Обобщающий урок по темам "Кровь и кровообращение"
Учитель биологии Алексеева Т.М.
Цели урока: обобщить знания о составе и значении крови, иммунитете, органах кровообращения.
Образовательные задачи:
-
обобщение знаний о составе, значении крови, о защитных свойствах организма, о строении и функциях органов кровообращения.
Развивающие задачи:
-
развитие логического мышления;
-
развитие речи, внимания, памяти;
-
формирование умения применять знания на практике.
Воспитательные задачи:
-
формирование умения работать в коллективе;
-
воспитание гордости за отечественную науку.
Оборудование: карточки с вопросами для работы в группах; “лабиринт”; тесты для индивидуальной проверки знаний; таблицы по теме.
План урока:
-
Вводное слово учителя.
-
“Мир знаний”.
-
“Дальше, дальше …”
-
“Ты – мне, я – тебе”.
-
“Тихий час”.
-
Подведение итога урока
Ход урока
1. Водное слово учителя.
Итак, сегодня мы с вами должны еще раз вспомнить и обобщить знания по изученной теме “Кровь и кровообращение”. Ваша задача – слушать, думать, активно и быстро работать на уроке. На доске – написан план сегодняшнего нашего урока.
2. “ Мир знаний” – на этом этапе урока класс разбивается на группы, каждая группа получает конверт с 3 вопросами. На обдумывание дается 2–3 минуты.
I.
-
Каким образом по содержанию эритроцитов и лейкоцитов в крови врачи судят о характере заболевания человека?
-
Найдите на схеме и назовите камеры сердца, сердечные клапаны, кровеносные сосуды, ведущие к сердцу и от сердца.
-
Почему пульс человека в спокойном состоянии отличается от его пульса после пробежки?
II.
-
В чем заслуга Ильи Ильича Мечникова?
-
Что включает в себя сердечный цикл? Объясните термины “систола” и “диастола”.
-
Перечислите факторы, приводящие к нарушениям работы сердечно -сосудистой системы.
III.
-
Какие опасности возникают при “слепом” переливании крови, т.е. без предварительного анализа крови донора и реципиента? Что необходимо знать, чтобы избежать этой опасности?
-
Есть ли сходство в строении артерий, вен, капилляров?
-
Опишите действия, которые придется вам совершить, оказывая первую доврачебную помощь при артериальном кровотечении.
IV.
-
Объясните, почему человек после легкого ранения не истекает кровью? Перечислите как можно больше факторов свертывания крови.
-
Какие сосуды образуют малый круг кровообращения и какая кровь по ним течет? Откуда начинается и где заканчивается малый круг кровообращения7 Покажите на схеме.
-
Какое действие оказывает никотин и алкоголь на кровеносные сосуды?
3. “Дальше, дальше …” – а сейчас посмотрим, как вы знаете основные понятия и термины по теме – необходимо назвать как можно больше терминов за одну минуту – работает тем же составом групп.
I.
-
Жидкая часть крови, оставшаяся после удаления ее форменных элементов (плазма).
-
Главная артерия большого круга кровообращения (аорта).
-
Свойство сердечной мышцы ритмически сокращаться и расслабляться, независимо от сознания (автоматия).
-
Болезнь, характеризующаяся уменьшением количества крови и изменением ее качественного состава (малокровие).
-
Кровь, богатая кислородом (артериальная).
-
Заболевание, симптомами которого является хроническое повышение артериального давления (гипертония).
-
Вспышка массового заболевания (эпидемия).
-
Человек, получивший кровь для переливания или ткани и органы для пересадки (реципиент).
-
Какая часть нервной системы регулирует деятельность сердца? (Вегетативная нервная система).
-
Бесцветные форменные элементы крови, участвующие в свертывании (тромбоциты).
-
Артериальное давление в момент сокращения желудочков называется (систолическим или максимальным).
-
Лейкоциты, участвующие в выработке иммунитета путем образования антител (лимфоциты).
-
Иммунитет, врожденный или приобретенный в результате перенесенных заболеваний (естественный).
II.
