Клиническая психология



страница1/5
Дата23.04.2016
Размер0.64 Mb.
  1   2   3   4   5
1. КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК СПЕЦИАЛЬНОСТЬ

Специальность "клиническая психология" утверждена приказом Министерства образования РФ № 686 от 02.03.2000г.

По профессиональной ориентации, системе подготовки кадров и фундаментальным основам образования клиническая психология - психологическая специальность широкого профиля, имеющая межотраслевой характер и участвующая в решении комплекса задач в системе здравоохранения, народного образования и социальной помощи населению.

Практическая и научно-исследовательская деятельность специалиста направлена на повышение психических ресурсов и адаптационных возможностей человека, на гармонизацию психического развития, охрану здоровья, профилактику и преодоление недугов, психологическую реабилитацию.

Объект клинической психологии - человек с трудностями адаптации и самореализации, связанными с его физическим, социальным и духовным состоянием.

Предметом профессиональной деятельности специалиста являются психические процессы и состояния, индивидуальные и межличностные особенности, социально-психологические феномены, проявляющиеся в различных областях человеческой деятельности.



В результате обучения клинической психологии студент должен:

  • В области психодиагностики уметь проводить психологическое исследование с учетом нозологической и возрастной специфики исследуемых в связи с задачами диагностики, дифференциальной диагностики, различных видов медико - психологической экспертизы и оценки эффективности лечения и реабилитации.

  • Обладать навыками использования основных методов психологической коррекции (индивидуальной, групповой, семейной психотерапии) в работе с больными и их родственниками.

  • Владеть различными методами консультирования здоровых лиц.

  • Владеть навыками и умениями в организации психотерапевтической среды и психотерапевтического сообщества в учреждениях здравоохранения, образования и социального обеспечения.

  • Уметь привлекать специалистов более высокой квалификации с целью анализа собственного диагностического и коррекционного процесса для постоянного профессионального совершенствования; иметь опыт участия в личностно-ориентированных тренингах, преимущественно в групповых формах, с целью проработки собственной психологической проблематики.

История

Первая психологическая клиника была открыта 1896г. в Пенсильвании, США Лайтнером Уитмером (1867-1956), который в 1907г. начал издавать журнал "Психологическая клиника", в первом выпуске которого предложил новую специализацию для психологов – клиническую психологию. Формально клиническая психология была признана в качестве самостоятельной дисциплины в 1917г., когда в США была создана специальная секция по клинической психологии, вошедшая в 1919г. в состав Американской психологической ассоциации.

До официального утверждения приказом Министерства образования специальности "клиническая психология" в России существовала1 медицинская психология.

Медицинская психология сформировалась в конце ХIХ века в Европе и история медицинской психологии тесно связана с историей психологии.

В 1874г. Вильгельм Вундт (1832-1920) выпустил книгу "Основы физиологической психологии", а в 1879г. основал в Лейпциге первую лабораторию экспериментальной психологии, став как бы основоположником научной психологии.

Неоценимый вклад в становление и развитие медицинской психологии внесли немецкоязычные авторы (именно в Швейцарии, в Базеле, Карлом-Густавом Юнгом была организована первая в мире кафедра медицинской психологии).

В понимании Э.Кречмера и К.-Г.Юнга, медицинская психология – это "психология из практики врача для практики врача" с уклоном в психотерапию, которая изучает психологию больного, страдающего и анормального человека, в особенности нарушения личности, поведения, влечений, вопросы психической конституции человека и неврозы. Решающее значение в исправлении, коррекции таких состояний они придавали различным видам психотерапии. Такой подход к пониманию существа медицинской психологии оказался достаточно устойчивым и в настоящее время имеет много сторонников (однако однозначного, общепринятого определения медицинской психологии не было и нет)2.

Первая экспериментально-психологическая лаборатория в России была открыта В.М.Бехтеревым в 1885г. при медицинском факультете Казанского университета. В 1886г. такая же лаборатория была организована в Москве в психиатрической клинике С.С.Корсаковым (специальный курс психологии для студентов-медиков С.С. Корсаков еще за год до открытия лаборатории поручил читать своему ассистенту А.А. Токарскому, в дальнейшем заведующему лабораторией). В 1904г. на заседании Российского общества невропатологов и психиатров была избрана специальная комиссия для рассмотрения и систематизации новейших клинико-психологических методов. В 1908г. А.Н.Бернштейн опубликовал первое в России руководство "Клинические приемы психологического исследования душевнобольных", а в 1911г. вышел в свет "Атлас психологического исследования личности" Ф.Г.Рыбакова.

