Методическое указание для студентов
V курса стоматологического факультета
к практическим занятиям по детским
болезням.
ТЕМА: Геморрагические диатезы: тромбоцитопеническая пурпура, геморрагический васкулит, гемофилия. Клинические проявления на слизистой полости рта при данной патологии и у больных с лейкозами. Неотложная терапия кровотечений в практике врача-стоматолога. Тактика стоматолога при лечении детей с геморрагическими диатезами.
Место проведения: Детская больница №
Продолжительность: 9 часов, из них 3 часа самостоятельной работы.
Цель занятия:
-
Усвоить этиологию, патогенетические механизмы развития заболеваний, клиническую и лабораторную характеристику их, проявления на слизистой полости рта, принципы терапии и профилактики обострений.
-
Познакомиться с тактикой стоматолога при выполнении лечения больным с геморрагическими диатезами, неотложной терапией кровотечений у больных с геморрагическими диатезами.
Студент должен уметь: В результате практического занятия студент должен научиться диагностике геморрагических диатезов с учетом различий в клинике и лабораторных исследованиях, прежде всего показателях гемостаза.
Студент должен освоить особенности проявлений заболеваний у детей, научиться выявлению этиологических факторов в их развитии и принципам терапии, профилактики; должен уметь собрать целенаправленно анамнез болезни, жизни, выделив наследственный.
Содержание самостоятельной работы:
-
Курация больных, сбор анамнеза, объективный осмотр, составление плана необходимого обследования для доказательства диагноза или исключения родственных заболеваний.
-
Постановка диагноза с учетом имеющихся к курации обследований соответственно классификации.
-
Составление плана лечения применительно к диагнозу, его фазе, тяжести, плана противорецидивных мероприятий, диспансерного наблюдения. Характеристика ближайшего и возможного отдаленного прогноза.
-
Запись результатов осмотра, обследования в учебной истории болезни курируемого больного.
Литература:
-
«Детские болезни» под ред. Л.А.Исаевой, М., 1994
-
А.В.Папаян, Н.П.Шабалов «Геморрагические диатезы у детей», 1982
-
М.П.Павлова «Руководство по гематологическим болезням у детей», Минск, 1988
-
Баркаган З.С. «Геморрагические заболевания и синдромы», М., Медицина, 1988
-
Баркаган Л.З «Нарушение гомеостаза у детей», М., Медицина, 1993
-
«Неотложная помощь в педиатрии» под ред. Цыбулькина Э.К., Л., Медицина, 1987
-
Павлова М.П. «Гематологические болезни у детей», 1996
-
Руководство по гематологии в 2-х томах. Под ред. Воробьева М., Медицина, 1985
-
Алексеев И.А., Воронцов И.М. «Лейкозы у детей», 1988
-
«Физикальные методы исследования здорового и больного ребенка», метод. пособие, под ред. проф. Ледяева М.Я., Волгоград, 2000
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ТЕМЕ
«ГЕМОРРАГИЧЕСКИЕ ДИАТЕЗЫ»
-
Понятие о геморрагических диатезах.
-
Гемостаз. Методы исследования системы гемостаза.
-
Коагулограмма в норме.
-
Тромбоцитопеническая пурпура. Этиология, патогенез, клиника, проявления на слизистой полости рта, клинико-лабораторная диагностика, лечение.
-
Геморрагический васкулит. Этиология, патогенез, клиника, клинико-лабораторная диагностика, лечение.
-
Гемофилия. Этиопатогенез, клиника, клинико-лабораторная диагностика, лечение.
-
Клинические проявления на слизистой полости рта при геморрагических диатезах.
-
Клинические проявления на слизистой полости рта при лейкозах, дифференциальная диагностика лейкозов с геморрагическими диатезами.
-
Тактика стоматолога при лечении детей с геморрагическими диатезами.
-
Неотложная терапия кровотечений в практике врача-стоматолога.
Методическое указание для студентов
V курса стоматологического факультета
к практическим занятиям по детским
болезням.
ТЕМА: Вскармливание в связи с анатомо-физиологическими особенностями органов пищеварения у детей раннего возраста. Естественное, смешанное, искусственное вскармливание. Виды и сроки введения прикорма при различных видах вскармливания. Особенности вскармливания детей со стоматологическими заболеваниями. Искусственное вскармливание и дефекты его проведения как причина патологии зубочелюстной системы. Связь недостаточной жевательной нагрузки с формированием неправильного прикуса и другой патологии зубочелюстной системы.
Место проведения: Детская больница №
Продолжительность: 4,5 часа, из них 1,5 часа самостоятельной работы.
Цель занятия:
-
Научиться составлению правильного пищевого рациона для детей первого года жизни, находящихся на различных видах вскармливания.
-
Освоить меры борьбы с гипогалактией или способы стимуляции лактации для матери с гиполактацией.
Задачи:
-
Научиться при сборе анамнеза получать сведения для оценки характера питания ребенка первого года жизни, отмечая адекватность возрасту качества и количества продуктов питания, продуктов коррекции, прикорма.
-
Освоить принципы естественного вскармливания (необходимые по возрасту объемы, кратность кормления, соответствующие продукты коррекции, правила и технику введения прикорма).
-
Освоить принципы искусственного вскармливания (молочные продукты для этого вида вскармливания, расчет необходимых объемов, кратность кормлений, коррекция питания, сроки введения прикормов), технику кормления.
-
Освоить принципы смешанного вскармливания, научиться расчету объема докорма (контрольное кормление со взвешиванием), кратности кормлений, технике проведения кормлений, коррекции питания, введению прикорма.
-
Освоить расчеты питания для детей и проведение при необходимости коррекции.
-
Научиться самостоятельному составлению меню для ребенка первого года жизни в зависимости от вида вскармливания.
