министерство здравоохранения российской федерации
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Дагестанская государственная медицинская академия»
Кафедра нервных болезней, нейрохирургии и медицинской генетики
|
УТВЕРЖДАЮ
|
|
Проректор по учебной работе, проф.
_________________ / Маммаев С. Н./
подпись ФИО
|
|
« __ » 2014 г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«нервные болезни, нейрохирургия и медицинская генетика»
(наименование учебной дисциплины)
Направление (я) подготовки (специальность): 310503 «стоматология»
Форма обучения: очная
(очная, очно-заочная (вечерняя), заочная)
Срок освоения ООП: пять (5) лет
(нормативный срок обучения)
курс__________________4__________________________________________
семестр_____________VII ______________________________________
всего трудоёмкость (в зачётных единицах/часах) ______ _2/72_______
лекции _____________21_________________(часов)
практические (семинарские) занятия__51___(часов)
лабораторные занятия____________________ (часов)
самостоятельная работа__________18_______ (часов)
экзамен __________ _____________(семестр)
зачет ___________ VII________(семестры)
курсовая работа _____ VII__________ (семестр)
Махачкала, 2014 г.
Методические указания к разработке рабочей программы
При разработке рабочей программы учебной дисциплины в основу положены:
-
ФГОС III по направлению подготовки (специальности) стоматолгия, утвержденный Министерством образования и науки РФ « 31 » мая 2011 г. № 1975.
2) Учебный план по специальности Стоматология одобрен Ученым советом ГБОУ ВПО «ДГМА» от « » 201 г. Протокол №
Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) одобрена на заседании кафедры:
нервных болезней, нейрохирургии и медицинской генетики
от « 16 » декабря 2014 г. Протокол № _9__.
Заведующий кафедрой нервных болезней, нейрохирургии и медицинской генетики
название кафедры
_________________________ Абусуева Б. А.
подпись ФИО
Рабочая программа согласована:
1.Директор НМБ ДГМА _____________________ _________Бекеева А. В._______
подпись ФИО
2. ОУМРСиККО ____________________________ ____Загирова Н. А. ___
подпись ФИО
3. Декан стоматологического факультета __________________ _____Чудинов А. Н.__
подпись ФИО
Рабочая программа рассмотрена и утверждена на заседании Совета факультета
От «____» _________________ 20___ г. Протокол № __________.
Председатель СФ ______________________________ __________________________
подпись ФИО
Разработчики:
Заведующий кафедрой нервных болезней, нейрохирургии и медицинской генетики название кафедры
_____________________________________________ Абусуева Б. А.
подпись ФИО
Ассистент кафедры нервных болезней, нейрохирургии и медицинской генетики
название кафедры
_____________________________________________ Манышева К. Б.
подпись ФИО
Рецензенты:
Заведующий кафедрой неврологии ФПК и ппс
название кафедры
__________________________________ _______Умаханова З. Р. ____
подпись ФИО
Пояснительная записка
Болезни нервной системы, вследствие их распространенности и социальной значимости, занимают одно из ведущих мест в клинической медицине. Преподавание неврологии имеет важное значение в подготовке современного врача, так как в своей деятельности ему непременно приходится решать диагностические, лечебные и организационные вопросы ведения неврологических больных.
Неврология - наука о функциях нервной системы в норме и патологии. Она изучает анатомо-физиологическую организацию этих функций; симптомы нарушения и причины, вызывающие эти нарушения; клинические проявления различных неврологических заболеваний, способы их диагностики, виды лечения и методы профилактики.
В компетенцию невролога входит оценка деятельности всех отделов головного и спинного мозга; периферической и вегетативной нервной системы.
Головной мозг является наиболее сложно организованной частью нервной системы, осуществляет функции движений, общей чувствительности, специальных анализаторов, а также представляет собой орган психической деятельности, которая является предметом науки психологии.
Отсюда понятно, что будущему врачу необходимо знать строение головного мозга, принципы его деятельности, участие различных его структур в осуществлении психических функций. Поэтому в курсе "Неврология, нейрохирургия и медицинская генетика" значительная часть занятий отводится знакомству студентов со структурной организацией головного мозга, дается представление о методологическом подходе к изучению головного мозга как единого целого, принципах системного изучения мозговых функций, принципах выделения основных функциональных блоков мозга (приема, переработки и хранения информации, программирования двигательной активности и психической деятельности, а также ретикулокортикальных структур, объединенных в блок тонуса коры, определяющих уровень бодрствования и возможность обеспечения памяти, внимания, мышления и психической деятельности и пр. Подчеркивается важность нейропсихологических методов в топической диагностике. Обсуждается роль А.Р.Лурия, Н.П. Бехтеревой, П.К. Анохина и др. отечественных и зарубежных неврологов и нейропсихологов в развитии современной науки. Специальный раздел учебной программы посвящен ознакомлению студентов с дополнительными параклиническими методами оценки деятельности головного мозга (ЭЭГ, рентгенологические методы, нейровизуализирующие, ультразвуковые и др.).
