Общероссийское движение «трезвая россия» международная славянская академия союз борьбы за народную трезвость



страница1/27
Дата23.04.2016
Размер11.6 Mb.
ТипСборник
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27
МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ ТРЕЗВОСТИ

ОБЩЕРОССИЙСКОЕ ДВИЖЕНИЕ «ТРЕЗВАЯ РОССИЯ»

МЕЖДУНАРОДНАЯ СЛАВЯНСКАЯ АКАДЕМИЯ

СОЮЗ БОРЬБЫ ЗА НАРОДНУЮ ТРЕЗВОСТЬ

МЕЖДУНАРОДНАЯ ЛИГА ТРЕЗВОСТИ И ЗДОРОВЬЯ

МОЛОДЕЖНАЯ АНТИНАРКОТИЧЕСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ РОССИИ ВСЕРОССИЙСКОЕ ДВИЖЕНИЕ «МОЛОДЕЖЬ ЗА ТРЕЗВУЮ РОССИЮ»
ОСНОВЫ СОБРИОЛОГИИ, ПРОФИЛАКТИКИ, СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И АЛКОЛОГИИ

Нижний Новгород

2012
МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ ТРЕЗВОСТИ

ОБЩЕРОССИЙСКОЕ ДВИЖЕНИЕ «ТРЕЗВАЯ РОССИЯ»

МЕЖДУНАРОДНАЯ СЛАВЯНСКАЯ АКАДЕМИЯ

СОЮЗ БОРЬБЫ ЗА НАРОДНУЮ ТРЕЗВОСТЬ

МЕЖДУНАРОДНАЯ ЛИГА ТРЕЗВОСТИ И ЗДОРОВЬЯ

МОЛОДЕЖНАЯ АНТИНАРКОТИЧЕСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ РОССИИ ВСЕРОССИЙСКОЕ ДВИЖЕНИЕ «МОЛОДЕЖЬ ЗА ТРЕЗВУЮ РОССИЮ»

ОСНОВЫ

СОБРИОЛОГИИ, ПРОФИЛАКТИКИ, СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И АЛКОЛОГИИ

Под общей редакцией профессора А.Н. Маюрова

Нижний Новгород

2012


INTERNATIONAL ACADEMY OF SOBRIETY

SOBER RUSSIA” ALL-RUSSIAN MOVEMENT



INTERNATIONAL SLAVIC AKADEMY

UNION OF STRUGGLE FOR NATIONAL SOBRIETY

INTERNATIONAL TEMPERANCE AND HEALTH LEAGUE

IOGT YOUTH FEDERATION RUSSIA

All-Russia movement "YOUTH FOR RUSSIA SOBER"


FUNDAMENTALS OF SOBRIOLOGY, PREVENTION,

SOCIAL PEDAGOGY AND ALCOLOGY

Edited by Prof. A. Mayurov

N. Novgorod

2012

УДК 61


ББК 51. 1(2)5

О-75


Основы собриологии, профилактики, социальной педагогики и алкологии (Материалы XXI Международной конференции-семинара). /Под общей ред. проф. А.Н. Маюрова. – Н. Новгород: МАТр, 2012. – 261с.

ISBN 978-5-93530-377-8


Сборник содержит тезисы докладов по собриологии (науки о путях отрезвления), профилактике (науки о путях предупреждения различных отклонений), социальной педагогике (науки о закономерностях социализации личности) и алкологии (науки о социальных особенностях алкоголепотребления). Материалы сборника в первую очередь рассчитаны на преподавателей по методам Шичко, Рязанцева, Гринченко, Бурно, Худолина, Бейтса, Карпова, Зайцева, Григорьева и различным их модификациям. Материалы будут полезны для активистов и участников Всемирного трезвеннического движения, представителей депутатского корпуса, юристов, криминологов, криминалистов, представителей различных конфессий, профилактологов, собриологов, ювенологов, алкологов, наркологов, социальных работников, социальных психологов и педагогов, активистов антинаркотических движений, специальных психологов, специалистов служб по делам молодежи, сотрудников инспекций и комиссий по делам несовершеннолетних и секретарей антинаркотических комиссий, работников системы физического воспитания и спорта, специалистов Федеральной службы наркоконтроля.
Contains theses of reports on Sobriology (sciences of ways of sobering up), Preventive Maintenance (sciences about ways of the prevention of various deviations), Social Pedagogics (sciences about laws of socialization of personality) and Alcology (sciences about social features of alcohol consumption). Materials of the collection first of all are designed for teachers on methods Schichko, Ryazantsev, Grinchenko, Burno, Khudolin, Bates, Karpov, Zaitsev, Grigoryev and to their various updates. Publications will be useful for representatives of the Parliaments, lawyers, criminologists, criminalists, representatives of various convessions, preventive maintenance workers, sobriologists, juvenilogists, alcologists, experts in narcology, social workers, social psychologists and teachers, active workers of the anti-drug movements, special psychologists, experts of services in affairs of youth, employees of inspections and the commissions on affairs of minors and secretaries of the anti-drug commissions, workers of system of physical training and sports, experts of Federal Agency of Drug Control.
Рецензенты: Доктор медицинских наук, профессор А.М. Карпов

