Анамнез Особенности методики сбора анамнеза в педиатрической практике. Особенности расспроса родителей и детей. Значение анамнеза для диагностики заболеваний. Разделы анамнеза. Последовательность расспроса при сборе анамнеза в педиатрической



Дата03.05.2016
Размер87 Kb.
Анамнез

  1. 1. Особенности методики сбора анамнеза в педиатрической практике. Особенности расспроса родителей и детей. Значение анамнеза для диагностики заболеваний. Разделы анамнеза.

  2. 2. Последовательность расспроса при сборе анамнеза в педиатрической практике. Анамнез заболевания, основные разделы и выводы. Анамнез жизни, основные разделы и выводы.

Общий осмотр

  1. 1. Показатели, определяемые при общем осмотре ребенка, их диагностическая значимость. Оценка состояния сознания, показатели поведения и настроения ребенка. Понятие о стигмах дисморфогенеза.

  2. 2. Общие критерии оценки тяжести состояния при заболеваниях в педиатрической практике.

Физическое развитие

  1. 1. Семиотика отклонений в физическом развитии детей и их наиболее частые причины.

  2. 2. Клинические признаки недостаточности и избыточности питания ребенка, способы оценки степени отклонений.

Кожа, слизистые оболочки, придатки, ПЖК

  1. 1. Первичные и вторичные морфологические элементы поражения кожи, их характеристика.

  2. 2. Семиотика патологических изменений кожи и слизистых оболочек у детей. Нарушения окраски, пигментации, целостности, изменение сосудов и др., причины изменений. Критерии оценки тяжести состояния при поражениях кожи и подкожно-жировой клетчатки у детей.

  3. 3. Семиотика патологических изменений кожи у детей. Визуальные и пальпаторные характеристики элементов сыпи. Высыпания на коже, типичные для детских инфекций. Критерии оценки тяжести состояния при поражениях кожи и подкожно-жировой клетчатки у детей.

  4. 4. Методика объективного исследования кожи у детей: данные, выявляемые при пальпации. Семиотика их изменений; изменения волос и ногтей. Критерии оценки тяжести состояния при поражениях кожи и подкожно-жировой клетчатки у детей.

  5. 5. Методика объективного исследования подкожно-жировой клетчатки у детей: данные осмотра и пальпации. Семиотика их изменений при заболеваниях у детей. Критерии оценки тяжести состояния при поражениях кожи и подкожно-жировой клетчатки у детей.

Костно-мышечная система

  1. 1. Семиотика основных клинических симптомов поражения костей и суставов у детей, их причины.

  2. 2. Семиотика поражения отдельных частей костной системы у детей (симптомы, выявляемые при осмотре и пальпации), их причины. Критерии оценки тяжести состояния при поражении костно-мышечной системы у детей.

  3. 3. Семиотика патологических изменений при наиболее часто встречающихся заболеваниях костей и суставов у детей, их причины. Критерии оценки тяжести состояния при поражении костно-мышечной системы у детей.

  4. 4. Понятие об остеопении. Клинические и лабораторные признаки симптомокомплекса рахита, причины развития. Понятие о рахитоподобных заболеваниях. Критерии оценки тяжести состояния при поражении костно-мышечной системы у детей.

  5. 5. Семиотика патологических изменений мышц у детей, клинические симптомы и причины возникновения (гипо- и атрофия мышц, снижение и повышение мышечного тонуса, снижение силы мышц и объема движений, боли в мышцах и др.). Критерии оценки тяжести состояния при поражении костно-мышечной системы у детей.

Органы дыхания

  1. 1. Семиотика кашля у детей, характеристики и основные причины появления. Понятие о муко-цилиарном транспорте, нарушение при заболеваниях. Критерии оценки тяжести состояния при заболеваниях органов дыхания у детей.

  2. 2. Семиотика нарушений частоты, глубины и ритма дыханий, причины нарушений. Клинические проявления и виды одышки. Критерии оценки тяжести состояния при заболеваниях органов дыхания у детей.

