УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ АБИНСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
«Что надо знать педагогу
о голосе школьника»
(рекомендации педагогам, руководителям
вокальных студий, хоров, родителям)
Составитель:
Стулова Елена Юрьевна,
педагог дополнительного образования
г. Абинск, 2011 г.
Аннотация.
Данное
методическое пособие рекомендовано педагогам, руководителям вокальных студий, хоров, родителям. В пособии раскрываются следующие вопросы:
-Процесс голосообразования;
-Возрастные особенности развития голосового аппарата мальчиков и девочек;
-Мутации, ее стадии;
-Правила гигиены голоса (охрана голоса);
-Овладение практическими навыками оптимального дыхания и голосообразования (практические занятия);
-Беседы для учащихся.
Содержание
-
Введение. …………………………………………………………………….4
-
Что надо знать педагогу о голосе школьника. Процесс голосообразования. …………………………………………………………6
-
Возрастные особенности развития голосового аппарата. ………………..6
-
Мутация и ее стадии. ………………………………………………………..7
-
Правила гигиены голоса. ……………………………………………………9
-
Практические упражнения. …………………………………………………9
-
Беседы с учащимися. ……………………………………………………….12
-
Как разучивать песню. ……………………………………………………...15
-
Литература. ………………………………………………………………….16
Введение.
Голос человека представляет совокупность разнообразных звуков: крик, стон, плач, кашель, но главная его функция — речь и пение. Являясь одним из компонентов речи, голос обеспечивает ее слышимость, придает ей выразительность, эмоциональность, поэтому любые его нарушения в первую очередь влияют на процесс коммуникации. Благодаря голосу человек получает возможность выражать свои мысли, общаться с окружающими его людьми, добиваться признания в обществе.
Нарушение функции голосообразования в детском возрасте не только влияет на развитие речи, нервно-психическое состояние, но и может стать причиной заболеваний голосового аппарата взрослого человека.
Число детей, имеющих измененный тембр голоса — от легкой охриплости, гиперназальности (носовой оттенок) до более выраженных нарушений тональности, силы звучания (дисфония), вплоть до шепотной речи (афония), — не имеет тенденции к снижению. В работах зарубежных и отечественных исследователей указывается, что нарушения голоса наблюдаются у 6% школьников, а хроническая охриплость у младших школьников составляет от 24 до 38%.
Возрастающий удельный вес функциональных и хронических голосовых нарушений создает новую социальную проблему «ребенка с хриплым голосом». Причины нарушений голоса весьма разнообразны. Голосовые расстройства могут быть обусловлены социальными (школа раннего развития, интенсивное обучение иностранным языкам малышей, увеличение голосовой нагрузки в рамках школьной программы), психогенными (нестабильность социально-экономического положения, террористические акты на территории РФ); экологическими (повышенная радиация, загрязнение окружающей среды); соматическими факторами (патологии органов дыхания: респираторные заболевания, бронхиальная астма; патология носоглотки и полости носа). И, как следствие, больший процент развития охриплости у детей в подобных «группах риска».
Основные причины, вызывающие нарушения голоса у детей, можно условно разделить на:
-
биологические (конституциональные особенности, возраст, пол, сопутствующие заболевания);
-
психологические (конфликтные ситуации, бытовые и профессиональные);
-
психоэмоциональные и характерологические особенности личности;
-
бытовые (семейное положение, состав семьи, жизненные условия).
По мнению большинства авторов, нередко нарушения голоса возникают в результате постоянного шумового фона, который провоцирует перенапряжение голоса, громкое пение, крик, воспалительные процессы верхних дыхательных путей, нарушения слуха.
Д.К.Вильсон приводит сведения о возникновении голосовых расстройств в результате подражания людям с нарушенным голосом — ребенок учится не только языку, но и манере речи. Так, у крикливой матери чаще всего и ребенок говорит на повышенных тонах.
Г.Китель, Ю.С.Василенко подчеркивают, что некоторых голосовых нарушений у взрослых можно было бы избежать при раннем их выявлении и своевременном лечении в детском возрасте, поэтому так важно сохранить голосовой аппарат ребенка здоровым. Особую ответственность за развитие правильного и здорового голоса детей несет преподаватель.
Что надо знать педагогу о голосе школьника.
Процесс голосообразования.