Академик МАТр В.И. Кутепов


Редакционная коллегия: профессор А.Н. Маюров, профессор А.С. Шидловский, профессор В.Д. Трошин, кандидат педагогических наук Т.И. Ермакова
Перевод: Я.А. Маюров
Печатается по решению Организационного комитета Международной конференции - семинара.
В соответствии с постановлением Правительства РФ № 74 от 30 января 2002 г. работы, опубликованные в материалах международных конференций, приравниваются к опубликованным работам, отражающим основные научные результаты диссертаций и признаются ВАК РФ при их защите (п. 10 постановления).

ISBN 978-5-93530-377-8 © Маюров А.Н., 2012



ВСТУПЛЕНИЕ

С 20 по 30 сентября 2012 года в Севастополе (Крым, Украина) была проведена XXI Международная конференция-семинар по собриологии, профилактике, социальной педагогике и алкологии, посвященная теме: «Всемирное молодежное трезвенническое движение: история, современность, перспективы». В работе конференции-семинара приняли участие представители ряда стран: России, Украины, Беларуси, Молдовы, Казахстана, Литвы, Германии и других государств.

Участники конференции-семинара констатировали тот факт, что международное молодежное трезвенническое движение имеет богатую историю. Первые общества трезвости были созданы в Нью-Йорке в 1808 году. Тогда они боролись, в первую очередь, с крепким алкоголем. Они имели в своих рядах и молодых людей в возрасте от 13 до 26 лет. Но молодежные группы были не многочисленны и не эффективны. В 1926 году в США было создано "Американское общество по продвижению трезвости", которое боролось уже со всеми алкогольными изделиями, в том числе и пивом. В Европе первое общество трезвости было создано в г. Престон (Великобритания) в 1832 году. Среди его членов было достаточно молодежи. И организация выступала против любых алкогольных изделий. А в 1842 году в США была основана молодежная трезвенническая организация, которую назвали «Сыны трезвости». В Норвегии в 1844 году были созданы «Норвежская ассоциация против бренди" и "Норвежский Afholdsselskab". В их работе активное участие принимали молодые жители Норвегии.

В 1851 году в г. Ютика (США) учреждается Международное общество добрых храмовников (IOGT), которое активно действует до сих пор и является крупнейшей Международной трезвеннической организацией мира. Первым предшественником молодежного подразделения IOGT была детская организация "Кадеты трезвости". Следующей была трезвенническая группа, которая продвигала полную трезвость, от детей до взрослых, под названием «Рыцари Иерихона". В 1909 году в Норвегии была создана Молодежная трезвенническая ассоциация хороших тамплиеров, получившая официальный статус молодежного отдела IOGT в Норвегии. Полковник сэр Роберт Стивенсон Смит Баден-Пауэлл основал Всемирное трезвенническое молодежное движение скаутов в 1907 году в Великобритании. Зародыши идеи трезвеннического скаутинга появились при осаде Мафекинга (Южная Африка) во время Второй бурской войны (1899—1902), где Баден-Пауэлл служил бригадным командиром. В России трезвеннический скаутинг зарождается в 1909 году. Основатель российского скаутского движения — полковник Олег Иванович Пантюхов.

