Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
Управление образования администрации города Нижний Тагил
МАУ ДО «Городская станция юных натуралистов»
Профилактика нарушений зрения детей начального школьного звена
Исполнитель: Головнина Екатерина Алексеевна,
обучающаяся МБОУ ДОД ГорСЮН,
учащаяся 4 « а» класса МБОУ СОШ № 95
Руководители: педагоги ДО МАУ ДО ГорСЮН
Земба Татьяна Леонидовна,
Головнина Татьяна Владимировна
Нижний Тагил
2014
Содержание
Введение. ………………………………………………………………………… 3
-
Особенности зрения человека, заболевание глаз и их профилактика.. 5
-
Строение глаз и его мышечного аппарата. ……………………… 5
-
Заболевания глаз, чаще всего встречающиеся у детей школьного возраста. …………………………………………………………… 7
-
Материалы и методы исследования……………………….. ………….10
-
Результаты исследования. …………………………………………..… ..11
-
Проектная часть…………………………………………………………17
-
Выводы. …………………………………………………………………. .20
Заключение ……………………………………………………………….22
Литература. …………………………………………………………….... 23
Приложения ……………………………………………………………. .24
Введение
«Школьная пора – серьезное испытание для детских глаз»
Детский офтальмолог доктор
медицинских наук Игорь Азнаурян.
По данным НИИ глазных болезней имени Гельмгольца, в школе портит зрение каждый третий ребенок. В начальных классах близорукостью страдают около 8 – 10 % детей, к окончанию школы показатель достигает 25 – 30 %. Возникает близорукость (миопия) из-за сильного перенапряжения глаз, когда ребенок долгое время сосредоточен на близких предметах: книги, тетради, альбомы для рисования, а также изображение на экране компьютера [1].
На современном уровне развития и компьютеризации учебного процесса в общеобразовательной школе все актуальнее становиться проблема профилактики близорукости у детей школьного возраста, а именно начальной школы.
Сегодня, практически в каждом доме есть компьютер, дети часами сидят у монитора и играют в различные игры, выполняют различные задания, а также общаются в социальных сетях, что отрицательно сказывается на их зрении. С каждым годом растет количество детей, страдающих сердечно – сосудистыми заболеваниями, ожирением, нарушением осанки, речи, координации движения, а теперь еще и близорукостью [8].
Учителя начальных классов школы, обратили внимание на то, что за время обучения у многих учеников резко падает зрение, следовательно, наша работа является актуальной в сложившейся ситуации. Некоторым школьникам, врач ставит диагноз близорукость (миопия). Мы решили выяснить, почему это происходит, и оказать учителям, родителям и самим обучающимся, методическую и практическую помощь.
Цель работы – выявить причины возникновения нарушений зрения у детей и предложить основные меры профилактики для улучшения зрения учащихся начальной школы.
Задачи:
-
Изучить особенности зрения у детей начального школьного возраста;
-
Выделить причины ухудшения зрения у детей – школьников начального звена.
-
Выявить осведомленность детей о состоянии своего зрения.
Объект исследования – учащиеся начальной школы.
Предмет исследования – особенности зрения детей начальной школы и профилактика нарушений зрения.
Гипотеза. Можно предположить, что количество заболеваний глаз у детей начальной школы сократиться и уровень зрения детей повысится, если:
- дети и их родители будут информированы о правилах и основных законах гигиены глаз и профилактики нарушений заболеваний;
- предложенная нами гимнастика У.К. Бейтса будет активно использована как во время учебной деятельности, так и дома.
-
Особенности зрения человека, заболевание глаз и их профилактика.
-
Строение глаз и его мышечного аппарата
Зрение человека (зрительное восприятие) процесс психофизиологической обработки изображения объектов окружающего мира, осуществляемый зрительной системой, и позволяющий получать представление о величине, форме (перспективе) и цвете предметов, их взаимном расположении и расстоянии между ними.
Важнейшим органом зрения является – глаз. Именно зрение позволяет ученикам писать, читать, рисовать, а также заниматься различными видами деятельности. Различные нарушения зрения возникают и развиваются незаметно, особенно у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Появляются ощущения тяжести, рези в глазах, головная боль, хуже видны мелкие предметы, при чтении глазные мышцы напрягаются. Если вовремя, на эти явления не обратить внимание, могут развиться различные отклонения от нормального зрения [5].
Человек получает более 85 % информации об окружающем мире благодаря зрению. Чтобы в нашем сознании сформировался четкий зрительный образ предмета, световые лучи от него должны пройти через сложную оптическую систему глаза [4]. В центре переднего отдела глаза находиться чуть выпуклый прозрачный слой – роговица. Она соединена с белковой оболочкой и покрывает почти всю внешнюю поверхность глаза.