-
Освоить способы выявления гипогалактии, научиться стимуляции лактации.
Содержание самостоятельной работы:
Расчет питания, составление меню для ребенка первого года жизни, находящегося на естественном, смешанном, искусственном вскармливании. Проведение контрольного кормления со взвешиванием.
Литература:
-
«Пропедевтика детских болезней» под ред. А.В.Мазурина, И.М.Воронцова, М., 2000
-
«Детские болезни» под ред. Л.А.Исаевой, М., 1994
-
И.М.Воронцов, Е.М.Фатеева «Естественное вскармливание детей, его значение и поддержка», С-Пб, 1998
-
Ботвиньев О.К. и др. «Питание здорового и больного ребенка» Учебное пособие. М., 1996
-
Ботвиньев О.К., Разумовская И.Н., Учебное пособие. Искусственное и смешанное вскармливание детей первого года жизни., М., 1999
-
Ф. Сэведж Кинг «Помощь матерям в кормлении грудью», Международный Красный Крест, ВОЗ, 1995
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ТЕМЕ
«ВСКАРМЛИВАНИЕ»
-
Анатомо-физиологические особенности органов пищеварения у детей раннего возраста.
-
Понятие о грудном, смешанном и искусственном вскармливании детей первого года жизни.
-
Преимущества грудного вскармливания.
-
Состав грудного молока, его пищевая и биологическая ценность.
-
Принципы естественного вскармливания ребенка.
-
Противопоказания к естественному вскармливанию.
-
Признаки достаточности молока.
-
Характеристика и сроки введения продуктов коррекции.
-
Понятие и характеристика прикормов, сроки и техника введения.
-
Причины и признаки гипогалактии, способы ее выявления. Техника проведения контрольного кормления со взвешиванием.
-
Причины и виды агалактии. Методы стимуляции лактации.
-
Характеристика искусственных молочных смесей. Классификация смесей. Выбор смесей для искусственного вскармливания.
-
Докорм. Расчет количества докорма, выбор вида докорма, техника его проведения.
-
Расчет объема, выбор продукта, техника проведения искусственного вскармливания. Основные ошибки при проведении этого вида вскармливания.
-
Потребность в основных пищевых ингредиентах при естественном, смешанном и искусственном вскармливании детей первого года жизни.
-
Введение прикорма при смешанном и искусственном вскармливании детей первого года жизни.
-
Принципы питания детей старше года: объемы пищи, кратность приема, предпочтительные продукты, расчет пищевых ингредиентов и калоража по возрасту, составление дневного меню.
-
Особенности вскармливания детей со стоматологическими заболеваниями.
Методическое указание для студентов
V курса стоматологического факультета
к практическим занятиям по детским
болезням.
ТЕМА: Аномалии конституции: экссудативно-катаральный, лимфатико-гипопластический, нервно-артритический диатез.
Кроветворение и формула периферической крови у детей различного возраста. Железодефицитные анемии у детей раннего возраста: этиология, клиника, лабораторные критерии диагностики, принципы лечения. Терапевтическая тактика в подготовке к лечению стоматологических заболеваний у детей с анемией. Особенности вскармливания детей с анемией при расщелинах верхней губы и неба. Значение дефицита витаминов и микроэлементов в формировании патологии зубочелюстной системы.
Место проведения: Детская больница №
Продолжительность: 4,5 часа, из них 1,5 часа самостоятельной работы.
Цель занятия:
-
Научиться оценивать адаптационные способности организма детей раннего возраста с выделением основных форм аномалий конституции (диатезов). Усвоить патогенетические механизмы развития, клиническую характеристику, принципы терапии аномалий конституции.
-
Закрепление навыков оценки показателей периферической крови в возрастном аспекте.
-
Научиться составлять план профилактических и лечебных (с расчетом дозы препаратов железа) мероприятий для детей раннего возраста с железодефицитными анемиями.
Студент должен знать: Особенности этиопатогенеза различных аномалий конституции и индивидуального подхода к ребенку, имеющему признаки диатеза. Знать основные показатели периферической крови и биохимические показатели крови у детей в возрастном аспекте. Этиологию, патогенез, предрасполагающие факторы дефицитных анемий, особенности течения и клинической картины дефицитных анемий в детском возрасте, основные показатели периферической крови и биохимические показатели крови при дефицитных анемиях. Знать основы дифференциальной диагностики и патогенетического лечения дефицитных анемий. Знать основы диспансерного наблюдения и профилактические мероприятия при дефицитных анемиях.
Студент должен уметь: Оценивать прогноз различных форм аномалий конституции и назначать мероприятия, направленные на повышение вероятности благоприятных исходов. Оценить данные анализа периферической крови у детей различного возраста. Собрать и оценить анамнез жизни и заболевания, выявить предрасполагающие факторы у ребенка с дефицитной анемией. Провести физикальное обследование больного и оценить полученные данные клинического и лабораторного исследования. Уметь диагностировать, проводить дифференциальную диагностику, составлять план лечения дефицитной анемии. Уметь назначить план профилактических мероприятий.
Содержание самостоятельной работы:
-
Курация детей раннего возраста с аномалиями конституции и дефицитными анемиями под контролем ассистента. Сбор анамнеза жизни и заболевания с фиксацией заключения по анамнезу в учебной истории болезни.
-
Клиническое обследование больного. Овладение навыками оценки клинических и биохимических анализов крови.
-
Составление плана лечебных и профилактических мероприятий с записью в учебную историю болезни.
