1. Цели и задачи освоения учебной дисциплины
-
Цели и задачи изучения дисциплины
Целью иммунологии как учебной дисциплины является формирование у будущего врача научного представления о роли врожденного и приобретенного иммунитета в поддержании нормальной жизнедеятельности человека в этиологии и патогенезе заболеваний. Он должен понимать сущность механизмов иммунного реагирования на чужеродные антигены и значение этих реакций у взрослого человека и ребенка в норме и при патологии. Это подготовит студента к дальнейшему изучению комплекса медико-биологических, профилактических и клинических учебных дисциплин по специальности «Лечебное дело» 060103.
Задачи преподавания дисциплины в лекционном курсе - представить дидактически грамотно, в доступном и систематизированном виде выверенные научные данные по медицинской иммунологии, связав их с диагностикой, лечением и профилактикой актуальных для врача-терапевта инфекционных и неинфекционных заболеваний.
Задачи преподавания дисциплины на практических занятиях - материализовать сугубо теоретические знания об антигенах и антителах, методах их определения; овладеть первичными навыками и умениями, необходимыми в практике лечащего врача (взятие образцов биологического материала, техника безопасности при работе с ним, посудой и аппаратурой и др.). В ходе практических занятий студенту прививают навыки анализа и оценки полученной диагностической информации.
1.2. Краткая характеристика дисциплины, ее место в учебном процессе
«Иммунология» – фундаментальная дисциплина, объединенная в учебном плане подготовки врачей в рамки математического, естественнонаучного цикла, базовая часть по специальности 060103 «Педиатрия» высшего профессионального медицинского образования изучается в четвертом семестре.
В медицинском вузе она включает основные разделы общей и прикладной иммунологии, имеющие важное значение для формирования естественнонаучного и медико-биологического мышления студентов. Каждый раздел обогащает студентов информацией, которая необходима для понимания сущности процессов, протекающих в организме человека на молекулярном, клеточном и органном уровнях. Иммунология не только важная часть теоретического фундамента современной медицины. Современная иммунология достигла большого прогресса в диагностической, профилактической и терапевтической практике. Овладев основными иммунологическими знаниями, учащийся получает пропуск в клинику, где детский врач будет грамотно решать возникающие медицинские проблемы.
В процессе обучения большое внимание уделяется вопросам формирования личности студента, организации и методики самостоятельной работы студента (конспектирование лекций, работа над книгой, подготовка к лабораторным занятиям и семинарам, выполнение заданий на самостоятельную тему, подготовка к зачётам и экзаменам)
-
Место учебной дисциплины в структуре ООП ВПО
Успешное изучение иммунологии зависит от качества усвоения учащимися следующих предшествующих дисциплин:
-
биологии и генетики (фило- и онтогенез систем защиты антигенного гомеостаза);
-
биохимия (понимание сущности биохимических процессов в макроорганизме, для функционирования генов и экспрессии их продуктов, природы диагностических реакций ин витро и ин виво, патохимических и патофизиологических сдвигов);
-
гистология с эмбриологией, патологическая анатомия (знание структуры и функции эукариотических клеток организма, закономерностей их формирования, дифференцировки и трансформации, стадий внутриутробного развития эмбриона и плода – требуются при изучении клеток иммунной системы, онкогенных процессов, необходимы для понимания природы врожденных иммунодефицитов);
-
иностранный язык и латинский язык (работа с иностранной информацией по дисциплине – в Интернете, в иноязычных учебниках и журналах);
-
нормальная физиология (знание общих закономерностей функционирования различных систем, органов и клеток в норме, механизмов их регуляции – востребовано по всем разделам иммунологии).
