1. ВВЕДЕНИЕ
Требования к знаниям и умениям
Объектом профессиональной деятельности будущего специалиста являются психические процессы, свойства и состояния человека, предметом - их проявления в различных областях человеческой деятельности, межличностных и социальных взаимодействиях, способы и формы их организации и изменения при воздействии извне. В соответствии с полученными знаниями, умениями и навыками специалист должен быть готов участвовать в решении комплексных задач в системе народного хозяйства, образования, здравоохранения, управления, социальной помощи населению и может осуществлять следующие виды деятельности:
-
диагностическую и коррекционную;
-
экспертную и консультативную;
-
учебно-воспитательную;
-
научно-исследовательскую;
-
культурно-просветительную.
Цели курса:
-
Дать представление студентам об основных закономерностях возникновения и формирования субъективной, психической реальности;
-
Показать место психологических знаний в системе знаний других дисциплин;
-
Формирование у студентов способности видеть психическую реальность;
-
Показать возможности и общие принципы эффективного взаимодействия с другими людьми;
-
Помочь сформировать собственную личностную позицию по отношению к миру в целом;
-
Показать взаимосвязь и взаимообусловленность проблем, решаемых представителями различных специальностей в целях построения гуманистического общества;
-
Дать психологические знания как основу, базу для будущей практической деятельности.
Задачи курса:
-
Обучение студентов приемам эффективной работы с учебной и научной литературой;
-
Научить студентов учиться, сформировать умение самостоятельно находить необходимые знания;
-
Обучение студентов системному видению любой научной дисциплины;
-
Формировать у студентов сложную формальную и неформальную познавательную деятельность.
-
Обучение студентов методике эффективного взаимодействия с другими людьми;
Студент должен знать:
-
Основные законы, закономерности и механизмы психических процессов, состояний и свойств личности;
-
Основные психологические закономерности общения и взаимодействия людей;
-
Основные принципы организации обучения и воспитания, нравственные принципы воспитания и формирования личности;
-
Основной фактологический материал.
Студент должен уметь:
-
Прослеживать истоки возникновения научного знания, важнейших направлений и отраслей науки;
-
Уметь выражать и обосновывать свою позицию, аргументировать ее, отстаивать вопросы, касающиеся ценностного отношения к человеку и его миру;
-
Владеть навыками и умениями учебной деятельности.
Студент должен иметь навыки:
-
пользование компьютерными программами и базами данных по психологии;
-
работы с учебной и научной литературой по предмету;
-
самостоятельной постановки локальной исследовательской психологической проблемы;
-
проведения экспериментальной работы.
Навыки отрабатываются на семинарских и практических занятиях, а также в процессе самостоятельной работы.
Методы изучения основаны на следующих подходах: индивидуализации, фундаментализации, адаптации, информатизации.
Фундаментализация - реализуется благодаря использованию на лекциях материалов о последних достижениях исследований отечественных и зарубежных психологов, приглашения на занятия ведущих специалистов для обсуждения со студентами ключевых проблем.
Индивидуализация - подход, реализуемый с помощью конспекта, активизирует индивидуальные способности студента в процессе усвоения материала курса, а также индивидуальных консультаций по тематике исследовательской работы, темы которых студентом выбраны самостоятельно.
Адаптация - использование последних достижений в отечественной и зарубежной высших школах, а также новых образовательных и психологических технологий, апробированных в учебном процессе.
Информатизация - обучение на базе современных технологий, с широким привлечением системы Интернет и видиотеки по темам курса.
Организационные формы изучения дисциплин:
-
лекции ведущего преподавателя;
-
встречи с известными специалистами, учеными, исследователями;
-
семинары;
-
практические занятия;
-
консультации по выполнению самостоятельной работы;
-
написание курсовых работ.
2. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ:
а) общекультурные (ОК):
- владение культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений (ОК-3);
- использование системы категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики (ОК-4);
- проведение библиографической и информационно-поисковой работы с последующим использованием данных при решении профессиональных задач и оформлении научных статей, отчетов, заключений и пр. (ОК-9);
б) профессиональные (ПК):
- описание структуры деятельности профессионала в рамках определенной сферы (психологического портрета профессионала) (ПК-3);
- выявление специфики психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к тендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-5);
- проведение психологической диагностики уровня развития познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека (ПК-6);
- прогнозирование изменений и динамики уровня развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях (ПК-7);
- способность и готовность к применению знаний по психологии как науки о психологических феноменах, категориях и методах изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики (ПК-9);
- участие в проведении психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях психологии (ПК-11);
- преподавание психологии как общеобразовательной дисциплины (ПК-15);
- просветительская деятельность среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества (ПК-20);
- проведение работ с кадровым составом с целью отбора кадров и создания психологического климата, способствующего оптимизации производственного процесса (ПК-22).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
знать:
- основные понятия, использующиеся в зоопсихологии и других отечественных и зарубежных школах изучения поведения и психики животных;
основы положений классических теоретических работ по поведению и психологии животных;
- основные классические эмпирические исследования, проведенные в рамках зоопсихологии и других подходов к изучению психики и поведения животных.
уметь:
- ориентироваться в различных классических и современных направлениях изучения психики и поведения животных;
- пользоваться научной литературой,
- читать и анализировать научные тексты;
- анализировать и сопоставлять между собой факты и их теоретические интерпретации, выявлять причинно-следственные связи между психологическими и поведенческими явлениями или их отсутствием;
- соотносить исследовательские задачи и методы организации наблюдений и
- экспериментов с разными видами животных;
- организовывать и проводить наблюдения за поведением животных.
