Исследовательская работа на тему «Языческие традиции и обряды славян (по русским народным сказкам)»
Оглавление
Стр.
Введение………………………………………………………………3-6
Глава I. Сказка как интерпретация языческих традиций…………7-10
Глава II. Отражение в сказках обряда инициации
(посвящения)………………………………………………………….11-16
-
Особенности «женских» сказок………………………………….11-12
-
Особенности «мужских» сказок…………………………………14-16
Заключение…………………………………………………………….17-18
Список использованной литературы………………………………..19
Введение
Актуальность исследования: В течение долгого периода времени история нашего государства представлялась в учебниках как борьба народных масс. Но ведь история народа – это не только борьба и смерть - это жизнь, вера, праздники и обычаи, сказания и сказки. Не зная жизни, верований своих далеких предков мы не сможем оставить ничего о нашей жизни своим потомкам. Сегодня очень важно напомнить россиянам о том, кем были, во что верили их далекие предки.
Проблема: Мы обнаружили, что наши сверстники очень мало знают об истории древних славян, еще меньше им известно о древнеславянских верованиях и обычаях. Дети читают мало былин и сказок, не знают о богах, духах и героях. В повседневной жизни они используют старинные поверья и обычаи, не понимая, откуда они произошли. Как заинтересовать школьников историей древних славян? Что из поверий и обычаев древних славян можно встретить в наши дни? В каких былинах и сказаниях отразилась реальная история нашего народа?
Гипотеза: Школьники будут лучше разбираться в своей повседневной жизни, если больше узнают о своих предках древних славянах.
Новизна работы заключается в дополнении традиционного деления сказок на волшебные, бытовые и сказки о животных - сказками «инициационными», которые при этом разделяются на «женские» и «мужские», что связано с языческим обрядом «посвящения».
Цель: показать, как в русских народных сказках интерпретируются языческие представления об устройстве мира, о жизни человека и её возможном продолжении после смерти, а также доказать, что сказка образно иллюстрирует отдельные языческие обряды.
Задача: главная задача этой работы состоит в том, чтобы, основываясь на собранном и систематизированном фольклорном материале, проследить наиболее важные этапы жизни и мировоззрения восточных славян, как то – рождение, переходный период от детства к взрослой жизни (инициация), свадебный обряд и брак, психологические и социальные изменения в жизни человека, связанные с рождением первого ребенка, и, наконец, смерть.
Предмет исследования: русские народные сказки.
Методы:
-
работа с литературой, библиотечным фондом, СМИ, электронными базами данных;
-
анализ, обобщение, сопоставление, формулирование аргументированных выводов.
Этапы исследования:
-
Выбор темы исследования.
-
Знакомство с учебными материалами по языческим верованиям древних славян. Обобщение материала.
-
Поиск статей, которые объясняют значение различных терминов и выражений, обычаев и обрядов.
-
Поиск текстов русских сказок.
-
Подготовка к защите, оформление работы, презентации.
-
Представление работы слушателям, выступление с докладом на конференции.
Ввиду того, что в исследовании мы будем изучать отражение языческих представлений славян в сказочном эпосе, необходимо дать определение понятию «сказка». В словаре В. И. Даля мы находим такое объяснение этого термина: «Сказка, вымышленный рассказ, небывалая и даже несбыточная повесть, сказание. Есть сказки богатырские, житейские, балагурные и пр.»1
Словарь русского языка предлагает похожую трактовку: «Повествовательное произведение устного народного творчества о вымышленных событиях, иногда с участием волшебных, фантастических сил».2
Но наиболее полно, с нашей точки зрения, суть этого понятия раскрывается в Литературной энциклопедии: сказка – это «рассказ, выполняющий на ранних стадиях развития в доклассовом обществе производственные и религиозные функции, т. е. представляющий один из видов мифа; на поздних стадиях бытующий как жанр устной художественной литературы, имеющий содержанием необычные в бытовом смысле события (фантастические, чудесные или житейские) и отличающийся специальным композиционно-стилистическим построением».1
Из поколения в поколение передавались рассказы о событиях давно минувших дней, таким образом, превращаясь в сказки. Но за невероятными чудесами и поэтической красотой наших сказок в них всегда оставалась путеводная нить, связывающая нас с действительным прошлым. Не зря говорится: "Сказка ложь, да в ней намек, добру-молодцу урок". В ней не только содержатся наши мечты, общественная мораль, народный характер, но и история Отечества. Прежде всего, в текстах народных сказках мы находим отражение языческих традиций, обрядов.
Язычество (от церковно-славянского языцы — народы), обозначение нехристианских, в широком смысле—политеистических религий. Язычество было вытеснено официальной религией в область народной культуры. Язычество по сути своей - космическая религия, для которой главная ценность и точка отсчета - природа. «Древние славяне обожествляли природу во всех ее проявлениях: и в силах природы (земля, вода, огонь, ветер и т.п.), и в ее порождениях (растения, деревья, животные, рыбы, птицы и прочее, вплоть до скал и камней)»2. Для мировосприятия славян был характерен культ природы, который на очень ранних стадиях развития носил антропоморфный характер (например, культ воды постепенно перерастал в поклонение «водным» божествам - виле, берегине и т.п.). С развитием земледелия и скотоводства центральное место в славянских верованиях стали занимать представления и обряды, связанные с культом земли.
Вопросами язычества наиболее плотно занимался советский археолог, академик Б. А. Рыбаков, выпустивший две монографии – «Язычество древних славян» и «Язычество древней Руси». В них исследователь славянской культуры показывает то огромное влияние, которое оказало язычество на государственную и народную жизнь Киевской Руси, а также анализирует преемственность и преломление языческих верований в жизни Руси после принятия христианства, и даже проникновение их в православные обряды.
Еще один крупный ученый, посвятивший себя изучению древнерусского язычества – Е. В. Аничков, перу которого принадлежит фундаментальный труд «Язычество и Древняя Русь». Аничков, будучи историком литературы, рассматривал язычество именно через призму фольклора и народного творчества.
Поделитесь с Вашими друзьями: |