Семинарские занятия по курсу "Биомедицинская этика" для студентов лечебного, педиатрического, медико-биологического факультетов



Дата03.05.2016
Размер169 Kb.
ТипСеминар
Министерство здравоохранения Российской Федерации Российский государственный медицинский университет Кафедра биомедицинской этики

Семинарские занятия
по курсу
“Биомедицинская этика”

для студентов лечебного, педиатрического,


медико-биологического факультетов

Учебно-методическое пособие

Москва 2003

 

Учебно-методическое пособие разработано коллективом кафедры биомедицинской этики РГМУ:


зав. кафедрой, профессором, д.ф.н. И.В.Силуяновой, доцентом, к.б.н. В.И.Сабуровой, доцентом, к.ю.н. К.А.Чернегой, ст.преподавателями Л.Б.Ляушем, М.С.Першиным, И.В.Чиндиным, С.А.Мазур, Н.А.Сушко.

Общая редакция профессора, д.ф.н. И.В.Силуяновой.

Рецензенты:
Б.Г.Юдин, член-корр. РАН, профессор, и.о. директора Института человека РАН,
П.Д.Тищенко, д.ф.н., зав. курсом “Введение в биоэтику” факультета фундаментальной медицины МГУ им. М.В.Ломоносова, ведущий научный сотрудник Института философии РАН.

Рекомендовано в качестве учебно-методического пособия


для студентов лечебного, педиатрического и медико-биологического факультетов
на заседании
Центрального координационно-методического Совета РГМУ
от 28.05.03

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Тема 1. Этика и медицина. Теоретические основы биомедицинской этики. Биомедицинская этика: исторические и логические модели.
Тема 2. Мораль и право как формы регуляции медицинской деятельности. Права пациентов. Права и моральные обязательства врачей. Основные правила биомедицинской этики. Модели взаимоотношения врача и пациента.
Тема 3. Этические проблемы проведения клинических испытаний и экспериментов на человеке. Моральные принципы проведения экспериментов на животных.
Тема 4. Жизнь как ценность. Медицинские вмешательства в репродукцию человека (искусственное прерывание беременности, пренатальная диагностика, искусственное оплодотворение, стерилизация, контрацепция).
Тема 5. Этика генетики.
Тема 6. Моральные проблемы смерти и умирания.
Тема 7. Этические принципы и правовое регулирование трансплантации органов и тканей.
Тема 8. Этико-правовые основы психиатрии и психотерапии.
Тема 9. Эпидемиология и этика. СПИД - морально-этические проблемы.
Тема 10. Идея справедливости в медицине и здравоохранении.

Планы семинарских занятий по дисциплине


“Биомедицинская этика”
Занятие 1.
Этика и медицина.
Теоретические основы биомедицинской этики.
Биомедицинская этика: исторические и логические модели.

Ключевые понятия: этика, профессиональная этика, биомедицинская этика, нормативная и дескриптивная этика, мораль, нравственность, идеалистическая и христианская этика (библейский Декалог, заповеди блаженств), патернализм, деонтология, биоэтика, гедонизм, прагматизм, утилитаризм, цинизм, нигилизм.

Тематический план семинара

1. Этика и медицина. Этика как наука и этика науки. Типы этических теорий: идеалистическо-деонтологический и натуралистическо-прагматический. Биомедицинская этика как профессиональная нормативная этика врача.


2. Модель Гиппократа и проблема доверия к профессии.
3. Христианские ценности милосердия, сострадания и деятельной любви в модели Парацельса. Вопросы врачебной этики в трудах М.Я. Мудрова, Ф.Й. Гааза, Н.И. Пирогова, В.Ф. Войно-Ясенецкого.
4. Деонтологическая модель. Н.Н. Петров о медицинской (хирургической) деонтологии. Основные этические документы ВМА, АМА, Совета Европы.
5. Биоэтика как современная форма профессиональной этики врача. Врач и общество в эпоху развития новых биомедицинских технологий.

Темы докладов:


1. Клятва Гиппократа и современные этические кодексы: что изменилось?
2. Н. Н. Пирогов: врач и мыслитель.
3. В. Ф. Войно-Ясенецкий (святитель Лука). Этика хирурга.
4. Деонтология Канта и деонтология Н. Н. Петрова.
5. Утилитаризм и медицинская этика: проблема несовместимости.
Темы рефератов:
1. Этика как наука и этика науки.
2. Гедонизм, цинизм, прагматизм, утилитаризм: сравнительная характеристика.
3. Понятие “долг” в деонтологической теории Канта.
4. Моральные принципы биомедицинской этики.
5. Патернализм и современные модели взаимоотношения врача и пациента.
6. Методология и этика науки.

Контрольные вопросы:


1. Существует ли различие между понятиями «нравственность» и «мораль»?
2. Какова связь между понятиями “этика”,”нравы”, ”мораль”?
3. Каковы основания, формирующие типы этических теорий (с примерами)?
4. В чём заключаются отличие моральной и правовой регуляции медицинской деятельности?
5. Что является отличительным признаком профессиональной этики врача?
6. Кем начато рассмотрение врачебных ошибок как элемента нравственной культуры врача?
7. Из каких исторических и логических моделей (форм) профессиональной этики складывается содержание биомедицинской этики?
8. Кому дает обязательства Гиппократ в своей клятве?
9. Сколько моральных позиций содержит клятва Гиппократа?
10. Какие позиции объединяет клятву Гиппократа и клятву врача России?
11. Какое профессиональное обязательство присутствует в клятве Гиппократа в отличие от клятвы врача России?
12. Какую роль в терапевтической стратегии врача, согласно Парацельсу, занимает моральный характер взаимоотношений между врачом и пациентом?
13. Какой тип отношений врача к пациенту характерен для модели Парацельса?
14. Кто является первым разработчиком деонтологической модели врачебной этики в России?
15. Что является особенностью этических документов деонтологической модели - наличие узкоспециализированных рекомендаций для конкретных специальностей (хирургия, педиатрия, акушерство и т. д.) или правила общего характера?
16. В каких двух формах может существовать биоэтика? Какую из них предпочитаете Вы?
17. Какой ключевой этический принцип отличает биоэтику?
18. Какие общественные структуры существуют в здравоохранении для разрешения этических противоречий в медицинской и исследовательской практике?

Обязательная литература:


1. Силуянова И. В. Биоэтика в России: ценности и законы. М., 2001, с. 9-59.
2. Введение в биоэтику. Под общ. ред. Б. Г. Юдина, П. Д. Тищенко. М.,1998.
3. Иванюшкин А.Я. Врачебная этика в России (XIX- начало XX вв.)/ Биоэтика: принципы, правила, проблемы. М.1998,с.93-111.
4. Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.07.1993г. № 5487-1
5. Врачебные ассоциации, медицинская этика и общемедицинские проблемы. Сборник
официальных документов. М., 1995.
6. Медицина и права человека. Нормы и правила международного права, этики, католической, протестантской, иудейской, мусульманской, буддийской морали. М. Прогресс. 1992.
7. Биомедицинская этика. Сб. статей под ред. акад. В. Покровского и акад. Ю. Лопухина. М. 1997, вып.2, 1998, вып.3, 2002.
8. Иванюшкин А.Я. Профессиональная этика в медицине. М. 1990.
9. Михайлова Е.П., Бартко А.Н. Биомедицинская этика. Теория, принципы и проблемы. М. 1995.
10. Лосев А.Ф. Этика как наука. / "Человек", №2, 1995.
11. Тищенко П.Д. Феномен биоэтики. / "Вопросы философии", №3, 1992.
12. Лопухин Ю.М. Биоэтика. / "Вестник РАМН", №3, 1993.
13. Проблемы биоэтики. Реферативный сборник. М., ИНИОН, 1993.
14. Шрейдер Ю. А. Этика. Введение в предмет. М. 1998.
15. Гусейнов А.А, Апресян Р. Г. Этика. М., 2000, с. 9-40, 253-265.
16. Протиер. Владислав Свешников. Очерки христианской этики. М., 2000.
17. Соловьев В. С. Оправдание добра. Соч. в 2 т.т. М.,1998.
18. Гиппократ. Избранные книги. М., 1936, с.87-88, 121.
19. Архиеп. Лука (Войно-Ясенецкий). Наука и религия. Ростов-на-Дону, 2001.
20. Петров Н. Н. Вопросы хирургической деонтологии. Л., 1956.
21. Иванюшкин А.Я. Медицинская деонтология в СССР (к истории вопроса)/ Медицинское право и этика. 2002, № 1, с. 32-35.

Дополнительная литература:


1. Булгаков М. А. Записки юного врача. Собр. соч. в 5 томах. М. 1989, с.71-179.
2. Вересаев В. В. Записки врача. Собр. соч. в 4-х томах. Т.1, М., 1985, с.201-401.
3. Достоевский Ф. М. Преступление и наказание. Собр. соч. в 10 томах. Т.5.
4. Льюис К. С. Мерзейшая мощь. Собр. соч. М.,1999, т. 4.
5. Чехов А. П. “Скучная история из записок старого человека”, “ Сельские эскулапы”, “Цветы запоздалые”, “Хирургия”, “Надлежащие меры”, “Общее образование”, “Последние выводы зубоврачебной науки”, “Горе”, “Анюта”, “Ионыч”, “Волк”, “Интриги”, “Княгиня”, “Случай из практики” и др. Собр.соч. в 18 томах. М.1985.