В 1918г. был организован специальный институт по исследованию детей с недоразвитием психической сферы, названный впоследствии Медико-педологическим институтом; в нашей стране стала зарождаться новая специальность – медицинский психолог. Развитию медицинской психологии в значительной мере способствовали успехи общей психологии.

Однако 4 июля 1936 года появилось знаменитое постановление ЦК ВКП (б) "О педологических извращениях в системе Наркомпроссов"; с этого периода правомерно говорить о советской психологии, когда споры разрешались через апелляцию к партии и за "марксистскую перестройку психологии" (начатую К.Н.Корниловым, Л.С. Выготским, А.Р.Лурия, П.П.Блонским и многими другими учеными, ставшими в конечном счете и первыми жертвами этой перестройки). Психологическая наука была несправедливо подвергнута острейшей критике, что значительно сузило сферу деятельности медицинской психологии.

Серьезным событием в истории отечественной медицинской психологии была также и Объединенная сессия Академии наук СССР и Академии медицинской наук СССР (1950), посвященная учению И.П.Павлова. Выполняя в большей мере государственно-идеологический заказ, нежели рассматривая действительно научные вопросы, эта сессия во многом затормозила развитие медицинской психологии в СССР, подменив психологию физиологией.

О формальном возрождении научной психологии в нашей стране можно говорить с середины 1950-х годов. Соответственно, на I съезде общества психологов в 1959г., на II съезде этого общества в 1963г. и на IV съезде невропатологов и психиатров в 1963г. был представлен ряд докладов, свидетельствовавших о том, насколько важна медицинская психология для клиники (Б.В.Зейгарник, М.С.Лебединский, А.Р.Лурия, В.Н.Мясищев, К.К.Платонов и др.). В 1962г. Академией наук СССР, Академией медицинских наук СССР, Академией педагогических наук РСФСР и Министерствами высшего и среднего специального образования СССР и РСФСР было созвано Всесоюзное совещание по философским вопросам физиологии высшей нервной деятельности и психологии. На этом совещании был подведен итог достижениям советской науки в этих направлениях и намечены пути дальнейшего развития психологии, в частности, медицинской психологии. В постановлении этого совещания, в том числе, ставились задачи борьбы с биологизацией человека.

В отечественной системе высшего медицинского образования преподавание медицинской психологии было введено с 1965/1966 учебного года.

В целом, несмотря на отмеченные проблемы, отечественная клиническая психология возникла не на пустом месте.

После падения идеологических догм в конце 1980-х гг. начинается бум психологии со многими негативными проявлениями (при очень ограниченном количестве квалифицированных профессорско-преподавательских кадров и способных обеспечить на должном уровне учебный процесс вузов резко возрастает число выпускаемых специалистов; очень широкое распространение получают очные и очно-заочные формы подготовки, преимущественно сводящиеся к оплате обучения при крайне низкой требовательности к учащимся; при огромном дефиците грамотных учебников очень большое количество спекулятивной литературы и спорной, некорректно переведенной западной литературы).

Первый в медицинских вузах России факультет клинической психологии открыт в 1997г. в Северном государственном медицинском университете (г. Архангельск).



Краткая характеристика современной ситуации

с клиническими психологами в РФ

Основными документами, регламентирующими деятельность клинических психологов, являются:



  • Приказ Министерства Здравоохранения РФ № 294 от 30.10.1995г. "О психиатрической и психотерапевтической помощи" (приведены должностные обязанности медицинского психолога, участвующего в оказании психиатрической и психотерапевтической помощи).

  • Приказ Министерства Здравоохранения РФ № 391 от 26.11.1996г. "О подготовке медицинских психологов для учреждений, оказывающих психиатрическую и психотерапевтическую помощь".

  • Приказ Министерства Здравоохранения РФ № 438 от 16.09.2003г. "О психотерапевтической помощи" содержит положения о медицинском психологе, участвующих в оказании психотерапевтической помощи.

