Н. В. ВАСИЛЬЕВА
ЖИЗНЕННЫЕ ПЛАНЫ МОЛОДЫХ ИНВАЛИДОВ
В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ:
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Москва
2007
Научная монография
Подготовка материалов и издание этой монографии стали возможными благодаря программе Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых
МК-8958.2006.6.
Автор:
Васильева Наталья Владимировна, кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии, заместитель заведующего кафедрой социологии Московского гуманитарного университета
Рецензент:
Селиверстова Нина Анатольевна, доктор социологических наук, профессор кафедры социологии Московского гуманитарного университета, заместитель заведующего кафедрой социологии Московского гуманитарного университета
Художник: Горюшкин Александр Викторович
© Н.В. Васильева Московский гуманитарный университет, 2007.
ВВЕДЕНИЕ
На личностное становление молодежи в период выбора жизненных ориентаций, конструирования жизненных планов оказывают влияние множество факторов, особенно социокультурные изменения, происходящие в современной России. Жизненные планы являются выражением, с одной стороны, установок молодежи, а с другой – реальных жизненных возможностей, предоставляемых обществом на социетальном уровне; возможностей регионов, которые связаны с историческими особенностями их развития и современным социально-экономическим положением; наконец, возможностей самого индивида, определяемых его потенциалом, природными данными и социальным окружением.
Во всех странах мира и в любой группе общества имеются инвалиды. Их число в мире значительно и продолжает расти. Россия не исключение. На 1 января 2005 года общая численность инвалидов составила 11484 тыс. человек, однако в 2002 году численность инвалидов составляла 10991 тыс. человек. По данным Федеральной службы государственной статистики в Российской Федерации численность лиц, впервые признанных инвалидами в 2001 году, составляла 82,2 человека на 10000 человек населения, а в 2004 году уже – 101,7 человека. Численность детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, получающих социальные пенсии в 2004 году, составила 593 тысячи человек.
Государственная социальная политика в отношении инвалидов в современном российском обществе предполагает заботу о материальных и духовных условиях их жизни. Перспективная цель этой политики состоит в улучшении положения молодых инвалидов, что делает необходимым изучение их основных потребностей.
Актуальность исследования жизненных планов молодых инвалидов обусловлена рядом общественных противоречий. Основное из них состоит в несоответствии меняющейся системы нравственных ценностей гуманного общественного отношения к инвалидам и реальной практики социального исключения инвалидов из общественного воспроизводства. Теоретико-методологические подходы к изучению жизненных планов не ориентированы на исследование данной группы и на современную социально-педагогическую действительность. Возникает необходимость адаптировать существующие и обосновать новые подходы к исследованию жизненных планов молодых инвалидов.
Такая перспектива исследования актуальна в силу того, что она позволяет осуществить прогноз и проектирование социальных потребностей молодых инвалидов, разработать эффективные программы помощи и поддержки в реализации их жизненных планов.
Заметим, что анализ жизненных планов выпускников-инвалидов осложнен тем обстоятельством, что данная социальная группа является закрытой. Попасть исследователю в нее очень сложно, директора школ-интернатов просили предоставить необходимое разрешение на проведение опроса от Департамента образования города. Также при опросе выпускников-инвалидов по слуху исследователь должен был быть знаком с дефектологией и в совершенстве владеть дактилологией и жестовой речью. Только благодаря личному контакту автора исследования с людьми, работающими с выпускниками-инвалидами, состоялось данное исследование. Автор благодарит за помощь в сборе первичной социологической информации Козлову Ольгу Алексеевну (реабилитационный центр «Добродея» г. Шахты, Ростовской области), Кузнецову Надежду Владимировну (студентку филологического факультета заочного отделения группы 5421 Новгородского Государственного Университета имени Ярослава Мудрого), Назметдинову Зухру Шаймардановну (р. Татарстан, г. Набережные Челны), Трунову Валентину Михайловну (Башкортостан, г. Салават-1), Редько Ирину (редактора газеты Молодежного движения Тульской региональной организации ВОИ «Нет проблем?!» г. Тула), Матюшину Юлию (студентку 4 курса вечернего отделения факультета культурологи и туризма Московского гуманитарного университета), Габа Олега Ивановича (консультанта главы города Благовещенска).