Роговица – первая линза, через которую проходит световой луч. У нее постоянный фокус, и она никогда не меняет позиции или формы.
Средняя оболочка глазного яблока носит название сосудистой, она насыщенна кровеносными сосудами, и ее главная функция – питательная.
Под сосудистой оболочкой находиться радужная оболочка. Именно радужная оболочка придает глазу окраску. Цвет глаз зависит от количества и распределение пигментов в радужке и строения ее поверхности. Кроме пигментов в радужке много кровеносных сосудов и две системы мышц, одна из которых суживает, а другая расширяет зрачок при различном освещении. За радужной оболочкой располагается хрусталик. За хрусталиком, заполняя 4/5 глазного яблока, находиться прозрачная масса – стекловидное тело. Свет, пройдя через стекловидное тело, попадает на сетчатку глаза – внутреннюю оболочку глаза. Это самая главная оболочка глаза, так как именно она воспринимает свет.
Природа создала глаз шарообразным. Поэтому он без труда может вращаться вокруг трех осей: вертикальной (слева – на право), горизонтальной (вверх – вниз) и оси, совпадающей с оптической осью глаза. Вокруг глаза расположены три пары глазодвигательных мышц. Одна пара поворачивает глаз влево и вправо, другая вверх и вниз, а третья вращает его относительно оптической оси. Сами глазодвигательные мышцы управляются сигналами, поступившими из мозга. Эти три пары мышц служат исполнительными органами, обеспечивающими автоматическое слежение, благодаря чему глаз легко может сопровождать взором летящую птицу, самолет и т.д. [7, 9]. Глазодвигательные мышцы, пожалуй, самые быстродействующие в организме человека. Осматривая, например, картину глаза перемещаются скачкообразно, совершая до 40 скачков в минуту, причем длительность одного скачка составляет всего лишь несколько сотых секунды. Помимо таких скачков глаза непрерывно совершают небольшие, но очень быстрые колебания (до 120 в сек). Они крайне важны для работы самого глаза, особенно при рассмотрении мелких предметов. Как только пристальное рассмотрение заканчивается, исчезают и сами колебания. Согласно мнению ряда ученых, глазодвигательные мышцы имеют еще одну двигательную – они могут помогать хрусталику глаза фокусировать изображение на сетчатке, когда предметы находятся на разном от глаза расстоянии. Мышцы слегка «растягивают» или «сжимают» глазное яблоко, перемещая тем самым сетчатку глаза, удаляя или приближая ее к хрусталику.
В сетчатки глаза находятся особые рецепторы (воспринимающий аппарат) и специальная оптическая система, которая фокусирует световые лучи и обеспечивает четкое изображение видимых предметов на сетчатке в уменьшенном и перевернутом виде. Световые лучи, прежде чем попасть на сетчатку, проходят через несколько преломляющих поверхностей: переднею и заднею поверхности роговицы, хрусталик и стекловидное тело.
Ясное, чёткое видение разно удаленных предметов обеспечивается благодаря изменению кривизны хрусталика, а значит, и его оптической силы с помощью сокращения или расслабления особой мышцы, находящейся вокруг хрусталика. Эта мышца и меняет выпуклость самого хрусталика [7].
-
Заболевания глаз, чаще всего встречающиеся у детей школьного возраста
Самыми распространенными заболеваниями глаз являются: близорукость, дальнозоркость и астигматизм.
Основными причинами этих заболеваний является не только неточная фокусировка на сетчатке глаза, зависит от состояния хрусталика, но и мышечные усилия, которые прилагаются при разглядывании близких или удаленных предметов [2].
Характерные симптомы данных болезней:
Близорукость-снижение зрения вдаль (т.е. плохо видны объекты, которые находятся далеко от нас).
Дальнозоркость-снижение зрения вблизи ( т.е. плохо видны объекты, которые находятся вблизи от нас).
Астигматизм - искажённое, нечёткое, "прыгающее" зрение и вдаль и вблизи.
Для всех этих болезней характерны усталость и боли в глазах при нагрузке.
Если ребенок будет с усилием рассматривать предметы, мышцы глаза напрягаются и зрение ухудшается.
Близорукость у детей младшего и среднего возраста значительно возросла в последние годы, в связи с бурным внедрением в нашу жизнь современных обучающих технологий. Зрительная система ребенка находится в постоянном развитии, поэтому вредные факторы окружающей среды могут оказывать на нее негативное воздействие, которое зачастую приводит к развитию близорукости у детей [4,5].
