ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к проекту закона Тверской области «Об организации профилактики наркомании и незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ в Тверской области» Социальный характер такого заболевания, как «наркомания», делает невозможной эффективную борьбу с этим явлением исключительно методами надзорного и репрессивного реагирования, что выводит на первый план мероприятия по побуждению к лечению, реабилитации и ресоциализации наркопотребителей.
Профилактика зависимостей, заболеваний, нездорового поведения не может осуществляться без систематического формирования у детей, подростков, молодёжи навыков здорового жизненного стиля. Ее следует проводить одновременно с привлечением всех органов и учреждений системы профилактики, общественных организаций, средств массовой информации.
Для решения общей задачи – борьбы с
наркоманией необходима координация действий всех субъектов системы с привлечением широкого круга общественности.
Государственная политика направлена на сохранение и укрепление здоровья граждан Российской Федерации, соблюдение прав и свобод человека и гражданина. В соответствии с Концепцией общественной безопасности в Российской Федерации, утвержденной Президентом
Российской Федерации 20.11.2013, одной из
задач является противодействие незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, профилактика немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ, лечение и реабилитация наркозависимых граждан. Механизмом реализации указанной Концепции является создание системы комплексной реабилитации и ресоциализации лиц, потребляющих наркотические средства и психотропные вещества в немедицинских целях.
В решении Совета Безопасности Российской Федерации от 08.09.2009
«О приоритетных направлениях совершенствования государственной политики в области противодействия незаконному обороту наркотиков» отмечено несоответствие современным требованиям работы органов государственной власти, направленной на снижение спроса на наркотические средства, психотропные вещества или их аналоги, сильнодействующие вещества, особенно среди молодежи и подростков, формирование среди населения здорового образа жизни.
Стратегией государственной антинаркотической политики Российской
Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской
Федерации от 09.06.2010 № 690, государственная система профилактики немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ определена как одна из
важнейших составляющих системы мер по сокращению спроса на наркотики. При этом в Стратегии отмечается на необходимость совершенствования нормативного правового регулирования антинаркотической деятельности в указанной сфере.
2
Однако перечисленные правовые акты не устанавливают правовые основы организации профилактики наркомании, реабилитации лиц, осуществляющих незаконное потребление наркотических средств и психотропных веществ. В
связи с этим было проанализировано законодательство других регионов в указанной сфере деятельности. Так, в
Приволжском федеральном округе в 13 субъектах приняты законы о профилактике наркомании, в Центральном федеральном округе аналогичные законы приняты в 7 субъектах Российской Федерации.
Наибольшее значение для обеспечения эффективного нормативного правового регулирования антинаркотической деятельности на региональном уровне будет иметь закон об
организации профилактики наркомании и незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ.
Разработка проекта закона Тверской области «Об организации профилактики наркомании и незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ в Тверской области» продиктована необходимостью создания системы работы по профилактике наркомании, повышением требований в организации качественной работы по профилактике наркомании и формировании здорового образа жизни.
Предлагаемый проект закона включает нормы, устанавливающие систему органов профилактики наркомании.
Необходимо закрепить на законодательном уровне Тверской области полномочия в
сфере профилактики наркомании для того, чтобы координация их деятельности в данной сфере была эффективной. Кроме того, проект закона Тверской области позволяет создать правовые условия, позволяющие гарантировать проведение антинаркотической пропаганды.
Принятие данного закона будет соответствовать
Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации, где органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации определены как субъекты антинаркотической деятельности, обеспечивающие реализацию государственной антинаркотической политики в субъектах
Российской Федерации. Поэтому разработка и принятие закона Тверской области о
профилактике наркомании является важным направлением антинаркотической деятельности для субъекта Российской Федерации.
Планируемая дата вступления Проекта в законную силу – по истечении десяти дней после дня его официального опубликования, июнь 2015 года.
Планируемый период действия нормативного правового акта – без ограничения срока действия.
Альтернативные варианты достижения цели регулирования – отсутствуют.
Негативные последствия от введения данного Проекта отсутствуют.
Риски недостижения целей правового регулирования – отсутствуют.
Проект издержек не имеет.
3
Принятие проекта закона Тверской области «Об организации профилактики наркомании и незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ в Тверской области» является целесообразным и эффективным
способом достижения цели.
Принятие закона Тверской области «Об организации профилактики наркомании и незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ в Тверской области» не потребуют дополнительных бюджетных ассигнований областного бюджета Тверской области.
Начальник Главного управления региональной безопасности Тверской области А.С. Савельев