Занятие 2.

Мораль и право как формы регуляции медицинской деятельности.
Права пациентов. Права и моральные обязательства врачей.
Основные правила биомедицинской этики.
Модели взаимоотношения врача и пациента.

Ключевые понятия: свобода, право, карательное право, охранительное право, медицинское право, нормативные акты, информированность, компетентность, правоспособность, автономия пациента, врачебная тайна, добровольное информированное согласие, этический комитет, лицензирование, сертификация, патернализм.

Тематический план семинара.

1. Основные формы регулирования медицинской деятельности - мораль и право. Личность в ситуации нравственного выбора. Моральные нормы и правила. Проблема соотношения цели и средств человеческой деятельности. Проблема свободы воли, совести, выбора, творчества. Потребности и способности, ценности и оценки. Поступок, поведение, конфликт, преступление.


2. Роль права в формировании личности. “Естественные права” (свобода совести, слова, печати, собраний, собственности, перемещений, свободного распоряжения своей рабочей силой). Парадигмы права и правосудия (карательное и охранительное право).
3. Основные права пациентов. Права и обязанности врачей. “Конституция Российской Федерации” (1993г.), “Гражданский Кодекс Российской Федерации” (1996г.) «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан». Понятия «информированного согласия», конфиденциальности (врачебной тайна). Правдивость и инкурабельные больные.
4. Международные законодательные акты. «Нюрнбергский кодекс» (1947). «Хельсинская декларация» (ВМА,1964). Конфликт между моральными и правовыми нормами. Проблема основания морального выбора и правовой ответственности. “Конвенция о защите прав и достоинства человека в связи с использованием достижений биологии и медицины. Конвенция о правах человека и биомедицине» (Совет Европы, 1996).
5. Этические комитеты: структура и функции. Правила биомедицинской этики (правило правдивости, правило уважения неприкосновенности частной жизни, правило информированного согласия).
6. Модели взаимоотношения врача и пациента. Традиционная патерналистская модель врачевания и антипатернализм. Новые модели взаимоотношений врача и пациента: модель технического типа, модель сакрального типа, модель коллегиального типа, модель контрактного типа (по Р.Витчу).

Темы докладов:


1. Роль «Нюрнбергского кодекса» (1947) в процессе выработки нормативно-правовых актов в области биомедицины.
2. Структура «Основ Законодательства РФ об охране здоровья граждан».
3. Практическая философия и философия права.
4. Антипатернализм и его аргументы.
5. Доктор у постели больного: врач или биотехнолог?
6. К.Ясперс о преступной государственности как феномене XX века.
7. Границы противоположности нравственного поступка и уголовного преступления

Темы рефератов:


Биомедицинская этика как форма профессиональной защиты личности врача.
Этические кодексы в медицине (“Нюрнбергский кодекс” (1947), “Конвенция о правах человека и биомедицине” (Cовета Европы, 1997)
Информированное согласие: от процедуры к доктрине.
Этические комитеты: цели, задачи, полномочия.
Проблема справедливости в медицине и здравоохранении.
Биомедицинская этика и медицинское право: проблемы взаимоотношения.
Четыре (патерналистская, информационная, совещательная, интепретационная) модели взаимоотношения врача и пациента по Е.Эсмануэль и Л. Эсмануэль (США).
Диалектика “естественного”: ”естественная мораль”(Библейский Декалог) и “естественные права” (свобода совести, слова, печати, собраний, собственности, перемещений, свободного распоряжения своей рабочей силой).

Контрольные вопросы:


Объясните значение Нюрнбергского процесса в формировании биомедицинской этики.
Раскройте смысл понятия: «информированное согласие». В каких правовых документах и этических кодексах используется это понятие?
В чем заключается логическая некорректность термина «святая ложь»?
Назовите основные этапы, которые проходит лекарственный препарат от его создания до клинического применения.
5. Каковы функции этического комитета?
6. Раскройте применительно к рандомизированным клиническим испытаниям лекарств смысл таких понятий, как: «независимая оценка результатов исследования», «двойное плацебо-контролируемое исследование», «возможный риск», «альтернативное лечение».
7.В каких случаях врач может нарушить врачебную тайну?
8.С какого возраста наступает дееспособность гражданина РФ в области здравоохранения?
9. Каковы причины современного антипатерналистского движения?
10.Каковы три основные стандарта определения компетентности пациента?
11.В чем различие процедурного и морального содержания правила информированного согласия?
12.Раскройте структуру правила информированного согласия:
а)что такое компетентный пациент?
б)при каких условиях можно признать согласие больного информированным?
в)каковы факторы, определяющие добровольность согласия?

Обязательная литература:


Силуянова И. В. Биоэтика России: ценности и законы. М., 2001, с. 10 - 15, 155 -161, 174 - 192.
Введение в биоэтику. Под общ. ред. Б. Г. Юдина, П. Д. Тищенко. М., 1998, с. 76- 94, 159 - 196, 358 - 378.
Конституция Российской Федерации ( 1993г.)
Гражданский Кодекс Российской Федерации ( 26.01.96г., 14-ФЗ)
Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан ( 22.07.1993г., № 5487)
Закон РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" ( 27 .04. 1993 г., N 4866-1)
Закон РФ «О лекарственных средствах» (22.06.98г., № 86-ФЗ)
Приказ МЗ РФ «О порядке принятия решения о проведении клинических исследований лекарственных средств» № 103 (24.03.2000г.)
Отраслевой стандарт ОСТ-42-511-99, «Правила проведения качественных клинических испытаний»
Биомедицинская этика. Под ред. В. И. Покровского. М., 1997, с. 207 - 223.
Стеценко С. Г. Право и медицина: проблемы соотношения. М., 2002.
В. И. Шамшурин, В. Э. Танковский. Врач и пациент: социально-правовые взаимоотношения. Нормативные документы. Вопросы и ответы. М., 1999.
Биоэтика: реальность жизни. Человек и его образ в современной медицине и философской антропологии. Учебно-методическое пособие. М., 2001, с. 47 -51.
Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан. М. «Грант», 48 стр., 2000.
Православие и проблемы биоэтики. Под общ. ред. проф. И. В. Силуяновой. М., 2001, с. 74 -106.
16. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. Глава XII. Биоэтика./ Информационный бюллетень Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. 2000, № 8, с. 73-83.
17. Витч Р. Модели моральной медицины в эпоху революционных изменений.
/Вопросы философии, №3, 1994.
18. Эсмануэль Е., Эсмануэль Л. Четыре модели взаимоотношений врача и больного./ ЖАМА, октябрь, 1992.

Дополнительная литература:


Ильин И. А. . О сущности правосознания. М., 1993.
Медицина и права человека. Нормы и правила международного права, этики, католической, протестантской, иудейской, мусульманской и буддийской морали. М., 1992.
Международные акты о правах человека. Сб. документов. М., 1999.
Этика практической психиатрии. Под. ред. проф. В. А. Тихоненко. М., 1996.
Этические и правовые проблемы клинических испытаний и научных экспериментов на человеке и животных. Сб. материалов конференции. М., 1994
Коновалова Л.В. Прикладная этика. Вып.1.Биоэтика и экоэтика.М.,1998.
Покуленко Т.А. Принцип информированного согласия: вызов патернализму./ Вопросы философии, №3, 1994.
Карсон Р. Становление диалога между доктором и пациентом./Вестник МГУ.Серия 7, философия. №5, 1998.

 

 



 

 

 



Занятие 3.

Этические проблемы проведения клинических испытаний и экспериментов на человеке. Моральные принципы проведения экспериментов на животных.

Ключевые понятия: свобода исследования, информированное согласие, правила GCP, этический комитет, клиническое исследование/испытание, доказательная медицина, этическая экспертиза.
Тематический план семинара.
1. Исторический и философский контекст проблемы экспериментов на человеке в медицине. От пифагорейско-эйдетической парадигмы науки к функционально-экспериментальной. Вторжение науки в реальную жизнь людей. Проблема свобода мысли и совести ученого. Эксперименты на людях в различных областях науки и технологий. “Драматическая медицина” ( история и этика проведения опытов врачей на себе). Смена этических принципов и специфика медико-биологических исследований на человеке в XX веке.
2. Правовые и этические принципы проведения клинических исследований и экспериментов на человеке. Международные документы, регламентирующие эксперименты с участием человека:
а) Нюрнбергский кодекс (1947).
б) Хельсинская декларация (1964).
в) Конвенция о правах человека и биомедицине (1996).
г) Международная конференция по гармонизации технических требований к регистрации медикаментов, применяемых у людей. Руководство по проведению добросовестных клинических исследований (GCP), 1996.
Российские законодательные акты:
а) Конституция РФ (1993).
б) Закон РФ «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан»(1993).
в) Закон РФ «О лекарственных средствах» (1998).
г) Отраслевой стандарт ОСТ-42-511-99, «Правила проведения качественных клинических испытаний».
д) Приказ МЗ РФ «О порядке принятия решения о проведении клинических исследований лекарственных средств» № 103 от 24.03.2000.
3. Планирование и проведение клинических исследований лекарственных средств.
Защита прав испытуемых (свод нормативов GCP). Информированное согласие испытуемых. Одобрение этического комитета. Обязательное страхование пациента.
4. Этические комитеты. Этическая экспертиза клинических исследований.
Анализ потенциальных рисков; физический, моральный ущерб. Соотношение риск/польза. Справедливость при отборе пациентов. Анализ информированного согласия. Плацебо, рандомизация, двойные слепые клинические испытания.
Оценка методик проведения исследования. Оплата испытуемым.
5. Особенности морально-этических принципов проведения исследований на животных. Правовые аспекты.