Большую роль в правильном развитии зрительной системы играют зрительные нагрузки. К ним следует отнести не только рисование, чтение (т.е. зрительные нагрузки на близком расстоянии), но и просмотр телевизора. Что же происходит со зрительной системой ребёнка, когда он долго непрерывно смотрит телевизор? [6]
Изображение с экрана телевизора проецируется на сетчатку (глазное дно). Так как дети младшего возраста в большинстве случаев имеют дальнозоркость (гиперметропию), то для того, чтобы четко увидеть изображение, находящееся на определенном конечном расстоянии, ребенку необходимо напрягать определенные структуры внутри глаза. Происходит это рефлекторно и от сознания ребенка не зависит. При длительном напряжении и рассматривании мелких и движущихся изображений, что чаще всего и бывает при просмотре телевизора, не исключен срыв компенсаторных систем и включение механизмов миопизации (т.е. удлинения) глаза. В последующем это может привести к развитию детской близорукости [8].
Близорукость ребенка это не только оптический дефект, который легко исправить очками. При удлинении глазного яблока растягиваются и внутриглазные структуры, особенно страдает сетчатка, что впоследствии может привести к безвозвратному снижению зрения.
Близорукость (миопия) у детей — одно из самых распространенных заболеваний у школьников (рис. 1 приложение № 1). К возрасту 10-12 лет практически каждый третий ребенок страдает детской близорукостью. В связи с удлинением глазного яблока изображение на сетчатке становится расфокусированным, и ребенок жалуется на снижение зрения вдаль. Чтобы увидеть удаленные предметы, дети часто прищуриваются, так как сжатые веки в этом случае играют роль диафрагмы, и изображение на сетчатке становится четче. Лечение близорукости у детей должно быть комплексным, направленным на замедление ее прогрессирования и на улучшение кровоснабжения глазного яблока и внутриглазных структур [9, 3].
При дальнозоркости у детей глазное яблоко короче нормы, поэтому после преломления лучей фокус находится за сетчаткой (рис. 2. Приложение №1). На глазном дне при этом формируется нечеткое размытое изображение. Практически все новорожденные имеют детскую дальнозоркость около 3 диоптрий. Однако по мере роста ребенка увеличивается в размере и глазное яблоко, и оптический фокус перемещается на сетчатку. В некоторых случаях, в силу различных причин, детская дальнозоркость может быть выше 3 диоптрий. Чтобы четко видеть предметы, детям приходится напрягать свои глаза [10,3].
Астигматизм у детей — это такой оптический дефект, при котором в глазу одновременно существуют два оптических фокуса и часто ни один из них не расположен там, где ему положено быть. Связано это, прежде всего, с тем, что по одной оси роговица преломляет лучи сильнее, чем по другой. В зависимости от места расположения фокусов различают простой, сложный и смешанный детский астигматизм (рис. 3 приложение № 2) [3,10].
Последние два случая дефектов встречаются реже, чем близорукость.
Таким образом, зрение ребенка нужно беречь с самого раннего возраста. Существует достаточно много средств профилактики нарушений зрения.
-
Материалы и методы исследования.
Исследование проводилось на базе МБОУ СОШ № 95, в период с сентября 2012 по декабрь 2012. Повторное исследование - в сентябре 2013 года.
Перед проведением исследования нами была проведена беседа со специалистом – врачом - офтальмологом центра «Микрохирургия глаза» заведующей нижнетагильского отделения – Субботиной Надеждой Михайловной. В ходе этой беседы мы выяснили, что за последние несколько лет увеличился процент детей страдающих ослаблением зрения в начальной школе, а именно, в середине и в конце учебного года. Мы решили проверить данный факт, провели глубинное интервью с учителем начальной школы Бирюковой В.В. (приложение № 3) и школьным врачом Кокоулиной О.В. (приложение № 2), а также составили анкету для учащихся класса (приложение № 4).
Анкетирование проводилось в 3 «а» классе МБОУ СОШ № 95, в исследовании принимало участие 27 человек.
Анкетирование проводилось дважды: в сентябре – начало учебного года, когда нагрузка на зрение детей не значительна, и в декабре – когда нагрузка по предметам увеличена и начинается подготовительный этап к полугодовым контрольным работам, а также некоторые дети посещают репетиторов и дополнительные занятия, участвуют в олимпиадах различного уровня.