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ЖИЗНЕННЫХ ПЛАНОВ ИНВАЛИДОВ В СИСТЕМЕ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ
-
Жизненные планы как предмет исследования
Рассмотрение проблемы жизненных планов широко представлено в системе научного знания. Начиная с 20-х годов жизненные планы молодежи становятся практически обязательным компонентом любого исследования, посвященного проблемам молодежи. Представления молодежи о своем будущем изучались через такие понятия как: «жизненные цели» и «жизненные планы», «жизненное самоопределение», «жизненная программа» «жизненные ориентации», «жизненные перспективы», «жизненные притязания», «жизненный путь», «ценности» и «ценностные ориентации», «социальные ожидания» или «экспектации» молодежи.
«Жизненные планы», «жизненные цели», «жизненные ориентации» и «ценностные ориентации» исследователь Е.И. Головаха1 называет основной составляющей структуры жизненного самоопределения молодежи. Жизненные планы выступают сегодня предметом различных наук. Проведем анализ понятий с точки зрения философского, психологического и социологического подходов.
«Жизненное самоопределение» в философском понимании характеризуется через интересы, ценности, идеалы. В работах А.В. Грибакина, О.Д. Дробницкого, Н.А.Залыгина, Л.Н. Когана, Н.Е.Коршунова И.А. Кулинич, И.О.Мартынюк, Ю.В. Микова, Н.Д. Скосыревой, В.М. Шнякиной прослеживается тесная связь самоопределения со смыслообразующими компонентами сознания, которые направлены на стиль жизни тех слоев, куда намеривается включиться субъект.
Впервые понятие ценности появилось у философа Иммануила Канта в ХVIII веке. Ценности, по Канту, сами по себе не имеют бытия, у них есть только значимость: они являют суть требования, обращенные к воле, цели, поставленные перед ней. Позиции, где высшей духовной способностью в человеке признается воля, придерживались в ХIХ и ХХ веках философы Лотце Р.Г., В. Виндельбанд, Г. Риккерт. В конце ХIХ века источником ценностей называли не волю, а чувство В. Вундт, Ф. Иодль, Ф.Паульсен, Ф. Брентано, А. Мейног, М. Шеллер. Познание ценностей основано на чувстве, в конечном счете на любви и ненависти. Ценности тем выше, чем они долговечнее, чем менее причастны к делимости и чем глубже удовлетворение, которое они дают.
Философия трактует ценностные ориентации как важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида и отграничивающие значимое, существенное для данного индивида от незначимого, не существенного. Так, например, в работах О.Г. Дробницкого ценностные ориентации рассматриваются в структуре личности, во взаимосвязи с такими характеристиками как потребности, интересы, ценности, идеалы, выражающиеся в существовании у человека общего девиза своего бытия.2
Доминирующие, основополагающие ценности складываются из системы общественных ценностей, основой имея культурно-исторические ценности.3 Нравственные ценности как составляющие системы общественных ценностей есть представления, относящиеся к области морального сознания - понятия добра и зла, справедливости, счастья. Содержательная сторона понятия «счастье» определяет «цель жизни», «смысл жизни».4 Л. Н. Коган различает уровни осознания человеком смысла своей жизни: от общих представлений («приносить пользу обществу») до ясного понимания конкретных задач своей сегодняшней деятельности, от индивидуального осознания своей жизненной цели до детальной разработки жизненных планов и программ.5
Одни ценности оказывают более интенсивное воздействие на стратегию поведения, чем другие. Также некие ценности могут оказаться нейтральными к осуществлению линии поведения личности. Наиболее значительно действие ценностей, ориентирующих субъекта в «поле» жизни, образе жизни, так как выбор социального положения связан с ценностными представлениями об образе жизни. Субъект не просто руководствуется данными ценностями в повседневной жизни, но и опирается на них в представлениях о будущем и извлекает из них «для – себя смысл» (Ю.В. Миков).6
На жизненное самоопределение молодежи, по мнению исследователя А. В. Грибакина7, влияют факторы объективного порядка. Под объективными факторами понимается воздействие социальной среды на субъект самоопределения. К объективным факторам ученый относит макросреду – социальные институты общества, в частности, образования и воспитания, социальные нормы, уровень социально-экономического развития общества и микросреду - совокупность устойчивых материальных условий и общественных отношений, составляющих непосредственное социальное окружение личности: социальное происхождение, социальное положение, место жительства, образование и профессия родителей, социальные контакты семьи, сфера межличностного общения.