владеть:
- понятийным аппаратом научной зоопсихологии и других отечественных и зарубежных школ изучения поведения и психики животных;
- умением организации и проведения наблюдения за поведением животных, объяснения поведения животных и его нарушений, избегая антропоморфизма, опираясь на изученный материал, исходя из научных представлений о психике и поведении животных.
3. Структура и содержание дисциплины «Общая психология»
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы, 360 часов. Форма контроля – зачет, экзамен.
Вид учебной работы
|
Всего часов
|
Дневное отделение
|
Заочное отделение
|
Очно-заочное отделение
|
1,2,3,4 сем.
|
1,2,3,4 сем.
|
1,2,3,4 сем.
|
Общая трудоемкость дисциплины
|
360
|
360
|
360
|
360
|
Аудиторные занятия (всего)
|
252
|
252
|
64
|
144
|
В том числе:
|
|
|
|
|
Лекции (Л)
|
120
|
120
|
16
|
72
|
Практические занятия (ПЗ)
|
132
|
132
|
48
|
72
|
Семинары (С)
|
|
|
|
|
Лабораторные работы (ЛР)
|
|
|
|
|
Самостоятельная работа (всего)
|
36
|
36
|
270
|
144
|
В том числе:
|
|
|
|
|
Реферат
|
|
|
|
|
И(или) другие виды самостоятельной работы
|
|
|
|
|
Вид промежуточного контроля (зачет, экзамен)
|
144
зачет,
экзамен
|
144
зачет,
экзамен
|
26
зачет,
экзамен
|
72
зачет,
экзамен
|
№
п/п
|
Раздел дисциплины
|
Семестр
|
Неделя семес-тра
|
Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
|
Формы текущего контроля успеваемос-ти и промежуточной аттестации
|
Дневное отделение
|
Очно-заочное отделение
|
Ззаочное отделение
|
|
|
|
|
(Л)
|
(С)
|
(СР)
|
(Л)
|
(С)
|
(СР)
|
(Л)
|
(С)
|
(СР)
|
зачет
|
1
|
Предмет и задачи психологической науки и практики
.
|
1
|
1
|
2
|
2
|
4
|
1
|
|
|
0,5
|
|
|
Опрос
|
2
|
Феодальная раздробленность. Борьба народов нашей страны за независимость в конце XII, XIII вв.
|
1
|
2
|
2
|
2
|
4
|
1
|
1
|
|
0,5
|
|
|
Контрольная работа
|
3
|
Объединение земель вокруг Москвы. Российское государство в XVI в.
|
1
|
3
|
2
|
2
|
4
|
1
|
1
|
|
1
|
|
|
Опрос. Реферат
|
4
|
Смутное время в России. Политика первых Романовых XVII в.
|
1
|
4
|
2
|
2
|
4
|
1
|
1
|
|
1
|
|
|
Тестирование
|
5
|
Создание Российской империи (конец XVII-перв. четв. XVIII в.).
|
1
|
5
|
2
|
2
|
4
|
1
|
1
|
|
1
|
|
|
Контрольная работа
|
6
|
«Золотой век» русского дворянства (втор. Половина XVIII в.).
|
1
|
6
|
2
|
2
|
4
|
1
|
1
|
|
1
|
|
|
Опрос. Реферат
|
7
|
Основные направления внутренней и внешней политики России в XIX в.
|
1
|
7
|
2
|
2
|
4
|
1
|
1
|
|
1
|
1
|
|
Тестирование
|
8
|
Альтернативы общественного развития России в начале XX в. Советское общество.
|
1
|
8
|
2
|
2
|
4
|
1
|
1
|
|
1
|
|
|
Контрольная работа
|
9
|
Социально-экономические и политические последствия смены модели общественного развития России на рубеже XX-XXI веков.
|
1
|
9
|
2
|
2
|
4
|
2
|
2
|
|
1
|
1
|
|
Опрос. Обобщение изученного материала
|
|
Всего
|
|
|
18
|
18
|
36
|
10
|
8
|
|
8
|
2
|
|
|
Раздел I. ВВЕДЕНИЕ В ОБЩУЮ ПСИХОЛОГИЮ
Тема 1. Предмет и задачи психологической науки и практики
Предмет психологии. Описательная характеристика психологических явлений, доступных психологическому изучению. Сравнительный анализ и основные отличия житейской и научной психологии. Примеры результатов научно-психологического исследования, их теоретическое и прикладное значение.
Психология в системе естественных и общественных научных дисциплин. Специфика психологического знания. Психология как наука о порождении, функционировании и структуре психики в деятельности субъекта (животных и человека).
Основные этапы развития представлений о предмете психологии. Развитие психологии в рамках философии. Материалистические и идеалистические направления изучения психики в истории психологии.
Формы сотрудничества психологической науки и практики. Общая и дифференциальная психология. Основные задачи психодиагностики. Психология, психотерапия, психологическое консультирование. Междисциплинарные связи психологической науки.
Методы психологии. Интроспекция как метод исследования психики. Его ограниченность. Объективные методы исследования формирования и функционирования психических процессов.
Наблюдение, беседа, анализ продуктов человеческой деятельности как методы психологии. Естественный и лабораторный эксперимент. Методы измерения психических процессов. Диагностические тесты.
Сравнительно-генетический метод. Формирование и моделирование психических процессов как метод исследования. Сравнительно-патологический метод. Анализ отдельных случаев (клинический метод).
