Урок по курсу «История» в 11 классе (базовый уровень)
Тема урока: «Вторая мировая война. СССР в 1939-1941 гг.»
Цель: определить роль СССР на начальном этапе Второй Мировой войны 1939-41 гг.
Оборудование урока: компьютер, мультимедийная презентация, созданная в программе Microsoft PowerPoint 2007;, аудиозапись «Гимн СССР 1944 г.», пакет документов, маршрутный лист.
Опережающее домашнее задание: изучение событий хроники начала Второй мировой войны.
Список источников и литературы для подготовки к уроку
Учебники:
«Россия в XX веке. 10 -11 классы». Авторы: Левандовский А.А., Щетинов Ю.А.
«Всеобщая история». Загладин (базовый уровень)
Электронные ресурсы
-
The Avalon Project : Nazi-Soviet Relations 1939—1941
-
(https://www.aroundspb.ru/variety/docs/diplomat/wwar.php
-
JurgaT. UkresuIIRzeczypospolitej. W-wa, 1979. Str. 451.
-
(https://militera.lib.ru/memo/other/mannerheim/10.html)
-
https://mikle1.livejournal.com/897569.html
-
Winston S. Churchill The First Month of War // Blood, Sweat and Tears
-
https://antipov.berkem.ru/den-pamyati-ili-pesn-o-latyshskix-strelkax/
-
https://www.runivers.ru/doc/d2.php?SECTION_ID=6363&CENTER_ELEMENT_ID=150996&PORTAL_ID=9162
Предварительная подготовка к уроку:
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
1.Формирование маршрутной карты урока.
2. Формирование пакета документов
3. Разработка мультимедийной презентации игры в программе Microsoft Office PowerPoint.
| -
Повторение событий,
связанных с хроникой начала .Второй мировой войны
-
16.04.1939-
-
23.08.1939-
-
01.09.1939-
-
17.09.1939-
-
23.09.1939-
-
28.09.1939-
-
03 - 05.08.1940-
-
30.11.1939 - 13.03.1940 –
-
28.06.1940
|
План урока
№ № п.п
|
Этапы урока
|
Время
|
I.I
|
Мотивационная часть
-
Работа в аудио фрагментом
-
Постановка темы урока и цели урока
-
Актуализация: даты начала Второй мировой войны и вступления СССР в нее
|
7
|
III
|
Основная часть
|
30
|
|
2.1 Работа с историческими источниками. Определение роли СССР в событиях 1939-1941 гг. (до 22.06.)
|
15
|
|
2.2.Причины агрессивной политики СССР.
|
5
|
|
2.3 Оценка приобретений и потерь СССР с позиции государства и отдельного человека
|
10
|
IIII
|
Закрепление. Рефлексия. Подведение итогов урока
Разрешение проблемного вопроса
|
8
|
ХОД УРОКА
-
Мотивационная часть
Работа с аудиофрагментом
-
1. Звучит мелодия гимна Советского Союза 1944 г. (музыка Александрова, слова С.Михалкова).
Вопрос учителя. Какое музыкальное произведение прозвучало? (Гимн)
-
Воспроизведение фрагмента гимна СССР с текстом первого куплета
Текст гимна
(Союз нерушимый республик свободных
Сплотила навеки Великая Русь.
Да здравствует созданный волей народов,
Единый, могучий Советский Союз!)
Вопрос учителя. Гимн какого государства прозвучал? (СССР)
Задание учащимся.
1. На основании предложенного текста охарактеризуйте данное государство? Что вы знаете о судьбе этого государства? (Советский Союз – это государство, в состав которого входили 15 республик, единое, монолитное государство, распад которого трудно представить. Оно было создано добровольно и стало великим государством.
Распад государства произошел в 1991 году)
2.Каковы причины распада этого государства? (Распад СССР- следствие кризиса системы и обострения межнациональных противоречий. Корни противоречий, возможно, следует искать во внешней политике СССР 1939-40 гг.)