  3. 3. Методика объективного исследования органов дыхания у детей: данные, выявляемые при осмотре. Семиотика их изменений при заболеваниях органов дыхания у детей.

  4. 4. Методика объективного исследования органов дыхания у детей: данные, выявляемые при пальпации и перкуссии. Семиотика их изменений при поражении органов дыхания у детей, причины и механизмы нарушений, клинические проявления.

  5. 5. Методика объективного исследования органов дыхания: данные, выявляемые при аускультации. Основные дыхательные шумы, их изменения в процессе роста и развития ребенка. Причины и механизмы их нарушений при заболеваниях органов дыхания у детей.

  6. 6. Методика объективного исследования органов дыхания: данные, выявляемые при аускультации. Побочные дыхательные шумы, их характеристики, причины и механизмы их появления у детей при поражении органов дыхания.

  7. 7. Основные симптомы и причины воспалительного поражения верхних дыхательных путей у детей (ринит, фарингит, ларингит). Понятие о стенозе гортани (синдром крупа) и его причины. Возрастные особенности их строения и функционирования, способствующие развитию патологии. Критерии оценки тяжести состояния при заболеваниях органов дыхания у детей.

  8. 8. Основные симптомы и причины воспалительного поражения трахеи, бронхов, бронхиол у детей. Возрастные особенности их строения, значение для развития патологии. Критерии оценки тяжести состояния при заболеваниях органов дыхания у детей.

  9. 9. Синдром бронхиальной обструкции у детей. Причины и механизмы возникновения, клинические проявления, изменения показателей ФВД. Критерии оценки тяжести состояния при заболеваниях органов дыхания у детей.

  10. 10. Основные симптомы и причины воспалительного поражения паренхимы легких и плевры у детей. Возрастные особенности долевого и сегментарного строения легких у детей, значение для понимания патологии. Возрастные особенности нижних и верхних границ легких у детей, границ между долями легких.

  11. 11. Синдром дыхательной недостаточности у детей. Причины, степени тяжести, клинико-лабораторные и инструментальные проявления. Критерии оценки тяжести состояния при заболеваниях органов дыхания у детей.

  12. 12. Диагностические возможности инструментальных и функциональных методов исследования органов дыхания у детей.

  13. 13. Понятие о врожденной патологии органов дыхания. Стадии формирования органов дыхания на внутриутробном этапе. Механизм первого вдоха. Адаптация дыхания сразу после рождения.

Сердечно-сосудистая система

  1. 1. Методика объективного исследования сердечно-сосудистой системы: показатели, определяемые при осмотре. Семиотика их изменений при заболеваниях у детей.

  2. 2. Методика объективного исследования сердечно-сосудистой системы у детей: данные пальпации. Семиотика их изменений, причины и механизмы их нарушений. Изменение локализации и характеристик верхушечного толчка с возрастом ребенка.

  3. 3. Методика объективного исследования сердечно-сосудистой системы у детей: пальпаторные показатели, определяемые при исследовании. Характеристики пульса у детей, нормативные показатели и возрастные изменения. Изменения артериального давления по мере роста детей, способы оценки величины АД, нормативные показатели. Семиотика изменений характеристик пульса при заболеваниях у детей.

  4. 4. Методика объективного исследования сердечно-сосудистой системы у детей: данные перкуссии. Семиотика их изменений, причины и механизмы их нарушений. Изменение границ и поперечника сердечной тупости с возрастом ребенка.

  5. 5. Методика объективного исследования сердечно-сосудистой системы у детей: данные, выявляемые при аускультации. Главные компоненты в образовании тонов сердца. Возрастные особенности аускультативной картины сердца у детей. Семиотика изменений характеристик тонов сердца у детей, причины и механизмы их нарушений.

  6. 6. Методика объективного исследования сердечно-сосудистой системы у детей: данные, выявляемые при аускультации. Аускультативные характеристики сердечных шумов у детей, причины их появления. Отличия функциональных и органических шумов.

