Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Дагестанская государственная медицинская академия»
Министерства здравоохранения Российской Федерации
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе,
профессор _____________ Маммаев С.Н
“______”_____________2014г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«ВНУТРЕННИЕ БОЛЕЗНИ.
КЛИНИЧЕСКАЯ ФАРМАКОЛОГИЯ»
цикла _____________________
для специальности 31.05.03 «стоматология»
по специализации __31.05.03 стоматология
факультет____стоматологический
кафедра внутренних болезней педиатрического и стоматологического факультетов
квалификация выпускника «специалист»
форма обучения очная
курс_2, 3_
семестр IV,V,VI
всего трудоёмкость (в зачётных единицах/часах) _ 324_
лекции _______________________62 (часов)
практические (семинарские) занятия 130 (часов)
самостоятельная работа__________ 96 (часов)
экзамен ______________________ 36 ч. VI (семестр)
зачет _________________________ (семестр)
Махачкала 2014 г.
Оборотная сторона титульного листа
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО _____________,
с учетом рекомендаций примерной программы по специальности подготовки31.05.03 стоматология (квалификация (степень) «специалист»), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской
Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании
кафедры внутренних болезней педиатрического и стоматологического факультетов ДГМА
«18» января 2014 г. протокол № 1
Заведующий кафедрой ___________________________ (проф. С.Ш. Ахмедханов)
Рабочая программа согласована
1.Директор НМБ ДГМА _______________________ (Бекеева А. В.)
2.УМО _______________________ (Загирова Н.А.)
3.Зам. декана по_курсу_______________________(_______________________)
подпись ФИО
по_курсу_______________________ (_______________________)
подпись ФИО
Рабочая программа рассмотрена и утверждена на заседании Совета факультета
От «____» _________________ 20___ г. Протокол № __________
Председатель СФ ______________________________ (_____________________)
подпись ФИО
Составители:
зав. кафедрой внутренних болезней педиатрического и стоматологического факультетов проф. С.Ш. Ахмедханов
зав. учебной частью к.м.н. З.А. Надирова
Рецензент:
зав. кафедрой госпитальной терапии №1 ДГМ д.м.н., профессор С.Н. Маммаев
I. Пояснительная записка
Рабочая программа дисциплины разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) высшего профессионального образования по специальности 060201 стоматология(2010 г.), с учётом рекомендаций примерной (типовой) учебной программы дисциплины.
1. Цель и задачи дисциплины
Целью освоения дисциплины является освоение студентами компетенций по врачебным методам исследования (расспрос, осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация) и теоретических основ дополнительных методов исследования (лабораторные, функциональные), формирование врачебного мышления, знаний и практических умений для диагностики, лечения и профилактики наиболее распространенных и социально значимых заболеваний внутренних органов, оказания неотложной помощи и решения вопросов рациональной терапии и профилактики общесоматических заболеваний
Задачами освоения дисциплины являются: - освоение студентами основных врачебных методов исследования (расспрос, осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация), которые необходимы в повседневной практике врача стоматолога;
- выявление с помощью этих методов исследования основные клинические проявления – симптомы и синдромы – на разных этапах развития болезни;
- клиническая интерпретация важнейших общепринятых дополнительных методов исследования (лабораторных, инструментальных) с целью диагностики клинических синдромов при заболеваниях внутренних органов;
- диагностика и дифференциальная диагностика угрожающих жизни состояний и оказание первой неотложной врачебной помощи при этих состояниях;
- формирование у студентов профессиональной врачебной этики и деонтологии, основ врачебного клинического мышления.
- ознакомление студентов с принципами организации работы терапевтической клиники, профилактики внутрибольничных инфекций в лечебно-профилактических учреждениях (ЛПУ), создание благоприятных условий пребывания больных и условий труда медицинского персонала;
- ознакомление студентов с мероприятиями по охране труда и технике безопасности, профилактике профессиональных заболеваний, осуществлению контроля за соблюдением и обеспечением экологической безопасности;
- ознакомление студентов с принципами организации и проведения экспертизы трудоспособности больных терапевтического профиля;
- ознакомление студентов с делопроизводством в терапевтической клинике;
- ознакомление студентов с организацией работы с медикаментами и соблюдением правил их хранения в терапевтической клинике;
- формирование у студентов навыков изучения научной литературы и официальных статистических обзоров, а также обзоров по современным научным проблемам в области внутренних болезней;
- формирование у студентов навыков общения и взаимодействия с коллективом, партнерами, пациентами и их родственниками;
- ознакомление студентов с этиологией, патогенезом, клиническими признаками заболеваний внутренних органов.