Таблица 1
-
4.2. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми
(последующими) дисциплинами
№ п/п
|
Наименование
обеспечиваемых
(последующих)
дисциплин
|
№ № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
1
|
Нормальная физиология
|
+
|
+
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
2
|
Биология
|
+
|
+
|
-
|
-
|
-
|
+
|
-
|
3
|
Гистология, эмбриология, цитология
|
-
|
+
|
+
|
+
|
-
|
-
|
-
|
4
|
Микробиология, вирусология
|
+
|
+
|
+
|
+
|
-
|
-
|
-
|
5
|
Патологическая физиология
|
-
|
+
|
+
|
+
|
+
|
-
|
+
|
6
|
Фармакология
|
-
|
-
|
-
|
-
|
+
|
-
|
+
|
7
|
Биохимия
|
-
|
-
|
+
|
+
|
+
|
-
|
+
|
8
|
Патологическая анатомия
|
-
|
+
|
-
|
-
|
-
|
-
|
+
|
9
|
Инфекционные болезни
|
+
|
+
|
+
|
+
|
-
|
-
|
+
|
10
|
Акушерство и гинекология
|
-
|
+
|
+
|
+
|
+
|
-
|
-
|
11
|
Дерматовенерология
|
-
|
+
|
+
|
+
|
+
|
-
|
+
|
12
|
Клиническая фармакология
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
+
|
13
|
Терапия
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
3. Требования к уровню освоения дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
а) общекультурные (ОК):
ОК-1
|
Способен и готов анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности
|
ОК-2
|
Способен к пониманию и анализу мировоззренческих, социально и личностно значимых философских проблем, к самосовершенствованию
|
ОК-5
|
способен и готов к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности
|
ОК-8
|
способен и готов осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм; к соблюдению правил врачебной этики, сохранению врачебной тайны; к соблюдению законов и нормативных актов по работе с конфиденциальной информацией
б) профессиональные (ПК):
|
ПК-2
|
способен и готов выявлять естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности врача, использовать для их решения соответствующий физико-химический и математический аппарат
|
ПК-3
|
способен и готов к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной медицины, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности
|
ПК-4
|
способен и готов анализировать результаты собственной деятельности для предотвращения врачебных ошибок, осознавая при этом ответственность дисциплинарную, административную, гражданско-правовую, уголовную
|
ПК-7
|
способностью и готовностью применять методы асептики и антисептики, использовать медицинский инструментарий, проводить санитарную обработку лечебных и диагностических помещений медицинских организаций, владеть техникой ухода за больными
|
ПК-16
|
способностью и готовностью анализировать закономерности функционирования отдельных органов и систем, использовать знания анатомо-физиологических основ, основные методики клинико-иммунологического обследования и оценки функционального состояния организма взрослого человека и подростка для своевременной диагностики заболеваний и патологических процессов
|
ПК-31
|
способностью и готовностью изучать научно-медицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования
|
В результате изучения микробиологии, вирусологии и иммунологии студент должен:
Знать:
-
Структуру и функции иммунной системы человека, ее возрастные особенно-
сти, клеточно-молекулярные механизмы развития и функционирования иммунной системы, основные этапы, типы, генетический контроль иммунного ответа, методы иммунодиагностики;
-
Методы оценки иммунного статуса, показания и принципы его оценки, имму
нопатогенез, методы диагностики основных заболеваний иммунной системы человека, виды и показания к применению иммунотропной терапии;
-
Роль иммунных процессов в этиологии и патогенезе инфекционных и неинфекци
онных болезней (опухоли, нейро- и психопатология, аутоиммунные конфликты, аллергические болезни);
-
Основные иммунобиологические препараты, применяемые в настоящее время для диагностики, лечения и профилактики, принципы их получения, механизм действия, показания и противопоказания к применению вакцин и сывороток;
-
Календарь профилактических прививок, принятый в РФ;
-
Основные принципы и методы иммунологического исследования, диагностические критерии оценки результата.
Уметь:
-
Пользоваться учебной, научной, научно-популярной литературой, сетью Интернет
для профессиональной деятельности;
-
Охарактеризовать и оценить уровни организации иммунной системы челове-
ка, оценить медиаторную роль цитокинов;
-
Обосновать необходимость клинико-иммунологического обследования боль-
ного, интерпретировать результаты оценки иммунного статуса по тестам 1-го уровня;
-
Интерпретировать результаты основных диагностических аллергологических проб;
-
Обосновать необходимость применения иммунокорригирующей терапии;
-
Оценивать с иммунологических позиций механизмы возникновения и патогенеза
патологических процессов и клинические проявления заболеваний у детей;
-
Правильно оценивать реальные возможности современных диагностических,
лечебных и профилактических мероприятий, основанных на иммунологических подходах;
Владеть:
-
алгоритмом постановки предварительного иммунологического диагноза с
последующим направлением к врачу аллергологу-иммунологу;
- основными методами оценки результатов исследования иммунного статуса и дру-
гих современных иммунодиагностических технологий;
-
навыками получения информации при работе с учебной и научной литературой,
сетью Интернет - для последующей профессиональной деятельности.
4. Структура и содержание учебной дисциплины.
Содержание дисциплины «Иммунология» соответствует ФГОС ВПО по направлению подготовки (специальности) 060101, 65 «Лечебное дело» (квалификация (степень) «специалист»), утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 ноября 2010 г., № 1118 и учебного плана ГБОУ ВПО ДГМА Минздравсоцразвития России.