Что же надо знать учителю о голосе человека и особенностях детского голоса?
Функция голосообразования осуществляется посредством гармоничной координированной работы многих органов и систем организма человека и подчинена регулирующему действию коры головного мозга. В процессе голосообразования активно участвуют органы дыхания: диафрагма, межреберные мышцы, легкие, бронхи, трахея, гортань, глотка, ротовая и носовая полость, — их координированная работа составляет энергетическую основу образования голоса. Благодаря их активности в речевом тракте создаются воздушные потоки, вызывающие колебания голосовых складок и образование звуков.
Генераторами звука являются гортань и голосовые складки. При колебании последних в результате воздействия выдыхаемой воздушной струи на внутренние мышцы гортани они сокращаются под действием импульсов, поступающих из центров головного мозга. Звук, который зарождается в гортани, очень слаб и примитивен. Индивидуальную окраску, тембр, голос приобретает в звукопроводящей и артикуляционной системе, включающей в себя глотку со всеми ее разделами, ротовую, носовую полость и придаточные пазухи носа (резонаторный отдел).
Таким образом, голосообразование — сложный физиологический процесс, обусловленный взаимосвязанной работой всех органов голосового аппарата, и малейшее ее нарушение может привести к голосовым расстройствам.
Возрастные особенности развития голосового аппарата.
Учителю необходимо знать особенности развития голоса учащихся в норме, так как требования, предъявляемые детям, должны соответствовать их возрастным возможностям. За школьный период голос учащегося проходит несколько стадий развития. Они связаны с полом, физическим и нервно-психическим ростом ребенка. У младших школьников (до 10—11 лет) голос нежный и легкий. Про него говорят: «головное звучание», «высокое резонирование», «полетный». В
этом возрасте нет голосовых различий между мальчиками и девочками. Голос не очень сильный, поэтому чрезмерное напряжение может привести к периодической или стойкой хрипоте. Этот симптом должен послужить преподавателю и родителям сигналом для обращения за консультацией к врачу-оториноларингологу. Очень часто хрипота является показателем органической патологии голосовых складок (их узелков) и может привести впоследствии к потере голоса.
В развитии детского голоса выделяют четыре взаимосвязанных периода: 1) дошкольный (до 7 лет); 2) предмутационный (от 7 до 13 лет); 3) мутационный (от 13 до 15 лет); 4) постмутационный (от 15 до 17 лет).
Известно, что голосовой аппарат ребенка имеет особенности:
—диспропорция в развитии отдельных его органов;
-
неравномерность и скачкообразность в процессе развития;
-
наличие периодов, когда развитие протекает почти незаметно;
-
неоднородность окончания роста разных его органов;
Наиболее выраженные изменения происходят в пубертатный период (период полового созревания), чем и объясняется нестабильность голоса.
Более подробно остановимся на особенностях голоса детей младшего и старшего школьного возраста, связанных с его формированием и развитием.
Мутация и ее стадии.
Мутация — физиологический процесс, характеризующийся изменением тембра голоса и понижением тональности звучания. Начало функционирования половых желез у мальчиков и, в меньшей степени, у девочек приводит к выраженному росту гортани. Исследованиями установлено, что признаки физиологической мутации появляются при строго определенном уровне половых гормонов, под влиянием которых гортань мальчиков увеличивается в диаметре и за короткое время развивается из детской в мужскую, что приводит к понижению голоса на одну-полторы октавы. Мутация у мальчиков протекает бурно с выраженной симптоматикой и обусловлена особенностью гормональной функции.
Изменения в голосе девочек не так заметны, поскольку увеличение гортани невелико и происходит в основном по вертикали, голосовые складки удлиняются на 3-4 мм, в результате голос понижается только на терцию, что объясняется постепенным увеличением гормонов в плазме крови.
В период мутации меняется механизм голосообразования: на смену фальцетному, характеризующемуся смыканием краев голосовых складок, формируется такой механизм, при котором фонация осуществляется всей массой голосовых складок, голос приобретает грудное звучание.
Выделяют три стадии мутации: предмутационную, собственно мутационную и постмутационную.
В предмутационной стадии появляются первые признаки мутации, сужается диапазон, утрачиваются высокие ноты, появляется быстрая утомляемость. Голос становится жестче.
