Муниципальное бюджетное дошкольное



Скачать 102.09 Kb.
страница1/4
Дата27.04.2016
Размер102.09 Kb.
ТипПояснительная записка
  1   2   3   4
муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида № 28 «Ручеёк»


«Принято» «Утверждено»

Протоколом Заведующим МБДОУ № 28

Педагогического «Ручеек»

совета МБДОУ № 1

от 25.09.2012 г. ____________(Якубенок Т.В.)

«_____» _________20___г.




Программа

«Патриот»

(Для детей старшего дошкольного возраста

5 – 7 лет)

(Срок реализации – 2 года)


Программа составлена

старшим воспитателем Савицкой Людмилой Ивановной


г.о.Химки, м/р Сходня

Год разработки 2012

Содержание

Название

Стр.

Пояснительная записка

3

Задачи психолого-педагогической работы детьми

7

Режим занятий и/или досугов

9

Прогнозируемый результат

9

Структура содержания Программы

10

Блок «Я – и моя семья»



11

Блок «Мы – детский сад, мои друзья»


12

Блок «Они – такие же как я»



13

Блок «Я – часть народа»


14

Блок «Я – часть природы»,

15

Блок «Я имею права и обязанности»,


15

Блок «Я – гражданин России»

17

Тематический план работы с детьми старшей группы

19

Тематический план работы с детьми подготовительной к школе группе

26

Планируемые результаты освоения Программы

34

Взаимодействие с родителями

40

Работа с педагогическим коллективом.

41

Список используемой литературы

43

Материально-техническое обеспечение программы

43

Пояснительная записка

Программа предусматривает воспитание у детей нравственно-патриотических чувств и направлена на познавательно-речевое развитие детей старшего дошкольного возраста. Работа по Программе рассчитана на 2 года.

Программа «Патриот» (далее – Программа) разработана в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре Основной образовательной программы образования (приказ Минобразования РФ от 23.11.2009 № 655) на основе закономерности развития ребенка дошкольного возраста, практических разработок и методических рекомендаций в области современного дошкольного образования. Программа является содержательным модулем основной общеобразовательной программы ДОУ, дополняя ее обязательную часть новой образовательной области.

Программа создана с учетом традиций МБДОУ Детский сад комбинированного вида № 28 «Ручеек», в соответствии со спецификой национально-культурных особенностей и приоритетных видов деятельности, в которых осуществляется образовательный процесс.



Актуальность Программы. Дошкольный возраст – это возраст становления личности, он имеет огромные потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится чувство патриотизма.

Сложное чувство патриотизма возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, формируется в ребенке постепенно, в ходе воспитания любви к своим близким, к детскому саду, родным местам, родной стране. Патриотические чувства возникают из социального опыта, воплощенного в продуктах материальной и духовной культуры, который усваивается ребенком на протяжении всего детства. Известна истина: что заложено в человеке в начале жизни, то остается навсегда. Особенно важно напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес к истории России.

В детские годы формируются основные качества человека. Это – качество любви: любви к ближним, способности к сопереживанию, доброты, чуткости, совестливости. Эти качества определяются как духовное основание личности.

Раннее детство учеными, специалистами в области духовно-нравственного воспитания охарактеризовано как «золотое время» в эмоциональной жизни ребенка, как имеющее со стороны развития психических функций наивысшую точку своего развития.

Знакомство детей с историей своего народа его творчества развивает их интеллект, формирует образно-наглядное мышление, творческие способности, элементы самостоятельности, навыки взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, нравственно воспитывает дошкольников, развивая доброе заботливое отношение к природе, людям, своему городу, стране, способствует физическому развитию ребенка, его оздоровлению, учит ориентироваться в природной и социальной среде обитания.

Новизна. Программа построена на нравственно-патриотическом воспитании дошкольников, сочетающая опору на культурную традицию и инновационную направленность.

Целесообразность. Как бы не менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за нее необходимо всегда. Фундамент будущего человека закладывается в раннем детстве. Для дошкольного периода характерны наибольшая обучаемость и податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. Знание истории своего народа, родной культуры поможет в дальнейшем с большим вниманием, уважением и интересом отнестись к истории и культуре других народов.

Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций.

Пристальное внимание воспитателей и родителей, направленное на содержание детской деятельности, может влиять на чувственную сферу ребенка, его нравственные проявления, суждения, отношения к сверстникам, расширять и уточнять знания, формировать у него начальное чувство Родины – правильное отношение к обществу, людям, труду, своим обязанностям.

Сформированность нравственных ценностей является важнейшим показателем целостной личности, подлинно самостоятельной и ответственной, способной создать собственное представление о своем будущем жизненном пути. Интуитивно наши дети отличают добро от зла, понимают ценность сострадания, милосердия, ценят правду и честность. Целесообразно больше времени уделять рассмотрению жизненных ситуаций, поступков, помогать детям разбираться в реальных житейских проблемах, требующих принятия решений.

Цель программы определяется как развитие личности ребенка дошкольного возраста, формирование человека нового типа, с экологическим мышлением, имеющего способность осознавать последствия своих действий по отношению к себе и другим людям, патриота своей Родины, на основе отечественных традиционных нравственных ценностей. Цель ориентирована на решение следующих задач:

1) Воспитательные:

- воспитание чувства любознательности;

- воспитание положительное отношение к окружающему миру;

- воспитание трудолюбия;

- воспитание патриотизма, путём формирования любви к Родине, к семье, начала Гражданственности;

- формирование у детей основополагающих морально-нравственных идеалов, установок, норм, обеспечивающих осознанный нравственный выбор.

2) Развивающие:

- нравственно-патриотическое развитие и воспитание детей посредством приобщения к традиционным духовным ценностям России, понимания значимости традиционных нравственных идеалов и моральных норм для жизни личности, семьи, общества;

- приобретение культурологических знаний, необходимых для разностороннего развития детей;

- создание условий творческого развития;

- сформирование представлений о природе естественной, независимой от человека, и природе культурной;

- сохранение необходимых условий для положительного эмоционального развития детей в ДОУ и формирование эмоционально-насыщенного образа родного дома.

3) Образовательные:

- научить пользоваться результатами взаимодействия человека и природы, не нанося вред окружающему миру;

- научить использовать многовековый опыт наших предков, которые долгие годы жили и трудились в тесном взаимодействии с природой;

- дать экологическое знание;

- дать знания по народной культуре;

- дать знания по правам и обязанностям.

Отбор содержания примерной программы произведен в соответствии с принципами:

- культурологического характера содержания, позволяющего всем детям познакомиться с традиционной народной культурой России;

- личностно-ценностного соответствия содержания программы закономерностям развития детей дошкольного возраста;

- целостности и интеграции образовательных областей программы дошкольного образования («Социализация», «»Здоровье», «Коммуникация», «Безопасность», «Познание», «Чтение художественной литературы», «Музыка», «Художественное творчество», «Физическая культура», «Труд»);

- систематичности, последовательности.



Программа обеспечивает:

- единство воспитательных, обучающих и развивающих задач процесса образования детей дошкольного возраста;

- направлена на укрепление духовно-нравственного здоровья детей;

- основывается на принципах научной обоснованности и практической применяемости;

- строится на соответствующих возрасту видах деятельности и формах работы с дошкольниками;

- обеспечивает организацию образовательного процесса в формах совместной деятельности взрослых и детей и формах самостоятельной творческой деятельности;

- обеспечивает преемственность с задачами развития личности, поставленными в образовательном стандарте начальной школы на этапах дошкольного и школьного детства;

- направленно на взаимодействие с семьей.

Программа опирается на традиции отечественной педагогической школы в области нравственно-патриотического воспитания детей, дополняет существующую базовую программу воспитания и обучения в детском саду по содержанию образовательных областей «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка» материалами нравственно-патриотического характера.

В основу реализации программы положено блочно-тематическое построение содержания, которое представлено в разных видах деятельности. Это позволяет осваивать материал программы на уровне многократного концентрического повторения.




Задачи психолого-педагогической работы детьми
Задачи нравственного воспитания

Воспитывать у детей нравственные чувства: милосердия, сострадания, сопереживания, любви к семье, к Родине, доброго, гуманного отношения к окружающему миру, дружелюбия, стыдливости совершения безнравственных поступков, взаимопомощи, ответственности и заботы.