В рамках культурологического подхода А.Я. Голубчиковым8 выделяются репродуктивный тип, воспроизводящий сложившуюся культурную матрицу, и продуктивный, открытый различным тенденциям. Напротив, В.М. Шнякина9 считает, что ключевую роль в жизненном самоопределении молодежи выполняют факторы внутренней детерминации, обусловленные внутренним миром субъекта, его сознанием и самосознанием. Факторы внутренней детерминации выполняют регулятивную функцию, определяют порядок предпочтений. В.М. Шнякина выделяет следующие компоненты внутренней системы детерминации: мотивационный, отражающий восприятие и переживание сущности различных жизненных событий, причины, мотивы тех или иных действий; духовно-нравственный, включающий ценности, смыслы, идеалы, знания, убеждения, индивидуальную картину мира; пространственно-временной,
отражающий временную последовательность вхождения в сферу профессиональных и социальных отношений, сферу реального практического действования. Жизненное самоопределение молодежи содержит четыре основных типа: активный (доминируют внутренние, субъективные факторы самоопределения); пассивный (доминируют внешние, объективные факторы); конформистский (характеризуется равновесием объективных и субъективных факторов); асоциальный (безличностное поведение, отсутствие социального статуса).
Существует определенная причинная зависимость между соотношением объективных и субъективных факторов (Т.В. Рогачева)10. Когда ослабевает воздействие социальной среды на жизненное самоопределение молодежи на первый план выходит система внутренней детерминации, однако, если структурные элементы самосознания личности не включаются в процесс жизненного самоопределения, то последний представляет собой следование требованиям среды.
Н.Д. Скосырева считает, что «социальное становление и формирование современной молодежи отличается от условий предшествующих поколений: новая ситуация закономерно обусловливает большую автономию и степень самостоятельности молодого поколения, расширяет сферу его сознательного самоопределения, повышает его роль и личную ответственность за собственную судьбу и будущее страны».11 В российском обществе уже сформировалось социальное пространство, в котором молодое поколение стихийно вырабатывает и выбирает ценности, цели, жизненные планы, средства и способы их осуществления.
Таким образом, в философском смысле чаще всего используется при изучении будущего молодежи понятие «жизненное самоопределение». Жизненное самоопределение как потребность в самореализации отражает стратегические стороны человеческого бытия. Решающую роль в отношении человека к миру играет мировоззрение, система взглядов на объективный мир и место в нем человека, что обусловливает направление самоопределения. При взаимодействии индивида и среды складываются объективно-субъективные механизмы, формирующие ценностные ориентации субъекта. Связующим звеном между потребностями и ориентациями выступают общественные интересы, преломляющиеся через общественное настроение, мнение, идеалы. Потребность в самоопределении определяется происходящими в обществе процессами. Изменение условий жизни ведет к усилению противоречий между ценностными ориентациями молодежи и общественными интересами, что обусловливает черты жизненного самоопределения молодежи как поколения и типы жизненного самоопределения молодежи внутри поколения.
В психологии вполне традиционно использование понятия «жизненное самоопределение» в изучении будущего молодежи (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, И.В. Дубровина, С.Л. Рубинштейн, И.Г. Шендрик, Е.А. Шумилин Л.С. и др.), ценностные ориентации (В.М. Бехтерев, Л.С. Выготский), жизненные планы (Байтингер О.Е., Брушлинский А.В., Головаха Е.И., Мудрик А.В.).
По мнению ряда ученых (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, И.В. Дубровина, Е.А. Шумилин и др.), жизненное самоопределение личности выступает как основное новообразование юношеского возраста.
