Причины заражения гриппом



Скачать 25.16 Kb.
Дата27.04.2016
Размер25.16 Kb.
Причины заражения гриппом

Распространению вируса могут способствовать как погодные условия (слякоть, перепады температуры от «-» к «+»), так снижение общей резистентности организма (в весеннее время у людей наблюдается авитаминоз, из-за короткого светового дня страдает иммунная система). Поэтому прослеживается четкая сезонность в появлении эпидемии гриппа. Так же в другое время года у вируса гриппа есть и конкуренты среди других вирусов (вирус парагриппа, аденовирус, респираторно-сентициальный вирус и другие), которые не дают вирусу гриппа размножиться в достаточной мере.

Так же прослеживается закономерность и в распространении эпидемии гриппа: чаще всего движение вируса идет с востока на запад и из городов с большей плотностью населения к периферии.

Как происходит заражение гриппом?

Путь передачи вируса – воздушно-капельный. Это значит, что вирус передается по воздуху, прикрепляясь к частичкам слюны и мокроты, которые выделяются в окружающую среду с дыханием, кашлем, чиханием. Источником инфекции является больной человек или вирусоноситель.

Вирусоноситель – это человек, в организме которого находится вирус гриппа, но при этом сам человек не имеет никаких симптомов болезни. Это может наблюдаться, если у человека произошло заражение, но количество вируса, попавшее в организм пока еще не достаточно для того, чтобы вызвать заболевание (инкубационный период), либо у человека хороший иммунитет, который не позволяет вирусу размножиться и вызвать заболевание.

В организм человека вирус гриппа попадает через дыхательные пути (нос и рот), где он оседает на слизистую и начинает активно размножаться. Для того, чтобы размножаться, вирусу необходима клетка, в которую он внедряется. После попадания вируса внутрь клетки, генетическая информация из ядра вируса встраивается в ядро клетки и заставляет клетки производить только те белки и молекулы, которые необходимы для вируса, которые затем внутри клетки собираются в готовый вирус гриппа. Когда количество вирусов внутри клетки достигает критической массы, они разрывают оболочку клетки и выходят наружу, прикрепляются в соседние клетки, проникают внутрь, и процесс заражения и производства новых вирусных единиц повторяется. Постепенно вирусов становиться все больше, начинает развиваться классическая клиническая картина, ребенок начинает болеть.



Симптомы гриппа у детей

В течении заболевания различают несколько стадий:

1. Заражение. Происходит попадание вируса в организм ребенка и его внедрение в клетки слизистой. В этот период ребенок ничего не ощущает и его ничего не беспокоит.

2. Инкубационный период. В это время происходит активное размножение вируса гриппа внутри клетки, накапливается вирусная масса. В это время ребенка также ничего не беспокоит, однако в некоторых случаях может появляться слабость, сонливость, повышенная утомляемость, что связано с тем, что организм начинает бороться с вирусом и тратит на это силы. Длится данный период от 2 часов до 3-х дней, в зависимости от того, насколько иммунная система ребенка «натренирована». В это время ребенок уже может быть заразен для окружающих, однако количество вирусов, выделяемых в окружающую среду очень мало.

3. Период клинических проявлений. В это время происходит массовый выход вирусов из клеток. Ребенок выделяет в окружающую среду огромное количество вирусов, особенно с чиханием. При чихании вирусы могут разноситься на расстояние до 10 метров от больного ребенка. Клинически этот период характеризуется: слабостью, сонливостью, ребенок вялый, адинамичный, появляется мышечная слабость, болезненность мышц, ломота в суставах и костях, повышается температура тела, глаза слезятся, болят, из носа начинает выделяться слизистое (прозрачное, жидкое, как водичка) отделяемое. Температура в этот период обычно не очень большая – 37,6º С- 38,0º С, однако возможны и резкие подъемы температуры тела до 39º С. Температура имеет волнообразный характер, поднимается больше к вечеру и связана с периодическим выходом вирусов из клетки. Длится этот период 3-5 дней.

