Учебный план по специальностям «медицинская кибернетика», утвержденный Ученым советом гбоу впо «Российского национального исследовательского медицинского университета им. Н. И. Пирогова»



Скачать 270.5 Kb.
Дата12.09.2017
Размер270.5 Kb.
ТипУчебный план

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ



«РОССИЙСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ Н.И.ПИРОГОВА»

МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(ГБОУ ВПО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России)

УТВЕРЖДАЮ!

Ректор ГБОУ ВПО РНИМУ им. Н.И.Пирогова

___________________акад. РАМН, проф. А.Г.Камкин

«____» ____________________20__г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ

Уровень основной образовательной программы­­ Специалист

Направления подготовки (специальность) «медицинская биохимия» (060601)

Формы обучения: очная;

Срок освоения ООП: очная - 6 лет;

Факультет: Медико-биологический

Кафедра истории медицины и социально-гуманитарных наук

При разработке рабочей программы учебной дисциплины «История медицины» в основу положены:



  1. ФГОС ВПО по направлению подготовки специальности

«медицинская кибернетика», утвержденный Министерством образования и науки РФ

8 ноября 2010 г.





  1. Учебный план по специальностям «медицинская кибернетика», утвержденный Ученым советом ГБОУ ВПО «Российского национального исследовательского медицинского университета им. Н.И.Пирогова» 16 мая 2011 г. Протокол № 10

Рабочая программа учебной дисциплины «История медицины» одобрена на заседании кафедры Истории, экономики и права от 29 августа 2011 г. Протокол № 1


Заведующий кафедрой, проф. _________________ (Г.С.Ковтюх)

Рабочая программа учебной дисциплины «История медицины» одобрена Ученым советом Медико-биологического факультета от 30 августа 2011 г. Протокол № 1

Председатель

Ученого совета факультета, проф. ____________________ (Балякин Ю.В.)



Разработчики:
Зав.кафедрой Истории, экономики и права проф. __________________ Г.С.Ковтюх
Ст.преподаватель кафедры Истории, экономики и права ___________________ И.А.Ермакова

Рецензенты:

__________________________________ __________________ ___________________



(занимаемая должность) (подпись) (инициалы, фамилия)


2. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

    1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ»


Целью освоения учебной дисциплины являются изучение основных этапов и общих закономерностей развития мировой медицины и стоматологии, медицинских школ и медицинских систем, влияния различных форм общественного сознания (религии, идеологии, философии, науки, искусства) на медицину как сферу науки и практической деятельности.
Задачи освоения учебной дисциплины «История медицины» состоят:

  • в расширении общего культурного и научного уровня студентов;

  • в обучении студентов объективно анализировать исторические явления, достижения и перспективы развития медицины и здравоохранения;

  • в изучении общих закономерностей всемирно-исторического процесса становления и развития врачевания и стоматологии в различных странах мира с древнейших времен до современности;

  • в рассмотрении особенностей и достижений древних цивилизаций в области врачевания, анализ их вклада в развитие мировой медицины и стоматологии, оценка открытий выдающихся ученых и врачей, определивших судьбу медицинской науки;

  • в выявление взаимосвязи и взаимовлияния достижений национальных культур в формировании медицинской науки и практики врачевания в различных регионах мира;

  • в формировании навыков самостоятельного анализа материала, публичной речи, ведения диалога, дискуссий и круглых столов на основе исторического материала;

  • в воспитании на исторических примерах в студентах любви к своей профессии, верности долгу, чувства ответственности и патриотизма, гуманного отношения к пациентам.



2.2. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ» В СТРУКТУРЕ ООП УНИВЕРСИТЕТА
2.2.1. Учебная дисциплина «История медицины» относится к гуманитарному и социально-экономическому циклу дисциплин, является фундаментом гуманитарного и профильного образования, одной из форм формирования клинического мышления будущих врачей. Являясь интегрирующей дисциплиной, история медицины тесно связана с всеобщей историей, историей России, философией, культурологией, правоведением, экономической теорией, психологией. На базе усвоения общегуманитарных знаний изучение истории медицины позволяет самостоятельно оценивать достижения медицины различных эпох и народов, подготавливает студентов к восприятию биомедицинских и медицинских проблем в прошлом и настоящем. История медицины является базой для последующего изучения теоретических и практических дисциплин.
2.2.2. Для изучения данной учебной дисциплины (модуля) необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые при изучении основной образовательной программы общего образования.
История России. Всеобщая история.