Методологические основы исследования проблемы жизненного самоопределения заложил С. Л. Рубинштейн. Он рассматривает жизненное самоопределение в контексте проблемы детерминации – внешние причины действуют, преломляясь через внутренние условия. Самоопределение выступает как самодетерминация, как активная природа «внутренних условий». В этом смысле данное понятие тесно связано с понятием «мотивы», так как, по мнению ученого, мотивы определяют правила поведения личности в различных ситуациях.12
Предпосылкой возникновения понятия «ценностная ориентация» стало наделение мотива качеством устойчивости и способностью обобщения. Выбор субъектом наиболее значимых для него объектов, целей и мотивов осуществляется посредством ориентации на основе оценивания объективных возможностей (В.М. Бехтерев). Оценивая значимость предметов и явлений объективной действительности, индивид соотносит их со своей оценочной системой, в которой отражены его личностные особенности. Личность рассматривается как субъект жизнедеятельности. Поскольку человек самостоятельно строит свой жизненный путь, особое значение приобретает ответственность за собственную жизнь, понимаемая как способность субъекта предвидеть последствия собственной деятельности.
Л.И. Божович проблему жизненного самоопределения изучал с точки зрения возрастных аспектов. Потребность в самоопределении возникает на определенном этапе онтогенеза - на рубеже подросткового и младшего юношеского возраста и играет роль важнейшего фактора психического развития, формируя определенную смысловую систему, подразумевающую нахождение ответа на вопрос о смысле своего существования.13 Л.С. Выготский говорит о возникновении жизненного плана в юношеском возрасте как известной системы приспособления. Становление самосознания и относительно устойчивого образа «я» позволяет осуществить анализ как практических возможностей своей будущей деятельности, так и своих внутренних ресурсов - способностей, склонностей, знаний, навыков.14
В противовес Л.С. Выготскому исследователь И.Г. Шендрик считает, что процесс самоопределения не определяется возрастными особенностями и присущ не только юношескому возрасту. Самоопределение он понимает как иерархию ряда оценочных систем, формирующихся в ходе освоения индивидом на различных этапах онтогенеза соответствующих ведущих деятельностей.15 В ходе онтогенеза ведущие деятельности сменяют друг друга, обусловливая изменения в характере личностных смыслов индивида (Леонтьев А.Н.).16 Характеристика деятельности включает две стороны: предметно-ориентировочную и направленную на развитие взаимоотношений с окружающими, усвоение социально приемлемых форм поведения (Д.Б. Эльконин).17
И.В. Дубровина предлагает термин «психологическая готовность к самоопределению», который интерпретирует как «формирование у старших школьников психологических образований и механизмов, свидетельствующих об определенной личностной зрелости, не завершенной в своем формировании структуры, открытой дальнейшему развитию».18 В рамках деятельностного подхода самоопределение рассматривается через доминирование ведущей деятельности. В общем цикле развития деятельности человека в обществе Б.Г. Ананьев выделил четыре этапа: подготовительный, старт, пик, финиш. Выпускники школы прогнозируют свое развитие и деятельность на момент «старт», определяемый как включение в различные сферы жизнедеятельности.19
Под жизненными планами понимаются «конкретные события – поступление в вуз, вступление в брак», а под жизненными целями – «абстрактные ориентиры - хорошая работа, материальная обеспеченность, счастливая семейная жизнь».20 Жизненные планы детализированы и рассчитаны на конкретные временные интервалы, поэтому в структуре жизненного плана особую значимость приобретает хронологическая согласованность жизненных целей – временная перспектива, представляющая собой стратегию реализации целей во времени. Особенность отражения личностью временных отношений определяется представлением субъекта о значимости жизненных событий. Жизненные цели старшеклассников соответствуют нормативным образцам, которые определяются современным состоянием и перспективой развития общества: значительная часть молодежи при выборе профессии и места учебы руководствуется стереотипами массового сознания в силу их положительной социальной окрашенности, поддержки социальными институтами.
А. В. Мудрик21 связывает построение жизненных планов через формирование механизма целеполагания, так как мышление позволяет сознанию человека свободно перемещаться по оси времени: опираться на прошлое, ориентироваться в будущем.22 В психологическом аспекте собственное время - субъективное время, данное в переживании. В социальном смысле собственное время - это условие самореализации субъекта.