Воспитывать качества отзывчивости, скромности, стыдливости (недостойного поведения, нарушения нравственных норм), заботливого отношения к малышам и старым людям.

Учить детей строить отношения в группе на основе взаимоуважения, миролюбия; учить быть миротворцами в конфликтных ситуациях: не обижать, жалеть, мириться, прощать друг друга.

Воспитывать гордость за свою страну.

Показывать значение родного языка, фольклора в формировании основ нравственного поведения человека.

Учить детей непосредственно проявлять нравственные чувства в реальных практических поступках. Воспитывать действенное отношение к окружающему миру.


Задачи умственного воспитания.

Развивать любознательность, расширять кругозор детей, желание узнать больше нового, полезного, интересного об истории родного края.

Семья. Знать о родословии своей семьи. Знать об обязанностях детей по отношению к родителям, о послушании старшим. Учить детей заботиться о близких. Знать об обязанностях отца, матери, детей по отношению друг к другу как проявления любви. Воспитывать уважение к традициям жизни предков.

Родина. Расширять представления о Родной стране. Рассказывать о ее культуре, традициях, героях.

Познакомить с богатырями земли русской, князьями, героями освободителям, полководцами. Познакомить с защитниками Отечества, зарождая в детях чувство гордости и любви.

Формировать элементарные знания о правах человека.

Расширять представления о России, ее столице.

Знакомить детей с символами государства: гербом, флагом, гимном. Развивать чувства ответственности и гордости за достижения Родины. Формировать толерантность, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям.
Формирование экологических представлений.

Расширять представления детей о мире природы.

Учить отношению к творениям окружающего мира как друзьям человека. Учить отношениям заботы о животных. Птицах. Насекомых как наших друзьях меньших.

Знакомить детей с многообразием родного края: с растениями, животными, птицами, обитателями рек и морей.

Использовать в процессе ознакомления с природой произведения художественной литературы, музыки, живописи.

Рассказывать о значении природы в жизни человека.

Формировать бережное отношение к родной природе и всему живому.
Развитие словаря.

Развивать речь как средство общения.

Расширять представления детей о многообразии, целесообразности и взаимосвязанности творений окружающего мира.

Побуждать детей размышлять по проблемно-нравственным темам рассказов и высказывать свои суждения о содержании иллюстраций, смысле стихотворных текстов.

Активизировать словарь детей пословицами и поговорками, обогащать его путем уточнения понятий.
Задачи физического воспитания.

Развить физические качества: силу, быстроту, выносливость, ловкость, гибкость.

Накопление и обобщение двигательного опыта детей (овладение основными движениями).

Формировать у воспитанников потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании.

Задачи художественно-эстетического воспитания.

Развивать эстетическое восприятие, наблюдательность, внимание.

Развивать умения познания красоты окружающего мира в предметной среде детской жизни.

Помочь детям эмоционально воспринимать окружающее по средствам яркого, живого слова, музыки, изобразительного искусства.

Совершенствовать изобразительные навыки, способность к творческой деятельности.

Развитие интереса к русским традициям и промыслам.


Задачи трудового воспитания.

Развивать у детей трудовую деятельность с общественной мотивацией. Воспитание у детей желание сделать что-то для других.

Приучать детей добросовестно относиться к любой работе, добиваться поставленной цели, воспитывать бережное отношение к общественному добру и природе родного края.

Формировать ответственность за результаты своего труда.

Прививать детям чувство благодарности к людям за труд. Воспитывать уважение к труду людей. Воспитывать бережное отношение к продуктам труда – прежде всего, бережное отношение к хлебу.


Музыкальное воспитание

Развивать интерес к музыкальному народному искусству.

Формировать музыкальную культуру на основе знакомства с произведениями классической и народной музыки.
Игровая деятельность

Воспитывать творческую самостоятельность, навыки дружелюбного общения.

Учить детей совместной творческой деятельности.
Культурно-досуговая деятельность

Формировать у детей представления о будничных и праздничных днях как установлениях православного и народного календаря.