Темы докладов:


1. Свобода исследования и необходимость его этико-правового контроля.
2. Проблема соотношения цели и средств исследований на человеке.
3. «Драматическая медицина»: история и современность.
4. «Рекомендации для врачей, занимающихся биомедицинскими исследованиями с участием людей» - материалы Хельсинской декларации ВМА.
5. GCP: добросовестные клинические исследования ( материалы Международной конференции по гармонизации технических требований к регистрации медикаментов, применяемых у людей 1996 г.).
6. Этико-правовые аспекты проведения исследований на животных.

Темы рефератов:


1. Глобальные риски и новые медицинские технологии.
2. Моральный опыт человечества от опытов на человеке «врачей» нацистской Германии.
3. Этические комитеты: история создания, цели, задачи и их полномочия в России и за рубежом.
4. Этические проблемы клинических исследований лекарственных средств.
5. Проблемы медицинской этики в произведениях В.В. Вересаева.

Контрольные вопросы:


1. На каком этапе развития науки и почему возникает этика науки?
2. В чем специфика экспериментов с участием человека?
3. Назовите основные международные и российские законодательные акты, регулирующие эксперименты с участием человека.
4. Что такое клиническое исследование и какова цель клинического исследования (Правила проведения качественных клинических исследований (GCP))?
5. Как вы понимаете добровольное информированное согласие испытуемого?
6. Имеет ли право гражданин России отказаться от участия в исследовании?
7. Можно ли проводить медико-биологические эксперименты на военнослужащих или заключенных?

Обязательная литература:

1. Этические и правовые проблемы клинических испытаний и научных экспериментов на человеке и животных. Сборник материалов к конференции. М., 1994.
2. Планирование и проведение клинических исследований лекарственных средств. Под ред. проф. Ю. Б. Белоусова. М., 2000
3. Игнатьев В.Н. Этика медицинских исследований на людях: от Нюрнберга до Страсбурга; Этико-правовое регулирование экспериментов. / Биоэтика: принципы, правила, проблемы..М.1998,с. 211-221, с.254-264.
4. Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.07.1993г. № 5487-1
5. Федеральный закон «О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности» от 05.07.96 86-ФЗ.
6. Приказ МЗ РФ «О порядке принятия решения о проведении клинических исследований лекарственных средств» № 103 от 24.03.2000г.
7. Отраслевой стандарт ОСТ-42-511-99, «Правила проведения качественных клинических испытаний»
8. Петров В., Седова Н., Практическая биоэтика. Этические комитеты в России. М., Триумф, 2002.
9. Руководство по качественной клинической практике (GCP). Международная конференция по гармонизации требований к регистрации медикаментов, применяемых у людей. Перевод С. Ю. Варшавского. М., 1997.
10. Кубарь О. И. Современное состояние и перспективы совершенствования этической экспертизы биомедицинских исследований в России. М, 2002.
11. Бюллетень высшей аттестационной комиссии министерства образования РФ. О порядке проведения биомедицинских исследований у человека. М., 2002, № 3,
с. 73-76.
12. Биомедицинская этика (под ред. В. И. Покровского и Ю.М.Лопухина). М., «Медицина», 2002., с. 121-138.
13. Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан. М. «Грант», 48 стр., 2000.
14. Сторожаков Г.И., Малышева Е.А. Этические комитеты: их роль в проведении клинических исследований./ Медицинское право и этика. 2002, №4, с. 16-25.

Дополнительная литература:

1. Вересаев В. В. Записки врача. Собр. Сочинений в 4 томах. Т. 1, М. «Правда», 1995.
2. Гуго Глазер. Драматическая медицина, М. «Молодая гвардия», 1962.
3. Льюис К. С. Страдания животных. Страдание (Христианский трактат), М.
«Лепта», 2001, с. 138-155.
4. Юдин Б.Г. Уроки Вересаева. Биомедицинская этика. Под ред. В. И. Покровского и Ю.М.Лопухина. М. «Медицина», 2002, с. 220-235.

 

 



 

 

 



 

 

 



 

 

 



 

 

Занятие 4.


Жизнь как ценность.
Медицинские вмешательства в репродукцию человека.
(искусственное прерывание беременности, пренатальная диагностика, искусственное оплодотворение, стерилизация, контрацепция).

Ключевые понятия: индивидуальность, личность, зародыш, эмбрион, плод, статус эмбриона, пост-абортный синдром, репродуктивные технологии, суррогатное материнство, экстракорпоральное оплодотворение, пренатальная диагностика, искусственная инсеменация, «абортивная контрацепция», «кризис идентичности ребёнка».

Тематический план семинара.

1. Индивидуальность, личность, человек. Проблема определения начала человеческой жизни: медико-биологический и этико-философский подходы. Моральный статус эмбриона. Границы допустимого и недопустимого применения методов пренатальной диагностики.


2. Этико-медицинские проблемы аборта. История формирования законодательства о плодоизгнании. Социально-политические аспекты проблемы аборта. Положительный опыт профилактики абортов (Медико-просветительский центр «Жизнь»).
4. Новые репродуктивные технологии: инсеминация, экстракорпоральное оплодотворение. Приказ МЗ РФ № 301 от 28.12.1993г. и проблемы этико-правового регулирования репродуктивных технологий в России. Искусственное размножение и традиционная семья. Проблема идентичности личности. Клонирование.
5. Морально-этические проблемы контрацепции и стерилизации. Этические проблемы сексологии и сексопатологии.

Темы докладов:


1. Медицина и демографический кризис в России.
2. Монотеистические религии мира о плодоизгнании.
3. История формирования медицинских и социальных показаний к аборту.
4. Искусственный аборт: мотив, причина, поступок, последствия (по материалам работы “Фонда защиты семьи, материнства и детства”).
5. Либеральные основания “прав женщины на аборт“.
6. Феминизм: женщины против деторождения.
7. Сравнительный анализ отношения к аборту в православии и католицизме.
8. Суррогатное материнство, как фактор кризиса идентичности человека.
9. Проблема социального и биологического отцовства и материнства.
10. Клятва Гиппократа и современное отечественное законодательство о прерывании беременности: причины различия и перспективы сходства.

Темы рефератов:


1. Этические проблемы «новых технологий зачатия» (оплодотворение in vitro, клонирование).
2. Медицинская сексология и нравственная антропология: основания несовместимости.
3. Использование эмбриональных стволовых клеток (ЭСК) в медицинской практике: проблемы и перспективы.
4. “Искусственное” размножение и “естественная” мораль.

Контрольные вопросы:


1. Является ли человеком тот, кто должен стать человеком?
2. В каких странах закон защищает ребенка с момента зачатия?
3. Каковы временные параметры формирования основных органных систем плода?
4. Перечислите основные этико-философские трактовки проблемы начала человеческой жизни.
5. Назовите страны, в которых запрещены искусственные аборты.
6. По вашему мнению, согласятся ли сохранить беременность женщины, собирающиеся сделать аборт, если им предложить материальную помощь (деньги, детские вещи, питание)?
7. Назовите основные аргументы сторонников абортов.
8. Перечислите основные этические проблемы ЭКО.
9. На каких трех этапах происходит утрата эмбрионов при ЭКО?
10. Что такое «кризис идентичности» человека вообще и ребёнка в частности?
11. Назовите страны, в которых запрещены технологии ЭКО.
12. Какие альтернативы ЭКО возможны при бесплодии?
13. Имеет ли юридическое право российский врач отказаться от проведения искусственного аборта на основании своих нравственных и религиозных убеждений?
14. Когда возникает понятие “социальные показания” к искусственному прерыванию беременности и каково его содержание согласно Постановлению Совета Министров РФ 1996 года?
15. Была ли Россия первой страной в мире, легализовавшей аборт в 1920 году?
16. Каковы причины того, что Россия занимает второе место в мире по количеству производимых абортов?
17.Что является главным фактором, определяющим согласие женщины на искусственное прерывание беременности: экономический, политический или нравственный?
18. Какая связь существует между абортом и репродуктивными технологиями?
19. Когда и в какой стране впервые технология стерилизации стала использоваться и применяться в массовом порядке?

Обязательная литература:


Силуянова И. В. Биоэтика России: ценности и законы. М., 2001, с. 60 - 120.
Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.07.1993г. № 5487-1
Введение в биоэтику. Под общ. ред. Б. Г. Юдина, П. Д. Тищенко. М., 1998 .
Обухов Максим. Аборт и “трудные случаи”./ Православие и проблемы биоэтики. Под ред. проф. И. В. Силуяновой. М. 2001.
Уиллки Джон и Барбара. Мы можем любить их обоих. Аборт: вопросы и ответы. М., 2002 , 376 с.
Пултавская В. Влияние прерывания беременности на психику женщины. М. 2002.
Глуховец Б. И., Глуховец Н. Г. Влияние противозачаточных средств на состояние женского организма (учебное пособие). СПб., 1999, 28 с.
Балашов Николай. Репродуктивные технологии: дар или искушение?/ Православие и проблемы биоэтики. Под ред. проф. И. В. Силуяновой., М., 2001, с.34-45.
Чернега К.А, Некоторые правовые аспекты искусственного прерывания беременности./ Медицинское право и этика. 2002, №3, с. 48-56.
Бахтиарова В.О. “Искусственные” дети/Биоэтика: принципы, правила, проблемы. М.1998, с.130-135.
Коновалова Л.В. Правила и исключения. Дискуссии об этических проблемах аборта./ Биоэтика: принципы, правила, проблемы. М.1998, с.154-162..

