Б1.Б.14 Медико-биологические основы дефектологии. Анатомия и физиология Цели и задачи изучения дисциплины Цель – формировании компетенций в области структурно-функциональных особенностей организма человека в норме и патологии, освоении студентами знаний об анатомо-физиологических особенностях и функциональных возможностях организма детей и подростков, основных физиологических механизмах познавательной и учебной деятельности, общих закономерностях развития болезней и их профилактики.
научить применению полученных знаний и умений при организации учебновоспитательного процесса;
воспитать профессиональную ответственность за здоровье подрастающего поколения в педагогической деятельности в условиях школьного образования.
Требования к результатам освоения дисциплины: Процесс изучения дисциплины "Медико-биологические основы дефектологии. Анатомия и физиология" направлен на развитие следующих компетенций:
ОПК-3- способность осуществлять образовательно-коррекционный процесс с учетом психофизических, возрастных особенностей и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся
ПК-8-способность к реализации дефектологических, педагогических, психологических, лингвистических, медико-биологических знаний для постановки и решения исследовательских задач в профессиональной деятельности.
Знать:
общие физиологические процессы и закономерности, протекающие в организме и поддерживающие относительное постоянство внутренней среды, их исполнительные механизмы и регуляторные воздействия (ОПК-3);
физиологические характеристики основных процессов жизнедеятельности организма человека (ПК- 8)
Уметь:
объяснить основные принципы и физиологические механизмы нормальной жизнедеятельности организма человека с учетом психофизических, возрастных особенностей и индивидуальных потребностей обучающихся (ОПК-3);
оперировать понятиями, связанными с основными функциональными системами для постановки и решения исследовательских задач в профессиональной деятельности. (ПК- 8).
Владеть:
навыками, определяющими психофизические, возрастные особенности и индивидуальные образовательные потребности обучающихся в образовательно- коррекционном процессе (ОПК-3);
навыками и умениями использования знаний основ анатомии и физиологии в реализации дефектологических, педагогических, психологических, лингвистических, медико-биологических знаний для постановки и решения исследовательских задач в профессиональной деятельности (ПК- 8).
Объем дисциплины (модуля) и виды учебной работы
Вид учебной работы
Всего часов / зачетных единиц
Семестр
1
Аудиторные занятия (всего)
64
64
Лекции
32
32
Практические занятия
32
32
Самостоятельная работа (всего)*
44
44
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)
Экзамен
36
Контактная работа (всего)**
67
67
Общая трудоемкость часы
зачетные единицы
144
144
4
4
Краткая характеристика содержания учебной дисциплины: Человек как целостная биологическая система Анатомия, физиология человека в системе современных знания. Закономерности роста и развития организма человека Проблемы здоровья детей. Общее учение о болезнях
Висцеральные функции. Морфология, физиология и патология опорно- двигательного аппарата, системы дыхания, пищеварения, обмена веществ и энергии, крови, кровообращения и лимфообращения, мочеобразования и мочевыведения.
Морфология, физиология и патология желез внутренней секреции Терморегуляция. Регуляторные системы организма Понятие о нейрогуморальной регуляции функций организма Физиология нервной системы Координационная деятельность нервной системы. Основы учения И.П. Павлова о высшей нервной деятельности Принципы структурно - функциональной организации головного мозга
Сенсорные функции организма Общие вопросы физиологии сенсорных систем Зрительная сенсорная система Слуховая сенсорная система Профилактика нарушений слуха и зрения.
Охрана здоровья детей и подростков Оценка нервно-психического здоровья и психофизиологического статуса детей и подростков. Форма промежуточной аттестации: экзамен Разработчик: д. б. н., профессор кафедры физ.- спорт. и мед.-биол. дисциплин