-
Жидкая ткань, состоящая из плазмы и клеток, выполняющая транспортную, защитную, гуморальную функции (кровь).
-
Плазма крови, лишенная фибриногена (сыворотка).
-
Сосуды, по которым кровь движется от сердца (артерии).
-
Путь крови от левого желудочка через артерии, капилляры и вены всех органов до правого предсердия (большой круг).
-
Наследственное заболевание, которое выражается в склонности к кровотечениям в результате несвертываемости крови (гемофилия).
-
Какой тип мышечной ткани образует сердечную мышцу? (Поперечнополосатая сердечная).
-
Ритмические сокращения стенок артерий с каждой систолой левого желудочка (пульс).
-
Дыхательный пигмент красного цвета, находящийся в эритроцитах (гемоглобин).
-
Назовите два главных сосуда, транспортирующие кровь из сердца (легочная артерия, аорта).
-
Растворимый белок плазмы крови, способный превращаться в нерастворимый (фибриноген).
-
Иммунитет, приобретенный в результате прививок или лечебных сывороток (искусственный).
-
Водный раствор солей, соответствующий по своей концентрации содержанию солей в плазме крови (физиологический раствор).
-
Сложные органические вещества, способные вызвать иммунную реакцию (антигены)..
III.
-
Сосуды, по которым кровь движется к сердцу (вены).
-
Кровь, богатая углекислым газом (венозная).
-
Человек, дающий кровь для переливания или ткани и органы для пересадки другому лицу (донор).
-
Заболевание, симптомами которого является хроническое понижение артериального давления (гипотония).
-
Расположите кровеносные сосуды в порядке уменьшения скорости кровотока (артерии, вены, капилляры).
-
Состояние невосприимчивости организма к микробам и другим чужеродным телам и веществам (иммунитет).
-
Бесцветные клетки крови, имеющие ядро, выполняющие защитные функции (лейкоциты).
-
Путь крови от правого желудочка через капилляры легких до левого предсердия (малый круг).
-
Препарат, содержащий ослабленных или убитых возбудителей болезней или продукты их жизнедеятельности (вакцина).
-
Место расположения створчатых клапанов (между предсердиями и желудочками).
-
Бесцветная жидкость, образующаяся из плазмы крови путем ее фильтрации в межклеточное пространство (лимфа).
-
Заболевание, которое развивается в результате нарушения коронарного кровообращения (инфаркт миокарда).
-
Отдел сердца, имеющий наибольшую толщину мышечной стенки (левый желудочек).
IV.
-
Наследственный фактор, находящийся в эритроцитах, был обнаружен в крови у макак (резус-фактор).
-
Органы, где формируются клетки крови и лимфы (красный костный мозг, лимфоузлы, тимус).
-
Расположите кровеносные сосуды в порядке уменьшения давления в них (артерии, капилляры, вены).
-
Сложные белки, вырабатываемые лимфоцитами при взаимодействии с чужеродными веществами (антитела).
-
Красные кровяные клетки, лишенные ядра (эритроциты).
-
Заболевание, при котором внутренний слой артерий уплотняется за счет разрастания соединительной ткани (атеросклероз).
-
Кровеносные сосуды, стенки которых состоят из одного слоя клеток (капилляры).
-
Артерии, снабжающие кровью сердечную мышцу (коронарные или венечные).
-
От какой камеры сердца отходит аорта (от левого желудочка).
-
Препарат крови, содержащий готовые антитела (лечебная сыворотка).
-
Непрочное соединение гемоглобина с кислородом, образующееся в органах дыхания (оксигемоглобин).
-
Процесс поглощения и переваривания микробов и других чужеродных частиц бесцветными кровяными клетками (фагоцитоз).
-
Стойкие изменения в строении сердца, создающие препятствия нормальному току крови (пороки сердца).
4. “Ты – мне, я – тебе”.
На вопросы вы отвечали, а сейчас – время самим задать вопросы друг другу – ваши домашние заготовки для группы соперников. В качестве домашнего задания было: придумать вопрос по теме и обыграть его – например, изобразить артериальное кровотечение, состав крови, памятник Эдварду Дженнеру, переливание крови и т.д. Команда, получившая вопрос, должна понять, о чем идет речь и дать ответ.