-
Результаты исследования
Сравнив результаты анкетирования (анкеты в приложении), проводимого в сентябре и результаты анкет, проводимых в декабре, и сентябре 2013 года, мы получили следующие результаты:
Таблица 1
Причины ухудшения зрения у учащихся начального звена
Вопрос
|
Время проведения
|
сентябрь 2012
|
декабрь 2012
|
сентябрь 2013
|
да
|
нет
|
да
|
нет
|
да
|
нет
|
Считаете ли вы своё зрение хорошим?
|
21
|
6
|
11
|
16
|
23
|
4
|
Часто ли вы посещаете врача-окулиста?
|
11
|
16
|
18
|
9
|
15
|
12
|
Имеете ли вы привычку читать в транспорте, лёжа, во время еды?
|
22
|
5
|
4
|
23
|
1
|
26
|
Имеется ли у вас дополнительное освящение на рабочем столе, при выполнении домашнего задания?
|
9
|
18
|
20
|
7
|
25
|
2
|
Некоторые результаты анкетирования можно проследить в гистограммах:
Рис.1
Рис.2
Такие результаты могут быть связаны с тем, что в начале года дети достаточно отдохнули после продолжительных летних каникул, нагрузка по предметам еще не значительна. А к концу второй четверти, многие дети стали замечать изменения, задумываться о своем здоровье.
В сентябре 2013 года мы видим, что многие школьники стали бережно относится к зрению и не напрягать глаза, лишний раз смотреть телевизор. Ребята чаще стали обращаться за консультацией к окулисту, от чтения в транспорте отказалось 26 учеников, на 3 школьника больше, чем в прошлом году.
Также были ответы детей, в сентябре месяце, время для просмотра телевизионных передач не ограничено 6 человек. А в декабре месяце, результаты изменились. Дети стали следить за своим временем при просмотре телевизора, у некоторых просто не хватает на это времени. Были ответы: меньше 30 минут – 1 человек, не часто – 1 человек, не смотрю телевизор вообще – 1 человек.
Зрение не беспокоило детей, и обращение к врачу окулисту не было необходимым. С увеличением нагрузки на орган зрения, появились жалобы на рези, боли и ослабления остроты зрения, а, следовательно, и увеличился спрос на консультации специалиста.
Дети, скорее всего не задумывались о том, что не желательно делать несколько дел одновременно, а именно что, совмещая именно эти действия можно навредить зрению (рис. 9 приложение № 5).
Изменилось мнение учащихся об устройстве рабочего места, а именно освещения, это может быть связано с тем, что нами было проведено обучающее занятие «Глаза – зеркало души!». В сентябре 2013 года обустроенное рабочее место дома появилось у 25 ребят из 27. Таблица 2
Время дополнительной нагрузки на глаза
Вопрос
|
Время проведения
|
сентябрь 2012
|
декабрь 2012
|
сентябрь 2013
|
30 мин
|
более 1 часа
|
более 2 часов
|
и более
|
30 мин
|
более 1 часа
|
более 2 часов
|
и более
|
30 мин
|
более 1 часа
|
более 2 часов
|
и более
|
Сколько времени вы тратите на просмотр телевизионных передач?
|
-
|
14
|
7
|
-
|
8
|
11
|
4
|
-
|
-
|
26
|
1
|
-
|
Как много времени вы проводите за компьютером (игры, соц. сети, дом. задания)?
|
-
|
11
|
9
|
1
|
8
|
8
|
7
|
-
|
6
|
19
|
2
|
-
|
Результаты в гистограммах:
Рис.3
Рис.4
Также были даны ответы, в сентябре месяце, что время для просмотра телевизионных передач не ограничено у 6 человек. А в декабре месяце результаты изменились. Мои одноклассники стали следить за временем, проводимым за компьютером, а у некоторых вообще не хватало времени на просмотр передач, в связи с загруженностью.
Были ответы:
-
менее 30 минут – 1 человек,
-
не часто – 1 человек,
-
не смотрю телевизор вообще – 1 человек.
В сентябре 2013 года, из результатов анкетирования, стало понятно, что мои одноклассники всё-таки придерживаются тех рекомендации, которые нами были предложены.
Как вы ухаживаете за своими глазами. Ответ на этот вопрос был открытым. Дети должны были сами сформулировать ответ. Вот какие результаты мы получили:
- в сентябре 2012 в анкетах не было ответов на этот вопрос, за исключением: умываться – 3 чел., пить витамины для глаз – 2 чел.
А вот ответы на этот же вопрос во второй четверти 2012 года и сентябре 2013, нас порадовали:
Таблица 3
Как нужно ухаживать за глазами
-
Ответы
|
Количество учащихся с одинаковыми ответами
|
Сентябрь 2013
|
Умываться 2 раза в день
|
13
|
26
|
Делать гимнастику для глаз
|
10
|
27
|
Пить витамины и кушать морковь
|
9
|
25
|
Не слишком много времени проводить перед телевизором и компьютером
|
3
|
26
|
Не читаю в темноте
|
2
|
24
|
Капаю капли
|
2
|
20
|
Берегу зрение
|
1
|
26
|
Результаты в гистограмме:
Рис.5
Таким образом, сравнив результаты можно сказать, что на сегодняшний день, ребята нашего класса имеют полное представление о том, как можно снять напряжение глаз и правильно расслабить их, при помощи простых упражнений.