На 2000г.: 52,9% медицинских психологов работали в учреждениях психоневрологического и психиатрического профиля; остальная часть занята в многопрофильных учреждениях в составе психотерапевтических отделений и кабинетов (в психиатрической помощи принимало участие немногим более 1500 психологов); укомплектованность учреждений медицинскими психологами составляла от 0 в Магаданской области до 20% в Архангельской области. Дефицит кадров медицинских психологов составлял в целом по России около 6 тысяч человек.

С конца 1990-х гг. начинается бум подготовки клинических психологов в медицинских и не медицинских вузах, в том числе и в негосударственных (в частности, в 20 из 48 медицинских вузов РФ открыты факультеты клинической психологии).

На 01.09.2005г. в лечебно-профилактических учреждениях Волгограда и области было открыто 157 штатных должностей медицинских психологов; было занято 115 ставок, на которых работали 73 медицинских психолога.

Основные сферы деятельности клинических психологов - психодиагностика (на её долю приходится 75% объёма деятельности) и психологическое консультирование с психокоррекцией (15%; психокоррекция тесно соприкасается с психотерапией и часто их разграничить затруднительно).

Кроме этих, достаточно традиционных направлений клинической психологии, стоит отметить и такую широкую сферу её применения как педагогика; дошкольное, начальное и общее среднее образование. Правильная постановка работы психологических служб в образовательных учреждениях позволяет обеспечить предупреждение, ранее выявление и полноценную коррекцию дезадаптационных состояний и психогенных форм отклоняющегося (девиантного) поведения детей, подростков и юношества. Наряду с этим, в последнее время все большее значение стало уделяться и медицинской педагогике.

"Медицинская психология" и "клиническая психология": соотнесение понятий

Поскольку отечественная клиническая психология имеет много общего с медицинской психологией, то встаёт вопрос о соотнесении понятий "медицинская психология" и "клиническая психология"; в чем, собственно говоря, их различия (если эти различия есть). Можно выделить следующие, наиболее распространенные точки зрения:



  • Медицинская психология и клиническая психология - тождественные понятия, фактически - синонимы.

  • Отношение клинической психологии к медицинской такое же, как отношение клиники к медицине вообще; клиническая психология - эта та прикладная часть медицинской психологии, которая определяется потребностями клиники, т.е. медицинская психология более широкое понятие, чем клиническая психология. Но подобный подход основан на сопоставлении терминов "медицина" и "клиника" с последующим чисто механическим, автоматическим переносом этого на понятия "медицинская психология" и "клиническая психология", с чем нельзя согласиться.

  • "Медицинская психология" выступает как собирательный образ области и места психологической специальности, а "клиническая психология" претендует на целостную научную и практическую психологическую дисциплину, но, пожалуй, в России в первое десятилетие ХХI века она только "претендует".

Окончательное подведение черты под дискуссией о соотнесении "медицинской" и "клинической" психологии, скорее всего, вообще невозможно, поскольку сами эти понятия определяются достаточно по-разному (и не только в РФ)3. При этом разные подходы в нашей стране связаны не только с традиционным противостоянием московских и санкт-петербургских школ, но и с разной позицией психологов и врачей (в частности, для врачей гораздо привычнее термин "медицинская психология", а для психологов - "клиническая психология", причем для психологов раздел, условно названный "психология в медицине", вследствие его незнания, практически не существует, за исключением психотерапии, психокоррекции и психологического консультирования). Также стоит отметить, что на практике термины "медицинская психология" и "клиническая психология" чаще всего используются как равноценные, хотя термин "медицинская психология" постепенно сходит на нет, а "клиническая психология" становится доминирующим понятием (не столько вследствие его большей точности, сколько из-за доминирования в настоящее время представлений англоязычного, в первую очередь, американского, подхода).

Клиническая психология включает следующие основные разделы:

  1. Психологию аномального развития (специальную психологию).

  2. Психологию отклоняющегося (девиантного) поведения.

  3. Нейропсихологию, изучающую связь психических процессов с отдельными мозговыми системами, нарушения психической деятельности

  4. Патопсихологию - отрасль психологии, изучающую закономерности нарушений психической деятельности и свойств личности.