-
Объявление темы урока и постановка цели.
-
Актуализация:
-
Известны четкие границы (хронологические рамки) Второй мировой войны.
НО существуют разные подходы к определению даты вступления СССР в войну (сентябрь 1939 или 22 июня 1941).
-
С 22 июня 1941 года СССР ведет освободительную Отечественную войну. На чем основываются утверждения, что СССР вступил в войну в 1939 году и какую роль играл в этот период?
II.Основная часть. Изучение нового материала.
-
Работа с историческими источниками.
Задание.
1.На основе представленных документов и ваших знаний определите, в каком качестве выступал СССР в 1939-41 гг.? Зафиксируйте это в маршрутном листе (работа в парах).
-
Определите роль СССР и аргументированно обоснуйте свой выбор, опираясь на документы.
В ходе обсуждения должны быть сформулированы следующие позиции:
-невоюющий союзник
-агрессор
- освободитель, защитник
В приведенной ниже таблице размещены примеры документов, в которых содержится обоснование одной из заявленных позиций.
Невоюющий союзник
|
Агрессор
|
Освободитель, защитник
|
-Пакт Молотова-Риббентропа
-Совместный парад РККА и Вермахта 17 сентября 1939 года
-Договор о дружбе и границе СССР и Германии
-Карта границ Германии и СССР выпуска апреля 1940 года
|
-Секретные протоколы пакта Молотова-Риббентропа
-Приказ командования РККА № 16634
-выступление Главнокомандующего польской армией Рыдз-Смиглы вечером 17 сентября
-Политическая карикатура
-Комментарий Маннергейма (главнокомандующий финскими ВС) об инциденте под Майнила
|
-Уинстон Черчилль в своём выступлении по радио 1 октября 1939 года
-Выступление И.В.Сталина на совещании начальствующего состава 17.04.1940
-5 ноября 1939 года рижская газета «Газета для всех»
-Демонстрация в Прибалтике в защиту присоединения к СССР. Фотография.
|
-
Причины агрессивной политики СССР.
-
Что объединяет все три позиции СССР во внешней политике в период 1939-41гг.? (военная экспансия).
-
Дайте определение понятия «экспансия»
-
Назовите причины агрессивной политики и зафиксируйте в маршрутном листе
-
имперские амбиции И.В. Сталина,
2. попытка отодвинуть границы с целью укрепления безопасности промышленных районов,
3. получение общих границ с нацистской Германией для нанесения превентивного удара).
-
Привела ли данная агрессивная политика к достижению заявленных целей? (Да)
Задание.Оцените приобретения и потери с точки зрения государства и отдельно взятого человека.
Государство
|
Человек
|
+
|
-
|
+
|
-
|
- Укрепление безопасности границ
- приобретение и расширение территории
- приобретение дополнительных ресурсов
- рост военно-промышленного производства
- стимулирование развития ВПК
|
- возникновение очагов национальной напряженности на присоединенных территориях
- экономические затраты на устройство новых границ
- приобретение противников
- падение международного авторитета
|
- Ощущение военной силы государства и уверенность в будущем
- усиление духа патриотизма и солидарности
|
- жертвы
- физические и психологические перегрузки
- ухудшение материального положения
- ужесточение законодательства в связи с введением военного положения
- репрессии
- шпиономания
|
Рефлексия._Подведение_итогов__Проблемный_вопрос'>III. Закрепление. Рефлексия. Подведение итогов
Проблемный вопрос.
-
Являются ли внешнеполитические события периода 1939-41 гг.корнем напряженных взаимоотношений РФ, Прибалтики, Украины, Белоруссии, Польши?
-
Какой исторический урок извлекла для себя Россия и как он повлиял на построение современных отношений с ближайшими соседями?
Рефлексия
Продолжите фразу. На уроке я понял… (осознал)..
Домашнее задание. Подготовиться к проверочному тесту.
Поделитесь с Вашими друзьями: |