Дополнительная предпрофессиональная
общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Народные инструменты»
Учебный предмет «Элементарная теория музыки»
-
Пояснительная записка.
Предмет «Элементарная теория музыки» изучает основные элементы музыкальной речи, которые необходимы для полного понимания музыкального произведения.
Теория музыки – это одна из основных дисциплин музыкально-теоретического цикла. Особенностью курса является его многосоставность. Он включает сведения из других специальных музыкально-теоретических дисциплин: гармонии, полифонии, анализа музыкальной формы, музыкальной акустики, психологии и др. Обобщая, дополняя и закрепляя знания, полученные ранее, в процессе освоения музыкальной грамоты, сообщая систематизированные сведения о важнейших элементах музыкального письма, курс «Теория музыки» в то же время закладывает основы для более углубленного изучения перечисленных специальных музыкально-теоретических дисциплин. Освоение курса – необходимая ступень в образовании профессионального музыканта любой специализации.
Дополнительный 6-й и 9-й годы обучения по предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Народные инструменты» включают в себя учебный предмет «Элементарная теория музыки». Срок реализации предмета - 1 год.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом ДШИ № 18 на реализацию учебного предмета «Элементарная теория музыки»:
:
Наименование частей, предметных областей, разделов и учебных предметов
|
Максимальная учебная нагрузка
|
Само-стоят.
работа
|
Аудиторные
занятия
|
Распределение по
полугодиям
|
Трудоемкость в часах
|
Трудоемкость в часах
|
Мелкогрупповые
|
1 полугодие
|
2 полугодие
|
Элементарная теория музыки
|
66
|
33
|
33
|
1
|
1
|
Форма проведения учебных аудиторных занятий – мелкогрупповая.
Цель и задачи обучения
Цель – изучение основных элементов музыкального языка, их внутренних закономерностей и взаимодействия. Изучение курса также ставит целью ознакомить обучающихся с общим культурно-историческим контекстом зарождения, функционирования и видоизменения музыкально-речевых систем и с отражением этого процесса в трудах виднейших отечественных и зарубежных музыковедов.
Задачи – практическое освоение теоретических положений, выработка практических навыков чтения и записи нотного текста, анализа его отдельных сторон и оценки целого. Это позволит ориентироваться в «пространстве» музыкального произведения, грамотно устанавливая все его параметры – от элементарного прочтения нотного текста до определения жанрово-стилистической принадлежности. Процесс освоения курса должен содействовать развитию способностей к исследовательской деятельности как в области изучения проблем музыкального искусства, так и в сфере музыкальной науки.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
№
|
Наименование
раздела, темы (по полугодиям)
|
Вид
учебного
занятия
|
Общий объем времени
(в часах)
|
Макси-мальная
учебная
нагрузка
|
Самостоя-
тельная
работа
|
Аудиторные
занятия
|
1
|
Музыка как вид искусства
|
урок
|
4
|
2
|
2
|
2
|
Звук и его свойства
|
урок
|
4
|
2
|
2
|
3
|
Музыкальные строи
|
урок
|
4
|
2
|
2
|
4
|
Запись музыки
|
урок
|
8
|
4
|
4
|
5
|
Лад и тональность
|
урок
|
8
|
4
|
4
|
6
|
Интервалы. Определение и основные характеристики интервала
|
урок
|
8
|
4
|
4
|
7
|
Аккорды
|
урок
|
8
|
4
|
4
|
8
|
Элементы музыкального синтаксиса
|
урок
|
4
|
2
|
2
|
9
|
Мелодия
|
урок
|
4
|
2
|
2
|
10
|
Фактура
|
урок
|
4
|
2
|
2
|
11
|
Транспозиция
|
урок
|
4
|
2
|
2
|
12
|
Знаки сокращения нотного письма (аббревиатуры)
|
урок
|
6
|
3
|
3
|
|
Всего часов
|
|
66
|
33
|
33
|
-
Содержание учебного предмета.
Тема 1. Музыка как вид искусства
Искусство как форма деятельности человека – духовной и материальной. Искусство анонимное и авторское; их соотношение в процессе развития культуры. Виды искусства, их общность и различия. Специфика музыки: ее временной, процессуальный характер. Проблемы восприятия музыки; цепочка «автор – исполнитель – слушатель». Краткие сведения о развитии науки о музыке.
