Дополнительные вопросы по народной музыкальной культуре



Дата01.10.2017
Размер65.5 Kb.

Дополнительные вопросы по народной музыкальной культуре.
1.Фольклор – в переводе с английского означает народное творчество, народная мудрость.

Под народным творчеством мы понимаем процесс создания, распространения и совершенствования

народной музыки.

2. Виды народного творчества: 1. Поэтическое народное творчество (прибаутки, пословицы,

поговорки, сказы, былины). 2. Народная песня. 3. Инструментальные наигрыши.

3. Основные признаки народного тв-ва:1.Устная традиция распространения.2.Многовариантность,

импровизационность. 3. Коллективно-индивидуальный характер творчества (автор неизвестен).

4. Основные этапы развития русской народной песни:

1. Древний пласт: до 14 века. 2. Классическая крестьянская песня: 15 – 17 века.

3. Городская народная песня: 18 – 19 века. 4. Советская массовая песня: с 1917 года.

5. Фольклористика – наука, которая занимается собиранием и изучением народных песен.

6. Первые записи народных песен – сделаны в условиях города, в 18 веке. Первые сборники народных

песен – «Собрание русских простых песен с нотами» В.Ф.Трутовского, «Собрание народных

русских песен с их голосами» Н.А.Львова и И. Прача, сборник Кирши Данилова.

7. Фольклорные экспедиции в деревню – во второй половине 19 века.

8. Сборники народных песен композиторов – М.А.Балакирева «40 русских народных песен»,

Н.А.Римского-Корсакова «100 русских народных песен», Прокунина (под редакцией Чайковского)

«80 русских народных песен», А.К.Лядова «150 русских народных песен.

9. Советские фольклористы – Земцовский, Рубцов, Гиппиус, Попова, Руднева, Христиансен и др.

10. Первые фольклорные коллективы в России – Славянская капелла Д.А.Агренева-Славянского,

Оркестр русских народных инструментов В.В.Андреева, Русский народный хор М.Е.Пятницкого.

11. Приёмы использования композиторами народной песни:

1. Обработка народной песни – переложение для какого-то состава исполнителей.

2. Цитирование – использование в своем произведении подлинной народной мелодии.

3. Разработка песни – когда на основе народной песни создано самостоятельное художественное

произведение или его часть.

4. Стилизация – композитор сочиняет в народном стиле

12. Эпос - (греч. epos - слово, повествование) - древние историко-героические песни. Повествование

о прошедших событиях, вспоминаемых повествователем.

13. Наиболее известые произведения европейского героического эпоса – в Исландии цикл песен

«Старшая Эдда», англосаксонский эпос «Беовульф», во Франции «Песни о Роланде», испанский

эпос – «Песнь о Сиде», в Германии – «Песнь о Нибелунгах».

14. Баллада - это лиро-эпический жанр народной поэзии на исторические, сказочные и бытовые темы.

15. Русские народные инструменты – струнные (гусли, гудок, балалайка, домра), духовые (свистульки,

свирель, жалейка, рожок, волынка), ударные (ложки, трещотка, рубель, бубен, бубенцы), гармонь.

16. Волынка – кожаный мешок (для накачивания воздуха). Через надувную трубку («Сисак») надувают

воздух. Сисак закрывается специальным клапаном. По бокам меха в головки вставляют три трубки.

Одна - бас, вторая звучит на квинту выше баса. Третья трубка игровая, на ней исполняют мелодию.

17. 2 группы афро-американского фольклора – светские (трудовые песни) и духовные (спиричуэлс).

18. Спиричуэлс – духовные песни негров-рабов. Исполняют хором, без инструментального

сопровождения, хлопая в ладоши и совершая танцевальные движения. Характерные черты:

импровизация, сложная ритмическая структура, синкопы, построение по принципу вопроса-ответа,

пентатоника, шестиступенный лад, колебания между мажорной и минорной терциями.

19. Блюз – сольная лирическая песня американских негров с берегов Миссисипи, выражает

одиночество, тоску по утраченному счастью. Характерные черты: синкопы, «блюзовые» ноты (не

принадлежат к мажору или минору, а располагаются по высоте между ними), постоянная 12-

титактная блюзовая форма сочетается с вокальной и инструментальной импровизацией. Блюз

исполнялся в сопровождении банджо, гитары.

20. Регтайм («рваный ритм»; «разорванное время») – стиль фортепьянной игры и связанный с ним

жанр. Пианист правой рукой исполнял свободную по ритму мелодию, а левой равномерно

чередовал басовые звуки и аккорды. Разрыв ритмического рисунка, смещение акцентов в мелодии

на фоне чёткого аккомпанемента и составляют главную особенность регтайма.

