервные пути, включая в про- цесс возбуждения большое количество мышечных групп. Одевать ребенка надо так, чтобы не стеснять его двигательную актив ность, которая необходима малышу для его физического раз- вития. 1.3 Вопрос. В чем проявляется взаимосвязь функционирования органов чувств новорожденного и коры больших полушарий головного мозга? Наметьте пути, средства и условия воспитания младенца. Ответ. Включение в функционирование органов чувств ребенка спо- собствует развитию коры больших полушарий головного мозга, кото- рая, в свою очередь, положительно влияет на развитие этих органов чувств. Таким образом, осуществляется взаиморазвитие органов чувств и коры больших полушарий. Для правильного психического развития новорожденного, в частно- сти его органов чувств, необходимы упражнения на фиксированность взгляда младенца с помощью разнообразных громко звучащих погре- мушек яркого цвета относительно сложной формы. Такие упражнения вызывают ответные реакции ребенка и создают положительный эмо- циональный фон. Глава 1. Психическое развитие детей от рождения до года 66 1.4 Ситуация. Человечество за свою многовековую историю глобаль- но изменило культурный мир. Изменились человеческие ценности. Но новорожденный ребенок по-прежнему снабжен лишь самыми эле- ментарными врожденными механизмами для поддержания жизни. С чем связаны особенности новорожденного, самого беспомощ-ного среди детенышей животного мира? Изменяется ли продолжительность периода детства от по-коления к поколению?Решение. Ребенок должен пройти большой путь развития. Чем выше стоит живое существо в ряду животных, тем дольше длится его детство (до полной социальной и, следовательно, психической зрелости). Имен- но детство является периодом становления ребенка полноценным чле- ном человеческого общества. Продолжительность детства находится в прямой зависимости от уровня материальной и духовной культуры общества. Исторически по- нятие детства связывается не с биологическим состоянием незрелости, а с определенным социальным статусом, с кругом прав и обязанностей, присущих этому периоду жизни, с набором доступных для него видов и форм деятельности. 1.5 Вопрос.__Достоинством_или_недостатком_развития_ребенка_является_небольшое_число_врожденных_форм_поведения_Проанализируйте_свои_суждения.Ответ.'>Вопрос. Достоинством или недостатком развития ребенка является небольшое число врожденных форм поведения? Проанализируйте свои суждения. Ответ. Небольшое число врожденных форм поведения является до- стоинством новорожденного, так как у него возникают безграничные возможности приобретения новых форм поведения. 1.6 Вопрос. Что такое первые условные рефлексы? С чем они связаны? Какие действия матери способствуют возникновению вредных привы- чек у ребенка? Ответ. Первые условные рефлексы новорожденного связаны с со- зданием родителями определенных условий, которые сочетаются с врож- денными реакциями ребенка и на основе последних закрепляются. Например, одним из первых условных рефлексов может быть реф- лекс на расположение ребенка в пространстве: мама берет малы ша Глава 1. Психическое развитие детей от рождения до года 7 на руки, придавая ему определенную позу для кормления. Затем вы- рабатывается ориентировочный рефлекс, связанный со зрительным и слуховым сосре доточением, рефлекс на сон и бодрствование, реф- лекс на взрослого и др. Любые действия матери, которые подкрепляются врожденными рефлексами новорожденного (например, сосательным), ведут к по- явлению и закреплению у него условных рефлексов. Поэтому мать должна думать о том, какие ее действия могут привести к возникно- вению у ребенка вредных привычек, основанных на врожденных реф- лексах (пользование пустышкой, укачивание перед сном и др.). 1.7 Ситуация. При сосании у малыша развиваются мышцы лица, укреп- ляются десны, что хорошо влияет на формирование зубов. Сосание для малыша — своеобразный способ утешения, нейтрализации негативных переживаний. Потребность в этом рефлексе появляется при диском- форте по какому-либо поводу. Все ли равно для малыша, что он получит в ответ на призыв о помощи — грудь или соску?