Тема 2. Звук и его свойства
Звук как физическое явление. Звуки с фиксированной высотой; звоны, шумы. Их роль в создании музыкального произведения. Частотный диапазон восприятия звуков. Четыре свойства музыкального звука: высота, длительность, громкость, тембр; их характеристика.
Диапазон и регистры. Гармоники и обертоновый (натуральный) звукоряд.
Тема 3. Музыкальные строи
Исторические и этнографические разновидности музыкальных строев. Связь их формирования с развитием музыкального инструментария. Исторические закономерности музыкального строя:
Пифагор и система древнегреческих ладов;
Джозеффо Царлино и чистый (натуральный) строй;
равномерно-темперированный строй, его практическое формирование (XVII в.) и теоретическое осмысление в трудах А. Веркмейстера. И.С. Бах и его «Das Wohltemperierte Klavier»;
современная музыкальная практика.
Зонная природа музыкального слуха. Труды академика Н.А. Гарбузова. Особенности и значение исполнительского интонирования. Эталон высоты в равномерно-темперированном строе. Камертон.
Тема 4. Запись музыки
Звуковысотные соотношения
Системы обозначения высоты звуков: буквенная, слоговая, графическая; их сущность, происхождение и развитие.
Роль музыкальной науки в процессе совершенствования записи музыки: Пифагор, Гвидо Аретинский, Боэций и др.
Гексахорды и система сольмизации. Основные понятия современной (пятилинейной) нотации:
нотный стан, основные и добавочные линии;
ключи «Соль», «Фа», «До»;
диапазон; октавная система; регистры. Варианты записи звуков высшего и низшего регистров.
Звукоряд; его основные и производные ступени. Диатонический и хроматический полутоны. Альтерация и ее обозначение в буквенной, слоговой, графической системах. Энгармонизм звуков.
Новые способы графической записи музыки XX–XXI вв.
Временны́е соотношения
Временна́я природа музыки и ее атрибуты – ритм, метр, темп. Их проявление в родственных видах искусства – литературе (поэзии), театре, кино, танце. Метроритм как основа синкретического единства музыки, поэзии и танца в древнегреческом искусстве. Специфика музыкального ритма в его связи с мелодической интонацией, с гармоническими, тембровыми, фактурными и структурными факторами.
Звуки и паузы в музыке. Их относительная протяженность и проблемы записи. Исторические системы записи длительностей – мензуральная (XIII–XVI вв.) и тактометрическая. Сочетание равномерной пульсации и акцентуации в понятии «метр». Тяжелые (ударные) и легкие доли метра, их соотношение. Строгая и свободная метрика. Двухдольный и трехдольный метры, предпосылки их музыкальной выразительности, связь с первичными бытовыми жанрами. Основные метрические стопы; их роль в поэзии и музыке.
Размер и его цифровой показатель. Разновидности размера: простые, сложные однородные, сложные смешанные, переменные, свободные. Предпосылки их выразительных возможностей и область применения. Схемы дирижирования.
Тактовая система. Тяжелые и легкие такты. Возникновение метра высшего порядка.
Соотношение длительностей внутри такта. Бинарное деление как основное для классической музыки.
Принципы внутритактовой группировки: а) в инструментальной музыке; б) в вокальной музыке с текстом.
Понятие ритмоформулы. Ее формообразующее, выразительное, национальное и жанрово-характерное значение. Ритм как средство развития музыкального материала; приемы акцентного и временно́го развития мотива.
Некоторые виды ритмического движения: прямой и обращенный пунктирный ритм, внутритактовая, внутридольная и межтактовая синкопа, гемиола. Особые виды ритмического деления длительностей. Новые тенденции в области метроритма в музыке конца XIX – XX вв.: возрастающая роль тернарности, произвольное деление длительностей.
Факторы метроритма как жанровые и стилевые показатели. Понятия «динамический» и «статический» ритм в современной музыкальной науке. Полиметрия, полиритмия, полихронность.
Темп. Основные и дополнительные темповые обозначения. Метроном. Темп и проблемы интерпретации. Агогика.
Тема 5. Лад и тональность
Лад и его основные элементы
Лад как звуковысотная система сопряжения тонов на основе их логического соподчинения. Основные элементы, организующие лад: устойчивость, неустойчивость, тяготение, напряжение, разрешение. Понятия ладового движения и торможения. Ладовая окраска. Ладовые функции.