Вопросы и задания для самоконтроля и самостоятельной работы
-
Объясните различия объекта и предмета науки.
-
В чем заключаются особенности понимания объекта психологической науки?
-
Составьте схему основных этапов становления психологии как науки о сущности и закономерностях развития психики.
-
Современная психология представляет собой широко развернутую область знаний, включающую ряд отдельных дисциплин, перечислите их.
-
В чем отличие методологии от метода?
-
Воспроизведите по памяти определение психологии, исходя из этого, сформулируйте основную задачу психологической науки в целом.
-
Дайте схематичное описание объективных методов психологии. Определите достоинства и недостатки, используемых психологией методов.
-
Какие психологические методы исследования наиболее широко могут применяться учителем в школе, и в каких целях?
-
В чем главное отличие естественного эксперимента от наблюдения? Выделите достоинство того или другого для исследований в школе.
-
Какие требования необходимо строго соблюдать при использовании беседы и анкетного метода исследования?
-
Выпишите основные термины и понятия по теме и дайте их интерпретацию. Подготовьтесь к терминологическому диктанту.
Раздел II. ЭВОЛЮЦИОННОЕ ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ
Тема 2. Зарождение и эволюция психики.
Поиск критериев психики в истории психологии. Субъективные и объективные критерии наличия психики.
Понятие чувствительности как элементарной формы психики. Гипотеза А.Н.Леонтьева о возникновении чувствительности. Стадии развития деятельности и психики.
Врожденное и индивидуально-изменчивое поведение. Понятие инстинкта, научения и интеллекта у животных.
Понятие о деятельности животных, ее усложнений в ходе эволюции. Взаимоотношение деятельности и психики. Зависимость характера отражения от строения и предметного содержания деятельности животных. Формы отражения у животных. Отличие психики животных от психики человека.
Вопросы и задания для самоконтроля и самостоятельной работы
-
Дайте определение раздражимости.
-
Кто ввел понятие чувствительности как элементарной формы психики. Почему ее принято считать исходной формой проявления психики? В чем отличие чувствительности от раздражительности?
-
Как взаимосвязано развитие форм поведения и отражательной функции в процессе эволюции.
-
Какие основные стадии развития психики животных вам известны?
-
По каким основным критериям можно проследить усложнение психологического отражения на каждой стадии? Выразите это схематично в таблице.
-
Определите основные признаки инстинктивного поведения животных.
-
На какой стадии появляется индивидуально-изменчивое поведение? Назовите его основные признаки.
-
Почему паук, посаженный в банку вместе с мухой, не "узнает" ее, будучи даже голодным, в то время как в обычных условиях специально ловит мух в паутину и поедает их?
-
Что такое навык? Чем навык отличается от инстинкта.
-
В чем качественное отличие интеллектуальных форм поведения высших животных и человека?
-
Почему сложное поведение пчел или муравьев нельзя назвать трудом? Какую роль в процессе развития человеческого сознания сыграла человеческая рука?
-
Прочитайте и проанализируйте главу "Развитие психики животных" из книги А.Н. Леонтьева "Проблемы развития психики". - М.: МГУ, 1972. Составьте краткий конспект этой главы.
-
Запомните персоналии, связанные с темой.
Тема 3. Психика и мозг.
Психика. Формы проявления психики и их взаимосвязь. Функции психики. Отражение как функция психики. Особенности отражения у человека. Регуляция поведения и деятельности как функциональная модель поведенческого акта П.К.Анохина.
Мозг. Мозг как субстрат психики. Функциональная организация мозга. Блоки мозга по А.Р.Лурия. Теория Мак-Лина о "триедином мозге". "Человечек Пенфилда". Асимметрия мозга человека.
Вопросы и задания для самоконтроля и самостоятельной работы
-
Дайте определение психики.
-
Восстановите схему основных форм проявления психики. Проанализируйте взаимосвязь различных психических процессов, состояний и свойств личности. Подберите примеры, иллюстрирующие эти взаимосвязи.
-
Назовите и детализируйте основные функции психики.
-
Какими особенностями характеризуется отражение? Объясните, в чем заключаются эти особенности?
-
Восстановите, глядя на схему функциональной модели П.К.Анохиа, структуру поведенческого акта и те психические процессы, которые в этом принимают участие.
-
А.Р.Лурия на большом клиническом материале показал существование трех функциональных блоков. Назовите эти блоки и определите какие функции они выполняют.
-
Что лежит в основе концепции Мак-Лина? Что нового вносит она в понимание строения нашего мозга?
-
Представительство разных частей тела в двигательной области коры носит название "человечек Пенфилда". Какой смысл заложен в этой схеме?
-
Асимметрия мозга свойственна каждому человеку. Определите ведущее полушарие с помощью следующих действий.
Быстро, не думая, переплетите пальцы обеих рук. Сколько бы раз ни повторялась проба, сверху всегда оказывается большой палец одной и той же руки, как правило ведущей.
"Поза Наполеона". Не раздумывая скрестите руки на груди. Обычно у правшей правая кисть ложиться на левое предплечье первой и сверху, тогда как левая ложится позже и оказывается под правым предплечьем. Выполнение действия "наоборот" совершается медленнее и сопровождается ощущением неловкости.
Тема 4. Происхождение и развитие психики человека.
Общественно-историческая природа психики человека. Переход к историческому развитию человечества. Общественное производство как способ жизни человека. Биологические предпосылки перехода к труду. Характер трудовой деятельности: коллективность, орудийность, продуктивность (производство новых предметов). Разделение труда и формирование познания, искусства, общения внутри трудовой деятельности.