Заметное участие молодежи в трезвенническом движении России проявилось в конце XIX века, в деятельности общества «Согласие против пьянства», которым руководил Л.Н. Толстой. Трезвеннические школы трезвости активно работали в России в начале XX века. По инициативе доктора Густава Рейнхарда из Рижского университета 7 февраля 1926 года было основано общество, названное “Обществом трезвости студентов Латвийского университета”. Но, особенно активно, молодежное трезвенническое движение развернуло свою деятельность на территории Советского Союза в период работы Всесоюзного совета противоалкогольных обществ. Проводились массовые трезвеннические демонстрации, организовывались молодежные маевки, издавались детские и молодежные листовки и т. п.

В 1956 году в СССР по инициативе педагога-исследователя И.П. Иванова, профессора ЛГПИ им. А.И. Герцена и действительного члена АПН СССР в Ленинграде было создано объединение педагогов «Союз энтузиастов» («СЭН»). Это был творческий союз трезвых пионерских вожатых (М. Жешко, Н. Сыч, Ф. Шапиро, В. Пик, Л. Борисова и другие), которым был интересен поиск трезвеннических способов организации жизни пионерских отрядов. Они искали пути преодоления формализма в пионерской организации, «Сэновцы» много работали с разыскивали, где могли, материалы о трезвенниках-предшественниках, серьёзно изучали опыт С.Т. Шацкого, А.С. Макаренко, опыт трезвых скаутов, трезвого «пионерского движения» 20-х годов, идеи А.П. Гайдара и «тимуровского движения», знакомились с «харцерским трезвенническим движением» в Польше. В 1963 году в «Орлёнке» прошёл первый Всесоюзный Сбор трезвых юных коммунаров. С этого времени и появился в прессе термин «коммунарское движение».

В середине 60- годов в Оренбурге, по инициативе Михаила Пономарева возникло молодежное трезвенническое движение под название отряды молодых совершенцев. Оно имело место в ряде городов Поволжья, Омске и других городах. В Горьковской (Нижегородской) области и близлежащих областях и республиках СССР в конце 60-х годов была попытка создания молодежной Партии против курения и пьянства, которая затем была реорганизована в Коммунистическую организацию против сквернословия, курения и пьянства (КОПСКиП).

В 1962 году IOGT организовал Международный трезвеннический союз молодежи (IGTYF), который имел большое значение для принятия новых членов и организаций в Международное трезвенническое движение. Когда IOGT и IGTYF снова объединили свои усилия в 1990 году, в молодежной организации было больше членов, чем в головной организации. Сегодня, к сожалению, нет Всемирной молодежной трезвеннической организации. Есть отдельные формирования по разным континентам. В Европе действует Федерация молодых трезвенников Европы (ACTIVE).

Федерация молодых трезвенников Европы активно сотрудничает с Ассоциацией северных стран Европы (NORDGU), Советом Европы и Евросоюзом. От России коллективным членом Федерации молодых трезвенников Европы является Молодежная антинаркотическая федерация России (МАФР), которая была учреждена в 1997 году. От Украины коллективным членом является Молодежное трезвенническое движение «Лучше», от Белоруссии – молодежная организация «Атмосфера – F», от Молдовы - Международный комитет дипломатии гражданина (CCD), от Литвы – молодежное крыло Литовской трезвеннической организации «Потомки Балтов», от Латвии - JAF, от Эстонии – Juvente.

Активно развивают свою деятельность молодежные трезвеннические организации Восточной Европы: Всероссийское молодежное движение «Молодежь за трезвую Россию»; «Трезвая столица»; «Трезвая зачистка»; «Трезвые пробежки»; «Трезвое село»; «Трезвый город»; «Трезвый район» и другие. Активизировало свою деятельность трезвенническое движение в Азии и Австралии. В рамках многих трезвеннических организаций действуют молодежные группы, отделения или представительства. Пришло время, подумать Всемирному трезвенническому движению, в лице IOGT, над возрождением Всемирного молодежного трезвеннического движения. Тем более, в 2014 году IOGT в Бангкоке (Таиланд) проводит свой очередной Всемирный конгресс трезвости. Самое время - посвятить его молодежной тематике и в частности возрождению Всемирного молодежного трезвеннического движения.

Профессор А.Н. Маюров

Маюров А.Н, профессор (Нижний Новгород)



Принципы утверждения трезвости среди молодежи

Центральными понятиями утверждения трезвости в молодежной среде являются, так или иначе, понятия личности (индивид, индивидуальность, индивидуум, человек, субъект). Это и должно быть положено в основание формулирования методологических принципов утверждения трезвости среди молодежи. Какие же методологические принципы могут быть взяты в качестве базисных для исследования становления трезвой личности?