Решение. Нет, не все равно. Новорожденный ребенок, еще не отде- ляющий себя от матери, находит у нее под грудью абсолютное убежи- ще, защиту от всех несчастий, что постепенно формирует у малыша уверенность в окружающем мире, в матери и в самом себе. Появление молочной бутылочки, пустышки полностью меняет про- цесс формирования сознания ребенка, замещая опыт общения с че- ловеком на опыт общения с предметом. Ребенок постарше, получая в качестве утешения пустышку, а не материнскую грудь, находит ся на пути разобщения с близкими людьми, на пути усугубления оди - но чества. Кроме того, соска заставляет ребенка уйти в себя и отвле чь- ся от окружающего мира, что замедляет его психическое развитие. 1.8 Ситуация. В большинстве семей родители создают для детей до 3 лет режим наибольшего благоприятствования: занимаются гигиеническим уходом (кормление, прогулки, купание) и физическим здоровьем своих малышей, предоставляют им множество игрушек. Правомерен ли такой акцент в воспитании маленького ре-бенка? Глава 1. Психическое развитие детей от рождения до года 8 Решение. Нет, не правомерен. Не меньшее значение для маленького ребенка имеет хорошее эмоциональное самочувствие. Необходимым условием является любовь близких взрослых, их чуткое и гибкое отно- шение, индивидуальное общение. К сожалению, не все родители могут это осуществить в силу разных причин. 1.9 Ситуация. Мама во время кормления поднимает ложечку с едой сначала до уровня глаз ребенка, с тем чтобы он посмотрел на эту ложку, а затем, когда у ребенка рефлекторно открывается рот, спокойно его кормит. С чем связано такое кормление ребенка? Решение. Мама поступает правильно. Ребенок сначала должен сориентироваться, а только потом действовать. Чтобы этого добить- ся, мама должна создать условия, при которых ребенок будет акти- вен в собственных действиях. Только на основе четких ориентиров ребенок будет полноценно развиваться. 1.10 Вопрос. Что такое «комплекс оживления»? Какова роль взрослого на этом этапе развития ребенка? Ответ. «Комплекс оживления» — это особая эмоционально-двига- тельная реакция ребенка, обращенная к взрослому. Ребенок сосредото- чивает взгляд на взрослом, улыбается ему, оживленно двигает ручками и ножками, издает тихие звуки. Появление «комплекса оживления» свидетельствует о переходе ре- бенка к новому этапу развития — младенчеству. «Комплекс оживле- ния» важен для развития речи ребенка, его эмоций, движений, а на их основе — для психического развития. Взрослый является посредником между ребенком и окружающим его миром. Жизнь младенца целиком зависит от взрослого, который удов- летворяет растущую потребность малыша в разнообразных впечатле- ниях. 1.11 Задание. «Комплекс оживления» возникает благодаря реакции со- средоточения на лице матери.
Глава 1. Психическое развитие детей от рождения до года 9 Отметьте, что из названного присуще «комплексу оживления». Эмоционально-положительная реакция, которая сопровождается движениями и звуками. Зарождение координации движений. Первый акт поведения, акт определения взрослого. Основное новообразование критического периода. Начало периода младенчества. Появление зрительного и слухового сосредоточения. Приобретение ребенком первоначального веса, с которым он ро- дился. Социальная ситуация «мы» (по Л. С. Выготскому) как неразрыв- ное единство ребенка и взрослого. 1.12 Ситуация. Младенец улыбается с первых дней жизни, но улыбка эта безадресная, чаще появляется во сне, ее называют «физиологической». К концу первых 2 месяцев ребенок проявляет «комплекс оживления», дарит улыбку маме. Если улыбка «узнавания» запаздывает, то следует ее вызывать. Мама должна чаще улыбаться, разговаривая с малышом, развивать его эмоциональность. На какие психические процессы может повлиять эмоциональ- ное развитие малыша? Решение. Эмоциональное развитие ребенка тесно связано с его умст- венным созреванием. Обычно малыш к 3 месяцам демонстрирует свои радостные чувства, а в 4 месяца уже громко смеется. Появляется выра- зительность мимики: удовольствие, обида, удивление. В 6 месяцев воз- никает общение с помощью жестов. Эмоции матери — залог эмоционального и умствен- ного развития малыша. 1.13 Ситуация. Многие родители обеспокоены: слышит ли их новорож- денный ребенок. Закономерны ли их опасения? Можно ли формировать речь, если ребенок не будет слы- шать? Решение. Опасения родителей закономерны: при отсутствии слуха ребенок не научится говорить, так как не будет слышать голоса, как своего, так и других людей.