Литература:
-
«Пропедевтика детских болезней» под ред. А.В.Мазурина, И.М.Воронцова, М., 2000
-
«Детские болезни» под ред. Л.А.Исаевой, М., 1994
-
«Детские болезни» под ред. Н.П.Шабалова, С-Пб., 1993
-
Алексеенко И.Ф., Железодефицитные состояния., М., АО «Медицинская газета», 1996
-
«Болезни детей раннего возраста», руков. для врачей, А.А.Баранов, Р.Р.Шиляев и соавт., Москва-Иваново, 1997
-
Коровина Н.А., Заплатников А.Л., Захарова И.Н., «Железодефицитные анемии у детей. Руководство для врачей», М., 1999
-
«Анемии у детей», Папаян А.В., Савенкова Н.Д., С-Пб, 2002
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ТЕМЕ
«ЖЕЛЕЗОДЕФИЦИТНЫЕ АНЕМИИ. АНОМАЛИИ КОНСТИТУЦИИ»
-
Понятие об аномалиях конституции, диатезах, формы диатезов.
-
Экссудативно-катаральный диатез: этиология, патогенез, клиника, принципы лечения, прогноз.
-
Лимфатико-гипопластический диатез: этиология, патогенез, клиника, принципы лечения, прогноз.
-
Нервно-артритический диатез: этиология, патогенез, клиника, принципы лечения, прогноз.
-
Этапы внутриутробного кроветворения, показатели периферической крови новорожденного.
-
Понятие о физиологической желтухе новорожденных. Физиологическая анемия.
-
Понятие о перекрестах крови.
-
Определение анемии. Классификация анемий. Классификация анемий по степени тяжести.
-
Этиология железодефицитных анемий у детей раннего возраста. Группы риска по дефициту железа.
-
Клиника железодефицитных анемий, сидеропенический синдром.
-
Лабораторные критерии диагностики железодефицитных анемий.
-
Принципы лечения железодефицитных анемий.
-
Роль витаминов и микроэлементов в формировании зубочелюстной системы.
Методическое указание для студентов
V курса стоматологического факультета
к практическим занятиям по детским
болезням.
ТЕМА: Структура хронических расстройств питания у детей раннего возраста на современном этапе. Гипотрофия. Клиническая характеристика, диагностика. Принципы лечения больных с гипотрофией, профилактика.
Рахит: этиология, патогенез, клиника, классификация. Современные методы неспецифической и специфической профилактики и лечения рахита. Роль профилактики и лечения рахита в физиологическом созревании зубочелюстной системы.
Место проведения: Детская больница №
Продолжительность: 4,5 часа, из них 1,5 часа самостоятельной работы.
Цель занятия:
-
Научиться выявлять основные клинические симптомы расстройств питания у детей раннего возраста.
-
Научиться проводить лечение гипотрофий в зависимости от степени тяжести.
-
Составлять план мероприятий, препятствующих развитию хронических расстройств питания у детей.
-
Научиться диагностировать рахит в разные периоды заболевания.
-
Уметь назначить комплексную терапию рахита.
-
Составлять план мероприятий специфической и неспецифической профилактики рахита.
В результате проведенного занятия
Студент должен знать: Особенности физического и психомоторного развития детей раннего возраста, понятие, этиологию и патогенез, классификацию, клиническую картину гипотрофий I, II, III степени. Особенности метаболизма витамина «Д» и регуляции фосфорно-кальциевого обмена в организме; этиологию, патогенез, классификацию рахита; основные клинические, биохимические, рентгенологические критерии для постановки диагноза рахита, профилактические и лечебные дозы витамина «Д», препараты витамина «Д», методы неспецифической профилактики рахита.
Студент должен уметь:
- Овладеть методикой сбора анамнеза с уточнением пре- и постнатальных факторов риска развития дистрофий и рахита у детей раннего возраста;
- Проводить объективное обследование детей раннего возраста с оценкой физического психомоторного развития, состояния трофики тканей; выявлять в статусе больного симптомы рахита;
- Оценивать степень гипотрофии;
- Поставить клинический диагноз гипотрофии согласно классификации;
- Наметить план обследования больного с хроническим расстройством питания;
- Назначить лечение гипотрофии в зависимости от степени тяжести с учетом диетотерапии;
- Разработать рекомендации по профилактике расстройств питания у детей раннего возраста;
- Оценить биохимические анализы, рентгенологические критерии рахита;
- Сформулировать клинический диагноз рахита согласно классификации;
- Назначить неспецифическую и специфическую терапию рахита;
- Дать рекомендации по неспецифической и специфической профилактике рахита.
Содержание самостоятельной работы:
-
Сбор анамнеза, проведение физикального обследования детей раннего возраста с хроническими расстройствами питания, рахитом с интерпретацией полученных данных. Студент проводит осмотр ребенка, оценивая в первую очередь состояние кожи, степень развития подкожно-жировой клетчатки, тургор тканей, костно-мышечную систему (выявление симптомов остеомаляции, остеоидной гиперплазии, мышечной гипотонии, слабости связочного аппарата), функцию нервной, в том числе вегетативной, системы, развитие статических и моторных навыков ребенка, сроки прорезывания зубов, закрытия большого родничка.
-
Работа с номограммами по оценке физического развития, психометрическими таблицами, клиническими и биохимическими анализами крови. Формулировка заключения по анализам.
-
Обоснование клинического диагноза, формулировка его согласно классификации, назначение плана лечения и профилактики.
-
Запись результатов осмотра, обследования в учебной истории болезни курируемого больного.
Закрепляются знания дополнительным решением ситуационных задач по теме занятия.