Дополнительная литература:

1. Распутин В. Г. Женский разговор. Альманах «Если око твое будет чисто». М.2002.
2. М. Булгаков. Мастер и Маргарита.гл.23, 24 Собр.соч. в пяти томах.Т.5.М.,1990, с.253-290.
3. Бобров А.А. Дети - живая надежда России. / Русский дом. №1, 2001, с.11.
3. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. Глава XII. Биоэтика/ Информационный бюллетень Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата., 2000, № 8, с. 73-77.
4. www. pms. orthodoxy. ru \ abortion\ index. htm
5. О.Хаксли. О дивный новый мир. М. 1989.
6. Б.Леонов. Рождение in vitro/ Человек.1995,№3.
7. И.В. Силуянова. О некоторых особенностях отношения к плодоизгнанию в нравственном богословии./ Православие и проблемы биоэтики.М.,2001, с.111-122.
Учебные фильмы:
1. Натансон Б. Безмолвный крик (док. фильм), 1980.
2. Саликова Т. Пусть он увидит солнце (док. фильм),- МПЦ «Жизнь», 2000.
3. Тумбиоло М. Чудо жизни (док.фильм), Centro documentazione, ­ 1996.

 

 



 

 

 



 

 

 



 

 

 



 

 

 



 

 

 



 

 

 



 

 

Занятие 5


Этика генетики

Ключевые понятия: этика, генетика, геномика, геном, генная терапия, пренатальная диагностика, евгеника, “новая евгеника”, трансген, природа, человек, личность, свобода, генетический паспорт, искусственный отбор, биополитика, тоталитаризм, достоинство личности, патентование генов, прогностическая медицина, проект «Геном человека».

Тематический план семинара.

1. История генетики. Международный исследовательский проект “Геном человека”: особенности, результаты, перспективы. “Всеобщая декларация о геноме человека и о правах человека” (ЮНЕСКО, 1997). Патентование генов: этическая и правовая оценка.


2. Этические принципы геномики:
а) неприкосновенность частной жизни и конфиденциальность генетической информации (семья, страховые компании, работодатели);
б) автономия (добровольность, информированность);
в) справедливость (неизлечимые болезни, евгеника);
г) равная доступность (свободный обмен научной информации или
патентование);
д) качество (лицензирование лабораторий и этическая экспертиза).
3. Терапевтическая и прогностическая медицина - смена парадигм. Этические проблемы применения методов, используемых медициной для диагностики и коррекции мутантных генов (генетический скрининг и тестирование, генеалогический метод, пренатальная диагностика). Моральные аспекты медико-генетического консультирования (директивная и недирективная модель).
4. Виды генной терапии - компенсация генетических дефектов (коррекция мутантного гена) и привнесение в клетку новых свойств (ген как лекарство). Степень допустимости вмешательства в генетический аппарат человека. Генетический вред (изменение свойств существующих организмов), генетический риск (возникновение новых опасных организмов) и проблема генетической безопасности.
5. Этические проблемы генотерапии половых клеток. Евгеника. Либеральная и консервативная оценка возможностей изменения и (или) улучшения природы человека. Морально-этические аспекты генной терапии соматических клеток. “Не навреди” - обоснование приоритета лечебного эффекта генотерапевтического вмешательства над возможностью нанесения ущерба. Неблагоприятные последствия генной терапии соматических клеток.
6. Трансгенные животные и растения. “Зеленая революция”. Закон РФ “О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности”(1996 г.).
7. Этический коридор технологий трансплантации стволовых клеток. Статус эмбриона и морально-этические проблемы терапевтического клонирования. Позиция христианских Церквей Европы.

Темы докладов:

1. Геном человека расшифрован: что дальше?
2. Генная терапия: надежды и опасности.
3. Международные документы по этико-правовому регулированию исследований генома человека.
4. Лечение генами - фантастика или реальность?
5. Медицина XXI века и био-власть.
6. Евгеника как форма решения проблемы качества и количества людей.
7. Позитивная и негативная евгеника.
8. Власть биотехнологий и биополитика.
9. Патентование генов и бионика: кому принадлежит «copyright»?

Темы рефератов:


1. История и логика евгеники
2. Геномика под “этическим микроскопом”.
3. Клонирование человека и кризис европейского гуманизма.
4. «Зеленая революция»: сегодня и завтра.
5. Трансгенные организмы и экологическая катастрофа.
6. Моральная оценка биотехнологий.
7. Терапевтическое клонирование в контексте духовно- нравственной дилеммы “богочеловечество-человекобожие”.

Контрольные вопросы:

1. Что отличает и объединяет понятия: “геном”, ”геномика”, ”генная терапия”, ”медицинская генетика”?
2. Почему и как “прогностическая медицина” связана с биоэтикой и биополитикой?
3. В чем состоит морально-этическая недопустимость “искусственного отбора” в отношении человека?
4. В чем заключается “генетический риск” генно-терапевтических процедур?
5. Может ли генная инженерия быть этически допустимой и генетически безопасной?
6. В чем заключается отличие между “старой” и ”новой” евгеникой?
7. Перечислите пять этических принципов исследования генома человека.
8. Каково содержание принципа “неприкосновенности частной жизни и конфиденциальности генетической информации”?
9. Каково содержание принципа автономии?
10. Каково содержание принципа справедливости?
11. Каково содержание принципа равной доступности?
12. Каково содержание принципа качества?
13. На чем основывается этическая аргументация недопустимости генотерапии половых клеток?
14.Что предпочтительнее с точки зрения этики науки - право собственности на открытие или право на свободный доступ к научным открытиям?
15. При каких условиях “генетический паспорт” - может ограничивать свободу человека?
16. Каковы нравственно-мировоззренческие основания либерального признания приемлемости клонирования человека?
17. Какова мотивация познавательной деятельности ученого-консерватора?
18. Перечислите конкретные примеры “утопического активизма” в истории науки.

Обязательная литература:

1. И.В. Силуянова. Биоэтика в России: ценности и законы. М. 2001.,с.101-120.
2. Введение в биоэтику. Ред. Б.Г. Юдин, П.Д. Тищенко. М.1998.
3. В.И.Иванов, В.Л.Ижевская, Е.Л.Дадали. Биоэтические проблемы медицинской генетики./ Медицинское право и этика. 2002, №4, с. 41-67.
4. Фаворова О.О., Кулакова О.Г. Биоэтические проблемы генной терапии./ Медицинское право и этика. 2002, №4, с.87-101.
5. Федеральный закон “О временном запрете на клонирование человека” от 20.05.2002, № 54-ФЗ.
6. Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.07.1993г. № 5487-1
7. Федеральный закон «О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности» от 05.07.96 86-ФЗ
8. Этико-правовые аспекты проекта «Геном человека» (Международные документы и аналитические материалы). М.1998.
9. Иванов В. И., Ижевская В. Л. Генетика человека: этические проблемы настоящего и будущего. Проблемы Евгеники/ Биомедицинская этика. Ред. Покровский В. И. М., Медицина, 1997.
10. Гришина Е. М., Иванюшкин А. Я., Курило Л. Ф. Морально-этические аспекты определения и выбора пола плода// Медицинское право и этика, М. - 2001, - № 2, - с. 40-48.

Дополнительная литература:


1. Алтухов Ю. П. О клонирование человека / Православие и проблемы биоэтики. Под ред. проф. Силуяновой И. В. М., 2001, с. 67-71.
2. Балашов Н. Новые достижения в области геномики: взгляд православного христианина. / Медицинское право и этика. № 4, 2000, с. 39-50.
3. Зеленин А.В. Генная терапия: этические аспекты и проблемы генетической безопасности./ Генетика.,1999, Т.35, с.1605-1612.
4. Обухов М. Переступит ли человечество «роковую черту»?/ Православие и проблемы биоэтики. Под ред. проф. Силуяновой И. В. М., 2001,- с. 64-67.
5. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. Глава XII.
Биоэтика. / Информационный бюллетень Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. 2000, № 8, с. 77-80.
6. Тищенко П. Д. Био-власть в эпоху биотехнологий. М., 2001, 177 с.
7. Фаворова О.О. Лечение генами - фантастика или реальность? / Соровский образовательный журнал.1997, №2,с. 21-27.

 

 



 

 

 



 

 

 



 

 

 



 

Занятие 6

Моральные проблемы смерти и умирания.
Ключевые понятия: терминальные состояния, клиническая и биологическая смерть, «смерть мозга», стойкие вегетативные состояния, реанимация, активная и пассивная
эвтаназия, «социальная» эвтаназия и «эвтаназия новорожденных», паллиативная медицина, хоспис, личность, индивидуум, тело, «пограничная ситуация».

Тематический план семинара.