  5. "Психологию в медицине", т.е. то, к чему ранее преимущественно и сводилась медицинская психология и что подразделялось на:

  • общую медицинскую психологию, куда относилось:

- психология больного (и его родственников), медицинского персонала, лечебно-профилактических учреждений;

- психосоматические и соматопсихические взаимовлияния;

- учение об индивидуальности (темперамент-характер-личность в контексте медицины);

- медицинская деонтология и этика (в последнее время всё чаще относимые к биоэтике);

- психогигиена, психопрофилактика и психотерапия (с включением в настоящее время психокоррекции и психологического консультирования);


  • частную медицинскую психологию, раскрывающую ведущие медико - психологические аспекты при определенных формах болезней (в хирургии, кардиологии, при СПИДе, дефектах органов и систем и т.д.) или в определенных ситуациях (например, в трудовой или военной экспертизе).

При этом важными составляющими почти всех разделов являются " Психодиагностика" и "Психофармакология" ("Клиническая психофармакология", исследующая влияние лекарственных веществ на психическую деятельность человека).

Основные методы исследования:

1. Наблюдение за поведением больного.

2. Беседа (расспрос) клиента (больного), а при возможности - его родственников или близких людей. В медицине традиционно выделяют медицинский анамнез, который включает анамнез жизни и анамнез заболевания. Психологический анамнез (в контексте медицины) отличается от медицинского тем, что его задача - установить сложившуюся систему отношений больного, особенно отношение к болезни, и оценить, насколько болезнь изменила всю эту систему. Психологический анамнез призван выяснить, какое отражение болезнь получает в субъективном мире больного, как сказывается на его поведении, на всей системе личностных отношений. Для сбора психологического анамнеза важно не только на что жалуется больной, но и в какой манере, какими словами эти жалобы предъявляются и даже то, о чем он отказывается говорить.

При сборе психологического анамнеза основное внимание следует уделять следующим темам (оптимальное время первичной беседы психолога с пациентом - 1 час; если во время первой встречи пациент не хочет о чем-то рассказывать, то не надо настаивать):

а) перенесенные болезни, в первую очередь тяжелые, особенно, реакция больного на них;

б) профессиональный путь и деятельность, удовлетворенность ими;

в) развитие семейных и интимных отношений;

г) отношение с непосредственным окружением вне семьи (с сослуживцами, соседями, приятелями) - во-первых, здесь также очень часто бывают конфликты, причины для неприятных переживаний; а, во-вторых, очень важно оценить, может ли больной рассчитывать за пределами семьи на поддержку и сопереживание или, наоборот, имеется полная эмоциональная изоляция;

д) наиболее серьезные события в прошлой жизни представляют интерес прежде всего возможностью оценить адекватность вызванной ими реакции;

е) характер употребления спиртных напитков, курение.

Расспрос больного и его родственников может проводиться:

- путем самозаполнения больным предложенной ему анкеты с заранее сформулированными вопросами;

- в форме свободной беседы с последующим изложением в произвольном виде;

- в форме беседы с последующим изложением в формализованном виде (что наиболее предпочтительно).

Наблюдение и расспрос при их внешней простоте имеют очень большое значение.

3. Психологическое тестирование или экспериментально-психологическое исследование, носящее вспомогательный характер.

Психологическое тестирование можно рассматривать как своеобразную функциональную пробу, когда специфическими нагрузками служат экспериментальные задания, выполнение которых требует напряжения тех или иных психических функций.

Задачей психологического исследования является уточнение, более четкое определение характера и степени выраженности психологических изменений в целях диагностики, экспертизы, оценки результатов лечения и прогнозирования состояния больного.

4. К методам исследования можно отнести анализ творчества больного, например, его письма, дневники, рисунки, фотографии и т.д.

ЛИТЕРАТУРА:



  1. Казаковцев Б.А. Региональные программы неотложных мер развития психиатрической помощи // Социальная и клиническая психиатрия. - 2001. - Т.11, вып. 2. - С.7-10.

  2. Клиническая психология: Учебник / Под ред. Б.Д.Карвасарского. - СПб: Питер, 2002. - 960 с.

  3. Лакосина Н.Д., Ушаков Г.К. Учебное пособие по медицинской психологии. - М.: Медицина, 1976. - 320 с.