Принципы классификации ладов: октавные и неоктавные; ангемитонные и гемитонные; диатонические и хроматические; модальные и тональные.
Исторически сложившиеся ладовые системы
1. Монодические ладовые системы (древнегреческое, западноевропейское и русское культовое христианское пение, русская народная песня). Классификация монодических ладов по признакам объема, интервальной структуры, наклонения. Монотоникальность и ладовая переменность как свойства монодических ладов. Стабильные монодические лады. Понятие о модальности. Античная и средневековая музыкальная наука о выразительных свойствах монодических ладов.
2. Ладовые системы в эпоху многоголосного изложения. Семиступенные диатонические лады в полифонической музыке XIV–XVII столетий. Формирование аккордовой вертикали как нового носителя ладовых функций. Развитие светской инструментальной музыки, темперированного строя и окончательное формирование мажорно-минорной системы. Естественно-научные представления о ладовых закономерностях в трудах выдающихся теоретиков музыки (Ж.-Ф. Рамо).
Мажор и минор. Их организация, систематика, сравнительная характеристика
Звукоряд и гамма. Звукоряд натурального мажора. Тетрахорды и их строение в натуральном мажоре. Ступени гаммы и их обозначение. Устойчивые и неустойчивые ступени. Ладовые функции и их обозначение. Главные и побочные ступени лада. Система внутриладовых тяготений: сопряженных (секундовых); функциональных.
Возможные варианты разрешения неустойчивых ступеней. Понятия абсолютного и относительного устоя в классической музыке.
Натуральный минор, строение его звукоряда. Особенности внутриладовых тяготений по сравнению с натуральным мажором. Функциональная система минора. Предпосылки выразительности мажорного и минорного ладов, их реализация в истории музыки.
Тональность – высотное положение лада. Ладотональности, их обозначение в буквенной и слоговой системе. Значение введения темперированного строя для расширения круга употребительных тональностей. Квинтовый ряд (круг) мажорных тональностей. Ключевые знаки, логика и порядок их появления. Квинтовый ряд (круг) минорных тональностей. Параллелизм тональностей. Одноименные тональности. Энгармонизм тональностей. Употребление диезных и бемольных тональностей в музыке для клавишных, струнных, духовых инструментов. Предпосылки особого выразительного и изобразительного значения некоторых тональностей.
Разновидности мажора и минора: гармонические, мелодические, дважды гармонические.
Альтерация и хроматизм в мажоре и в миноре
Определение альтерации и хроматизма, их существенное различие при сходном обозначении. Альтерация неустойчивых ступеней в мажоре и в миноре. Историческое и индивидуально-стилевое значение альтерации.
Родство тональностей и хроматизм. Правописание хроматической гаммы.
Развитие ладотональной системы в музыке конца XIX – XX вв.
Системы, объединяющие мажорный и минорный лады: параллельный, одноименный, однотерцовый мажоро-минор и миноро-мажор. Политональность и полиладовость. Наиболее употребительные равноинтервальные лады («лады ограниченной транспозиции» О. Мессиана): увеличенный, уменьшенный. Их строение и область применения в романтической и современной музыке.
Некоторые новые принципы звуковысотной организации в музыке XX в.: сонористика, серийность (сериальность), додекафония, конкретная, электронная музыка, алеаторика и др.
Тема 6. Интервалы. Определение и основные характеристики интервала
Интервал – соотношение двух звуков по высоте. Интервалы мелодические и гармонические. Названия звуков интервала. Качественная (тоновая) и количественная (ступеневая) величина интервала. Акустические диссонансы и консонансы; предпосылки их выразительных свойств в одноголосии и многоголосии. Акустическое разрешение диссонирующих интервалов в консонирующие на основе мелодического движения диссонирующего и свободного звуков. «Строгое» разрешение секунды и септимы, увеличенных и уменьшенных интервалов.
Трансформация понимания и использования диссонирующих интервалов в процессе развития музыкального искусства.
Простые и составные интервалы, их названия и обозначения. Обращение простых и составных интервалов; техника обращения в октавной и в неоктавной (децима, ундецима) системе. Понятие двойного вертикально-подвижного контрапункта.
Диатонические и хроматические интервалы: характеристика понятия, его подвижность для каждой конкретной музыкальной системы.