Исследуя жизненные события молодежи ученые выделяют ближнюю, отдаленную и дальнюю перспективы. Под ближайшим будущем, например, О.Е. Байтингер понимает временной промежуток, измеряемый календарными сроками от одного дня до одного года, событием в данном временном промежутке может быть, например, поступление в вуз.23 Отдаленная перспектива рассматривается как период учебы в вузе, начало самостоятельной жизни, возрастные границы периода от 18 до 40 лет. Далекая перспектива - пик профессиональной карьеры, выход на пенсию, воспитание внуков. Содержательная наполненность образа будущего современных выпускников школы отличается преобладанием ориентации на свою личную жизнь, которая рассматривается ими как главная ценность. Ученый отмечает, что старшеклассники мало задумываются о своем участии в жизни общества и не рассчитывают на поддержку государства. Также отмечается, что описания будущего напоминают набор формальных признаков «удачной жизни», которые не отражают внутренние стремления, способности и склонности молодых людей.
Таким образом, в психологическом аспекте под жизненными планами понимаются конкретные события: поступление в вуз, вступление в брак» и др. Жизненные планы детализированы и рассчитаны на конкретные временные интервалы, поэтому в их структуре особую значимость приобретает хронологическая согласованность жизненных целей. Жизненные цели старшеклассников соответствуют нормативным образцам, которые определяются современным состоянием и перспективой развития общества. Исходя из критерия удаленности во времени ожидаемых субъектом жизненных событий психологи выделяют ближнюю, отдаленную и дальнюю перспективы.
В социологии представления молодежи о своем будущем изучались через такие понятия, как “жизненные цели” и “жизненные планы” (В.Т.Лисовский, И.О.Мартынюк, М.Н.Руткевич, Г.А.Чередниченко, В.Н.Шубкин), “жизненное самоопределение” (Н.А.Залыгина, И.О.Мартынюк), “жизненная программа” (О.Н.Титов), жизненные ориентации (М.Х.Титма), жизненные перспективы (Е.Н.Головаха), жизненные притязания (А.З.Литвинцева, В.С.Магун), жизненный путь (Т.И.Адуло, Е.М.Бабосов, М.Х.Титма), ценности и ценностные ориентации (А.Г.Здравомыслов, В.Б.Ольшанский В.Б., В.А.Ядов), социальные ожидания или экспектации молодежи (В.Б.Ольшанский, Н.И.Соболева, О.Н.Ежова, Ю.В.Куприянова).
Рассматривая проблемы социологического изучения жизненного самоопределения учащихся, исследователь Залыгина Н.А. раскрывает понятие «жизненное самоопределение» с точки зрения философского и психологического аспектов. Под жизненным самоопределением понимается общая социальная ориентация, связанная с представлением о жизненной перспективе в ее целостности, которая находит выражение в постановке жизненных целей и путей их достижения - жизненных планов в основных сферах жизнедеятельности личности на основе системы ориентаций личности на жизненно важные ценности.24
Ценности представляют своеобразную призму, через которую можно понять суть процессов, происходящих в той или иной социальной системе, выявить их латентное содержание и направление функционирования. Ценности служат ориентирами, без них люди были бы дезориентированы в социальном пространстве и основой мотивации поведения людей.
Одним из первых проблематику ценностей, отождествляющихся с благами, ввел в социологию Макс Вебер. Он предлагал рассматривать ценности как некое долженствование “в себе”, то есть ни к кому не обращенное требование.25 Однако в ходе последующей ассимиляции проблематики ценностей их чаще стали использовать в рамках словосочетания “ценности и нормы”, где ценности сообщают значимость нормам.
В известной работе американских социологов Уильямса Томаса и Флориана Знанецкого “Польский крестьянин в Европе и Америке”26 ценности характеризуются как правила поведения, с помощью которых сохраняются, регулируются и распространяются соответствующие типы действия через членов какой-либо социальной группы. Уильямс Томас и Флориан Знанецкий впервые ввели в социологию понятие “ценностные ориентации”. Они отмечали, что индивид интернализует основные социальные ценности и руководствуется ими в своем поведении вполне осознанно, то есть функция контроля переходит к самому индивиду. При этом индивид начинает активно вырабатывать свои ценности и принимать участие в выработке групповых ценностей.
В отечественной научной литературе первыми исследователями ценностных ориентаций стали В.Б.Ольшанский, А.Г.Здравомыслов, В.А.Ядов.
