Заключение комплексной эксперизы



Pdf просмотр
страница1/5
Дата29.09.2017
Размер0.73 Mb.
  1   2   3   4   5

Хмурова О.Н.
Тачмамедова Ж.К.
1
ЗАКЛЮЧЕНИЕ КОМПЛЕКСНОЙ ЭКСПЕРИЗЫ на программу семинара-тренинга для учащихся 10-11 классов образовательных учреждений города Челябинска «Базовые знания по профилактике ВИЧ инфекции» и на содержание
Протоколов урока, проведенного по этой программе
Дата проведения экспертного исследования: 20 апреля – 10 мая 2017 года.
Экспертная организация: Общероссийская общественная организация защиты семьи
«Родительское Всероссийское Сопротивление». Аттестат аккредитации выдан на основании приказа Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций Приказ № 106 от 15.03.2016, со сроком действия на 5 (Пять) лет (статус документа – действующий).

На основании Федерального закона от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», Порядка проведения экспертизы информационной продукции в целях обеспечения информационной безопасности детей, утверждённого приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 29.08.2012 № 217, а также в связи с обращением гражданки РФ Валитовой Ирины Сергеевны в
Общероссийскую общественную организацию защиты семьи «Родительское Всероссийское
Сопротивление» (далее – ОООЗС РВС) и заключёнными договорами возмездного оказания услуг с экспертами, аккредитованными в Федеральной службе по надзору в сфере услуг связи, информационных технологий и массовых коммуникаций «О проведении экспертизы информационной продукции» № 2/17-02 от 20.04.2017 г. и № 2/17-01 от 20.04.2017 г., выполнено комплексное социокультурное экспертное исследование, направленное на выявление:
- наличия в программе семинара-тренинга для учащихся 10-11 классов образовательных учреждений города Челябинска «Базовые знания по профилактике ВИЧ инфекции», а также содержание части протоколов урока, проведенного по этой программе (далее - Протоколы) информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей (далее - Программа);
- соответствия или несоответствия Программы и Протоколов категории информационной продукции «12+» «для детей старше 12 лет».
Экспертиза выполнена экспертной комиссией в составе шести человек из Санкт-
Петербурга, г. Севастополя, Нижнего Тагила, Хабаровска, Казани, Новочеркасска, а также фокус группой из двух психологов и одного общественного деятеля, отца троих детей.

Объектом исследования является:
1.
Содержание программы семинара-тренинга для учащихся 10-11 классов образовательных учреждений города Челябинска «Базовые знания по профилактике ВИЧ инфекции»;
2.
Протоколы уроков, проведенного по этой программе.
Ниже представлено экспертное заключение на данную программу;

Вопросы заявителя к экспертам:
Вопрос 1. Содержит ли Программа семинара-тренинга для учащихся 10-11 классов
образовательных учреждений города Челябинска «Базовые знания по профилактике ВИЧ» и
содержание Протоколов урока, проведенного по этой программе, информацию, запрещенную
к распространению среди детей?

Вопрос 2. Соответствует ли Программа семинара-тренинга для учащихся 10-11 классов
образовательных учреждений города Челябинска «Базовые знания по профилактике ВИЧ
инфекции» и содержание Протоколов урока, проведенного по этой программе, категории
«информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет» (12+)?



Хмурова О.Н.
Тачмамедова Ж.К.
2
Вопрос 3. Содержит ли Программа семинара-тренинга для учащихся 10-11 классов
образовательных учреждений города Челябинска «Базовые знания по профилактике ВИЧ
инфекции» и содержание Протоколов урока, проведенного по этой программе информацию,
причиняющую вред здоровью и (или) развитию детей?
Целями экспертизы являлось установление:
- наличия в Программе и Протоколах урока информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей;
- возможности и последствий причинения вреда соматическому, психическому или психологическому здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию ребенка в результате воздействия программы;
- соответствия или несоответствия программы определенной категории информационной продукции.
Правовой основой экспертизы являются:

Федеральный Закон 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», а также

разработанная и рекомендованная Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций в целях научно-методического обоснования, повышения эффективности и унификации экспертных действий в рамках Федерального закона 436-ФЗ
«Концепция экспертизы информации, осуществляемой в целях предотвращения нанесения вреда здоровью и развитию детей», и