Праздники. Рождество, Зимние святки, Масленица, Сороки, Пасха, Троица, Осенины, Новый год.
Режим занятий и/или досугов
В течение года проводятся занятия с детьми старшего дошкольного возраста, в процессе которых дети получают знания, навыки по изучаемой теме.

Занятие проводится 1 раз в две неделю во второй половине дня.

Длительность занятий:

старшие группы – 25 минут;

подготовительные к школе группы – 25 – 30 минут.

Во второй половине дня идет индивидуальная работа по воспитанию у детей нравственно-патриотических чувств (рассматривание иллюстраций,

беседы, просмотры мультфильмов, видео материалов, игры и т. д.)
Прогнозируемый результат

В процессе нравственно-патриотическом воспитания важно, чтобы дошкольники усвоили ключевые понятия: родина, семья, народ, закон, право, национальные отношения. При этом следует помнить о значимости ценностных ориентаций и приоритетов в воспитании гражданина, среди которого выделяются: свобода, гуманизм, ответственность, патриотизм. В процессе формирования приоритетов особая роль отводится осмыслению гражданских идеалов (родной город, родная страна). Это позволит сформировать гражданские навыки: индивидуальность суждений, открытость к диалогу, толерантность, умение решать возникающие в повседневной жизни конфликты правовым способом.


Структура содержания Программы
В состав содержания программы входит комплекс разноплановых материалов, позволяющих осуществлять различные виды деятельности детей: целевые прогулки, для активного исследования окружающего мира; дидактические, настольные, сюжетно-ролевые, театральные игры с детьми; беседы о родном городе (микрорайоне), городах России, животных родного края и т.д., рассматривание тематических альбомов, иллюстраций, выставки предметов детского творчества; прослушивание литературных и музыкальных произведений. Цикл занятий по ознакомлению с родным микрорайоном проводится в форме экскурсий по достопримечательным местам малой Родины.

Интеграция с другими видами деятельности детей («Художественное творчество», «Музыка», «Физическая культура», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Познание» (формирование целостной картины мира, развитие кругозора», «Труд», «Коммуникация»)

Проведение праздников, утренников, массовых мероприятий: «День города», «День рождение детского сада», «Осенняя ярмарка», «День матери», «Новый год», «Рождественские колядки», «Масленица», «День Защитников Отечества», «Встреча весны», «День Победы», «День защиты детей, «Веселые спартакиады».
Содержание программы разбито на блоки:

«Я – и моя семья»,

«Мы – детский сад, мои друзья»,

«Они – такие же как я»,

«Я – часть народа»,

«Я – часть природы»,

«Я имею права и обязанности»,

«Я – гражданин России».



Блок «Я – и моя семья»

Задачи. Знать о родословии своей семьи. Знать об обязанностях детей по отношению к родителям, о послушании старшим. Учить детей заботиться о близких. Знать об обязанностях отца, матери, детей по отношению друг к другу как проявления любви. Воспитывать в поступках и действиях доброе отношение к членам семьи и родному дому, формировать привычку выполнять свои домашние обязанности.

Закрепить знание своей фамилии, имени и отчества родителей. Углублять представления о семье, ее составе, близких родственниках, способах поддержания родственных связей. Формировать интерес к истории семьи и дома. Воспитывать любовь к родному дому и отношение к нему как к ценности. Расширять и углублять представления детей о родном доме, адресе.

Познакомить с культурными традициями разных семей. Воспитывать интерес и желание продолжать семейные традиции, принимать посильное участие в подготовке семейных праздников.

Воспитывать уважение к традициям жизни предков.



Примерное содержание. Семья состоит из близких и дальних родственников. Близкие родственники – папа, мама, родные сестры и братья, бабушки и дедушки (родители папы и мамы). Дальние родственники – тети, дяди (братья и сестры папы и мамы). Помочь детям понять, что значит родители для нас, объяснить, как важно быть благодарными и заботливыми к старым людям, пробудить чувство чувства уважения и благодарности им.