Знания: базовых исторических знаний, закономерностей развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах общества.

Умения: применять исторические закономерности для осмысления сущности современных общественных явлений.

Навыки: анализа и оценки исторической информации о событиях и явлениях прошлого.
Обществознание.

Знания: основных закономерностей развития общества и сфер общественной жизни.

Умения: применять полученные знания для определения собственной активной позиции в общественной жизни адекватно возрасту; делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам.

Навыки: приемов работы с социально значимой информацией.
2.2.3. Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и навыки, формируемые данной учебной дисциплиной:

  • История Отечества

  • Биомедицинская этика

  • Правоведение



2.3. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ»

2.3.1. Виды профессиональной деятельности, которые лежат в основе преподавания данной дисциплины:

1. Психолого-педагогическая.

2. Организационно-управленческая.

3. Научно-исследовательская.


2.3.2 Изучение данной учебной дисциплины направлено на формирование у обучающихся следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций:


№№ пп

Номер компетенции

Содержание компетенции

В результате изучения учебной дисциплины обучающиеся должны

Оценочные средства

знать

уметь

владеть

1

ОК-1

Способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы…

социально-значимые проблемы в истории медицины




владеть анализом историко-медицинских проблем

собеседование тестирование

2

ОК-3

Способность и готовность знать историко-медицинскую терминологию…

знать историко-медицинскую терминологию

систематизировать и анализировать историко-медицинскую информацию

историко-медицинской терминологией в практической и научной деятельности

тестирование

2

ОК-5

Способность и готовность к логическому и аргументированному анализу медицинской информации…

выдающихся деятелей медицины и фармации, медицинские системы и школы

различных эпох и народов, выдающиеся медицинские открытия.





находить, систематизировать и анализировать информацию по истории медицины.




контрольная работа

4

ПК-31

Способностью и готовностью к чтению лекций, проведению практических занятий в колледжах и вузах…

источники медицинской информации, способы их анализа, Интернет-ресурсы по истории медицины.

отбирать и структурировать информацию по истории медицины, использовать ее в проведении практических занятий

Читать лекции и проводить практические занятия в колледжах и вузах.

коллоквиум

ситуационные задачи



реферат



3. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

3.1.1. ОБЪЕМ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ


Вид учебной работы

Всего часов

СЕМЕСТР

I

часов

1

2

3

Аудиторные занятия (всего)

48

48

В том числе:

-

-

Лекции (Л)

10

10

Семинары (С)

38

38

Практические занятия (ПС)

-

-

Лабораторные работы (ЛР)

-

-

Самостоятельная работа студента (СРС) (всего)

24

24

В том числе:

-

-

Реферат (Реф)

4

4

Подготовка к тестированию

2

2

Подготовка к занятиям

8

8

Подготовка к контрольной работе

2

2

Подготовка к коллоквиуму

2

2

Разбор ситуационных задач

2

2

СРС в период промежуточной аттестации

4

4

Вид промежуточной аттестации

зачет (З)

З

З

экзамен (Э)

-

-

ИТОГО: Общая трудоемкость

часов

72

72

зач. ед.

2

2

В приложении к диплому по учебной дисциплине «ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ» указывается:



зачет за семестр № I


3.2.1. Разделы учебной дисциплины и компетенции, которые должны быть освоены при их изучении


п/п

семестра



компетенции

Наименование раздела учебной дисциплины

Содержание раздела

в дидактических единицах

1

2

3

4

5



I

ОК-1
ОК-5



Введение в специальность. Становление и развитие медидицы

2 темы:

1.Врачевание Древнего мира (первобытность и древние цивилизации Востока).

2. Медицина античности и средневековья.




I

ОК-3

ПК-31

Медицинская наука в Новое время.

2 темы:

  1. Европейская медицина в

Новое время.
2. Становление медицины в России.




I

ОК-3

ОК-5

ПК-31

Медицина в новейшее время XX – XXI вв.

1 тема:

1. Достижения мировой и отечественной медицины и в XX веке.





3.2.2. Разделы учебной дисциплины (модуля), виды учебной деятельности и формы контроля


п№

семестра

Наименование раздела учебной дисциплины

Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Л

ЛР

ПЗ

СРС

всего

1

2

3

4

5

6

7

8

9



I

Введение в специальность. Становление и развитие медицины.