4.1. Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы, 108 часов.
Таблица 2
Объем дисциплины и виды учебной работы
Виды учебной работы
|
Всего
часов
|
Семестры
|
4
|
Общая трудоемкость дисциплины
|
108
|
108
|
Аудиторные занятия:
|
72
|
72
|
– лекции
|
24
|
24
|
– практические занятия (ПЗ)
|
48
|
48
|
Самостоятельная работа студентов (СРС):
|
36
|
36
|
Вид итогового контроля зачет
|
|
|
Таблица 3
4.2. Наименование тем лекций и количество часов по семестрам изучения
учебной дисциплины
Раздел, тема учебной дисциплины, содержание темы
(тематический план)
Вопросы, которые выносятся для самостоятельного изучения, выделены курсивом
|
№
лекции
|
Количество часов
|
лекции
|
СРС
|
5 семестр
|
|
|
|
1.1. Введение в иммунологию. Предмет и задачи. Иммунитет как главная функция иммунной системы. Значение достиже-
ний иммунологии для медицины.
1.2. Врожденный иммунитет. Современные представления о клеточных и гуморальных факторах врожденного иммунитета.
|
1
|
2
|
0,5
|
2.1. Иммунная система: строение и функции. Иммунокомпетентные клетки.
2.2. Просихождение и дифференциация В и Т клеток, макрофагов, дентритных клеток. Понятие о маркерах дифференциации (CD).
|
2
|
2
|
0,5
|
3.1. Антигены. Природа, свойства антигенов. Микробные антигены.
3.2. Тканевые антигены человека. Главный комплекс гистосовместимости.
|
3
|
2
|
0,5
|
4.1. Гуморальный и клеточный иммунный ответ. Антигенпрезентирующие клетки. Взаимодействие Т и В лимфоцитов.
4.2. Природа, свойства, функции антител. Классы иммуноглобулинов, их характеристика.
|
4
|
2
|
0,5
|
5.1. Особенности иммунного ответа при различных состояниях: иммунный ответ при бактериальных, грибковых, протозойных, вирусных инфекциях. Трансплантационный и противоопухолевый иммунитет.
5.2. Регуляторные (Th0, Th1, Th2, Treg) и эффекторные (Tk) Т лимфоциты, их функции в иммунном ответе.
Иммунологические реакции в диагностике инфекционных и неинфекционных болезней. Понятие о серологических реакциях и титровании антител. Механизм взаимодействия антигена с антителом. Реакция агглютинации и её варианты (бактериальная РА, РНГА, КоА). Условия протекания. Диагностические сыворотки и диагностикумы. Реакция непрямой гемагглютинации и торможения гемагглютинации. Реакция преципитации. Иммуноэлектрофорез, количественное определение иммуноглобулинов по Манчини. Реакции иммунного лизиса. РСК. Реакция нейтрализации токсина антитоксином in vivo и vitro. Получение антитоксических сывороток. Иммунолюминесцентный метод. Твердофазный иммуноферментный анализ.
|
5
|
2
|
0,5
|
6.1. Гормоны и медиаторы иммунной системы. Понятие о системе гормонов и цитокинов.
6.2. Общая характеристика гормонов и пептидов тимуса, костного мозга.
6.3. Классификация (интерлейкины, интерфероны, колониестимулирующие факторы, факторы роста, хемокины, факторы некроза опухоли).
6.4. Цитокины про- и противовоспалительной природы. Роль цитокинов Th1 и Th2 клеток в регуляции дифференцировки и репарации в норме и при патологии.
6.5. Цитокины и апоптоз. Цитокинзависимая иммунопатология. Цитокины как лекарственные средства.
|
6
|
2
|
0,5
|
7.1. Природа и особенности иммунологической памяти. Различия первичного и вторичного иммунного ответа. Практическое значение механизмов иммунологической памяти в антиинфекционном иммунитете.
7.2. Природа и гипотетические механизмы иммунологической толерантности. Центральная, периферическая и псевдотолерантность. Клинические проявления дефекта иммунологической толерантности.
|
7
|
2
|
0,5
|
8.1. Понятие об иммунном статусе. Оценка иммунного статуса взрослого и ребенка.
8.2. Врожденные (первичные) иммунодефициты.
8.3. Приобретенные (вторичные) иммунодефициты. Механизмы развития. Основные формы.
8.4. Методы выявления и коррекции иммунодефицитов.
|
8
|
2
|
0,5
|
9.1. Аллергены: классификация и свойства. Экзоаллергены и эндоаллергены.
