Здравоохранении



Pdf просмотр
страница1/7
Дата11.10.2017
Размер0.96 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7

МЕНЕДЖМЕНТ

В

ЗДРАВООХРАНЕНИИ

Новосибирск, 2004

2
Министерство здравоохранения и социального развития РФ
Новосибирская государственная медицинская академия
МЕНЕДЖМЕНТ

В

ЗДРАВООХРАНЕНИИ

Методическое пособие
Новосибирск, 2004

3
УДК
658.01 (075)
ББК
65.290 – 2я 73 075
Чернышев
В.М. Гендлин А..Ю. Менеджмент в здравоохранении : методическое пособие .- Новосибирск.- 2004.- 54 с.
ISBN
Методическое пособие посвящено некоторым аспектам менеджмента в т.ч. введение в менеджмент, вопросам мотивации и их использованию в управлении, а так же управлению конфликтами и деловой карьерой. Рассматриваемые аспекты представлены в компактном виде и понятным языком. Приведены тесты и ситуационные задачи.
Предназначено для студентов медицинских ВУЗов, курсантов курсов усовершенствования и начинающих руководителей здравоохранения всех уровней.
РЕЦЕНЗЕНТ:
Доктор медицинских наук, профессор
Колядо В.Б.
Доктор экономических наук, профессор
Удальцова М.В.
ББК 65.290 – 2я 73.
ISBN @ - В.М.Чернышев, Гендлин А. , 2004.

4
СОДЕРЖАНИЕ
Занятие
1.
М
енеджмент в
современной системе здравоохранения
….... 3
Контрольные вопросы
..…………………………………………..16
Тест
«
Какой
Вы руководитель
» ………………………………..16
Занятие
2.
Теории мотивации и
их использование
…………………………18
Контрольные вопросы
…………………………………….. …….31
Тест
«
Определение степени мотивации личности к
успеху
»………………………………………………………..….....31
Занятие
3.
Управление конфликтами
……………………………….............33
Контрольные вопросы
….……………………………………….. 41
Тест
«
Какой
Вы коллега
» .……………………………………. 41
Занятие
4.
Управление деловой карьерой и
служебно
- профессиональным продвижением
.………..………………… 43
Контрольные вопросы
……………………………………………. 49
Ситуационные задачи
«
Выбор карьеры
»…………………… 50
Список использованной литературы
………………..…………………….…….. 51
Список рекомендованной литературы
…………………………………..……… 52
Приложение
( тесты
)…..……………...…………………………………..……… 53
-
Способны ли
Вы влиять на других
?……..…………………………………53
-
Коммуникабельны ли
Вы
?........................................................................54
-
Как
Вы относитесь к
критике
?...................................................................56
-
Есть ли у
Вас деловая хватка
....................................................................58
-
Можешь ли быть руководителем
?…………………………………………..60
-
Организованный ли
Вы человек
?.............................................................62
-
Управляете ли
Вы своим временем
?.......................................................65


5
Занятие


1

Тема
:
Основные

понятия

менеджмента

в

современной

системе

здравоохранения
.
Место

проведения

занятия
:
лекционная комната
.
Цель

занятия
:
1.
Образовательная

дать представление об основных понятиях менеджмента
2.
Воспитательная
воспитать чувство личной осознанной ответственности на посту руководителя
3.
Развивающая
- развить представление о
принципах работы руководителя
ЛПУ
на современном уровне

Методы
,
применяемые

на

данном

занятии
:
1.
Методы организации учебно
- познавательной деятельности
: словесные
- лекция
2.
Методы стимулирования и
мотивации учебно
- познавательной деятельности
: эмоционально
- нравственные ситуации
Краткое

содержание

учебного

материала

по

данной

теме

занятия


1.

кратко дать представление о
становлении руководства как науки
, ознакомить с
вкладом основоположников менеджмента в
науку управления и
руководства
, показать зарождение науки руководства в
России и
США
;

дать четкие определения понятий
«
руководитель
», «
руководство
», «
управление
» и
«
менеджмент
»;

рассмотреть формы горизонтального и
вертикального разделения труда руководителей
;

сравнить разделение труда руководителей в
ЛПУ
и в
других структурах
;

показать деление руководителей по звеньям управления и
их градацию по уровням
(
градация
Талкотта
-
Парсонса
);

рассмотреть методы современного управления в
условиях
ЛПУ
- материально
- экономический
, социально
- психологический
, организационно
- административный
;

изучить роли руководителей по
Минцбергу и
Эдайзису
; ознакомиться с
классификацией ролей
, коммуникационная роль руководителя в
коллективе
;

рассмотреть классические классификации управленческих функций руководителя по
Файолю и
Адаиру
.