21. Джаз – музыкально-импровизационное искусство, родился в начале 20 века в Новом Орлеане.

22. Календарно-обрядовые песни – это песни древних восточных славян, сопровождавшие языческие

обряды.

23. Языческие боги – Перун (бог грома и молнии), Сварог (бог огня), Велес (бог скота).

Сезонные боги – Ярило, Кострома, Купала.

24. Обряд – это определенные символические действия, отражающие отношение людей к какому-то

явлению.

25. Характерные черты древних обрядов – 1. Анемизм – значит одушевление живой и неживой

природы, вера в существование души и духов, которые управляют миром.

2. Антропоморфизм – представление, что все животные, растения обладают такими же качествами,

как человек. 3. Магизм – вера в то, что слова и совершаемые действия могут влиять на жизнь.

26. 3 группы обрядовых песен –

1. Магические – это заклинания, колядки, веснянки. Имели заклинательный характер,

т.е. о чем в них говорится, то и сбудется в дальнейшем.

2. Символические или сопроводительные. Сопровождают обряд, объясняют его (плачи, свадебные)

3. Игровые – это хороводные, плясовые.

27. Важные даты древнего календаря – 22 декабря (день летнего солнцеворота), 22 июня (день зимнего

солнцеворота), 22 марта (весеннее равноденствие), 22 сентября (осеннее равноденствие).

28. Праздник Коляды – молодежь ходила по дворам, пела хозяевам колядки, в них желали хозяевам

добра, достатка, взамен требовали награду. Если хозяева были жадные, им могли пожелать чего-то

плохого. Колядки считались заклинательными песнями, т.е. что пожелают, то и сбудется.

29. Колядки – это песни праздничного обхода дворов. Для мелодий колядок характерно: небольшой

диапазон; состоят из коротких попевок; повторность этих попевок; вариантность при повторении.

30. Подблюдные песни – предсказательные песни, сопровждали гадания (с 25 декабря по 6 января –

период зимних святок). Гадающие снимали украшения, клали их в блюдо, заливали водой,

закрывали платком и пели подблюдные песни, вынимая при этом украшения. Чьё украшение

вынули, у того в жизни случится то, о чем пелось в песне.

31. Праздник масленицы (проводится за 7 недель до Пасхи) – культ солнца. Магия подобия: пекли

блины (маленькие солнышки), разбрасывали в поле, призывая солнце. В масленичную неделю всех

угощали, устраивали игры, кулачные бои. В конце масленицы делали из соломы чучело или брали

колесо и сжигали, тоже как символ солнца. После масленицы начинался пост.

32. Обряд встречи весны – в марте пекли жаворонков, выносили их в поле или сажали на деревья.

Весну закликали исполнением веснянок. Веснянки звучали, как зовы, кличи, в их основе

призывные интонации.

33. Семицкая или русальская неделя – 7 недель после Пасхи, последний день (50-й день после Пасхи) –

праздник Троицы. Это праздник зеленеющей земли, встреча раннего лета. Украшали жилища

травами, плели венки, гадали, завивали берёзу. Проводили обряд кумления.

34. Праздник Ивана Купалы – 22 июня. Прыгали через костры, обливались водой, купались в реках.

Так происходило очищение водой и огнём перед уборкой урожая.

35. Обряд Похороны Костромы – из костры (отходы конопли, льна) делали чучело, как бы солнце,

укладывали его в корыто и пародировали похороны. Несли к реке и бросали в воду. Обряд

олицетворял круговорот природы, так хотели заручиться в чередовании солнца и дождя.

36. Осенние обряды – проводятся, чтобы поблагодарить землю, бога Нивы за урожай, чтобы вернуть

земле плодородные силы. Обряды зарывания хлеба, украшения последнего снопа.

37. Трудовые песни – сопровождали тяжелую физическую работу, требующую общих усилий. Главная

их функция – сконцентрировать в один момент общие усилия. Разновидность – бурлацкие песни.

38. Музыкальный язык трудовых песен – в их основе лежала квартовая интонация – призывная,

активная, энергичная. Характерно разделение на сольный запев и хоровой подхват, а в конце

обычно исполнялся заключительный возглас-сигнал к выполнению совместного усилия.

39. Семейно-бытовой фольклор – в нем начинают проявляться личностные, индивидуальные черты.

Это:1. Крестинные песни. 2. Колыбельные. 3. Песни-обряды инициаций. 4. Свадебные. 5. Плачи

40. Плач – это форма напевной, поэтической импровизации, связанная с чувствами горечи, скорби.