- обучение студентов выделять заболевания, вызывающие опасные для жизни больных осложнения и сопутствующие заболевания;
- дать студентам представление о распространённости и значимости заболеваний внутренних органов и взаимосвязях этих заболеваний с патологией других органов и систем, в том числе, закономерностей возникновения, течения и лечения заболеваний полости рта и зубочелюстной области;
- формирование у студентов навыков диагностики, лечения заболеваний внутренних органов и оказания неотложной помощи.
2. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы
Дисциплина «Внутренние болезни и клиническая фармакология» изучается на, пятом, шестом семестрах, относится к циклу профессиональных дисциплин Федерального образовательного стандарта высшего профессионального медицинского образования Стоматология. В состав дисциплины «внутренние болезни, клиническая фармакология» входят учебные модули:
- I пропедевтика внутренних болезней,
- II внутренние болезни,
- III клиническая фармакология
Основные знания, необходимые для изучения дисциплины формируются:
- в цикле гуманитарных дисциплин (философия, биоэтика, педагогика, психология, правоведение, история медицины, экономика, латинский язык, иностранный язык);
- в цикле математических, естественно-научных, медико-биологических дисциплин (математика, физика, химия, биохимия, биология, медицинская информатика, анатомия и топографическая анатомия, микробиология, вирусология, иммунология, гистология, цитология, эмбриология нормальная физиология, патологическая анатомия, патофизиология, фармакология);
- в цикле профессиональных дисциплин (гигиена, организация здравоохранения, восстановительная медицина, общая хирургия, лучевая диагностика, медицина катастроф, безопасность жизнедеятельности, неврология, медицинская генетика).
2.1. Междисциплинарные связи дисциплины с другими дисциплинами ООП
Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
№ п/п
|
Название
обеспечиваемых
(последующих)
Дисциплин
|
№ разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
1.
|
Лучевая диагностика
|
|
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
2.
|
Анатомия
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
3.
|
Норм. физиология
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
4.
|
Пат. физиология
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
5.
|
биология
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
6
|
Микробиология
|
|
|
|
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
7
|
Фармакология
|
|
|
|
|
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
8
|
Патанатомия
|
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
3.Общая трудоемкость дисциплины составляет _324_ академических часов.
4. Результаты обучения
I. МОДУЛЬ «ПРОПЕДЕВТИКА ВНУТРЕННИХ БОЛЕЗНЕЙ»
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
•Знать:
Причины возникновения и патогенетические механизмы развития основных клинических симптомов, синдромов при заболеваниях внутренних органов и их проявления со стороны челюстно-лицевой области и слизистой оболочки полости рта.
Влияние (взаимосвязь) стоматологических заболеваний на возникновение и течение основных клинических синдромов (заболеваний) внутренних органов.
Влияние (взаимосвязь) основных клинических синдромов при заболеваниях внутренних органов на возникновение и течение стоматологических заболеваний.
Симптоматологию, дифференциальную диагностику и принципы оказания первой врачебной неотложной помощи при угрожающих жизни состояниях
Основы медицинской и врачебной этики и деонтологии в работе, как с больными, так и с медицинским персоналом и коллегами по работе.
•Уметь:
Провести расспрос больного и/или родственников и получить информацию о заболевании, по возможности установив причины его возникновения в типичных случаях.
Выявить объективные признаки симптомов и синдромов при заболеваниях терапевтического профиля, оказывающих влияние на возникновение и течение стоматологической патологии, используя врачебные методы исследования (расспрос, осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация).
Выявить объективные проявления основных терапевтических клинических симптомов и синдромов со стороны челюстно-лицевой области и слизистой оболочки полости рта.
Составить план дополнительных лабораторных, функциональных и др. методов исследования больного, необходимых для постановки синдромного диагноза при заболеваниях внутренних органов.
Расшифровать типичные ЭКГ в 12 отведениях здорового человека, а так же пациентов с нарушениями сердечного ритма и проводимости, инфарктом миокарда.
