Методическое указание для студентов V курса стоматологического факультета



Скачать 239.5 Kb.
Дата05.05.2016
Размер239.5 Kb.
Методическое указание для студентов

V курса стоматологического факультета

к практическим занятиям по детским

болезням.



ТЕМА: Геморрагические диатезы: тромбоцитопеническая пурпура, геморрагический васкулит, гемофилия. Клинические проявления на слизистой полости рта при данной патологии и у больных с лейкозами. Неотложная терапия кровотечений в практике врача-стоматолога. Тактика стоматолога при лечении детей с геморрагическими диатезами.
Место проведения: Детская больница №

Продолжительность: 9 часов, из них 3 часа самостоятельной работы.

Цель занятия:

  1. Усвоить этиологию, патогенетические механизмы развития заболеваний, клиническую и лабораторную характеристику их, проявления на слизистой полости рта, принципы терапии и профилактики обострений.

  2. Познакомиться с тактикой стоматолога при выполнении лечения больным с геморрагическими диатезами, неотложной терапией кровотечений у больных с геморрагическими диатезами.

Студент должен уметь: В результате практического занятия студент должен научиться диагностике геморрагических диатезов с учетом различий в клинике и лабораторных исследованиях, прежде всего показателях гемостаза.

Студент должен освоить особенности проявлений заболеваний у детей, научиться выявлению этиологических факторов в их развитии и принципам терапии, профилактики; должен уметь собрать целенаправленно анамнез болезни, жизни, выделив наследственный.


Содержание самостоятельной работы:

  • Курация больных, сбор анамнеза, объективный осмотр, составление плана необходимого обследования для доказательства диагноза или исключения родственных заболеваний.

  • Постановка диагноза с учетом имеющихся к курации обследований соответственно классификации.

  • Составление плана лечения применительно к диагнозу, его фазе, тяжести, плана противорецидивных мероприятий, диспансерного наблюдения. Характеристика ближайшего и возможного отдаленного прогноза.

  • Запись результатов осмотра, обследования в учебной истории болезни курируемого больного.


Литература:

  1. «Детские болезни» под ред. Л.А.Исаевой, М., 1994

  2. А.В.Папаян, Н.П.Шабалов «Геморрагические диатезы у детей», 1982

  3. М.П.Павлова «Руководство по гематологическим болезням у детей», Минск, 1988

  4. Баркаган З.С. «Геморрагические заболевания и синдромы», М., Медицина, 1988

  5. Баркаган Л.З «Нарушение гомеостаза у детей», М., Медицина, 1993

  6. «Неотложная помощь в педиатрии» под ред. Цыбулькина Э.К., Л., Медицина, 1987

  7. Павлова М.П. «Гематологические болезни у детей», 1996

  8. Руководство по гематологии в 2-х томах. Под ред. Воробьева М., Медицина, 1985

  9. Алексеев И.А., Воронцов И.М. «Лейкозы у детей», 1988

  10. «Физикальные методы исследования здорового и больного ребенка», метод. пособие, под ред. проф. Ледяева М.Я., Волгоград, 2000

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ТЕМЕ

«ГЕМОРРАГИЧЕСКИЕ ДИАТЕЗЫ»


  1. Понятие о геморрагических диатезах.

  2. Гемостаз. Методы исследования системы гемостаза.

  3. Коагулограмма в норме.

  4. Тромбоцитопеническая пурпура. Этиология, патогенез, клиника, проявления на слизистой полости рта, клинико-лабораторная диагностика, лечение.

  5. Геморрагический васкулит. Этиология, патогенез, клиника, клинико-лабораторная диагностика, лечение.

  6. Гемофилия. Этиопатогенез, клиника, клинико-лабораторная диагностика, лечение.

  7. Клинические проявления на слизистой полости рта при геморрагических диатезах.

  8. Клинические проявления на слизистой полости рта при лейкозах, дифференциальная диагностика лейкозов с геморрагическими диатезами.

  9. Тактика стоматолога при лечении детей с геморрагическими диатезами.

  10. Неотложная терапия кровотечений в практике врача-стоматолога.

Методическое указание для студентов

V курса стоматологического факультета

к практическим занятиям по детским

болезням.



ТЕМА: Вскармливание в связи с анатомо-физиологическими особенностями органов пищеварения у детей раннего возраста. Естественное, смешанное, искусственное вскармливание. Виды и сроки введения прикорма при различных видах вскармливания. Особенности вскармливания детей со стоматологическими заболеваниями. Искусственное вскармливание и дефекты его проведения как причина патологии зубочелюстной системы. Связь недостаточной жевательной нагрузки с формированием неправильного прикуса и другой патологии зубочелюстной системы.
Место проведения: Детская больница №

Продолжительность: 4,5 часа, из них 1,5 часа самостоятельной работы.

Цель занятия:

  1. Научиться составлению правильного пищевого рациона для детей первого года жизни, находящихся на различных видах вскармливания.

  2. Освоить меры борьбы с гипогалактией или способы стимуляции лактации для матери с гиполактацией.

Задачи:

  1. Научиться при сборе анамнеза получать сведения для оценки характера питания ребенка первого года жизни, отмечая адекватность возрасту качества и количества продуктов питания, продуктов коррекции, прикорма.

  2. Освоить принципы естественного вскармливания (необходимые по возрасту объемы, кратность кормления, соответствующие продукты коррекции, правила и технику введения прикорма).

  3. Освоить принципы искусственного вскармливания (молочные продукты для этого вида вскармливания, расчет необходимых объемов, кратность кормлений, коррекция питания, сроки введения прикормов), технику кормления.

  4. Освоить принципы смешанного вскармливания, научиться расчету объема докорма (контрольное кормление со взвешиванием), кратности кормлений, технике проведения кормлений, коррекции питания, введению прикорма.

  5. Освоить расчеты питания для детей и проведение при необходимости коррекции.