9.2. Типы иммунологической гиперчувствительности по Gell&Coombs. Механизмы и факторы В- и Т-зависимых аллергий.
9.3. Стадии развития и клинические проявления иммунологической гиперчувствительности. Роль IgE, цитотоксических Т лимфоцитов, гуморальных медиаторов воспаления и биологически активных аминов, комплемента, фагоцитов, эозинофилов.
9.4. Принципы диагностики, лечения и профилактики аллергий
|
9
|
2
|
0,5
|
10.1. Основные понятия. Характеристика аутоиммунных реакций. 10.2. Аутоимммунные заболевания, классификация. Гипотезы развития аутоиммунной патологии. Аутоиммунные расстройства и толерантность к «своему».
10.3. Природа аутоантигенов, аутоантител и сенсибилизированных лимфоцитов, методы их выявления. Аутоиммунитет, цитокины, воспаление. CD5 В-клетки и аутоиммунитет. Виды тканевых повреждений при аутоиммунной патологии.
|
10
|
2
|
0,5
|
Тема 11. Лабораторная диагностика иммунопатологических состояний у детей и взрослых: методы, критерии оценки, интерпретация.
|
11
|
2
|
0,5
|
Тема 12. Принципы и методы профилактики, терапии и иммунокоррекции иммунопатологических заболеваний у детей и взрослых.
|
12
|
2
|
0,5
|
ИТОГО за 5 семестр
|
12
|
12
|
6
|
ВСЕГО
|
24
|
24
|
12
|
Таблица 4
4.3. Тематический план практических и семинарских занятий.
Разделы и темы
|
Всего
часов
|
Лекции
|
ПЗ
|
СРС
|
Семестр № 5
|
|
|
|
|
1. Введение в иммунологию.
|
12
|
4
|
4
|
4
|
2. Врожденный иммунитет. Методы изучения.
|
7,5
|
1
|
4
|
2,5
|
3. Антигены. Главный комплекс гистосовместимости человека (МНС). Иммунная система: организация и функции.
|
10,5
|
3
|
4
|
3,5
|
4. Иммунный ответ. Антигенпрезентирующие клетки, межклеточная кооперация. Гуморальный и клеточный иммунный ответ.
|
12
|
4
|
4
|
4
|
5. Гормоны и медиаторы иммунной системы
|
9
|
2
|
4
|
3
|
6. Серологические методы диагностики инфекционных
заболеваний (РА, РНГА, РКоА, РП, РН).
|
6
|
-
|
4
|
2
|
7. Серологические методы диагностики инфекционных
заболеваний (РСК, РИФ, ИФА, РИА).
|
6
|
-
|
4
|
2
|
8. Методы исследования иммунного статуса. Врожденные (первичные) и приобретенные (вторичные) иммунодефициты.
Методы выявления и коррекции.
|
9
|
2
|
4
|
3
|
9. Аллергопатология: типы иммунологической гиперчувствительности по Gell&Coombs. Механизмы и факторы В- и Т-зависимых аллергий (ГНТ и ГЗТ). Методы выявления.
|
9
|
2
|
4
|
3
|
10. Аутоиммунные реакции и заболевания. Механизмы срыва иммунологической толерантности, роль микроорганизмов как пусковых факторов аутоиммунитета.
|
9
|
2
|
4
|
3
|
11. Иммунобиологические препараты для диагностики, лечения и профилактики инфекционных заболеваний.
|
6
|
-
|
4
|
2
|
12. Итоговое занятие по иммунологии
|
6
|
-
|
4
|
2
|
Всего по дисциплине:
|
108
|
24
|
48
|
36
|
Таблица 5
№ п/п
|
Название раздела дисциплины базовой части ФГОС
|
Содержание раздела
|
1.
|
Общая часть
|
Определение иммунологии, предмет и задачи. Основные этапы развития иммунологии и аллергологии. Иммунология, как медикобиологическая наука, изучающая функцию и структуру иммунной системы в норме и при патологии. Иммунитет как главная функция иммунной системы. Современное определение иммунитета. Понятие «своего» и «чужого» в иммунологии. Концепция иммунного надзора. Врожденный и адаптивный (приобретенный) иммунитет. Место иммунологии в структуре естественнонаучных дисциплин. Значение достижений иммунологии для педиатрии. Адаптация иммунной системы новорожденного. Понятие об антигенах, аллергенах, аутоантигенах, их физико-химическая структура и свойства.
|
2.