4. Микробно - вирусный период. При гриппе, который длится более 3-х дней с высокой температурой тела (38º С и выше), защитные свойства организма начинают истощаться. Это позволяет бактериям, которые постоянно находятся в нашем организме, начать активно размножаться. В этот период количество вируса в организме начинает снижаться, однако его место начинают занимать бактерии. Температура в этот период теряет свою волнообразность, становиться постоянной, поднимается до более высоких цифр (38,5 – 39,5º С). Отделяемое из носа становится более густым, появляется кашель. Ломота в суставах и костях проходит, однако сохраняется общая слабость и мышечная вялость. Этот период может протекать длительно, его продолжительность и исход зависит от проводимого лечения.

5. Исход заболевания. После проведенного лечения ребенок может либо выздороветь, либо заболевание примет иную форму, например, перейдет в пневмонию. Выздоровление ребенка возможно на любом из периодов заболевания, все зависит от иммунитета у ребенка и проводимого лечения. Так, после попадания вируса в организм ребенка, его иммунные клетки могут полностью уничтожить все вирусные частицы, и заболевание даже не разовьется, однако это может произойти только в том случае, если организм имеет иммунитет именно к тому штамму вируса гриппа, который проник в организм.

Очень часто мамы задаются вопросом: у моего ребенка все симптомы гриппа, а врач все равно ставит нам диагноз ОРЗ. Почему?

Все очень просто: огромное количество вирусов имеют те же сходные симптомы, что и вирус гриппа, однако это не грипп. Так, например, аденовирусная инфекция проявляется покраснением глаз, слезотечением, насморком со слизистым отделяемым, повышением температуры тела до 37-38º С, слабостью, мышечной болью. Если сравнить эти симптомы с симптомами гриппа, можно заметить явное сходство между ними. Без анализов точный диагноз грипп поставить нельзя, поэтому констатируют ОРЗ.

Диагностика гриппа

Когда же врачи начинают ставить диагноз грипп? У детей, которые обращаются на прием к врачу с явными признаками гриппа, берутся мазки из полости рта и носа. Эти мазки отправляются в санитарную станцию, где их «сеют» на куриные эмбрионы. Если это вирусная инфекция, вирусы начинают размножаться в клетках куриных эмбрионов. Когда их количество становится достаточным, для определения точного вида вируса, их типируют и определяют, какой именно вирус вызвал заболевание.

Такие мазки берутся во всех поликлиниках города, и информация стекается в главный центр эпидемиологии города. Когда количество выявляемых вирусов гриппа превышает эпидемиологический порог, в поликлиники города сообщается, что можно выставлять пациентам диагноз грипп, так как наибольшее количество заболеваний вызывается именно этим вирусом.

Все школьники, когда начинается эпидемия гриппа, не отрываясь, смотрят телевизор, в ожидании сообщений о том, что школы закрыты на карантин, а этого все не происходит и не происходит. И вот, когда они уже совсем теряют надежду, наконец-то слышат заветную фразу: «Школы закрыты». Чего же ждала санитарная станция? Все очень просто. Эпидемиологи ожидают, когда порог заболеваемости превысит эпидемиологический. Это надо для того, чтобы как можно больше минимизировать последствия эпидемии. Если карантинные мероприятия ввести слишком рано, когда количество заболевших еще мало, то это приведет к тому, что заболеваемость будет нарастать слишком медленно, и эпидемия может растянуться на месяцы или даже целый год. Если же ввести карантин слишком поздно, то в нем уже не будет никакой необходимости, так как заболеваемость и так уже начнет снижаться. Чтобы избежать всех этих последствий, эпидемиологический отдел в каждом городе ведет ежедневный мониторинг эпидемиологической ситуации в городе, учитывая количество всех новых случаев заболеваемости, и на основании этих данных выносит заключение о наложении карантинных мероприятий.



Профилактика гриппа

Первыми на подъем заболеваемости всегда отвечают дети. Это связано с тем, что они больше находятся в замкнутых коллективах (детских садах, школах, училищах), где количество детей на единицу площади очень велико. Если взять любой офис, даже с большим количеством работников, там вряд ли наберется больше 10 человек на 30 кв. м. Однако наши дети умудряются заниматься в классе размером 20 кв. м в количестве 20-30 человек. При такой большой скученности увеличивается шанс передачи вируса от одного ребенка другому.