  7. 7. Основные симптомы и причины воспалительного поражения миокарда, эндокарда, перикарда у детей. Критерии оценки тяжести состояния при патологии сердечно-сосудистой системы у детей.

  8. 8. Синдром нарушений сердечного ритма у детей, основные группы аритмий, клинические признаки, изменения на ЭКГ. Особенности формирования проводящей системы сердца у детей, регуляция сердечного ритма.

  9. 9. Синдромы артериальной гипо- и гипертензии у детей, основные причины, клинические проявления. Понятие о синдроме сосудистой недостаточности. Особенности кровеносных сосудов у детей: строение сосудистой стенки, рост и развитие магистральных сосудов, периферических артерий и вен, изменение их просвета. Соотношение размеров полостей сердца и просвета сосудов, значение для понимания патологии.

  10. 10. Синдром сердечной недостаточности у детей. Застойная сердечная недостаточность, ее типы (лево-, правожелудочковая), степени недостаточности кровообращения. Критерии оценки тяжести состояния при патологии сердечно-сосудистой системы у детей.

  11. 11. Наиболее часто втречающиеся врожденные пороки сердца и сосудов, связь с эмбриогенезом. Основные симптомы и синдромы, которыми проявляются врожденные пороки сердца и сосудов. Гемодинамическая классификация ВПС и сосудов. Кровообращение новорожденного. Перестройка кровообращения сразу после рождения. Механизмы и сроки закрытия эмбриональных путей кровообращения.

  12. 12. Синдром артерио-венозного сброса крови и легочной гипертензии при ВПС. Наиболее часто встречающиеся ВПС в этой группе, их краткая характеристика (ДМЖП, ДМПП, ОАП). Критерии оценки тяжести состояния при патологии сердечно-сосудистой системы у детей.

  13. 13. Синдром венозно-артериального сброса при ВПС. Краткая характеристика ВПС в этой группе (тетрада Фалло, ТМС, гипоплазия левого желудочка сердца). Критерии оценки тяжести состояния при патологии сердечно-сосудистой системы у детей.

  14. 14. Синдром шлюза при ВПС и сосудов. Наиболее часто встречающиеся пороки в этой группе, их краткая характеритика (коарктация аорты, стеноз аорты, стеноз легочной артерии). Критерии оценки тяжести состояния при патологии сердечно-сосудистой системы у детей.

  15. 15. Диагностические возможности инструментальных и функциональных методов исследования сердечно-сосудистой системы у детей.

  16. 16. Функциональные пробы сердечно-сосудистой системы у детей, их оценка, нормативные характеристики показателей. Возрастные особенности функциональных показателей сердечно-сосудистой системы у детей и подростков: частота сердечных сокращений, частота пульса, артериальное давление, ударный и минутный объемы, скорость кровотока, объем циркулирующей крови и др., нормативные показатели.

Органы пищеварения

  1. 1. Методика объективного исследования системы органов пищеварения: данные, выявляемые при локальном осмотре живота. Семиотика их изменений. Способы выявления асцита. Клинические симптомы отличия асцита от метеоризма.

  2. 2. Методика объективного исследования системы органов пищеварения: данные, выявляемые при пальпации живота. Семиотика пальпаторных изменений при заболеваниях органов пищеварения у детей.

  3. 3. Синдром абдоминальных болей у детей с заболеваниями органов пищеварения. Характеристика болей, причины появления. Значение данных анамнеза и клинического обследования в диагностике причин абдоминального болевого синдрома.

  4. 4. Синдром диспепсии у детей. Характеристика желудочной и кишечной форм диспепсии, причины появления симптомов.

  5. 5. Синдромы срыгивания и рвоты у детей первого года жизни. Клинические проявления и основные причины возникновения. Возрастные особенности пищевода и желудка у детей. Изменение длины пищевода и физиологической емкости желудка с возрастом детей, особенности сфинктерного аппарата. Предпосылки для срыгиваний у детей 1-го года жизни.