Собственно мутационная стадия характеризуется бурным ростом гортани и голосовых складок, изменением механизма голосообразования. Рост гортани у мальчиков происходит как в продольном, так и поперечном направлении от 1 до 2 см. Увеличиваются в размерах все хрящи, особенно доступный для наблюдения щитовидный хрящ, который образует на передней поверхности шеи «адамово яблоко». Голосовые складки удлиняются и достигают 20—25 мм.
В этот период увеличивается объем глотки и языка, заметно усиливается напряжение артикуляционной и мимической мускулатуры. При обычном осмотре можно наблюдать явное напряжение наружных гортанных мышц.
Акустические изменения ярко выражены. Голос подростков характеризуется непостоянством и вариабельностью: тональность звучания меняется в пределах октавы, поочередно включаются головной и грудной регистры, происходит изменение диапазона, интонационные возможности ограничены. Создается впечатление, что ребенок не может управлять своим голосом. У 20% мальчиков мутация протекает как «ломка» голоса.
Нередко голос меняется постепенно, незаметно для самого ребенка и окружающих. Лишь иногда появляются повышенная утомляемость и легкая охриплость. Элементы звучания взрослого голоса как бы незаметно вплетаются в детский голос, который приобретает мужской или женский тембр.
В других случаях мутация протекает более остро. Голос неожиданно начинает срываться, появляются низкие ноты басового или баритонального тембра. По мере завершения мутации такие явления отмечаются реже.
Встречаются и такие формы мутации, когда мягкий детский голос внезапно становится грубым, появляется хрипота, вплоть до полной афонии. Через некоторое время охриплость исчезает и у подростка появляется оформившийся голос взрослого.
Патофизиологический механизм фонации во время мутации заключается в дискоординации слаженного механизма голосообразования. С одной стороны, закрепившийся стереотип фальцетного звучания, с другой стороны, изменения, связанные с быстрым ростом гортани и голосовых складок, и обусловливают нестабильность звучания.
Подростки по-разному реагируют на появившийся у них голос. Юноши долго не могут привыкнуть к новому звучанию, стараются говорить в привычной для них высокой тональности, избегают возможности пользоваться низким голосом, что, в свою очередь, приводит к формированию и закреплению патологического механизма фонации.
В постмутационной стадии происходит дальнейшее оформление голоса подростков, устанавливаются диапазон и тембр. Этот период продолжается 1—2 года и имеет большое значение для вокалистов. Так как голос еще не окреп, отмечается быстрая утомляемость голосового аппарата, поэтому педагоги должны бережно развивать и совершенствовать природные данные голоса ребенка.
По наблюдениям специалистов, мутация сейчас начинается несколько раньше, чем столетие назад, и зависит от климатических и географических условий. У жителей южных районов изменения голоса наступают раньше, чем у народов Севера: у мальчиков в 12—13 лет, у девочек — в 10—11 лет. Перемена голоса у юношей длится от 6 месяцев до 2 лет, у девочек мутация протекает от 6 недель до 3 месяцев.
Спокойно протекающая мутация — физиологический процесс и не требует никакой терапии, кроме охранительного голосового режима.
Правила гигиены голоса.
С целью предупреждения нарушений голоса в пубертатном возрасте родители, логопеды, учителя должны целенаправленно разъяснять детям правила гигиены голоса, приучать их разговаривать спокойно и тихо в соответствии с ситуацией, избегать чрезмерно громкой речи и пения. Эффективность этой работы во многом зависит от личного окружения ребенка. Родители, учителя должны служить образцом для подражания. Следует пресекать всякого рода шум, громкую речь, крик, визг как проявления низкого культурного уровня. Подростку надо соблюдать гигиенические требования, необходимые для предупреждения голосовых расстройств.
Правила хорошего голоса
-
Говори спокойно и тихо в соответствии с ситуацией.
-
Избегай чрезмерно громкой речи и пения.
-
Никогда не говори слишком быстро или слишком медленно.
-
Занимайся спортом, проводи закаливающие процедуры.
-
Во время или сразу после простудных заболеваний воздержись от голосовых нагрузок, придерживайся режима молчания в течение 5 дней.
Помимо предложенных правил особое внимание необходимо уделить постановке голоса, т.е. развитию природных качеств, повышению выносливости голоса к нагрузкам, расширению диапазона и выразительности.