  6. Научиться самостоятельному составлению меню для ребенка первого года жизни в зависимости от вида вскармливания.

  7. Освоить способы выявления гипогалактии, научиться стимуляции лактации.

Содержание самостоятельной работы:

Расчет питания, составление меню для ребенка первого года жизни, находящегося на естественном, смешанном, искусственном вскармливании. Проведение контрольного кормления со взвешиванием.


Литература:

  1. «Пропедевтика детских болезней» под ред. А.В.Мазурина, И.М.Воронцова, М., 2000

  2. «Детские болезни» под ред. Л.А.Исаевой, М., 1994

  3. И.М.Воронцов, Е.М.Фатеева «Естественное вскармливание детей, его значение и поддержка», С-Пб, 1998

  4. Ботвиньев О.К. и др. «Питание здорового и больного ребенка» Учебное пособие. М., 1996

  5. Ботвиньев О.К., Разумовская И.Н., Учебное пособие. Искусственное и смешанное вскармливание детей первого года жизни., М., 1999

  6. Ф. Сэведж Кинг «Помощь матерям в кормлении грудью», Международный Красный Крест, ВОЗ, 1995

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ТЕМЕ

«ВСКАРМЛИВАНИЕ»


  1. Анатомо-физиологические особенности органов пищеварения у детей раннего возраста.

  2. Понятие о грудном, смешанном и искусственном вскармливании детей первого года жизни.

  3. Преимущества грудного вскармливания.

  4. Состав грудного молока, его пищевая и биологическая ценность.

  5. Принципы естественного вскармливания ребенка.

  6. Противопоказания к естественному вскармливанию.

  7. Признаки достаточности молока.

  8. Характеристика и сроки введения продуктов коррекции.

  9. Понятие и характеристика прикормов, сроки и техника введения.

  10. Причины и признаки гипогалактии, способы ее выявления. Техника проведения контрольного кормления со взвешиванием.

  11. Причины и виды агалактии. Методы стимуляции лактации.

  12. Характеристика искусственных молочных смесей. Классификация смесей. Выбор смесей для искусственного вскармливания.

  13. Докорм. Расчет количества докорма, выбор вида докорма, техника его проведения.

  14. Расчет объема, выбор продукта, техника проведения искусственного вскармливания. Основные ошибки при проведении этого вида вскармливания.

  15. Потребность в основных пищевых ингредиентах при естественном, смешанном и искусственном вскармливании детей первого года жизни.

  16. Введение прикорма при смешанном и искусственном вскармливании детей первого года жизни.

  17. Принципы питания детей старше года: объемы пищи, кратность приема, предпочтительные продукты, расчет пищевых ингредиентов и калоража по возрасту, составление дневного меню.

  18. Особенности вскармливания детей со стоматологическими заболеваниями.

Методическое указание для студентов

V курса стоматологического факультета

к практическим занятиям по детским

болезням.



ТЕМА: Аномалии конституции: экссудативно-катаральный, лимфатико-гипопластический, нервно-артритический диатез.

Кроветворение и формула периферической крови у детей различного возраста. Железодефицитные анемии у детей раннего возраста: этиология, клиника, лабораторные критерии диагностики, принципы лечения. Терапевтическая тактика в подготовке к лечению стоматологических заболеваний у детей с анемией. Особенности вскармливания детей с анемией при расщелинах верхней губы и неба. Значение дефицита витаминов и микроэлементов в формировании патологии зубочелюстной системы.


Место проведения: Детская больница №

Продолжительность: 4,5 часа, из них 1,5 часа самостоятельной работы.

Цель занятия:

  1. Научиться оценивать адаптационные способности организма детей раннего возраста с выделением основных форм аномалий конституции (диатезов). Усвоить патогенетические механизмы развития, клиническую характеристику, принципы терапии аномалий конституции.

  2. Закрепление навыков оценки показателей периферической крови в возрастном аспекте.

  3. Научиться составлять план профилактических и лечебных (с расчетом дозы препаратов железа) мероприятий для детей раннего возраста с железодефицитными анемиями.

Студент должен знать: Особенности этиопатогенеза различных аномалий конституции и индивидуального подхода к ребенку, имеющему признаки диатеза. Знать основные показатели периферической крови и биохимические показатели крови у детей в возрастном аспекте. Этиологию, патогенез, предрасполагающие факторы дефицитных анемий, особенности течения и клинической картины дефицитных анемий в детском возрасте, основные показатели периферической крови и биохимические показатели крови при дефицитных анемиях. Знать основы дифференциальной диагностики и патогенетического лечения дефицитных анемий. Знать основы диспансерного наблюдения и профилактические мероприятия при дефицитных анемиях.

Студент должен уметь: Оценивать прогноз различных форм аномалий конституции и назначать мероприятия, направленные на повышение вероятности благоприятных исходов. Оценить данные анализа периферической крови у детей различного возраста. Собрать и оценить анамнез жизни и заболевания, выявить предрасполагающие факторы у ребенка с дефицитной анемией. Провести физикальное обследование больного и оценить полученные данные клинического и лабораторного исследования. Уметь диагностировать, проводить дифференциальную диагностику, составлять план лечения дефицитной анемии. Уметь назначить план профилактических мероприятий.
Содержание самостоятельной работы:

  • Курация детей раннего возраста с аномалиями конституции и дефицитными анемиями под контролем ассистента. Сбор анамнеза жизни и заболевания с фиксацией заключения по анамнезу в учебной истории болезни.

  • Клиническое обследование больного. Овладение навыками оценки клинических и биохимических анализов крови.

  • Составление плана лечебных и профилактических мероприятий с записью в учебную историю болезни.