Диатонические интервалы на ступенях натурального мажора и натурального минора
Ладовая устойчивость и неустойчивость интервала. Два способа разрешения интервала в ладу: на основе секундового тяготения сопряженных тонов; на основе функционального тяготения ступеней.
Ограничения в разрешении совершенных консонансов.
Выразительное и организующее значение интервалов в ладу. Тритоны (увеличенная кварта и уменьшенная квинта) в натуральных ладах.
Способы определения тональностей по данному интервалу.
Интервалы в гармонических видах мажора и минора
Влияние изменения ступеней гармонических ладов на систему интервалов: их качественной величины, принципов разрешения. Тритоны гармонических ладов и их роль в закреплении тоники.
Характерные интервалы (увеличенная секунда, уменьшенная септима, увеличенная квинта, уменьшенная кварта) гармонического мажора и гармонического минора.
Роль тритонов и характерных интервалов в тональных переходах (отклонениях). Определение тональностей по данному тритону или характерному интервалу.
Альтерированные интервалы
Образование качественно новых интервалов в результате ладовой альтерации: увеличенных и уменьшенных несовершенных консонансов; дважды увеличенных и дважды уменьшенных совершенных консонансов. Разрешение альтерированных интервалов на основе акустического и ладового тяготения. Определение тональности по альтерированному интервалу.
Энгармонизм интервалов
Два вида энгармонической замены интервала: с изменением количественной величины и без него. Значение первого способа для переключения тяготений в тональных модуляциях.
Тема 7. Аккорды
Введение
Созвучие и аккорд. Исторические сведения о возникновении и эволюции явления и понятия «аккорд»:
вертикальный комплекс, понимаемый как сумма интервалов в полифонической музыке;
практика генерал-баса и ее роль в формировании аккордового письма;
аккорд как акустическое единство, смысловая и структурная основа гармонической вертикали и мелодической горизонтали классического гомофонно-гармонического стиля;
новое понимание аккорда в музыкальной практике и теории ХХ в.
Трезвучие
Определение трезвучия. Структура трезвучия, его виды, обозначение. Наименования и обозначение звуков трезвучия. Основной вид аккорда. Обращение трезвучий, их названия, обозначения, строение.
Трезвучия натурального мажора и натурального минора. Функциональная система трезвучий в ладу. Главные трезвучия лада: тоническое (Т), доминантовое (Д), субдоминантовое (S). Устойчивое (тоническое) и неустойчивые трезвучия. Разрешение трезвучий.
Уменьшенные трезвучия натуральных и гармонических ладов; их обращения и разрешения. Тритоны в структуре уменьшенного трезвучия.
Увеличенное трезвучие в гармонических видах мажора и минора. Увеличенная квинта и уменьшенная кварта в структуре увеличенного трезвучия и его обращений.
Септаккорды. Общие сведения
Определение септаккорда в его классическом понимании как аккорда из четырех звуков, которые расположены или могут быть расположены по терциям. Современное понимание септаккорда как созвучия свободной структуры, крайние звуки которого образуют интервал септиму. Диссонантность звучания – обязательное качество септаккорда.
Применение септаккордов в доклассическом многоголосии, в классической, романтической и современной музыке.
Возможные варианты строения септаккордов; принципы их обозначения. Названия и обозначения звуков септаккорда. Обращения септаккордов, их названия и принципы обозначения. Техника вычленения основного тона в обращении септаккорда и приведения его к основному виду.
Септаккорды в мажоре и в миноре: основные функциональные группы септаккордов; главные и побочные септаккорды.
Общие принципы разрешения септаккордов.
Разрешение непосредственно в тоническое трезвучие и его обращения путем перехода неустойчивых звуков в близлежащие устойчивые: а) автентическое (септима септаккорда идет на ступень вниз); б) плагальное (септима остается на месте).
Разрешение путем внутрифункциональных переходов: а) по правилу «креста» (септаккорды кварто-квинтового соотношения); б) по правилу «круга» (септаккорды терцово-секстового соотношения).
Главные септаккорды мажора и минора
Доминантсептаккорд (Д7). Септаккорд пятой ступени как главный выразитель функции доминанты в тональности. Его строение в мажоре и в гармоническом миноре. Функциональное разрешение доминантсептаккорда в неполное тоническое трезвучие (без квинты) с утроенным основным тоном. Другие варианты разрешения доминантсептаккорда.