Постановка голоса включает работу над нормализацией мышечного тонуса, развитием физиологического и фонационного дыханиями тренировки по улучшению и оптимизации акустических качеств голоса.
Практические упражнения.
Овладение практическими навыками оптимального дыхания и голосообразования является основной мерой предупреждения дисфоний, так как позволяет обучающемуся приспособиться к повышенной нагрузке и сохранить голосовой аппарат здоровым.
Для этих целей мы предлагаем использовать упражнения, разработанные ведущими педагогами Театрального института им. Б.Щукина доцентами кафедры сценической речи А.М. Бруссер и М.П.Оссовской. Тренинг направлен на формирование и развитие:
-правильной осанки и снятие излишнего мышечного напряжения;
- нормального физиологического и фонационного дыхания;
-диапазона голоса;
-слухового самоконтроля.
На начальном этапе работы проводятся релаксационные упражнения, позволяющие снять общее напряжение и напряжение мышц, участвующих в процессе голосообразования. Необходимо научиться регулировать тонус собственного тела, осознанно управлять им, что способствует развитию самоконтроля.
Предлагаемыми упражнениями и приемами релаксации можно овладеть самостоятельно, и они не имеют противопоказаний. Продолжительность занятий зависит от возраста и соматического состояния ребенка и не должна превышать 10—20 мин.
1. Упражнения на регуляцию мышечного тонуса:
«Потягивание»
Исходное положение: ноги на ширине плеч, руки опущены. На счет раз, два поставить правую ногу в сторону на носок, вытянуть руки вверх вправо и потянуться. На счет три, четыре — вернуться в исходное положение.
Повторить 4—6 раз.
«Разогрев»
Исходное положение: ноги на ширине плеч, руки опущены. Активными вращательными движениями массировать по очереди кисти рук от кисти к локтю, от локтя к плечу, затем — плечо, шею.
Повторить упражнение 4—6 раз.
«Растяжка»
Исходное положение: ноги на ширине плеч, руки опущены. На счет раз, два — поднять руки вверх и потянуться, на счет три, четыре — вернуться в исходное положение.
Далее на счет раз, два — нагнуться вперед и вытянуть руки вперед, на счет три, четыре — вернуться в исходное положение.
То же самое нужно выполнить с наклонами, поочередно, вправо и влево и с вытягиванием рук.
Повторить каждое упражнение 4—6 раз.
«Железный человечек»
Исходное положение: ноги на ширине плеч, руки внизу. На счет раз нужно напрячь все мышцы тела, включая мускулатуру шеи. На счет два — максимально расслабиться (наклониться вперед, руки опустить).
Повторить 4—6 раз.
Для большей заинтересованности детей в выполнении тренинговых заданий учитель может использовать различные игровые ситуации, сопровождая упражнения стихотворными текстами. Например, для упражнений «Потягивание», «Разогрев», «Растяжка»:
Хомка-хомка, хомячок, полосатенький бочок.
Хомка раненько встает,
Лапки моет, носик трет.
Выметает хомка хатку и выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять —
хомка хочет сильным стать.
Большое значение для профилактики нарушений голоса у детей и подростков имеют упражнения, способствующие установке правильного дыхания. Прежде всего, детям нужно научиться дышать носом, координировать носовое и ротовое дыхание, освоить нижнереберный тип дыхания. При выполнении упражнений следует избегать глубокого вдоха для предупреждения гипервентиляции, которая может вызвать головокружение.
2. Дыхательные упражнения «Нос-нос»
Исходное положение: ноги на ширине плеч, руки внизу, выдохнуть. На счет раз — закрыть правую ноздрю пальцем правой руки — вдох, на счет два — задержка дыхания. На счет три — закрыть пальцем левой руки левую ноздрю и выдохнуть. Чередовать вдох и выдох, меняя руку.
Повторить упражнение 4—8 раз. Необходимо следить, чтобы плечи не поднимались.
После овладения этим упражнением для выработки координации движений рекомендуем добавить к нему различные движения головы и плеч. Вдох и выдох осуществляются, как описано выше.
«Приседание»
Исходное положение: ноги на ширине плеч, руки в стороны, выдохнуть. На счет раз — вдыхая носом, присесть, поднять руки вверх, на счет два — сидеть. На счет от трех до десяти — медленно вернуться в исходное положение, разводя руки в стороны и выдыхая.