1. Понимание смерти и умирания в различных культурно-философских традициях.
2. Проблема критериев смерти человека и морально-мировоззренческое понимание личности. История реаниматологии. Биологическая и клиническая смерть. Проблема «смерти мозга».
4. Психология терминальных больных. Концепция Е. Кюблер-Росс “смерть как «стадия роста»”. Право на правду о последнем диагнозе. Паллиативная медицина.
5. Мировоззренческие основания «смертеобеспечения» Ценность человеческой жизни и принцип автономии человеческой личности ( метаморфозы гуманизма). Определение, виды и формы эвтаназии. Проблема суицида и эвтаназия. Эвтаназия в фашистской Германии. Законодательный запрет эвтаназии в России. Хосписное движение против легализации эвтаназии.
7. Проблема отношения к мертвому телу. Уроки истории патологической анатомии. Морально-этические проблемы аутопсии.

Темы докладов:


Реанимация и морально-этические проблемы «управления умиранием».
Медицинские критерии смерти человека: моральные проблемы.
Проблема эквивалентности смерти мозга и смерти человека.
Влияние депрессивной самооценки больного на появлении у врача уверенности в безнадежности излечения.
Правда и ложь о «легкой смерти» в медицине и средствах массовой информации (СМИ). (Как и почему СМИ формируют образ «легкой смерти»?)
Профессиональная этика как форма самозащиты личности врача.
Нравственная ответственность врача ”перед лицом смерти”.
Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» и проблемы современной биоэтики.
Проблема смерти личности в романе Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» и в «Легенде о Великом инквизиторе» В.В. Розанова).
Проблема переживания смерти в произведении Л. Н. Толстого “Смерть Ивана Ильича”.
Феномен “преступной государственности” (Карл Ясперс о легализации эвтаназии в фашистской Германии).

Темы рефератов:


1. «Физика» и «метафизика» смерти.
2. Эвтаназия: история проблемы.
3. Право на правду о последнем диагнозе.
4. Отношение к мертвому телу в философской антропологии и патологической анатомии.
5. Смерть и умирание как стадия жизни.
6. Критерии смерти человека и статус личности.

Контрольные вопросы:

1. В чем заключается суть концепции Е. Кюблер-Росс “смерть как стадия роста”?
2. Перечислите основные стадии и формы реакции пациента на сообщение о неблагоприятном диагнозе (по Е. Кюблер-Росс).
3. Запрещена ли законодательно эвтаназия в России, если да, то в каких документах?
4. Назовите основные аргументы противников эвтаназии.
5. По каким критериям в настоящее время осуществляется констатация смерти человека в России?
6. Что такое хосписы и есть ли они в России?
7. Какие виды помощи оказываются пациентам в хосписе?
8. Разрешено ли врачу (законодательно) сообщать неизлечимо больному пациенту диагноз?
9. Назовите основные аргументы противников лжесвидетельства в медицине.
10. Каковы границы достоверности неблагоприятного медицинского прогноза и диагноза, рассматриваемых в качестве оснований для активной эвтаназии?

Обязательная литература:


1. Силуянова И.В. Биоэтика в России: ценности и законы. М., 2001, с. 138-155.
2. Попова Л. Смерть мозга./Большая Медицинская Энциклопедия. М.1984.Т.23, с. 453-454.
3. Уголовный Кодекс Российской Федерации.1996. Статья244. Надругательство над телами умерших и местами их захоронения.
4.Гурвич А. М. Стойкие вегетативные состояния / Биомедицинская этика. Под ред. В. И. Покровского. М., Медицина, 1997, с. 189-197.
5. Инструкция по констатации смерти человека на основании диагноза смерти мозга / Медицинское право и этика, 2000, № 3, с. 6-14.
6. Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан. 2000., 48 стр.
7. Сгречча Элио, Тамбоне Виктор. Биоэтика (учебник). М., 2002, с.345-368.
8. Элизабет Кюблер-Росс. О смерти и умирании. Пер. с англ. К. «София»,2001. 320 с.
9. Тищенко П. Д. Эвтаназия: Российская ситуация в свете американского и голландского опыта // Медицинское право и этика.2000, № 2, с. 30-38.
10. Чернега К.А. Правовые проблемы эвтаназии в России // Медицинское право и этика. 2001, №3.
11. Першин М.С. Статус мертвого тела в философской антропологии и медицине. / Биоэтика: реальность жизни. М., 2001.
12. Мишнев О.Д. Основные этические и деонтологические проблемы патологической анатомии./ Медицинское право и этика, 2002, №4, с. 101-128.
13. Ярыгин В.Н., Михайлов Ф.Т., Мелентьев А.С., Мелентьев И.А. Врач у постели умирающего больного./ Медицинское право и этика, 2002, №4, с.1-16.
14. Калитеевский П.Ф. Краткое пособие для клинического патолога. М., 1979.
15. Гулькевич Ю.В. Развитие отечественной патологической анатомии / Многотомное руководство по патологической анатомии. М, 1963. Т.1 с. 65 - 86.
16. Никифоров М. Основы патологической анатомии. Элементарный курс общей и частной патологической анатомии. М., 1913.
17. Бялик М.Л. Хоспис: этический выбор./ Медицинское право и этика. 2002, №3, с. 48-56.

Дополнительная литература:


Толстой Л.Н. Смерть Ивана Ильича / Собрание сочинений в 12 т. Т. 11, М., 1984.
Войно-Ясенецкий В.Ф. Очерки гнойной хирургии. М., Медгиз., 1946.
Кураев Андрей, диакон. Христианская философия и пантеизм. М., 1997. с. 23.
Хайдеггер М. Преодоление метафизики / Время и бытие (статьи и выступления). М., 1993, с. 189-190.
Барбур Иен. Религия и наука: история и современность. М., 2000, с. 229.
Розанов В.В. По поводу одной тревоги гр. Л.Н. Толстого / Легенда о Великом Инквизиторе Ф.М. Достоевского. М., 1996.
Анатолий (Берестов) иеромонах. Медицинские и моральные проблемы эвтаназии. / Православие и проблемы биоэтики. М., Жизнь, 2001, с. 23-27.
Бердяев Н.А. Опыт эсхатологической метафизики / Царство Духа и царство Кесаря. М., 1995.
Лосский В.Н. Богословское понятие человеческой личности / Богословие и Боговидение. М., 2000.
Флоровский Георгий. Метафизические предпосылки утопизма / Путь, №4. Париж, 1926,
Амвросия (Обручева), монахиня. История одной старушки.
Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. Глава XII. Биоэтика / Информационный бюллетень Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. М. 2000, № 8, с. 81-83.
Вальверде Карлос. Философская антропология. М., 2000, с. 159.
Гнездилов А. Путь на Голгофу. Очерки работы психотерапевта в онкологической клинике и хосписе, СПб, 1995.
Хейли А. Окончательный диагноз. Изд-во АСТ, М., 2000.
Антоний (Сурожский) митрополит. Жизнь. Болезнь. Смерть. Клин.2001.
Успенский Г. И. Неизлечимый./Нравы Растеряевой улицы. Рассказы.М.,1984.
Зорза Р., Зорза В. Путь к смерти. Жить до конца. Пер. с англ. М., 1990.
Солженицын А. И. Раковый корпус. Изд-во АСТ.М.,2001.

 

 



 

 

 



 

 

 



Занятие 7.
Моральные проблемы трансплантации органов и тканей.

Ключевые понятия: трансплантология, донор, реципиент, (гомо-), (алло-), трансплантат, коммерциализация, смерть мозга, стойкое вегетативное состояние, личность, эксплантация органов, рутинный забор, презумпция согласия («неиспрошенное согласие»), презумпция несогласия («испрошенное согласие»), «карточка донора», «дарение органов», лист ожидания, гистосовместимость, ксенотрансплантация, отторжение, ксенозооноз, фетальные ткани, ненасилие, утилитаризм, альтруизм.

Тематический план семинара.
1. Трансплантация: история развития. Основные этические проблемы трансплантации. Правовые противоречия в отечественном законодательстве и
их этические основания ( Уголовный Кодекс РФ (статья 120), Закон РФ “О трансплантации органов и (или) тканей человека”(1993), Закон «О погребении и похоронном деле» (1996), международные документы).
2. Проблема коммерциализации трансплантации. Морально-этические основания запрета на осуществление купли-продажи органов и (или) тканей человека.
3. Развитие нейрореанимации и формирование критериев смерти мозга. Определение «смерти мозга»: медицинский (уровень), философские, морально-этические и юридические проблемы. Стойкие вегетативные состояния. Прецеденты реабилитации пациентов со стойкими вегетативными состояниями. Специфика отношения персонала к больным в стойком вегетативном состоянии и их родственникам.
4. Основные этические и организационные требования (принципы) к констатации смерти человека по критериям смерти мозга: принцип единого подхода, принцип коллегиальности, принцип организационно-финансовой независимости бригад.
5. Этические принципы эксплантации (изъятия) органов и тканей у трупа. Типы регулирования: рутинный забор, презумпция согласия, презумпция несогласия.. Аргументы сторонников презумпции несогласия.
6. Основные этические и правовые принципы изъятия органов у живого здорового донора. Права донора.
7. Проблемы распределения донорских органов. Медицинские и этические критерии справедливого распределения донорских органов (лист ожидания): гистосовместимость, неотложность, очередность.
8. Ксенотрансплантация оценка отдаленного риска. Медицинские причины отказа от использования органов животных.
9. Морально-этические аспекты использования органов некомпетентных доноров (детей, психически больных лиц) и доноров с резким ограничением свободы выбора (заключенные, приговоренные к смерти).
10. Морально-этические аспекты неприемлемости использования фетальных тканей в трансплантологии.