В праздники родственники обычно собираются вместе: «Новый год», «Девятое мая», «Рождество» отмечают в каждой семье. В каждой семье отмечают «мужские» и «женские» праздники. В «День Защитника Отечества» поздравляют мальчиков, мужчин, делают им подарки. «Восьмого марта» отмечают Женский день. В этот праздник мужчины особенно внимательны к женщинам: готовят праздничный стол, покупают цветы, делают подарки. Есть праздники, которые называются семейными: дни рождения родственников, свадьбы, день знакомства с родителями, Дни ангела. В каждой семье есть вещи, которые напоминают о важных событиях: книжки, по которым учились читать бабушки и дедушки, их игрушки; кружка, из которых пил дедушка, погибший на войне, награды. Эти вещи помогают хранить историю семьи.

Мужчины и женщины в семье называются по-разному: мальчик в семье – сын, брат, внук; девочка – дочь, сестра, внучка; мужчина – отец, сын, муж; женщина – мать, дочь, жена. Самые уважаемые люди в семье – бабушки и дедушки. Они вырастили своих детей, теперь помогают воспитывать внуков. О них все в семье заботятся, стараются их не расстраивать, оберегать от переживаний. В дружной семье все счастливы, радуются при встрече, скучают в разлуке, заботятся друг о друге. Много общаются друг с другом: рассказывают о своих делах, успехах и неудачах; обсуждают предстоящие покупки, место проведения отпуска. Каждый человек в семье имеет право высказать свое мнение, но окончательное решение принимают взрослые. Разговоры о делах, друзьях, книгах, фильмах особенно важны для пожилых людей: они большую часть времени проводят дома и очень радуются возможности с кем-то поговорить. У детей больше свободного времени, чем у взрослых, занятых работой, поэтому именно они должны уделять внимание пожилым членам семьи. Иногда бабушки и дедушки становятся совсем слабенькими, болеют, не могут ничего делать. Дети приходим им на помощь: помогают и одеть пальто, донести сумку. Они их выручают. Им с ними легче жить. Надо стараться не делать того, что огорчает родителей, пожилых людей, попросить дедушку, бабушку рассказать, как они жили в детстве – что любили, что делали, как играли.

У каждого человека есть имя. Его дают родители. Каждое имя что-то обозначает. Человек дорожит своим именем, ему нравится, когда к нему обращаются по имени. Взрослых людей называют не только по имени, но и по отчеству – это проявление уважения к ним. У человека есть также фамилия (в переводе значит «семья»). В большинстве семей у папы, мамы и ребенка одинаковая фамилия. Такая же фамилия может быть у дедушки, бабушки, других близких родственников.


Блок «Мы – детский сад, мои друзья»

Задачи. Развивать у ребенка привязанность к детскому саду, к друзьям, интерес к совместной деятельности, воспитание таких нравственно-волевых качеств, как сдержанность, сопереживание, сочувствие, сорадость, умение подчиняться общим правилам поведения и взаимоотношений.

Формировать отношение к детскому саду как к своему второму дому, где ребятам хорошо, комфортно, где они многое узнают и многому могут научиться, где о них заботятся.

Воспитывать качества отзывчивости, скромности, стыдливости (недостойного поведения, нарушения нравственных норм), заботливого отношения к малышам.

Учить детей строить отношения в группе на основе взаимоуважения, миролюбия; учить быть миротворцами в конфликтных ситуациях: не обижать, жалеть, мириться, прощать друг друга.



Программное содержание. Я хожу в детский сад. Я знаю, где он находится, как называется, как зовут моих воспитателей, младшего воспитателя, учителя-логопеда, педагога-психолога, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя. В детском саду у меня много друзей. Я знаю их имена и фамилии. Я люблю своих друзей, стараюсь радовать их, а они – меня. Я дружу с мальчиками и девочками. Мне интересно с моими друзьями, мы вместе играем, рассказываем друг другу истории. У нас есть правила, которые все должны выполнять: не обижать друг друга, уступать, помогать, вежливо разговаривать с детьми и взрослыми. Еще есть правила: «Каждой вещи – свое место», «Поломал – почини», «Насорил – убери» и другие. Мы сами составили для себя эти правила, чтобы каждому хорошо жилось в детском саду. Хорошо, когда у человека много друзей.
Блок «Они – такие же как я»

Задачи. Познакомить детей с народами живущими в России и ближнего зарубежья, с их жизнью и бытом, чем народы отличаются друг от друга, чем похожи. Формировать у дошкольников благожелательное, уважительное отношение к людям разных национальностей, через знакомство с культурой и обычаями разных народов.

