Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ставропольский государственный медицинский университет»
Министерства здравоохранения Российской Федерации Факультет послевузовского и дополнительного образования ИПДО
КАФЕДРА ОБЩЕЙ ВРАЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ (СЕМЕЙНОЙ МЕДИЦИНЫ)
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор института,
доцент Сохач А.Я.
«____»__________________20__ г.
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБУЧЕНИЯ ВРАЧЕЙ
Вид обучения - (условное обозначение, код) - Ординатура
Наименование дисциплины - 040110 - Общая врачебная практика (семейная медицина)
По специальности - 040110 «Общая врачебная практика(семейная медицина)
Категория слушателей - Предшествующим уровнем образования специалиста,) является высшее медицинское образование по специальности "лечебное дело" - квалификация "врач" или по спешности "педиатрия" - квалификация "врач".
Продолжительность обучения - 2 года (5184 час.) 96 недель.
Цель обучения - углубление и приобретение новых знаний по социално- экономическим и медико-биологическим основам семейной медицины, медицинской кибернетике; теоретических знаний по внутренней патологии, хирургии и травматологии, акушерству и гинекологии, проф. патологии, офтальмологии, патологии ЛОР-органов, дерматовенерологии, инфекционным болезням у взрослых и детей; совершенствование умений и практических навыков внебольничной клинической, лабораторной и инструментальной диагностике, профилактике и лечении распространенных заболеваний; оказании квалифицированной терапевтической помощи при заболеваниях внутренних органов у взрослых и детей — индивидуализированного планового лечения, диспансеризации, медицинской и социальной реабилитации больных; проведения мероприятий первой врачебной помощи при смежных заболеваниях и неотложных состояниях в амбулаторно- поликлинических условиях и на дому.
Всего зачетных единиц – 144, часов - 5184 часа.
Из них - лекций – 797 часов, практических и семинарских занятий – 2623 часа,
самостоятельная работа-1728 часа.
Форма обучения - очная
Отчетность – экзамен
Ставрополь 2013
Рабочая учебная программа составлена на основе образовательного стандарта послевузовской профессиональной подготовки специалистов с высшим медицинским образованием по специальности 040110 - общая врачебная практика (М. 2005) и Унифицированной программы последипломного обучения врачей по семейной медицине (Ml995) и Приказа МЗСР РФ №1475 от 5 декабря 2011 г. « Об утверждении федеральных государственных требований к структуре основной профессиональной образовательной программе послевузовского профессионального образования (ординатура)»
Рабочая учебная программа обсуждена на заседании кафедры « » 20__ года, протокол № ____
Заведующий кафедрой, дмн Байда А.П.
Рабочая учебная программа одобрена цикловой методической комиссией факультета последипломного образования и Совете ФПДО
Председатель ЦМК, профессор Ю.В.Первушин
« » 20__ года
Декан ФПО, профессор Н.В. Агранович
« » 20__ года
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Задача обучения в ординатуре - общие положения приобретение знаний, умений и практических навыков, необходимых для последующей профессиональной деятельности по специальности 0401110 – общая врачебная практика
Данный цикл изучается в объёме 5184 часа с чтением лекций (797 часов), практических занятий (726236 часов) и самостоятельных занятий (1728 часов).
Лекции читаются профессором, доцентом кафедры и ассистентами по наиболее важным темам дисциплины. На лекциях при необходимости демонстрируются больные с изучаемой патологией, применяются информационные технологии и технические средства обучения (мультимедийная доска, компьютерные программы и др.).
Практические занятия проводятся в специализированных кабинетах и аудиториях кафедры. Занятия обеспечиваются необходимым наглядным материалом, приборами, аппаратурой количество слушателей в клинической группе (подгруппе составляет 6 человек).
В ходе учебного занятия слушатели проходят:
- тестирование исходного уровня знаний, устный опрос, самостоятельно и при участии и помощи преподавателя решают поставленные перед ними задачи (ситуационные задачи, оценивают истории болезни)
- участвуют в разборах больных,
- овладевают знаниями и приобретают необходимые практические навыки,
- подводят итог проделанной работе (отчитываются за проделанную на занятии учебную работу).
В конце занятия слушателям предлагается решить несколько ситуационных задач или пройти тестирование.
