ҚР ДЕНСАУЛЫҚ САҚТАУ МИНИСТРЛІГІ
С.Д.АСФЕНДИЯРОВ АТЫНДАҒЫ
ҚАЗАҚ ҰЛТТЫҚ МЕДИЦИНА УНИВЕРСИТЕТІ
|
|
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РК
КАЗАХСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ С.Д.АСФЕНДИЯРОВА
|
«СОГЛАСОВАННО»
декан факультета «Менеджмент в здравоохранении и фармации»
к.м.н. Иванченко Н.Н.
_____________________________________
«______»________________________2012г.
|
«УТВЕРЖДАЮ»
проректор по постдипломному
образованию и межрегиональному
сотрудничеству профессор Дуйсекеев А.Д.
__________________________________
«______»____________________2012 г.
|
Программа вступительного экзамена
в докторантуру по специальности 6D110200 – Общественное здравоохранение
на 2012 – 2013 учебный год
Введение
В последние годы политика в области охраны здоровья населения все более ориентируется на развитие общественного здравоохранения. Проблема создания модели здравоохранения, обеспечивающей высокоэффективную помощь, не требующую больших затрат, актуальна для любого государства, независимо от уровня его экономического развития, что связано с рядом причин. Стремительное развитие современных технологий приводит к соответствующему быстрому повышению стоимости медицинских услуг, что в свою очередь ограничивает доступность специализированной медицинской помощи широким слоям населения. Типичная для многих стран проблема старения населения требует повышения расходов на здравоохранение. Увеличение материальных вложений в стационарный этап оказания помощи, характерное для многих стран, не приводит к ожидаемому улучшению показателей здоровья населения в целом. В связи с этим реформирование системы здравоохранения стало характерной чертой развития этой отрасли во многих странах. Основными направлениями реформы явились: изменение системы управления, разработка передовых технологий оценки качества здравоохранения с позиций научно-доказательной медицины, тщательный анализ эпидемиологических данных с целью разработки модели принятия решений в здравоохранении, а также ориентация медицинских работников на необходимость внедрения профилактических программ и принципов укрепления здоровья на популяционном уровне.
Миссия общественного здравоохранения состоит в организации профилактики и укрепления здоровья населения, а также в оказании медицинской помощи в случаях, когда профилактика не достигла цели. Обе функции являются частью системы здравоохранения, и они обе необходимы.
Здоровье — не цель, а средство для достижения благосостояния и удовлетворения физических, психических, культурных и духовных потребностей. Здоровье населения (или общественное здоровье) складывается из здоровья каждого гражданина данного общества. В то же время состояние здоровья конкретного индивидуума определяется многими факторами, отнюдь не на все из которых в состоянии воздействовать даже вся отрасль здравоохранения. Изменить положение в рамках существующих представлений, когда здравоохранение почти отождествляется с медициной, а единственным лицом, ответственным за здоровье, считается врач, не удается. Необходим концептуально новый подход, когда здоровье общества в широком смысле (как состояние физического, духовного и социального благополучия) является единственным объективным критерием общественного развития. На таких принципах возможно создание эффективного межсекторального сотрудничества. Общественное здравоохранение призвано управлять или координировать деятельность отраслей народного хозяйства, оказывающих влияние на здоровье.
Общественное здравоохранение можно определить как управление общественным здоровьем путем профилактических и лечебных мероприятий с целью укрепления здоровья и продления жизни людей путем организационных усилий всего общества.
В нашей стране к общественному здравоохранению можно отнести: первичную медико-санитарную помощь, санитарно-эпидемиологическую службу, центры здоровья, ведомства народного хозяйства и общественные организации, влияющие на формирование здоровья населения, различные объединения граждан. Эти структуры относительно самостоятельны и, как правило, не подчинены и не взаимодействуют друг с другом. Политика "Здоровье для всех в XXI веке", разработанная под эгидой ВОЗ и принятая за основу развития охраны здоровья многими государствами, строится на межведомственном сотрудничестве, что является одной из основных составляющих этой политики. К важным составляющим также относятся: укрепление материально-технической базы отрасли, развитие первичной медико-санитарной помощи, приобщение широких слоев населения к охране здоровья.
Реализация указанных выше направлений развития охраны здоровья в большинстве случаев зависит от деятельности других ведомств и относится к компетенции общественного здравоохранения. Значение этого института в охране общественного здоровья в нашей стране будет возрастать также в связи с усилением ряда процессов, влияющих на здоровье. Обстоятельства требуют повышения компетентности в вопросах управления общественным здоровьем со стороны других ведомств. В системе охраны здоровья, включающей все здоровье оберегающие структуры, должны появиться новые технологии планирования и управления здоровьем нации.
Таким образом, общественное здравоохранение является одним из актуальных направлений развития здравоохранения в будущем. Совершенствование процессов развития общественного здравоохранения будет способствовать оздоровлению населения и развитию финансовой базы отрасли, повышению социальной защищенности граждан, их психологической и материальной заинтересованности в охране (укреплении) собственного здоровья.
Вопросы подготовки кадров являются ключевыми в укреплении системы здравоохранения Республики Казахстан. Укрепление системы здравоохранения и развития человеческих ресурсов является одним из основных приоритетов государства.
-
Поделитесь с Вашими друзьями: |