Глава 1. Психическое развитие детей от рождения до года 10 При отсутствии слуха речь может быть сформирована на основе дей- ствия других анализаторных систем, позволяющих осуществлять кон- троль развития речи, например тактильной, мышечно-двигательной. Для развития речи ребенка должна быть обратная связь, коррекция ее правильности: говорение — слу-ховое восприятие речи.1.14 Ситуация. Кисти рук новорожденного, крепко сжатые в кулачки, к 2 месяцам начинают расслабляться. Раскрытая ладонь — орган поз- нания. Теперь ребенок может взять игрушку, которую протягивает взрослый, может выбрать самую интересную и заняться ею — ухватив ее, вертеть, ощупывать, подносить поближе к лицу, пробовать «на зуб». В чем психологический смысл подобных действий ребенка?Решение. Именно во время этих действий закладываются первые при- знаки внимания и сосредоточенности — залог будущих успехов в обу- чении. Если малыша не интересуют игрушки, то надо ему помочь, иначе он будет отставать от сверстников в психологическом развитии. Надо вовлекать его в игру, чаще разговаривать, петь песенки, читать стихи, по- могать ему развивать ладонь как орган осязания, массировать, делать гимнастику с пальчиками, играть в игры типа «Сорока-сорока» и т. п. Помните слова В. А. Сухомлинского, который сказал, что способности ребенка развиваются на кончиках его пальцев.1.15 Ситуация. Маша (8 месяцев) плачет. Родители считают, что она «легкие развивает», и не реагируют на плач. Правы ли родители? Что означает детский плач?Решение. В действительности детский плач — это знак родителям, что ребенок испытывает боль (неважно, какого рода) или какой-либо дискомфорт. Малыш не может иначе «сообщить» об этом. Естествен- ной реакцией родителей в таких ситуациях является сочувствие своему ребенку. Но небольшие неудобства побуждают ребенка к адаптации, создают условия для здорового развития, стимулируют самостоятельность. Ре- бенок учится справляться со своими переживаниями. Глава 1. Психическое развитие детей от рождения до года 11 Ребенок должен учиться самостоятельно справляться со своими трудностями, первоначально под руковод-ством взрослого.1.16 Вопрос. Является ли ребенок существом социальным с самого рож- дения? Ответ. Швейцарский психолог Жан Пиаже считает, что первоначально ребенок полностью оторван от действительности: его внутренний мир ограничен врожденной способностью удовлетворять свои потребности не в реальном мире, а в собственных грезах, сновидениях, пережива- ниях. Отечественные психологи доказали, что жизнь младенца целиком зависит от взрослого, от его действий, связанных с удовлетворением потребностей ребенка. Отношение последнего к действительности яв- ляется с самого начала социальным ожиданием. Вся жизнь ребенка должна быть организована таким образом, что- бы во всякой ситуации зримо и незримо присутствовал другой че- ловек. 1.17 Ситуация. Во второй половине первого года жизни ребенка проис- ходит развитие согласованной координации глаза и руки. В это время глаз «учится» у руки обследовать предмет. А рука, совершенствуя свою аналитическую функцию, «учит» глаз и способствует развитию нейро- физиологических процессов, сопутствующих взаимной координации зрения и манипуляции рук. Какое значение это имеет для психического развития ре-бенка?Решение. При согласованной работе руки и глаза намного возраста- ет возможность когнитивного отражения окружающей действитель- ности. Зрительное отражение ручных манипуляций усиливает процесс самосознания. 