По результатам учебной деятельности слушатели в соответствии с набранными баллами, по решению кафедры, могут освобождаться от проведения итоговой аттестации (приема практических навыков) с выставлением им соответствующей оценки.
Итоговая аттестация слушателей включает в себя три этапа: тестирование, собеседование и проверка практических навыков.
Для решения задач образовательного процесса на кафедре разработан учебно-профессиональный (методический) комплекс, включающий в себя ряд элементов:
-
федеральный государственный образовательный стандарт,
-
типовая программа дополнительного последипломного образования,
-
рабочая учебная программа циклов,
-
методические разработки для слушателей,
-
методические разработки для преподавателей по каждому практическому занятию,
-
перечень практических навыков,
-
экзаменационные материалы,
-
перечень информационного и материальною обеспечения образовательного процесса.
Воспитательные задачи на кафедре решаются в ходе учебной деятельности и направлены на воспитание у слушателей обязательности, пунктуальности, толерантности, аккуратности, бережного отношения к имуществу, умению вести себя с коллегами и пациентами и др.
1. Категория слушателей - Предшествующим уровнем образования специалиста, дающим ему право для продолжения послевузовского профессионального образования по специальности 040110 - общая врачебная практика (семейная медицина) является высшее медицинское образование по специальности "лечебное дело" - квалификация "врач" или по спешности "педиатрия" - квалификация "врач".
Выпускник должен иметь диплом об окончании медицинского учебного заведения, выданный образовательным учреждением профессионального медицинского образования, имеющего лицензию на право ведения образовательной деятельности в Российской Федерации. В дипломе должна быть запись о получении медицинского образования по специальности "лечебное дело» с присвоением квалификации "врач" или по специальности "педиатрия" с присвоением квалификации "врач".
2. Продолжительность обучения - 2 года (5184 час.) 96 недель
3. Цель обучения - углубление и приобретение новых знаний по социално- экономическим и медико-биологическим основам семейной медицины, медицинской кибернетике; теоретических знаний по внутренней патологии, хирургии и травматологии, акушерству и гинекологии, проф. патологии, офтальмологии, патологии ЛОР-органов, дерматовенерологии, инфекционным болезням у взрослых и детей; совершенствование умений и практических навыков внебольничной клинической, лабораторной и инструментальной диагностике, профилактике и лечении распространенных заболеваний; оказании квалифицированной терапевтической помощи при заболеваниях внутренних органов у взрослых и детей — индивидуализированного планового лечения, диспансеризации, медицинской и социальной реабилитации больных; проведения мероприятий первой врачебной помощи при смежных заболеваниях и неотложных состояниях в амбулаторно- поликлинических условиях и на дому.
4. Содержание учебной программы
4.1. Введение. Общая характеристика специальности 040110 -Общая врачебная практика (семейная медицина) и специалиста - врача общей практики (семейного врача).
При разработке данного документа в качестве концептуальных положений использовались: определение специальности и дисциплины "общая врачебная практика/семейная медицина" и ее ключевые характеристики, определение врача общей практики как врача-специалиста, круга его компетенций, сфер деятельности, основных подходов,
сформулированные экспертами Европейского отделения Всемирной организации семейных врачей (WONCA, 2002). При этом учитывались особенности организации первичной медико-санитарной помощи по принципу врача общей практики (семейного врача) в системе здравоохранения Российской Федерации и решения Ассоциации врачей общей практики (семейных врачей) РФ.
4.1.1. Определение специальности "общая врачебная практика (семейная медицина)": "Общая врачебная практика /семейная медицина это академическая, клиническая и научная дисциплина, имеющая собственный предмет изучения, преподавания, научных исследований и клинической деятельности; это клиническая специальность, ориентированная на оказание первичной медико-санитарной помощи".