4

-

10

4

18

1 н. -собеседование

4 н. - тестирование





I

Медицинская наука в Новое время.

4

-

20

12

38

6 н. – контрольная работа

7 н. – тестирование

8н. – разбор ситуационных задач

9 н. - коллоквиум





I

Медицина в новейшее время XX – XXI вв.

2

-

8

8

16

12 н. – защита рефератов

15н. – разбор ситуационных задач









Итого

10




38

24

72






3.2.3. Название тем лекций и количество часов по семестрам изучения учебной дисциплины «История медицины».


П№

Название тем лекций

Семестр

1

2

3

1

Врачевание в Древнем мире.

2

2

Медицина античности и средних веков (V-XV вв.)

2

3

Медицина Нового времени (XVI-XIX вв.).

2

4

Развитие отечественной медицины. Н.И.Пирогов.

2

5

Достижения мировой и отечественной медицины в XX веке.

2




Итого

10


3.2.4. Название тем практических занятий и количество часов по семестрам изучения учебной дисциплины «История медицины».


п №

Название тем практических занятий базовой части дисциплины по ФГОС и формы контроля

Объем в I семестре

1

Врачевание в первобытном обществе. Ранние формы религии и врачевания

2 часа

2

Медицина древних цивилизаций.

2 часа

3

Медицинские школы Древней Греции. Гиппократ.

2 часа

4

Медицина Древнего Рима. Открытия и заблуждения Галена.

Тестирование по теме «Медицина античности».

2 часа

5

Христианство и врачевание в Средневековье. Медицинский опыт арабо-мусульманского мира.

2 часа

6

Медицина эпохи Возрождения. Становление научной анатомии.

2 часа

7

Революция в естествознании и теоретическая медицина XVII - XVIII вв.

2 часа

8

Клиническая медицина Нового времени.

Контрольная работа по теме «Медицина Нового времени».

2 часа

9

Медицинский опыт Византии и становление российской медицины. Монастырская медицина.

2 часа

10

Медицина в России XVI- XVII вв.

2 часа

11

Медицина в России в первой половине XVIII века.

2 часа

12

Развитие медицины в России во второй половине XVIII века.

2 часа

13

Медицинская наука в XIX в. Открытие наркоза и антисептики. Достижения микробиологии и медицина.

2часа

14

Медицина в России в первой половине XIX в.

Разбор ситуационных задач.

2 часа

15

Н.И.Пирогов и его вклад в развитие медицины. Коллоквиум.

2 часа

16

Российская медицина во второй половине XVIII века.

Контрольная работа: «Золотой век» российской медицины

2 часа

17

Развитие мировой медицины в XX веке.

2

18

Достижения отечественной медицины в XX веке.

Разбор ситуационных задач.

2 часа

19

Коллоквиум по курсу.

2




ИТОГО

38 часов



3.2.3. Лабораторный практикум


п/№

семестра

Наименование раздела учебной дисциплины

Наименование лабораторных работ

Всего часов

1

2

3

4

5

Лабораторный практикум по дисциплине «ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ» не осуществляется


3.3. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА
3.3.1. Виды СРС


п/п

семестра

Наименование раздела учебной дисциплины

Виды СРС

Всего часов

1

2

3

4

5



I

Введение в специальность. Становление и развитие медицины.

Подготовка к тестированию.

Подготовка к занятиям.



1

1




Медицинская наука в Новое время.

Подготовка к контрольной работе.

Подготовка к занятиям.

Подготовка к коллоквиуму.

Подготовка к тестированию.

Разбор ситуационных задач.


2
3

2

1



2



Медицина в новейшее время XX – XXI вв.

Разбор ситуационных задач

Подготовка к занятиям.

Написание реферата


2

2

4



СРС в период промежуточной аттестации

4

ИТОГО часов в семестре:

24


3.4. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
3.3.2. Примерная тематика рефератов (проектов)
Семестр № I


    1. Болезни древнего человека.

    2. Медицина Месопотамии и Египта.

    3. Опыт врачевания в Древней Индии.

    4. Медицина Древнего Китая.

    5. Гиппократ – выдающийся врач античности.

    6. Достижения и ошибки Галена.

    7. Средневековые пандемии.

    8. Авиценна – великий ученый – энциклопедист Востока.

    9. Опыт медицины Византии.

    10. Анатомические рисунки Л.да Винчи.