Рассказывая детям о жизни и труде разных народов, подвести их к пониманию интернациональных связей, взаимопомощи, показать, что это ведет к расцвету каждого народа и всей страны в целом.

Знакомя дошкольников с какой-либо страной, необходимо дать им элементарные географические сведения: рассказать об особенностях ее климата (в сравнении с данной страной), ландшафта (леса, реки, море, горы), основные природные богатства (нефть, уголь, хлопок, хлеб).

Познакомить детей с литературой, художественным творчеством, музыкой, изобразительным искусством народа этой страны, провести некоторые национальные игры, дать попробовать национальные блюда, рассказать о традициях этого народа.

Воспитывать дошкольников в духе дружбы между народами, уважения к людям всех национальностей.

Воспитывать у детей чувства национальной гордости, а также гордости от сознания своей принадлежности к своему народу.

Воспитывать дошкольников толерантности к детям других национальностей.

Воспитывать любовь к родному краю, уважение к традициям людей разных национальностей.

Познакомить детей с трудом, бытом, искусством народа той страны, где он живет.

Учить видеть красоту природы, воспитывать бережное отношение к ней.

Развивать любознательность и речь.

Программное содержание. На Земле живет много людей. Они разные, и похожи друг на друга. Они отличаются цветом кожи. Есть чернокожие – в основном они живут в жаркой Африке, есть желтокожие – они живут в Китае, Японии, Корее и некоторых других азиатских странах, есть белокожие. Такие люди живут в Европе, в Америке, у нас в России. Различаются люди и цветом волос, разрезам глаз.

Для того, чтобы жить в мире и дружбе, люди договорились, как нужно себя вести, чтобы всем было хорошо. Придумали правила поведения, составили законы, которым все должны подчиняться. Они записали эти правила в специальном документе – Декларация прав человека.

Каждая страна имеет свое название. Наша страна называется Россия и расположена она на материке Евразия. В каждой стране есть свой главный город и много других городов и сел. Каждая страна имеет свой флаг и гимн. Страна, город, село, где родился человек, называются его Родиной. Каждый человек любит свою Родину, свой народ, старается больше узнать о нем.

В разных странах люди разговаривают на разных языках.

В каждой стране, у каждого народа есть свои песни, танцы, свои праздники, свои правила и традиции, свои любимые блюда.

Для защиты своего народа в каждой стране есть своя армия.

Многим отличаются друг от друга страны и народы. Но есть у нас и общее – общий дом – наша Земля, наша Планета. Мы должны беречь ее, охранять от войн и других бед, украшать. Люди Земли все вместе могут сделать свой общий дом красивым, удобным, таким, чтобы каждому человеку жилось в нем хорошо и спокойно. А для этого нужно знать и уважать традиции других народов и свои, и жить в мире.
Блок «Я - часть народа».

Задачи. Формирование «собственного Я», которое включает осознание себя принадлежащим к определенной культуре и народу, наследником традиций.

Открытие целостного мира русской народной культуры (история, фольклор, педагогика, художественный труд).

Формирование представления о богатстве, разнообразии, благородстве, нравственности и красоте культуры родного народа. Привитие уважения к культуре и истории своей страны, чувство ответственности за ее сохранение. Возрождения генетической памяти.

Формирование простейших навыков в области прикладного искусства и развитие творческих способностей.

Программное содержание. В России, как и в любой другой стране, есть своя культура, свои традиции и обычаи, свои народные промыслы, а у детей свои игры. Каждый человек должен знать свою культуру, традиции и обряды.

Родина – родная земля, на которой живет мой род, родные – мама, отец, бабушка, дедушка. На этой земле жили мои предки. Наши давние предки жили на берегу большой реки, растили хлеб, делали красивую посуду из глины. Наши предки очень любили свою Родину, берегли ее.

Просторы и богатства земли русской.

Князья и богатыри – защитники земли русской.

Русский костюм. Русские народные промыслы. Деревянное зодчество на Руси. Убранство жилища россиян, утварь.


Блок «Я – часть природы»

Задачи. Воспитывать любовь к природе, умение чувствовать ее красоту, пробуждать у дошкольников патриотические чувства, чуткость к окружающему миру, потребность к труду, расширению их кругозора.

