Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Дагестанская государственная медицинская академия»
Министерства здравоохранения Российской Федерации
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе, проф.
_______________С. Н. Маммаев
___ _________________ 20___г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по госпитальной терапии
профессионального цикла_________________________________________
для специальности 060101 лечебное дело____________________________
факультет лечебный
кафедра_госпитальной терапии №3
квалификация выпускника специалист_____________________________
форма обучения очная__________________________________________
курс VI______________________________________________________
семестр Х1-ХII
всего трудоёмкость (в зачётных единицах/часах) 625 ч
лекции 136 часов
практические (семинарские) занятия 277 часов
самостоятельная работа 212 часов
зачет XII семестр
Махачкала 2014 г.
Программа составлена в соответствии с требованиями ГОС, с учетом рекомендаций примерной программы по специальности подготовки 060101 лечебное дело__________________________________________________________
Рабочая программа, учебной дисциплины одобрена на заседании кафедры
госпитальной терапии № 3 с курсом клинической иммунологии и аллергологии
от «29_» 08. 2014. Протокол № _1_
Заведующий кафедрой_______________ Э. М. Эседов
Рабочая программа согласована
1 .Директор НМБ ДГМА ______________________ А.В. Бекеева
2. УМО _____________________________________ М.Н. Гаджимурадович
3. Зам. декана по VI курсу _____________________ М.М. Омаров
Рабочая программа рассмотрена и утверждена на заседании Совета факультета
От «___» ___________ 20__г. Протокол №_________
Председатель СФ__________ Р.М. Рагимов
Составители:
Зав. кафедрой госп. терапии №3, проф. ______________Э.М. Эседов
\у
Зав. учебной частью каф., доцент ______________ Ф.Д. Ахмедова
Доцент__________________________________________В.Р. Мурадова
М.Т. Кудаев
Рецензент:
Зав. кафедрой терапии ФГГК и ППС, д.м.н., проф.
2
Рабочая программа дисциплины разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) высшего профессионального образования по специальности лечебное дело (2010 г.), с учётом рекомендаций примерной (типовой) учебной программы дисциплины.
I. Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе
1.1. Основная цель преподавания дисциплины на 6 курсе заключается в формировании
и совершенствовании у студентов необходимого объема практических умений для работы
в учреждениях стационарной и амбулаторно-поликлинической помощи, навыков диагностики и дифференциальной диагностики основных синдромов и заболеваний внутренних органов, выбора индивидуальной лечебной тактики, в том числе при коморбидности, развитии клинического мышления.
1.2. Задачи изучения дисциплины:
Обучение студента с формированием навыков решения профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности (профилактической, диагностической, лечебной, реабилитационной, психолого-педагогической, оганизационно-управленческой, научно-исследовательской):
-
формирование у студентов знаний и умений по проведению полного объема диагностических и лечебных мероприятий в соответствии с клиническими протоколами ведения больных с различными нозологическими формами внутренних болезней на госпитальном и амбулаторном этапах;
-
развитие у студентов навыков опроса и клинического обследования пациентов с патологией внутренних органов, интерпретации результатов рутинных и специальных лабораторных и инструментальных методов исследования органов и систем, морфологического исследования тканей;
• формирование студентов навыков проведения дифференциального синдромного диагноза, постановки, обоснования и формулировки диагноза, составления плана обследования
пациентов, определения тактики их ведения;
* формирование у студентов умений проводить профилактику, лечение и реабилитацию пациентов с заболеваниями внутренних органов, назначать и непосредственно осуществлять лечение пациентов с основными заболеваниями внутренних органов в госпитальных и амбулаторных условиях;
• формирование навыков оформления истории болезни и амбулаторной карты с изложением в них всех основных разделов, обоснования клинического диагноза, плана обследования и лечения, определения трудоспособности и показаний к госпитализации, ведения дневников и оформления этапных эпикризов при работе с терапевтическими больными, подготовка рефератов по современным научным проблемам;
2. Место учебной дисциплины в структуре ООП ВПО.
Дисциплина относится к профессиональному циклу СЗ ООП ВПО. Дисциплина является завершающей обучение и логически связана практически со всеми предшествующими дисциплинами, из которых можно выделить следующие:
-
в цикле гуманитарных и социально-экономических дисциплин, в том числе: философия, биоэтика, психология, педагогика, история медицины, латинский язык;
-
в цикле математических, естественно-научных, медико-биологических дисциплин в том числе: физика и математика; медицинская информатика; химия; биология; биохимия; анатомия человека, топографическая анатомия; патологическая анатомия; гистология, эмбриология, цитология; нормальная физиология; патофизиология; микробиология, вирусология; фармакология; иммунология;
-
в цикле профессиональных дисциплин, в том числе: гигиена, общественное здоровье, здравоохранение, эпидемиология; экономика здравоохранения; проведевтика внутренних болезней; факультетская терапия; дерматовенерология, общая хирургия, хирургические болезни; клиническая фармакология; экстремальная медицина, безопасность жизнедеятельности; педиатрия, лучевая терапия и лучевая диагностика, инфекционные болезни, фтизиопульмонология, поликлиническая терапия, профессиональные болезни, офтальмология, акушерство и гинекология, ЛОР-болезни.