    1. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСМИ И РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


3.4.1. Виды контроля и аттестации, формы оценочных средств


п/п

семестра

Виды контроля и аттестации


Наименование раздела учебной дисциплины

Оценочные средства

Форма

Количество вопросов в задании

Количество независимых вариантов

1

2

3

4

5

6

7



I

ВК; ТК

Введение в специальность. Становление и развитие медицинской науки.

Собеседование

Тестирование



3 вопроса
20 - тестовых вопросов

1 вариант
4 варианта



I

ТК

Медицинская наука в Новое время.

Контрольная работа.

Ситуационные задачи

Тестирование
Коллоквиум


10 заданий
3 задания
25 тестовых вопросов

5 вопросов



4 варианта
2 варианта
4 варианта
1 вариант



I

ПК

Медицина в новейшее время XX – XXI вв.

Ситуационные задачи

Реферат


3 задания



2 варианта
40 тем


3.4.2.Примеры оценочных средств:


для входного контроля (ВК)

Собеседование по вопросам.

1. Предмет истории медицины.

2. Основные вехи в истории медицины.
Тестирование.

Что такое «скамья Гиппократа»?

1) рычаговое устройство для вправления вывихов;

2) место отдыха хирурга;

3) операционный стол;

4) инвалидное кресло.


ОТВЕТ: 1).


для текущей успеваемости (ТК)

Тестирование.

Топографическая анатомия Н.И.Пирогова предполагала …



  1. сравнительное изучение организма человека и обезьяны

  2. исследование патологических изменений в органах человека

  3. изучение взаимного расположения тканей, органов и частей организма

  4. исследование костных останков палеоантропов.

ОТВЕТ: 3.


Контрольная работа на соответствие открытий и ученых:


Открытия

Персоналии

  1. Перкуссия

А) Д.Листер

  1. Капиллярное кровообращение

Б) М.Мальпиги

  1. Аускультация

В) Л.Ауэнбруггер

  1. Антисептика

Г) Р.Лаэннек

ОТВЕТ: 1-В; 2-Б; 3-Г; 4- А.



Коллоквиум по теме: «Вклад Н.И.Пирогова в развитие медицины».

Обсуждение вопросов:

1. Н.И.Пирогов «Записки старого врача. Вопросы жизни». Великий врач о времени и о себе.

2. Топографическая анатомия Н.И.Пирогова.

3. Военно-полевая хирургия. Деятельность Н.И.Пирогова в Крымскую войну 1853-1854 гг.

4. Н.И.Пирогов и община сестер-милосердия.

5. Вклад Н.И.Пирогова в проблему обезболивания.

6. Н.И.Пирогов и европейское медицинское общество.




для промежуточной аттестации (ПК)

Собеседование по вопросам.

  1. Народная, традиционная и научная медицина.

  2. Открытия российских медиков (конкретные примеры).

  3. Российские медики – Нобелевские лауреаты.




Ситуационные задачи.
1). Врач и пациент.

Медицина XVIII века была, прежде всего «надомной», т.е. врача приглашали к пациенту домой. Для сельской местности практиковалось врачебное консультирование «по переписке». При этом действия врача, как правило, подвергались контролю со стороны непрофессионалов: родственников пациента, соседей, знахарей, священников и т.д. Даже при тяжелых заболеваниях некоторые пациенты предпочитали пользоваться «народными» средствами или лекарствами собственного приготовления. Конкурентами врачей оставались целители и аптекари. Врачи тоже соперничали между собой в оригинальности методов лечения или провозглашаемой приверженностью к знаменитым медицинским школам. В обществе не сложилось еще понимание того, что решение проблем здоровья нужно препоручать профессионально подготовленным медикам.


Вопросы:

          1. Какие методы диагностики применяли врачи в таких условиях?

          2. Почему обследование тела пациента играло второстепенную роль?

          3. Какие показатели служили критерием работы врача?

          4. Когда в практику врача вошли такие методы обследования больного, как перкуссия и аускультация?

ОТВЕТ

Основным методом постановки диагноза был подробный расспрос пациента, выяснение, как отдельных проявлений болезни, так и всех обстоятельств, связанных с возможной причиной заболевания, образом жизни пациента. Врач стремился как можно больше получить информации о болезненном состоянии пациента.

Обследование тела пациента ограничивалось зрительными симптомами, такими как цвет кожи, слизистых, пульс, жар. Специальных приборов и методов физического обследования пациента не существовало.