Проблема сознания в психологии. Общественное и индивидуальное сознание. Условия возникновения сознания: коллективная трудовая деятельность и язык. Принцип единства деятельности и сознания.
Основные характеристики сознания: мотивационно-ценностный характер, интенциональность, рефлекстность, активность и др. Сознание и бессознательное. Уровни сознания. Состояние сознания. Сон и бодрствование как состояние сознания.
Формирование высших психических функций. Социальный, опосредованный, произвольный характер высших психических функций и их системное строение. Развитие сознания и личности человека.
Вопросы и задания для самоконтроля и самостоятельной работы
-
Что явилось основой перехода к сознанию человека?
-
Какую роль в становлении сознания играет общение?
-
Определите сущность человеческого сознания и его структуру. Постарайтесь найти для них соответствующую схематическую форму.
-
Почему сознание следует искать в системе социальных связей и отношений?
-
Какие состояния сознания Вам известны?
-
Дайте определение сознанию и бессознательному. Какие неосознаваемые явления в психике человека Вам известны?
-
Могут ли людям сниться одинаковые сны? Если да, то с чем это связано и какие это сновидения?
-
Каково соотношение сознательного и бессознательного в психике человека в теории З.Фрейда?
-
Составьте словарь терминов по теме. Подготовьтесь к написанию понятийного диктанта.
-
Прочитайте работу Л.С.Выготского "История развития высших психических функций" (Собр. соч. В 6 т. Т. 3 -М., 1986.) и составьте конспект ответов на вопросы: "Формирование высших психических функций" и "Социальный, опосредованный, произвольный характер, высших психических функций".
Раздел III. ПСИХОЛОГИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ
Тема 5. Ощущение и восприятие.
Общие представления о восприятии
Ощущение и восприятие как различные формы отражения реальности. Виды образных явлений, изучаемых в психологии. Специфика перцептивных образов в ряду других видов образов. Основные феномены восприятия: сенсорное качество, конфигурация, система отсчета, контрастность, предметность, установка.
Основные свойства ощущений: качество, интенсивность, протяженность. Классификация ощущений по различным основаниям. Адаптация. Сенсибилизация и синестезия как взаимодействие ощущений. Интермодальные ощущения. Проблема неспецифической чувствительности.
Восприятие как форма представления реальности субъектом. Проблема двойственной природы перцептивного образа: чувственная основа и перцептивный смысл (Э.Титченер), чувственная ткань и предметное содержание (А.Н.Леонтьев).
Основные свойства восприятия: предметность, целостность, константность, структурность, осмысленность. Зависимость восприятия от прошлого опыта.
Понятие образа мира (А.Н. Леонтьев), когнитивной схемы (У.Найссер). Виды и функции когнитивных схем.
Основные подходы и теории восприятия
Общая характеристика двух основных подходов к изучению восприятия: объектно- и субъектно-ориентированный подходы. Основные исследовательские вопросы, обсуждаемые в рамках этих подходов. Теории, относящиеся к объективно-ориентированному подходу: структуралистическая теория Э.Титченера, гештальтеория, экологическая теория Дж.Гибсона. Теории, относящиеся к субъективно-ориентированному подходу: теория бессознательных умозаключений Г.Гельмгольца, теория перцептивных гипотез Дж.Брунера.
Развитие восприятия
Роль двигательной активности в развитии ощущений и восприятий. Экспериментальные исследования А.Н. Леонтьева и А.В.Запорожца. Природа перцептивных действий.
Основные направления экспериментальных исследований ключевых феноменов восприятия
Исследование сенсорных качеств (ощущений). Психофизика Г.Фехнера. Формулирование предмета и задач психофизики. Положение Фехнера о невозможности прямого измерения ощущений. Понятие косвенного измерения. Пороги ощущений. Чувствительность. Субсенсорный диапазон. Методы измерения порогов, их операциональные определения. Закон Бургера-Вебера. Постулат Фехнера. Вывод закона Фехнера.
Психофизика С.Стивенса. Критика Стивенсом положения Фехнера о невозможности прямого измерения ощущений. Методы прямого шкалирования. Вывод закона Стивенса. Экспериментальная и теоретическая критика Стивенсом постулата Фехнера.
Теория обнаружения сигналов. Критика понятия порога в теории обнаружения сигналов. Основные понятия, используемые в данной теории: сигнал, шум, критерий, чувствительность, рабочая характеристика приемника.
Исследование конфигуративных аспектов перцептивного образа
Восприятие формы. Исследования восприятия формы в гештальтпсихологии. Законы перцептивной организации. Феноменальные характеристики фигуры и фона.
Восприятие третьего измерения. Признаки удаленности и глубины: изобразительные, бинокулярные, трансформационные, окуломоторные. Основные эксперименты, демонстрирующие работу этих признаков. Механизмы стереозрения: корреспондирующие и диспаратные точки сетчатки, мера диспаратности гороптер, зоны стереопсиса.
Восприятие движения. Основные признаки восприятия реального движения. Две системы восприятия движения: изображение-сетчатка и глаз-голова. Восприятие времени.
Вопросы и задания для самоконтроля и самостоятельной работы
-
Дайте определение ощущению и восприятию, сравните их, установите сходство и различие между ними.
-
Объясните смысл закона "специфической энергии органов чувств".
-
Существует несколько классификаций ощущений по различным основаниям. Составьте схему, учитывающую все классификации.
-
Объясните, что такое интермодальные ощущения и какое практическое значение они имеют?