В изучении конкретных нозологических форм предпочтение отдано неврологическим заболеваниям, которые в клинической практике встречаются чаще или являются наиболее грозными (расстройства мозгового кровообращения, опухоли головного мозга, черепно-мозговые травмы и др.).
Специально изучаются наиболее распространенные заболевания с психическими проявлениями в детском возрасте, наследственные болезни (болезнь Дауна, фенилкетонурия), гидроцефалия, детский церебральный паралич, проявляющиеся различными степенями олигофрении.
Даются представления о деменциях, особенно о болезни Альцгеймера, как наиболее распространенной и социально значимой, неврозах.
В результате изучения неврологии, нейрохирургии и медицинской генетики будущие врачи имеют возможность использовать свои знания в неврологической и нейрохирургической клинике для участия в диагностическом процессе, а также на этапах лечения и медицинской реабилитации таких больных.
Программа курса неврологии, нейрохирургии и медицинской генетики рассчитана на 72 учебных часа, включая лекции и клинико-практические занятия у постели больного.
Изучение дисциплины заканчивается написанием студенческой истории болезни, зачетом по практическим навыкам обследования неврологического больного, тестовым контролем полученных знаний, решением ситуационных задач и оценкой ответа студентов на вопросы по клинике, патогенезу, рациональному подходу к плану обследования и выбора терапии основных форм патологии нервной системы.
2. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
2.1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Цель дисциплины - освоение студентами теоретических основ и практических навыков диагностики заболеваний нервной системы и лечения неврологических больных.
При этом задачами дисциплины являются:
- обучение студентов принципам организации и работы неврологического
отделения и кабинета;
- изучение студентами этиологии, патогенеза, клиники, диагностики, принципов лечения основных заболеваний нервной системы;
- обучение студентов клиническому подходу к оценке неврологической патологии и ее влиянию на тактику врача при оказании стоматологической помощи больным;
- освоение студентами знаний методам обследования нервной системы, проведения неврологического интервью, сбора анамнеза, выявления симптомов поражения нервной системы и формирования из них синдромов, установления топического, синдромологического, этиологического диагнозов;
- обучение студентов правильной постановке предварительного диагноза и направлению пациента на обследование;
- обучение студентов правилам оформления медицинской документации и получения информированного согласия пациента на диагностические и лечебные процедуры.
2.2.1. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП СПЕЦИАЛИСТА
Дисциплина «Неврология» относится к профессиональному циклу дисциплин по специальности Стоматология высшего профессионального медицинского образования, изучается в восьмом семестре.
Основные знания, необходимые для изучения дисциплины формируются:
- в цикле гуманитарных и социально-экономических дисциплин (биоэтика; история медицины; психология, педагогика; латинский язык; иностранный язык);
- в цикле математических, естественно-научных, медико-биологических дисциплин (физика и математика; медицинская информатика; химия; биология; биохимия; биохимия полости рта; анатомия человека, анатомия головы и шеи, топографическая анатомия; гистология, эмбриология, цитология; гистология полости рта; нормальная физиология; микробиология, вирусология; микробиология полости рта; иммунология, клиническая иммунология; фармакология; патофизиология; патологическая анатомия, патанатомия головы и шеи);
- в цикле медико-профессиональных и клинических дисциплин (медицинская реабилитация; гигиена; общественное здоровье, здравоохранение, экономика здравоохранения; внутренние болезни, военно-полевая терапия, пропедевтика внутренних болезней; общая хирургия, хирургические болезни; лучевая диагностика, стоматологическая радиология; экстремальная медицина, безопасность жизнедеятельности; инфекционные болезни; эпидемиология; акушерство; педиатрия, стоматологические дисциплины).
2.2.2. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
№ п/п
|
Название
обеспечиваемых
(последующих)
Дисциплин
|
№ № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
19
|
20
|
1.
|
Хирургические болезни
|
|
|
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
|
|
|
|
|
|
|
+
|
|
|
+
|
2.
|
Факультетская хирургическая стоматология и имплантология
|
|
|
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
+
|
|
|
|
|
|
|
+
|
+
|
|
|
3.
|
Госпитальная хирургическая стоматология и ЧЛХ
|
|
|
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
+
|
|
|
|
|
|
|
|
+
|
+
|
|
4.
|
Факультетская ортопедическая стоматология
|
|
|
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
+
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5.
|
Госпитальная ортопедическая стоматология
|
|
|
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
+
|
|
|
|
|
|
|
+
|
|
|
|
6.
|
Факультетская терапевтическая стоматология
|
|
|
|
|
+
|
|
+
|
|
+
|
|
+
|
+
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7.
|
Госпитальная терапевтическая стоматология
|
|
|
|
|
+
|
|
+
|
|
+
|
|
+
|
+
|
|
|
|
|
|
|
|
+
|
8.
|
Пропедевтическая стоматология
|
|
|
|
|
+
|
|
+
|
|
+
|
|
+
|
+
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9.