Литература:

    1. «Пропедевтика детских болезней» под ред. А.В.Мазурина, И.М.Воронцова, М., 2000

    2. «Детские болезни» под ред. Л.А.Исаевой, М., 1994

    3. «Детские болезни» под ред. Н.П.Шабалова, С-Пб., 1993

    4. Алексеенко И.Ф., Железодефицитные состояния., М., АО «Медицинская газета», 1996

    5. «Болезни детей раннего возраста», руков. для врачей, А.А.Баранов, Р.Р.Шиляев и соавт., Москва-Иваново, 1997

    6. Коровина Н.А., Заплатников А.Л., Захарова И.Н., «Железодефицитные анемии у детей. Руководство для врачей», М., 1999

    7. «Анемии у детей», Папаян А.В., Савенкова Н.Д., С-Пб, 2002


ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ТЕМЕ

«ЖЕЛЕЗОДЕФИЦИТНЫЕ АНЕМИИ. АНОМАЛИИ КОНСТИТУЦИИ»


  1. Понятие об аномалиях конституции, диатезах, формы диатезов.

  2. Экссудативно-катаральный диатез: этиология, патогенез, клиника, принципы лечения, прогноз.

  3. Лимфатико-гипопластический диатез: этиология, патогенез, клиника, принципы лечения, прогноз.

  4. Нервно-артритический диатез: этиология, патогенез, клиника, принципы лечения, прогноз.

  5. Этапы внутриутробного кроветворения, показатели периферической крови новорожденного.

  6. Понятие о физиологической желтухе новорожденных. Физиологическая анемия.

  7. Понятие о перекрестах крови.

  8. Определение анемии. Классификация анемий. Классификация анемий по степени тяжести.

  9. Этиология железодефицитных анемий у детей раннего возраста. Группы риска по дефициту железа.

  10. Клиника железодефицитных анемий, сидеропенический синдром.

  11. Лабораторные критерии диагностики железодефицитных анемий.

  12. Принципы лечения железодефицитных анемий.

  13. Роль витаминов и микроэлементов в формировании зубочелюстной системы.

Методическое указание для студентов

V курса стоматологического факультета

к практическим занятиям по детским

болезням.



ТЕМА: Структура хронических расстройств питания у детей раннего возраста на современном этапе. Гипотрофия. Клиническая характеристика, диагностика. Принципы лечения больных с гипотрофией, профилактика.

Рахит: этиология, патогенез, клиника, классификация. Современные методы неспецифической и специфической профилактики и лечения рахита. Роль профилактики и лечения рахита в физиологическом созревании зубочелюстной системы.


Место проведения: Детская больница №

Продолжительность: 4,5 часа, из них 1,5 часа самостоятельной работы.

Цель занятия:

  1. Научиться выявлять основные клинические симптомы расстройств питания у детей раннего возраста.

  2. Научиться проводить лечение гипотрофий в зависимости от степени тяжести.

  3. Составлять план мероприятий, препятствующих развитию хронических расстройств питания у детей.

  4. Научиться диагностировать рахит в разные периоды заболевания.

  5. Уметь назначить комплексную терапию рахита.

  6. Составлять план мероприятий специфической и неспецифической профилактики рахита.

В результате проведенного занятия

Студент должен знать: Особенности физического и психомоторного развития детей раннего возраста, понятие, этиологию и патогенез, классификацию, клиническую картину гипотрофий I, II, III степени. Особенности метаболизма витамина «Д» и регуляции фосфорно-кальциевого обмена в организме; этиологию, патогенез, классификацию рахита; основные клинические, биохимические, рентгенологические критерии для постановки диагноза рахита, профилактические и лечебные дозы витамина «Д», препараты витамина «Д», методы неспецифической профилактики рахита.

Студент должен уметь:

- Овладеть методикой сбора анамнеза с уточнением пре- и постнатальных факторов риска развития дистрофий и рахита у детей раннего возраста;

- Проводить объективное обследование детей раннего возраста с оценкой физического психомоторного развития, состояния трофики тканей; выявлять в статусе больного симптомы рахита;

- Оценивать степень гипотрофии;

- Поставить клинический диагноз гипотрофии согласно классификации;

- Наметить план обследования больного с хроническим расстройством питания;

- Назначить лечение гипотрофии в зависимости от степени тяжести с учетом диетотерапии;

- Разработать рекомендации по профилактике расстройств питания у детей раннего возраста;

- Оценить биохимические анализы, рентгенологические критерии рахита;

- Сформулировать клинический диагноз рахита согласно классификации;

- Назначить неспецифическую и специфическую терапию рахита;

- Дать рекомендации по неспецифической и специфической профилактике рахита.

Содержание самостоятельной работы:


  • Сбор анамнеза, проведение физикального обследования детей раннего возраста с хроническими расстройствами питания, рахитом с интерпретацией полученных данных. Студент проводит осмотр ребенка, оценивая в первую очередь состояние кожи, степень развития подкожно-жировой клетчатки, тургор тканей, костно-мышечную систему (выявление симптомов остеомаляции, остеоидной гиперплазии, мышечной гипотонии, слабости связочного аппарата), функцию нервной, в том числе вегетативной, системы, развитие статических и моторных навыков ребенка, сроки прорезывания зубов, закрытия большого родничка.

  • Работа с номограммами по оценке физического развития, психометрическими таблицами, клиническими и биохимическими анализами крови. Формулировка заключения по анализам.

  • Обоснование клинического диагноза, формулировка его согласно классификации, назначение плана лечения и профилактики.

  • Запись результатов осмотра, обследования в учебной истории болезни курируемого больного.

Закрепляются знания дополнительным решением ситуационных задач по теме занятия.
Литература:

  1. «Пропедевтика детских болезней» под ред. А.В.Мазурина, И.М.Воронцова, М., 2000

  2. «Детские болезни» под ред. Л.А.Исаевой, М., 1995

  3. «Детские болезни» под ред. Н.П.Шабалова, С-Пб., 1993

  4. «Болезни детей раннего возраста», руков. для врачей, А.А.Баранов, Р.Р.Шиляев и соавт., Москва-Иваново, 1997

  5. Профилактика и лечение рахита у детей раннего возраста. Под ред. Лукьяновой Е.М. и др., М. МЗ СССР, 1990

  6. «Физикальные методы исследования здорового и больного ребенка», метод. пособие, под ред. проф. Ледяева М.Я., Волгоград, 2000



ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ТЕМЕ

«ГИПОТРОФИЯ. РАХИТ»


  1. Классификация хронических расстройств питания у детей раннего возраста.