Обращения доминантсептаккорда; ступени, на которых они строятся; их разрешение: доминантовый квинтсекстаккорд; доминантовый терцквартаккорд; доминантовый секундаккорд.
Вводные септаккорды. Септаккорды седьмой ступени; их функциональное значение. Строение вводных септаккордов в натуральном мажоре и в гармонических видах мажора и минора. Тритоны, уменьшенные трезвучия, уменьшенная септима и увеличенная секунда в структуре уменьшенного вводного септаккорда. Особенности разрешения вводных септаккордов: удвоение терцового тона в тоническом трезвучии. Второй способ разрешения вводных септаккордов – по правилу «круга».
Обращения вводных септаккордов; их строение и разрешение.
Септаккорд второй ступени – главный выразитель субдоминантовой функции (SII7). Его строение в натуральном мажоре, в гармоническом мажоре и в миноре. Способы разрешения септаккорда второй ступени: в тонику; в доминантовое трезвучие; в тонику через обращения доминантсептаккорда (по правилу «креста») или через обращения вводного септаккорда (по правилу «круга»).
Обращения септаккорда второй ступени; их строение, разрешение.
Энгармонизм равноинтервальных аккордов
Энгармоническое равенство увеличенного трезвучия и его обращений на основе равенства интервалов большая терция и уменьшенная кварта. Разрешение увеличенного трезвучия в шесть тональностей.
Энгармоническое равенство уменьшенного септаккорда и его обращений на основе равенства интервалов малая терция и увеличенная секунда. Разрешение уменьшенного септаккорда в восемь тональностей. Использование энгармонизма аккордов в технике внезапной модуляции.
Тема 8. Элементы музыкального синтаксиса
Введение
Процессуальная природа музыки. Музыка и речь. Членение музыкального произведения, сочетание в нем дискретности и непрерывности. Понимание музыкального построения как универсального обозначения любой структуры.
Цезура и ее признаки: остановка, пауза, повторность или существенное обновление музыкального материала. Мелодические и гармонические каденционные обороты, их роль в членении музыкального произведения. Иерархия музыкальных построений: мотив – фраза – предложение – период – простая форма – сложная форма. Аналогия с построениями разговорной речи.
Основные способы развития музыкального материала: точное повторение; измененное повторение; мотивная разработка; производный контраст; контраст сопоставления.
Характеристика масштабно-синтаксических структур: периодичность; пара периодичностей; суммирование; двойное суммирование; дробление; двойное дробление; дробление с последующим суммированием (дробление с замыканием).
Период
Период – наименьшее относительно завершенное построение, связанное с экспонированием музыкальной мысли. Определяющие параметры периода: тональное содержание, гармоническая замкнутость, внутреннее членение, масштабное и тематическое соотношение построений. Предложения в периоде, соотношение каденций.
Разновидности периода, связанные с вариантами указанных параметров:
период повторного и неповторного строения;
период замкнутый и незамкнутый;
период однотональный и модулирующий;
период квадратный и неквадратный; расширение и дополнение в периоде; понятие органической неквадратности и ее проявления.
Сложный период, его особенности.
Роль периода в создании более крупной формы. Особенности периода как формы самостоятельного произведения.
Простые («песенные») формы
Определение простой формы как структуры, первый раздел которой является периодом, а остальные – не сложнее периода. Классификация простых форм: по количеству частей – двухчастные и трехчастные; по тематическому содержанию частей – контрастные и однотемные.
Простая двухчастная форма и ее виды: репризная, безрепризная.
Простая трехчастная форма с развивающей и с контрастирующей серединой. Безрепризная простая трехчастная форма.
Форма bar как разновидность простой формы.
Область применения простых форм в бытовых жанрах: куплетной песне, танце, марше. Простые формы в классической музыке.
Тема 9. Мелодия
Терминологические сведения
Определение мелодии как одноголосно выраженной музыкальной мысли. Термины, родственные термину «мелодия»: мелодика, мелос, монодия, тема, тематизм; их характеристики и разграничения. Исторические сведения об изменениях в понимании термина «мелодия». Современная трактовка термина в узком и широком понимании. Соотношение понятий «мелодия» и «пение».