-
Есть ли у человека неспецифическая чувствительность и какие для этого есть основания?
-
Чувствительность имеет свою динамику, которая протекает в виде адаптации, синестизии и сенсибилизации. Объясните, что это такое.
-
Охарактеризуйте чувствительность и ее измерения. Дайте понятие порогов ощущений - и абсолютного и разностного.
-
В чем смысл закона Вебера-Фехнера, который называется основным психологическим законом?
-
Раскройте объективно-ориентировочный подход к восприятию, установите основное его отличие от субъективно-ориентировочного подхода.
-
Почему восприятие нельзя сводить к простой сумме ощущений? Как следует понимать положение о том, что восприятие - результат сложной аналитико-синтетической деятельности?
-
Объясните, какую роль играют движение глаз в сложном зрительном восприятии. Почему процесс восприятия рассматривают как перцептивную деятельность субъекта?
-
Объясните: почему у других заметить ошибку легче, чем у себя? Почему ошибки рекомендуется исправлять красным карандашом?
-
Расплывающееся на бумаге чернильное пятно обычно воспринимается как целостный предмет (птица, животное и т.д.). Какая важная особенность человеческого восприятия в этом проявляется?
-
Объясните следующий факт: почему, когда человек впервые идет по незнакомой местности, самостоятельно разыскивая дорогу, он без труда найдет ее вторично, если же он идет со спутником, которому дорога хорошо известна, человеку трудно будет самостоятельно проделать этот путь в следующий раз?
-
Чем объяснить, что слепорожденные, но прозревшие после удачно сделанной операции, вначале не различают ни формы, ни величины, ни удаленности предметов?
-
Известно, что один и тот же отрезок времени в различных ситуациях воспринимается по-разному. Объясните некоторые закономерности субъективной оценки времени человеком.
-
Наблюдение - это целенаправленное и организованное восприятие. Наблюдательность - качество личности, необходимое для успешной деятельности вообще, а для учебной особенно. Подберите конкретные примеры наблюдательности из собственной жизни. Составьте программу развития у себя этого качества.
-
Составьте отдельно терминологические словари по ощущению и восприятию и персоналии. Подготовьтесь к понятийному диктанту.
-
Прочитайте и составьте конспект статей (из Хрестоматии по ощущению и восприятию) Ч.Шеррингтона "Рецепция раздражителей", Е.Н. Соколова "Рефлекторные механизмы действия раздражителей на анализаторы". По статье Н.А.Бернштейна "Две функции рецепции" сделайте схему.
-
По проблеме восприятия сделайте конспект статей К.Каффки "Восприятие: введение в гештальттеорию", Дж.Брунера "О перцептивной готовности", Ч. Осгуда "Значение термина восприятия", А.В. Запорожец "Развитие, восприятие и деятельность". По двум статьям из перечисленных выше, составьте графический конспект.
Тема 6. Внимание, общее представление о процессе.
Основные виды и свойства внимания. Внимание как состояние сознания (У.Джемс). Различные подходы к проблеме внимания. Т. Рибо об естественном и искусственном внимании; С.Л. Рубиштейн об основных свойствах внимания; П.Я.Гальперин о внимании как деятельности психического контроля. Проблема объективации (Д.Н. Узнадзе). Л.С. Выготский о развитии высших форм внимания в детском возрасте.
Вопросы и задания для самоконтроля и самостоятельной работы
-
Дайте определение вниманию как психологическому процессу.
-
Судьба внимания в истории психологической науки.
-
Составьте определение внимания как направленности и сосредоточенности сознания (принятое в учебниках) с гипотезой П.Я. Гальперина о том, что "внимание представляет собой контроль в форме идеального, сокращенного, автоматизированного действия". В чем Вы видите сходство и различие этих определений?
-
Определите роль и место внимания в психической деятельности человека.
-
Возможна ли разумная деятельность без внимания? Чем может быть обусловлена невнимательность на занятии? Перечислите и объясните причины.
-
Объясните слова Т. Рибо, который сказал, что внимание - это и причина и результат цивилизации.
-
Составьте по памяти таблицу видов внимания. Постарайтесь лаконично и в логической последовательности раскрыть в ней важнейшие характеристики каждого вида, условие возникновения, психофизиологические механизмы.
-
Перечислите по памяти качества внимания. Раскройте содержание каждого качества, его роль в жизни и деятельности, назовите факторы положительно и отрицательно влияющие на проявление и развитие этих качеств.
-
Охарактеризуйте явления колебания внимания.
-
Определите качество собственного внимания.
-
Определите, от чего зависит внимание обучаемых на занятии? Какие приемы необходимо применять для поддержания внимания на различных этапах занятия.
-
Составьте терминологический словарь и персоналии по теме.
-
Подготовьте конспекты статей следующих авторов, используя хрестоматию по вниманию:
- Т. Рибо. Психология внимания.
- Н.Н. Ланге. Внимание.
- П.Я. Гальперин. К проблеме внимания.
- С.Л. Рубинштейн. Основы общей психологии (Глава 5. Внимание).
- Д.Н. Узнадзе Установка у человека.
Сделайте по двум-трем (на выбор) статьям графические конспекты.
Тема 7. Мышление и воображение.
Понятие о мышлении.
Мышление и познание. Отличие мышления от непосредственно-чувственного познания. Мышление и предметно-практическая деятельность. Роль мышления в регуляции предметно-практической деятельности. Мышление как самостоятельная деятельность.
Методы исследования мышления.