4.1.1.1. Клиническая специальность "общая врачебная практика/семейная медицина" имеет 11 ключевых характеристик, не зависящих от организации системы здравоохранения, в которой "общая врачебная практика/семейная медицина" является системообразующим элементом:
1) в рамках общей врачебной практики (семейной медицины) (ОВП/СМ) обычно происходит первый контакт пациента с системой здравоохранения; доступ пациентов к ОВП/СМ открытый и неограниченный; медицинская помощь оказывается по всему спектру заболеваний независимо от возраста, пола, других особенностей и потребностей пациента;
2) обеспечивает эффективность использования ресурсов системы здравоохранения; их координацию; взаимодействие с другими специалистами, работающими в первичном звене здравоохранения; руководство взаимодействием с другими специалистами, при необходимости защищая интересы пациента;
3) ориентирована на пациента, его семью и общество, в котором он проживает;
4) предусматривает особый процесс проведения консультирования, включающий установление долговременных взаимоотношений врача с пациентом путем обеспечения эффективного взаимодействия между ними;
-
обеспечивает длительное и непрерывное оказание медицинской помощи на основании потребностей каждого пациента;
-
процесс принятия решений по профилактике и лечению заболеваний основан на знании распространенности данной патологии в данной популяции;
-
предусматривает одновременное лечение острых и хронических заболеваний у пациента;
-
обеспечивает лечение заболеваний на самых ранних, недифференцированных стадиях их развития, включая, при необходимости, неотложную медицинскую помощь;
-
обеспечивает лечение заболеваний на самых ранних, недифференцированных стадиях их развития, включая, при необходимости, неотложную медицинскую помощь;
-
обеспечивает профилактику заболеваний и улучшение состояния здоровья путем проведения вмешательств с доказанной эффективностью;
-
несет ответственность за показатели состояния здоровья обслуживаемого населения;
-
рассматривает проблемы здоровья пациента с учетом физических, психологических, социальных, культурных, экзистенциальных аспектов.
4.1.2. Определение профессиональной компетентности специалиста "врач общей практики (семейный врач)"
-
Врач общей практики/семейный врач - это врач-специалист, прошедший подготовку в соответствии с принципами дисциплины. Он работает в системе оказания первичной медико- санитарной помощи и несет основную ответственность за обеспечение непрерывной медицинской помощи каждому обратившемуся за ней пациенту, независимо от его возраста и пола, а также характера его заболевания. Он осуществляет медицинскую помощь пациенту с учетом особенностей его семьи, общества, в котором он проживает, его культуры, обеспечивая соблюдение принципа индивидуальности личности пациента.
-
Характеристика деятельности ВОП/СВ. Основные компетенции:
Компетенции - это динамически» сочетание знаний, умений и способов их применения, а также отношений, которые базируются на содержании образовательной программы.
-
Управление процессом оказания первичной медицинской помощи,
-
Использование в работе с пациентом личностно-ориентированного подхода,
-
Умение решать конкретные проблемы пациента,
-
Осуществление комплексного подхода при оказании первичной медицинской помощи,
-
Использование территориального принципа при обеспечении населения первичной медико- санитарной помощью
-
Целостное представление о пациенте и его состоянии с учетом био-психо-социальной модели, культурных и экзистенциальных аспектов жизни людей.
3. Управление процессом оказания первичной медицинской помощи включает следующие умения:
-
управление процессом первого контакта пациента с системой здравоохранения, умение определять и классифицировать проблемы пациента;
-
оказание первичной медицинской помощи по всему спектру заболеваний, независимо от тяжести состояния, возраста и пола пациента, других его особенностей;
-
управление оказанием эффективной и адекватной медицинской помощи с наиболее рациональным использованием ресурсов системы здравоохранения;
-
координирование медицинской помощи с другими специалистами, работающими в первичном звене здравоохранения, а также - со специалистами стационаров;
-
обеспечение доступности необходимых медицинских услуг, предусмотренных системой здравоохранения;
-
защита интересов пациента.
4. Использование в работе с пациентом личностно-ориентированного подхода включает следующие умения:
-
уделять особое внимание при работе предпочтениям пациента;
-
консультировать пациента, устанавливая эффективные взаимоотношения, не ущемляя его право на независимость и самостоятельность;
-
уметь расставлять приоритеты, сотрудничая с пациентом;
-
обеспечивать длительное и непрерывное наблюдение на основании потребностей каждого пациента, согласно принципам непрерывности и координированного оказания медицинской помощи.
5. Умение решать конкретные проблемы пациента включает:
-
умение установить связь в процессе принятия решений с распространенностью и частотой новых случаев заболевания или состояния в данной группе населения;
-
умение отбирать и оценивать информацию, полученную в ходе сбора анамнеза, клинического и лабораторно-инструментального обследования пациента; использовать ее при составлении плана лечения при участии пациента;
-
действовать с учетом следующих принципов: последовательный характер исследований и назначений, рациональное распределение времени в соответствии с задачами обследования и лечения, сохранение терпения в случае неуточненного диагноза;
-
умение принимать решения при неотложных состояниях;
-
умение проводить диагностику на начальных недифференцированных стадиях проявления болезни;
-
проводить рационально и эффективно диагностические и лечебные вмешательства.