Повторить 5—6 раз.
«Пузырьки»
Исходное положение: ноги на ширине плеч, руки внизу, выдохнуть. На счет раз — сгруппироваться в положении сидя, голова опущена, не дышать. На счет два, три — выпрямиться, вытянуть руки вверх и вдохнуть. На счет четыре — вернуться в исходное положение.
Повторить 4-6 раз.
«Свеча»
Представить, что в руках зажженная свеча.
Вариант 1. На счет раз — сделать вдох носом. На счет два — подуть на свечу так, чтобы пламя свечи наклонилось параллельно полу
Вариант 2. На счет раз — сделать вдох носом. На счет два — подуть на свечу, произнося звук «ф». Добрать воздух. На счет три — резко погасить свечу, выдыхая со звуком «ф».
Вариант 3. На счет раз — вдохнуть через нос. После задержки дыхания сделать дробный выдох, стараясь затушить три свечи. На счет три — вдохнуть. На счет четыре — задуть пять свечей.
Повторить 4-8 раз. При выполнении упражнения необходимо следить, чтобы плечи не поднимались.
3. Фонационные упражнения «Произнесение звуков»
Исходное положение: ноги на ширине плеч, руки внизу. На счет раз — вдохнуть носом. На счет два, три, четыре — выдохнуть, произнося звук «с».
Удлинять продолжительность выдоха, считая до 12.
Аналогично проводятся упражнения со звуками «ш», «а», «у».
Повторить каждое упражнение 4—6 раз.
«Дробное произнесение звуков»
Исходное положение: ноги на ширине плеч, руки внизу, вдохнуть носом.
На счет раз, два, три — выдыхая воздух, произносить звук «с», делая паузу после каждого счета.
Аналогично проводятся упражнения со звуками «ш», «а», «у».
Повторить каждое упражнение 4-6 раз.
«Произнесение фраз»
После предварительного вдоха на выдохе произносить следующие фразы.
Около кола колокола.
Ума палата, да разума маловато.
Чужим умом умен не будешь.
От топота копыт пыль по полю летит.
Закрепление навыков правильного голосоведения продолжается при произнесении различных скороговорок, стихов, а затем в спонтанной речи.
«Произнесение скороговорок» Сделать вдох носом, а затем на выдохе произносить одну, затем две, три и так далее строчки, удлиняя выдох.
Ужа ужалила оса, Ужалила его в живот. Ужу ужасно больно, Вот. Для расширения диапазона голоса детей можно использовать стихотворные тексты, например:
Как под елкою зеленой скачут весело вороны: «Кар-кар, кар-кар!»
Целый день они скакали,
громко-громко все кричали: (Громким голосом)
«Кар-кар, кар-кар!»
Только к ночи уставали,
тихо-тихо засыпали: (Тихим голосом)
«Кар-кар, кар-кар, кар-кар...»
В лесу становится темно, и нам домой пора давно. Тихо-тихо мы шагаем, птицам спать мы не мешаем.
Продолжительность голосовых тренировок строго дозируется и обусловлена психосоматическим состоянием тренирующихся. На первых занятиях следует избегать переутомления. Вначале продолжительность не превышает 2—3 мин с 5— 10-минутным перерывом, постепенно время занятий удлиняется и на заключительном этапе достигает 15—20 мин при 4—5-разовом выполнении в течение дня.
Благодаря этим несложным упражнениям у детей вырабатываются навыки правильного дыхания и фонации, которые развивают звучание голоса и позволяют предотвратить возникновение органической патологии гортани.
Беседы с учащимися.
Голоса
Летом лес на все голоса звучит. Вот высоким голосом птица какая-то проверещала. У другой голос еще выше, совсем писклявый. А кто-то низким голосом ухнул. Удивительно приятный беспорядок в этой лесной разноголосице. Ну, а в музыкальной разноголосице царит полный порядок. Музыкальные голоса четко по высоте различаются, и у каждого свое название.
У названий голосов своя история.
Сначала было так. В далеком прошлом в церковном пении женщины участия не принимали. Мужские голоса, которые держали основную, главную мелодию, зваться стали ТЕНОРАМИ (в переводе с латинского—держать). Те, что пели выше, получили название АЛЬТЫ. Альт — значит высокий. А те. что пели ниже, — БАСЫ. Бас — значит низкий.