Задав вопрос: «Хотели бы вы узнать больше информации, как сохранить хорошее зрение?» в сентябре месяце дети не стали отвечать на него, объясняя это тем, что у них всё хорошо, а в декабре, проблема ослабления зрения стала интересовать всех, ответ на этот вопрос – единогласно – «да». Исходя из этого, наше исследование необходимо продолжить.
В начале учебного 2013 года, ребята нашего класса сами задавались вопросом, что бы ещё сделать для комфорта глаз и остроты зрения. Поэтому мы решили, что для гимнастики У.К. Бейтса самое время.
-
Проектная часть.
К сожалению, здоровые глаза и хорошее зрение встречаются далеко не всегда. В России, по данным Министерства здравоохранения, более миллиона детей страдают различными заболеваниями глаз и нарушениями зрения: близорукостью, дальнозоркостью, астигматизмом.
С каждым годом число таких детей растет. Поэтому специалисты придают большое значение профилактике и ранней диагностике нарушений зрения.
Учитывая тот факт, что дети с нарушениями зрения есть в каждом классе любой школы необходимо объединить усилия врачей, учителей, медицинских сестер, педиатров, родителей в борьбе с возникновением зрительных заболеваний и их прогрессированием. Сами ученики в силах помочь себе, делая простую расслабляющую гимнастику.
Нам хотелось бы предложить возможные способы улучшения зрения для детей школьного возраста, а именно проведение гимнастики, которая
поможет школьнику снять зрительную усталость:
-
Переводите взгляд с одного дальнего предмета на другой без поворота головы.
-
Нанесите фломастером на оконное стекло на уровне глаз метку диаметром в 3 мм. Отойдите от окна на 30 см и смотрите 5 секунд на метку, 5 секунд вдаль на вид за окном, и так 3 – 5 мин.
-
Слегка помассируйте глазные яблоки через веки от внешних углов глаза к внутренним, чуть – чуть надавливая – 18 раз.
-
Вращайте глазами, переводя взгляд с книги на более далекие предметы: на потолок или картину на стене.
-
Боковыми поверхностями больших пальцев поводите от крыльев носа к углам глаза, от начала бровей до их конца - 18 раз.
Специалисты не рекомендуют отдавать ребенка в школу раньше 7 лет: цилиарная мышца, отвечающая за зрение, в это время еще окончательно не сформировалось (это происходит только к 7 – 8 годам). По статистике, среди детей, ставших первоклассниками в 6 лет, в 3 раза больше близоруких, чем среди школьников, которые пошли в школу в 7 лет. Большое значение имеет и гигиена зрения. Зрительные нагрузки должны быть дозированы: если ребенок хорошо видит, он должен делать перерыв через каждые 40 минут занятий (на 10 – 15 мин), при наличии близорукости – через каждые полчаса. В период отдыха нужно подвигаться, побегать. Это поможет снять зрительное напряжение [3].
Общая продолжительность домашних уроков не должна превышать один час в день для детей начальной школы и 1,5 – 2 часа - для учащихся средних классов. С дополнительными занятиями так же следует быть аккуратнее: если ребенок с трудом справляется со школьной программой лучше от них отказаться. Но если малыш выдерживает нагрузку и хочет посещать кружки или музыкальную школу, помните, что согласно санитарно-эпидемическим требованиям продолжительность одного дополнительного занятия в учебные дни не должна превышать 1,5 часа, в выходные и каникулярные – 3 часа. Начинаться задания должны не ранее 8 утра, заканчиваться – не позднее 8 вечера.
Большое значение имеет организация учебного места. Ребенок должен сидеть прямо, не сутулиться и заниматься при хорошем освещении. Старайтесь регулярно мыть окна, поскольку их запыленность приводит к понижению освещенности в помещении до 40 %.
Искусственное освещение должно быть достаточно ярким, но не бьющим в глаза. При чтении или других зрительных нагрузках нельзя пользоваться только верхним светом без настольной лампы и, наоборот, зажигать одну лампу без основного источника света.
Настольная лампа должна быть с непрозрачным абажуром и мощностью лампочки 75 – 100 ватт и располагаться слева. Для левшей необходимо ставить лампу с правой стороны.