  4. Майерс Д. Социальная психология: Пер. с англ. - СПб.: Питер Ком, 1998. - 688 с.

  5. Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология. Практическое руководство. - М.: МЕДпресс, 1998. - 592 с.

  6. Мягков И.Ф., Боков С.Н. Медицинская психология: основы патопсихологии и психопатологии: Учебник для вузов. - М.: Изд-во корпорация "Логос", 1999. - 232 с.

  7. Сидоров П.И., Парняков А.В. Клиническая психология: Учебник. - 2-е изд., доп. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002. - 864 с.

  1. Тарасова Л.А., Думкин В.Н., Деларю В.В. Роль психологических исследований в клинике профзаболеваний // Гигиена труда и профессиональные заболевания. - 1992. - № 1. - C.31-33.

  2. Хомская Е.Д. Клиническая психология и нейропсихология: целое или часть ? // Вопросы психологии. - 2003. - № 5. - С.33-46.

  1. ЗДОРОВЬЕ И ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ. КРИТЕРИИ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ. ПРЕПАТОЛОГИЧЕСКИЕ (ДОНОЗОЛОГИЧЕСКИЕ) СОСТОЯНИЯ.

Здоровье.

Состояние здоровья определяется 4-мя ведущими факторами: социально-экономическими (на 50%), генетическими (биологическими, до 20%), экологическими (до 20%), состоянием медицинской помощи населению (до 10-15%).

В знаменитом определении ВОЗ (1948) - "здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов" - акцент также сделан на "социальном" в здоровье и уменьшении "медицинской" составляющей понятия; в настоящее времени реальное понимание международным сообществом здоровья разрушает те устойчивые стереотипы, которые достаточно жестко привязывают здоровье к медицине. Здоровье начинает восприниматься и пониматься в более широком контексте и для его оценки всё шире используются другие параметры, чем официально принятые в нашей стране (болезненность и заболеваемость).

Болезненность - совокупность всех заболеваний, обнаруженных и зарегистрированных в данном календарном году (независимо от времени их возникновения и первичного диагностирования), приходящихся на 1000 человек населения (большинство болезней), 10000 населения (психические болезни), 100000 населения (инфекционные болезни).

Заболеваемость - общее число впервые обнаруженных и зарегистрированных за определенный период времени заболеваний, приходящихся на 1000, 10000 и 100000 человек населения (изучаемого контингента).

Разрабатываются и используются принципиально иные, более информативные в плане качества (в отличие от заболеваемости, болезненности и других соответствующих принятых в России характеристик) единицы здоровья - "год здоровой жизни" (YOHL - year of health life), просто "здоровый год" (well-year), "пересчитанный по качеству год жизни" (QALY - quality-adjusted life year), "пересчитанный по инвалидности год жизни" (DALY - disability-adjusted life year; год жизни с нарушением функциональных возможностей). Один DALY равен потерянному году "здоровой" жизни. Индекс DALY объединияет социальные потери из-за преждевременной смертности (разница между фактическим возрастом на момент смерти и ожидаемой продолжительностью жизни в этом возрасте в здоровой популяции) и болезненности. В ежегодных отчетах ВОЗ социальные потери вследствие 150 заболеваний и травм в отдельных регионах мира и группах стран со сходным экономическим развитием рассматриваются в рамках "обобщенного бремени болезни" - The Global Burden of Disease (GBD), сопряженного с DALY.

Активно подсчитывается индекс развития человеческого потенциала, который постепенно становится всё более "официально признанным" и используемым международным сообществом показателем.

Индекс развития человеческого потенциала исчисляется при этом путем суммирования 3-х частных индексов (индекса уровня жизни, измеряемом на базе валового внутреннего продукта на душу населения; индекса ожидаемой продолжительности жизни; индекса образования); индекс средней ожидаемой продолжительности жизни, определяемый с помощью статистики смертности и используемый как показатель долголетия, и выступает как наиболее достоверная характеристика (естественно, тоже не лишенная недостатков) здоровья населения.

Человеческий потенциал разных стран определяется Программой развития ООН. С 1990г. ООН публикует ежегодные "Доклады о развитии человека" о совокупном индексе развития человеческого потенциала разных стран. В 1990-м году РФ была на 40-м месте; с середины 1990-х годов занимает место в 7-м десятке стран в значительной мере из-за средней продолжительности жизни - даже экономический компонент в меньшей мере повлиял на столь незавидное место.