  2. Понятие о гипотрофии, паратрофии, гипостатуре. Степени тяжести гипотрофии.

  3. Этиология гипотрофий у детей раннего возраста. Группы риска.

  4. Клиническая характеристика гипотрофий в зависимости от степени тяжести.

  5. Принципы лечения больных с гипотрофией. Диетотерапия. Расчет питания у ребенка раннего возраста в зависимости от степени тяжести гипотрофии.

  6. Этиология и патогенез рахита.

  7. Классификация рахита.

  8. Клиническая характеристика рахита в зависимости от периода, степени тяжести, характера течения заболевания.

  9. Диагностика рахита.

  10. Современная неспецифическая и специфическая анте- и постнатальная профилактика рахита.

  11. Лечение рахита.

  12. Роль профилактики и лечения рахита в физиологическом созревании зубочелюстной системы.

Методическое указание для студентов

V курса стоматологического факультета

к практическим занятиям по детским

болезням.



ТЕМА: Острые заболевания верхних и нижних дыхательных путей. Особенности методики исследования и семиотика заболеваний в связи с анатомо-физиологическими особенностями верхних дыхательных путей и бронхолегочной системы у детей. Нарушения носового дыхания, связь с формированием патологии зубочелюстной системы. Острый бронхит и острая пневмония: клинические, лабораторные и рентгенологические критерии диагностики, принципы лечения. Особенности бронхиальной астмы в детском возрасте. Неотложная помощь при бронхиальной астме и обструктивном бронхите.
Место проведения: Детская больница №

Продолжительность: 4,5 часа, из них 1,5 часа самостоятельной работы.

Цель занятия:

  1. Закрепить навыки исследования органов дыхания у детей.

  2. Научиться диагностировать острый бронхит и острую пневмонию у детей раннего и старшего возраста, проводить дифференциальную диагностику острой пневмонии с бронхитом.

  3. Научиться составлять план лечения острого бронхита и острой пневмонии.

  4. Научиться диагностировать бронхиальную астму в детском возрасте, проводить дифференциальную диагностику с обстуктивным синдромом при бронхитах и бронхиолитах.

В результате проведенного занятия

Студент должен знать: Функциональные и морфологические особенности дыхательной системы у детей разного возраста и связанные с ними особенности методики исследования органов дыхания и специфику возрастной патологии; этиологию острого бронхита и острой пневмонии у детей разного возраста; клинические симптомы острого бронхита и острой пневмонии; лабораторные и рентгенологические критерии диагностики острой пневмонии; особенности бронхиальной астмы в детском возрасте; неотложную помощь при приступе бронхиальной астмы и обструктивном бронхите у детей.

Студент должен уметь: Выявлять симптомы одышки, интоксикации и токсикоза; провести перкуссию и аускультацию легких, оценить полученные данные; оценить гемограмму, рентгенограмму легких; назначить этиотропную и патогенетическую терапию при острой пневмонии, бронхите; неотложную терапию при приступе бронхиальной астмы; проводить дифференциальный диагноз пневмонии с бронхитом, бронхиальной астмы с обструктивным бронхитом.
Содержание самостоятельной работы:

- Курация больных с острой пневмонией, бронхитом, бронхиальной астмой под контролем преподавателя. Сбор анамнеза с акцентом на сведения, позволяющие сделать заключение об исходной резистентности ребенка (перинатальный анамнез, характер вскармливания, перенесенные заболевания, аллергологический анамнез).

- Осмотр ребенка с оценкой наличия фебрилитета, его продолжительности; функции дыхания (цвет кожных покровов, характер дыхания и частота, втяжение уступчивых мест грудной клетки при отсутствии симптомов обструкции, характер одышки). Оценка степени дыхательной недостаточности.

- Оценка локальных симптомов (при проведении перкуссии легких – выявление укорочения звука, коробочный оттенок звука, при аускультации – ослабление дыхания в месте укорочения перкуторного звука, наличие постоянных мелкопузырчатых хрипов в зоне укорочения, сухих свистящих хрипов). Выявление симптомов токсикоза (гипертермия, нарушение состояния ЦНС, сердечно-сосудистой системы, симптомы гипоксии, парез кишечника).

- Оценка гемограммы, чтение и интерпретация рентгенограмм легких.

- Составление заключения по диагнозу на основании данных объективного обследования, результатов лабораторных и рентгенологических данных в соответствии с классификацией; проведение дифференциальной диагностики.

- Составление плана лечения для курируемого больного.

- Запись результатов осмотра, обследования в учебной истории болезни курируемого больного.


Литература:

  1. «Пропедевтика детских болезней» под ред. А.В.Мазурина, И.М.Воронцова, М., 2000

  2. «Детские болезни» под ред. Л.А.Исаевой, М., 1994

  3. «Детские болезни» под ред. Н.П.Шабалова, С-Пб., 1993

  4. Аллергические болезни у детей. Руководство для врачей. Под ред. Студеникина М.Я., Балаболкина И.И., М., Медицина, 1998

  5. Балаболкин И.И., Стратегия терапии и профилактики бронхиальной астмы у детей. Педиатрия, 1998, 4, 92-96 с.