Принципы утверждения трезвости среди молодежи - система основных мер, исходное положение в теории собриологии, в преодолении любого алкоголепотребления и формировании трезвого образа жизни среди молодежи.

Принцип научности предполагает объективный анализ закономерностей развития общества и нового социального типа личности, динамики негативных социальных явлений, "питающих" алкогольную потребность, научное управление процессами формирования личности и предупреждения патологии развития, разработку и внедрение передовых, научно обоснованных форм и методов трезвеннической работы.

Принцип социальной активности означает активное участие молодых членов общества в устранении диалектических противоречий его развития, использование общественного мнения, активной трезвенной позиции личности для перестройки индивидуального обыденного массового сознания в отношении употребления алкоголя и других наркотиков, предполагает опору на сознательную инициативу трудящихся, их сочувствие целям трезвеннической политики.

Принцип системности подразумевает системное взаимодействие всех научных и практических направлений работы по формированию нового трезвого типа личности и предупреждению алкогольной деформации, а также установочные интегративные связи между социальной политикой в целом и ее отдельными частями, между объектами воспитательно-профилактического процесса и т. п.

Принцип раннего предупреждения вытекает из самой генеральной цели трезвеннической политики в данной области, обусловливает нацеленность всей системы социальной защиты от потребления алкоголя на раннюю профилактику этого явления, на примат предупреждения над наказанием, воспитания над перевоспитанием, на раннее выявление и устранение негативных предпосылок развития личности.

Принцип дифференцированности предполагает иерархию и распределение мер воспитательно-профилактического воздействия по отношению к различным возрастно-половым, социальным группам и подгруппам, учет конкретной ситуации развития каждой личности, использование индивидуально подобранных методов трезвеннического воздействия.

Принцип законности. Трезвенническую деятельность в семье необходимо основывать на безусловном соблюдении законов и соответствующих нормативных актов. При составлении плана трезвеннической работы, определении ее форм и методов, а также мер воздействия на правонарушителей основное внимание требуется уделить обеспечению законных прав и интересов граждан. Это требование распространяется на всех должностных лиц, членов общественных и религиозных организаций и работников предприятия, организации, учреждения.

Принцип реальности и экономической целесообразности. Трезвенническая профилактическая работа должна строиться на анализе состояния трудовой дисциплины, общественного порядка и организации борьбы с правонарушителями, а также с учетом материальных, кадровых, технических возможностей предприятия, организации, учреждения. Требование экономической целесообразности предполагает оценку эффективности разрабатываемых профилактических мер.

Принцип конкретности. Конкретность имеет в виду выявление наиболее актуальных направлений профилактики, определение непосредственных участников предупредительной деятельности, форм профилактической работы и мер воздействия на любителей выпить, средств для решения трезвеннических задач, поставленных перед участниками профилактики, сроков исполнения запланированных мероприятий, форм контроля.

Директивность означает, что профилактические меры обязательны для исполнения всеми участниками предупредительной деятельности трудового или учебного коллектива. Данный подход к профилактической деятельности направлен на обеспечение совместных усилий всех, кто занят этой важной работой; взаимодействие с участниками профилактики района (города); разработку разнообразных профилактических мероприятий с включением их в различные виды деятельности трудового / учебного коллектива, взаимосвязь таких планов. Это, прежде всего, следует учитывать при планировании предупредительных мер против наиболее распространенных в коллективах правонарушений, которые требуют усилий всех звеньев системы профилактики.

Требование программно-целевого подхода к трезвеннической работе среди молодежи означает выработку перспективных целей всей деятельности коллектива по предупреждению потребления алкоголя и других наркотиков, которые могут быть достигнуты к концу планируемого периода, и непосредственных, частных целей и задач по отдельным направлениям предупредительной работы, составление программы действий участников профилактики, а также материальное обеспечение запланированных мероприятий.



Увязывание утверждение трезвости среди молодежи с мероприятиями экономического и социального характера позволяет выявить степень взаимовлияния проводимых социально-экономических преобразований на состояние с потреблением алкоголя в коллективе, эффективность профилактического воздействия на укрепление трудовой, учебной и производственной дисциплины, экономического и социального развития предприятия, организации, учреждения.