Как же уберечь наших детей от заболевания? Первое и самое важное, что все родители должны запомнить – болезнь легче предупредить, чем потом ее лечить. Очень важно провести вакцинацию детей от вируса гриппа. После того как мы переболеем гриппом, в нашем организме образуется иммунитет к этому вирусу, однако он очень неустойчив и сохраняется в редких случаях в течение 12 месяцев, а чаще даже меньше. Поэтому, если ребенок прошлой зимой перенес грипп, в этом году он уже не имеет к нему иммунитета. Так же, как уже говорилось, вирус гриппа очень изменчив, поэтому практически каждый год мы имеем новое заболевание, к которому у нас нет иммунитета.

Ежегодно врачи проводят анализ эпидемиологической ситуации в мире и прогнозируют, какой именно тип гриппа будет «буйствовать» в этом году. С учетом этих данных разрабатываются вакцины, применение которых способствует выработке иммунитета к гриппу и защите организма ребенка в этом сезоне. Сейчас применяются только инактивированные (убитые) вакцины. Эти вакцины содержат только капсулы вирусов и не содержат генетического ядра, которое могло бы попасть в клетки организма и начать размножаться, тем самым вызвать заболевание. Поэтому применение современных вакцин совершенно безопасно, и они могут быть использованы для профилактики заболеваемости гриппом у детей с 6 месяцев.

Проводить вакцинацию необходимо в сентябре-октябре месяце. Это надо для того, чтобы в организме успел выработаться устойчивый иммунитет к вирусу гриппа до начала эпидемии, а для этого организму ребенка необходимо 4-6 недель. Иммунитет от такой прививки сохраняется почти год, но в следующем году прививку необходимо повторить. Если у ребенка есть иммунитет к именно такому вирусу гриппа, который попадает в организм, то вирусы будут практически сразу уничтожены и заболевание остановлено на первой же стадии и симптомы даже не успеют появиться. Однако, если в организм ребенка проникает очень большое количество вирусов, иммунная система не всегда способна справиться с такой нагрузкой. В таком случае ребенок может заболеть, однако заболевание будет протекать намного легче и без последствий для организма.

Наряду с вакцинациями существуют и другие методы профилактики. Так,  для сезонной профилактики простуды и гриппа рекомендуются ингаляции с эфирными маслами.  Доказано, что эфирные масла обладают противовоспалительным и антисептическим действием, способствуя предотвращению развития острых респираторных инфекций. К таким маслам  относят: можжевеловое, эвкалиптовое, масло гвоздики, мяты, винтергриновое и каепутовое. Специалисты рекомендуют сочетать их для достижения максимального профилактического эффекта. В  последнее время появляется все больше препаратов, в составе которых уже есть эфирные масла. К наиболее популярным средствам относится «масло Дыши», сочетающее в себе необходимые эфирные масла, защищающие от простуды и гриппа. Препарат уничтожает вирусы и вредные бактерии, находящиеся в воздухе, значительно снижая риск появления ОРВИ.



Народные средства профилактики гриппа

Нельзя забывать и народные методы защиты от заболевания. Очень часто используют для защиты детей от гриппа коробочки из-под «Киндер Сюрприза», заполненные чесноком. Эфирные масла чеснока обладают хорошим противовирусным эффектом, однако у лука эфирные масла намного более активные, поэтому рекомендуется использовать именно его. Однако у этого метода защиты есть одна неприятная сторона – чеснок или лук имеет специфический запах, и не каждый ребенок захочет посещать садик или школу, благоухая такими ароматами. Зато метод хорошо подойдет для профилактики гриппа у грудных детей, если средство подвесить на кроватку.

Детям старше года можно использовать ватно-марлевую повязку на лицо, которая будет защищать верхние дыхательные пути. Однако надо помнить, что использовать маску можно не более 4 часов, после чего ее необходимо постирать и прокипятить. Повязку обязательно носить и больному взрослому, ухаживающему за ребенком.

В квартире необходимо проводить ежедневные проветривания помещения. В школе и садиках такую манипуляцию необходимо проводить каждые 2 часа.