Единственным критерием оценки деятельности врача было количество правильно поставленных диагнозов и удачных курсов лечения.

Перкуссия и аускультация как методы обследования больного вошли во врачебную практику только в первой половине XIX века после опубликования и признания трудов Л. Ауэнбруггера, Ж.Н. Корвизара и Р. Лаэннека.

2). «Спешите делать добро!»

Тюремный врач Федор Петрович Гааз опекал московскую тюрьму, к которой останавливались каторжники, пересыльные, шедшие по этапу в Сибирь. Он каждый день осматривал этих арестантов, чтобы определить, нуждаются они в лечении или нет. Часто Ф.П.Гааз здорового человека оставлял на несколько дней, недель в госпитале или тюрьме, если тот, например, нуждался просто в утешении или хотел подождать идущую вслед за ним по этапу жену. Этот доктор кончил свои дни в нищете и был похоронен на казенные деньги. В Москве, на Введенском кладбище сохранился памятник Ф.П.Гаазу. На пьедестале выбит девиз, которым всю жизнь руководствовался Ф.П.Гааз: "Спешите делать добро".

Прокомментируйте данную ситуацию.



            1. Актуален ли данный девиз для современной медицины?

            2. Назовите имена известных вам врачей, для которых данный девиз был смыслом профессии.

ОТВЕТ. Девиз Ф.Гааза актуален для современной медицины, он является одним из основных ее принципов. Для большинства российских врачей этот девиз был смыслом профессии. Этому в истории медицины есть много примеров. Образцом служения своему делу является жизнь Н.И.Пирогова, который был участником трех войн и, благодаря его труду были спасены жизни тысяч раненых солдат и офицеров. До конца исполнил свой долг доктор Е.С.Боткин, который был лечащим врачом царевича Алексея, сына последнего российского императора Николая II и разделил тяжелую участь своего пациента.

3). Известный русский терапевт Г.А.Захарьин был приглашен лечить императора Александра III, болевшего хроническим воспалением почек. В последние месяцы своей жизни Александр III находился в Крыму под наблюдением Захарьина и известного берлинского клинициста Лейдена. Для профессоров, лечивших императора, с самого начала было ясно, что смерть его неизбежна, но им приходилось сочинять бюллетени, обнадеживающие двор и в первую очередь самого императора, который до последнего дня своей жизни читал бюллетени о собственном здоровье, помещенные в русской и иностранной прессе. После смерти императора в придворных кругах распространились слухи о том, что Захарьин допустил грубые диагностические ошибки и неправильно лечил императора. В целях реабилитации Захарьин вынужден был дать публичное объяснение в газетах.
Вопросы.


              1. Прав ли был Захарьин Г.А., давая неправильные бюллетени о здоровье больного?

              2. Что заставляло Захарьина Г.А. давать такие бюллетени?

ОТВЕТ. Захарьин был прав, давая неправильные бюллетени о здоровье императора. Он соблюдал этические и нравственные нормы поведения относительно своего пациента, который, как и любой человек не хотел, чтобы его болезнь стала предметом обсуждения в обществе и в печати. Слухи о безнадежной болезни императора могли также отрицательно сказаться на внутриполитическом и внешнеполитическом положении России.




Рефераты.

  1. Становление медицинского образования в России.




  1. Медицина в Отечественную войну 1812 г.



  1. Военно-полевая хирургия XIX в. Н.И.Пирогов.



    1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ»


3.5.1. Основная литература

п/п

Наименование

Автор

Год и место издания

Количество экземпляров

в библиотеке

на кафедре

1

2

3

4

7

8



История медицины.

Сорокина Т.С.

М., «Академия», 2009.

500

5



История клинической медицины от истоков до середины XIX века.


Бородулин В.И.

М., 2008

10

1



История медицины.

Лисицын Ю.П.

М., 2008

500

5


3.5.2. Дополнительная литература

п/п

Наименование

Автор

Год и место издания

Количество экземпляров

в библиотеке

на кафедре

1

2

3

4

7

8



История медицины и хирургии. Учебное пособие для студентов выс.мед.учеб.заведений.

Мирский М.Б.

М., 2010

5

1



Исторические очерки о медицинском образовании в Московском университете.

Эрнандес-Химинес Е.Н., Логинов В.А.