Оценить результаты общего анализа крови, мочи, мокроты, плеврального выпота, желудочного и дуоденального содержимого, кала и др.
Изложить результаты обследования больного в виде истории болезни или амбулаторной карты с обоснованием предварительного синдромного диагноза, оформлением температурного листа и составлением плана дальнейшего обследования больного.
Диагностировать и оказать неотложную врачебную помощь при угрожающих жизни состояниях (инсульт, гипертонический криз, инфаркт миокарда, обморок, коллапс, кома и др.).
Провести реанимационные мероприятия в случаях возникновения клинической смерти
• Владеть:
Владения основными врачебными методами исследования (расспрос, осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация) с целью диагностики и дифференциальной диагностики основных клинических синдромов (заболеваний) внутренних органов.
В оформлении истории болезни (амбулаторной карты) с изложением в ней всех основных разделов, обоснования синдромного диагноза, дифференциального диагноза, дневников, этапных эпикризов.
5. Образовательные технологии
Преподавание пропедевтики внутренних болезней для студентов медицинского института проводится на базах общетерапевтических и специализированных отделений. Изучение вопросов общей семиотики (методы исследования, механизмы возникновения симптомов, синдромная диагностика) предшествует преподаванию частной патологии.
Главным условием клинической лекции является демонстрация тематического больного, а также широкое использование различных наглядных учебных пособий и технических средств обучения (учебные кинофильмы, видеофильмы, слайды, таблицы и т.п.)
Обучение по пропедевтике внутренних болезней включает лекции (27% от числа часов аудиторной нагрузки) и клинические занятия, на которых рассматриваются теоретические вопросы по изучаемой теме, преподавателем демонстрируются практические навыки, которые должны освоить студенты. Важнейшими методами обучения в терапевтической клинике являются самостоятельная работа студентов у постели больного, в клинической лаборатории, в процедурном кабинете, кабинете функциональной диагностики и т. п. В зависимости от конкретной темы практического занятия студенты самостоятельно расспрашивают больного, проводят его осмотр, пальпацию, перкуссию, аускультацию. Занятие заканчивается клиническим разбором тематических больных преподавателем, во время которого контролируется качество выполнения студентами самостоятельной работы и приобретенных навыков. В процессе изучения общей семиотики внутренних болезней студенты оформляют несколько фрагментов истории болезни, составленных согласно схеме истории болезни по результатам самостоятельной курации больных с заболеваниями органов дыхания, кровообращения, пищеварения, почек и мочевыводящих путей. По завершении изучения основ частной патологии студенты оформляют заключительную историю болезни, в которой подробно описываются данные опроса, объективного, лабораторного и инструментального исследования больного, а также дается клинический диагноз и его обоснование в сжатом виде
Для обеспечения освоения внутренних болезней используются:
-палаты терапевтического, кардиологического, эндокринологического, нефрологического и др. отделений городской клинической больницы №1 г. Махачкала для курации больных студентами;
-клиническая лаборатория больницы;
-отделение функциональной диагностики больницы;
-таблицы по всем разделам пропедевтики внутренних болезней;
-слайды по всем разделам пропедевтики внутренних болезней, включая неотложные состояния и первую врачебную помощь при них, а также включая реанимационные мероприятия;
-видеофильмы, обучающие и контролирующие компьютерные программы;
-клинические задачи;
-СD записи данных аускультации у больных лёгочной и сердечной патологий;
-наборы тестовых заданий по всем разделам пропедевтики внутренних болезней, включая текущий, системный и итоговый тестовый контроль;
-наборы рентгенограмм по основным клиническим синдромам (заболеваниям) патологии внутренних органов (лёгкие, сердце, органы пищеварения, почки, костная система и др.);
-наборы результатов анализов биологических жидкостей больных с заболеваниями внутренних органов (кровь, моча, желудочный сок, дуоденальное содержимое, плевральный выпот, кал и др.);
-наборы ЭКГ больных с заболеваниями системы органов кровообращения (нарушения ритма и проводимости, стенокардия, инфаркт миокарда, гипертрофии отделов сердца и др.).
6. Формы промежуточной аттестации
Контрольная работа, контрольное задание, собеседование по теме занятия, тестовый контроль, оценка практических навыков, подготовка докладов.