Научить детей любить и ценить свою землю.

Познакомить детей с народным календарем (земледельческим). Народный календарь является конвой для познавательной работы при ознакомлении с жизнью природы родного края. Рассказать об исторических корнях, роли различных обрядов и традиций в жизни людей, о связях поговорок и народных примет с крестьянским трудом, об отношениях с людьми.

Приобщение детей к истории и культуре Российского государства.

Воспитывать у подрастающего поколения гуманизм, благородство, милосердие, заботу об уходящем поколении, а так же заботу о том, что оставят они после себя потомкам.

Программное содержание. С древнейших времен люди выражали свои взгляды на жизнь, природу, общество, человека. Старшее поколение передавало младшему все секреты землепользования, для того, чтобы дальнейшие преобразования окружающего пространства ими, не наносили ущерб этому пространству.

Основным занятием людей являлось земледелие, то весь жизненный уклад определялся временем года. В земледельческом календаре устанавливалось понятное и оправданное для труженика крестьянина чередование праздников и будней. Каждый праздник имел особое значение, был связан определенными формами поведения и культурными традициями. Праздник означал свободное общение, контакты между людьми, ощущение себя членом общества. В праздниках и традициях фокусируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времени года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Рассказать о том, чем тогда занимались наши предки (какую начинали или заканчивали работу в поле, саду, огороде, например), какие примечали события в природе и т.д.

Наблюдение за птицами, насекомыми и растениями на прогулке.

Дни народного календаря посвящены памяти того или иного святого.

Праздники начинаются с осени. Первый народный праздник «Осенины», затем - «Новый год и Рождество», «Святки», «Масленица», «Встреча птиц», «Пасха», «Троица».

Во всех обрядовых играх, плясках и развлечениях, на праздниках были

особые правила поведения, которые неукоснительно соблюдались. Это воспитывало в людях выдержку, чувство локтя, взаимопонимания, коллективизма.
Блок «Я имею права и обязанности»

Задачи. Обеспечить детей знаниями, навыками, ценностными ориентирами для формирования правовой компетентности.

Развивать я-сознание ребенка, свободу самовыражения и самопрезентации.

Формировать у детей навыки социальной ответственности, способности чувствовать, понимать себя и другого человека.

Развивать у детей навыки общения в различных жизненных ситуациях с ориентацией на не насильственную модель поведения.

Развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.

Приобщать детей к отечественным, этнокультурным и национальным ценностям.



Программное содержание. Существуют документы по правам человека, один из них «Конвенция о правах ребенка», из которого можно узнать о своих правах. Это главный международный документ детей, который подписали люди нашей планеты. У детей, как и у взрослых есть свои права и обязанности. Права – это то, что разрешено человеку обществом и государством, это то, что человек может, хочет делать без вреда для других людей. Обязанность – это то, что человек должен делать.

Каждый человек имеет право на жизнь и здоровое развитие; государство заботится об охране жизни; имеет право на имя, каждый человек значимый, неповторимый, уникальный; право знать своих родителей и право на их заботу, дети должны уважительно, заботливо относиться к близким, родным людям, детей защищаю права ребенка их родители и государство; право на жизнь и его неприкосновенность, нужно соблюдать элементарные правила общежития; право на охрану здоровья и медицинское обслуживание; право на образование; право на тайну переписки; право на сохранение индивидуальности, все люди разные, и нужно принимать их такими, какие они есть; право на культурную и национальную самобытность, родной язык; право на гражданство, каждый ребенок является гражданином государства, в котором он живет.

Соблюдение прав – человека – это путь к улучшению их собственной жизни и жизни окружающих. Права человека важны, человеческое достоинство присуще всем людям от рождения, права человека надо уважать и соблюдать, взаимодействие лучше, чем конфликт, мы сами отвечаем за наши собственные действия, мы сами можем сделать мир лучше, если только постараемся.

В этом направлении разработаны конспекты только для подготовительной к школе группы. Так как считаем, что в более раннем возрасте многие понятия не могут восприниматься детьми на должном уровне. В старшей группе, рекомендуется обратить внимание на различные правила: правила поведения, правила безопасности, культурно-гигиенические правила, этикет и т. д.