1.18 Вопрос. Можно ли прогнозировать дальнейшее поведение ребенка: будет ли он расти покладистым, общительным, жизнерадостным или станет чрезмерно возбудимым, взрывным, импульсивным и т. д.? Ответ. Знать новорожденного, конечно, надо. Но этого не хватит для прогноза его поведения в разных жизненных обстоятельствах. Очень Глава 1. Психическое развитие детей от рождения до года 12 многое зависит от его родителей как посредников отношений ребенка с окружающим миром. Родители могут быть: «легкими» (любящими, терпеливыми, спокойными), то есть со- здающими в доме теплую, доброжелательную обстановку; «трудными» (нервными, раздражительными, очень строгими и тре- бовательными), то есть создающими в доме атмосферу напряжен- ности; «суперлегкими», то есть создающими обстановку чрезмерной опе- ки во всем. Родители своим отношением к ребенку задают для малыша определенную ситуацию его развития. 1.19 Ситуация. Мама Наташи (1 месяц) все время — и на прогулке, и дома — разговаривает с дочерью, напевает ей песенки. Соседка заметила: «Ну что ты с ней говоришь, она все равно ничего не понимает!» Правильно ли поступает мама Наташи? Какое влияние оказывает речь взрослого на развитие психики ребенка? Решение. Мама Наташи поступает правильно. Речь взрослого раз- вивает положительные эмоции и речь ребенка. Хотя девочка и не гово- рит, но уже слышит речь и определенным образом связывает слова с пред- метами окружающего ее мира. А когда вслед за развившимся слухом разовьется речедвигательный анализатор и ребенок начнет говорить, то запас слов его будет больше, чем у того малыша, с которым мало разговаривали в начальный период его жизни. Слуховой анализатор ребенка развивается раньше, чем его речедвигательный анализатор. 1.20 Ситуация. Молодая мама мало разговаривает с трехмесячной доч- кой. Ей подсказывают: «Ты молчишь, и она не научится говорить». Какова связь между речью матери и перспективой развития речи младенца? Как мама должна беседовать с дочкой? Решение. Чем больше ребенок в первые месяцы жизни слушает и чем чаще мать отвечает на малейший его лепет, тем интенсивнее развива- ются способности младенца к овладению речью.
Глава 1. Психическое развитие детей от рождения до года 13 Существуют два типа общения взрослого с малышом. Первый тип: взрослый как бы говорит сам с собой, вслух комментируя все, что делает в данный момент для ребенка («Вот мама (папа) наливает в бутылочку молоко...» и т. д.). Второй тип общения: взрослый реагирует на то, что делает ребенок, тоже вслух комментируя, но только действия малыша («Ты ударил по воде, смотри: водичка разлетается...» и т. п.). Пока малыш прислушивается к словам матери, смотрит на нее, лепе- чет, смеется — надо продолжать говорить. Когда ребенок гулит или ле- печет, нужно стараться отвечать ему — повторять те же звуки, выражая свое понимание («Я поняла — тебе нравится так сидеть»). Можно иг- рать словами («Полетели-полетели, на головку сели!»). Необходимо чаще декламировать стихи. Ритмичность, повторяемость звуков при- влекают внимание ребенка. В общении с ребенком учитывайте его потребности.1.21 Ситуация. Психологи рекомендуют с первых дней жизни младенца чаще брать его на руки так, чтобы ребенок мог видеть лицо говорящего с ним взрослого. Что это дает для психического развития младенца?Решение. Взрослый должен выяснить, как смотрит на него младе- нец: сосредоточенно, изучающе, с готовностью или «глаза в глаза» (зри- тельный контакт). От этого зависит то, каким образом будет разви- ваться ориентировочная реакция малыша. К 6 месяцам он, сидя на руках, будет оглядывать все вокруг глазами, полными удивления и вос- торга. А взрослый должен показывать ему различные предметы, расска- зывая о них. Если же у ребенка нет зрительного контакта со взрослым, то взгляд его будет безразличным, «пустым», а это уже может служить поводом для обращения к невропатологу. Сосредоточенное внимание ребенка — объективный пока затель его заинтересованности объектом по зна-ния.1.22 Ситуация. Когда папа подошел к дочке Оле (11 месяцев) в незнако- мой форменной фуражке, девочка вдруг горько заплакала. Почему это случилось?