методологические основы, положения и принципы возрастно-психологического подхода к анализу вредного воздействия средств массовой информации и других средств массовой коммуникации, включая информационно-телекоммуникационную сеть Интернет, и иной информационной продукции на психическое развитие и здоровье детей и подростков
(«Концепция информационной безопасности детей и подростков в РФ. Разделы 4-8»).
Основным методом оценки воздействия информационной продукции на психическое и психологическое здоровье ребёнка, его психическое, физическое и нравственное развитие является метод нормативно-возрастного анализа психического развития ребёнка, теоретической основой которого выступает периодизация психического развития ребёнка, учитывающая общие закономерности личностного и познавательного развития ребёнка, на основе научных выводов Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожец.
В ходе экспертизы использовались выводы культурно-исторической теории формирования
ВПС Л.С.Выготского, деятельностный подход А.Н.Леонтьева, теории поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина и коммуникативный подход в анализе взаимодействия субъектов массовой коммуникации.
Эксперты руководствовались такими основными принципами методологии оценки характера воздействия на психическое, психологическое нравственное здоровье ребёнка и его психическое развитие, как: принцип возрастной нормативности развития, задающей периодизацию психического развития как нормативную модель развития ребенка (Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин); принцип возрастной специфики задач развития на каждом возрастном этапе, определяющий сенситивность ребенка к определенного рода воздействиям (Р.Хевигхерст); принцип активной действенной природы развития, определяющей избирательность восприятия информации ребенком сообразно возрастным особенностям ребенка (А.Н.Леонтьев); принцип решающего значения ориентировочной деятельности, направленной на выявление значимых для решения задачи условий (П.Я.Гальперин).
Основные методы и методики, используемые в экспертизе, и их характеристики перечислены в Приложении 1.



Хмурова О.Н.
Тачмамедова Ж.К.
3
Структура исследования

Экспертное исследование состоит из 2-х частей:
Часть А. Контент-анализ программы семинара-тренинга и протоколов урока
Стр. 4
1.
Определение понятий, требующих выявления
Стр. 4
2.
Определение критериев анализа программы семинара-тренинга
Стр. 7
3.
Сопоставление признаков выявляемых понятий с программой семинара- тренинга
Стр. 7
Выводы к части А
Стр. 12
Часть Б. Оценка воздействия программы семинара-тренинга на психическое здоровье детей и подростков
Стр. 12

1. Оценка возможных последствий воздействия программы семинара-тренинга на психику ребёнка и подростка
Стр. 13
2. О влиянии программы на формирование поведенческих паттернов
Стр. 16
3. Об эффективности программы в достижении целей
Стр. 17
4. О влиянии Программы на процесс формирования традиционных семейных ценностей
Стр. 18
5. О влиянии содержания программы на творческие способности детей и подростков
Стр. 19
Выводы к части Б
Стр. 20
Ответы на вопросы к экспертам
Стр. 20
Приложения


1. Методы и методики экспертного исследования
Стр. 22
2. Категории контент-анализа
Стр. 24
3. Протокол контент-анализа
Стр. 25
4. Критерии оценки состояния информационной безопасности и негативного воздействия на развитие детей и подростков
Стр. 27
5. Нормативно-правовые акты, литература и источники, используемые при проведении экспертизы
Стр. 30
6. Характеристики экспертов
Стр. 31
7. Стенограмма №1
Стр. 32
8. Стенограмма №2
Стр. 33
9. Отзывы фокус группы
Стр. 35

Хмурова О.Н.
Тачмамедова Ж.К.
4
ЧАСТЬ А. КОНТЕНТ-АНАЛИЗ ПРОГРАММЫ СЕМИНАРА-ТРЕНИНГА
И ПРОТОКОЛОВ УРОКА
Задача исследования в этой части состоит в том, чтобы решить вопрос о наличии или отсутствии информации, причиняющей вред здоровью и развитию подростков в экспертируемом продукте.