М., 2011

1

1



Медицина России X – XX веков. Очерки истории. –

Мирский М.Б.

М., 2005

1

1



3.6. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Стандартно оборудованные лекционные аудитории для проведения интерактивных лекций: видеопроектор, экран настенный, др. оборудование или компьютерный класс.

Видеопроектор, ноутбук, переносной экран. В компьютерном классе должны быть установлены средства MS Office __: Word, Excel, PowerPoint и др.




3.7. Образовательные технологии

30 % - интерактивных занятий от объема аудиторных занятий



п/п

семестра

Виды учебной работы

Образовательные технологии

Особенности проведения занятий (индивидуальные/

групповые)

1

2

3

4

5



I

Лекция

Компьютерные презентации

групповые



I

Семинар

Психологические тренинги.

Семинар-диспут.

Компьютерные презентации.


Групповые и индивидуальные



Примеры интерактивных форм и методов проведения занятий:

1. Ситуация-кейс. В своих мемуарах выдающийся хирург С.С.Юдин описал осмотр на дому молодой женщины, жены земского агронома Аршиневского: «…лет 30-32, очень хорошо сложенная и красивая, в момент моего осмотра чувствовала себя совершенно хорошо, все боли прошли, пульс был нормальный, рвоты не было и самочувствие хорошее… я решил, что у больной кишечный завал, и рекомендовал дать касторку». Уже на следующий день разыгралась трагедия. «Мы застали Аршиневскую со ввалившимися глазами, заострившимся носом и мутным взглядом, пульса на руках не прощупывалось… Она умерла по пути в больницу». С.С.Юдин указывал: «Мне этот случай послужил уроком на всю жизнь, я его излагал много-много раз на лекциях сотням врачей и студентов. Может быть, это мое несчастье пошло другим на пользу».

В другой работе С.С.Юдин пишет: «…за 35 лет моей хирургической деятельности накопилось пять-шесть, а то и целый десяток таких трагических ошибок, которые я не могу забыть десятилетиями, и которые так глубоко потрясли мое сознание, чувство и совесть, что, вспоминая о них, я их снова переживаю, как вчера, как сегодня». Какого рода были эти ошибки? С.С.Юдин рассказывает о том, как «…при секвестротомии по поводу гнойного огнестрельного перелома плеча у солдата я перерезал лучевой нерв!». И еще: «…вылущивая большие пакеты туберкулезных желез на шее у 17-летней крестьянской девушки, я, во-первых, поранил яремную вену и чуть не потерял больную от кровотечения (не умея зашить вену, которая то кровила рекой, то при вдохах пропадала из виду и тонула в лужах крови), а, расширяя в отчаянии рану кверху, повредил ramus marginalis mandibulae лицевого нерва и тем скосоротил ей физиономию».

Если формально следовать букве закона, то состав преступления сомнений не вызывает. Однако что более ценно для общества, привлечение хирурга к ответственности и осуждение его, или поиск им новых путей в развитии хирургии?


2. Фрагмент интерактивной лекции.

Уроскопия - метод исследования мочи на глаз - древнейший способ диагностики у всех народов мира. Однако именно у средневековых врачей он становится основным. Уринарий (сосуд для мочи) ассоциировался с телом человека. Он служил как бы его зеркальным отражением: верхняя треть сосуда соответствовала голове, средняя - грудной клетке, последняя треть - нижней части тела. Дело здесь не только в доведении до абсурда этого метода исследования, в данном случае мы встречаемся с очень древней традицией наделения сосуда человеческими чертами. В индоевропейских языках даже названия частей сосуда антропоморфны - горлышко, носик, ручки, ножка, и т.д.



Врач ставит диагноз по цвету мочи. Миниатюра. Начало XIV в.

Уринарий становится одним из символов врачебной профессии. Изображения врачей с уринарием в руке часто помещаются в инициалах медицинских рукописей.


3.8. Разделы УЧЕБНОЙ дисциплины «ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ» и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) УЧЕБНЫМИ дисциплинами


п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) учебных дисциплин

№ № разделов данной учебной дисциплины (модуля), необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) учебных дисциплин (модулей)

I

II

III

1

ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА

+

+

+

2

ПРАВОВЕДЕНИЕ




+

+

3

БИОМЕДИЦИНСКАЯ ЭТИКА




+

+




  1. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:

Обучение складывается из аудиторных занятий (72 часа), включающих лекционный курс и практические занятия, и самостоятельной работы (36 часов). Основное учебное время выделяется на практическую работу по изучению и усвоению курса истории медицины, формированию навыков историко-медицинского анализа медицинских проблем.