-
Наименование__дисциплин,_знание_которых_используется_при_изу_чении_дисциплины_«Внутренние_болезни»__Разделы,_которые_студенты_должны_знать_для_успешного'>Наименование
дисциплин, знание которых используется при изучении дисциплины «Внутренние болезни»
Разделы, которые студенты должны знать для успешного усвоения дисциплины «Госпитальная терапия»
Анатомия человека
Анатомия и топография органов, морфологические изменения в зависимости от возраста
Гистология, эмбриология, цитология
Биологическая химия
Гистологическое строение тканей организма
Нормативы биохимических показателей физиологических жидкостей
Нормальная физиология
Физиологические константы внутренних органов
Патологическая физиология
Патологическая физиология воспа-
Наименование
дисциплин, знание которых используется при изучении дисциплины «Внутренние болезни»
|
Разделы, которые студенты должны знать для успешного усвоения дисциплины «Госпитальная терапия»
|
|
лительных, аллергических, дистрофических, атрофических и гипертрофических процессов
|
Патологическая анатомия
|
Патологическая анатомия воспалительных, дистрофических, атрофических и гипертрофических процессов
|
Микробиология, вирусология, иммунология
|
Методы диагностики инфекционных агентов
|
Пропедевтика внутренних болезней
|
Методы непосредственного обследования больного
|
Факультетская терапия
|
Этиология, патогенез, клиника, диагностика, лечение, профилактика распространенных заболеваний сердечно-сосудистой, респираторной систем, системы крови, печени, почек
|
Гигиена с основами экологии человека
|
Влияние окружающей среды на здоровье человека
|
Хирургические болезни
|
Острый живот, желудочно-кишечные кровотечения, пневмоторакс
|
Акушерство и гинекология
|
Влияние беременности на функцию внутренних органов
|
Онкология
|
Клиника и диагностика онкологических заболеваний
|
Лучевая диагностика и лучевая терапия
|
Рентгенологическая диагностика заболеваний внутренних органов
|
Эндо кринология
|
Эндокринная патология щитовидной, поджелудочной желез, надпочечников, гипофиза
|
Неврология
|
Неврологическая симптоматика
|
Наименование
дисциплин, знание которых используется при изучении дисциплины «Внутренние болезни»
|
Разделы, которые студенты должны знать для успешного усвоения дисциплины «Госпитальная терапия»
|
|
патологии внутренних органов
|
Офтальмология
|
Глазное дно при артериальных гипертензиях; конъюнктивит, увеит, иридоциклит при ревматических заболеваниях
|
Оториноларингология
|
Воспалительные заболевания уха, горла, носа
|
Психиатрия и наркология
|
Нарушения психической сферы при заболеваниях внутренних органов
|
Инфекционные болезни
|
Лихорадка при инфекционных заболеваниях, кишечные инфекции, острые гепатиты
|
Дерматовенерология
|
Поражение кожи при патологии внутренних органов, заболевания, передающиеся половым путем
|
Клиническая фармакология
|
Фармакокинетика и фармакодинамика основных групп лекарственных препаратов, применяемых в терапевтической практике
|
Фтизиатрия
|
Туберкулез органов дыхания, желудочно-кишечного тракта и опорно-двигательного аппарата
|
З.Общая трудоемкость дисциплины составляет 625 академических часов.
4. Результаты обучения.
Обучение предполагает формирование следующих компетенций ООП: ОК-1,5,8; ПК-1, 3,
5, 9, 12, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 30, 31, 32.