  6. 6. Методы объективного и лабораторно-инструментального исследования поджелудочной железы у детей. Возрастные особенности поджелудочной железы у детей: размеры, состояние зрелости к рождению, нарастание массы, изменение активности ферментов в зависимости от возраста и характера питания детей.

  7. 7. Основные симптомы и причины воспалительного поражения пищевода, желудка, двенадцатиперстной кишки у детей. Особенности секрето-, кислото- и ферментообразующей функции желудка у детей, изменения с возрастом.

  8. 8. Основные клинико-лабораторные синдромы и симптомы и причины поражения гепатобилиарной системы у детей. Понятие о печеночной недостаточности.

  9. 9. Основные клинико-лабораторные симптомы поражения поджелудочной железы у детей. Понятие о синдроме внешнесекреторной панкреатической недостаточности.

  10. 10. Основные симптомы и причины воспалительного поражения тонкой кишки. Возрастные особенности тонкой кишки у детей: отделы и их функции, кишечное секрето- и ферментообразование и всасывание пищевых нутриентов в зависимости от возраста детей. Понятие о синдроме нарушенного кишечного всасывания.

  11. 11. Основные симптомы и причины воспалительного поражения толстой кишки. Возрастные особенности толстой кишки у детей, отделы и их функции. Возрастные особенности состояния сфинктерного аппарата.

  12. 12. Клинико-лабораторные характеристики стула у детей. Бристольская шкала оценки форм кала. Макро- и микроскопическое исследование фекалий (копрограмма), семиотика изменений при заболеваниях органов пищеварения.

  13. 13. Синдром диареи у детей, причины появления. Значение данных анамнеза и клинического обследования в диагностике синдрома. Характер стула в зависимости от возраста и питания детей. Появление произвольной регуляции дефекаций. Формирование навыков гигиены и самообслуживания.

  14. 14. Синдром запора у детей, клинические проявления, причины появления. Значение данных анамнеза и клинического обследования в диагностике синдрома. Характер стула в зависимости от возраста и питания детей. Появление произвольной регуляции дефекаций. Формирование навыков гигиены и самообслуживания.

  15. 15. Синдром желудочно-кишечных кровотечений у детей, его причины и клинические проявления. Значение данных анамнеза и клинического обследования для диагностики уровня поражения ЖКТ при кровотечении.

  16. 16. Диагностические возможности инструментальных методов исследования органов пищеварения у детей.

  17. 17. Методы объективного исследования гепатобилиарной системы у детей. Возрастные особенности печени у детей. Изменение перкуторных границ и размеров печени с возрастом ребенка, нормативные показатели. Особенности функций печени у детей.

  18. 18. Понятие о врожденных аномалиях развития органов пищеварения, связь с эмбриогенезом. Наиболее часто встречающиеся пороки развития. Смена типов пищеварения в онтогенезе.

Мочевыделительная система

  1. 1. Клинические синдромы поражения мочевыделительной системы у детей, причины и механизмы возникновения. Критерии оценки тяжести состояния при поражении мочевыделительной системы у детей.

  2. 2. Семиотика нарушений мочеотделения у детей. Дизурический синдром, клинические проявления и причины возникновения. Критерии оценки тяжести состояния при поражении мочевыделительной системы у детей.

  3. 3. Методика объективного исследования мочевыделительной системы: данные, выявляемые при пальпации и перкуссии. Семиотика пальпаторных и перкуторных изменений при заболеваниях мочевыделительной системы у детей.

  4. 4. Семиотика изменений мочи при заболеваниях у детей (макроскопические и физико-химические показатели). Критерии оценки тяжести состояния при поражении мочевыделительной системы у детей.

  5. 5. Семиотика изменений анализа мочи у детей. Синдромы протеинурии и гематурии, причины и механизмы развития. Критерии оценки тяжести состояния при поражении мочевыделительной системы у детей.

  6. 6. Семиотика изменений анализа мочи у детей. Синдромы лейкоцитурии, бактериурии, цилиндрурии, кристаллурии. Критерии оценки тяжести состояния при поражении мочевыделительной системы у детей.