Литература:
-
«Пропедевтика детских болезней» под ред. А.В.Мазурина, И.М.Воронцова, М., 2000
-
«Детские болезни» под ред. Л.А.Исаевой, М., 1995
-
«Детские болезни» под ред. Н.П.Шабалова, С-Пб., 1993
-
«Болезни детей раннего возраста», руков. для врачей, А.А.Баранов, Р.Р.Шиляев и соавт., Москва-Иваново, 1997
-
Профилактика и лечение рахита у детей раннего возраста. Под ред. Лукьяновой Е.М. и др., М. МЗ СССР, 1990
-
«Физикальные методы исследования здорового и больного ребенка», метод. пособие, под ред. проф. Ледяева М.Я., Волгоград, 2000
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ТЕМЕ
«ГИПОТРОФИЯ. РАХИТ»
-
Классификация хронических расстройств питания у детей раннего возраста.
-
Понятие о гипотрофии, паратрофии, гипостатуре. Степени тяжести гипотрофии.
-
Этиология гипотрофий у детей раннего возраста. Группы риска.
-
Клиническая характеристика гипотрофий в зависимости от степени тяжести.
-
Принципы лечения больных с гипотрофией. Диетотерапия. Расчет питания у ребенка раннего возраста в зависимости от степени тяжести гипотрофии.
-
Этиология и патогенез рахита.
-
Классификация рахита.
-
Клиническая характеристика рахита в зависимости от периода, степени тяжести, характера течения заболевания.
-
Диагностика рахита.
-
Современная неспецифическая и специфическая анте- и постнатальная профилактика рахита.
-
Лечение рахита.
-
Роль профилактики и лечения рахита в физиологическом созревании зубочелюстной системы.
Методическое указание для студентов
V курса стоматологического факультета
к практическим занятиям по детским
болезням.
ТЕМА: Острые заболевания верхних и нижних дыхательных путей. Особенности методики исследования и семиотика заболеваний в связи с анатомо-физиологическими особенностями верхних дыхательных путей и бронхолегочной системы у детей. Нарушения носового дыхания, связь с формированием патологии зубочелюстной системы. Острый бронхит и острая пневмония: клинические, лабораторные и рентгенологические критерии диагностики, принципы лечения. Особенности бронхиальной астмы в детском возрасте. Неотложная помощь при бронхиальной астме и обструктивном бронхите.
Место проведения: Детская больница №
Продолжительность: 4,5 часа, из них 1,5 часа самостоятельной работы.
Цель занятия:
-
Закрепить навыки исследования органов дыхания у детей.
-
Научиться диагностировать острый бронхит и острую пневмонию у детей раннего и старшего возраста, проводить дифференциальную диагностику острой пневмонии с бронхитом.
-
Научиться составлять план лечения острого бронхита и острой пневмонии.
-
Научиться диагностировать бронхиальную астму в детском возрасте, проводить дифференциальную диагностику с обстуктивным синдромом при бронхитах и бронхиолитах.
В результате проведенного занятия
Студент должен знать: Функциональные и морфологические особенности дыхательной системы у детей разного возраста и связанные с ними особенности методики исследования органов дыхания и специфику возрастной патологии; этиологию острого бронхита и острой пневмонии у детей разного возраста; клинические симптомы острого бронхита и острой пневмонии; лабораторные и рентгенологические критерии диагностики острой пневмонии; особенности бронхиальной астмы в детском возрасте; неотложную помощь при приступе бронхиальной астмы и обструктивном бронхите у детей.
Студент должен уметь: Выявлять симптомы одышки, интоксикации и токсикоза; провести перкуссию и аускультацию легких, оценить полученные данные; оценить гемограмму, рентгенограмму легких; назначить этиотропную и патогенетическую терапию при острой пневмонии, бронхите; неотложную терапию при приступе бронхиальной астмы; проводить дифференциальный диагноз пневмонии с бронхитом, бронхиальной астмы с обструктивным бронхитом.
Содержание самостоятельной работы:
- Курация больных с острой пневмонией, бронхитом, бронхиальной астмой под контролем преподавателя. Сбор анамнеза с акцентом на сведения, позволяющие сделать заключение об исходной резистентности ребенка (перинатальный анамнез, характер вскармливания, перенесенные заболевания, аллергологический анамнез).
- Осмотр ребенка с оценкой наличия фебрилитета, его продолжительности; функции дыхания (цвет кожных покровов, характер дыхания и частота, втяжение уступчивых мест грудной клетки при отсутствии симптомов обструкции, характер одышки). Оценка степени дыхательной недостаточности.
- Оценка локальных симптомов (при проведении перкуссии легких – выявление укорочения звука, коробочный оттенок звука, при аускультации – ослабление дыхания в месте укорочения перкуторного звука, наличие постоянных мелкопузырчатых хрипов в зоне укорочения, сухих свистящих хрипов). Выявление симптомов токсикоза (гипертермия, нарушение состояния ЦНС, сердечно-сосудистой системы, симптомы гипоксии, парез кишечника).
- Оценка гемограммы, чтение и интерпретация рентгенограмм легких.
- Составление заключения по диагнозу на основании данных объективного обследования, результатов лабораторных и рентгенологических данных в соответствии с классификацией; проведение дифференциальной диагностики.
- Составление плана лечения для курируемого больного.
- Запись результатов осмотра, обследования в учебной истории болезни курируемого больного.
Литература:
-
«Пропедевтика детских болезней» под ред. А.В.Мазурина, И.М.Воронцова, М., 2000
-
«Детские болезни» под ред. Л.А.Исаевой, М., 1994
-
«Детские болезни» под ред. Н.П.Шабалова, С-Пб., 1993
-
Аллергические болезни у детей. Руководство для врачей. Под ред. Студеникина М.Я., Балаболкина И.И., М., Медицина, 1998
-
Балаболкин И.И., Стратегия терапии и профилактики бронхиальной астмы у детей. Педиатрия, 1998, 4, 92-96 с.