Принцип комплексности, сущность которого состоит в подходе к проблеме искоренения потребления табака, алкоголя и других наркотиков как к комплексному явлению, требующему совместных скоординированных усилий государственных, профсоюзных органов, хозяйственных руководителей, общественных, конфессиональных, медицинских, социально-культурных учреждений, трудовых и учебных коллективов, научных центров. Принцип комплексности также подразумевает, что для искоренения таких постыдных явлений необходимо широко использовать политические, экономические, идеологические, моральные, духовные, медицинские, организационные и иные средства, не ограничиваясь каким-либо одним или несколькими видами борьбы.

Принцип индивидуального подхода обязывает учитывать особенности каждого молодого человека, каждой девушки, интерес к проблеме индивидуального здоровья и счастья, безопасной жизнедеятельности, внушаемости, с тем, чтобы с большим эффектом воздействовать на них.

Принцип всенародности. Он означает, что борьба за трезвость среди молодежи может быть успешной лишь при условии, если в нее будут вовлекаться все более и более широкие слои учащейся и трудящейся молодежи, а в перспективе - весь народ.

Принцип постоянства, суть которого сводится к тому, что работа по утверждению трезвости в молодежной среде должна вестись не компанейски, с фазами спадов и подъемов, а постоянно, систематически и повседневно с нарастающим итогом.

Принцип абсолютного воздержания от алкоголя, т. е. деятельность за полное отрезвление человека и всего общества. Без этого принципа противостояние алкоголю просто невозможно.

Принцип правдивости, или истинности, требует проводить формирование трезвости среди молодежи на основе научных данных с помощью правдивых научных сведений о табаке, алкоголе и других наркотиках.

Принцип личной ответственности и прежде всего руководителей, за потребление алкоголя и состояние трезвеннической борьбы в молодежной среде.

Принцип гуманизма. Известно, что понятия гуманизма, гуманности, гуманизации стали расхожими, не только в современной науке, но и в современной практике. Не только ученые или политические лидеры, не только партии или движения, но и носители обыденного сознания уже привыкли оперировать этими понятиями как само собой разумеющимися (гуманитарная помощь, например). Тем не менее, следует констатировать отсутствие четкого содержательного осмысления самого принципа гуманизма. Мы связываем с принципом гуманизма утверждение в исследовательской и практической деятельности трех идей: а) признание человека высшей социальной ценностью, т. е. не только естественные и технические объекты и процессы, но и общественные, в конечном, счете, должны рассматриваться сквозь призму "эмансипации" человека: традиционные ценности, богатство и власть должны быть подчинены ценности человека; б) признание человека целью общественного развития, т. е. все остальное в обществе (власть, деньги, наука, искусство и, тем, более, трезвенническая деятельность) должно быть адаптировано к образовательным, социокультурным и духовным запросам личности, должно являться средством по отношению к человеку как цели; в) признание утверждение трезвости высшим критерием оценки всех сфер общественной жизни, мерой измерения и экономики, и науки, и педагогики, и искусства, и медицины, и управления, что, в первую очередь, потребует установления принципиально новых отношений между трезвеннической наукой и широко понимаемой трезвеннической практикой.

Принцип социальности. Термины и понятия "социальность", "социальное", "социум", «социабельность» широко используются в современной науке. Их, как правило, противопоставляют или природным, или технико-экономическим объектам и процессам. Для утверждения трезвости среди молодежи понятие социальности имеет принципиальное значение в трех аспектах а) социальной детерминированности самой природы человека, его субстрата. Иначе говоря, человек не является биохимическим или биофизическим и вообще только природным образованием; б) социальной детерминации самого многоаспектного процесса становления трезвой личности. В традиционном понимании это признание важной роли социальной среды в формировании человека; в) социальности бытия функционирующей личности. Это означает, что не только высшие функции человека (научная деятельность, художественное творчество и т. д.), но и почти все процессы (движение, улыбка, жесты, мимика и т. д.) являются социальными, содержат в себе социокультурные программы.

Принцип оптимальности обязывает специалистов составить наилучшую программу формирования установки на трезвый образ жизни среди молодежи, всемерно способствовать реализации таких программ в образовательных учреждениях, где обучатся молодежь.