  7. 7. Семиотика нарушений функционального состояния почек по пробе Зимницкого. Возрастные особенности почек и мочевыделительной системы у детей различного возраста: изменение относительной плотности мочи, суточное и разовое количество мочи. Ритм и число мочеиспусканий. Оценка диуреза.

  8. 8. Нефротический синдром, клинико-лабораторные проявления, причины возникновения и механизмы развития. Критерии оценки тяжести состояния при поражении мочевыделительной системы у детей.

  9. 9. Нефритический синдром, клинико-лабораторные проявления, причины возникновения и механизм развития. Критерии оценки тяжести состояния при поражении мочевыделительной системы у детей.

  10. 10. Клинические и лабораторные признаки инфекции мочевыделительной системы (пиелонефрит, цистит). Возрастные особенности мочевыводящих путей у детей (лоханки, мочеточники, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал). Критерии оценки тяжести состояния при поражении мочевыделительной системы у детей.

  11. 11. Семиотика нарушений частоты и ритма мочеиспусканий. Понятие об энурезе. Эволюция регуляции мочеиспусканий в возрастном аспекте, формирование навыков гигиены и самообслуживания детей

  12. 12. Понятие о врожденных аномалиях развития органов мочевыделительной системы, связь с эмбриогенезом. Наиболее часто встречающиеся пороки развития. Возрастные особенности почек у детей различного возраста. Нарастание массы, изменение положения, тканевая дифференцировка, созревание клубочковой фильтрации, канальцевой реабсорбции и секреции

  13. 13. Синдромы ОПН и ХПН. Причины, клинико-лабораторные синдромы и симптомы. Критерии оценки тяжести состояния при поражении мочевыделительной системы у детей.

  14. 14. Диагностические возможности инструментальных методов исследования мочевыделительной системы у детей.

Система органов кроветворения

  1. 1. Синдром анемии у детей. Классификация анемий по ведущему механизму возникновения. Оценка степени тяжести анемии. Закономерности изменения эритроцитарного ростка крови после рождения ребенка, физиологическое обоснование изменений. Понятие о верхней и нижней границах нормы гемоглобина и эритроцитов в различных возрастных группах детей.

  2. 2. Синдром анемии у детей. Классификация анемий по ведущему механизму возникновения. Оценка степени тяжести анемии. Значение данных анамнеза и клинико-лабораторных данных в диагностике гемолитических, железо- и других дефицитных анемий.

  3. 3. Основные лабораторные показатели анемического синдрома у детей, их значение для диагностики гемолитических, дефицитных, постгеморрагических, гипо- и апластических анемий. Закономерности изменения эритроцитарного ростка крови после рождения ребенка, физиологическое обоснование изменений. Понятие о верхней и нижней границах нормы гемоглобина и эритроцитов в различных возрастных группах детей.

  4. 4. Геморрагический синдром у детей, причины и клинико-лабораторные проявления. Типы кровоточивости: микроциркуляторный, гематомный, смешанный, васкулитный, ангиоматозный. Возрастные особенности гемостаза у детей, основные нормативные показатели гемостаза. Количественные и качественные особенности тромбоцитов у новорожденных детей.

  5. 5. Понятие о синдроме недостаточности костномозгового кроветворения у детей. Причины, основные клинико-лабораторные проявления. Понятие о лейкозе.

  6. 6. Семиотика изменений лейкоцитарного ростка периферической крови у детей. Синдромы лейкоцитоза и лейкопении, нейтрофилеза и нейтропении. Закономерности изменения количества лейкоцитов и нейтрофилов у детей различных возрастных групп, нормативные показатели. Физиологическое обоснование изменений.

  7. 7. Семиотика изменений лейкоцитарного ростка периферической крови у детей. Синдромы лимфоцитоза и лимфоцитопении, моноцитоза и эозинофилии. Закономерности изменения лейкоцитарной формулы крови у детей различных возрастных групп, нормативные показатели. Физиологическое обоснование изменений.

  8. 8. Семиотика изменений состава периферической крови у детей. Синдромы тромбоцитоза и тромбоцитопении. Показатели анализа периферической крови у детей, нормативы для детей разных возрастных групп.