-
“Тихий час”.
Учащимся предлагается индивидуальная тестовая работа по вариантам.
1- вариант
1.Функция крови заключается в:
А) доставке к клеткам кислорода
Б) доставке к клеткам питательных веществ
В) защите организма от инфекций
Г) верны все ответы
2.Круги кровообращения открыл:
А) И.Павлов
Б) Л.Пастер
В) У.Гарвей
Г) И.Мечников
3Любой круг кровообращения начинается:
А) в предсердиях
Б) в желудочках
В) в капиллярах
Г) в венах
4..Лейкоциты играют роль:
А) переносе кровью питательных веществ
Б) переносе кровью кислорода
В) осуществлении иммунитета
Г) свертывании крови
5.Масса сердца человека:
А)100г.
Б) 300г.
В) 500г.
Г) 700г
2-вариант
1.Количество крови в организме взрослого человека составляет:
А) около 2л
Б) около 3л
В) около 5л
Г) около 6,6л
2.Малый круг кровообращения заканчивается в:
А) левом предсердии
Б) правом предсердии
В) левом желудочке
Г) правом желудочке
3.Мышечный слой сердца называется:
А) эпикард
Б) миокард
В) эндокард
Г) нет верного ответа
4.Большой круг кровообращения начинается в:
А) левом предсердии
Б) правом предсердии
В) левом желудочке
Г) правом желудочке
5.Количество крови в организме взрослого человека составляет:
А) около 2л
Б) около 3л
В) около 5л
Г) около 6,6
Г) около 6,6л
3-вариант
1.Лейкоциты играют роль:
А) переносе кровью питательных веществ
Б) переносе кровью кислорода
В) осуществлении иммунитета
Г) свертывании крови
2.Большой круг кровообращения начинается в:
А) левом предсердии
Б) правом предсердии
В) левом желудочке
Г) правом желудочке
3. Артерии – это сосуды, несущие:
А) только артериальную кровь
Б) только венозную кровь
В) кровь от органов к сердцу
Г) кровь от сердца к органам
4.Круги кровообращения открыл:
А) И.Павлов
Б) Л.Пастер
В) У.Гарвей
Г) И.Мечников
5.Функция крови заключается в:
А) доставке к клеткам кислорода
Б) доставке к клеткам питательных веществ
В) защите организма от инфекций
Г) верны все ответы
4-вариант
1.Лечебная сыворотка это:
А) препарат антител
Б) ослабленные бактерии
В) взвесь лейкоцитов
Г) раствор антибиотика
2.Масса сердца человека:
А)100г.
Б) 300г.
В) 500г.
Г) 700г.
3.Антитела – это белки:
А) обезвреживающие инородные тела и их токсины
Б) определяющие группу крови
В) определяющие резус-фактор крови
Г) ускоряющие свертывание крови
4.Количество крови в организме взрослого человека составляет:
А) около 2л
Б) около 3л
В) около 5л
Г) около 6,6л
5.Мышечный слой сердца называется:
А) эпикард
Б) миокард
В) эндокард
Г) нет верного ответ
6.Подведение итогов урока, выставление оценок. В качестве домашнего задания предлагается по желанию составить кроссворд по изученной теме с вопросами.Литература:
-
А.Г. Драгомилов, Р.Д.Маш . Биология: Человек. 8 кл. – М.: Дрофа, 2010.
-
Бухина Т. Б. Зачетный урок по теме “Кровообращение”. – Биология в школе 1995. № 6.
-
Длигач Д. Л., Кулаев Б. С. Жизнь и сосуды – М.: Знание, 1989.
-
Можейко Э. П. Урок по теме: “Свертывание крови.” – Биология. 1996. № 8
-
Хрипкова А. Г., Колесов Д. В. Гигиена и здоровье школьника. – М.: Просвещение, 1988.
Поделитесь с Вашими друзьями: |