|
Иммунная
система
|
Структурно-функциональная характеристика иммунной системы. Центральные и периферические органы иммунной системы. Иммунопоэз и иммуногенез. Роль тимуса в иммунной системе, возрастные особенности. Иммунные процессы в слизистых и кожных покровах. Понятие о стволовой клетке. Основные клеточные элементы иммунной системы: лимфоциты и их субпопуляции, антиген-представляющие клетки, медиаторные и эффекторные клетки. Миграция и рециркуляция клеток иммунной системы. Понятие о дифференцировочных маркерах (CD номенклатура). Современные методы выделения и идентификации клеток иммунной системы.
|
3.
|
Врожденный
иммунитет
|
Определение. Современные представления о клеточных (макрофаги, нейтрофилы, дендритные клетки, NK клетки, тучные клетки) гуморальных (комплемент, цитокины, хемокины, комплемент, катионные противомикробные пептиды) факторах врожденного иммунитета. Рецепторы врожденного иммунитета. Понятие о паттерн-распознающих рецепторах и их роли в физиологических и патологических реакциях врожденного иммунитета. Фагоцитоз, миграция, хемотаксис. Роль факторов врожденного иммунитета в противомикробной защите, воспалении и тканевой регенерации. Подходы к регуляции врожденного иммунитета.
|
4.
|
Адаптивный
(приобретенный)
иммунитет
|
Определение. Современные представления о клеточных (иммунокомпетентные Т- и В-лимфоциты) и гуморальных (антитела) факторах адаптивного иммунитета. Стадии иммунного ответа (иммуногенез): презентация и распознавание антигена, активация, дифференцировка, эффекторная стадия. Регуляция иммунног ответа. Характеристика субпопуляций Т- (Т-хелперы:Th1, Th2, Т-регуляторные, Т-цитотоксические). Межклеточные взаимодействия основа функционирования иммунной системы. Феномен «двойного распознавания». Иммунологический синапс. Клеточная цитотоксичность. Антителогенез. Физико-химические и функциональные свойства антител, классы и подклассы антител. Возрастные особенности антителогенеза. Моноклональные антитела получение, свойства, применение в лабораторной и клинической практике. Иммунологическая память. Реакции адаптивного иммунитета в противомикробном, противоопухолевом, трансплантационном иммунитете.
|
5.
|
Гормоны и
медиаторы
иммунной
системы
|
Понятие о системе гормонов и цитокинов. Общая характеристика гормонов и пептидов тимуса, костного мозга. Классификация (интерлейкины, интерфероны, колониестимулирующие факторы, факторы роста, хемокины, факторы некроза опухоли). Цитокины про- и противовоспалительной природы. Роль цитокинов Th1 и Th2 клеток в регуляции дифференцировки и репарации в норме и при патологии. Цитокины и апоптоз. Цитокинзависимая иммунопатология. Цитокины как лекарственные средства.
|
6.
|
Основы
иммуногенетки. Главный комплекс гистосовместимости
HLA
|
Определение, история вопроса. HLA система человека, организация. Понятие о генах и антигенах гистосовместимости. Роль молекул HLA в межклеточных взаимодействиях. Биологическое значение HLA системы. HLA, трансплантация, связь с болезнями. Методы идентификации генов и молекул HLA. Генетическая природа разнообразия антител и Т-клеточных рецепторов.
|
7.
|
Основы
клинической
иммунологии и
аллергологии.
|
Определение современной клинической иммунологии. Организация службы аллергологии иммунологии в России. Эпидемиология иммуноопосредованных заболеваний детского возраста. Понятие об иммунологических механизмах повреждения тканей. Понятие об иммунном статусе. Современные принципы оценки иммунного статуса. Оценка иммунного статуса ребенка: основные параметры.
Болезни иммунной системы. Иммунодефициты, классификация, основные формы. Атопические и неатопические аллергические болезни. Бронхиальная астма, аллергический ринит. Аллергодиагностика. Понятие «аллергологического марша» в детской аллегологии. Основные методы иммунотерапии в клинической иммунологии и аллергологии. Вакцинопрофилактика.
|
5. Образовательные технологии.
В процессе обучения применяются следующие образовательные технологии:
1. Лекционно-практические технологии (лекция: проблемная, консультация, программированная лекция-консультация, пресс-конференция, дискуссия, лекция-исследование, визуальная; практические занятия, «круглые столы»).
2. Сопровождение лекционно-практических занятий показом визуального материала.
3. Личностно-ориентированные технологии, игровые, диалоговые, тренинговые, компьютерные, проблемные, программированные, задачные, рефлексивные, технологии кооперативного обучения, развития критического мышления, проектирования, модерации, консультирования.
4. Использование учебно-методического программного комплекса.
