Обществознание – 11 класс. Профильный уровень.
Урок 3 – 4: Социальные институты.
Цели:
~ обучающая (сформировать представление о типах и функциях социальных институтов; рассмотреть социальную инфраструктуру);
~ развивающая (способствовать развитию мышления, речи, памяти, внимания, воображения, навыков работы с текстом учебника, составления сравнительных таблиц);
~ воспитывающая (показать, что возникновение социального института всегда обусловлено потребностями общества).
План.
I Опрос
II Объяснение нового материала.
-
Что такое социальный институт
-
Типы социальных институтов
-
Функции социальных институтов
-
Социальная инфраструктура
III Закрепление.
Домашнее задание: §2, задание 6 (письменно)
Ход урока.
Слайд 1
Устно
Устно
Доска
Раздат. материал №1
Слайд 2
Доска
Слайд 3
Индив. задания
Раздат. материал №2
§2 п.1
Слайд 4
Запись
Запись
Слайд 5
Слайд 6
Запись
Слайд 7
Доска и тетрадь
Слайд 8
§2, п.3 (с.20-21)
Слайд 9
Слайд 10
С.23-24
Слайд 11
Сообщение по §2, п.4
Слайд 12
С.23, беседа
Раздат. материал: №12
Слайд 13
|
I Опрос
?? Социальная стратификация
?? Социальная мобильность. Люмпены и маргиналы
?? ТЕРМИНЫ:
Социальная сфера – область жизнедеятельности человеческого общества, связанная с непосредственной регуляцией общественных отношений.
Социальная дифференциация – разделение общества на группы, занимающие разное социальное положение.
Страта – большая группа людей, находящаяся на определённой позиции на шкале неравенства.
Социальная стратификация – совокупность расположенных в вертикальном порядке социальных слоёв.
Классы – большие группы людей, различающиеся по своему отношению к собственности на средства производства.
Социальная мобильность – переход людей из одних общественных групп в другие.
Социальные лифты: армия, церковь, школа, участие в политической жизни, предпринимательство.
Люмпены – группа населения, выпадающая из устойчивой социальной структуры общества; это люди, опустившиеся на дно общественной жизни.
Маргиналы – группы, занимающие промежуточное положение между устойчивыми социальными общностями.
Жизненные шансы – (в теории М.Вебера) возможность получить общественные блага.
Стиль жизни – образ жизни.
Задание классу: сравните классовый и стратификационный подход, заполните сравнительную таблицу
Линии сравнения
|
Классовый подход в марксистском понимании
|
Стратификационный подход
|
Критерий выделения социальной общности
|
Обладание собственностью
|
Множество признаков, в том числе и богатство
|
По какому принципу выстраиваются группы на шкале неравенства
|
Наличие или отсутствие ведущего признака (собственности)
|
Учёт величины того или иного признака
|
Отношения между группами
|
Конфликтные
|
Не только конфликт, но и солидарность, взаимодополняемость различных социальных слоёв
|
?? Тенденции в развитии социальных отношений
-
Традиционные общества сохраняют устойчивость
-
Общества, вступившие в эпоху индустриализации и модернизации, отличаются высокой социальной динамикой
-
Рост «нового» среднего класса в странах Запада уменьшает социальную дифференциацию и делает общество более устойчивым
-
В странах Запада изменяется структура рабочей силы, возрастает значение умственного труда
-
В ряде случаев государство поддерживает идеи социального равенства и уравнительности
-
Западные страны проводят активную социальную политику для предотвращения социальных конфликтов
?? Карточки №1 – 10.
Задание классу:
ТЕСТ
-
Выделение в обществе богатых и бедных, мужчин и женщин, управляющих и управляемых, военных и чиновников это признак:
а) социальной дифференциации
б) классообразования
в) социальной стратификации
г) верно а) и в)
-
Выделение в обществе различных социальных групп в зависимости от их уровня образования это признак:
а) социальной дифференциации
б) классообразования
в) социальной стратификации
г) верно а) и в)
-
Уменьшение социальной поляризации, увеличение средних слоёв, рост стабильности в обществе характерно для социальной модели
а) Эйфелева башня
б) лимон
в) пирамида
г) модели современной России
-
Теории Маркса и Вебера совпадают
а) в трактовке понятия «класс»
б) в использовании понятия «класс»
в) в признании наличия в обществе противоборствующих (антагонистических) сил
г) в учёте всего многообразия факторов, определяющих место социальной группы в обществе
| -
Верны ли следующие суждения о социальной мобильности?
А. Получение образования является средством социальной мобильности.
Б. Вертикальная мобильность может осуществляться вопреки желанию человека.
а) верно только А
б) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
-
К формам вертикальной социальной мобильности относят
а) создание семьи
б) безупречную службу в армии
в) постоянное проживание в городе
г) повышение в должности
-
По какому признаку образуются такие социальные общности, как католики, православные, протестанты?
а) территориальному
б) этническому
в) социально-классовому
г) конфессиональному
-
Великий философ Н.Кузанский родился в рыбацкой семье, но принял монашество, получил образование и приобрёл более престижный социальный статус. Какое социальное явление иллюстрирует этот исторический пример?
а) социальное неравенство
б) социальную мобильность
в) социальную коммуникацию
г) социальные движения
|
II Объяснение нового материала.