  6. Таточенко В.К, Федоров А.М. «Острые пневмонии у детей», 1995

  7. «Пневмонии у детей» под ред. Коганова С.Ю., Вельтищева Ю.Е., М., Медицина, 1995

  8. Таточенко В.К., Рачинский С.В. «Болезни легких у детей», 1996

  9. «Функциональные методы исследования бронхиальной проходимости у детей» под ред. Ширяевой И.С., 1990

  10. Потемкина А.М. «Диагностика и лечение аллергических заболеваний у детей»,1991

  11. Рачинский С.В., Волков И.К., Таточенко В.К., Артамонов Р.Г., Альвеолиты и обструктивные бронхиты у детей, М. «Медицинская газета», 1996, 190 с.

  12. Таточенко В.К., Антибиотико- и химиотерапия инфекций у детей. Справочник., М., 1996

  13. «Неотложная помощь в педиатрии» под ред. Цыбулькина Э.К., Л., Медицина, 1987

  14. «Физикальные методы исследования здорового и больного ребенка», метод. пособие, под ред. проф. Ледяева М.Я., Волгоград, 2000



ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ТЕМЕ

«ОСТРЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ ВЕРХНИХ И НИЖНИХ ДЫХАТЕЛЬНЫХ ПУТЕЙ»


  1. Анатомо-физиологические особенности органов дыхания у детей, связь с патологией.

  2. Особенности методики исследования в связи с анатомо-физиологическими особенностями верхних дыхательных путей и бронхолегочной системы у детей.

  3. Нарушения носового дыхания, связь с формированием патологии зубочелюстной системы.

  4. Этиология острого бронхита и острой пневмонии у детей.

  5. Классификация бронхитов и пневмонии у детей.

  6. Клиника острой пневмонии у ребенка раннего и старшего возраста.

  7. Дыхательная недостаточность у детей: определение, классификация, степени.

  8. Критерии диагностики острого бронхита и острой пневмонии.

  9. Принципы лечения острого бронхита и острой пневмонии. Рациональный выбор антибиотикотерапии.

  10. Бронхиальная астма в детском возрасте: этиология, классификация, клиника.

  11. Понятие об обструктивном бронхите, клиника.

  12. Неотложная помощь при приступе бронхиальной астмы и обструктивном бронхите.

Методическое указание для студентов

V курса стоматологического факультета

к практическим занятиям по детским

болезням.



ТЕМА: Патология сердечно-сосудистой системы у детей. Особенности методики исследования и семиотика нарушений в связи с анатомо-физиологическими особенностями системы кровообращения у детей. Ревматизм и неревматические поражения сердца: клиника, принципы лечения, профилактика. Врожденные пороки сердца (ДМЖП, ДМПП, ОАП, коарктация аорты, тетрада Фалло), сочетание с аномалиями зубочелюстной системы. Неотложная терапия одышечно-цианотического приступа, пароксизмальной тахикардии.
Место проведения: Детская больница №

Продолжительность: 4,5 часа, из них 1,5 часа самостоятельной работы.

Цель занятия:

  1. Научиться правильно анализировать данные анамнеза, клинической картины, дополнительных методов исследования для постановки полного развернутого диагноза ревматизма с последующим составлением плана лечения, профилактики и диспансеризации курируемого больного с фиксацией данных в учебной истории болезни.

  2. Научиться выявлять основные клинические симптомы и синдромы неревматических кардитов, врожденных пороков сердца, оценивать и интерпретировать применительно к больному результаты дополнительных методов обследования, функциональных проб.

  3. Научиться проводить дифференциальный диагноз неревматических кардитов с другими приобретенными и врожденными поражениями сердца у детей, назначать терапию неревматических кардитов и врожденных пороков сердца согласно схемам на различных этапах лечения (неотложная терапия, стационарное лечение, показания к кардиохирургическому лечению, реабилитация).

  4. Определять тактику врача-стоматолога в диспансерном наблюдении детей с приобретенными и врожденными поражениями сердца.

В результате проведенного занятия



Студент должен знать:

Анатомо-физиологические особенности органов кровообращения у детей в возрастном аспекте, этиологию, патогенез, классификации неревматических кардитов и врожденных пороков сердца, клинические симптомы и синдромы неревматических кардитов и наиболее часто встречающихся врожденных пороков сердца, особенности результатов инструментальных методов обследования, характерных для кардитов и различных врожденных пороков сердца. Этиологию, патогенез, факторы, предрасполагающие к возникновению ревматизма, особенности течения, клинической картины ревматизма на современном этапе, основные и дополнительные критерии диагностики ревматизма у детей, классификацию его. Знать основы дифференциальной диагностики между приобретенными и наиболее часто встречающимися врожденными пороками сердца у детей, с другими неревматическими поражениями сердца, суставов, кожи, нервной системы. Знать основы патогенетической терапии, профилактики и диспансеризации ревматизма у детей. Знать мероприятия неотложной помощи при одышечно-цианотическом приступе и приступе пароксизмальной тахикардии.


Студент должен уметь:

- Овладеть методикой сбора анамнеза у детей с патологией сердечно-сосудистой системы, в том числе с неревматическими кардитами, врожденными пороками сердца, особенно выделяя перинатальный анамнез у больных с врожденной патологией. Уметь выявить предрасполагающие факторы у ребенка с ревматизмом;

- Проводить объективное обследование детей с патологией сердечно-сосудистой системы, различными типами и тяжестью недостаточности кровообращения;

- Интерпретировать данные ЭКГ, ФКГ, Эхо-КГ, рентгенографии сердца в 3-х проекциях, общего анализа крови, биохимических исследований крови, функциональных проб;

- Уметь проводить дифференциальный диагноз и поставить развернутый клинический диагноз неревматических кардитов и кардита при ревматическом поражении сердца, приобретенных и врожденных пороков сердца;

- Наметить план обследования больного с конкретным установленным диагнозом;

- Назначить терапию больному с установленным диагнозом на различных этапах лечения;

- Наметить план диспансерного наблюдения врачом-стоматологом детей с неревматическими кардитами и врожденными пороками сердца, составить план диспансерного наблюдения для больного с ревматизмом с учетом закаливающих мероприятий, санации полости рта, хронического тонзиллита.