5. Решение профессионально-педагогических задач в лабораторных условиях.
6. Деловые игры, моделирующие определенные профессиональные ситуации, воссоздающие в аудиторных условиях те или иные ситуации профессионально-педагогической деятельности и ставящие участников перед необходимостью оперативного решения соответствующих педагогических задач.
6. Текущий контроль успеваемости, промежуточная аттестация
6.1. Самостоятельная работа студентов.
(Приводятся виды самостоятельной работы обучающегося, порядок их выполнения
и контроля, учебно-методическое обеспечение (возможно в виде ссылок) самостоятельной работы по отдельным видам дисциплин)
6.2. Перечень вопросов и заданий к зачету (аттестации) и/или тем рефератов.
Перечень контрольных вопросов
Вопросы к зачету ежегодно обновляются и корректируются в соответствии с рабочей программой по учебной дисциплине.
-
Иммунная система: организация и функция.
-
Медиаторы иммунной системы: иммуноцитокины (интерлейкины, интерферон, туморнекротизирующий фактор, колониестимулирующий фактор и др.).
-
Межклеточная кооперация в иммуногенезе. Механизм “двойного распознавания” чужеродной антигенной информации.
-
Клонально-селекционная теория иммунитета.
-
Иммунологическая память: природа, биологическое значение.
-
Иммунологическая толерантность: природа, биологическое значение и последствия срыва иммунологической толерантности.
-
Антигены. Антигенные детерминанты. Протективные антигены. Полноценные и неполноценные антигены.
-
Антигенная структура микробов. Сероидентификация бактерий.
-
Гуморальные и клеточные факторы неспецифической защиты. Возрастные особенности.
-
Система комплемента. Классический и альтернативный пути активации. Возрастные особенности.
-
Фагоцитарная реакция, роль лизосомного аппарата фагоцитов. Критерии оценки системы фагоцитоза. Возрастные особенности фагоцитоза.
-
Гуморальный иммунный ответ: классы иммуноглобулинов, возрастная динамика, защитная функция антител при инфекции.
-
Роль секреторных иммуноглобулинов в местном иммунитете у детей и взрослых. Иммунные факторы женского грудного молока.
-
Клеточный иммунный ответ: субпопуляция Т-лимфоцитов, их значение в противовирусном, трансплантационном и противоопухолевом иммунитете. Возрастные особенности клеточного иммунитета.
-
Реакция антиген-антитело. Полные и неполные антитела.
-
Монорецепторные агглютинирующие сыворотки. Диагностикумы.
-
Реакция агглютинации и ее варианты (бактериальная РА, РНГА, коагглютинация, латекс-агглютинация).
-
Реакция гемагглютинации, торможения гемагглютинации и гемадсорбции в вирусологической практике.
-
Реакция преципитации. Преципитация в геле. Иммуноэлектрофорез.
-
Иммунолюминесцентный метод и его применение в диагностике инфекционных заболеваний.
-
Реакция связывания комплемента. Реакция иммунного гемолиза.
-
Твердофазный иммуноферментный анализ: принцип, применение для лабораторной диагностики инфекционных заболеваний.
-
Методы оценки иммунного статуса организма.
-
Особенности иммунитета и неспецифической резистентности организма при вирусных инфекциях.
-
Система интерферона: природа, роль в противовирусной защите. Применение препаратов интерферона в лечебной практике.
-
Аутоантигены. Аутоантитела. Природа аутоиммунных реакций.
-
Аутоимммунные заболевания, классификация. Гипотезы развития аутоиммунной патологии.
-
Врожденные (первичные) и приобретенные (вторичные) иммунодефициты: этиология, проявления, диагностика.
-
Гиперчувствительность замедленного типа (Т-зависимая аллергия).Кожные аллергические реакции в диагностике инфекционных болезней.
-
Гиперчувствительность немедленного типа (В-зависимая аллергия).
-
Лабораторная диагностика иммунопатологических состояний у детей и взрослых: методы, критерии оценки, интерпретация.
-
Принципы и методы профилактики, терапии и иммунокоррекции иммунопатологических заболеваний у детей и взрослых.
-
Живые вирусные вакцины. Применение в педиатрической практике.
-
Серотерапия и серопрофилактика. Предупреждение сывороточной болезни и анафилактического шока у детей.
-
Вакцинопрофилактика и вакцинотерапия.
-
Живые вакцины. Получение, требования к вакцинным штаммам, достоинства и недостатки живых вакцин.
-
Убитые (инактивированные) вакцины. Принцип получения. Химические вакцины.