В 1999-м - на 71-м;

в 2000-м - на 62-м;

в 2001-м - на 55-м (между Белизом, бывшей английской колонией, и Малайзией);

в 2002-м - на 60-м (из 173 стран; первые 6 мест - Норвегия, Швеция. Канада, Бельгия, Австралия, США: последние - Мозамбик, Сьерра-Леоне);

в 2003-м - на 63-м (из 175 стран; первые - Норвегия, Исландия, Швеция);

в 2004-м - на 57-м (после Болгарии; первые - Норвегия, Швеция, Австралия, Канада, Нидерланды).

По определению ВОЗ качество жизни - это "восприятие людьми своего положения в жизни в зависимости от культуральных особенностей и системы ценностей и в связи с их целями, ожиданиями, стандартами и заботами".

4 базовые составляющие здоровья: физическая, психическая, социальная и духовная.

Компоненты социального здоровья:



  • социальная активность, овладение множественными социальными ролями;

  • семейный и общественный статус (наличие гармоничных семейных отношений, успешность профессиональной деятельности);

  • компетентность в общении, навыки конструктивного разрешения конфликтных и проблемных ситуаций;

  • соответствие уровня притязаний и социальных достижений (успешности) личности.

Критерии духовного здоровья:

  • осмысленность и наполненность бытия;

  • осознанное, ответственное, творческое отношение к жизни;

  • понимание своего пути, видение перспективы;

  • стремление к самоактуализации;

  • гармоничность отношений с собой и окружающим миром;

  • вера, приоритет духовных потребностей и ценностей;

  • достижение оптимального баланса между "сиюминутным" и "вечным", индивидуальным и коллективным, материальным и духовным.

Психическое здоровье. Критерии психического здоровья.

Эксперты ВОЗ дают своё определение психическому здоровью исходя из определения здоровья ВОЗ: ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ - это определенный резерв сил человека, благодаря которому он может преодолеть неожиданные стрессы или затруднения, возникающие в исключительных обстоятельствах.

Уточняя это понятие, Н.Д.Лакосина и Г.К.Ушаков выделили некоторые критерии психического здоровья, основные из которых:


  1. Отсутствие нарушений психических функций, т.е. отсутствие нарушений в познавательной, эмоционально-чувственной и двигательно-волевой сферах.

  2. Причинная обусловленность психических явлений, их соответствие силе и частоте внешних раздражителей, адекватность реакций на общественные события.

  3. Чувство постоянства и идентичности переживаний в одинаковых ситуациях.

  4. Максимальное приближение субъективных образов объектам действительности.

  5. Согласованность представлений об объективной реальности у данного человека с представлениями большинства людей.

  6. Критический подход к обстоятельствам жизни.

  7. Высокая приспособляемость организма к типичной для него среде с хорошей семейно-бытовой и профессиональной адаптацией, способность изменять способ поведения в зависимости от изменений окружающей среды (в первую очередь, жизненных ситуаций). Согласованность различных сторон нервно-психической деятельности обеспечивает адекватность реакций жизненным условиям и способность разрешать жизненные задачи.

При этом не стоит абсолютизировать названное, речь идет о совокупности критериев, а что касается отсутствия жестких, конкретных цифр - с точки зрения кибернетики, любая система может устойчиво функционировать только благодаря отсутствию определяющих ее жестких рамок. По сравнению с различными видами животных, адаптационные возможности человека, имеющего в отличие от них, не только биологическую, но и социальную базу, определяются наиболее широким фондом набора "гибких звеньев", позволяющих при взаимодействии с окружающим удерживать существенные переменные в физиологических пределах.

7-й пункт в значительной мере вытекает из предыдущих и носит как бы интегративный характер, его можно назвать психической адаптацией. Ведущее положение в иерархии звеньев психической адаптации принадлежит подсистемам, обеспечивающим:

а) поиск, восприятие и переработку информации;

б) эмоциональное реагирование, создающее, в частности, личное отношение к получаемой информации;

в) социально-психологические контакты;

г) бодрствование и сон.