Вокальная и инструментальная мелодии, их соотношение и взаимовлияние в разные музыкально-исторические эпохи:
особенности звукоинтонационного «словаря» в эпоху монодического пения;
развитие инструментализма и виртуозно-инструментальный характер вокальных партий в музыке барокко;
изменение строения мелодии в классической музыке;
культура bel canto;
черты национальной характерности в мелодике XX в.;
явление полимелодизма в романтической музыкальной культуре;
новый инструментализм мелодии в музыке XX в.;
панмелодизм и полимелодизм в современной музыке.
Основные направления в анализе мелодии
Комплексный характер мелодии. Ее составляющие элементы: звуковысотная сторона (мелодическая линия), метроритм, ладогармоническая основа, фактурный рисунок, динамика, архитектоника, агогика, темп и пр. Специфические элементы мелодии – мелодическая линия (рисунок) и интонационность.
Б.В. Асафьев и теория интонации. Понимание интонации как смысловой единицы музыкального языка, однако без строгой отграниченности, замкнутости значения. Универсальность асафьевского понимания музыкальной интонации. Интонация и проблемы музыкального содержания и его восприятия. Типы музыкальных интонаций: эмоционально-экспрессивные; предметно-изобразительные; музыкально-жанровые; музыкально-стилевые.
Понятие генеральной интонации и его значение в культуре исполнительства.
Музыкально-риторические фигуры в произведениях XVI–XVIII вв.
Интонация и лейтмотив.
Мелодическая линия, сочетание в ней плавного движения со скачками. Плавное, секундовое движение как основа мелодичности в музыке. Явное и скрытое, опосредованное секундовое движение мелодии. Метод редукции в анализе мелодической линии. Понятие соединительной интонации. Скачок и его выразительное значение. Зрительно-пространственный аспект в анализе мелодии, возможности и способы ее графического изображения. Симметрия и зеркальность мелодического рисунка.
Выразительное значение, заключенное в направлении движения мелодии (восходящее или нисходящее): нарастание напряжения и его спад. Кульминация мелодии и ее виды. Точка золотого сечения.
Значение метроритма в мелодии.
Ладовая основа мелодии, ее значение как «регулятора напряжения» в музыке.
Тема 10. Фактура
Виды фактуры
Фактурой называется строение музыкальной ткани, учитывающее характер и соотношение ее голосов. Синонимы термина «фактура» – склад, письмо, изложение. Принципы классификации фактуры: а) по числу составляющих голосов; б) по соотношению голосов в целом.
Исторически сложившиеся виды фактуры в их хронологической последовательности: монодия; ранний органум (диафония); подголосочность; гетерофония; полифония разнотемная; полифония имитационная; гомофония; аккордовый склад; гомофонно-полифонический склад; полифония пластов; пуантилизм; сверхмногоголосие.
Фактурные функции голосов
Специфичность функций голосов в различных типах многоголосной фактуры.
Функциональная однородность голосов полифонической фактуры (проведение мелодии во всех голосах). Соотношение голосов в конкретных видах полифонии на основе их равноправия или соподчинения:
а) основная мелодия и ее варианты в гетерофонии;
б) сочетание тематически равноправных голосов в разнотемной полифонии;
в) распределение функций голосов в жанрах многоголосной хоровой музыки (Школа Notre Dame; ars nova);
г) особенности взаимодействия голосов в раннем русском многоголосии (строчное или демественное пение);
д) контрапункт разнотемной полифонии;
е) Proposta и Risposta в имитационной полифонии.
Функциональная индивидуальность фактурных пластов гомофонно-гармонической фактуры. Три основные функции: мелодия, басовые голоса, гармоническое наполнение. «Пространственное» соотношение этих пластов, их реальное содержание.
Полифонизация гомофонно-гармонической фактуры за счет появления подголосков, имитаций, педалей в аккомпанирующих голосах. Образование гомофонно-полифонического склада.
Фактурный рисунок голосов
Фигурация и ее виды: гармоническая, мелодическая, ритмическая, комбинированная.
Фигурация в изложении и в развитии музыкального материала. Роль фигурации в повышении выразительности аккомпанирующих голосов.
Дублировка. Критерии определения дублировки: постоянство или переменность; определение интервала или аккорда. Выразительное значение дублировки.
Тема 11. Транспозиция
Транспозиция – перенос музыкального текста любой протяженности из одной тональности в другую без каких-либо изменений его звучания. Транспозиция в художественной практике – один из способов развития музыкального материала: частный случай секвенции; измененное повторение на расстоянии (реприза).