Принцип развития. Динамическая природа утверждения трезвости в молодежной среде предполагает, что наука и практика должны исходить из принципа развития, т. е. понимать личность как динамическое образование, анализировать этапы социализации, индивидуально-исторические формы бытия личности и т. д. Для нас принцип развития применительно к анализу социального становления личности означает следующее: а) индивид (человек, индивидуальность, личность) является продуктом исторического развития, результатом процессов антропогенеза и социогенеза; б) процесс отрезвления мы рассматриваем как стадиально-временное движение, выделяя в нем уровни идентификации, индивидуализации и персонализации; в) внешнее воздействие социума на отрезвляющуюся личность никогда не дает позитивного гуманистического результата, если сама личность не имеет внутренних импульсов к отрезвлению.

Принцип поляризации. Этот принцип является методологической трансформацией диалектического закона единства и борьбы противоположностей. Для утверждения трезвости среди молодежи имеют значение следующие аспекты: а) исследование человека как системы полярных качеств: биологическое-социальное, потребности-способности, субъект-объект, умственное-физическое, индивидуальное-коллективное и т. д.; б) принцип поляризации предполагает диалектическое рассмотрение самого процесса отрезвления, единства в нем противоположных форм, способов, аспектов развития-саморазвития, образования-самообразования, воспитания-самовоспитания, идентификации-индивидуализации; в) социальное функционирование становящейся или ставшей трезвой личности требует диалектического подхода.

Принцип личного примера предусматривает отказ педагогов, родителей, руководителей тех или иных организаций, где трудится молодежь от употребления табака, алкоголя и других наркотиков. Если взрослые наставники не могут отказаться от вредных привычек, они обязаны честно и правдиво рассказать молодежи, как они приобщались к этому коварному занятию, почему не могут отказаться от интоксикантов.

Принцип практики. Одной из особенностей утверждения трезвости в молодежной среде является ее прагматическая ориентация, когда и сама личность, и процесс ее отрезвления, и функционирование личности обретают значимость с точки зрения тех практических сфер общественной жизни, которые образуют социум: а) прежде всего трезвенное исследование человека отправляется от исторически сложившейся системы общественной практики; б) процесс отрезвления личности предполагает преодоление проалкогольного информационно-просветительского стиля и использование всех трезвеннических многообразных механизмов самой практической деятельности для формирования трезвой личности; в) специфика утверждения трезвости среди молодежи заключается также в том, что она не прекращает формирования личности на каком-то определенном этапе. Нас интересует дальнейшее движение личности, эффективность сформированных трезвых качеств личности, проблема противоречий государственного спаивания и формирование трезвого человека.

Принцип стратегической целостности означает четкое определение единой долгосрочной стратегии трезвенной деятельности среди молодежи, из которой вытекают как основные стратегические ее направления, так и конкретные тактические решения, в том числе отдельные целевые мероприятия и акции.

Принцип педагогичности предполагает использование таких педагогических приемов, как рассказ о негативных последствиях употребления алкоголя, табака и других наркотиков для человека, его организма, здоровья, для благополучия семьи и общества. Принцип предусматривает применение таких методов, как: посещение трезвеннических лекций, бесед, просмотр телевизионных передач; поддержку стремления молодежи вести здоровый, трезвый образ жизни; участие в молодежном трезвенническом движении; знакомство и практическое использование в повседневной жизни оздоровительных и здравосозидательных методик, укрепляющих и сохраняющих индивидуальную трезвости и здоровье.

Принцип многоаспектности: ориентирует на обязательное сочетание различных аспектов профилактической деятельности в семье: личностно-центрированного, поведенчески-центрированного и средо-центрированного. Личностно-центрированный аспект предполагает действия, направленные на позитивное развитие трезвенных ресурсов молодой личности; поведенчески-центрированный аспект – целенаправленное формирование у молодой личности прочных трезвенных навыков и стратегий стрессопреодолевающего поведения; средо-центрированный аспект – активное формирование эффективных систем социальной поддержки молодежи, - в том числе в рамках так называемого Единого территориального превентивного и реабилитационного пространства.

Принцип ситуационной адекватности утверждения трезвости среди молодежи означает: ее максимальное соответствие реальной социально-экономической и трезвенной ситуации (на территориальном, локальном уровне). Для его обеспечения необходим постоянный мониторинг этой ситуации и контроль за эффектами целевой деятельности.

Принцип континуальности: предполагает обеспечение непрерывности, целостности, динамичности, постоянного развития и усовершенствования процесса трезвенной деятельности в молодежной среде.

Принцип солидарности: означает солидарное межведомственное взаимодействие и взаимодействие между государственными, общественными, конфессиональными, частными структурами в проблемной сфере с использованием системы государственных социальных заказов.