Содержание самостоятельной работы:

  • Курация больных под контролем ассистента: сбор анамнеза, проведение физикального обследования с интерпретацией полученных данных, использованием функциональных проб для оценки деятельности сердечно-сосудистой системы.

  • Анализ и заключение по результатам параклинического обследования.

  • Проведение дифференциального диагноза, обоснование клинического диагноза, формулировка его согласно классификациям.

  • Назначение плана лечения и диспансеризации.

  • Запись результатов осмотра, обследования в учебной истории болезни курируемого больного.

Литература:



    1. «Пропедевтика детских болезней» под ред. А.В.Мазурина, И.М.Воронцова, М., 2000

    2. «Детские болезни» под ред. Л.А.Исаевой, М., 1994

    3. «Детские болезни» под ред. Н.П.Шабалова, С-Пб., 1993

    4. «Болезни сердца и сосудов у детей» - Руков. для врачей, Белоконь Н.А., Кубергер М.Б., М., 1987

    5. «Неревматические кардиты у детей», Белоконь Н.А., 1986

    6. «Врожденные пороки сердца», Белоконь Н.А., Подзолков В.П., М., Медицина, 1990

    7. «Клиническая ревматология», Насонова В.А., Астапенко М.Г., М., Медицина, 1989

    8. Справочник по ревматологии. Под ред. Акад. РАМН Насоновой В.А., М., Медицина, 1995

    9. Методические указания «Физикальные методы исследования здорового и больного ребенка», под ред. проф. Ледяева М.Я., Волгоград, 2000

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ТЕМЕ

«ПАТОЛОГИЯ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ У ДЕТЕЙ»


  1. Анатомо-физиологические особенности органов кровообращения у детей в возрастном аспекте.

  2. Кровообращение плода. Изменение гемодинамики в неонатальном периоде.

  3. Особенности методики исследования органов кровообращения в раннем возрасте.

  4. Этиология, патогенез, классификация неревматических кардитов.

  5. Клинические симптомы и синдромы неревматических кардитов, особенности результатов инструментальных методов обследования.

  6. Принципы лечения и профилактики неревматических кардитов.

  7. Дефект межжелудочковой перегородки.

  8. Дефект межпредсердной перегородки.

  9. Открытый артериальный проток.

  10. Коарктация аорты.

  11. Тетрада Фалло.

  12. Сочетание врожденных пороков сердца с аномалиями зубочелюстной системы.

  13. Неотложная терапия одышечно-цианотического приступа.

  14. Неотложная терапия приступа пароксизмальной тахикардии.

  15. Этиология, патогенез, факторы, предрасполагающие к возникновению ревматизма.

  16. Особенности течения, клинической картины ревматизма на современном этапе.

  17. Основные и дополнительные критерии диагностики ревматизма у детей.

  18. Классификация ревматизма.

  19. Дифференциальная диагностика ревматизма с неревматическими поражениями сердца, суставов, кожи, нервной системы.

  20. Принципы лечения ревматизма.

  21. Первичная, вторичная и текущая профилактика ревматизма.

  22. Диспансеризация больных с ревматизмом.

Методическое указание для студентов

V курса стоматологического факультета

к практическим занятиям по детским

болезням.



ТЕМА: Заболевания почек у детей: пиелонефрит, гломерулонефрит. Современные методы диагностики, лечения, профилактики данной патологии. Роль стоматолога при диспансеризации детей с заболеваниями почек.
Место проведения: Детская больница №

Продолжительность: 4,5 часа, из них 1,5 часа самостоятельной работы.

Цель занятия:

  1. Научиться выявлять основные клинические симптомы и синдромы пиелонефрита и гломерулонефрита у детей;

  2. Научиться оценивать и интерпретировать применительно к больному результаты дополнительных методов исследования, включая функциональные пробы;

  3. Научиться проводить лечение острого и хронического первичного или вторичного пиелонефрита, назначать терапию острых и хронических гломерулонефритов;

  4. Освоить основные вопросы диспансеризации детей с пиелонефритом и гломерулонефритом, включая санацию полости рта в различные периоды заболеваний.

В результате проведенного занятия

Студент должен знать:

Анатомо-физиологические особенности органов мочевыделения в возрастном аспекте; этиологию, патогенез, классификацию пиелонефрита, понятие о первичном и вторичном пиелонефрите у детей, особенности клинической симптоматики пиелонефрита у детей различного возраста, результаты лабораторных и инструментальных методов обследования, характеризующих пиелонефрит; этиологию, патогенез, классификацию гломерулонефрита, клинические симптомы и синдромы гломерулонефрита, особенности лабораторных и инструментальных методов обследования, характерных для гломерулонефрита.



Студент должен уметь:

- Овладеть методикой сбора анамнеза, объективного обследования детей с заболеваниями почек;

- Интерпретировать результаты общего анализа мочи, анализа на суточную и селективную протеинурию, посева мочи на флору, проб по Нечипоренко, Каковскому-Аддису, качественную лейкоцитурию, результаты функциональных проб (Реберга, по Зимницкому), биохимического исследования крови, электролитного состава крови, радиоизотопных и рентгеноурологических методов обследования;

- Поставить клинический диагноз пиелонефрита и гломерулонефрита согласно классификации;

- Наметить дальнейший план обследования больного;

- Назначить терапию больному в зависимости от формы и характера течения пиелонефрита и гломерулонефрита, с учетом диетотерапии и водной нагрузки;

- Наметить план диспансерного наблюдения ребенка с заболеванием почек.
Содержание самостоятельной работы:


  • Сбор анамнеза, проведение физикального обследования больного с интерпретацией полученных данных;

  • Анализ и заключение по результатам параклинического обследования с оценкой функционального состояния почек;

  • Обоснование клинического диагноза пиелонефрита, гломерулонефрита, формулировка его согласно классификации;

  • Составление плана обследования, плана лечения и диспансеризации для курируемого больного с обоснованием тактики стоматологической помощи детям с различными формами и периодами гломерулонефрита;

  • Запись результатов осмотра, обследования в учебной истории болезни курируемого больного.