Поэтапные действия исследования:
1.
Определение понятий, требующих выявления.
2.
Определение критериев анализа программы семинара-тренинга.
3.
Сопоставление признаков выявляемых понятий с контентом программы семинара-тренинга.
1. Определение понятий, требующих выявления
Методом критического анализа установлено, что реализуемая на территории Челябинской области программа по профилактике ВИЧ инфекции среди учащихся и молодежи представляет собой осовремененную версию международных и зарубежных программ полового просвещения детей, разработанных Международной конференцией по народонаселению и развитию (МКНР) в
1994 г. в Каире, Фондом по народонаселению (ЮНФПАА), Международной Федерацией планирования семьи (МФПС), Российской ассоциацией «Планирование семьи» (РАПС),
ЮНИСЕФ и рядом других организаций, ориентированных на снижение рождаемости, а значит на сокращение численности населения.
Внедрение программ сексуального просвещения, в том числе и программ по профилактике
ВИЧ инфекции, обосновывается ростом уровня распространения ВИЧ и других инфекций, передающихся половым путем. Этот тезис записан в документе европейского регионального бюро ВОЗ и ФЦПСЗ «Стандарты сексуального образования в Европе. Рамочный документ для лиц, определяющих политику, руководителей и специалистов в области образования и здравоохранения», разработанным в 2010 году Федеральным центром просвещения в сфере здравоохранения в Кельне: «В Европейском регионе ВОЗ существует много проблем в области
сексуального здоровья: например, рост уровня распространения ВИЧ и других инфекций,
передающихся половым путём (ИППП), нежелательные подростковые беременности и
сексуальное насилие. Работа с детьми и молодежью является ключевым условием общего
укрепления сексуального здоровья. С целью развития позитивного и ответственного
отношения к сексуальности они должны знать о ее рисках и удовольствиях. Только так их
поведение станет более ответственным как в отношении самих себя, так и по отношению к
окружающим в обществе, в котором они живут».
В 1995 г. международная организация PSI, занимающаяся вопросами здорового образа жизни, в том числе сбором благотворительных средств, (штаб-квартира в Вашингтоне, США) открыла российский офис «Центр социального развития и информации» PSI. Тогда же появилось российское отделение американской организации «Партнеры во имя здоровья» и многие другие неправительственные организации. В 1997 г., почти сразу после своего формирования, офис в
Москве открыла ЮНЭЙДС. В организации борьбы со СПИДом в России в эти годы активно участвовали также Институт «Открытое общество» (Фонд Сороса) (прекратил свою деятельность на территории России, поскольку летом 2015 года Генеральная Прокуратура РФ признала данный Институт нежелательной организацией в России, т.к. ее деятельность «представляла
угрозу основам конституционного строя Российской Федерации и безопасности государства» ,
USAID (прекратила свою деятельность на территории России в октябре 2012 году по требованию
Правительства РФ, поскольку «пыталось через распределение грантов влиять на политические
процессы в России и его работа не всегда отвечала заявленным целям содействия развитию
двустороннего гуманитарного сотрудничества»), «Врачи без границ».
При проведении анализа, было выявлено, что учебное пособие «Полезная практика: реальные альтернативы» (авторы Романова О.Л, Колесова Л.С) было внедрено на территории