Решение. Все необычное, новое или известное, знакомое, но в непри- вычной (неопределенной) ситуации (например, внешнее изменение Глава 1. Психическое развитие детей от рождения до года 14 взрослого — форменная, фуражка, вуалетка, закрывающая лицо, и т. д.) может вызвать у малыша острое тревожное состояние, сильное волне- ние — и ребенок начинает плакать. Не забывайте готовить ребенка к восприятию новых, необычных ситуаций.1.23 Вопрос. В каком возрасте и в какой последовательности дети овла- девают предметными действиями? Назовите приемы формирования действий с предметами.Ответ. Предметные действия ребенка основаны на совершенствова- нии рефлекса хватания. Руки направляются к предмету, глаз постоянно следует за рукой. Предмет «учит» руку. Рука «учит» глаз. Глаз «учит» руку. Полезно предлагать ребенку игрушки разной формы для их за- хватывания, манипулирования. Важно класть их на разном расстоянии от ребенка, менять их расположение в пространстве. Предметы должны быть интересными и иметь разные свойства. Впечатления от предметов превращаются в образы восприятия, что является основой для разви- тия мышления малыша. От предметных действий ребенка лежит путь к разви-тию его мышления.1.24 Ситуация. В некоторых семьях (и детских учреждениях) у детей младенческого возраста наблюдается задержка в умении действовать с предметами. Чем это можно объяснить?Решение. Задержка в умении действовать с предметами может быть вызвана отсутствием условий для этого и ошибками в воспита- нии. 1.25 Ситуация. Речь — наиболее выразительный показатель умственного развития малыша. С самого рождения мама должна развивать речь ре- бенка. С этой целью она наклоняется над кроваткой так, чтобы ребенок видел ее рот, и произносит сначала простые звуки («гкх»), а потом бо- лее сложные («ага», «угу»). Какая цель ставится мамой в этот период развития речи ре-бенка? Предположите, к чему это приведет. Глава 1. Психическое развитие детей от рождения до года 15 Решение. Задача мамы — побудить ребенка ответить, подражая и маме, и самому себе. Такой диалог не только совершенствует артику- ляцию, но и приучает младенца слушать чужую речь, вслушиваться в нее — умение, которое так понадобится ему впоследствии. Вопрос.'>Чаще побуждайте ребенка к диалогу. 1.26 Вопрос. В какой последовательности развивается речь малыша? По каким причинам может произойти задержка речевого раз- вития ребенка? Ответ. Речь младенца развивается следующим образом: «комп- лекс оживления» (2–2,5 месяца), гуление (2–4 месяца), лепет, подра- жание (5–6 месяцев), фонемы родного языка, понимание некоторых слов и речевой ситуации в целом (к 8 месяцам), произнесение первых слов к концу первого года жизни. Причинами задержки речевого развития могут быть: недостатки развития анализаторных систем слуха и зрения, ре- чедвигательного анализатора; боязнь ребенка, вызванная тем, что своевременно не был создан положительный эмоциональный фон; отсутствие достаточного речевого общения взрослого с ребенком. 1.27 Ситуация. В 8 месяцев дети теряют способность различать звуки, которые не играют никакой роли в их родном языке. Например, япон- ские малыши уже не могут уловить разницы в звучании согласных «р» и «л». Каким образом можно использовать эти данные в воспитании ребенка? Решение. Обучение чужому языку надо начинать рано. И легче все- го это делать, когда дети растут в двуязычной среде. Не упускайте возможности в сензитивный период раз- вивать речь ребенка. 1.28 Вопрос. Что делать маме, если ее малыш оказался молчуном? Ответ. Речь не только отражает степень умственного развития, но и стимулирует формирование интеллекта ребенка. Поэтому мама, не отчаиваясь, должна всячески стараться разговорить малыша.