Потом, когда в хоре стали петь и женщины, название альт перешло к низким женским голосам. Понадобилось обозначить голос выше альта, то есть выше высокого. СОПРАНО — значит над, сверху.
Детские высокие голоса в хоре называются ДИСКАНТЫ. Это очень старое наименование. Оно появилось на самой заре многоголосия, когда хор разделился на голоса. Дискант означает раздвоенное, расчлененное пение.
Так называются голоса в совместном, хоровом пении. Сольное, иначе говоря, одиночное, пение более детально различается по высоте голосов. Здесь такие основные названия:
высокий женский голос — СОПРАНО, ниже — МЕЦЦО-СОПРАНО, еще ниже — АЛЬТ
(меццо-сопрано — значит среднее сопрано, потому что по высоте оно расположено между высоким женским голосом и низким), высокий мужской голос — ТЕНОР, ниже — БАРИТОН еще ниже — БАС (баритон в переводе звук название это дано ему в сравнении с легким тенором)
Названия человеческих голосов перешли к музыкальным инструментам. Многие инструменты совершенно одинаковые по конструкции, отличаются только размером, а значит, и высотой.
Песня
Что такое песня, из самого слова видно. Песня - то, что поют.
Поют в одиночку и вместе, для себя и для других, за деньги и бесплатно.
Поют о том, как любят, и о том, как не любят, в шутку и всерьез, со слезами и со смехом - обо всем на свете и как душе угодно. Поют на эстраде, дома, в лесу, в горах и даже в общественном транспорте.
Поют под оркестры, под гитары, под гармошки, под барабаны. Под хлопки в ладоши и топанье ног и без всякого сопровождения тоже. Поют во всех уголках земли, на всех языках и наречиях, громко и тихо, весело, яростно, ласково, грустно.
Поэтому что песня - это очень просто. Просто, как дважды два-четыре, один плюс один-два, а два раза по два - четыре. А в песне припев плюс запев равняется куплет, а два куплета - это уже песня. Главное в песне, чтобы на слух и на язык легко ложилась, чтобы по нраву пришлась.
Мадригал - так называется старинная песня на несколько голосов. Название говорит: песня на материнском, то есть родном языке. Чтобы не путать с пением в католической церкви на чуждом латинском языке. А мы сегодня слушаем старинные мадригалы композиторов XVI - XVII веков на том языке, на котором они были сочинены, чаще всего на итальянском. И слушая, восхищаемся изысканной музыкой, виртуозным исполнением хора или ансамбля.
Канты- так на латинский манер назывались русские хоровые Петра I и Екатерины II. (Кантус в переводе песня) канты распевали всякие: любовные, шуточные, застольные, поздравительные. Кант во славу особо важной персоны назывался кант - виват.
А итальянцев популярностью пользуются канцоны и канцонетты, что в переводе значит песни и песенки. У французов песня зовется шансон. У немцев песня - лиид. Название разные и песни тоже в каждой стране на свой лад.
Слово романс уводит нас в далекие средние века в Испанию. Впрямую оно переводится так: по-романски, то есть по-испански, это означало когда-то одно и то же. Так отличали пение на народном испанском языке от песнопений на церковном латинском.
Позже название романс распространилось по всему свету. Романсу стали именовать произведение для голоса и фортепиано, в котором раскрываются очень тонкие и глубоко личные переживания.
В России слово романс появилось в конце XVIII века и крепко прижилось в XIX. Когда сегодня говорят: старинный романс, то имеют в виду городскую русскую песню прошлого века под гитару или фортепиано. Очень любили у нас такие песни- романсы, особенно в исполнении цыган. Цыганский романс, пелся ли он по-русски или по-цыгански, ценился знатоками за бурную страсть и бесшабашную удаль
Интересно, какие песни тебе нравятся?...
Я и не сомневался, что слова любимых песен ты знаешь наизусть. Про что песня - слова ее расскажут.
А если музыка без слов? Про что музыка, в которой ни про что не поется? Вот в чем вопрос.
Интонация
... Между прочим, был у меня такой случай. Мой любимый кот Тишка стащил кусок мяса.
-
Ты, Тишка, плут! - сказал я словами басни Крылова «Кот и Повар».