-
Перечень вакцин для плановых профилактических прививок у детей. Оценка пост-вакцинального иммунитета.
ИММУНОБИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕПАРАТЫ
А. ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ПРЕПАРАТЫ:
Диагностические сыворотки, антигены, бактериофаги, аллергены
-
Монорецепторная сыворотка агглютинирующая сальмонеллезная (О).
-
Монорецепторная сыворотка агглютинирующая сальмонеллезная (Н).
-
Сухая агглютинирующая адсорбированная поливалентная сыворотка к шигеллам.
-
Сибиреязвенная сыворотка лошадиная, меченная ФИТЦ.
-
Кроличий античеловеческий глобулин, меченный ФИТЦ.
-
Гриппозные диагностические сыворотки.
-
Туляремийный диагностикум.
-
Бруцеллезный диагностикум.
-
Парагриппозный диагностикум.
-
Эритроцитарный туберкулезный диагностикум для РНГА.
-
Гонококковый антиген.
-
Препараты для серологической диагностики сифилиса - кардиолипиновый антиген, ультраозвученный трепонемный антиген, кардиолипиновый антиген для реакции микропреципитации (микрореакции).
13. Холерный монофаг Эль-Тор
14. Тулярин, бруцеллин
15. Туберкулин очищенный (PPD)
В. ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ И ЛЕЧЕБНЫЕ ПРЕПАРАТЫ
Вакцины
16. Стафилококковый анатоксин.
17. Дифтерийный анатоксин.
18. Столбнячный анатоксин.
19. Брюшнотифозная вакцина (Vi-анвак).
20. Холерная вакцина (холероген-анатоксин + О1-антиген).
21. Анатоксин дифтерийно-столбнячный (АДС и АДСм).
22. Коклюшно-дифтерийно-столбнячная вакцина (АКДС и Инфанрикс).
23. Вакцина БЦЖ.
24. Поливакцина MMRII и Приорикс (против кори, паротита и краснухи).
25. Гриппозные вакцины.
26. Полиомиелитные вакцины (ИПВ, ОПВ, Тетракокк)
27. Чумная вакцина.
28. Антирабическая вакцина культурально-клеточная.
29. Бруцеллезная профилактическая вакцина.
30. Вакцина против гепатита B (Engerix-B).
31. Вакцина против гепатита А (Havrix).
32. Бруцеллезная вакцина лечебная.
33. Герпетическая вакцина лечебная.
Лечебно-профилактические сыворотки, пробиотики, бактериофаги
34. Противодифтерийная сыворотка.
35. Противостолбнячная сыворотка и противостолбнячный донорский иммуноглобулин.
36. Препараты иммуноглобулинов: антирабический, коревой
37. Интерферон лейкоцитарный.
38. Пробиотики: бифидумбактерин, лактобактерин, бификол.
39. Дизентерийный и брюшнотифозный лечебные бактериофаги.
40. Бактериофаг стафилококковый жидкий (лечебный).
Вопросы к зачету утверждены на заседании кафедры микробиологии, вирусологии и иммунологии 24.11.11 протокол совещаний кафедры № 5.
Заведующий кафедрой микробиологии,
вирусологии и иммунологии
доцент М.С.Саидов
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.
Учебная, учебно-методическая и иные библиотечно–информационные ресурсы обеспечивают учебный процесс и гарантируют возможность качественного освоения аспирантом образовательной программы. Академия располагает библиотекой, включающей теоретическую и научно-методическую литературу по медицинским наукам, системам, образовательным технологиям высшей школы, управлению образовательными системами, научные журналы и труды конференций по всем специальностям медицинской науки.
7.1. Список учебной литературы
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Дагестанская государственная медицинская академия»
Министерства здравоохранения Российской Федерации
Кафедра Микробиологии, вирусологии и иммунологии
КАРТА ОБЕСПЕЧЕННОСТИ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ
на 2012/2013 учебный год
По дисциплине «Иммунология»
Для специальности «Лечебное дело» 060101, 65
Название
специальности
|
Курс
|
Семестр
|
Число
студентов
|
Список литературы
|
Число
экземпляров
|
ЛЕЧЕБНОЕ
ДЕЛО
|
2
|
V
|
72
|
Основная:
-
Хаитов Р. М. Иммунология: Учебник для вузов с компакт – диском. - М.: ГЭОТАР - Медиа, 2011 - 320 с.
-
Медицинская микробиология, вирусология, иммунология / Под ред. проф. В.В.Зверева. Учебник в 2 частях. - М.: М.: ГЭОТАР Медиа, 2010 – 670 с.