Хмурова О.Н.
Тачмамедова Ж.К.
5
России международной некоммерческой организацией The People-To-People Health Foundation в рамках проекта «Project Hope» (в переводе на русский язык: Проект «Надежда»). The People-To-
People Health Foundation - международная неправительственная организация, была основана в
1958 г. в штате Вирджиния, США. В настоящее время, Project HOPE занимается осуществлением образовательных и гуманитарных программ в области здравоохранения в более 30 странах.
Партнерами данной организации являются USAID (запрещена в России с октября 2012 года),
UNICEF (запрещена в России с декабря 2012 года), Imperial College London, и другие.
USAID – деятельность, которой запрещена в России в 2012 году, поддерживает программу
«Компас для детства», в основе которой лежит американская методика ювенальных технологий.
И хотя в 2012 году данная организация была вынуждена официально прекратить свою деятельность на территории России в связи с «…попытками влиять через распределение грантов
на политические процессы, …институты гражданского общества», это не мешает ей влиять на органы власти через своих агентов, предусмотрительно взращённых ею в период работы на нашей территории. Как сообщает Forbes, «у Агентства были тесные отношения с
Общественной палатой, оно поддерживало проекты некоторых ее членов, например, Дарьи
Милославской, директора российского представительства Международного центра
некоммерческого права.<…> Агентство поддерживает и несколько крупных американских
неправительственных организаций, реализующих проекты в России: это Международный
республиканский институт, Национальный демократический институт (NDI), Американская
ассоциация юристов, Корпорация Management Systems International».
Детский фонд ООН, он же ЮНИСЕФ (UNICEF), так же прекратил свою деятельность в России после заявления МИДа России об этом. «ЮНИСЕФ – детский фонд ООН, созданный в 1946 году для помощи детям, пострадавшим во Второй мировой войне. <…> Но из организации помощи детям (обеспечение продуктами, питьевой водой и медицинской защитой) он превратился в один из столпов международного контроля за рождаемостью и поборника депопуляции Земли. В этом направлении ЮНИСЕФ работает вместе с Всемирной организацией здоровья (ВОЗ) и Фондом
ООН по народонаселению (UNFPA). Западные правозащитники, а также католическая церковь давно и доказательно обвиняют ЮНИСЕФ и ВОЗ в кампаниях по стерилизации населения в ряде стран мира, проводимых под видом вакцинации против различных болезней. Так, в Никарагуа,
Мексике, Таиланде, на Филиппинах проводилась вакцинация против столбняка. Причем прививали только женщин и только в детородном возрасте, прививками были охвачены миллионы женщин. В результате это привело к массовым выкидышам, к множеству не рожденных детей».
Заметим, что разработка в России Концепции превентивного обучения в области профилактики ВИЧ/СПИД в образовательной среде (далее Концепция) (на которую ссылается начальник управления по делам молодежи города Челябинска) была инициирована Бюро
ЮНЕСКО в г. Москве. В 2009 году ЮНЕСКО (совместно с другими учреждениями ООН) опубликовало «Техническое руководство по сексуальному просвещению», в котором предлагаются общемировые рекомендации. В этом документе утверждается, что сексуальное образование является частью общего образования, и его профилактический характер направлен, в том числе и на предотвращение распространения ВИЧ-инфекции. В Концепции говорится,
«что профилактические программы, как просветительские, так и тренинговые, являются
мощным инструментом воздействия на поведение детей и молодежи. Их спонтанная
реализация может быть связана с риском повышения интереса к экстремальным формам
поведения, активацией механизмов резистентного поведения».
В 2008 году общественное движение «Всероссийское родительское собрание» написало
Открытое письмо Председателю Комитета Государственной Думы РФ по вопросам семьи, женщин и детей Е. Б. Мизулиной, в котором сообщается, что «К сожалению, большинство
постулатов этой программы [Концепции, прим. авт.] серьезно противоречат традиционным
культурным нормам нашей страны в сфере отношения полов. Некоторые высказывания