Литература:



  1. «Пропедевтика детских болезней» под ред. А.В.Мазурина, И.М.Воронцова, М., 2000

  2. «Детские болезни» под ред. Л.А.Исаевой, М., 1995

  3. «Детские болезни» под ред. Н.П.Шабалова, С-Пб., 1993

  4. «Детская нефрология» - рук-во для врачей, Игнатова М.С., Вельтищев Ю.Е., Л., 1989

  5. Коровина Н.А., Мумладзе Э.Б., Гаврюшова Л.П., Формуляр диагностики и лечения пиелонефрита у детей., М., 1999

  6. Папаян А.В., Савенкова Н.Д., Клиническая нефрология детского возраста., С-Пб, 1997

  7. «Физикальные методы исследования здорового и больного ребенка», метод. пособие, под ред. проф. Ледяева М.Я., Волгоград, 2000

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ТЕМЕ

«ЗАБОЛЕВАНИЯ ПОЧЕК У ДЕТЕЙ»


  1. Анатомо-физиологические особенности органов мочевыделения у детей.

  2. Этиология, патогенез пиелонефрита.

  3. Классификация пиелонефрита.

  4. Понятие о первичном и вторичном пиелонефрите у детей.

  5. Особенности клинической картины пиелонефрита у детей различного возраста.

  6. Результаты лабораторных и инструментальных методов обследования, характеризующих пиелонефрит. Понятие о диагностическом титре.

  7. Определение степени активности пиелонефрита.

  8. Современные методы лечения пиелонефрита. Выбор антибактериальной терапии.

  9. Диспансеризация детей с пиелонефритом.

  10. Этиология, патогенез гломерулонефрита.

  11. Классификация гломерулонефрита.

  12. Клинические симптомы и синдромы различных форм гломерулонефрита.

  13. Результаты лабораторных методов обследования, характеризующих различные формы гломерулонефрита.

  14. Современные методы лечения гломерулонефрита. Понятие о базисной терапии гломерулонефрита.

  15. Диетотерапия и питьевой режим при гломерулонефрите.

  16. Схемы лечения гломерулонефрита в зависимости от клинического варианта.

  17. Диспансеризация детей с гломерулонефритом.

  18. Роль стоматолога при диспансеризации детей с заболеваниями почек.

Методическое указание для студентов

V курса стоматологического факультета

к практическим занятиям по детским

болезням.



ТЕМА: Знакомство со структурой детской больницы, схемой истории болезни, сбором анамнеза у детей.

Закономерности нарастания массы и роста в различные возрастные периоды.


Место проведения: Детская больница №

Продолжительность: 4,5 часа, из них 1,5 часа самостоятельной работы.

Цель занятия:

  1. Изучить структуру детской больницы, работу её основных подразделений, условия организации приема больных детей, их транспортировки в отделение.

  2. Освоить сбор анамнеза жизни у детей, особенности сбора анамнеза детей раннего возраста.

  3. Научиться оценивать физическое развитие ребенка в различные возрастные периоды, выявлять факторы, влияющие на рост и развитие детей.

В результате проведенного занятия



Студент должен знать:

Устройство детских ЛПУ и их подразделений, особенности приема больного ребенка в детскую больницу; законы роста и развития детей во внеутробном и внутриутробном периодах, динамику нарастания массы и роста в различные возрастные периоды, изменение с возрастом пропорций детского тела.


Студент должен уметь:

- Собрать анамнез у детей различного возраста;

- Провести полное антропометрическое измерение ребенка различного возраста;

- Сравнить полученные у конкретного больного данные антропометрии с возрастными показателями здоровых детей по таблицам и формулам, дать заключение о физическом развитии ребенка;

- Выявить причины отклонений в физическом развитии ребенка.
Содержание самостоятельной работы:


  • Сбор анамнеза с разделением на выявляемые жалобы, анамнез болезни и анамнез жизни, в котором выделяют биологический (с акцентом на перинатальный у детей раннего возраста), социально-бытовой, аллергологический, наследственный анамнезы.

  • Проведение антропометрических измерений у курируемого больного с определением массо-ростового индекса Фатеевой, индекса Чулицкой у детей до 3-х лет, индекса Эрисмана детям всех возрастов, Филиппинского теста, сравнение полученных данных со средневозрастными стандартами по сигмальным и центильным таблицам.

Методическое обеспечение: Схема истории болезни, сантиметровые ленты, весы, ростомеры, таблицы для оценки физического развития детей.
Литература:

  1. «Пропедевтика детских болезней» под ред. А.В.Мазурина, И.М.Воронцова, М., 2000

  2. «Детские болезни» под ред. Л.А.Исаевой, М., 1994

  3. Альбицкий В.Ю., Баранов А.А., Учебное пособие. Новые организационные формы медицинского обслуживания детей., Нижний Новгород, 1993

  4. «Физикальные методы исследования здорового и больного ребенка. Методическое пособие.» Под ред. проф. Ледяева М.Я., Волгоград, 2000

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ТЕМЕ

«СТРУКТУРА ДЕТСКОЙ БОЛЬНИЦЫ. ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ»


  1. Структура детской больницы.

  2. Схема истории болезни.

  3. Методика сбора анамнеза у детей различного возраста.

  4. Особенности сбора анамнеза жизни у детей.

  5. Перинатальный анамнез у детей раннего возраста.

  6. Понятие о физическом развитии.

  7. Факторы, влияющие на физическое развитие ребенка.

  8. Законы нарастания массы и длины тела с возрастом.

  9. Изменение пропорций тела с возрастом.

  10. Понятие об акселерации.

  11. Понятие о гипотрофии, гипостатуре, паратрофии.