Тишка не знал, что в этой басне для него все хорошо кончается, и поджал
уши.
-
Ты, Тишка, вор! - добавил я крепче прежнего. Тишка сжался в
комок. «Ага, знает кошка, чье мясо съела», подумал я злорадно. А потом
смягчился: «Вот умница, все понимает».
А что понимает Тишка? Слова? Вряд ли. И тогда я проделал научный эксперимент.
«Я люблю тебя, Тишка!» - прорычал я с угрозой в голосе. Но Тишка не принял моего признания. Он в ужасе попятился и пустился наутек. Вот какая это сила- ИНТОНАЦИЯ.
Вообще-то слово интонация в переводе с латыни означает отчетливое, громкое произношение. Мы же понимаем слово интонация так: выразительное произношение, наполненное и окрашенное чувствами, переживаниями.
Интонации музыки несравнимо богаче, тоньше, глубже, разнообразнее, чем интонации человеческой речи. Музыкальные интонации способны передать такие оттенки, переливы чувств и переживаний, что никакими словами не выразишь, не опишешь.
Тишка, разумеется, не понял слов, но точно уловил интонацию моей речи. Может быть, и мы понимаем музыку немножко как кошки?...
Аккомпанемент
Рассказ о том, как ПЕСНЯ, к несчастью, потеряла голову, но, к счастью, благодаря АККОМПАНЕМЕНТУ от этого не пострадала.
В одном из больших залов шел эстрадный концерт. С микрофоном в руках певец пел веселую песенку. В ней была история про встречу в поезде, который мчался на юг, к морю. Все с удовольствием слушали приятную мелодию, ловили слова и не очень- то замечали, что в это время делал оркестр. И вдруг на последнем куплете певец замолчал - с микрофоном что-то случилось. А оркестр продолжал играть свое. И так он забавно - а главное, удивительно похоже изображал перестук колес по рельсам, что все заулыбались и зал разразился аплодисментами.
Та из-за несчастного случая песня «потеряла голову» - лишилась мелодии и слов. Но зато стало понятно, что и сопровождение заслуживает всяческого внимания.
Сопровождение - по-французски аккомпанемент.
Как разучивать песню
-
Перед пением голос должен быть "разогрет". Для этого используют небольшие (3-5 звуков) распевки;
-
Правильное положение корпуса ребенка во время пения помогает исполнению. Сидеть нужно прямо, без напряжения, расправив плечи. Руки спокойно положить на колени ближе к корпусу, не опуская голову вниз. Если песня исполняется стоя, то спина при этом должна быть прямой, руки спокойно опущены вдоль туловища;
-
Мелодию лучше начинать разучивать без текста, на какой – нибудь слог. В этом случае внимания ребенка будет сосредоточено на звуковысотной линии;
-
Подвижные песни необходимо пропевать в медленном темпе. Чтобы ребенок успевал правильно проговаривать слова;
-
Сложные по ритму и мелодии фрагменты песен необходимо учить отдельно;
-
Во время пения следить за правильной артикуляцией;
-
Дыхание должно быть спокойное, не поднимая плечи;
-
На занятиях вокалом желательно познакомить ребят с некоторыми понятиями: шумовые и музыкальные звуки, сила звука, высота звука, длительность звука, ритм; использовать музыкальные игры.
Литература
-
Алмазова Е.С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей. — М.: Айрис-Пресс, 2005.
-
Василенко Ю. С. Нарушения голоса у детей и подростков / Ю.С.Василенко, С.Е.Уланов // Вестник оториноларингологии. — 1984. — №6. — С 10—12.
-
Вильсон Д.К. Нарушения голоса у детей /Д.К. Вильсон. — М.: Медицина, 1990.
-
Добровольская Н.Н. Что надо знать учителю о детском голосе / Н.Н.Добровольская, Н.Д. Орлова. — М.: Музыка, 1972.
-
Киттель Г., Василенко Ю. С. Дисфонии в детском возрасте//Вопросы практической фониатрии. — М., 1997. - С. 168.
-
Орлова О.С. Детский голос в норме и патологии / О.С. Орлова. - М., 2002.
-
Радциг Е.Ю. Физиологические дисфонии в период мутации / Е.Ю.Радциг, О.Ю.Федорова, ПА Эстрова // Школьный логопед. — 2006. — № 2 (11). — С. 3-5.