Хмурова О.Н.
Тачмамедова Ж.К.
6
напрямую покушаются на традиционные российские ценности: «законы, основанные на
традициях и обычаях, которые влияют на положение различных групп общества и отношение к
ним должно быть пересмотрено в свете антидискриминационного законодательства». Под
различными группами общества имеются в виду гомосексуалисты, проститутки и наркоманы.
Сторонники программы ООН, например, Центр Доллар-Кормье (Квебек, Канада), опыт и
деятельность которого Министерство образования РФ рекомендует распространять в
России, признаются, что наркомания для них неизбежная реальность. Само употребление
наркотиков с их стороны не подвергается никакому моральному осуждению: «Мы поощряем
такое поведение употребляющих, которое сокращает связанные с употреблением риски» (т.е.
употребляйте, но только шприцы меняйте). В качестве противостояния эпидемии СПИДа
Центр Доллар-Кормье предлагает программы обмена шприцев, известные как «Снижение
вреда», со скандалом уходящие в прошлое. Программы «Снижение вреда» не сокращают
наркопотребление, а ведут к дальнейшему росту эпидемии и, как следствие, распространению
СПИДа».
Цель вышеперечисленных организаций и их программ - научить детей с ранних лет разбираться в различных видах «безопасного» секса, и тем самым уничтожить в детях целомудрие и низвести таинство любви до простого животного инстинкта, что в дальнейшем блокирует нормальное воспроизводство населения в рамках семьи.
В своём докладе на Комиссии ООН по статусу женщин в 2012г. американский врач
Мириам Гроссман убедительно доказала, что секспросвещение по программам МФПС и т.п. организаций преследует цель не «профилактики инфекций передающихся половым путем»
(ИППП) и «защиты репродуктивного здоровья» (как это декларируется), а осуществление утопических социальных проектов, предполагающих разрушение традиционных нравственных ценностей и моральных устоев общества.
Показательной является позиция эксперта по организации здравоохранения ООН, председателя рабочей группы по системам здравоохранения (Health Systems Workshop) Роджера
Ингланда, считающего, что совместная программа ООН по ВИЧ и СПИД (UNAids) должна быть
«закрыта в ближайшем будущем..., поскольку цель изначально неправильна и вредна». По его оценкам смертность от ВИЧ составляет 3.7%, однако на борьбу с ВИЧ тратится четвертая часть средств всемирного здравоохранения и «большая часть» внутренних средств государств. Р.
Ингланд считает, что «на борьбу с ВИЧ тратится слишком много средств, которые могли бы
быть направлены на другие нужды, и это наносит вред системе здравоохранения». «Почему
нужна специальная программа ООН по ВИЧ, а не по пневмонии или диабету, от каждой из
которых погибает больше людей?».
В октябре 2012 г. МИД РФ заявил, что «до 31 декабря 2012 года ЮНИСЕФ должен завершить все свои программы в России. Так как Россия имеет собственные возможности для разработки и финансирования программ защиты детей в России и мире». Сначала ЮНИСЕФ активно продвигал проекты «планирования семьи» (т.е. сокращения рождаемости). Затем программы поддержки «социального репродуктивного здоровья подростков» (т.е. «сексуального воспитания»). Практика продвижения проектов ЮНИСЕФ в целом стереотипна. Фонд финансирует пилотный этап проекта, подкупает чиновников и добивается официального утверждения проекта. А затем о финансировании проекта и его «внедрении в повсеместную практику» заботятся национальный бюджет и национальные органы власти всех уровней под контролем Фонда.
Разоблачение идеологии «Планирования семьи» произошло и в Европе, и в США, и в
России ещё в 1990-х годах. Тогда удалось приостановить напор секспросвета на государственное образование.
В 1997 г. Президиумом РАО и министерством образования страны попытка сексуального просвещения в средних учебных заведениях была приостановлена с мотивировкой
«безнравственности и не профессиональности» данного сексуального просвещения.

Хмурова О.Н.
Тачмамедова Ж.К.
7
Но центры планирования семьи прижились под маркой охраны здоровья детей и молодёжи, борьбы со СПИДом и ИППП, защиты материнства и детства, профилактики наркозависимости и т.п.
На тренингах по профилактике ВИЧ/СПИДа в форме интерактивных упражнений и ролевых игр имитируются аналоги сексуальных контактов, которые обязательно должны проходить по предлагаемым правилам. При оценке уровня информированности детей и подростков, а также при оповещении их о способах передачи и методах защиты от ВИЧ- инфекции, неизбежно происходит их просвещение в сексуальной сфере (половое просвещение), а значит их развращение.
С этим согласен и директор Российского института стратегических исследований Леонид
Решетников, который в октябре 2015 года заявил: «В течение ряда лет российские НПО, осуществлявшие программы борьбы со СПИДом, разрушали традиционные ценности и пытались внедрить новые поведенческие нормы».
Негативный взгляд на развращение детей разделяют Русская Православная Церковь и все христианские конфессии, традиционные религии (ислам, иудаизм, буддизм).
Исходя из практических задач, связанных с анализом вероятности деструктивного воздействия программы семинара-тренинга на психическое, психологическое здоровье и (или) физическое, психическое, духовное и нравственное развитие ребенка, экспертной комиссией были разработаны категории контент-анализа, позволяющие диагностировать наличие (или отсутствие) в данной программе семинара-тренинга факторов риска.– Приложение 2.
2. Определение критериев анализа программы семинара-тренинга
В качестве критериев оценки анализа программы семинара-тренинга были использованы основные формулировки 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», «Концепции информационной безопасности детей и подростков» –
Приложение 3.