Принцип легитимности: предполагает реализацию целевой деятельности только на основе принятия ее идеологии трезвения и доверительной поддержки большинством населения.

Принцип патриотизма: ориентирован на уважение к отечественному трезвенному потенциалу и его умножение, опору на собственный трезвеннический опыт, в частности своих семей, своего предприятия, своего района, своего города, своей страны.

Принцип государственности: нацелен на усиление роли государства в вопросах противостояния потреблению спиртного и формирования трезвого образа жизни в семье, в регионе, в страны.

Изложенные принципы утверждения трезвости среди молодежи позволяют увидеть ее тесную связь с уголовной (криминологической) политикой, воспитательным процессом, представить ее в виде закономерной и обязательной части социальной политики в формировании нового трезвого типа личности и предупреждения аномалий развития, а также социальной политики государства в целом в области формирования трезвости на молодежном уровне.

Мы назвали те методологические принципы, которые положены в основу трезвенной работы среди молодежи. Это не значит, что система этих принципов не может развиваться и обогащаться, особенно применительно к такой становящейся науке и практике, как утверждение трезвости в молодежной среде. Вероятно, будет возрастать значение принципа деятельности, принципа мерности, принципа рефлексивности, принципа «пресса», значение аксиологического подхода и т. д.

Литература:

Колесов Д.В. Предупреждение вредных привычек у школьников. – Минск: Нар. асвета, 1987. – 175 с.

Колесов Д.В. Беседы об антиалкогольном воспитании. – М.: Просвещение, 1987. – 80 с.

Колесов Д.В. Не допустить беды. – М.: Педагогика, 1988. – 160 с.

Колесов Д.В., Казаков Л.Х., Плешкова Г.В. Профилактика наркомании и токсикомании среди школьников. – Пособие для учителя. – М., 1992. – 86 с.

Колесов Д.В., Мельников Г.В. Актуальные вопросы антиалкогольной пропаганды и пути повышения ее эффективности. – М.: Знание, 1988. – 64 с.

Кондрашенко В.Т. Девиантное поведение у подростков. – Минск: Беларусь, 1988. – 207 с.

Константинов А.А. Антиалкогольное воспитание молодежи. История. Опыт. Проблемы. – Пермь: Знание, 1988.

Красновидова С.С. Горько! Очень горько! – Л.: Лениздат, 1987. – 60 с.

Красновидова С.С. Содержание и формы антиалкогольного воспитания учащихся. – Л.: АПН СССР, 1985. – 16 с.

Красновидова С.С. Содержание и формы антиалкогольной пропаганды среди учащихся. – Л.: АПН СССР, 1985. – 32 с.

Маюров А.Н. Программа учебного курса "Психолого-педагогическая профилактика наркотизма у девиантных детей". – Н. Новгород: МУНФ, IVES, МАФР, 1999 – 34 с.

Маюров А.Н. Основы собриологии, валеологии, социальной педагогики и алкологии. Тезисы докладов Международного семинара. / Под общей ред. проф. А.Н. Маюрова. Вып. 5. – Н. Новгород: МУ, IVES и др., 1998 – 80 с.

Маюров А.Н. Основы собриологии, валеологии, социальной педагогики и алкологии. Тезисы докладов Международного семинара. / Под общей ред. проф. А.Н. Маюрова. Вып. VI. – Н. Новгород: МУ, ИСБВ и др., 1999 – 65 с.

Собриология /под ред. проф. А.Н. Маюрова. Авторы: А.Н. Маюров, В.П. Кривоногов, В.Г. Гринченко, В.И. Гринченко, А.М. Карпов. Изд. 2-е исправл. и доп. - Н. Новгород: «Издательский салон» ИП Гладкова О.В., 2011. - 503с.

A.N. Mayurov, Professor (Nizhny Novgorod)


Каталог: uploads -> documents
documents -> Наука об отрезвлении общества
documents -> Перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей
documents -> «Проблемы льготного обеспечения пациентов с сахарным диабетом в рамках импортозамещения»
documents -> О первоцветах и черемше
documents -> Началась заготовка березового сока
documents -> Региональный подход к модернизации физического воспитания студенток медицинского колледжа с отклонениями в состоянии здоровья. 13. 00. 04 Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27




©zodomed.ru 2024


    Главная страница