Нередко усталость глаз возникает из-за банального недосыпа. Дефицит ночного сна у школьников – распространенная проблема. Компенсировать его можно отдыхом в дневное время после школы. Но лучше чтобы ребенок ложился спать не позднее 22:00 и спал в течение 9,5 – 10 часов. Старайтесь придерживаться четкого распорядка, чередуя различные виды деятельности: бодрствования и отдыха, спортивных мероприятий и прогулок, занятий и игр. Строгий график будит способствовать хорошему самочувствию, укреплению нервной и зрительной системы [4].
Не стоит считать отдыхом просмотр телевизора или игру за компьютером. Все это существенно увеличивает нагрузку на глаза – появление информационных технологий увеличило заболеваемость близорукостью в два раза [1]. У школьника должно быть дозированное время, проведённое у компьютера, так и время просмотра телепередач.
-
Выводы.
Подводя итоги нашего исследования можно сделать следующие выводы, что:
-
На начало учебного года, по данным медицинского работника (приложение № 2) Кокоулиной О.В. общий показатель остроты зрения в классе выше среднего, а по окончании второй учебной четверти, также по данным врача, этот показатель резко снизился и стал ниже среднего. Анкетирование в сентябре 2013 показало, что показатель выше среднего. Это связано с тем, что ребята стали задумываться об этой проблеме и интересоваться причинами ослабления зрения.
-
Основными причинами снижения зрения у школьников в течении учебного года являются:
-
нарушение режима дня, переутомляемость из-за чрезмерной нагрузки на организм в целом;
-
неправильное питание и стрессовые ситуации;
-
по новым образовательным технологиям обучения дети получают слишком много зрительной информации, им приходиться очень много писать, читать, рисовать, а также просматривать обучающие фильмы, работать с компьютером, что очень сильно влияет на остроту зрения;
-
неправильное освещение при выполнении домашних заданий.
-
По результатам анкетирования выявлено, что дети не задумывались о состоянии собственного зрения, пока оно было в пределах нормы, но результаты изменились, потому, как острота зрения стала беспокоить ребят.
-
Возможные способы сохранения остроты зрения школьников:
-
Соблюдение режима дня;
-
Соблюдение режима питания и баланса полезных продуктов для зрения; (обязательными в рационе современного ребенка должны быть морковь и черника, положительно влияющие на зрение).
-
Дозированное время, проведённое школьником у компьютера, так и время просмотра телепередач.
-
Правильно организованное рабочее место;
-
Выполнение упражнений для расслабления глаз и т. д..
Мы планируем продолжать работу, опробовать методику У.Г. Бейтса, и адаптировать ее для младших школьников, проверить ее эффективность – «улучшить зрение без очков».
Уже в сентябре месяце 2013 года, по просьбе учащихся класса, мы подобрали некоторые упражнения из методики У.К. Бейтса и провели в 4 «а» классе МБОУ СОШ № 95 классный час по теме: «Учись быть здоровым!». (Приложение 5).
В конце занятия эмоциональный фон ребят был положительным, это говорит о том, что расслабляющая гимнастика повлияла не только на орган зрения, но и на организм в целом. А все мы знаем, что эмоциональное благополучие ребенка – главное условие его физического и душевного здоровья.
Заключение.
Говорят, глаза зеркало души. К этому можно добавить, что глаза — это еще и зеркало, в котором отражается состояние нашего здоровья.
Забота о своем зрении - дело каждого человека. Даже если вы обладаете «орлиным зрением» и способны различить мельчайшие детали объектов на больших расстояниях, это не значит, что не следует прислушиваться к советам врачей – офтальмологов о сбережении зрения. Только постоянный контроль над зрительной нагрузкой, систематизация и чередование времени отдыха со временем работы для глаз, а также гигиена органа зрения могут защитить вас от преждевременного ухудшения зрения – основного источника получения информации об окружающем мире [1].
Мы планируем продолжать исследовательскую работу и всё - таки на наших школьниках показать эффективность методики У.К. Бейтса, уже ранее подтвержденную учёными.
Список литературы
-
Белозерова Л. «Компьютер – скрытая угроза?» // Народный лекарь. Энциклопедия здоровья – 2006. - № 1. – с. 26 – 27.
-
Будь здоров № 7/2010 (стр. 9 – 13).
-
Г.Г. Демирчоглян, В.И. Янкулин. Гимнастика для глаз. Москва Физкультура и спорт, 1999 – 32с., ил.
-
Ермилова И.А. Собирайтесь в школу: тренируйте глаза!// Здоровье школьника. – 2008. - № 8. С. 56 – 57.
-
Здоровье школьника № 6 / 2010 с. 49.
-
Овчинникова А.В. «Глаза устали» // Здоровье 2005. - № 3 – с. 95.
-
Рябцова А.А. «а глаз как у орла» // Наука и религия. - 2010. - № 1. С. 58 – 59.
