Состав крови. 8 класс
Цели урока:
1. предметные:
● сформировать представление о форменных элементах крови и их функциях;
● продолжить формировать умение работать с различными источниками и формами получаемой информации (текст, схемы, таблицы)
2. личностные:
● стимулировать развитие познавательного интереса;
● развитие самостоятельности в информационной деятельности;
● формировать здоровый образ жизни.
3. метапредметные:
● контролировать и оценивать результаты своей и чужой деятельности; адекватно формулировать результаты своей деятельности в устной и письменной форме;
● продолжить развитие учебно-интеллектуальных умений сравнивать,обобщать, устанавливать причинно-следственные связи;
● развивать коммуникативные способности через групповую работу.
Методы обучения:объяснительно-иллюстративный метод,репродуктивный метод, исследовательский метод.
Оборудование: таблица «Кровь», микроскоп, микропрепараты «Кровь человека» и «Кровь лягушки», мультимедийная презентация урока.
Технология:Французской мастерской.
ХОД УРОКА.
Этап урока
|
Деятельность учителя
|
Деятельность ученика
|
Саморегуляция
|
В одной популярной книге по физиологии было образно сказано (учитель зачитывает отрывок из книги Г. Юдина « Главное чудо света»): «В каждую секунду в красном море миллионы кораблей терпят крушение и опускаются на дно. Но миллионы новых кораблей выходят из каменных гаваней вновь в плавание
|
Эмоциональный настрой и мотивация для дальнейшей работы
|
Индукция
|
Вопрос к классу: О каком красном море идет речь? (Учащиеся верно отвечают, что образно морем названа кровь.) О каких кораблях идет речь? Из каких каменных гаваней выходят новые корабли?
Чтобы ответить на все вопросы учитель предлагает ученикам поработать в мастерских: «Биологическая», «Статистическая», «Медицинская», «Исследовательская»
|
Осмысление содержания
|
Само конструкция
|
Учитель оглашает алгоритм деятельности мастерской.
|
Индивидуальная работа учащихся. Обдумав, ребята по интересам расходятся по мастерским, но учащиеся могут поменять свое решение.
|
Социоконструкция
|
Учитель направляет творческий процесс учащихся.
|
Групповая работа. Ребята занимаются своей деятельностью в зависимости от направления (смотри приложение)
|
Социализация
|
Учитель – мастер тоже показывает свою работу в виде мультимедийной презентации.
|
Учащиеся демонстрируют свои работу: таблицы, схемы, вывешивая их на доске.
|
Афиширование
|
Испокон веков с кровью ассоциировалось что-то таинственное, даже мистическое.Признав за ней право на особое положение. Люди ввели кровь как составную и главную часть в различные обряды и ритуалы. Ее окропляли землю и семена перед посевом, надеясь, что это придаст им особую жизненную силу и обеспечит хороший урожай.Именно из представлений о таинственной силе возник ритуал жертвоприношения. Например, когда Пифагор нашел изящное доказательство своей знаменитой теоремы, он тут же принес в жертву Богам 100 животных.Таинственный цвет крови стал неотъемлемой частью огромного числа ритуалов и обрядов. Долгое время самые торжественные и важные договоры, соглашения и клятвы скреплялись подписями, сделанными кровью. Такие договоры почитались особенно надежными и прочными, а клятва на крови считалась священной.. И немудрено: с тех пор как человек осознал себя человеком, он сотни раз убеждался на собственном опыте, что потеря крови грозит живому существу большими неприятностями и порой и гибелью. И поэтому нетрудно проследить за логическими построениями наших предков: «Есть кровь – есть жизнь. Нет крови – нет жизни».
|
Демонстрация и защита своей работы. Ребята выслушивают каждую мастерскую.
|
Рефлексия
|
О каких кораблях идет речь? (Ответы учащихся: под кораблями подразумевались эритроциты, часть которых все время погибает, но их количество восстанавливается за счет новых эритроцитов, поступающих в кровь из кроветворных органов)
Синквейн: кровь-это
|
Подведение итогов работы на уроке. Выставление группой оценок учащимся
|
Используемая литература:
1.Е.Н.Демьянков «Биология мир человека. Задачи. Дополнительные материалы», Издательский центр «Владос», 2004 г.
2 Д.В.Колесов, Р.Д. Маш «Биология. Человек», Издательский центр ООО«Дрофа», 2014г.
3.Г.М.Муртазин «Активные формы и методы обучения биологии»Москва «Просвещение»,1988
Мастерская «Исследовательская»
«Микроскопическое строение крови человека и лягушки»
Цель: Сравнить строение крови человека и лягушки и определить, чья кровь способна переносить больше кислорода.
-
Настройте микроскоп на свет.
-
Рассмотрите микропрепарат крови человека.
-
Рассмотрите микропрепарат крови лягушки.