Наблюдение, эксперимент, анализ продуктов деятельности, беседа в изучении мышления. Методы и методики изучения мышления. Характеристика клинического метода. Метод рассуждения вслух и его отличие от интроспекции. Методика наводящих задач. Методы объективации невербализованных исследовательских актов, анализ взаимоотношений вербализованных и невербализованных компонентов поиска решения задачи.
Психофизиологические исследования соотношения мышления и речи, мышления и эмоций. Тестирование интеллекта и дифференциально-психологическое изучение мышления. Тестирование интеллекта и креативности. Понятие о валидности и надежности тестов. Анализ продуктов творчества. Возможности клинических методов изучения мышления.
Типы ориентировочно-исследовательской деятельности.
Виды мышления.
Наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление. Образное мышление и воображение. Основные направления исследований воображения. Аналитико-синтетический характер воображения. Виды воображения. Мечта как особый вид воображения. Проблемы понятийного мышления. Мышление и речь. Гипотеза лингвистической относительности, ее психологические аспекты. Генетические кони мышления и речи, наличие развивающихся отношений между ними. Специфика психологического изучения понятий. "Методика двойной стимуляции" и выделения функциональных эквивалентов понятия. Основные линии формирования понятий; описание комплексов, псевдопонятий, потенциальных и истинных понятий. Основные линии формирования понятий; описание комплексов, псевдопонятий, потенциальных и истинных понятий. Сравнение научных и житейских понятий и путей их развития. Разнообразие экспериментальных методик изучения понятийной сферы. Стратегии образования понятий. Варианты методик классификации. Некоторые закономерности построения рассуждающего мышления в форме умозаключений. Приемы изучения и описания когнитивной структуры личности.
Особенности теоретического и эмпирического мышления. Практический и теоретический интеллект. Логическое и интуитивное мышление. Произвольное и непроизвольное мышление. Аутистическое, эгоцентрическое и реалистическое мышление. Творческое и нетворческое мышление. Индивидуальные особенности и типы мышления.
Мышление как форма познавательной деятельности субъекта.
Представление о субъекте мыслительной деятельности. Мышление и мотивация. Специфика мотивации мыслительной деятельности.
Мышление и целеобразование. Виды целеобразования в мыслительной деятельности. Понятие об интеллектуальной активности и инициативе. Цель и требование, цель и искомое. Принятие задачи субъектом. Понятие о задаче, структуре задачи, ее условии и требовании. Специфика творческих задач. Виды проблемных ситуаций.
Мышление и проблема "искусственного интеллекта".
Общее понятие об искусственном интеллекте как функциональных возможностях компьютера решать задачи, требующие интеллекта, если они решаются человеком. Проблема соотношения интеллекта компьютера и человеческого мышления.
Теоретические подходы к изучению мышления
Мышление как информационный процесс и когнитивная психология. Культурологические исследования мышления. Продуктивное мышление (М.Вертгеймер).
Вопросы и задания для самоконтроля и самостоятельной работы
-
В чем проявляется отличие мышления человека от мышления животных? Приведите примеры, подтверждающие многогранность человеческого мышления.
-
Назовите специфические особенности мышления как высшей формы познавательной деятельности. Раскройте отличие мышления от чувственного познания.
-
Перечислите основные этапы решения мыслительных задач и укажите психологические условия, необходимые для их решения.
-
Укажите некоторые общие закономерности формирования умственных действий. Покажите их связь с внешними практическими действиями.
-
Каково соотношение логики и психологии в изучении мышления.
-
Назовите основные мыслительные операции.
-
Определите понятие проблемной ситуации и задачи.
-
Дайте классификацию мышления по различным основаниям. Раскройте каждый вид мышления.
-
Перечислите индивидуальные особенности мышления личности.
-
Сравните воображение с другими познавательными психическими процессами. Можно ли говорить о наличии воображения у животных. Дайте психологическое объяснение.
-
Объясните, в чем основное отличие воображения от представлений памяти. По каким признакам это можно установить?
-
Определите, какие приемы создания образов воображения использованы изобретателями при конструировании ими дирижабля, танка, амфибии, аэросаней, троллейбуса и других механизмов.
-
В каких формах осуществляется синтез в процессах воображения.
-
Составьте схему видов воображения и охарактеризуйте каждый вид и покажите его значимость в практической деятельности человека.
-
Определите, что такое мечта. Подберите примеры полезной мечты и пустой мечтательности. Проанализируйте роль мечты в Вашей деятельности.
-
Можно ли определить мышление только как процесс решения задач.
-
Назовите психологические условия благоприятствующие возникновению гипотезы. Как следует использовать подсказки для развития мыслительной деятельности?
-
Объясните, как происходит формирование понятий (по Л.С.Выготского).
-
Составьте таблицу по теориям мышления на основе работы О.К.Тихомирова "Психология мышления".
-
Составьте конспект 3-4 глав книги А.Р.Лурия "Об историческом развитии познавательных процессов" (М., 1974).
-
Составьте терминологический словарь и персоналии по теме. Подготовьтесь к понятийному диктанту.
-
По книге М.Вертгеймера "Продуктивное мышление" составьте конспект по главам 4,7 и Заключению. (М., 1987).
Тема 8. Психологический анализ речи.
Специфика изучения речи в психологии. Основные проблемы и методы психолингвистики. Понятие речевой деятельности и речевого действия.
Виды и функции речи. Устная, письменная, монологическая, диалогическая, внутренняя речь. Функции речи: коммуникативная, средство мышления, сигнификативная, номинативная, индикативная.