-
Таточенко В.К, Федоров А.М. «Острые пневмонии у детей», 1995
-
«Пневмонии у детей» под ред. Коганова С.Ю., Вельтищева Ю.Е., М., Медицина, 1995
-
Таточенко В.К., Рачинский С.В. «Болезни легких у детей», 1996
-
«Функциональные методы исследования бронхиальной проходимости у детей» под ред. Ширяевой И.С., 1990
-
Потемкина А.М. «Диагностика и лечение аллергических заболеваний у детей»,1991
-
Рачинский С.В., Волков И.К., Таточенко В.К., Артамонов Р.Г., Альвеолиты и обструктивные бронхиты у детей, М. «Медицинская газета», 1996, 190 с.
-
Таточенко В.К., Антибиотико- и химиотерапия инфекций у детей. Справочник., М., 1996
-
«Неотложная помощь в педиатрии» под ред. Цыбулькина Э.К., Л., Медицина, 1987
-
«Физикальные методы исследования здорового и больного ребенка», метод. пособие, под ред. проф. Ледяева М.Я., Волгоград, 2000
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ТЕМЕ
«ОСТРЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ ВЕРХНИХ И НИЖНИХ ДЫХАТЕЛЬНЫХ ПУТЕЙ»
-
Анатомо-физиологические особенности органов дыхания у детей, связь с патологией.
-
Особенности методики исследования в связи с анатомо-физиологическими особенностями верхних дыхательных путей и бронхолегочной системы у детей.
-
Нарушения носового дыхания, связь с формированием патологии зубочелюстной системы.
-
Этиология острого бронхита и острой пневмонии у детей.
-
Классификация бронхитов и пневмонии у детей.
-
Клиника острой пневмонии у ребенка раннего и старшего возраста.
-
Дыхательная недостаточность у детей: определение, классификация, степени.
-
Критерии диагностики острого бронхита и острой пневмонии.
-
Принципы лечения острого бронхита и острой пневмонии. Рациональный выбор антибиотикотерапии.
-
Бронхиальная астма в детском возрасте: этиология, классификация, клиника.
-
Понятие об обструктивном бронхите, клиника.
-
Неотложная помощь при приступе бронхиальной астмы и обструктивном бронхите.
Методическое указание для студентов
V курса стоматологического факультета
к практическим занятиям по детским
болезням.
ТЕМА: Патология сердечно-сосудистой системы у детей. Особенности методики исследования и семиотика нарушений в связи с анатомо-физиологическими особенностями системы кровообращения у детей. Ревматизм и неревматические поражения сердца: клиника, принципы лечения, профилактика. Врожденные пороки сердца (ДМЖП, ДМПП, ОАП, коарктация аорты, тетрада Фалло), сочетание с аномалиями зубочелюстной системы. Неотложная терапия одышечно-цианотического приступа, пароксизмальной тахикардии.
Место проведения: Детская больница №
Продолжительность: 4,5 часа, из них 1,5 часа самостоятельной работы.
Цель занятия:
-
Научиться правильно анализировать данные анамнеза, клинической картины, дополнительных методов исследования для постановки полного развернутого диагноза ревматизма с последующим составлением плана лечения, профилактики и диспансеризации курируемого больного с фиксацией данных в учебной истории болезни.
-
Научиться выявлять основные клинические симптомы и синдромы неревматических кардитов, врожденных пороков сердца, оценивать и интерпретировать применительно к больному результаты дополнительных методов обследования, функциональных проб.
-
Научиться проводить дифференциальный диагноз неревматических кардитов с другими приобретенными и врожденными поражениями сердца у детей, назначать терапию неревматических кардитов и врожденных пороков сердца согласно схемам на различных этапах лечения (неотложная терапия, стационарное лечение, показания к кардиохирургическому лечению, реабилитация).
-
Определять тактику врача-стоматолога в диспансерном наблюдении детей с приобретенными и врожденными поражениями сердца.
В результате проведенного занятия
Студент должен знать:
Анатомо-физиологические особенности органов кровообращения у детей в возрастном аспекте, этиологию, патогенез, классификации неревматических кардитов и врожденных пороков сердца, клинические симптомы и синдромы неревматических кардитов и наиболее часто встречающихся врожденных пороков сердца, особенности результатов инструментальных методов обследования, характерных для кардитов и различных врожденных пороков сердца. Этиологию, патогенез, факторы, предрасполагающие к возникновению ревматизма, особенности течения, клинической картины ревматизма на современном этапе, основные и дополнительные критерии диагностики ревматизма у детей, классификацию его. Знать основы дифференциальной диагностики между приобретенными и наиболее часто встречающимися врожденными пороками сердца у детей, с другими неревматическими поражениями сердца, суставов, кожи, нервной системы. Знать основы патогенетической терапии, профилактики и диспансеризации ревматизма у детей. Знать мероприятия неотложной помощи при одышечно-цианотическом приступе и приступе пароксизмальной тахикардии.
Студент должен уметь:
- Овладеть методикой сбора анамнеза у детей с патологией сердечно-сосудистой системы, в том числе с неревматическими кардитами, врожденными пороками сердца, особенно выделяя перинатальный анамнез у больных с врожденной патологией. Уметь выявить предрасполагающие факторы у ребенка с ревматизмом;
- Проводить объективное обследование детей с патологией сердечно-сосудистой системы, различными типами и тяжестью недостаточности кровообращения;
- Интерпретировать данные ЭКГ, ФКГ, Эхо-КГ, рентгенографии сердца в 3-х проекциях, общего анализа крови, биохимических исследований крови, функциональных проб;
- Уметь проводить дифференциальный диагноз и поставить развернутый клинический диагноз неревматических кардитов и кардита при ревматическом поражении сердца, приобретенных и врожденных пороков сердца;
- Наметить план обследования больного с конкретным установленным диагнозом;
- Назначить терапию больному с установленным диагнозом на различных этапах лечения;
- Наметить план диспансерного наблюдения врачом-стоматологом детей с неревматическими кардитами и врожденными пороками сердца, составить план диспансерного наблюдения для больного с ревматизмом с учетом закаливающих мероприятий, санации полости рта, хронического тонзиллита.