|
Детская хирургическая стоматология и ЧЛХ
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
+
|
|
+
|
|
|
|
+
|
+
|
|
+
|
|
+
|
+
|
+
|
10.
|
Детская терапевтическая стоматология
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
+
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
11.
|
Челюстно-лицевая травматология
|
|
|
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
|
+
|
+
|
|
+
|
|
|
|
+
|
2.3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ)
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование у выпускника следующих компетенций:
а) общекультурными (ОК):
способен и готов использовать на практике методы гуманитарных, социальных, экономических, естественно-научных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-I);
способен к пониманию и анализу мировоззренческих, социально и личностно значимых философских проблем, основных философских категорий, логически выражает свои мысли (ОК-2);
способен использовать медицинскую терминологию, научно-медицинскую и парамедицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования, способен грамотно оформить латинскую часть рецепта (ОК-4);
способен к работе с оригинальной литературой по специальности, к письменной и устной коммуникации на государственном и иностранном языках, к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания; способен к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, восприятию инноваций, к критическому восприятию информации (ОК-7);
способен к кооперации с коллегами и работе в коллективе, организовать работу исполнителей, принимать оптимальные управленческие решения (ОК-9);
б) профессиональными (ПК):
общепрофессиональные:
способен и готов:
- провести общеклиническое обследование больного и оформить историю болезни,
- интерпретировать результаты лабораторных и инструментальных методов исследования (ПК-1);
способен и готов использовать алгоритм постановки предварительного диагноза (основного, сопутствующего, осложнений) (ПК-2);
способен и готов:
- использовать технику антропометрии, термометрии, измерения АД, подсчета ЧСС и ЧДД, измерения суточного диуреза,
- осуществлять уход за больными (ПК-3);
способен и готов:
- провести подкожные и внутримышечные инъекции
- провести венепункцию, взятие проб крови из вены и внутривенные инъекции; подготовить и заполнить инфузионную систему (ПК-6);
профилактическая деятельность
способен и готов использовать методы оценки и коррекции естественных природных, социальных и других условий жизни, осуществлять профилактические мероприятия по предупреждению инфекционных, паразитарных и неинфекционных болезней, проводить санитарно-просветительную работу по гигиеническим вопросам (ПК-10);
способен и готов формировать группы риска по стоматологическим заболеваниям с целью их профилактики (ПК-11).
способен и готов к организации проведения первичной профилактики в каждой возрастной группе (ПК-12);
способен и готов к проведению профилактических мероприятий среди населения, направленных на сохранение структуры твердых и мягких тканей полости рта (ПК-14);
диагностическая деятельность
способен и готов к интерпретации лабораторных, аппаратных и прочих результатов проведенных исследований (ПК- 17);
способен и готов выполнить основные диагностические мероприятия по выявлению неотложных и угрожающих жизни состояниях (ПК-20);
способен и готов анализировать роль социальных и биологических факторов в развитии бо
способен анализировать роль биологических факторов в развитии болезней, генотипические и фенотипические проявления наследственных болезней, генетические основы врожденных нарушений челюстно-лицевого аппарата, владеет современными методами, используемыми в изучении генетики человека, принципами медико-генетического консультирования, способен объяснить характер отклонений в ходе развития, которые могут привести к формированию различных вариантов аномалий и пороков (ПК-22);
лечебная деятельность
способен и готов осуществлять алгоритм выбора лекарственной терапии для оказания первой врачебной помощи при неотложных и угрожающих жизни состояниях (ПК-24);
способен и готов к осуществлению приемов реанимации и первой помощи при экстренных ситуациях, которые могут иметь место в стоматологической практике (ПК-35);
способен и готов применять методы лечебной физической культуры, физиотерапии и курортологии для профилактики и лечения больных, улучшения здоровья, работоспособности и хорошего самочувствия здоровых (ПК- 40);
организационно-управленческая деятельность
способен и готов управлять средним и младшим медицинским персоналом для обеспечения эффективности лечебного процесса (ПК- 42);
способен и готов решать вопросы экспертизы трудоспособности пациентов; оформлять текущую документацию, составить этапность диспансерного наблюдения, оценивать качество и эффективность диспансеризации; реализовывать госпитализацию в экстренном порядке; способен использовать формы и методы профилактики стоматологических заболеваний (ПК- 44);
научно-исследовательская деятельность
способен и готов изучать научно-медицинскую и парамедицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования (ПК- 46);
способен и готов к освоению современных теоретических и экспериментальных методов исследования в медицине (ПК- 47);
способен и готов к участию в организации работ по практическому использованию и внедрению результатов научных исследований (ПК- 48);
психолого-педагогическая деятельность
способен и готов к обучению пациентов правилам медицинского поведения; к общению и взаимодействию с обществом, коллективом, семьей, партнерами, пациентами и их родственниками, обучению пациентов гигиене полости рта (ПК- 49).
Поделитесь с Вашими друзьями: |