Теории порождения и восприятия речи. Теории порождения речи на грамматическом уровне. Стохастическая модель и ее модификация Ч.Осгудом. Модель непосредственных составляющих. Трансформационная модель Н.Хомского. Теории восприятия речи (акустическая, моторная, анализ через синтез и др.)
Вопросы и задания для самоконтроля и самостоятельной работы
-
В чем коренное различие речи человека и звуковой сигнализации животных?
-
Что представляет собой язык как общественно-историческое явление? Какие науки, кроме психологии, исследуют проблемы языка, и как эти исследования соотносятся с психологическими?
-
Составьте схему видов речи по памяти, определите сущность каждого вида, опираясь на логику их взаимосвязей: по направленности, форме выражения, активности, содержанию, мере самостоятельности.
-
Раскройте психологическое содержание восприятия устной речи. Попытайтесь представить его структуру.
-
Чем отличается письменная речь от устной? Как это должно учитываться в практической деятельности преподавателя.
-
Дайте сравнительную психологическую характеристику пиктографического, идеографического, слогового и буквенного письма.
-
Как называются расстройства речи и в чем они выражаются?
-
Охарактеризуйте свойства речи.
-
Мышление и речь взаимосвязаны, речь материальная основа мышления. Одинаковы ли генетические корни мышления и речи?
-
Составьте терминологический словарь по теме.
-
Законспектируйте главу "Мысль и слово" по книге Л.С.Выготского "Мышление и речь".
Тема 9. Память.
Общие представления о памяти
Определение памяти. Запечатление и фиксация следов. Воспроизведение следов и механизмы ассоциаций. Виды следовых процессов. Последовательные образы и их кратковременный характер. Позитивные и негативные последовательные образы. Эйдетические образы и их характеристика. Отличия последовательных образов от эйдетических. Л.С. Выготский об эйдетических образах. Образы представлений и их отличие от образов последовательных и эйдетических. Иерархия обобщенных представлений. Значение представлений для сознательной жизни человека.
Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание. Запоминание мгновенное, кратковременное, оперативное, долговременное и их особенности. Объем запоминания (7±2). Роль установки в запоминании. Преднамеренное, непреднамеренное и опосредованное запоминание.
Воспроизведение прямое и косвенное. Сохранение и забывание. Кривая Г. Эббингауза. Ретро- и проактивное торможение. Реминисценция в сохранении. Способы и приемы направленные на улучшение сохранения информации в памяти.
Виды памяти. Классификация видов памяти по различным основаниям: времени, по характеру психической деятельности и по цели. Типы памяти. Случаи феноменальной памяти ( А.Р.Лурия "Маленькая книжка о большой памяти").
Теории памяти
Проблемы исследования памяти в трудах философов (Аристотель, Платон, Кант, Юм, Т. Гоббс). ассоционистская концепция памяти: Г. Эббингауз, Г. Мюллер, А. Пильценер, Ф. Шуман и др.
Теории памяти Ф. Бартлетта, В. Штерна. Персоналистическая теория П. Жане, подчеркивающие социальный характер памяти человека.
Гештальтпсихология о памяти (М. Вертгеймер, К. Каффка, К. Келер). Концепция Крута Левина. Феномен Б.В. Зейгарник.
Концепции памяти в русской и советской психологии. П.П. Блонский об уровневом развитии памяти ("Память и мышление").
Л.С. Выготский и его культурно-историческая теория развития психики. Знаковый характер высших психических функций (и памяти то же). Метод "двойной стимуляции" Л.С.Выготского. Экспериментальные исследования памяти. Исследование опосредованной и неопосредованной памяти А.Н.Леонтьевым. "Параллелограмм" развития памяти. Проблемы психологии памяти в трудах А.А.Смирнова и П.И. Зинченко, исследование Л.В.Занкова.
Вопросы и задания для самоконтроля и самостоятельной работы
-
Дайте определение памяти. Назовите ее центральную функцию.
-
Определите важнейшие особенности памяти как познавательного психического процесса.
-
Что представляет по своей психологической природе реконструкция? В чем заключается отличие образов представлений от последовательных и эйдетических образов?
-
Определите отношение памяти к будущему.
-
Что такое представления? В чем заключаются отличия образов представлений от последовательных и эйдетических образов?
-
Охарактеризуйте основные процессы памяти.
-
Назовите основные виды памяти с другими психическими процессами.
-
Что понимается под мнемическим действием? Каков его состав?
-
Чем отличается ретроактивное торможение от практического? Что нужно помнить и практически делать для того, чтобы предупредить забывание важного материала.
-
Объясните, почему материал быстрее забывается, если сразу же не проведена работа по закреплению? Почему при концентрированной подготовке накануне экзамена быстрее наступает забывание?
-
Закономерности запоминания сложны и многообразны. По данным психологической литературы и собственным наблюдениям определите: Почему необходим условием успешного запоминания является активность мыслительной деятельности? Как влияет на запоминание отношение к запоминаемому материалу (целевая установка, понимание значимости, интерес и т.д.)? Чем объясните, что примеры, придуманные самостоятельно запоминаются лучше?
-
Многие люди для лучшего запоминания прибегают к кратким записям. Почему?
-
Выпишите и заучите основные термины и понятия по теме.
-
Охарактеризуйте основные особенности своей памяти. Подумайте и отметьте, какие способы работы с материалом, используемые Вами способствуют лучшему запоминанию. Обдумайте программу улучшения работы собственной памяти.
-
Подготовьте к отработке книгу А.Р.Лурия "Маленькая книжка о большой памяти". - М., 1998.