-
Е. Семчук «Хочу видеть!» // Будь здоров! – 2010. - № 1. – с. 22 – 26.
-
Н. Самохина. Берегите глаза как зеницу ока // Будь здоров! – 2009 - № 7 – с. 20 – 27.
-
Смирнов И.В. Снять очки это просто. – М: РИПОЛ КЛАССИК, 2004. – 368 с.
Приложение № 1
Рис. 1 Фокусировка изображение на сетчатке при близорукости.
Рис. 2. Фокусировка изображения на сетчатке при дальнозоркости.
Рис. 3 Фокусировка изображения на сетчатке при астигматизме.
Приложение № 2
Блоки глубинного интервью со школьным врачом Кокоулиной О.В.
Здоровье школьников, в общем, по школе
|
Зрение учащихся, основные болезни.
|
Причины болезней и их профилактика.
| -
Средний процент заболеваемости детей по школе: в среднем по школе за учебный год болело – 63 % учащихся.
-
Зависит ли это от времени года: чаще всего дети болеют в осенний и осенний период, когда организм более всего уязвим.
|
Какие самые распространенные заболевания органов зрения встречаются у учеников школы: в основном, и чаще всего, это близорукость (миопия), дальнозоркость, и миопия.
|
Главной причиной возникновения недомогания, или каких либо отклонений, в том числе и органов зрения – это нарушение режима дня, переутомляемость из-за чрезмерной нагрузки на организм. Также неправильное питание и стрессовые ситуации.
| -
Много ли детей обращаются с жалобами на плохое самочувствие и когда: обращаются в среднем 73 % учащихся с жалобами разного характера, в основном в середине и в конце учебного года, в основном это – головные боли, тошнота.
-
Из этого количества учащиеся младших классов: Дети младших классов обращаются больше всего.
|
Какая группа учащихся наиболее предрасположена к данным отклонениям зрения: к группе риска в первую очередь можно отнести детей младшего школьного возраста, детей 7 – 10 лет.
|
К группе риска по заболеваемости близорукостью относятся учащиеся младшей школы, потому что по новым образовательным технологиям обучения дети получают слишком много зрительной информации, им приходиться очень много писать, читать, рисовать, а также просматривать обучающие фильмы, работать с компьютером, что очень сильно влияет на остроту зрения.
| -
Средний процент детей, имеющих заболевания органов зрения: 23% учащихся имеют заболевания органов зрения.
-
Много ли детей в течении учебного года обращаются с жалобами на ослабление зрения: за прошедший год с жалобами на рези в глазах и ухудшение зрения обратились 58% обучающихся, большая часть из них это дети учащиеся начальной школы.
|
Больше всего подвержены ослаблению зрения мальчики или девочки: данный вид нарушения зрения не зависит от полового признака.
|
Во избежание этого необходимо:
- Соблюдать режим дня, а именно чередовать режим «труд – отдых»;
- соблюдать режим питания и стараться соблюдать баланс в еде;
-Принимать витамины;
Бывать на свежем воздухе – гулять;
Делать зарядку, в том числе гимнастику для глаз.
|
Таким образом, школьным врачом на основании медицинских карточек обучающихся нам описали картину по заболеваемости близорукостью детей - в начале года показатель остроты зрения был выше среднего, а в конце обычно снижается (рис 4).
По причине возникновения, именно этого отклонения зрения мы и предложили рекомендации по укреплению своего здоровья и улучшению зрения.
Рис. 4. Острота зрения учащихся.
Приложение № 3
Блоки глубинного интервью с учителем начальных классов Бирюковой В.В.
Здоровье школьников и их нагрузка
|
Влияние на зрение учащихся
|
Рекомендации
|
Нагрузка по основным образовательным программам за неделю: 26 асов (по 4 – 5 уроков в день, 6 дней в неделю) по 10 дисциплин.
|
Общий объем внеурочной деятельности для учащихся: выполнение домашних заданий по 5 дисциплинам после каждого урока, проводимого на неделе, по 3-м образовательным дисциплинам – выполнение творческих заданий иногда; также дети посещают учреждения дополнительного образования по 3 раза в неделю, каждое занятие по 2 часа (большая часть учащихся – 19 чел.); некоторые дети занимаются с репетитором.
|
- Соблюдение режима дня;
- Ежедневные прогулки;
- при выполнении заданий и каких-либо работ необходима смена деятельности;
- Выходные дни желательно проводить на природе – активный отдых.
|
Применение новейших образовательных технологий на уроках, в среднем за неделю: примерно 3 – 4 раза.
|
Необходимость ПК и ТВ, а также других современных технологий для выполнения заданий школьников: почти каждое творческое задание предполагает использование дополнительных источников, в том числе компьютера и интернета.
|
Следовательно, общая нагрузка на современного ребенка – школьника очень велика, начиная уже с начальных классов. Современные дети перегружены, на фоне этого развивается утомляемость, страх – перерастает в стресс, что приводит к проблемам со здоровьем.