41. Разновидности плачей: 1.Похоронные 2.Свадебные 3.Рекрутские 4.Бытовые 5.Оброчные.

42. Музыкальный язык плача –1.Однострочный напев 2.Небольшой диапазон.3.Опевание одного звука.

4.Секундовые ходы, стонущие, рыдающие интонации. 5.Глиссандо. 6.Ритмика подчинена тексту.

43. Первая литературная обработка плача – 12 век, плач Ярославны в «Слове о полку Игореве».

44. Исполнители плачей – вопленницы, плачеи. Они импровизировали высоко-художественные,

сложные плачи. Ирина Андреевна Федосова (1820 – 1899 гг.) из Заонежья.

Дополнительные вопросы по народной музыкальной культуре (продолжение).

45. I этап свадьбы - период до венца. Включал обряды:

1. Сватовство.

2. Рукобитие (или сговор), встреча родителей.

3. Смотрины.

4. Девишник.

5. Обряд расплетания косы.

6. Встреча жениха и выкуп невесты.

7. Венчание в церкви.

46. Девишник - на нём присутствовали родственницы и подруги невесты. Во время девишника с

невесты снимали традиционный девичий головной убор – красоту. В песнях восхваляли невесту,

называя её утушкой, лебедушкой.

47. Поезжанские песни – исполнялись во время приближения к дому невесты «поезда жениха».

48. Величальные песни – ими встречали невесту и жениха, а также уважаемых гостей.

49. Корильные песни – шуточные величания, высмеивали человеческие недостатки.

50. В свадебных песнях поэтические тексты в прямой или иносказательной форме излагали содержание

происходящего действия, а напевы раскрывали внутренний смысл обряда, передавали праздничное

или печальное его настроение. Характер песен I этапа был, как правило, печальный, скорбный,

а настроение песен II этапа – праздничное, радостное, веселое.

51. Хоровод – синтетический жанр, объединяющий песню, танец и театрализованное действие. Играл

воспитательную, эстетическую роль, служил для молодежи как бы «школой хороших манер».

52. Виды хороводов: круговые, некруговые, хоровод-шествие.

53. Тематика хороводных песен:

1. Песни, воспроизводящие трудовые процессы.

2. Семейно-бытовая тематика.

3. Социально-обличительная тематика.

4. Лирические хороводы.

54. Типы напевов хороводных песен:

1. Медленные напевы. Характерны размеры 5/4,6/4,7/4, неквадратная структура, распевы.

2. Скорые напевы. Размеры 2/4, 3/4, 4/4. Квадратная структура, легкая членимость (ААББ), большое

значение имеет ритм. Ритмы четкие, на повторяющихся ритмических фигурах.

55. Плясовые песни – тематика любая. Напевы плясовых ритмичны, четкого, квадратного строения,

чтобы было удобно плясать. Для каждой пляски характерны свои ритм, размер, темп.

56. Былины – это легендарные героико-эпические песни и сказы, своеобразно отразившие события

русской истории 10-16 веков. В былинах переплетается фантастика и реальность, вымысел

и история. Образы былинных героев – собирательные.

57. Киевские былины – героический характер, тема защиты отечества от врагов.

3 поколения богатырей: 1. Святозар, Святогор, Святослав.

2. Вольга Святославович, Микула Селянинович.

3. Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович.

58. Новгородские былины – темы дальних странствий, торговых путешествий, новгородский быт, пиры

торговых гостей, кулачные бои. Героями стало купечество: Садко, Василий Буслаев.

59. Скоморохи – странствующие музыканты (были актерами, акробатами, танцорами). Они исполняли

былины-скоморошины (шуточные, сатирические сказы, высмеивающие человеческие пороки).

60. Поэтический язык былин использует ряд особых приемов:

1. Гипербола – преувеличение

2. Тавтология – употребление слов, сходных по смыслу или корню

3. Частые повторения предлогов

4. Начало повествования с отрицания

5. Троекратный повтор

6. Антитезы – отрицание (герой выбирает запретный путь).

61. Музыкальный язык былин – декламация. Диапазон не большой (от терции до сексты), распевы

использовались редко, характерны повторы звуков, их опевания. Сказитель играл на гуслях.

62. Самый древний известный сказитель – Баян, 11-12 век, в «Слове о полку Игореве».

63. В исторических песнях события отражены реально, и образы героев индивидуализированы.

64. Темы, герои исторических песен: борьба с монголо-татарским игом, Иван Грозный, Ермак, Степан

Разин, Емельян Пугачев, Минин и Пожарский, Петр I, Суворов, Кутузов, другие полководцы.