-
Сравните, заполнив таблицу:
-
Эритроциты
|
Размер (больше или меньше)
|
форма
|
Есть или нет ядро
|
окраска
|
человека
|
|
|
|
|
лягушки
|
|
|
|
|
-
Сделайте вывод:
Кровь………….способна больше переносить кислорода, чем кровь………..,благодаря……….форме и отсутствию……….
-
Озвучьте классу отличие клеток человека и лягушки и вывод.
Мастерская «Статистическая»
1.Прочитайте текст учебников «Биология. Человек» (авт. Д. В. Колесов) на стр. 109-112 и 114.
2.Изучитеклетки крови по плану:
-
количество клеток в 1 мм3,
-
продолжительность жизни,
-
особенности строения
-
функции клеток крови;
3.Заполните таблицу.
Клетки крови
|
Количество в 1 куб.мм
|
Строение (форма, наличие ядра)
|
Продолжительность жизни
|
функция
|
эритроциты
|
|
|
|
|
лейкоциты
|
|
|
|
|
тромбоциты
|
|
|
|
|
4.Продемонстрируйте таблицу классу c помощью флешки.
Мастерская «Биологическая»
1.Изучите состав и значение плазмы, используя текст учебника «Биология. Человек»(автор А.С.Батуев) на стр51 пункт1и 3.
2.Прочитайте текст учебника «Биология. Человек» (автор Д.В. Колесов) на стр.109-112,114. Изучитеклетки крови (эритроциты, лейкоциты, тромбоциты) по плану:
-
количество клеток в 1 мм3,
-
продолжительность жизни,
-
особенности строения
-
функции клеток крови;
3. Заполните таблицу.
Клетки крови
|
Количество в 1 куб.мм
|
Строение (форма, наличие ядра)
|
Продолжительность жизни
|
функция
|
эритроциты
|
|
|
|
|
лейкоциты
|
|
|
|
|
тромбоциты
|
|
|
|
|
4.Устно дайте ответ по алгоритму.
Алгоритм ответа.
1. Расскажите о составе и значении плазмы.
2. Рассказать о клетках крови по плану:
-
количество клеток в 1 мм3,
-
продолжительность жизни,
-
особенности строения
-
функции клеток крови;
Мастерская «Медицинская»
1.Прочитайте текст информационной карточки о заболеваниях крови.
2. Устно дайте ответ по алгоритму.
Алгоритм ответа.
1. Расскажите о заболевании-малокровии и гемофилия по плану:
-
с какими клетками связано заболевание;
-
причина заболеваний;
-
лечение, если возможно.
Информационная карточка.
1.Впервые эти мельчайшие тельца в крови с помощью микроскопа увидел голландский естествоиспытатель Антони Ван Левенгук. Тельца имели красный цвет, и он назвал их корпускулами, что и означает по латыни тельца. Основная функция эритроцитов: перенос кислорода от органов дыхания к тканям и удаление углекислого газа из тканей. Гемоглобин, присоединивший кислород, превращается в оксигемоглобин. Оксигемоглобин имеет ярко красный цвет, гемоглобин темно красный, этим объясняется различие в окраске венозной и артериальной крови. В тканях оксигемоглобин легко отдает кислород и вновь превращается в гемоглобин. Наиболее прочно гемоглобин соединяется с угарным газом (СО). При содержании в воздухе 0,1% угарного газа ведет к превращению 80% гемоглобина в карбоксигемоглобин, который уже не способен присоединять и переносить кислород, что является опасным для жизни.
При недостатке в крови гемоглобина развивается тяжелое заболевание анемия (малокровие). Анемия может быть связана с сокращением общего числа эритроцитов в крови (например, из-за нарушения процесса их образования или большой кровопотери), а также с уменьшением содержания гемоглобина в эритроцитах (при некоторых заболеваниях). При анемии уменьшается количество кислорода, переносимого кровью к тканям, и органы подвергаются кислородному голоданию. При малокровии назначают настои шиповника, рябины, гранатовый сок или назначают переливание крови.
2.Гемофилия -наследственное заболевание, связанное с нарушением процесса свёртывания крови.Гемофилия появляется из-за изменения одного гена в хромосоме X. Женщины-носительницы передают дефектный ген 50% своего потомства.
Исторический пример передачи гемофилии по женской линии – английская королева Виктория, носительница гемофилии . Она передала через свое потомство болезнь многим царственным домам Европы, в том числе и русскому: Царевич Алексей, сын Николая II , страдал этой болезнью.
Таким образом, мужчины с дефектной Х-хромосомой всегда больны. Они не могут передать болезнь по наследству своим сыновьям, однако их дочери – всегда носительницы гемофилии.
При этом заболевании появляются кровоизлияния в суставы, мышцы и внутренние органы, как спонтанные, так и в следствии любой, даже незначительной травмы или хирургического вмешательства.Хотя болезнь на сегодняшний день неизлечима, её течение контролируется при помощи введения в организм человека недостающего фактора свертывания крови непосредственно в вену пациента. Благодаря этому кровотечения или предотвращаются, или снижаются их негативные в последствия.
Поделитесь с Вашими друзьями: |