6. Осуществление комплексного подхода при оказании первичной медицинской помощи включает умения и практические навыки:
-
умение работать с пациентами, предъявляющими большое количество жалоб и имеющих несколько заболеваний (острых и хронических);
-
умение побуждать пациента к здоровому образу жизни и проводить
-
профилактические мероприятия, позволяющие обеспечить удовлетворительное состояние здоровья и самочувствия пациента;
-
умение координировать мероприятия по оздоровлению, профилактике, лечению (включая паллиативное) заболеваний и реабилитации.
7. Ориентация на социально-экономические характеристики при обеспечении населения первичной медико-санитарной помощью включает умения:
• согласовывать потребности отдельных пациентов в медицинской помощи с потребностями всей обслуживаемой группы на селения и с имеющимися ресурсами.
8. Целостное представление о пациенте и его состоянии с учетом био-психо- социальной модели, культурных и экзистенциальных аспектов жизни включает:
• применять био-психо-социальную модель, с учетом культурных и экзистенциальных аспектов жизни людей.
9. Свои профессиональные компетенции врач общей практики (семейный врач) реализует в трех сферах деятельности:
а) в повседневной клинической практике:
-
уметь выявлять и анализировать широкий спектр жалоб, проблем и заболеваний по мере их появления;
-
проводить лечение и длительное наблюдение пациента;
-
умение эффективно сочетать данные научных исследований и собственный клинический опыт;
б) при общении с пациентом:
-
умение проводить консультирование;
-
умение представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть предлагаемых вмешательств и результатов исследований;
-
умение адекватно реагировать на различные эмоции пациента;
в) при руководстве деятельностью общей врачебной практики:
-
обеспечить доступность медицинской помощи для пациентов;
-
организовать эффективную работу, оснастить оборудованием, руководить деятельностью и взаимодействовать с сотрудниками общей врачебной практики;
-
уметь взаимодействовать с другими сотрудниками и специалистами, в том числе работающими в системе первичной медицинской помощи.
10. ОВП/СМ, как научная дисциплина, базирующаяся на личностно-ориентированном подходе, имеет три фундаментальные особенности:
а) Контекста:
• проводя диагностику заболеваний, принимая клинические решения и планируя лечение, принимать во внимание и проявлять интерес к особенностям личности пациента, его семьи, общества в целом, их культуры. Оценивать возможные последствия заболевания для членов семьи и других членов общества.
б) Отношения:
-
опираться на собственные знания, способности, систему жизненных ценностей;
-
осознавать этические особенности клинической деятельности (профилактика, диагностика, терапия - факторы, влияющие на стиль жизни);
-
выявлять и решать личные этические проблемы;
-
разграничивать области профессиональных интересов и работы с частной жизнью врача; уметь достигать желаемого равновесия между ними
в) Научные особенности:
-
иметь знания по общим принципам, методам, теоретическим основам проведения научных исследований; базовым понятиям статистики (частота новых случаев, распространенность, прогностичность и т.д.);
-
иметь исчерпывающие знания научных основ патологии, клинических проявлений заболеваний и их диагностики, терапии и прогнозу, эпидемиологии, теории принятия решений, теории формулирования гипотез и принятия решений, профилактической медицины;
-
уметь найти, проанализировать и критически оценить медицинскую литературу;
-
совершенствовать непрерывное профессиональное развитие и улучшать его качество.
Сложность ОВП/СМ как научной дисциплины определяется взаимодействием основных компетенций, сфер деятельности и особенностей развития, перечисленных выше.
4.2. Наименование курсов, разделов, тем и их элементов
1. Общая врачебная практика (семейная медицина). Введение в специальность.