Темы докладов:


1. Противоречия правового регулирования трансплантации и их этические основания.
2. Медицинские критерии смерти человека и моральный статус личности.
3. Стойкие вегетативные состояния и смерть мозга: проблема эквивалентности.
4. Этико-правовые проблемы распределения донорских органов и пути их решения.
5. Сравнительная характеристика презумпции согласия («неиспрошенное согласие») и презумпции несогласия («испрошенное согласие»).
6. Мировой опыт решения проблемы изъятия трансплантатов у живых и умерших доноров.
7. Моральные проблемы поиска “потенциального донора”.
8. Опасность овеществления органов и тканей человека в трансплантологии.

Темы рефератов:


1. Этические проблемы трансплантологии.
2. Принцип полезности в утилитаризме.
3. Коммерциализация трансплантологии и принцип справедливости.
4. Проблема соотношения социального и биологического в смерти человека.
5. Ксенотрансплантология: медико-этические проблемы и перспективы.

Контрольные вопросы:


1. Какими основными юридическими документами регулируется трансплантация в России?
2. Кем была осуществлена первая в мире удачная пересадка сердца человеку?
3. Допустимо ли согласно нашему отечественному и зарубежному законодательству осуществлять куплю-продажу органов и (или) тканей человека?
4.Что является критериями смерти человека (традиция и новации)?
5. Равнозначны ли понятия «стойкое вегетативное состояние» и «смерть мозга»?
6. Назовите три основных этических и организационных принципа, которыми необходимо руководствоваться при констатации смерти человека по критериям смерти мозга?
7. Что такое презумпция согласия и презумпция несогласия донора?
8. Какой вид презумпции является наиболее приемлемым с точки зрения этики?
9. Какой вид презумпции законодательно закреплен в России?
10. Возможно ли использование органов и тканей живого здорового донора в России, если «да» то, какие достаточные (обязательные) условия должны соблюдаться?
11. Какие критерии лежат в основе принятия решения врачами при распределении донорских органов реципиентам?
12. Назовите две основные причины, по которым ксенотрансплантация не может выйти за рамки научного эксперимента и стать клинической практикой.
13. В чем заключается моральное зло торговли человеческими органами?
14. Логично ли суждение о сохранении права человека на свое тело после смерти?
15. Возможно ли естественнонаучное обоснование донорства?
16. Морально ли продление жизни одних людей за счет других?
17. Обладает ли смерть этическим смыслом?

Обязательная литература:


Силуянова И. В. Биоэтика в России: ценности и законы. М., 2001, с.161-174.
Закон РФ «О трансплантации органов и (или) тканей человека» от 22.12.1992г. № 4180-1.
3. Инструкция по констатации смерти человека на основании диагноза смерти мозга./ Медицинское право и этика, 2000, № 3, с. 6-14.
4. Шумаков В. И., Тоневицкий А. Г. Иммунологические и физиологические проблемы ксенотрансплантации. М., Наука. 2000. 144 с.
5. Введение в биоэтику. Ред. Б.Г. Юдин, П.Д. Тищенко. М.1998.
6. Сгречча Элио, Тамбоне Виктор. Биоэтика (учебник). М., 2002, с.322-345.
7. Мирский М. Б. История отечественной трансплантологии. М., Медицина. 1985.
8. Стеценко С. Г. Регламентация донорства как фактор регулирования трансплантации. /Медицинское право и этика. 2000, № 2, с. 44-53.
9. Сальников В. П., Стеценко С. Г. Трансплантология органов и тканей человека: проблема правового регулирования. С.- Петербург, 2000.
10. Council on Ethical and Judicial Affais AMA - Этические вопросы распределения органов для пересадки.Arch.Jntern. Med.1995, 155, 29-40.
11. Федеральный закон “О погребении и похоронном деле”от 12.01.1996, № 8-ФЗ.

Дополнительная литература:

1.Трансплантология. Руководство. Под ред. акад.В.Шумакова. М. 1995.
2. Беляев В. Голова профессора Доуэля. Человек-амфибия. М. 2002.
3. Булгаков М. Собачье сердце. Собр. соч. в пяти томах.Т.3,М.,1989,с.119-211.
4. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. Глава XII. Биоэтика./ Информационный бюллетень Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. 2000, № 8, с.80-81.
5. Мироненко А. Каннибализм в конце ХХ века. Трансплантология: этика, мораль, право./ Врачебная газета. №11, ноябрь, 2000, с. 16-17.

 

 



 

 

 



 

 

 



 

 

 



 

 

 



 

 

 



 

 

 



Занятие 8.
Этико-правовые аспекты психиатрии и психотерапии.

Ключевые понятия: психиатрия, психология, сознание, бессознательное, психопатология, развитие личности, мировоззрение, дееспособность, недобровольная/принудительная госпитализация, права человека, «карательная психиатрия», уголовное и гражданское право, психотерапия, личность, этиология психопатии, девиация, сексопатология, «сексуальная революция», наркомания, классификация психопатологий.

Тематический план семинара.
1. Психопатология и культура. Особенности психиатрии как медицинской дисциплины. Значение социокультурного контекста для психиатрии и психотерапии. “Образ человека” и понятие “болезнь” в психиатрии и психотерапии. Смысл психиатрических объяснительных концепций (мифологические, механистические, энергетические, органические, психические теории). Естественнонаучная (биологическая, анатомо-физиологическая) модель в психиатрическом мышлении и становление научной психиатрии. Мировоззрение и проблема этиологии душевных болезней («психопатия», «одержимость», «порочность», «юродство», «блаженность», «убогость»).
2. Особенности взаимоотношения врача и пациента в психиатрии и психотерапии. Некомпетентность и уязвимость пациента. Персональная ответственность врача. Особенности принципа “не навреди” при медицинских вмешательствах в психиатрии и психотерапии.
З.Фрейд о специфике взаимоотношения врача и пациента в психиатрии (понятия “трансфер” и “контртрансфер ”). Специфика врачебной тайны в психиатрии. Милосердие и уважение человеческого достоинства лиц с психическими расстройствами. Понятие “профессиональная независимость” и правовые гарантии защиты профессиональной независимости психиатра.
4. Злоупотребление психиатрией. Инструкция МЗ , Министерства Внутренних дел, Министерства юстиции, Генерального прокурора СССР 1948 г. “О порядке применения принудительного лечения и других мер медицинского характера в отношении психических больных, совершивших преступление”. Понятия “политическая психиатрия”, “карательная психиатрия”, ”независимая психиатрия”. Судебно-психиатрическая экспертиза.
Закон РФ “О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании”(1993 г.) Морально-этические аспекты согласия и отказа от психиатрической помощи. Основания для госпитализации и лечения в недобровольном порядке. Права пациента, находящегося в психиатрическом стационаре (статья 37).
5. Этические проблемы медицинской сексологии и сексопатологи. Роль морально-мировоззренческих ориентаций в понимании “нормы” и “патологии” сексуального поведения. Международная классификация болезней 8 -го (1965 г.), 9-го 9(1975 г.), 10-го (1993 г.) Пересмотра: понятия “половые извращения” и “ половое предпочтение”. Две европейские сексуальные революции. Психическое здоровье и нравственная культура.
6. Наркомания. Морально-этические основы и психиатрические методы преодоления наркомании. Современная массовая культура и наркотики. Христианство как духовно-практическое противоядие наркозависимости.

Темы докладов:


Материализм в психиатрии.
Депрессивные расстройства в свете нравственной антропологии.
Структура личности и психосоматика.
Существует ли кризис отношения врача к больному?
Душепопечение и психотерапия: возможна ли общность?
Принципы организации монастырского душепопечения. Константинопольские больницы.
Первая и последняя классификации психозов - сравнительный анализ.
Судебная психопатология
Идейное “завещание” Пинеля.
Спиритуализм об этиологии психозов.
Спор «психиков» и «соматиков».
Отсутствие единства “научных” взглядов как методологическая и этическая проблема психологии, психиатрии и психотерапии.
Ломброзо и криминальная антропология (гениальность и помешательство).
“Антипсихиатрия” - феномен культуры XX века.
К. Ясперс и основные понятия “общей психопатологии”.
Современные теории психопатологии личности.

Темы рефератов:


1. Психотерапевтический плюрализм как этическая проблема.
2. Этика и философия психопатологии.
3. Методологическая роль этико-философского мировоззрения в психиатрии.
4. Сущность личности как основная проблема психопатологии.
5. Модусы научности в психиатрии.
6. “Образ человека” в современной психотерапии.
7. “Политическая психиатрия” и ”независимая психиатрия” - причины несовместимости.
8. Европа: две сексуальные революции.
9. Наркомания как форма психопатологии личности.
10. Гуманитарная и естественно-научная парадигмы в психиатрии.