  9. 9. Методика объективного исследования органов кроветворения у детей: исследование селезенки, нормативные показатели и возрастные особенности.Синдром увеличения селезенки у детей, его причины. Значение данных анамнеза и клинического обследования в диагностике причин.

  10. 10. Синдром увеличения лимфоузлов, инфекционные и неинфекционные причины. Значение данных анамнеза и клинического обследования в диагностике причин.

  11. 11. Методика объективного исследования органов кроветворения у детей: данные осмотра. Семиотика их изменений при заболеваниях у детей.

  12. 12. Методика объективного исследования органов кроветворения у детей: исследование периферических лимфатических узлов, нормативные показатели и возрастные особенности.

Эндокринная система

90. 1. Симптомы поражения основных эндокринных желез у детей: гипо- гиперфункция щитовидной железы, надпочечников, гипоталамо-гипофизарной системы.



Обмен веществ

91. 1. Семиотика нарушений белкового обмена: синдром белково-калорийной недостаточности, синдром избыточного потребления белка.

92. 2. Семиотика нарушений углеводного обмена. Клинические и лабораторные симптомы сахарного диабета.

93. 3. Семиотика нарушений жирового обмена. Основные синдромы поражения.

94. 4. Нарушения водно-солевого обмена у детей (дегидратация, гипергидратация, гиперосмия). Синдромы гипо- и гиперкалиемии, гипо- и гипернатриемии.

Нервная система

95. 1. Основные синдромы поражения ЦНС. Понятие об олигофрении, перечислите её степени, дайте основные характеристики.

96. 2. Понятие о врожденных пороках развития нервной системы в связи с эмбриогенезом. Наиболее часто встречающиеся пороки развития. Возрастные особенности головного и спинного мозга у детей.

97. 3. Нарушения речевого развития у детей с учетом этапов формирования речи: предречевое развитие, «сенсорная» речь, «моторная» речь, запас слов, «фразовая» речь. Роль окружающей среды и воспитания в формировании речи.

98. 4. Нарушения психо-моторного развития у детей. Закономерности формирования движений у плода и ребенка после рождения в связи с развитием нервной системы. Средние сроки формирования статических и моторных навыков у ребенка 1-го года жизни, допустимые отклонения в сроках.

99. 5. Нарушения предметно-манипулятивной деятельности у детей и факторы, способствующие их развитию. Роль окружающей среды, воспитания, подбора игрушек, занятий с детьми 1-го года в формировании психо-моторных навыков.

100. 6. Диагностические возможности лабораторных и инструментальных методов исследования ЦНС у детей. Основные синдромы поражения. Возрастные особенности цереброспинальной жидкости у детей.

Общие вопросы

101. 1. Основные этапы становления педиатрии (Петр I, Екатерина II, В. Апгар, Н.Ф. Филатов, С.Ф. Хотовицкий, А.В. Мазурин и др.)





Каталог: fileadmin -> rsmu -> img
img -> Основные направления научной деятельности
img -> Основные результаты научной деятельности
img -> Рабочей программы дисциплины «Общая и клиническая иммунология» по направлению подготовки «Медицинская биохимия»
img -> Присуждаемая ученая степень Кандидат наук
img -> Программа по педиатрии для студентов высших медицинских учебных заведений
img -> Примерная программа дисциплины общественное здоровье и здравоохранение для студентов, обучающихся по специальностям
img -> Рабочая программа учебной дисциплины «неврология и нейрохирургия»
img -> Вопросы по внутренним болезням, входящие в билеты по переводным экзаменам на 4 курсе дневного и 5 курсе вечернего отделений. Болезни сердечно – сосудистой системы
img -> Лекция «психологические аспекты формирования здорового образа жизни у населения»
img -> Вопросы к экзамену по терапии (разделам гастроэнтерологии и пульмонологии) 2015-2016г


Поделитесь с Вашими друзьями:




©zodomed.ru 2024


    Главная страница