III. Учебная программа дисциплины
-
Содержание дисциплины
Содержание разделов МОДУЛЯ «Пропедевтика внутренних болезней»
№ п/п
|
Название раздела МОДУЛЯ
|
Содержание раздела МОДУЛЯ
|
1.
|
Общие вопросы
|
Внутренняя медицина и ее место в ряду других медицинских дисциплин. Краткая история развития учения о диагностических методах и заболеваниях внутренних органов. Отечественные терапевтические школы. Врачебная этика и деонтология. Общее представление о страховой медицине. Задачи пропедевтической, факультетской и госпитальной клиник внутренних болезней. Методология синдромного диагноза.
Стоматологические проявления при заболеваниях органов дыхания.
|
2.
|
Основные методы клинического обследования больного
|
Расспрос, осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация. Значение истории болезни и ее основные разделы.
|
3.
|
Семиотика заболеваний органов дыхания и основные клинические синдромы.
|
Основные жалобы, особенности физикального обследования больного с заболеваниями органов дыхания.
Основные клинические синдромы при заболеваниях системы органов дыхания:
Синдром нарушения бронхиальной проходимости (синдром бронхоспазма);
синдром уплотнения легочной ткани (долевого и очагового);
синдром полости в легком;
синдром повышенной воздушности легочной ткани (эмфизема легких);
синдром скопления жидкости в плевральной полости (гидроторакс);
синдром скопления воздуха в плевральной полости (пневмоторакс);
синдром недостаточности функции внешнего дыхания (острой и хронической); рестриктивная и обструктивная дыхательная недостаточность. Стоматологические проявления при этих синдромах
|
4.
|
Семиотика заболеваний сердечно-сосудистой системы и основные клинические синдромы
|
Основные жалобы, особенности физикального обследования больного с заболеваниями сердечно-сосудистой системы.
Основные клинические синдромы и физикальные изменения при заболеваниях сердечно-сосудистой системы, синдром артериальной гипертензии;
синдром ишемии миокарда (стенокардия); некроза сердечной мышцы;
синдром острой и хронической сердечной недостаточности;
синдром острой сосудистой недостаточности (обморок, коллапс, шок)
|
5.
|
Семиотика заболеваний желудочно-кишечного тракта и основные клинические синдромы
|
Основные жалобы, особенности физикального обследования больного с заболеваниями желудочно-кишечного тракта. Основные клинические синдромы при заболеваниях желудочно-кишечного тракта: синдром дисфагии; синдром кишечной колики; синдром пищеводного, желудочного и кишечного кровотечения
|
6.
|
Семиотика заболеваний печени и гепатобилиарной зоны.
|
Основные жалобы, особенности физикального обследования больного с заболеваниями печени и гепатобилиарной зоны. Основные клинические синдромы при заболеваниях печени и гепатобилиарной зоны: синдром желтухи: паренхиматозной (печеночной), механической (подпеченочной), гемолитической (надпеченочной); синдром портальной гипертензии; гепатолиенальный синдром; синдром печеночной недостаточности (печеночная кома); синдром желчной колики
|
7.
|
Семиотика заболеваний мочевыделительной системы
|
Основные жалобы, особенности физикального обследования больного с заболеваниями мочевыделительной системы. Основные клинические синдромы при заболеваниях мочевыделительной системы: синдром почечной колики; мочевой сидром; отечный синдром. Нефротический синдром; синдром артериальной гипертензии; синдром почечной эклампсии; синдром почечной недостаточности (острой и хронической).
|
8.
|
Семиотика заболеваний системы кроветворения
|
Основные жалобы, особенности физикального обследования больного с заболеваниями кроветворной системы. Основные клинические синдромы при заболеваниях системы кроветворения: синдром анемии; лимфомиелопролиферативный синдром; геморрагический синдром
|
9
|
Клинические состояния (осложнения), угрожающие жизни больного
|
Диагностика и лечение клинических состояний, угрожающие жизни больного
|
-
Перечень практических навыков (умений), которые необходимо освоить студенту
1. Расспрос больного (выяснение жалоб больного, истории настоящего заболевания, история жизни).