Контрольные вопросы:


1. Как проявляется зависимость психиатрии, психологии и психотерапии от социокультурного контекста? Приведите примеры.
2. Почему понимание личности является основной проблемой психопатологии?
3. В чем ограниченность естественнонаучной модели психиатрического мышления?
4. В чем состоит основное отличие психиатрии от других медицинских дисциплин?
5. Изучает ли психология “душу” человека?
6. Перечислите особенности взаимоотношения врача и пациента в психиатрии.
7. Возможно, ли при оказании психиатрической помощи осуществлять имущественные сделки с пациентом?
8. Перечислите правила, запрещающие интимные отношения врача и пациента (АМА).
9. Раскройте содержание понятия “ профессиональная независимость психиатра”.
10. Перечислите права пациента, находящегося в психиатрическом стационаре (статья 37 Закона РФ “О психиатрической помощи”).
11. Врачебная тайна в психиатрии и хирургии: в чем отличие?
12. Назовите допустимые и возможные формы сотрудничества психиатра и священника.
13. В чем отличие понятий “половые извращения” и “ половое предпочтение”?
14. Допустима ли пастырская помощь наркоману при психиатрическом лечении? Почему?

Обязательная литература


1. Конституция Российской Федерации ( 12.12.1993г.)
2. Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.07.1993г. № 5487-1
3. Закон РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при её оказании» от 02.07.1992г. № 3185-1
4. Закон РФ «О медицинском страховании граждан РФ» от 28.06.1991г. № 1499-1
5. Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах» от 08.01.1998г. № 3-ФЗ
6. Коркина М.В., Лакосина Н.Д., Личко А.Е. Психиатрия. М.Медицина.1995
7. Клиническая психиатрия. Перевод с англ. дополненный. Гл. редактор Т.Б. Дмитриева. М.: «Геотар-медицина».1998.
8. А. Кемпински. Экзистенциальная психиатрия. М.-С.-Петербург.1998.
9. Т.Б. Дмитриева Психиатрия как объект этического регулирования./ Актуальные проблемы биоэтики в России. Материалы Международной научно-практической конференции. М., -2000, - с. 58-68.
10. Этика практической психиатрии. Руководство для врачей. Под ред. проф. В.А. Тихоненко и А.Я. Иванюшкина. М. РИО ГНЦСиСП им. В.П.Серобского.1996.
11. Ясперс К. Общая психопатология. М. Практика.1997.
12. Бряжников Н.С. Этические проблемы психологии. Учебно-методическое пособие. МПСИ, М.,2002.

Дополнительная литература


1. Авдеев Д.А. Духовная сущность психических расстройств. М. Русский хронограф.1998.
2. Братусь Б.С. Христианская и светская психотерапия./ Московский психотерапевтический журнал.№4,1997, с.7-20.
3. Духовные основы наркомании. Под ред. иером. Анатолия (Берестова). М.2002.
4. Каннибах Ю. История психиатрии. Москва. ЦТР МГП ВОС.1994.
5. Маркова Н.Е. Культуринтервенция. М. 2001.
6. Мелехов. Д.Е. Психиатрия и проблемы духовной жизни./Психиатрия и актуальные проблемы духовной жизни. М. Свято-Филаретовская московская высшая православно-христианская школа. 1997.с.5-62.
7. Митрополит Антоний Сурожский. Духовность и душевность. / Московский психотерапевтический журнал. №4,1997с. 27-33.
8. Михайлов Г. Наша душа. Онтология психической реальности. С.-Петербург,1999.
9. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. Глава XI. Здоровье личности и народа./ Информационный бюллетень Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. 2000, № 8.
10. Прокопенко. А.С. Безумная психиатрия. Секретные материалы о применении в СССР психиатрии в карательных целях. М. “Совершенно секретно”.1997.
11. Силуянова И.В. Биоэтика в России: ценности и законы. М. Главный врач.2002.с.120-138.
Фуко М. История безумия в классическую эпоху. С.-Петербург.1997.

 

Занятие 9.



Эпидемиология и этика. СПИД - морально-этические проблемы.

Ключевые понятия: инфекция, особо опасная инфекция, эпидемия, пандемия, профилактические мероприятия, карантин, принуждение, насилие, свобода, справедливость, принудительные меры профилактики и лечения, вакцинопрофилактика, национальный календарь прививок, ВИЧ/СПИД, турбо-СПИД, нарко-СПИД.

Тематический план семинара.
1. История развития эпидемиологии. Особенности инфекционных заболеваний. Принципы и порядок профилактических и противоэпидемических мероприятиях. Ответственность за несоблюдение противоэпидемических мероприятий.
2. Личность и общество. Проблема конфликта индивидуальных и общественных интересов. Отличие консервативных и либеральных подходов к решению проблемы конфликтов интересов личности и общества.
4. Этические и правовые вопросы вакцинации. Национальный календарь профилактических прививок и календари профилактических прививок. Проблема возвратности побеждённых инфекций (дифтерия, туберкулёз, малярия, чума) в XXI веке. Компания противников вакцинации. Формирование медицинской активности населения. Проблема информационной безопасности в эпидемиологии.
5. СПИД - история возникновения и распространения ВИЧ/СПИД инфекции. Проблема порождающий и воспроизводящей среды (сексуальный либерализм, наркокультура) эпидемии. Основные факторы риска и развитие эпидемии СПИДа. “Декларация о приверженности делу борьбы с ВИЧ/СПИДом” (ОНН, 2001). Турбо-СПИД, нарко-СПИД - новые этико-правовые проблемы российского здравоохранения. Этические проблемы СПИДа в России.
Темы докладов:
1. Статистика и особенности эпидемий ВИЧ/СПИДа в регионах мира.
2. Эпидемия ВИЧ и инъекционные наркотики: новые связи и зависимости.
3. ВИЧ и сексуальный либерализм XX века.
4. Гипотезы возникновения инфекции ВИЧ/СПИДа.
5. СПИД и профессиональный риск медицинских работников.
6. Отношение к особо опасным инфекциям в древнем мире, средневековье и современности.
7. Морально-нравственные причины роста числа заболеваний, передающихся преимущественно половым путём (ЗППП).
8. Рождение здорового ребёнка от ВИЧ инфицированной матери: этико-медицинские аспекты.
9. Проблемы социализации ВИЧ инфицированных детей.
10. Субтипы ВИЧ: ”движущаяся цель”.

Темы рефератов:


1. Эксперимент в эпидемиологии: моральные уроки истории.
2. Вакцинопрофилактика в России: этические и правовые вопросы.
3. Индивид и общество: этические аспекты ВИЧ/СПИД инфекции.
4. Особенности взаимоотношений в системе «врач-пациент» в эпидемиологии.
5. Библейский взгляд на причины болезни и исцеление.
6. Опыт реабилитации наркозависимых и ВИЧ-инфицированных.

Контрольные вопросы:


1. Каковы различия инфекционных и соматических заболеваний?
2. На чём базируется санитарно-эпидемиологическое благополучие общества?
3. Назовите основные аргументы противников вакцинации.
4. Какие новые требования введены в национальный календарь профилактических прививок с 1 января 2002 года?
5. Перечислите этические проблемы, возникающие в связи с распространением ВИЧ/СПИД инфекции?
6. Каковы основные пути передачи ВИЧ-инфекции и направления её профилактики?
7. Какова вероятность ВИЧ инфицирования в родах?
8. Чем обусловлен приоритет интересов общества над интересами инфицированного человека?
9. Каковы ценностные приоритеты в эпидемиологии в соответствии с «Конвенцией о правах человека и биомедицине» (Совет Европы, 1996г.)?
10. Имеет ли врач моральное право отказаться от оказания помощи ВИЧ-инфицированному? Каковы аргументы отказа и согласия?

Обязательная литература:


1. Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.07.1993г. № 5487-1
3. Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999г. № 52-ФЗ
4. Федеральный закон «О предупреждении распространения в РФ заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» от 30.03.1995г. № 38-ФЗ
5. Федеральный закон «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» 17.09.98 157-ФЗ
6. Федеральный закон «О донорстве крови и её компонентах» от 09.06.1993г. № 5142-11
7. Постановление правительства РФ «Об утверждении Правил проведения обязательного медицинского освидетельствования на выявление вируса иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» от 13.10.1995г. № 1017
8. Постановление правительства РФ «Об утверждении перечня работников отдельных профессий, производств, предприятий, учреждений и организаций, которые проходят обязательное медицинское освидетельствование для выявления ВИЧ-инфекции при проведении обязательных предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров» от 04.09.1995г. № 877
9. Биомедицинская этика. Под ред. акад. Покровского В. И. М., «Медицина». 1997, с. 116-138. с. 198-207.
10. Введение в биоэтику. Под ред. Б.Г.Юдина и П.Д.Тищенко. М., 1998, с. 337-355.
11. Справочник фельдшера и акушерки. 2001, с. 32-37.
12. Вакцинопрофилактика и права человека. Доклад РНКБ, - 1994.
5. Журнал «СПИД инфосвязь».
6. Вакцинация и ещё раз вакцинация. Призрак оспы заставляет думать быстрее./Медицинская газета, № 41, 31мая 2002, с. 12-13.
Дополнительная литература:
1. Вересаев В. В. Записки врача. М., 1997.

 

 



 

 

 



 

Занятие 10


Идея справедливости медицине и здравоохранении.

Ключевые понятия: справедливость, добродетель, закон, равенство, милосердие, управление, распределение, организация, формы организации здравоохранения, медицинское страхование, добровольное (частное, коммерческое) страхование, обязательное (всеобщее) медицинское страхование, национально-государственная система здравоохранения, частная медицина.

Тематический план семинара.

1. Идея справедливости и формы организации здравоохранения. Принцип справедливости и право человека на охрану здоровья и медицинскую помощь. Значение ценностно-мировоззренческого контекста медицинской деятельности.