3. Сопоставление признаков выявляемых понятий с программой семинара-тренинга
Описание и анализ программы семинара-тренинга.
Заказчиком обучающих программ по профилактике ВИЧ инфекции среди учащихся и молодежи г. Челябинска является городская межведомственная комиссия по проблемам социально-значимых заболеваний Администрации города Челябинска (далее Комиссия). Свой заказ на такую программу Комиссия обосновала тем, что «начиная с 2013 года, сохраняется
тенденция увеличения количества лиц, живущих в ВИЧ инфекцией, в том числе среди
молодежи». Начальник управления по делам молодежи города Челябинска Авдеев С.А. сообщил, что «тренинг «Базовые знания по профилактике ВИЧ инфекции» был разработан в
2008 году, прошел рецензирование, изучен специалистами Министерства образования и науки и
Министерства здравоохранения Челябинской области и согласован с Управлением по делам
образования города Челябинска. В 2014 году программа была повторно согласована с
министерством здравоохранения Челябинской области. Проведение программ по профилактике
социально значимых заболеваний, в том числе по профилактике ВИЧ инфекции в
образовательных учреждениях соответствует Концепции превентивного обучения в области
профилактике ВИЧ/СПИД в образовательной среде».
Тренинг для учащихся 10-11 классов образовательных учреждений города Челябинска
«Базовые знания по профилактике ВИЧ инфекции» разработан специалистами муниципального бюджетного учреждения «Центр профилактического сопровождения «Компас» г. Челябинска
(далее МБУ ЦПС «Компас») в соответствии с положениями учебного пособия «Полезная практика: реальные альтернативы» (авторы Романова О.Л, Колесова Л.С).
Таким образом, анализируемая программа семинара-тренинга его авторами представлена как социальный продукт, который направлен на:
- повышение информированности учащихся по проблемам, связанным с ВИЧ/СПИД,

Хмурова О.Н.
Тачмамедова Ж.К.
8
- развитие навыков предотвращения заражения ВИЧ-инфекций у молодежи.
Данный проект предусматривает распространение, в том числе и по технологии «Равный обучает равного».
МБУ ЦПС «Компас» был учрежден Управлением по делам молодежи Администрации города
Челябинска в 2006 году. Как сообщается на сайте центра, ежегодно в тренингах по репродуктивному здоровью для девочек (8 класс), профилактика зависимости (для учащихся, начиная с 9 класса), профилактики ВИЧ-инфекции (для учащихся, начиная с 9 класса) принимает участие около 1 000 старшеклассников.
Как сообщает начальник Управления по делам молодежи, начиная с конца 2013 года сохраняется тенденция увеличения количества лиц, живущих с ВИЧ-инфекцией, в том числе и среди молодежи. Таким образом, не смотря на проводимые МБУ ЦПС «Компас» тренинги и мероприятия, ситуация с распространением ВИЧ-инфекции в городе Челябинске только ухудшается. Поэтому можно сказать, что профилактика социально значимых заболеваний, проводимая специалистами данного центра, не только не является эффективной, но и приводит к обратному эффекту: увеличению заболеваемости ВИЧ-инфекцией. В результате, повышение информированности молодежи и учащихся по проблемам, связанным с ВИЧ/СПИД либо непродуктивно, либо ведет к увеличению количества инфицированных.
Описание содержания программы семинара-тренинга
Программа семинара-тренинга включает в себя элементы семинарского занятия, интерактивные упражнения и игры по формированию навыков предотвращения заражения ВИЧ-инфекцией.
В тесте по оценке уровня информированности в рамках семинара-тренинга, «Что вы знаете о
ВИЧ/СПИД?» озвучиваются некоторые вопросы, ответы на которые подросток может дать, лишь при условии знания смысла некоторой терминологии. Например,:
2. Может ли ВИЧ передаваться через сперму?
8. Передается ли ВИЧ через незащищённый секс? (Да)
13. Если человек с диагнозом «ВИЧ – инфекция» имеет половую связь с человеком с таким же диагнозом, нужно ли им предохраняться? (Да)
16. Можно ли инфицироваться ВИЧ, принимая наркотики внутривенно? (Да)
17. Может ли презерватив защитить Вас от ВИЧ? (Да)
20. Если человек заразился ВИЧ, легче ли ему заразиться другими инфекциями? (Да)
В упражнении «Степень риска» подросткам предлагается закрепить полученную информацию, самостоятельно определив степень риска заражения ВИЧ/СПИД.
В качестве примеров для карточек выбраны, помимо прочих:
- Половая жизнь в браке;
- Беспорядочные половые связи;
Для ответа на вопросы и выполнения заданий подростку необходимо как минимум рассказать, что такое сперма, не защищенный секс, половая связь, предохранение, наркотики, презерватив, другие инфекции, беспорядочные половые связи.
В тесте «Что Вы думаете о ВИЧ/СПИДе» подросткам предлагается провести дискуссию по проблемам ВИЧ\СПИДа. Участникам тренинга зачитывают вопросы, утверждения по данной теме. Подростки, объединившись в группы, формируют свою позицию, впоследствии защищая ее.
Предлагаемые спорные утверждения:
- принудительное обследование на ВИЧ – единственный способ сдержать распространение инфекции;