2. Общий осмотр больного:- оценка сознания, положение больного, конституция, осмотр головы, лица, глаз и век, осмотр носа, полости рта, языка, зубов, осмотр шеи, осмотр конечностей, осмотр кожи лимфатических узлов, осмотр мышечной системы, осмотр суставов.
3.Пальпация лимфатических узлов.
4. Сравнительная перкуссия легких.
5. Топографическая перкуссия легких.
6. Аускультация легких.
7. Осмотр области сердца и крупных сосудов.
8. Пальпация области сердца.
9.Определение свойств пульса на лучевой, сонной артерии.
10. Перкуссия сердца. Определения размеров сосудистого пучка, поперечника сердца.
11. Аускультация сердца.
12. Измерение артериального давления.
13. Осмотр живота.
14. Поверхностная ориентировочная пальпация живота.
15. Глубокая методическая скользящая пальпация живота по В.П. Образцову и Н.Д. Стражеско (желудок, слепая, сигмовидная кишка).
1 б. Перкуссия живота. Выявление асцита.
17. Аускультация живота.
18. Осмотр области печени и селезенки.
19. Пальпация печени и желчного пузыря.
20. Пальпация селезенки.
21. Перкуссия печени. Определение размеров печени по Курлову.
22. Перкуссия селезенки.
23. Осмотр поясничной и надлобковой области.
24. Пальпация почек, мочевого пузыря, мочеточниковых точек.
25. Определение высоты стояния дна мочевого пузыря.
26. Чтение и клиническая оценка:- общего анализа мочи, анализа мочи по Нечипоренко,- анализа мочи по Зимницкому.
27. Чтение и клиническая интерпретация анализа мокроты.
28. Чтение и клиническая интерпретация анализа:- слюны,- желудочного содержимого,- дуоденального содержимого,- кала.
29.Чтение и клиническая интерпретация биохимических исследований: сахар крови,- протромбин крови,- мочевина крови,- фибриноген,- холестерин,- общий белок и белковые фракции, С-реактивный белок,- билирубин общий, прямой, непрямой,- ферменты (ACT, АЛТ, ЛДГ, КФК).
30. ЭКГ — диагностика в практике врача-стоматолога:
определение и оценка зубцов ЭКГ (Р, Q, R, S, Т) интервалов и сегментов (PQ, ORS, QRST) нормальной и патологической ЭКГ,
- определение частоты сердечных сокращений,' определение электрической оси сердца, определение ритма сердца,
- диагностика нарушения ритма (синусовая тахикардия, брадикардия, аритмия, мерцания и трепетание предсердий и желудочков),
- диагностика нарушения функций проводимости (атриовентрикулярная блокада I, II, III ст.). Блокада левой и правой ножек пучка Гиса,
- диагностика стенокардии и инфаркта миокарда.
31. ** Клиническая оценка результатов исследования:
-,- рентгеноскопии (графии) внутренних органов,
- УЗИ печени, желчного пузыря, поджелудочной железы, селезенки, почек, мочевого пузыря.
Примечания:
* Владение перечисленными ниже в перечне врачебными методами исследования, включая расспрос, осмотр, пальпацию, перкуссию, аускультацию будут необходимы для диагностики терапевтических состояний (осложнений), угрожающих жизни больному, возникших в стоматологическом кресле или стоматологическом кабинете, особенно при работе в условиях поликлиники.
** Уметь дать клиническую интерпретацию с целью постановки синдромного соматического и стоматологического диагноза.
IV. Рабочая учебная программа дисциплины (учебно-тематический план).
Разделы МОДУЛЯ и виды занятий
|
Наименование раздела МОДУЛЯ
|
Лекции
|
ПЗ
|
СРС
|
Всего часов
|
1
|
Общие вопросы
|
1
|
1
|
1
|
3
|
2.
|
Основные методы клинического обследования больного: расспрос, осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация. Значение истории болезни и ее основные разделы.
|
1
|
1
|
2
|
4
|
3.
|
Семиотика заболеваний системы органов дыхания и основные клинические синдромы
|
4
|
6
|
2
|
12
|
4.
|
Семиотика заболеваний органов кровообращения и основные клинические синдромы. Функциональные методы исследования сердечно-сосудистой системы.
|
4
|
12
|
6
|
20
|
5.