65. Музыкальный язык исторических песен – не имеют своего особого музыкального языка. Песни о

далеких событиях близки былинам. Патриотические песни петровского времени – солдатским

маршам. Песни о борьбе народа за свою волю, молодецкие, разбойничьи песни – лирической песне.

66. В протяжной лирической песне главным было не показать событие, а отразить отношение к этому

событию, выразить чувства, мысли, настроение человека. Ведущее место заняла с 16 века.

67. Тематика лирических песен:

1. О тяжелой женской доле.

2. Любовные, образ соловья.

3. О судьбах вождей и участников крестьянских восстаний.

4. Лирическая рекрутская песня.

68. Характерные черты протяжной лирической песни:

1. Распевность а) развернутость, величавость движения самой мелодии

б) внутрислоговой распев (на один слог от 3 до 20 звуков)

2. Широкий диапазон, ходы на широкие интервалы, заключительный восходящий октавный ход.

3. Свобода, импровизационность развития.

4. Неквадратная структура напева.

5. Размеры: 5/4, 7/4, 6/4, 11/4, переменные размеры.

6. Лады народной музыки, переменные лады.

7. Подголосочная полифония

8. В тексте яркие эпитеты, метафоры, параллелизмы.

9. Мелодия подчиняет себе текст. Поэтому повторы слов, словообрывы, восклицания «Эх», «Ой».

10. За каждым напевом закреплен определенный текст.

69. Частушка – это короткая рифмованная песенка, состоящая из четырех строк.Исполняется говорком,

в звонкой манере. В самостоятельный жанр оформилась в 60 – 70 годы 19 века. Различают 2 вида:

частушки-скороговорки и частушки-страдания (медленные, близки протяжным песням).

70. Городская песня появляется в конце 17 века. Городская народная песня развивалась по двум

направлениям: хоровое (кант) и сольное.

71. Кант – это 3-хголосная песня a cappella (без сопровождения). Два верхних голоса идут

параллельными терциями или секстами, а бас служит гармоническим фундаментом.

Четкий ритм, квадратная структура.

72. Виды кантов:

1. Духовный кант – песня-гимн религиозного содержания.

2. Канты-виваты – о силе и мощи России, о походах русской армии.

3. Морские или навигатские канты. О жизни моряков, о бурной морской стихии.

4. Лирические канты. О России, на любовную тематику.

5. Застольные канты.

6. Пасторальные канты и др.

73. Характерные черты сольной городской песни:

1. Широкий диапазон.

2. Секвенционное развитие.

3. Наличие яркой кульминации.

4. Характерные размеры: 2-х, 3-х, 4-хдольные, ритмы марша, вальса.

5. Строение мелодий обычно квадратное, симметричное.

6. Ладовая основа – мажор и гармонический минор (а не лады народной музыки).

7. Мелодия строится по звукам трезвучий, септаккордов. В сопровождении Т, S, D.

8. Поют под аккомпанемент фортепиано, гармони, гитары.

74. Тематика городских песен:

1. Песни содружества, застольные, студенческие песни, прославляют вольность, молодость, дружбу.

2. Песни о героических событиях прошлого, солдатские марши, патриотические песни.

3. Песни о воле и неволе, которые появились после разгрома восстания декабристов.

4. Бытовые песни о тяжелой жизни ремесленников и рабочих.

5. Песни печальных, лирических раздумий (ямщицкие).

6. На любовную тематику.

75. Русское подголосочное многоголосие сформировалось к 15 веку. В его основе лежит система

подголосков, образующая так называемую подголосочную полифонию. К основной мелодии



надстраиваются подголоски. Это может быть варьированное повторение основного напева

или самостоятельная мелодия.
Каталог: wp-content -> uploads -> 2016
2016 -> Xx неделя здорового сердца
2016 -> Хел Херцог Радость, гадость и обед
2016 -> Правила и сроки госпитализации граждан в обуз курская городская больница
2016 -> «казұму 85 жыл: жетістіктері мен келешегі» халықаралық ғылыми-тəжірибелік конференция аясындағы «клиникалық фармация: халықаралық ТƏжірибе мен қазақстанның денсаулық сақтаудағы даму ерекшеліктері»
2016 -> Перечень видов, форм и условий медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно
2016 -> В рамках Территориальной программы бесплатно предоставляются виды помощи
2016 -> Памятка для пациента: Как предупредить появление и прогрессирование остеохондроза
2016 -> Юрий Александрович Никитин Трансчеловек Странные романы


Поделитесь с Вашими друзьями:




©zodomed.ru 2024


    Главная страница