-
Законспектируйте главы о произвольном и непроизвольном запоминании по книге Смирнова А.А. Проблемы психологии памяти. Избранные произведения В 2 т. Т.2. - М., 1986.
Раздел IV. Эмоционально – волевые процессы.
Тема 10. Эмоции и чувства человека.
Общая характеристика психологии эмоций. Состояние психологии эмоций. Специфика психического отражения в эмоциях.
Биологическая целесообразность эмоций, их приспособительный характер. Соотношение эмоций и процессов познания. Предметность эмоций. Эмоции как внутренний регулятор деятельности.
Развитие представлений об эмоциях в истории психологии. Проблема эмоций в XVIII – XIX вв. Концепции И. Ф. Гербарта, В. Вундта. Концепция происхождения эмоций Ч. Дарвина. Трехмерная концепция чувств В. Вундта. Интеллектуалистическая трактовка эмоций. Теория эмоций Джемса – Ланге. Теория эмоций У. Кэннона. Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера.
Развитие представлений об эмоциях в советской психологии. Интерпретация представлений об эмоциях в работах Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, П. К. Анохина. Информационная концепция П. В. Симонова.
Основные проблемы психологии эмоций. Функции эмоций, их многообразие: функции оценки, активации, мотивации, коммуникации и др. Особая функция эмоций – «постановка задачи на смысл» (А. Н. Леонтьев).
Разновидности эмоциональных явлений. Возможные основания для классификации. Эмоциональный тон ощущений, его приспособительное значение. Основные характеристики настроений. Аффекты, их биологическое значение. Отличительные признаки аффекта. Ситуативные эмоции как регулятор деятельности. Эмоции успеха – неуспеха. Страсть. Базисные эмоции в теории К. Изарда.
Соотношение понятий «эмоции» и «чувства». Амбивалентность эмоций. Эмоциональные состояния: стенические и астенические.
Проблема устойчивых эмоциональных отношений человека – чувств. Высшие чувства: моральные, интеллектуальные, эстетические, праксические.
Выражение эмоций. Данные исследований выражения эмоций в поведении и физиологических функциях человека.
Органические потребности как первичные побудители эмоциональных проявлений у детей. Факторы, обуславливающие формирование положительных и отрицательных эмоций. Фрустрация как механизм формирования эмоций. Роль взрослых в формировании эмоций и эмоциональных состояний у детей. Индивидуальные различия в эмоциональных проявлениях.
Понятие об эмоциональном стрессе. Стресс как неспецифическая реакция организма. Основные стадии стресса по Г. Селье. Классификация психического стресса. Условия возникновения информационного стресса. Особенности проявления эмоционального стресса. Классификация тревоги. Индивидуальные особенности проявления стресса. Роль фрустрации в формировании стрессовых состояний.
Вопросы и задания для самоконтроля и самостоятельной работы.
-
Что представляют собой эмоции в феноменологическом, описательном плане?
-
В чем заключается механизм возникновения эмоций? Объясните двойную обусловленность эмоций.
-
Раскройте соотношение понятий «эмоции» и «чувства».
-
В чем заключается амбивалентность эмоций? Приведите пример.
-
Как следует понимать утверждение, что без «человеческих эмоций никогда не бывало, нет и не может быть человеческого искание истины»?
-
Всегда ли характер эмоциональной реакции человека адекватен характеру самого воздействия? Объясните причины возможного соответствия или несоответствия.
-
Раскройте основные характеристики эмоций.
-
Назовите и раскройте основные функции эмоций.
-
Составьте матричную (табличную) запись основных теорий эмоций, выделив в ней основные положения данных теорий.
-
Дайте краткую характеристику и составьте конспект основных базовых эмоций в теории К. Изарда.
-
Определите виды чувств в следующих отрывках:
«Я таял и трепетал от невыразимого наслаждения, когда писал музыку к «Онегину» (из письма П. И. Чайковского).
«После долгих усилий ученику удалось решить трудную задачу, что привело его в состояние восторга».
-
Приведите литературный пример описания эмоциональных состояний человека.
-
Определите какие положительные и отрицательные эмоции соответствуют состоянию повышенной, а какие – пониженной психической активности человека:
радость, грезы, страх, негодование, ярость, счастье, ужас,
экстаз, грусть, печаль, восторг, страдание, тоска, паника,
подавленность, наслаждение.
-
Найдите и выпишите дифиниции (определения) эмоций и укажите авторов (по теориям эмоций).
-
Каковы физиологические основы эмоций и роль второй сигнальной системы в формировании эмоций?
-
Охарактеризуйте две наиболее сильные эмоции (аффект и страсть). Приведите примеры.
-
Раскройте роль эмоций в регуляции поведения.
-
Раскройте роль страдания в духовном развитии человека.
-
Назовите факторы, обуславливающие формирование положительных и отрицательных эмоций.
-
Дайте характеристику высшим чувствам человека.
-
Назовите виды эмоций. Дайте характеристику каждого вида.
-
Составьте словарь, включающий в себя следующие понятия по теме: астенические чувства, аффект, амбивалентность, апатия, вдохновение, депрессия, ирония, любознательность, интерес, страсть, стресс, настроение, чувство, эмпатия.
-
Дайте определение стресса.
-
Раскройте стадии протекания стресса.
-
Дайте классификацию видов стресса.
-
Назовите условия возникновения информационного и эмоционального стресса.
-
Раскройте отличие эмоций от стресса.
-
В чем заключаются индивидуальные особенности в проявлении стресса?
Поделитесь с Вашими друзьями: |