Глава 1. Психическое развитие детей от рождения до года 16 Можно подойти к нему и сказать что-то очень ласковое, доброе и, ин- тонационно не завершив фразу, замолчать, выдержать паузу. Малыш станет смотреть на маму, ожидая продолжения, и заявит об этом, ис- пользуя свои речевые возможности (за что нужно похвалить ребенка, в награду дать игрушку). Чаще устанавливайте контакты с ребенком, в которых он вынужден что-то отвечать. 1.29 Вопрос. Почему, только находясь среди людей, ребенок приобретает потребность в познании? Ответ. Только благодаря взаимодействию с окружающим миром и обучению формируется личность, способная мыслить и чувство- вать; лишь в процессе общения развивается потребность в позна- нии. Потребность в познании должна приобретать для ре- бенка личностный смысл. 1.30 Ситуация. Часто родители спрашивают о том, когда надо начинать воспитывать ребенка. Дайте психологическое обоснование соотношению понятий «развитие» и «воспитание». Решение. Мнение о том, что «ребенок сначала созревает, а потом его воспитывают», неверно, так как в основном психические процессы воз- никают благодаря воспитанию. Воспитание надо начинать с момента рождения, когда оно оказы- вает большое влияние на развитие ребенка. Развитие — это сложный процесс, который происходит неравномерно. Развитие и является ре- зультатом собственной активной деятельности ребенка под руко- водством взрослого, осуществляющего процесс воспитания и обуче- ния. Воспитание, обучение должно идти впереди развития и опираться на него в соответствии с «зоной ближай- шего развития» (Л. С. Выготский). 1.31 Ситуация. В некоторых семьях во время бодрствования ребенка его сажают на диван, обкладывая подушками.
Глава 1. Психическое развитие детей от рождения до года 17 Как можно организовать бодрствование детей в домашних условиях?Решение. Подобная организация бодрствования вредна ребенку. Малыш лишается естественной активности, возможности действовать свободно с предметами, познавать их свойства. С 5–6 месяцев надо обеспечивать необходимые условия для ребенка в плане возможности ползать, свободно двигаться. В его распоряжение предо став ляются предметы, игрушки, с которыми он может активно действовать. Взрослый помогает малышу в манипулировании предме- тами: по казывает их, поощряет его действия, участвует в совместных действиях. 1.32 Ситуация. В ходе исследований выявлено, что дети уже с первых дней жизни настороженно относятся к неподвижному лицу взрослого, а после 3 месяцев не любят, когда взрослые не в настроении. Какие выводы можно сделать из данного исследования? А что делать, если маме не до радостных эмоций? Как правильно общаться?Решение. Уже с рождения ребенка взрослому важно уметь правиль- но взаимодействовать с новорожденным. Важно все: прикосновение, «держание руками», разговор с помощью «правильного» выражения лица. Ребенок усваивает то, как использовать взгляд и что этот взгляд означает: участие, поддержку, требовательность, осуждение, наказание. Конечно, подрастающему малышу требуется все больше внимания и участия взрослого, причем не только для общения и создания хоро- шего настроения, но и для освоения мира, совместных игр и т. д. 1.33 Вопрос. Как взрослый должен удовлетворять потребность малыша в общении? Как развивать такое общение? Ответ. Потребность в общении со взрослым обнаруживается у младен- цев в 2–2,5 месяца. К 4 месяцам общение приобретает избирательный ха- рактер. При правильных методах воспитания непосредственное общение, харак терное для начала младенчества, вскоре уступает место общению по по воду предметов, игрушек, перерастающему в совместную деятельность взрослого и ребенка. Взрослый как бы вводит ребенка в окружающий мир, привлекает его внимание к предметам, наглядно демонстриру ет всевоз- можные способы действия с ними, часто непосредственно помога ет ребен- ку выполнять то или иное действие, направляя его движения.
Поделитесь с Вашими друзьями: |