1. В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
-
этиологию, патогенез и меры профилактики наиболее часто встречающихся заболеваний; современную классификацию заболеваний;
-
клиническую картину, особенности течения и возможные осложнения наиболее рас-
-
пространенных заболеваний, протекающих в типичной форме у различных возрастных групп;
-
методы диагностики, диагностические возможности методов непосредственного исследования больного терапевтического, хирургического и инфекционного профиля, современные методы клинического, лабораторного, инструментального обследования больных (включая эндоскопические, рентгенологические методы, ультразвуковую диагностику);
-
основы организации медицинской (амбулаторно-поликлинической и стационарной) помощи различным группам населения, принципы диспансеризации населения, реабилитации больных, основы организации медицинского обеспечения занимающихся физической культурой;
-
критерии диагноза различных заболеваний;
-
особенности организации и объем работы врача амбулаторно-поликлинического звена, современные диагностические возможности поликлинической службы, методы проведения неотложных мероприятий, показания для плановой госпитализации больных;
-
методы лечения и показания к их применению; механизм лечебного действия лечебной физкультуры и физиотерапии, показания и противопоказания к их назначению, особенности их проведения;
-
клинико-фармакологическую характеристику основных групп лекарственных препаратов и рациональный выбор конкретных лекарственных средств при лечении основных патологических синдромов заболеваний и неотложных состояний у пациентов;
2. В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
-
определить статус пациента: собрать анамнез, провести опрос пациента и/или его родственников, провести физикальное обследование пациента (осмотр, пальпация, аускультация, измерение артериального давления, определение свойств артериального пульса и т.п.); оценить состояние пациента для принятия решения о необходимости оказания ему медицинской помощи; провести первичное обследование систем и органов: нервной, эндокринной, иммунной, дыхательной, сердечно-сосудистой, крови и кроветворных органов, пищеварительной, мочевыделительной, репродуктивной, костно-мышечной и суставов;
-
оценить социальные факторы, влияющие на состояние физического и психологического здоровья пациента: культурные, этнические, религиозные, индивидуальные, семейные, социальные факторы риска (безработица, насилие, болезнь и смерть родственников и пр.); поставить предварительный диагноз - синтезировать информацию о пациенте с целью определения патологии и причин, ее вызывающих;
-
*наметить объем дополнительных исследований в соответствии с прогнозом болезни, для уточнения диагноза и получения достоверного результата;
*подобрать индивидуальный вид оказания помощи для лечения пациента в соответствии с ситуацией: первичная помощь, скорая помощь, госпитализация; *сформулировать полный клинический диагноз;
*разработать план терапевтических действий, с учетом протекания болезни и ее лечения;
*сформулировать показания к избранному методу лечения с учетом этиотропных и патогенетических средств, обосновать фармакотерапию у конкретного больного при основных патологических синдромах и неотложных состояниях, определить путь введения, режим и дозу лекарственных препаратов, оценить эффективность и безопасность проводимого лечения;
*применять различные способы введения лекарственных препаратов; поставить предварительный диагноз - синтезировать информацию о пациенте с целью определения патологии и причин, ее вызывающих;
*наметить объем дополнительных исследований в соответствии с прогнозом болезни, для уточнения диагноза и получения достоверного результата;
*использовать в лечебной деятельности методы первичной и вторичной профилактики (на основе доказательной медицины), устанавливать причинно-следственные связи изменений состояния здоровья от воздействия факторов среды обитания; проводить с населением прикрепленного участка мероприятия по первичной и вторичной профилактике наиболее часто встречающихся заболеваний, требующих терапевтического или хирургического лечения, осуществлять профилактические мероприятия по повышению сопротивляемости организма к неблагоприятным факторам внешней среды с использованием различных методов физической культуры и спорта, закаливания, пропагандировать здоровый образ жизни; заполнять историю болезни, выписать рецепт.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен владеть:
* правильным ведением медицинской документации;
* методами общеклинического обследования;
* интерпретацией результатов лабораторных, инструментальных методов диагностики;
* алгоритмом развернутого клинического диагноза;
* алгоритмом постановки предварительного диагноза с последующим направлением
пациента к соответствующему врачу-специалисту;
* основными врачебными диагностическими и лечебными мероприятиями по оказанию первой врачебной помощи при неотложных и угрожающих жизни состояниях.
5. Образовательные технологии
Основным методом обучения в терапевтической клинике является работа студента
у постели больного под руководством преподавателя (курация больных), работа в диагностических кабинетах (клиническая лаборатория, кабинет функциональной диагностики, рентгеновский кабинет), в поликлинике. В процессе демонстрации пациентов на занятии проводится подробный разбор результатов дополнительных исследований, обеспечивается приобретение студентами практических умений в проведении непосредственного обследования пациента и оценке диагностических возможностей дополнительных методов исследования. Студенты также участвуют в обходах больных с заведующим кафедрой, профессором и доцентом.
В процессе обучения применяются следующие образовательные технологии:
-
Лекционно-практические (лекция: проблемная, консультация, дискуссия, практические занятия, тренинги, «круглые столы»).
-
Сопровождение лекционно-практических занятий показом визуального материала, фильмов.