Содержание самостоятельной работы:
-
Курация больных под контролем ассистента: сбор анамнеза, проведение физикального обследования с интерпретацией полученных данных, использованием функциональных проб для оценки деятельности сердечно-сосудистой системы.
-
Анализ и заключение по результатам параклинического обследования.
-
Проведение дифференциального диагноза, обоснование клинического диагноза, формулировка его согласно классификациям.
-
Назначение плана лечения и диспансеризации.
-
Запись результатов осмотра, обследования в учебной истории болезни курируемого больного.
Литература:
-
«Пропедевтика детских болезней» под ред. А.В.Мазурина, И.М.Воронцова, М., 2000
-
«Детские болезни» под ред. Л.А.Исаевой, М., 1994
-
«Детские болезни» под ред. Н.П.Шабалова, С-Пб., 1993
-
«Болезни сердца и сосудов у детей» - Руков. для врачей, Белоконь Н.А., Кубергер М.Б., М., 1987
-
«Неревматические кардиты у детей», Белоконь Н.А., 1986
-
«Врожденные пороки сердца», Белоконь Н.А., Подзолков В.П., М., Медицина, 1990
-
«Клиническая ревматология», Насонова В.А., Астапенко М.Г., М., Медицина, 1989
-
Справочник по ревматологии. Под ред. Акад. РАМН Насоновой В.А., М., Медицина, 1995
-
Методические указания «Физикальные методы исследования здорового и больного ребенка», под ред. проф. Ледяева М.Я., Волгоград, 2000
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ТЕМЕ
«ПАТОЛОГИЯ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ У ДЕТЕЙ»
-
Анатомо-физиологические особенности органов кровообращения у детей в возрастном аспекте.
-
Кровообращение плода. Изменение гемодинамики в неонатальном периоде.
-
Особенности методики исследования органов кровообращения в раннем возрасте.
-
Этиология, патогенез, классификация неревматических кардитов.
-
Клинические симптомы и синдромы неревматических кардитов, особенности результатов инструментальных методов обследования.
-
Принципы лечения и профилактики неревматических кардитов.
-
Дефект межжелудочковой перегородки.
-
Дефект межпредсердной перегородки.
-
Открытый артериальный проток.
-
Коарктация аорты.
-
Тетрада Фалло.
-
Сочетание врожденных пороков сердца с аномалиями зубочелюстной системы.
-
Неотложная терапия одышечно-цианотического приступа.
-
Неотложная терапия приступа пароксизмальной тахикардии.
-
Этиология, патогенез, факторы, предрасполагающие к возникновению ревматизма.
-
Особенности течения, клинической картины ревматизма на современном этапе.
-
Основные и дополнительные критерии диагностики ревматизма у детей.
-
Классификация ревматизма.
-
Дифференциальная диагностика ревматизма с неревматическими поражениями сердца, суставов, кожи, нервной системы.
-
Принципы лечения ревматизма.
-
Первичная, вторичная и текущая профилактика ревматизма.
-
Диспансеризация больных с ревматизмом.
Методическое указание для студентов
V курса стоматологического факультета
к практическим занятиям по детским
болезням.
ТЕМА: Заболевания почек у детей: пиелонефрит, гломерулонефрит. Современные методы диагностики, лечения, профилактики данной патологии. Роль стоматолога при диспансеризации детей с заболеваниями почек.
Место проведения: Детская больница №
Продолжительность: 4,5 часа, из них 1,5 часа самостоятельной работы.
Цель занятия:
-
Научиться выявлять основные клинические симптомы и синдромы пиелонефрита и гломерулонефрита у детей;
-
Научиться оценивать и интерпретировать применительно к больному результаты дополнительных методов исследования, включая функциональные пробы;
-
Научиться проводить лечение острого и хронического первичного или вторичного пиелонефрита, назначать терапию острых и хронических гломерулонефритов;
-
Освоить основные вопросы диспансеризации детей с пиелонефритом и гломерулонефритом, включая санацию полости рта в различные периоды заболеваний.
В результате проведенного занятия
Студент должен знать:
Анатомо-физиологические особенности органов мочевыделения в возрастном аспекте; этиологию, патогенез, классификацию пиелонефрита, понятие о первичном и вторичном пиелонефрите у детей, особенности клинической симптоматики пиелонефрита у детей различного возраста, результаты лабораторных и инструментальных методов обследования, характеризующих пиелонефрит; этиологию, патогенез, классификацию гломерулонефрита, клинические симптомы и синдромы гломерулонефрита, особенности лабораторных и инструментальных методов обследования, характерных для гломерулонефрита.
Студент должен уметь:
- Овладеть методикой сбора анамнеза, объективного обследования детей с заболеваниями почек;
- Интерпретировать результаты общего анализа мочи, анализа на суточную и селективную протеинурию, посева мочи на флору, проб по Нечипоренко, Каковскому-Аддису, качественную лейкоцитурию, результаты функциональных проб (Реберга, по Зимницкому), биохимического исследования крови, электролитного состава крови, радиоизотопных и рентгеноурологических методов обследования;
- Поставить клинический диагноз пиелонефрита и гломерулонефрита согласно классификации;
- Наметить дальнейший план обследования больного;
- Назначить терапию больному в зависимости от формы и характера течения пиелонефрита и гломерулонефрита, с учетом диетотерапии и водной нагрузки;
- Наметить план диспансерного наблюдения ребенка с заболеванием почек.