|
Семиотика заболеваний органов пищеварения и основные клинические синдромы.
|
2
|
4
|
2
|
8
|
6.
|
Семиотика заболеваний печени и гепатобилиарной зоны. Основные клинические синдромы и функциональные методы исследования ЖКТ и печени
|
-
|
4
|
2
|
6
|
7.
|
Семиотика заболеваний почек и мочевыводящих путей и основные клинические синдромы
|
2
|
4
|
2
|
8
|
8.
|
Семиотика болезней системы крови и основные клинические синдромы
|
2
|
4
|
2
|
8
|
9.
|
Клинические состояния (осложнения), угрожающие жизни больного
|
2
|
2
|
3
|
7
|
10
|
Курация больного. Написание курсовой истории болезни.
|
|
4
|
8
|
12
|
|
Всего
|
18
|
42
|
30
|
90
|
5.4. Лекции
№ п/п
|
Название тем лекций МОДУЛЯ
|
Объем
(ч.)
|
1.
|
Общие вопросы: Внутренняя медицина и ее место в ряду других медицинских дисциплин. Краткая история развития учения о диагностических методах и заболеваниях внутренних органов. Отечественные терапевтические школы. Врачебная этика и деонтология. Общее представление о страховой медицине. Задачи пропедевтической, факультетской и госпитальной клиник внутренних болезней. Методология синдромного диагноза. Основные методы клинического обследования больного: расспрос, осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация. Значение истории болезни и ее основные разделы.
|
2
|
2.
|
Семиотика заболеваний органов дыхания. Основные жалобы, особенности физикального обследования больного с заболеваниями органов дыхания. Основные клинические синдромы при заболеваниях системы органов дыхания:
|
2
|
3.
|
Семиотика заболеваний сердечно-сосудистой системы. Основные клинические симптомы и физикальные изменения при заболеваниях сердечно-сосудистой системы. Стоматологические проявления при этих синдромах
|
2
|
4.
|
Электрокардиография. Значение ЭКГ в диагностике нарушений сердечного ритма и проводимости, синдрома некроза сердечной мышцы.
|
2
|
5.
|
Семиотика заболеваний желудочно-кишечного тракта. Основные клинические симптомы и физикальные изменения при заболеваниях желудочно-кишечного тракта.
|
2
|
6.
|
Семиотика заболеваний печени и гепатобилиарной зоны.
Основные клинические симптомы и физикальные изменения при заболеваниях печени и гепатобилиарной зоны. Стоматологические проявления при этих синдромах.
|
2
|
7.
|
Семиотика заболеваний мочевыделительной системы: Основные клинические симптомы и физикальные изменения при заболеваниях мочевыделительной системы. Стоматологические проявления при этих синдромах
|
2
|
8.
|
Семиотика заболеваний системы кроветворения. Основные клинические симптомы и физикальные изменения при заболеваниях системы кроветворения.
|
2
|
9
|
Терапевтические состояния (осложнения), угрожающие жизни больному, возникающие в стоматологическом кресле (кабинете)
|
2
|
5.5. Практические занятия
№ п/п
|
Название тем МОДУЛЯ
|
Объем
(ч.)
|
1.
|
Роль и значение клиники пропедевтики внутренних болезней. История болезни. Значение данного документа для клиники. Составные части. Ведение истории болезни. Понятие о болезни: болезнь, симптом, синдром. Основные заболевания, осложнения, сопутствующие заболевания. Понятие о диагнозе. Диагностика. Виды диагнозов. Общие методы клинического обследования больного: расспрос - жалобы, история настоящего заболевания, история жизни. Расспрос больного преподавателем. Расспрос больных студентами. Деонтологические вопросы: общение врача с больным. Значение жестов, мимики, интонации голоса врача Ятрогения и лечебное воздействие расспроса.
|
2
|
2.
|
Семиотика заболеваний системы органов дыхания. Врачебные (расспрос, осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация) методы исследования в диагностике заболеваний органов дыхания. Дополнительные методы исследования в диагностике заболеваний органов дыхания.
|
2
|
3.
|
Семиотика заболеваний системы органов дыхания. Основные клинические синдромы при заболеваниях органов дыхания (бронхоспазм, очаговое уплотнение легочной ткани, инородное тело и др.) и их стоматологические проявления. Курация больного. Освоение практических навыков. Написание фрагмента истории болезни.
