Антикризисные коммуникации нефтегазовой компании в условиях чрезвычайной ситуации



Скачать 31.06 Kb.
Дата18.09.2017
Размер31.06 Kb.

Владимиркина С.С. (г. Санкт-Петербург)

Антикризисные коммуникации нефтегазовой компании в условиях чрезвычайной ситуации

В самом общем понимании нефтегазовая компания – это бизнес-организация, осуществляющая деятельность по разведке, добыче, транспортировке, переработке нефти и газа, а также по сбыту нефтепродуктов и нефтехимикатов.Нефтегазовая промышленность относится к сфере производственной деятельности повышенной опасности, как с точки зрения сложной технологической структуры нефтегазовых компаний, так и возникновения чрезвычайных ситуаций, негативного влияния на окружающую среду, которые негативно влияют на репутацию нефтегазовых компаний. Актуальность подробного изучения антикризисных коммуникаций нефтегазовых компании обусловлена необходимостью выявления способов предотвращения кризисных ситуаций или снижения негативного влияния кризисов на деятельность нефтегазовых компаний.



Объектом исследования выступают антикризисные коммуникации нефтегазовых компаний, предмет – антикризисные коммуникации нефтегазовой компании в условиях чрезвычайной ситуации.

Цель статьи: выявление антикризисных стратегий нефтегазовой компании в условиях чрезвычайной ситуации.

Теоретическая рамка исследования:теория последовательного управлениякоммуникациями в соответствии со стадиями кризисаР. Улмера, Т. Селлнау и М. Сиджера [5, с. 30]. Теория восстановления имиджаУ. Бенуа[1]сводится к коммуникативным возможностям организации. Разработанные автором стратегии выражены защитными функциями организации, способствующие восстановлению репутации организации вследствие возникновения кризиса.Ситуационная теория кризисных коммуникаций Т. Кумбса[2, с. 168]связывает тип кризисной ситуации с коммуникационными стратегиями кризисного реагирования на основании восприятия событий или явлений стейкхолдерами.Отметим, что рассматриваемые теории носят менеджерский характер, так как в них особое внимание уделяется тактическому уровню коммуникаций (как реагировать на последствия кризис с помощью коммуникаций).

Алгоритм процедуры исследования.Анализ кризисного кейса предусматривает рассмотрение ситуации в соответствии с тремя циклами кризиса: на предварительном этапе, этапе кризисного управления, пост-кризисном этапе [5, с.12], на кризисном этапе выявляются кризисные стратегии нефтегазовой компании[1].

15 июня 2014 года в 23:37 по местному времени произошел взрыв наАчинскомнефтеперерабатывающем заводе(далее – Ачинский НПЗ,принадлежит крупнейшей российской публичной нефтегазовой компании ОАО «НК «Роснефть»). Сообщение об этом спасателям поступило в 23:53. По прибытии на место чрезвычайного происшествия было установлено, что произошло разрушение отдельно стоящей ректификационной колонны рядом с цехом №1, возникло загорание в обваловании на площади 300 кв. м. В 01:05 пожар был локализован на площади 400 кв. м. При взрыве и пожаре погибло 8 человек, 30 пострадало. Взрыв и пожар наАчинском НПЗ стал самым крупным в мире страховым случаем в 2014 году. Ущерб предприятию был оценён в 440 млн. рублей.

Пожар на Ачинском НПЗмы относим к типу чрезвычайной ситуации, так как событие произошло внезапно, характеризуется ограниченностью временных ресурсов для подготовки и планированияантикризисных мер[6, с. 10]. Таким образом, мы понимаем, что в этой ситуации руководство завода, специалисты по связям с общественностью попали в условия неопределенности, существования угрозы жизни, дефицита времени на реакцию. Взрыв на Ачинском НПЗ можно рассматривать как классический пример управления кризисом. Очевидно, что компания была готова к неопределенности, связанной с взрывом наАчинском НПЗ. Менее чем за два часа после начала взрыва официальные представители компании организовали оперативный штаб на месте происшествия, в центральном офисе компании была сформирована комиссия по ликвидации происшествия на НПЗ, установили процесс диалога со СМИ, компания была в курсе всех событий: что, где, когда, количество погибших, пострадавших, пропавших.

В ходе кризисного управления компания опубликовала на корпоративном сайте компании сообщение, которое содержало в себе эффективные кризисные стратегии в чрезвычайной ситуации по восстановлению репутации организации:

15 июня 2014 года наАчинском нефтеперерабатывающем заводе произошла серьезная авария, в которой, к сожалению, погибли и пострадали люди. Президент и весь коллектив Компании выражают искренние соболезнования родственникам погибших, − стратегия выражения сочувствия;

На месте происшествия работает Оперативный штаб под руководством вице-президента ОАО «НК «Роснефть». Разработан План ликвидации последствий чрезвычайной ситуации и полного восстановления предприятия. Ситуация находится под личным контролем Президента Компании Игоря Сечина, − стратегия принятия ответственности, а также действия по исправлению ситуации;

Все работники, пострадавшие в ходе чрезвычайного происшествия, получают необходимую медицинскую помощь в полном объеме…, − стратегия принятия ответственности, действия по исправлению ситуации, а также стратегия умаления обвинения с помощью компенсации − …тяжело травмированные переведены в Ожоговый центр Краевой клинической больницы г. Красноярск – одно из лучших лечебных учреждений России… Мы надеемся на скорейшее выздоровление всех наших коллег

Компания оказывает материальную помощь пострадавшим и родственникам погибших, осуществляет контроль по осуществлению страховых выплат. Все семьи погибших работников будут взяты под опеку Компанией…, − стратегия действия по исправлению ситуации, умаления обвинения с помощью компенсации, демонстрации заботы о своих сотрудниках;

ОАО «НК «Роснефть» приложит все усилия для восстановления производства в сжатые сроки, − стратегия действия по исправлению ситуации;

На момент аварии Ачинский НПЗ находился на плановом профилактическом ремонте… В связи с аварией приняты дополнительные меры по бесперебойному обеспечению потребителей топливом, − стратегия принятия ответственности перед стейкхолдерами, действия по исправлению ситуации.