Практические занятие проводятся в группах с использованием слайдов и мультимедийных материалов, наглядных пособий, решения ситуационных задач, ответов на тестовые задания.

В соответствии с требованиями ФГОС-3 ВПО в учебном процессе широко используются активные и интерактивные формы проведения занятий. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, составляет не менее 40% от аудиторных занятий.

Самостоятельная работа студентов подразумевает подготовку сообщений, конспектов по теме, рефератов, эссе, презентаций.

Работа с учебной литературой рассматривается как вид учебной работы по дисциплине «История медицины» и выполняется в пределах часов, отводимых на ее изучение (в разделе СРС).

Каждый обучающийся обеспечен доступом к библиотечным фондам Университета и кафедры.

Написание реферата по теме способствует формированию исследовательских навыков (умений).

Обучение студентов способствует воспитанию у них навыков общения с аналитическим мышлением. Самостоятельная работа с пациентами способствует формированию профессионального поведения, аккуратности, дисциплинированности, организованности.

Исходный уровень знаний студентов определяется тестированием. Текущий контроль усвоения предмета осуществляется устным опросом в ходе занятий, во время разборов, при решении типовых ситуационных задач и ответах на тестовые задания.

В конце изучения учебной дисциплины (модуля) проводится промежуточный контроль знаний с использованием тестового контроля, проверкой практических умений и решением ситуационных задач.

Вопросы по учебной дисциплине «История медицины» включены в Итоговую государственную аттестацию выпускников



Лист ежегодного утверждения рабочей программы учебной по дисциплине ____________________________________________________________________
Рабочая программа:

одобрена на 20__/20__ учебный год. Протокол № ___ заседания кафедры

от “___”_________ 20___ г.

Зав. кафедрой__________________________________________________

Зав. уч. частью_________________________________________________
Рабочая программа:

одобрена на 20__/20__ учебный год. Протокол № ___ заседания кафедры

от “___”_________ 20___ г.

Зав. кафедрой__________________________________________________

Зав. уч. частью_________________________________________________

Рабочая программа:

одобрена на 20__/20__ учебный год. Протокол № ___ заседания кафедры

от “___”_________ 20___ г.

Зав. кафедрой__________________________________________________

Зав. уч. частью_________________________________________________

Рабочая программа:

одобрена на 20__/20__ учебный год. Протокол № ___ заседания кафедры

от “___”_________ 20___ г.

Зав. кафедрой__________________________________________________

Зав. уч. частью_________________________________________________

Рабочая программа:

одобрена на 20__/20__ учебный год. Протокол № ___ заседания кафедры

от “___”_________ 20___ г.

Зав. кафедрой__________________________________________________

Зав. уч. частью_________________________________________________

Рабочая программа:

одобрена на 20__/20__ учебный год. Протокол № ___ заседания кафедры

от “___”_________ 20___ г.

Зав. кафедрой__________________________________________________

Зав. уч. частью_________________________________________________

Рабочая программа:

одобрена на 20__/20__ учебный год. Протокол № ___ заседания кафедры

от “___”_________ 20___ г.

Зав. кафедрой__________________________________________________

Зав. уч. частью_________________________________________________




Каталог: fileadmin -> rsmu -> img
img -> Основные направления научной деятельности
img -> Основные результаты научной деятельности
img -> Рабочей программы дисциплины «Общая и клиническая иммунология» по направлению подготовки «Медицинская биохимия»
img -> Присуждаемая ученая степень Кандидат наук
img -> Программа по педиатрии для студентов высших медицинских учебных заведений
img -> Примерная программа дисциплины общественное здоровье и здравоохранение для студентов, обучающихся по специальностям
img -> Рабочая программа учебной дисциплины «неврология и нейрохирургия»
img -> Вопросы по внутренним болезням, входящие в билеты по переводным экзаменам на 4 курсе дневного и 5 курсе вечернего отделений. Болезни сердечно – сосудистой системы
img -> Лекция «психологические аспекты формирования здорового образа жизни у населения»
img -> Вопросы к экзамену по терапии (разделам гастроэнтерологии и пульмонологии) 2015-2016г

Скачать 270.5 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




©zodomed.ru 2024


    Главная страница