Хмурова О.Н.
Тачмамедова Ж.К.
9
- необходимо ввести поголовное, принудительное обследование на ВИЧ;
- ВИЧ-инфицированная женщина не должна рожать детей;
- врач, у которого обнаружен ВИЧ, должен быть отстранен от работы;
- все люди, живущие с ВИЧ, должны быть изолированы;
- не логично, что ВИЧ-инфицированных освобождают от службы в армии, но наказание в виде лишения свободы к ним применяется;
- государство должно наложить запрет на брак для ВИЧ-инфицированных граждан;
- проблема СПИДа раздувается журналистами, а, на самом деле, она касается небольшой и не самой лучшей части общества;
- ВИЧ-инфицированные дети не должны посещать общеобразовательные учреждения, спортивные секции;
-СПИД – это один из способов естественного отбора, а именно, возможность улучшить генофонд человека;
- это не справедливо, что на пенсии старикам у государства денег не хватает, а огромные суммы на лечение ВИЧ-инфицированных находятся.
В ходе информационного блока обсуждаются следующие вопросы:
1. Что такое ВИЧ?
2. Что такое СПИД?
3. ВИЧ и СПИД – это одно и то же?
4. Как передается ВИЧ?
5. В каких биологических жидкостях организма содержится достаточное для заражения количество вируса?
6. Что происходит в организме при заражении?
7. Как ВИЧ воздействует на иммунную систему?
8. Как предотвратить заражение ВИЧ?
9. Какие периоды развития ВИЧ-инфекции вы знаете?
10. Кому угрожает опасность ВИЧ-инфицирования?
11. Каким образом не передается ВИЧ?
12. Что определяет тест на ВИЧ?
13. Всегда ли отрицательный результат теста на ВИЧ означает, что человек не инфицирован?
14. Когда следует сдавать анализ?
15. Следует ли ВИЧ-инфицированным людям продолжать работать (учиться)?
16. Нужно ли ВИЧ-инфицированному человеку регулярно посещать врача?
17. Возможно ли излечение от ВИЧ?
Кульминацией семинара, проводимого по данной программе, является ролевая игра
«Кинопроект».
Целью данной игры, по замыслу организаторов, является предоставление «возможности
наглядно и подробно представить участникам [тренинга, прим. авт.] особенности одного из
кризисных моментов для человека, живущего в обществе, в котором распространяется ВИЧ-
инфекция. Достигается понимание состояния человека, принимающего решение о прохождении
тестирования на ВИЧ, ожидающего результат и получающего отрицательный /
положительный результат».
Цель «Кинопроекта» – показать подросткам жизнь в обществе, в котором через рукопожатие распространяется ВИЧ-инфекция. В ходе игры, подростки жмут друг другу руки, после чего
«проходят» тестирование на ВИЧ. Положительные результаты составляют около 35—40%, отрицательные около 50—55% и сомнительные около 10%.
Подросткам, получившим положительные и нейтральные результаты тестирования на ВИЧ, предлагается, повторная сдача теста. Но и те, кому выпали карточки с отрицательным результатом, также рекомендуют повторно пройти тестирование, т.к. «Ведь известно, что
положительный результат теста на ВИЧ будет получен человеком, в крови которого помимо

Хмурова О.Н.
Тачмамедова Ж.К.
10
вируса присутствуют и антитела к нему. Если вирус в крови есть, но организм еще не
выработал антител к нему, результат теста будет отрицательным».
Частичный протокол урока, проведенного по Программе



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5




©zodomed.ru 2024


    Главная страница