Антикризисные стратегии компании в сложившихся условиях были направлены, в первую очередь, на взаимодействие с внутренними стейкхолдерами: пострадавшие, их родные и близкие.

В ходе анализа антикризисного кейса нами были выявленыкоммуникационные ошибки со стороны руководства компании. Недостаточно активное взаимодействие компании со СМИ в последующие дни после взрыва.Официальная информация от имени компании ОАО «НК «Роснефть» появилась на корпоративном сайте только на вторые сутки после локализации пожара наАчинском НПЗ: после получения информации об объявлении траура в Красноярском крае, о возбуждении уголовного дела. В условиях чрезвычайной ситуации необходимо регулярно реагировать на последствия аварии, постоянно взаимодействовать со СМИ. Данный подход не побудил бы слухов в СМИ о повышении цен на нефть из-за пожара[3].


Пост-кризисный (восстановительный) этап кризисной ситуации характеризуется принятием управленческих решений. Руководство компании ввели организационные, кадровые, технологические и корпоративно-социальные изменения в области промышленной безопасности, способствующие дальнейшему развитию компании:

1. Совещание президента ОАО «НК «Роснефть» наАчинскомНПЗ по вопросам обеспечения промышленной безопасности и проведения восстановительных работ после аварии (28 июня 2014):

объявление официальных причин взрыва наАчинском НПЗ: во время монтажа подрядчик не проконтролировал плотность соединений оборудования;

− принятие кадровых решений: от занимаемых должностей освобождены руководители предприятия. Новым генеральным директором Ачинского НПЗ назначен Алексей Демахин, ранее занимавший должность первого заместителя генерального директора Саратовского НПЗ;

утверждение поэтапного плана полного восстановления АНПЗ;


− оказание помощи и социальной поддержки семьям погибших и пострадавших в результате аварии;

− утвержден перечень мер, которые обеспечат бесперебойное снабжение региона нефтепродуктами и не допустят повышения действующих цен на топливо;

2. Дополнительные кадровые изменения: введение должности вице-президента по промышленной безопасности; на новую должность назначен Павел Рассадкин; увольнение вице-президента ОАО «НК «Роснефть» Игоря Павлова;

3. В отчёте об устойчивом развитии компании в 2014 году добавился раздел «Аварии на объектах ОАО «НК «Роснефть»[4, с.53], где размещаются кризисные кейсы компании. Взрыв на Ачинском НПЗ детально описан в данном разделе с указанием причин возникновения чрезвычайной ситуации, последствиями и нанесенным ущербом компании.



Таким образом, теоретический и эмпирический анализ показал, что в настоящее время антикризисные коммуникации рассматриваются в контексте управления ими в момент возникновения кризиса (тактический уровень). Для предотвращения кризисных ситуаций необходимо заниматься их стратегическим изучением. Эффективные антикризисные коммуникации способствуют восстановлению репутации нефтегазовых компаний в условиях чрезвычайной ситуации и основаны на стратегиях установления процесса диалога со стейкхолдерами, оперативного и регулярного реагирования, стратегии выражения сочувствия, стратегии принятия ответственности, стратегии действия по исправлению ситуации, стратегии умаления обвинения с помощью компенсации, демонстрации заботы о заинтересованных сторонах.

Списокиспользованнойлитературы

1. Benoit, W. Image repair discourse and crisis communication // Public Relations Review, Summer 1997. – V. 23. – N 2. URL: https://www.ou.edu/deptcomm/dodjcc/groups/98A1/Benoit.htm(дата обращения: 11.10.2016).

2. Coombs, W. T. Protecting organization reputations during a crisis: The development and application of situational crisis communication theory // Corporate Reputation Review. − 2007. − No. 10. – P.168.

3. Взрыв наАчинском НПЗ увеличит цены на нефть / URL: https://pronedra.ru/oil/2014/06/16/vrzyv-achinsk-zeny/ (дата обращения: 16.10.2016).

4. Отчет по устойчивому развитию ОАО «НК «Роснефть» в 2014 году. URL: https://www.rosneft.ru/upload/site1/document_file/7uJumlKKot.pdf(дата обращения: 15.10.2016).

5. Улмер, Р., Селлнау, Т., Сиджер, М. Эффективная кризисная коммуникация / Пер. с англ. – Х.: Изд-во Гуманитарный Центр (Науменко А.А.), 2011. – 268 с.

6. Чумиков, А.Н. Антикризисные коммуникации: Учеб.пособие для студентов вузов / А.Н. Чумиков. – М.: ЗАО Издательство «Аспект Пресс», 2013. – 172 с.





Скачать 31.06 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




©zodomed.ru 2024


    Главная страница