В.Б.Ольшанский под ценностными ориентациями понимает диспозицию, регулирующую общую направленность деятельности личности или группы относительно объектов и явлений социальной значимости, а также ценности различных социальных общностей - общечеловеческих, классовых, профессиональных и др.27
А.Г.Здравомыслов и В.А.Ядов понятие ценностные ориентации связывали с психологическим понятием установки личности. Большинство современных исследователей вслед за А.Г.Здравомысловым и В.А.Ядовым представляют ценностные ориентации как установку личности. Установка касается более всего вопроса реализации простейших витальных потребностей.28
На современном этапе развития науки существуют различные парадигмы исследования ценностей. Одни исследователи считают, что ценностями являются вещи и их свойства, нужные (необходимые, полезные) для удовлетворения потребностей и интересов личности. Н.Смелзер полагает под ценностями значимые, общепринятые и разделяемые в обществе убеждения относительно целей, к которым люди должны стремиться, и основных средств их достижения.29 Большинство современных исследователей утверждают, что ценность есть отношение значимости объектов социального и природного мира для субъекта социальной практики (индивида, коллектива, общества). Ценность, по их мнению, зависит от свойств как субъекта, так и объекта, но не совпадает с ними. Она объективно задана практической деятельностью субъекта. Отражение этой субъективной значимости и есть оценка.30 Этот подход определился в 60-х годах и стал господствующим.
Под ценностными ориентациями мы понимаем разделяемые личностью социальные ценности, выступающие в качестве целей жизни и основных средств достижения этих целей и в силу этого приобретающие функцию важнейших регуляторов социального поведения индивидов. Ценностные ориентации - продукт социализации индивидов. Формирование системы ценностных ориентаций знаменует становление личности как активного субъекта социальной деятельности.31 Мы используем эту позицию для изучения ориентаций молодых инвалидов на систему ценностей: образование, труд, здоровье и семью.
С представлениями об ориентациях тесно связано понятие «ожидания». В целях конкретизации социальных ожиданий В.Б.Ольшанским было введено понятие «экспектации».32 Социальные экспектации молодежи определяются как социальные ориентации молодежи - совокупность социальных установок, элементов знаний, стереотипов поведения, оценок, убеждений относительно того, что произойдет или какие условия сложатся в обществе в будущем. Исследование экспектаций представляет интерес с точки зрения прогнозирования характера, направления и качественной оценки деятельности социальных групп. Отражая на сознательном и бессознательном уровнях существующие социальные, политические, экономические и духовные условия, социальные ожидания одновременно фиксируют тенденции социальных изменений и, таким образом, содержат элемент будущего. Потенциально возможное будущее в ожиданиях присваивается субъектом, становится субъективной реальностью, реализуясь в дальнейшем через деятельность социальных групп. Социальные ожидания являются одним из основных элементов общественного мнения и оказывают решающее воздействие на его формирование. С помощью экспектаций оцениваются актуальные события как способствующие или препятствующие достижению прогнозируемого состояния.33
Рассмотрим зарубежные подходы к изучению взглядов и установок молодежи. В современном мире в немецкой социологической традиции употребляется понятие «жизненные шансы» и “жизненные планы”, в британской и американской социологии “жизненный стиль” и “жизненный цикл”.
Под жизненными шансами понимаются шансы индивида на обладание частью экономических и культурных благ, предоставляемых обществом.34 Распределение этих благ обычно несимметрично. Несимметричное распределение жизненных шансов проявляется, например, в материальном вознаграждении или дифференцированном доступе к образованию.
Оригинальной является постановка немецким исследователем Э. Шпрангером вопроса о жизненном плане как новой жизненной форме, появляющейся в юношеском возрасте. По Э. Шпрангеру, жизненный план - это «направление, принимаемое внутренней жизнью». Оно формируется под давлением, с одной стороны, внутренних впечатлений, с другой - среды, образующих «параллелограмм сил». Источник жизненного плана - воля к власти, «стремление быть сверху, а не снизу».35
В британской социологии жизненный стиль представляет собой различия между социальными группами в образцах социальных отношений, потреблении материальных благ, один из способов социальной презентации экономических классов. В американской социологии понятие стиля жизни используется для проведения различий между сельской и городской формами социальной жизни, а также между образом жизни в центре города и в пригороде. В современных исследованиях выработка определенного жизненного стиля рассматривается в качестве основной стратегии поведения потребителя в обществе.