2. Нравственная идея справедливости в истории философии и политики. Исторические смыслы понятия “справедливость”. Отсутствие понятия “справедливость” в древних восточных культурах. Смысл справедливости в античной цивилизации. Платон о справедливости (“Горгий”). Аристотелевское понимание справедливости как равенства. Христианское понимание справедливости как милосердия (евангельская притча о милосердном самарянине).Справедливость как неравенство - современное либертарианское направление (Р. Ноцик, США).
3. Справедливость как неравенство и частная медицина. Понимание справедливости как “воздаяние должного” ( лучшее - лучшим). Этика прагматизма и утилитаризма - возрастание благополучия, как критерий эффективности системы здравоохранения. Система здравоохранения США (программы медицинского страхования “Медикер” и “Медикейд”). Концепция справедливости Дж.Роулса. Добровольное (частное, коммерческое) медицинское страхование в России. Закон РФ Закон РФ “О внесении изменений и дополнений в Законе “О медицинском страховании граждан в РСФСР””1993г.
4. Справедливость как равенство в праве на медицинскую помощь и милосердие. Монастырские лазареты как первая в европейской истории форма общественного здравоохранения. Система государственного (народного) здравоохранения в СССР.
Переход от государственной (бюджетной) к страховой системе здравоохранения в России. Мировая тенденция вытеснения платной медицины системами обязательного медицинского страхования и национально-государственного здравоохранения (Италия, Португалия, Кипр, Испания и др.).
5. VI Всемирный конгресс по биоэтике “Власть и несправедливость” (Power and Injustice) (Бразилия,2002г.) Здравоохранение в развивающихся странах. Справедливость как право человека на получение достойной медицинской помощи и лекарственное обеспечение. Этические проблемы оплаты труда медиков.
6. Врачевание как деятельное проявление справедливости и милосердия. Оказание медицинской помощи “независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям” ( Клятва врача России, 1999г. ). Права пациента и права врача (свобода, достойная оплата труда, независимость).

Темы докладов:


1. Понимание справедливости в “Законах” Платона и “Большой этики” Аристотеля.
2. Идея справедливости в системе государственно-правовых гарантий в области охраны здоровья граждан.
3. Проблема прав пациента и прав врача.
4. Платные медицинские услуги и профессиональная этика.
5. Оплата труда медицинского работника как проблема социальной справедливости.
6. Проблема отношения врача к благодарности пациента (материальные, финансовые формы выражения).
7. Индивидуальное здоровье - долг или дар?
8. Общественное здоровье как симптом нравственного благополучия общества.
9. Утверждение справедливости в условиях бюджетно-государственной (мизерной) формы оплаты труда медицинского работника.
10. Воздействие медицинского сообщества (профессиональные ассоциации, союзы, съезды) на достижение социальной справедливости в медицине и здравоохранении.
11. Совершенствование экономических условий и отношений - условие осуществления справедливости в здравоохранении.
12. Справедливость в медицине - сущность, функции, пути реализации.

Темы рефератов:


1. Биоэтика в системе организации здравоохранения.
2. Социальная справедливость и здравоохранение.
3. Оплата труда врача как этическая проблема.
4. Социальная справедливость как общественное отношение к здоровью человека.
5. Социальная справедливость как фактор общественного здоровья.
6. Представления о справедливости в медицине и механизм ее осуществления в современном российском здравоохранении.
7. Пути и формы реализации справедливости в здравоохранении и медицине.
8. Справедливость в медицине и нравственная активность личности врача.
9. Милосердие и справедливость: нравственно-медицинские аспекты проблемы.

Контрольные вопросы:


1. Связаны ли и если “да”, то “как”, вопросы организации и финансирования учреждений здравоохранения с этикой?
2. С каким типом этических учений связана современная мировая тенденция организации медицинской помощи?
3. Должно ли управление и организация здравоохранения иметь морально-этические основания?
4. Как определял Аристотель справедливость?
5. В чем принципиальное отличие национально-государственной системы здравоохранения от страховых моделей организации здравоохранения?
6. Назовите страны с национально-государственной системами организации и финансирования здравоохранения.
7. Назовите страны с исключительно страховой системой организации и финансирования здравоохранения.
8. Какая система организации и финансирования здравоохранения существует в настоящее время в России?
9. В какой форме и где впервые была представлена в европейской истории первая модель организации общественного здравоохранения?
10. Являются ли платные медицинские услуги и частная система здравоохранения этичными?
11. В рамках, каких этических теорий платные медицинские услуги являются этичными?
12. Чем обусловлена позиция о неэтичности платных медицинских услуг?
13. Какова сущность понимания справедливости как “воздаяния должного”?
14. В чем преимущества и недостатки системы частного (коммерческого) медицинского страхования?
15. В чем преимущества и недостатки системы национально-государственной организации здравоохранения?
16. Применимы ли принципы теории справедливости Дж. Роулса (принцип равной свободы каждой личности, принцип равных возможностей, принцип различия) для управления и организации здравоохранения?
17. Какие параметры включает в себя христианский смысл понятия “справедливость”?
18. Чем определена этимология слов “лазарет”, “сестры милосердия”, ”госпиталь”?
19. Раскройте содержание притчи о милосердном самарянине. Прав ли профессор В. Мак-Дермот (США), что образ милосердного самарянина связан с профессией врача?
20. Почему вопрос о доступности медицинской помощи является основным критерием наличия или отсутствия социальной справедливости в государстве?

Обязательная литература:
1.Силуянова И.В. Биоэтика в России: ценности и законы. М., 1997, 2002.с.174-191.
2. Тищенко П.Д. Проблемы справедливости в современном здравоохранении./ Биоэтика: принципы, правила, проблемы. М.1998, с.53-73
3. Медицина и права человека. Нормы и правила международного права, этики, католической, протестантской, иудейской, мусульманской и буддийской рели­гиозной морали: Пер. с франц. М., АО ИГ "Прогресс", "Прогресс-Интер", 1992.
4. Врачебные ассоциации, медицинская этика и общемедицинские проблемы. Сборник официальных документов. М. 1995.
5. Лисицин Ю.П. Проблемы биоэтики в здравоохранении./ Медицинское право и этика.2002,№.4, с.25-33.
6. Лисицин Ю.П., Стародубов В.И., Гришин В.В., Семенов В.Ю., Савельева Е.Н. Медицинское страхование. М. 1994.
7. Лисицин Ю., Изуткин А., Матюшин И. Медицина и гуманизм. М.,1984.
8. Шейман И.М. Бюджетно-страховая система здравоохранения. М. 1993..
9. Справедливость и демократия в контексте диалога культур./Вопросы философии.1996,№3,с. 146-147.
10. Страхование здоровья за рубежом: проблемы, опыт, перспективы. М.,1992.
11. Кузмина Н.Б., Голухов Г.Н., Шиленко Ю.В. Оценка экономической эффективности здравоохранения. / Экономика здравоохранения. 2000, №1 (42), с.23-28.
12. Мак-Дермот В. Медицина - общественное и личное благо./ Всемирный форум здравоохранения.1992.Т.1.
13. Этика, гуманизм и охрана здоровья. Реферативный сборник. М.,1985.
14. Бартко А. Н., Михайлова Е. П. Биомедицинская этика: теория, принципы и про­блемы. Часть!., 2. Проблемы биомедицинской этики. М., Изд-во ММСИ, 1997.
15. Медицинская помощь или медицинская услуга?/ Медицинское право и этика.2002,№3.
16. Роулз Дж. Теория справедливости. Пер. с англ. Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1995.
17.Силуянова И.В. Этика врачевания. М.,2001.

Дополнительная литература:
1.Аристотель. Большая этика. Соч. в 4-х томах. Т.4. М.,1994.
2. Платон. Законы. Соч. в 3-х томах. Т.3., .М.,1972.
Богоявленский Н. Древнерусское врачевание в IX-XVIIвв. Источники для изучения истории русской медицины. М.1960.
Катц Дж. Защита испытуемых и пациентов: уроки Нюрнберга. / Биоэтика: принципы, правила, проблемы. М.1998, с.177-192.
Гусейнов А. Социальная природа нравственности. М.,1994.
Недоступ А.В. Реформы здравоохранения: проблемы и перспективы./ Православие и проблемы биоэтики. М.2001.
Каталог: fileadmin -> rsmu -> img
img -> Основные направления научной деятельности
img -> Основные результаты научной деятельности
img -> Рабочей программы дисциплины «Общая и клиническая иммунология» по направлению подготовки «Медицинская биохимия»
img -> Присуждаемая ученая степень Кандидат наук
img -> Программа по педиатрии для студентов высших медицинских учебных заведений
img -> Примерная программа дисциплины общественное здоровье и здравоохранение для студентов, обучающихся по специальностям
img -> Рабочая программа учебной дисциплины «неврология и нейрохирургия»
img -> Вопросы по внутренним болезням, входящие в билеты по переводным экзаменам на 4 курсе дневного и 5 курсе вечернего отделений. Болезни сердечно – сосудистой системы
img -> Лекция «психологические аспекты формирования здорового образа жизни у населения»
img -> Вопросы к экзамену по терапии (разделам гастроэнтерологии и пульмонологии) 2015-2016г


Поделитесь с Вашими друзьями:




©zodomed.ru 2024


    Главная страница