Содержание самостоятельной работы:
-
Сбор анамнеза, проведение физикального обследования больного с интерпретацией полученных данных;
-
Анализ и заключение по результатам параклинического обследования с оценкой функционального состояния почек;
-
Обоснование клинического диагноза пиелонефрита, гломерулонефрита, формулировка его согласно классификации;
-
Составление плана обследования, плана лечения и диспансеризации для курируемого больного с обоснованием тактики стоматологической помощи детям с различными формами и периодами гломерулонефрита;
-
Запись результатов осмотра, обследования в учебной истории болезни курируемого больного.
Литература:
-
«Пропедевтика детских болезней» под ред. А.В.Мазурина, И.М.Воронцова, М., 2000
-
«Детские болезни» под ред. Л.А.Исаевой, М., 1995
-
«Детские болезни» под ред. Н.П.Шабалова, С-Пб., 1993
-
«Детская нефрология» - рук-во для врачей, Игнатова М.С., Вельтищев Ю.Е., Л., 1989
-
Коровина Н.А., Мумладзе Э.Б., Гаврюшова Л.П., Формуляр диагностики и лечения пиелонефрита у детей., М., 1999
-
Папаян А.В., Савенкова Н.Д., Клиническая нефрология детского возраста., С-Пб, 1997
-
«Физикальные методы исследования здорового и больного ребенка», метод. пособие, под ред. проф. Ледяева М.Я., Волгоград, 2000
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ТЕМЕ
«ЗАБОЛЕВАНИЯ ПОЧЕК У ДЕТЕЙ»
-
Анатомо-физиологические особенности органов мочевыделения у детей.
-
Этиология, патогенез пиелонефрита.
-
Классификация пиелонефрита.
-
Понятие о первичном и вторичном пиелонефрите у детей.
-
Особенности клинической картины пиелонефрита у детей различного возраста.
-
Результаты лабораторных и инструментальных методов обследования, характеризующих пиелонефрит. Понятие о диагностическом титре.
-
Определение степени активности пиелонефрита.
-
Современные методы лечения пиелонефрита. Выбор антибактериальной терапии.
-
Диспансеризация детей с пиелонефритом.
-
Этиология, патогенез гломерулонефрита.
-
Классификация гломерулонефрита.
-
Клинические симптомы и синдромы различных форм гломерулонефрита.
-
Результаты лабораторных методов обследования, характеризующих различные формы гломерулонефрита.
-
Современные методы лечения гломерулонефрита. Понятие о базисной терапии гломерулонефрита.
-
Диетотерапия и питьевой режим при гломерулонефрите.
-
Схемы лечения гломерулонефрита в зависимости от клинического варианта.
-
Диспансеризация детей с гломерулонефритом.
-
Роль стоматолога при диспансеризации детей с заболеваниями почек.
Методическое указание для студентов
V курса стоматологического факультета
к практическим занятиям по детским
болезням.
ТЕМА: Знакомство со структурой детской больницы, схемой истории болезни, сбором анамнеза у детей.
Закономерности нарастания массы и роста в различные возрастные периоды.
Место проведения: Детская больница №
Продолжительность: 4,5 часа, из них 1,5 часа самостоятельной работы.
Цель занятия:
-
Изучить структуру детской больницы, работу её основных подразделений, условия организации приема больных детей, их транспортировки в отделение.
-
Освоить сбор анамнеза жизни у детей, особенности сбора анамнеза детей раннего возраста.
-
Научиться оценивать физическое развитие ребенка в различные возрастные периоды, выявлять факторы, влияющие на рост и развитие детей.
В результате проведенного занятия
Студент должен знать:
Устройство детских ЛПУ и их подразделений, особенности приема больного ребенка в детскую больницу; законы роста и развития детей во внеутробном и внутриутробном периодах, динамику нарастания массы и роста в различные возрастные периоды, изменение с возрастом пропорций детского тела.
Студент должен уметь:
- Собрать анамнез у детей различного возраста;
- Провести полное антропометрическое измерение ребенка различного возраста;
- Сравнить полученные у конкретного больного данные антропометрии с возрастными показателями здоровых детей по таблицам и формулам, дать заключение о физическом развитии ребенка;
- Выявить причины отклонений в физическом развитии ребенка.
Содержание самостоятельной работы:
-
Сбор анамнеза с разделением на выявляемые жалобы, анамнез болезни и анамнез жизни, в котором выделяют биологический (с акцентом на перинатальный у детей раннего возраста), социально-бытовой, аллергологический, наследственный анамнезы.
-
Проведение антропометрических измерений у курируемого больного с определением массо-ростового индекса Фатеевой, индекса Чулицкой у детей до 3-х лет, индекса Эрисмана детям всех возрастов, Филиппинского теста, сравнение полученных данных со средневозрастными стандартами по сигмальным и центильным таблицам.
Методическое обеспечение: Схема истории болезни, сантиметровые ленты, весы, ростомеры, таблицы для оценки физического развития детей.
Литература:
-
«Пропедевтика детских болезней» под ред. А.В.Мазурина, И.М.Воронцова, М., 2000
-
«Детские болезни» под ред. Л.А.Исаевой, М., 1994
-
Альбицкий В.Ю., Баранов А.А., Учебное пособие. Новые организационные формы медицинского обслуживания детей., Нижний Новгород, 1993
-
«Физикальные методы исследования здорового и больного ребенка. Методическое пособие.» Под ред. проф. Ледяева М.Я., Волгоград, 2000
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ТЕМЕ
«СТРУКТУРА ДЕТСКОЙ БОЛЬНИЦЫ. ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ»
-
Структура детской больницы.
-
Схема истории болезни.