|
2
|
4.
|
Итоговое занятие по системе дыхания со сдачей фрагмента истории болезни.
|
2
|
5.
|
Семиотика заболеваний системы органов кровообращения. Врачебные (расспрос, осмотр, пальпация, перкуссия) методы исследования в диагностике заболеваний органов кровообращения. Аускультация сердца. Точки аускультации. Тоны. Аускультация сердца. Шумы.
|
2
|
6.
|
Функционально-диагностические исследования сосудов. Артериальное давление. Венозное давление. Синдром артериальной гипертензии.
|
2
|
7.
|
ЭКГ-диагностика в практике врача-стоматолога. ЭКГ здорового человека. План расшифровки ЭКГ.
|
2
|
8.
|
Электрокардиография. ЭКГ при простых нарушениях ритма и проводимости. Нарушение ритма сердца. Синусовая тахикардия, брадикардия. Синусовая аритмия. Экcтрасистолии: предсердные и желудочковые. Мерцание и трепетание предсердий. Особенность тактики врача-стоматолога при нарушениях ритма у больного. Синдромы нарушения сердечного ритма.
|
2
|
9
|
Основные клинические синдромы. Синдром острой и хронической сердечной недостаточности (лево- и правожелудочковой). Сердечная астма, отек легких. Стадии хронической сердечной недостаточности. Синдромы острой сосудистой недостаточности (обморок, коллапс, шок); синдромы коронарной недостаточности. Стоматологические проявления при этих синдромах. Курация больного. Освоение практических навыков.
|
2
|
10.
|
Итоговое занятие по системе кровообращения со сдачей фрагмента истории болезни.
|
2
|
11.
|
Расспрос, осмотр, пальпация, перкуссия и аускультация больного с заболеванием желудочно-кишечного тракта. Функционально-диагностические методы исследования при заболеваниях желудка и кишечника.
|
2
|
12.
|
Расспрос, осмотр, пальпация и перкуссия при заболеваниях печени и желчных путей. Функционально - диагностические методы исследования при заболеваниям печени, желчного пузыря и поджелудочной железы.
|
2
|
13.
|
Основные клинические синдромы: синдромы желтухи: паренхиматозной (печеночной), механической (подпеченочной), гемолитической (надпеченочной); синдром портальной гипертензии; гепатолиенальный синдром; синдром печеночной недостаточности (печеночная кома); синдром желчной колики. Стоматологические проявления при этих синдромах.
|
2
|
14.
|
Итоговое занятие по заболеваниям желудочно-кишечного тракта, печени, желчного пузыря и поджелудочной железы со сдачей фрагмента истории болезни
|
2
|
15.
|
Расспрос, осмотр, пальпация, перкуссия и аускультация при заболеваниях почек. Функционально - диагностические методы исследования при заболеваниях почек.
|
2
|
16.
|
Основные клинические синдромы при заболеваниях почек: синдром почечной колики; мочевой сидром; отечный синдром; синдром почечной артериальной гипертензии; синдром почечной недостаточности (острой и хронической). Уремическая кома. Стоматологические проявления при этих синдромах.
|
2
|
17.
|
Расспрос, осмотр, пальпация, перкуссия и аускультация при болезнях системы крови. Функционально - диагностические методы исследования при заболеваниях системы крови.
|
2
|
18.
|
Основные клинические синдромы при болезнях системы крови: синдром анемии; миелопластический синдром; геморрагический синдром; язвенно-некротический синдром. Язык Гунтера-Мюллера. Стоматологические проявления при анемиях и лейкозах.
|
2
|
19.
|
Неотложные терапевтические состояния в практике врача-стоматолога. Основные клинические синдромы. Синдромы острой сосудистой недостаточности (обморок, коллапс, шок); синдром артериальной гипертензии; синдромы нарушения сердечного ритма; Приступ бронхиальной астмы. Астматическое состояние. Стенокардия, инфаркт миокарда.
|
2
|
20.
|
Курация больного. Освоение практических навыков. Написание курсовой истории болезни.
|
2
|
21.
|
Итоговый зачёт по мануальным навыкам. Защита истории болезни. Зачет.
|
2
|
Поделитесь с Вашими друзьями: |