-
Личностно - ориентированные методики, игровые, диалоговые, тренинговые, компьютерные, проблемные, программированные, заданные, рефлексивные, для развития клинического мышления, консультирования.
-
Использование учебно-методического программного комплекса, разработанного кафедрой.
-
Деловые игры, моделирующие определенные профессиональные ситуации, воссоздающие в аудиторных условиях те или иные проблемы деятельности терапевта и ставящие участников перед необходимостью оперативного решения соответствующих клинических задач.
-
Интерактивное участие в Интернет-сессиях и конгрессах, проводимых ведущими специалистами по проблемам внутренней медицины.
-
Самостоятельная курация больных клинической базы кафедры.
-
Индивидуальное консультирование преподавателей.
6. Формы промежуточной аттестации
Итоговая государственная междисциплинарная аттестация студентов 6 курса включает в себя три этапа: тестирование, оценку практических навыков и собеседование. Первый этап включает решение типовых тестовых заданий для итоговой государственной
аттестации выпускников медицинских учебных заведений, утвержденных Минздравом РФ. Второй этап заключается в оценке умения выпускника провести полное клиническое обследование пациента по всем органам и системам, поставить предварительный диагноз, определить план дополнительного исследования с интерпретацией его результатов и в итоге принять решение о тактике ведения пациента, лечении и прогнозе. Также оценивается правильность проведения основных врачебных диагностических манипуляций (снятие ЭКГ, определение группы крови и др.) и лечебных мероприятий при неотложных состояниях. Третий этап представляет собой собеседование с членами Государственной аттестационной комиссии с использованием специальных ситуационных задач.
Второй этап итоговой аттестации по терапии, проводимый кафедрой, включает:
-
Проверку практических навыков;
-
Самостоятельный осмотр больного, включающий сбор анамнеза, объективное обследование, умение оценить данные дополнительных исследований, провести дифференциальную диагностику, сформулировать диагноз согласно современным классификациям, выбрать тактику лечения;
-
Интерпретацию лабораторных исследований, ЭКГ, холтер-ЭКГ, велоэргометрии, спирометрии, Эхо-КГ, рентгенограмм.
Промежуточной формой аттестации является проведение зачета по выполненной программе обучения, предполагающего допуск к аттестации по приведенным выше параметрам.
II. Учебная программа дисциплины Содержание дисциплины
1. 1. Содержание дисциплины «госпитальная терапия»
Модуль 1. Болезни органов дыхания
1.1. Дифференциальная диагностика и лечение нарушений бронхиальной проходимости.
-
Дифференциальная диагностика бронхиальной обструкции с заболеваниями гортани, ангионевротическим отеком, болезнями трахеи, легких, средостения, истерией, карциноидным синдромом, узелковым периартериитом. Диагноз, классификация бронхиальной астмы.
-
Диагноз, классификация ХОБЛ. Современные стратегии лечения ХОБЛ и бронхиальной астмы. Неотложная терапия при астматическом статусе.
1.2. Дифференциальная диагностика и лечение очаговых заболеваний легких.
1.2.1. Диагностика острых пневмоний. Классификация. Клинические варианты. Лечение
острой пневмонии в зависимости от этиологии. Неотложная терапия пневмоний тяжелого
течения.
1.2. 2. Дифференциальный диагноз при раке легкого, ТЭЛА, эозинофильном инфильтрате. Неотложная терапия при ТЭЛА.
-
3. Дифференциальная диагностика острого и хронического легочного сердца.
-
Дифференциальная диагностика и лечение диффузных (диссеминированных) поражений легких.
1.3.1.Идиопатический фиброзирующий альвеолит (идиопатические интерстициальные пневмонии), синдром Хаммена-Рича, лекарственные и кардиогенные пневмопатии. Поражение легких при диффузных заболеваниях соединительной ткани, системных васкулитах, опухолевые и кардиогенные диссеминации, лекарственные пневмопатии (амиодарон, нитрофураны и т.д.). Туберкулез, саркоидоз. Лечение саркоидоза и аллергических альвеолитов (интерстициальных заболеваний легких).
1.3.2. Дифференциально-диагностические признаки острой и хронической дыхательной
недостаточности, дыхательной недостаточности по рестриктивному и обструктивному типу. Дифференциальная диагностика острого и хронического легочного сердца. ТЭЛА, диагностика, неотложная терапия. Легочная гипертензия, диагностика, лечебная тактика, прогноз. Неотложная терапия спонтанного пневмоторакса, респираторного дистресс- синдрома (синдрома острого повреждения легких).
Поделитесь с Вашими друзьями: |