Транспозиция в исполнительской практике, ее цели и способы:
а) транспозиция с помощью замены ключей;
б) транспозиция путем переноса каждого звука на определенный интервал;
в) особенности транспозиции на хроматический полутон;
г) транспозиция на октаву.
Тема 12. Знаки сокращения нотного письма (аббревиатуры)
Знаки, связанные с повторением разделов формы: простое повторение; повторение с изменением окончания; репризное повторение.
Способы обозначения повторения отдельных элементов музыкального целого: тактов, мелодико-ритмических фигур, звуков, многотактовых пауз.
Знаки, связанные с октавными переносами, дублировками.
Мелизмы и знаки, с помощью которых они записываются.
Аббревиатуры, принятые в записи современной музыки (в том числе эстрадной и джазовой).
-
Требования к уровню подготовки обучающегося.
Результаты освоения предмета «Элементарная теория музыки» должны отражать:
-
знание основных элементов музыкального языка (понятий – звукоряд, лад, интервалы, аккорды, диатоника, хроматика, отклонение, модуляция);
-
первичные знания о строении музыкальной ткани, типах изложения музыкального материала;
-
умение осуществлять элементарный анализ нотного текста с объяснением роли выразительных средств в контексте музыкального произведения;
-
наличие первичных навыков по анализу музыкальной ткани с точки зрения ладовой системы, особенностей звукоряда ( использование диатонических или хроматических ладов, отклонений и др.), фактурного тзложения материала (типов фактур).
-
Формы и методы контроля, система оценок.
Формы текущего контроля – устные опросы, контрольные работы. письменные работы.
Устные опросы и проводятся в течение каждого урока. Письменные работы выполняются обучающимися самостоятельно и проверяются преподавателем еженедельно. Формы промежуточной аттестации – контрольные уроки, письменные работы зачеты и устные опросы. В конце каждого полугодия проводится зачет.
При проведении зачета качество подготовки обучающегося фиксируется в зачетных ведомостях словом «зачет». При проведении дифференцированного зачета и контрольной работы качество подготовки обучающегося оценивается по пятибалльной шкале: 5 (отлично), 4 (хорошо), 3 (удовлетворительно), 2 (неудовлетворительно).
Оценки «5» («отлично») удостаивается обучающийся, устный ответ которого, его письменная работа, практическая деятельность или её результат в полной мере (на 90 – 100%) соответствуют требованиям учебной программы.
Оценки «4» («хорошо») удостаивается обучающийся, устный ответ которого, его письменная работа, практическая деятельность или её результат в целом (на 70 – 89%), соответствуют требованиям учебной программы, но содержат незначительные упущения и ошибки.
Оценки «3» («удовлетворительно») удостаивается обучающийся, устный ответ которого, его письменная работа, практическая деятельность или её результат в целом (на 45 – 69%) соответствуют требованиям учебной программы, но содержат упущения и ошибки.
Оценки «2» («неудовлетворительно») удостаивается обучающийся, устный ответ которого, его письменная работа, практическая деятельность или её результат лишь частично (на 20 – 44%) соответствуют требованиям учебной программы и содержат значительные упущения и ошибки.
-
Методическое обеспечение учебного процесса.
Разработка открытых уроков.
Методические разработки и пособия.
Наглядный дидактический материал.
-
Список литературы и средств обучения.
Алексеев Б., Мясоедов А. Элементарная теория музыки: учеб. для исполнит. фак. муз. вузов и теоретич. отд. муз. училищ. М., 1986.
Бершадская Т., Масленкова Л., Незванов Б., Островский А., Фрейндлинг Г. Курс теории музыки. Л., 1978.
Вахромеев В. Элементарная теория музыки. М., 1998.
Красинская Л., Уткин В. Элементарная теория музыки. М., 1999.
Способин И. Элементарная теория музыки. М., 1996.
Хвостенко В. Задачи и упражнения по элементарной теории музыки. М., 1994.
Холопова В. Теория музыки. СПб., 2002.
Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. М., 1989.
Асафьев Б. Путеводитель по концертам. М., 1978.
Захарова О. Риторика и западноевропейская музыка XVII – первой половины XVIII века: принципы, приемы. М., 1983.
Мазель Л. О природе и средствах музыки. М., 1983.
Назайкинский Е. О психологии музыкального восприятия. М., 1972.
Поделитесь с Вашими друзьями: |