Активизировать словарь: Конвенция, право, обязанность, жизнь, государство, добрые дела, волшебные слова, тезка, имя, отечество, фамилия, забота, сочувствие, благополучная дружная семья, забота, чувство защищенности, проявлять почтение, уважать, неприкосновенность, жилье, порядок, беспорядок, жилище, школа, академия, университет, образование, грамотный, азбука, почта, телеграф, телефон, компьютер, открытка, письмо, телеграмма, переписка, индивидуальность, право на сохранение своей индивидуальности, национальность, многонациональный коллектив, бескультурные люди, гражданин России, свидетельство о рождении, паспорт, достойный сын Отечества.

Блок «Я - гражданин России»

Блок «Гражданское воспитание» включает в себя культурно-исторические, духовно-нравственные и других компоненты, знание истории и богатейших традиций Отечества.

Сам блок разбит на подразделы:

- История Древней Руси Государства Российского;

- Защитники земли русской;

- Малая Родина.

Блок «Гражданское воспитание», подраздел «История Древней Руси Государства Российского», знакомит детей с подвигами Защитников Отечества, с историей Древней Руси и Государства Российского.

Знакомство детей с Защитниками Отечества происходит на более ярких представителей, опираясь на Федеральный закон «О днях воинской славы (победных днях) России».

В разделе малая Родина дети знакомятся с историей возникновения своего микрорайона, героями – земляками, памятными местами.
Задачи. Воспитывать любовь к Родине, к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство свое страны. Ощущать себя неотъемлемой частью Отечества.

Формировать у детей патриотические чувства, основанные на ознакомлении с боевыми традициями нашего народа и памятниками боевой славы.

Воспитывать любовь и уважение к защитникам родины на основе ярких впечатлений, конкретных исторических фактов, доступных детям и вызывающих у них эмоциональные переживания.

Формировать первоначальные представления об истории Руси, о зарождении и развитии Москвы, главных ее достопримечательностях – Красной площади, Кремле.

Помочь детям узнать и оценить свою «Малую Родину» - место, где они родились и растут.

Программное содержание. Наша страна, где мы живем, называется Россией, она расположена на материке Евразия. Она большая. Есть в нашей стране моря, реки, леса. Главный город нашей страны, ее столица – Москва. Москва древний город. В Москве есть Кремль, много театров, музеев, парков, есть зоопарк, Москва-река и река Яуза. В Москве много жило раньше и живет теперь знаменитых людей.

Есть в России и другие города и села. Их очень много. Все должны знать название своего города и адрес. Нужно стараться узнать побольше о своем родном городе, почему так назван, чем знаменит, какая природа в городе, какие интересные люди здесь живут, каким был город раньше и каким будет.

В нашей стране есть защитники Родины. С давних пор русские богатыри и воины побеждали врагов Русской земли. Солдаты воевали под руководством великих полководцев. Люди благодарны своей армии за храбрость и готовность защищать от врагов всю страну.

В нашей стране есть свой флаг, герб и гимн.

Никогда нельзя забывать свою Родину. Каждый человек любит свою Родину, гордится ею и хочет, чтобы она становилась еще лучше.


Каталог: uploads -> 3000
3000 -> Памятка по профилактике гриппа Грипп
3000 -> Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения. Я обратила особое внимание на тему «Адаптация детей раннего возраста в детском образовательном учреждении»
3000 -> Нужны ли нам прививки?
3000 -> Причины заражения гриппом
3000 -> Защита зрения у детей
3000 -> Памятка для родителей в условиях семьи необходимо стремиться соблюдать тот же чёткий распорядок дня и занятий, что и в детском саду
3000 -> Памятка родителям о необходимости здорового питания школьника
3000 -> Анализ деятельности шмо учителей начальных классов моу прогимназии пос. Романцево Жидкова М. Б. (Ф. И. О. руководителя) за 2013-2014 учебный год
3000 -> Педикулез и меры его профилактики!
3000 -> Учебная программа предмет: «Музыка» класс: 7 Учитель: Кряжева Ольга Петровна

Скачать 102.09 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4




©zodomed.ru 2024


    Главная страница