Нарушение психической адаптации начинается с нарушения наиболее тонких и высокоспециализированных функций:


  • отдельных элементов самосознания (самоконтроля, самооценки и др.);

  • отдельных элементов социального сознания (высших эмоций, нравственной убежденности и др.).

Барьер психической адаптации базируется на двух, биологической и социальной основах, но по существу является их единым интегрированным функционально-динамическим выражением.

Понятие о донозологических (предболезненных) расстройствах

В 1911г. Жанэ отметил, что все невротические (пограничные) расстройства являются нарушением приспособления к новым внешним и внутренним обстоятельствам.

Важнейшим показателем пограничных состояний является нехватка "степеней свободы" адекватного и целенаправленного реагирования в условиях психотравмирующей ситуации.

Постоянно нуждается в психиатрической помощи около 21 млн. человек, т.е. 14% населения, психиатрическая служба оказывает помощь не более, чем 5% (3-6% населения нуждаются в систематической психиатрической помощи; наиболее тяжелые пациенты составляют 0,3-0,5%).

До 40% населения имеют какие-либо нарушения психической деятельности. Свободны от каких-либо психических нарушений менее 35% т.е. всего одна треть людей. Оставшиеся имеют те или иные психические расстройства, но при этом 60-70% "носителей" симптомов не нуждаются вообще в помощи (медицинской, психологической). Большинство людей можно отнести к имеющим клиническое выражение напряженной функциональной деятельности адаптационного барьера - т.е. напряжению психической адаптации, что правомерно иначе называть предболезненными расстройствами, донозологическими нарушениями и т.д. и рассматривать как непатологические проявления.

Предболезненные (непатологические) расстройства делятся на 3 варианта:

а) преобладание неспецифических, чаще астенических, феноменов - повышенной утомляемости, истощаемости; а также - тревожной напряженности, вегетативных дисфункций, расстройств ночного сна, возникновения и декомпенсации психосоматических расстройств, снижения порога переносимости вредностей.

б) "заострение", усиление акцентуированных личностно-типологических черт;

в) соматизированные эквиваленты - до 30% (а по мнению некоторых ученых до 50%) больных в соматических поликлиниках не имеют, собственно, соматических заболеваний, а нуждаются в некоторой коррекции эмоционального состояния.

К тому же, при повторном обследовании через 1,5-2 месяца в 60-70% случаев донозологические расстройства уже не выявляются.

Донозологическим (предболезненным) расстройствам, как правило, свойственны следующие черты, которые отличают их от болезни:

1. Большая степень критики к своему состоянию и способность контролировать его, можно даже говорить о полной самокоррекции. Этим предболезненные расстройства принципиально не отличаются от состояния здоровья, поэтому их и относят к здоровью.

2. Слишком кратковременный, эпизодический характер.

3. Отсутствует закономерный характер всех проявлений, симптомы не укладываются в синдромы (например, усталость не укладывается в астенический синдром).

4. Не только принципиальная обратимость, но даже принципиальная возможность "выигрыша" в результате благополучного разрешения предболезненного кризиса ("эффект закаливания").

ЛИТЕРАТУРА:



  1. Александровский Ю.А. Начальные проявления невротических расстройств // Клиническая медицина. - 1988. - № 9. - С.58-65.

  2. Зозуля Т.В., Ротштейн В.Г., Сулицкий А.Н. К проблеме распространенности и выявляемости психических расстройств // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С.Корсакова. - 1994. - Т.94, № 4. - С.99-103.

  3. Лакосина Н.Д., Ушаков Г.К. Учебное пособие по медицинской психологии. - М.: Медицина, 1976. - 320 с.

  4. Любов Е.Б., Белякова О.В., Загиев В.В., Литвинцева Л.Н. Определение бремени психических и поведенческих расстройств в концепции DALY // Социальная и клиническая психиатрия. - 2003. - Т.13. вып.1. - С.11-14.

  5. Ротштейн В.Г., Ястребов В.С., Богдан М.Н., Сейку Ю.В. Современная система психиатрической помощи: эпидемиологический аспект // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. - 2001. - Т. 101, № 3. - С.42-47.

  6. Юдин Б.Г. Здоровье: факт, норма и ценность // Мир психологии. - 2000. - № 1 (21). - С.54-68.



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5




©zodomed.ru 2024


    Главная страница