Определение специальности «общая врачебная практика (семейная медицина)». Определение «общая врачебная практика (семейная медицина)» Европейского отделения Всемирной организации семейных врачей (WONCA) и ее ключевые признаки. Законодательные акты и ведомственные нормативные документы, регламентирующие порядок поэтапного перехода к организации ПМСП по принципу ВОП/СВ в РФ и практическая значимость европейской концепции определения «общая врачебная практика (семейная медицина)». Определение «врач общей практики (семейный врач)». Определение Европейского отделения WONCA «врача общей практики (семенного врача) и его 6 основных профессиональных компетенций. Сферы профессиональной деятельности врача общей практики (семейного врача). Фундаментальные особенности ОВП. Определения «врач общей практики (семейный врач)» в законодательных актах и ведомственных нормативных документах РФ. Квалификационные требования к ВОП/СВ, виды его профессиональной деятельности: профилактика, диагностика, лечение наиболее распространенных заболеваний и реабилитация пациентов, оказание экстренной и неотложной медицинской помощи, выполнение медицинских манипуляций, организационная работа. Основные функциональные обязанности ВОП/СВ.
Практическая значимость для российского здравоохранения европейского определения основных профессиональных компетенций ВОП/СВ.
Практическое значение научно обоснованных определений понятий специальности - «общая врачебная практика (семейная медицина) и специалиста - (врач общей практики (семейный врач) для проведения. Мероприятий реформы организации ПМСП по принципу ВОП/СВ и организации системы подготовки ВОП/СВ.
2. Общественное здоровье и здравоохранение.
Показатели общественного здоровья, факторы, активно влияющие на эти показатели. Роль здравоохранения (медицины) в их формировании. Страховая медицина и ее роль в реформе здравоохранения. Социально-экономические изменения в период перехода к рыночным отношениям и их влияние на здравоохранение. Экспертиза временной и стойкой нетрудоспособности. Учет и отчетность деятельности ОВП и ВОП/СВ. Клинический аудит в ОВП.
Законодательные аспекты деятельности ВОП/СВ. Законодательные акты по здравоохранению. Права ВОП/СВ. Функциональные обязанности. Организация труда. Работа в команде ОВП. Финансовое управление ОВП. Поощрительные и штрафные санкции. Критерии оценки качества работы. Гарантии государства по охране и защите прав врача и пациента. Взаимодействие со специалистами амбулаторно-поликлинического и стационарного звеньев, с органами социального обеспечения.
Основы клинической эпидемиологии и доказательной медицины в ОВП. Определение понятия «доказательная медицина» (ДМ). Ключевые этапы применения ДМ в лечебной работе ВОП/СВ. Два уровня ДМ: уровень клинического случая, уровень клинической стратегии. Формирование стратегии поиска. Проведение поиска доказательств. Критическая оценка доказательства на предмет достоверности и клинической пользы. Оценка силы доказательств (определение). Принципы использования полученных выводов и оценка доказательств в клинической практике. Иерархия доказательств. Уровни доказательств. Шкалы качества. Принципы составления систематического обзора/доказательного отчета, клинических руководств, основанных на доказательствах. Оценка качества руководства, протокола, алгоритма. Рациональное назначение лекарственных препаратов на основе данных рандомизированных клинических испытаний в ОВП.
Медицина катастроф. Принципы организации и задачи службы медицины катастроф и медицинской службы гражданской обороны. Медико-тактическая характеристика очагов поражения при катастрофах различных видов. Основные принципы и способы защиты населения при катастрофах. Принципы организации лечебно-эвакуационного обеспечения пораженного населения в чрезвычайных ситуациях (этапность лечения и требования к оказанию медицинской помощи на этапах медицинской эвакуации). Организация и объем первой медицинской помощи пострадавшим, поступающим из очага катастрофы.
3. Фундаментальная медицина в ОВП.
Закономерности функционирования здорового организма и механизмы обеспечения здоровья с позиции теории функциональных систем. Методики исследования различных функций человека для оценки состояния его здоровья, применяемые в профессиональной деятельности ВОП/СВ.
Общая патология. Общие сведения об иммунитете и иммунопатологических состояниях. Первичные и вторичные иммунодефициты. Иммунопрофилактика.
Патологическая анатомия, патофизиология. Реактивность, воспаление, адаптация. Реактивность как основа адаптации и гомеостаза организма. Методы диагностики и общие принципы профилактики и лечения аллергических заболеваний. Клиническая фармакология. Основы фармакокинетики, фармакодинамики и фармакогенетики. Взаимодействие лекарственных средств, их побочное действие. Принципы исследования лекарственных средств. Основы рациональной фармакотерапии. Клиническая фармакология лекарственных средств у детей, пожилых и беременных.
Поделитесь с Вашими друзьями: |