Термин “жизненный цикл” используется прежде всего для описания полного цикла развития личности, что включает детство, подростковый возраст, зрелость, пожилой возраст и смерть.36 Социологическое понятие “жизненный цикл” указывает на восприятие индивида сквозь призму социально конструируемых категорий возраста, а также на наличие разных вариантов социального опыта взросления и старения. Иногда термину “жизненный цикл” предпочитается термин “ход жизни”, который не предполагает фиксированности стадий формирования личности. Это понятие может относиться не только к личности, но и к истории отдельных семей. В этом альтернативном смысле жизненный цикл является процессом, включающим различные периоды развития семьи: добрачный период, заключение брака, воспитание детей, уход детей из дома и распад семейной единицы.
Рассмотрим наиболее установившиеся понятия, использующиеся при изучении представлений российской молодежи о своем будущем.
Одним из аспектов жизненного самоопределения молодежи является ее включение во все основные сферы деятельности: в учебу, в культурную жизнь, в межличностное общение, в сферу труда и др. Особенности этого процесса определяются субъективной направленностью молодежи на те или иные виды сферы деятельности. Субъективными регуляторами активности являются ценностные ориентации, включающие представления об определенных сферах деятельности и связанных с ними более общих социальных ценностях. Учитывая существенную роль таких ценностных ориентаций в формировании образа жизни молодежи, их назвали жизненными ориентациями.
В Российской социологической энциклопедии жизненные планы трактуются как определяемая человеком совокупностьСОВОКУПНОСТЬ
- множество случаев, относительно которого делаются те или иные выводы. и последовательность своих целей на жизненном пути и способов их достижения, индивидуализированное отражение в сознании людей конкретной социально-исторической ситуации, складывающейся в обществе объективно, независимо от воли и сознания отдельного человекаЧЕЛОВЕК
- фундаментальная категория философии, являющаяся смысловым центром практически любой философско.... В широком смысле жизненные планы включают в себя намерения, связанные с приобретением профессии, трудовой карьерой, созданием семьи, рождением и воспитаниемВОСПИТАНИЕ
- участие взрослых в процессах развития, взросления и социализации детей. Термин В. указывает на... детей, решениемРЕШЕНИЕ
- 1. Нахождение ответа на какой-то вопрос (применительно к задаче, проблеме). 2. Волевой акт, вы... жилищно-бытовых вопросов, любительскими занятиями ("хобби") и т. п. В более узком смысле жизненные планы исследуются социологами в связи с вступлением молодежи, заканчивающей общеобразовательную школу и профессиональное учебное заведение, в самостоятельную трудовую жизньЖИЗНЬ
- форма существования материи, закономерно возникающая при определенных условиях в процессе ее р....37
В. Ядов под жизненными планами индивида понимает обобщенное представление индивидаИНДИВИД
— это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психолог... или группы относительно своего будущего статусаСТАТУС
- социальная позиция (положение) индивида в группе или обществе. в основных сферах жизнедеятельности (социальной, профессиональной, семейной и др.).38
Жизненные планы, согласно трактовке исследователя О. В. Шапошниковой, – это проективная временная последовательность достижения человеком индивидуально избранных жизненных целей, формирующаяся под воздействием общества и его институтов, а также в результате проявления совокупности личных установок и мотиваций индивидаИНДИВИД
— это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психолог....
Жизненные планы – активно трансформирующиеся намерения. На их формирование и реализацию влияют множество факторов и условий. Ряд социальных факторов подлежит фиксации, выделению и анализу. Главными факторами, оказывающими «влияние на ребенка в масштабах мирового сообщества являются развитие, внедрение идеи прав ребенка и изменение информационного пространства».39
Мы придерживаемся позиции, в которой интегрирующими при изучении будущего молодых инвалидов выступают «жизненные планы». Они включают в себя совокупность целей человека, которые он ставит перед собой при построении своей жизненной траектории, последовательность, способы достижения этих целей. Употребляемое понятие «жизненная траектория» связано с траекторным подходом английских исследователей (Р. Блэкберн, Дж. Голдторп, К. Прэнди, А. Стюарт), применявших его при изучении карьеры и внутрипрофессионального роста.40 Мы использовали этот термин относительно всех сфер жизни человека.
Важным для нашего исследования представляется крупный межрегиональный лонгитюдный проект под руководством М.Х.Титмы "Пути поколения", посвященный изучению проблем жизненного самоопределения молодежи.