Готовиться к эпидемии гриппа необходимо заранее. В середине февраля необходимо начинать давать ребенку витамины, чтобы избежать весеннего авитаминоза. Но помните: витамины нельзя давать ребенку более 30 дней, чтобы не вызвать у него переизбытка витаминов.

Так же можно простимулировать иммунную систему приемом иммуностимулирующих препаратов: иммунал, гроприносин. Но не следует применять иммуностимулятры длительно. Ребенок должен вести активный образ жизни: заниматься спортом, бывать на свежем воздухе - эти мероприятия отлично поддерживают иммунитет.

Для грудных детей самым главным оружием в борьбе с вирусами является грудное вскармливание. С молоком матери ребенок получает все необходимые вещества для работы иммунной системы. Ни одна смесь, какой бы она дорогой ни была, не может обеспечить полную защиту ребенка от заболевания гриппом.

Лечение гриппа у ребенка

Если же ребенок все-таки заболел, что делать?

1. Необходим строгий постельный режим. Во время заболевания на борьбу с инфекцией тратится большое количество энергии, поэтому дополнительный расход энергии на игры будет плохо сказываться на течении заболевания.

2. Полноценное питание. Так как энергия тратится, ее нужно восполнять, поэтому надо правильно питаться. Организму в это время необходим белок, однако, когда дети болеют, кушать им совсем не хочется. Я своим мамам на участке рекомендую сварить куриный бульон и давать понемногу пить его ребенку. Бульон будет стимулировать выработку желудочного сока и усиливать аппетит. Ребенок попьет бульон, а затем и курицу съест.

3. Обильное теплое питье. Во время разрушения клеток и выхода вирусов наружу образуется большое количество токсинов, которые попадают в кровоток. Они способствуют повышению температура, развитию слабость. Чтобы снять эти симптомы, необходима жидкость, которая будет разбавлять токсины в крови и выводить их из организма.

4. Жаропонижающие. Повышение температура тела – это естественный процесс при заболевании. Если температура ниже 38,5º С – это плохо для вирусов: замедляется процесс их размножения; если же температура больше 38,5º С – это уже плохо для организма, так как начинают разрушаться собственные белки. Поэтому, если ребенок хорошо переносит температуру, нет головной боли, вялости, сонливости, не было ранее развития судорог на подъем температуры тела, жаропонижающие можно не применять до температуры 38,5º С.  Для снижения температуры тела лучше всего применять ибупрофен в сиропе или таблетках, так как он не оказывает никакого побочного действия на печень в отличие от парацетамола. Применение ацетилсалициловой кислоты (аспирина) у детей до 18 лет строго запрещено, так как на фоне вирусных инфекций это может вызвать необратимые изменения в печени и мозгу и привести к летальному исходу ребенка.



9. Применение антибиотиков целесообразно только в том случае, если присоединяется бактериальная инфекция, так как на вирус гриппа антибиотики не оказывают никакого воздействия.

При правильном режиме и лечении заболевание излечивается за 5-7 дней. Однако в некоторых случаях заболевание плохо поддается лечению, и развиваются осложнения.
Каталог: uploads -> 3000
3000 -> Памятка по профилактике гриппа Грипп
3000 -> Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения. Я обратила особое внимание на тему «Адаптация детей раннего возраста в детском образовательном учреждении»
3000 -> Нужны ли нам прививки?
3000 -> Защита зрения у детей
3000 -> Муниципальное бюджетное дошкольное
3000 -> Памятка для родителей в условиях семьи необходимо стремиться соблюдать тот же чёткий распорядок дня и занятий, что и в детском саду
3000 -> Памятка родителям о необходимости здорового питания школьника
3000 -> Анализ деятельности шмо учителей начальных классов моу прогимназии пос. Романцево Жидкова М. Б. (Ф. И. О. руководителя) за 2013-2014 учебный год
3000 -> Педикулез и меры его профилактики!
3000 -> Учебная программа предмет: «Музыка» класс: 7 Учитель: Кряжева Ольга Петровна

Скачать 25.16 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




©zodomed.ru 2024


    Главная страница