-
Микробиология, вирусология и иммунология: учебн. для студентов мед.ВУЗов/ Под ред. В.Н.Царева. – М.: Практическая медицина, 2013 г. – 581 с.
Дополнительная:
-
Клиническая иммунология: Учеб. пособие. / Под ред. А. М. Земскова. – М.: ГЭОТАР - Медиа, 2008 – 320 с. Рек. УМО
-
Плейфэр Дж. Наглядная иммунология. Пер. с англ. - М. – ГЭОТАР Медицина, 2000. - 95 с.
-
Клиническая иммунология: Учеб. пособие / Под ред. А. М. Земскова. – М.: ГЭОТАР - Медиа, 2006 – 320 с. Рек. УМО
-
Иммунология и аллергология / Учебник для медицинских вузов // Под ред. А.А. Воробьёва, А.С. Быкова, А.В. Караулова.– М., Практическая медицина. – 2006. – 287с.
-
Воробьёв А.А., Быков А.С. Атласа по микробиоло
гии, иммунологии и вирусологии. // Учебное пособие
УМО – М., МИА. – 2005. – 450с.
-
|
383
122
125
40
36
100
52
|
7.2. Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:
-
Консультант студента. Электронная библиотека медицинского вуза/ www.studmedlib.ru
-
Применение электронных библиографических баз данных в области теории и методики профессионального образования. Источники информации. Правила поиска научной информации. Электронные базы данных.
-
Общесистемное и прикладное программное обеспечение.
Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:
Интернет ресурсы, отвечающие тематике дисциплины, в том числе:
https://www. jmicrobiol.com
https://www. escmid.org/sites/index.asp
https://mic. sgmjournals.org/
https://dronel.genebee.msu.su/journals/ microb-r.html
https://www. rusmedserv.com/
https://www. rusmedserv.com/microbiology/
https://www. infections.ru/rus/all/mvb journals.shtml
https://rji.ru/immweb.htm
https://www.rji.ru
https://www.rji.ru/ruimmr.htm
https://www.jimmunol.org
https://immunology.ru
https://www.molbiol.ru/ project/
https://medi.ru/doc/80. htm
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины.
Кафедра располагает материально-технической базой, соответствующей действующим санитарно-техническим нормам и обеспечивающей проведение всех видов теоретической и практической подготовки, предусмотренных учебным планом аспиранта, а также эффективное выполнение диссертационной работы. Для обеспечения данной дисциплины имеются: оборудованные аудитории; технические средства обучения; аудио-, видеоаппаратура; электронная база данных для создания тематических разноуровневых тренировочных и проверочных материалов для организации фронтальной и индивидуальной работы с аспирантами; учебники, учебные пособия и рекомендации.
- Аудитория, оснащенная посадочными местами, столами, доской и мелом;
- Баннеры, схемы лабораторной диагностики, информационные стенды;
- Мультимедийный комплекс (ноутбук, проектор, экран);
- Компьютерный класс с выходом в интернет;
- Питательные среды, микроскопы, лабораторная посуда, идентификационные системы.
Материально- техническая база академии включает в себя:
№ п/п
|
Название дисциплины
|
Наименование
оборудованных учебных
кабинетов, объектов для
проведения практических
занятий с перечнем
основного оборудования
|
Фактический адрес
учебных кабинетов
и объектов
|
1.
|
Иммунология
|
Компьютер (1), принтер, сканер, телевизор.
|
|
Компьютерный класс с
выходом в Интернет, компьютеров.
|
|
интерактивная
доска, видеопроектор.
|
|
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ В РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
за _________/_________ учебный год
В рабочую программу _______________________________________________
(наименование дисциплины)
Для специальности _____________________________________________
(номер специальности)
Вносятся следующие дополнения и изменения:
Дополнения и изменения внес __________________________________________________________________
(должность, ФИО, подпись)
Рабочая программа пересмотрена и одобрена на заседании Ученого совета факультета
__________________________________________________________________
(наименование факультета)
«___» _______________ 20___ г.
Председатель Ученого совета __________________ _____________________
Обеспеченность дисциплин кафедры обязательной учебной литературой
К сожалению ситуация с обеспеченностью студентов учебной литературой (хоть и меняется в последние годы в лучшую сторону) остается все-таки сложной: новых современных источников на всех не хватает. Продолжается работа по написанию и изданию в академии собственных учебных пособий и учебника по дисциплине.
Составитель
асс., к.м.н. А.И.Алиева
Заведующий кафедрой
Доцент, к.м.н. М.С.Саидов
«___» _____________ 2013 года
Поделитесь с Вашими друзьями: |