-
Методика сбора анамнеза у детей различного возраста.
-
Особенности сбора анамнеза жизни у детей.
-
Перинатальный анамнез у детей раннего возраста.
-
Понятие о физическом развитии.
-
Факторы, влияющие на физическое развитие ребенка.
-
Законы нарастания массы и длины тела с возрастом.
-
Изменение пропорций тела с возрастом.
-
Понятие об акселерации.
-
Понятие о гипотрофии, гипостатуре, паратрофии.
-
Степени гипотрофии, паратрофии, ожирения.
-
Техника антропометрии.
-
Индексы Чулицкой и Эрисмана.
-
Методики оценки физического развития.
-
Формулы для расчета длины и массы тела у ребенка до года и старше года.
Методическое указание для студентов
V курса стоматологического факультета
к практическим занятиям по детским
болезням.
ТЕМА: Хронические заболевания верхних отделов органов пищеварения у детей. Современные методы диагностики данной патологии. Особенности клиники, лечение, профилактика. Изменение слизистой оболочки полости рта при хроническом гастрите и язвенной болезни.
Место проведения: Детская больница №
Продолжительность: 4,5 часа, из них 1,5 часа самостоятельной работы.
Цель занятия:
-
Научиться клинической диагностике неинфекционных заболеваний желудочно-кишечного тракта у детей.
-
Научиться оценивать функциональные исследования при хронических заболеваниях желудка и кишечника.
-
Научиться составлять план обследования и лечения, план диспансеризации и реабилитации при заболеваниях верхних отделов органов пищеварения у детей.
-
Научиться методам профилактики заболеваний желудочно-кишечного тракта у детей.
В результате проведенного занятия
Студент должен знать:
- Этиологию заболеваний полости рта, заболеваний желудка и кишечника у детей;
- Патогенез данной патологии;
- Клиническую диагностику заболеваний полости рта, желудка и кишечника у детей;
- Современные методы исследования при заболеваниях желудка и кишечника.
Студент должен уметь:
- Собрать анамнез заболевания с учетом режима, характера питания, стрессовых воздействий, предшествующих заболеваний, уметь собрать наследственный анамнез.
- Дифференцированно оценить жалобы больного;
- Провести клиническое обследование желудочно-кишечного тракта;
- Оценить характер стула у ребенка различного возраста;
- Оценить результаты лабораторных и инструментальных методов исследования желудочно-кишечного тракта (копрограмма, результаты желудочного и дуоденального зондирования, данные УЗИ и рентгеновской диагностики, ФГС и RRS;
- Назначить терапию при обострении заболевания, на этапе реабилитации;
- Составить план диспансерного наблюдения.
Самостоятельная работа студента:
Студент курирует больного под контролем ассистента, самостоятельно собирает анамнез жизни, дополнительно у матери или по истории болезни уточняет наследственный анамнез, обращает внимание на возможные стрессовые ситуации у больного, на перенесенные ранее заболевания, особенно желудочно-кишечного тракта, в том числе и инфекционные, наличие аллергии, ранее выявляемого паразитоза.
Студент выясняет жалобы больного, проводит осмотр ребенка, делая акцент на состоянии ЖКТ. Со стороны других органов и систем обращает внимание на состояние кожи и слизистых оболочек, симптомы вегето-сосудистой дистонии.
На основании проведенного обследования студент выдвигает рабочую гипотезу по диагнозу, оценив данные лабораторного и инструментального обследования, обосновывает окончательный диагноз, составляя план обследования, лечения и диспансеризации для курируемого больного с обоснованием тактики стоматологической помощи.
Студент записывает результаты осмотра, обследования в учебной истории болезни курируемого больного.
Литература:
-
«Пропедевтика детских болезней» под ред. А.В.Мазурина, И.М.Воронцова, М., 2000
-
«Детские болезни» под ред. Л.А.Исаевой, М., 1994
-
«Детские болезни» под ред. Н.П.Шабалова, С-Пб., 1993
-
Справочник по детской гастроэнтерологии. Под ред. проф. Запруднова А.М., М., Медицина, 1995
-
Григорьев П.Я., Яковенко Э.П., Диагностика и лечение болезней органов пищеварения., М., Медицина, 1996
-
Заболевания органов пищеварения у детей. Под ред. акад. РАМН Баранова А.А., проф. Климанской Е.В. и Римарчук Г.В., М., 1996
-
Филимонов Р.М. «Подростковая гастроэнтерология», 1990
-
Радбиль О.С. «Фармакотерапия в детской гастроэнтерологии», 1991
-
«Физикальные методы исследования здорового и больного ребенка», метод. пособие, под ред. проф. Ледяева М.Я., Волгоград, 2000
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ТЕМЕ
«ХРОНИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ ВЕРХНИХ ОТДЕЛОВ ОРГАНОВ ПИЩЕВАРЕНИЯ У ДЕТЕЙ»
-
Анатомо-физиологические особенности органов пищеварения у детей в возрастном аспекте.
-
Заболевания полости рта у детей: грибковые поражения полости рта.
-
Заболевания полости рта у детей: острый герпетический стоматит.
-
Изменения слизистой оболочки полости рта при других инфекционных и неинфекционных заболеваниях.
-
Современные методы диагностики заболеваний верхних отделов органов пищеварения у детей.
-
Функциональные методы исследования ЖКТ (желудочное и дуоденальное зондирование).
-
Копрологические синдромы.
-
Этиопатогенез хронического гастрита и язвенной болезни.
-
Клинические особенности хронического гастрита и язвенной болезни.
-
Современные принципы лечения хронического гастрита и язвенной болезни.
-
Роль стоматолога в профилактике заболеваний желудочно-кишечного тракта у детей.
Поделитесь с Вашими друзьями: |