Реальные жизненные возможности молодежи М.Х.Титма предлагает рассматривать на трех уровнях: возможности, предоставляемые индивиду обществом; возможности региона, где проживает индивид, связанные с историческими особенностями его развития и настоящим социально-экономическим положением; возможности самого индивида, определяемые его потенциалом, природными данными и социальным окружением.41 Мы также полагаем, что реальные жизненные возможности инвалида зависят от наличия четырех составляющих: 1. Возможностей самого человека в зависимости от вида заболевания; 2. Активной или пассивной жизненной позиции человека. 3. Условий социальной поддержки, защиты, образования и т.д., создаваемых обществом, например, влияния ранней профессиональной ориентации в школе на выбор будущей профессии. 4. Специфики регионального развития, например, нами были отмечены серьезные различия в установках у молодых инвалидов, проживающих в мегаполисе и в малых городах России.
Вслед за М.Х.Титмой мы рассматриваем жизненные планы как:
- ориентацию на работу и профессиональный рост;
- ориентацию на образование;
- ориентацию на семью;
- ориентацию на самостоятельность и независимость;
- ориентацию на материальную обеспеченность.
Мы считаем также важным включить в изучаемый перечень:
- ориентацию на здоровье, борьбу с собственным недугом;
- ориентацию на пассивную жизнь, когда главные решения в жизни ребенка (куда пойти учиться, какую выбрать профессию и др.) принимают родители.
Наша программа исследования жизненных планов молодых инвалидов также содержит следующие блоки:
- оценка выпускниками-инвалидами личных перспектив и значимых жизненных ценностей;
- социальные контакты выпускников-инвалидов.
Мы рассматриваем жизненные планы, изучая респондентов, которые только заканчивают школу (возрастные границы 15 - 18 лет).
Изучая жизненные планы молодых инвалидов, мы концентрируем свое внимание на условиях, предоставляемых индивиду обществом и возможностях самого индивида, которые определяются его потенциалом, природными данными и социальным окружением. Для исследования возможностей, предоставляемых индивиду обществом, мы также изучаем мнение экспертов.
Несмотря на общую гуманизацию общества и появление новых исследований инвалидности, необходимо отметить, что в настоящее время проводится небольшое количество исследований жизненного пути, планов и перспектив инвалидов. На сегодняшний день известны единичные исследования жизненных планов и ориентаций инвалидов: В.С. Собкин в 1996 году изучал подростков с дефектом слуха; М.Н. Реут в 2000 году определила особенности социализации неслышащей молодежи, ученые Саратовской школы Е.Р. Ярская-Смирнова, Д.В. Зайцев и др. активно ведут разработку проектов в отношении детей с умственной отсталостью.
Важным для нашей работы является эмпирическое исследование В.С.Собкина “Подросток с дефектом слуха: ценностные ориентации, жизненные планы, социальные связи”. Оно стало первым опытом изучения ценностных ориентаций и жизненных планов подростков с недостатками слуха. Ученый анализирует особенности семейных, профессиональных и образовательных планов подростков-инвалидов по слуху. Характерной особенностью этого исследования является то, что автор постоянно сопоставляет результаты опросов двух групп: старшеклассников-инвалидов и подростков из массовых школ. Особое внимание уделяет специфике ценностных ориентаций старшеклассников в зависимости от степени выраженности их слухового дефекта. При этом логика анализа во всех содержательных блоках строится на соотнесении мнений учащихся с дефектами слуха с мнениями учащихся общеобразовательных школ.42 При этом мнение здоровых детей рассматривается в виде некоторой нормы.
Таким образом, используя философские, психологические и социологические подходы в изучении будущего молодежи мы будем придерживаться стратегии, в которой главным и основным является изучение жизненных планов инвалидов, как отдельной социальной группы, имеющей свои права и возможности для построения и реализации жизненных планов. Изучаемые нами ценностные ориентации выступают как ориентации на цели жизнедеятельности и средства достижения этих целей, детерминированные индивидуальными (особенности личности, жизненного опыта) и общими социальными условиями жизни индивида (обусловлены системой воспитания, образования, корректируются обществом). Они обнаруживаются также в целях, идеалах, интересах и других проявлениях личности.
Поделитесь с Вашими друзьями: |