  12. Степени гипотрофии, паратрофии, ожирения.

  13. Техника антропометрии.

  14. Индексы Чулицкой и Эрисмана.

  15. Методики оценки физического развития.

  16. Формулы для расчета длины и массы тела у ребенка до года и старше года.

Методическое указание для студентов

V курса стоматологического факультета

к практическим занятиям по детским

болезням.



ТЕМА: Хронические заболевания верхних отделов органов пищеварения у детей. Современные методы диагностики данной патологии. Особенности клиники, лечение, профилактика. Изменение слизистой оболочки полости рта при хроническом гастрите и язвенной болезни.
Место проведения: Детская больница №

Продолжительность: 4,5 часа, из них 1,5 часа самостоятельной работы.

Цель занятия:

  1. Научиться клинической диагностике неинфекционных заболеваний желудочно-кишечного тракта у детей.

  2. Научиться оценивать функциональные исследования при хронических заболеваниях желудка и кишечника.

  3. Научиться составлять план обследования и лечения, план диспансеризации и реабилитации при заболеваниях верхних отделов органов пищеварения у детей.

  4. Научиться методам профилактики заболеваний желудочно-кишечного тракта у детей.

В результате проведенного занятия



Студент должен знать:

- Этиологию заболеваний полости рта, заболеваний желудка и кишечника у детей;

- Патогенез данной патологии;

- Клиническую диагностику заболеваний полости рта, желудка и кишечника у детей;

- Современные методы исследования при заболеваниях желудка и кишечника.
Студент должен уметь:

- Собрать анамнез заболевания с учетом режима, характера питания, стрессовых воздействий, предшествующих заболеваний, уметь собрать наследственный анамнез.

- Дифференцированно оценить жалобы больного;

- Провести клиническое обследование желудочно-кишечного тракта;

- Оценить характер стула у ребенка различного возраста;

- Оценить результаты лабораторных и инструментальных методов исследования желудочно-кишечного тракта (копрограмма, результаты желудочного и дуоденального зондирования, данные УЗИ и рентгеновской диагностики, ФГС и RRS;

- Назначить терапию при обострении заболевания, на этапе реабилитации;

- Составить план диспансерного наблюдения.


Самостоятельная работа студента:

Студент курирует больного под контролем ассистента, самостоятельно собирает анамнез жизни, дополнительно у матери или по истории болезни уточняет наследственный анамнез, обращает внимание на возможные стрессовые ситуации у больного, на перенесенные ранее заболевания, особенно желудочно-кишечного тракта, в том числе и инфекционные, наличие аллергии, ранее выявляемого паразитоза.

Студент выясняет жалобы больного, проводит осмотр ребенка, делая акцент на состоянии ЖКТ. Со стороны других органов и систем обращает внимание на состояние кожи и слизистых оболочек, симптомы вегето-сосудистой дистонии.

На основании проведенного обследования студент выдвигает рабочую гипотезу по диагнозу, оценив данные лабораторного и инструментального обследования, обосновывает окончательный диагноз, составляя план обследования, лечения и диспансеризации для курируемого больного с обоснованием тактики стоматологической помощи.



Студент записывает результаты осмотра, обследования в учебной истории болезни курируемого больного.
Литература:

  1. «Пропедевтика детских болезней» под ред. А.В.Мазурина, И.М.Воронцова, М., 2000

  2. «Детские болезни» под ред. Л.А.Исаевой, М., 1994

  3. «Детские болезни» под ред. Н.П.Шабалова, С-Пб., 1993

  4. Справочник по детской гастроэнтерологии. Под ред. проф. Запруднова А.М., М., Медицина, 1995

  5. Григорьев П.Я., Яковенко Э.П., Диагностика и лечение болезней органов пищеварения., М., Медицина, 1996

  6. Заболевания органов пищеварения у детей. Под ред. акад. РАМН Баранова А.А., проф. Климанской Е.В. и Римарчук Г.В., М., 1996

  7. Филимонов Р.М. «Подростковая гастроэнтерология», 1990

  8. Радбиль О.С. «Фармакотерапия в детской гастроэнтерологии», 1991

  9. «Физикальные методы исследования здорового и больного ребенка», метод. пособие, под ред. проф. Ледяева М.Я., Волгоград, 2000

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ТЕМЕ

«ХРОНИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ ВЕРХНИХ ОТДЕЛОВ ОРГАНОВ ПИЩЕВАРЕНИЯ У ДЕТЕЙ»


  1. Анатомо-физиологические особенности органов пищеварения у детей в возрастном аспекте.

  2. Заболевания полости рта у детей: грибковые поражения полости рта.

  3. Заболевания полости рта у детей: острый герпетический стоматит.

  4. Изменения слизистой оболочки полости рта при других инфекционных и неинфекционных заболеваниях.

  5. Современные методы диагностики заболеваний верхних отделов органов пищеварения у детей.

  6. Функциональные методы исследования ЖКТ (желудочное и дуоденальное зондирование).

  7. Копрологические синдромы.

  8. Этиопатогенез хронического гастрита и язвенной болезни.

  9. Клинические особенности хронического гастрита и язвенной болезни.

  10. Современные принципы лечения хронического гастрита и язвенной болезни.

  11. Роль стоматолога в профилактике заболеваний желудочно-кишечного тракта у детей.

Каталог: depts
depts -> Общий анализ крови (трактовка результатов исследований, выполненных на гематологических анализаторах)
depts -> Методическая разработка к практическому занятию для студентов
depts -> Занятие. Иммунограмма в клинической практике
depts -> Категория обучающихся
depts -> Методическая разработка к практическому занятию для студентов по специальностям
depts -> Кафедра гигиены
depts -> Общая врачебная практика (семейная медицина)
depts -> Рабочая учебная программа последипломного обучения врачей вид обучения (условное обозначение, код) Ординатура

Скачать 239.5 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




©zodomed.ru 2024


    Главная страница