Приложение № 4.
АНКЕТА
ФИО _________________________________________________________
МБОУ СОШ ______________ класс ______________ возраст _________
-
Считаете ли вы свое зрение хорошим? ДА НЕТ
-
Часто ли вы посещаете врача – окулиста? ДА НЕТ
-
Сколько времени вы тратите на просмотр телевизионных передач?
30 мин. более 1 часа более 2 часов и более
-
Как много времени вы проводите за компьютером (игры, соц.сети, дом.задания)?
30 мин. более 1 часа более 2 часов и более
-
Имеете ли вы привычку читать в транспорте, лежа, во время еды? ДА НЕТ
-
Имеется ли у вас дополнительное освещение на рабочем столе при выполнении домашнего задания? ДА НЕТ
-
Как вы ухаживаете за своими глазами:
-
Хотели бы вы узнать больше, как сохранить хорошее зрение на долго?
ДА НЕТ
Спасибо за участие в анкетировании!!!
Приложение № 5
Гимнастика для глаз по методике У.К. Бейтса.
Одним из факторов ухудшения зрения школьников, является большая нагрузка на глаза во время уроков. Однако, глазную мышцу, как и любую другую, можно тренировать и укреплять.
Методика У.К. Бейтса эффективна для профилактики зрительных расстройств, особенно для детей школьного возраста.
Она состоит из трех групп упражнений. Упражнения нужно делать не от случая к случаю, а каждый день. Договоритесь с ребенком о времени проведении гимнастики, лучше – перед выполнением домашних заданий, или в перерывах. Делайте зарядку вместе с детьми, так ребенок быстрее будет вовлечен в процесс. Распечатайте комплекс упражнений, и повесьте его на видном месте.
Гимнастика для глаз по методике У.К. Бейтса.
Группа первая (для улучшения циркуляции крови и внутриглазной жидкости)
Упражнение 1. Сомкните веки обоих глаз на 3-5 секунд, затем откройте их на 3-5 секунд; повторите 6-8 раз.
Упражнение 2. Быстро моргайте обоими глазами в течение 10-15 секунд, затем повторите то же самое 3-4 раза с интервалами 7-10 секунд.
Упражнение 3. Сомкните веки обоих глаз и указательным пальцем соответствующей руки массируйте их круговыми движениями в течение одной минуты.
Упражнение 4. Сомкните веки обоих глаз и тремя пальцами соответствующей руки слегка надавливайте на глазные яблоки через верхние веки в течение 1-3 секунд; повторите 3-4раза.
Упражнение 5. Прижмите указательными пальцами каждой руки кожу соответствующей надбровной дуге и закройте глаза, при этом пальцы должны оказывать сопротивление мышцам верхних век и лба; повторите 6-8 раз.
Группа вторая (для укрепления мышц)
Упражнение 1. Медленно переведите взгляд с пола на потолок и обратно, не меняя положения головы; повторите 8-12 раз.
Упражнение 2. Медленно переводите взгляд вправо, влево и обратно; повторите 8-10 раз.
Упражнение 3. Медленно переводите взгляд вправо - вверх, затем влево - вниз и обратно, после этого переводите взгляд по другой диагонали — влево - вверх, вправо - вниз и обратно; и так -8-10 раз.
Упражнение 4. Делайте круговые движения глазами в одном, затем в другом направлении; повторите 4-6 раз.
Группа третья (для улучшения аккомодации)
В этой группе упражнения выполняются из положения стоя.
Упражнение 1. Смотрите обоими глазами вперед в течение 2-3 секунд, затем переводите взгляд на палец правой руки, поставив его перед лицом до уровня носа на расстоянии 25-30 сантиметров, и через 3-5 секунд руку опустите; повторите так 10-12 раз.
Упражнение 2. Обоими глазами смотрите 3-5 секунд на указательный палец левой руки, вытянутый перед лицом, затем, сгибая руку, приближайте палец к носу до тех пор, пока палец не начнет двоиться; и так — 6-8 раз.
Упражнение 3. В течение 3-5 секунд смотрите обоими глазами на указательный палец вытянутой правой руки, после чего прикройте левой ладонью левый глаз на 3-5 секунд, а правую руку в это время сгибайте и разгибайте. То же самое делайте, закрывая правой рукой правый глаз; повторите 6-8 раз.
Поделитесь с Вашими друзьями: |