(1)
Задание классу: используя текст учебника, сформулируйте и запишите признаки социального института, охарактеризуйте этапы его институциализации.
Признаки социального института:
-
Набор социальных ролей
-
Комплекс устойчивых общепринятых моделей поведения
-
Совокупность социальных норм
-
Базовые ценности
-
Использование символов
-
Материально-вещественные проявления
-
Историчность
-
Взаимодействие (сотрудничество или конфликт) с другими социальными институтами
Институциализация – процесс становления института.
Фазы институциализации:
-
возникновение насущной потребности, осознание её обществом, формирование на этой основе общих целей
-
постепенная выработка социальных норм, призванных регулировать соответствующую область
-
создание особой системы знаков, символов, говорящих о принадлежности к данному институту
-
возникновение соответствующей системы статусов и ролей
-
создание материальной базы социального института
-
включение сложившегося института в соответствующую социальную систему, формирование набора санкций для обеспечения ожидаемого поведения
Социальный институт – исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определённые функции в обществе, главная из которых – удовлетворение социальных потребностей.
(2)
Социальные институты подразделяются на главные и неглавные (неосновные), которые входят в состав главных. Социологи выделяют пять главных институтов:
-
экономические – связаны с необходимостью добывать средства существования
-
политические – удовлетворяют потребность в безопасности, поддержании социального порядка
-
институт семьи связан с фундаментальной потребностью в продолжении рода
-
социально-культурные связаны с потребностями в знаниях, передаче накопленного опыта, социализации молодёжи
-
институт религии удовлетворяет духовные потребности в поиске смысла жизни, нравственном совершенствовании
Неосновные институты, в отличие от главных, выполняют более частные задачи. Например, институт семьи включает институт брака, связанный с положением, правами и обязанностями супругов.
?? К какому главному институту общества могут быть отнесены следующие характеристики?
Жёсткая иерархия, историческая устойчивость, незыблемость исходных идей и утверждений, строгость предписаний в области поведения.
(3)
Задание классу: охарактеризуйте функции социальных институтов, раскройте смысл понятия «деперсонализация»
ФУНКЦИИ
|
Удовлетворение определённых потребностей
|
ЯВНЫЕ
(декларируются социальными институтами)
|
СКРЫТЫЕ
|
Дисфункция социального института – ситуация, когда скрытые функции приобретают негативный характер, а главные функции не реализуются.
Проявления дисфункции социального института:
-
падение его престижа в обществе
-
неопределённость, размытость целей
-
потеря такого качества как деперсонализация (независимость обеспечения функций социального института от личностных качеств тех, кто в него входит)
Задание классу: выполните задания 3, 5 к §2
Социальные институты
|
Функции
|
Символы
|
Семья
|
Социализация, приобщение к культуре общества, регулирование брачных отношений, рождения и воспитания детей, первичный социальный контроль
|
Обручальные кольца, свадебная церемония
|
Государство
|
Обеспечение общественного порядка, удовлетворение потребности в безопасности
|
Гимн, флаг, герб, Кремль, Конституция, президент, День независимости
|
Образование
|
Социализация, передача накопленного опыта подрастающим поколениям, приобщение к культуре общества
|
Аттестат, школьный звонок, Праздник 1 сентября
|
Религия
|
Социализация, приобщение к культуре общества, удовлетворение потребности в поиске смысла жизни, нравственном совершенствовании
|
Библия, храм, Коран, обряды, икона
|
(4)
Задание классу: на основе сообщения определите, что такое социальная инфраструктура в широком и узком значениях этого термина.
Социальная инфраструктура (в широком смысле) – все так называемые объекты материально-вещественной среды (здания, средства связи и т.п.), которые обеспечивают трудовую, социальную, политическую, культурную, бытовую и другие области. Иными словами, это та материальная база, которая обслуживает всю совокупность деятельности людей.
Социальная инфраструктура (в узком смысле) – объекты, необходимые для бытовой, досуговой деятельности человека, для его развития, поддержания здоровья.
?? Какую роль играет социальная инфраструктура в жизни общества?
III Закрепление.
?? Вопросы к §2
?? Верно ли характеризует социальный институт каждое из приведённых ниже суждений?
-
Социальный институт не устанавливается декретами, он следствие социальной жизни и лишь выражает её вовне внешними символами.
-
Социальный институт составлен из множества взаимосвязанных ролевых форм и компонентов.
|
Проверка тетрадей: §1, задание 6
ТЕРМИНОЛОГИЯ
Социальный институт – исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определённые функции в обществе, главная из которых – удовлетворение социальных потребностей.
Институциализация – процесс становления института.
Дисфункция социального института – ситуация, когда скрытые функции приобретают негативный характер, а главные функции не реализуются.
Деперсонализация – независимость обеспечения функций социального института от личностных качеств тех, кто в него входит
Социальная инфраструктура (в широком смысле) – все так называемые объекты материально-вещественной среды (здания, средства связи и т.п.), которые обеспечивают трудовую, социальную, политическую, культурную, бытовую и другие области. Иными словами, это та материальная база, которая обслуживает всю совокупность деятельности людей.
Социальная инфраструктура (в узком смысле) – объекты, необходимые для бытовой, досуговой деятельности человека, для его развития, поддержания здоровья.
Поделитесь с Вашими друзьями: |