6

контрольные вопросы к
занятию


Тест
«
Какой
Вы руководитель


Внеаудиторная

работа
-
чтение текста лекций и
дополнительной литературы
Оснащение

наглядными

пособиями

предусмотрено демонстрационное пособие в
виде слайдов
; блок
- схемы на доске
Требования

к

знаниям

слушателей

после

изучения

данной

темы

занятия
:
1.
Усвоить основные понятия менеджмента
, уметь их применить в
ежедневной работе
2.
Схематично представлять вертикальные и
горизонтальные уровни руководителей
3.
Формулировать стратегические
, тактические и
оперативные задачи управления
4.
Составлять приоритетность функций для всех звеньев руководителей
ЛПУ
(
от старшей медсестры до главврача
).
Руководство коллективом
, как практика и
как наука
, было
, есть и
будет
И
пока оно существует
, будет существовать проблема
– как лучше руководить
Наиболее яркий след в
начале
ХХ
века
(
когда руководство и
управление выделились в
самостоятельную область человеческих знаний
, в
науку
) оставили три признанных во всем мире основоположника менеджмента

Анри
Файоль
,
Фредерик
Тейлор
,
Генри
Форд
Исходным пунктом зарождения руководства как науки считают собрание
Американского общества инженеров
- механиков
1886 г
., на котором выступил
Генри
Таун
– один из основателей и
президент компании
Yale and Towne Manufacturing с
докладом
«
Инженер в
роли экономиста
».
В
этом докладе
Таун назвал управление трудовыми ресурсами практическим искусством
, подобным техническому конструированию
, что было отражено затем в
специальной литературе и
нормативных документах
Практически аналогично развивалась наука руководства в
России
, которая в
то время занимала ведущее место в
мире по производству чугуна и
стали
Так
, за
6 лет до публикации основного труда
Файоля об администрации и
за год до выхода в
свет
«
Основ научного менеджмента
»
Тэйлора
, в
России был выпущен циркуляр
Морского технического комитета о
стиле работы должностных лиц
Ещё
один пример эффективного руководства был описан в
1820 г
в журнале
«
Вестник
Европы
».
Никто не утверждает
, что история руководства как науки насчитывает всего
100 с
небольшим лет
По мнению ряда исследователей
, лучшими руководителями в
истории были руководители строительства
Египетских пирамид
Они были ограничены во многих видах средств
, имели мало информации о
научных и
практических достижениях в
других странах мира
, и
тем не менее создали одно из чудес света

7
Руководство

как

научная

дисциплина

появилась
,
когда

люди

стали

систематизировать

и

вырабатывать

рекомендации

о

том
,
как

лучше

руководить
.
В

итоге

появились

теории
,
которые

можно

преподавать

и

изучать
.
Анри

Файоль
(1841-1925)
был по образованию горным инженером
Файоль достиг известности лишь в
конце жизни
Он написал технические заметки по горному делу и
две предварительные статьи об администрации
Лишь в
1916 г
был опубликован труд
Файоля
«
Основные черты промышленной администрации
– предвидение
, организация
, управление
, координация
, контроль
».
Его репутация опирается на одну единственную небольшую публикацию
, которая часто переиздается отдельной книгой
, а
другие его работы малоизвестны
Английский перевод этой книги появился под названием
General and Industrial
Management в
1949 г
Файоль выполнил классический анализ задач управления
, основанный на многолетнем практическом опыте руководителя и
сделанных лично им открытиях
, а
с его пятью функциями руководителя связано возникновение системы понятий
, с
помощью которых руководители могут достаточно четко определить
, чем им в
действительности приходится заниматься
Фредерик

Уинслоу

Тэйлор
(1856-1917)
по образованию был инженером
Его первая статья
«
Система кусочных расценок
», затем книга
«
Цеховое управление
» (1903) и
«
Основы научного менеджмента
» (1911).
В
1947 г
его работы
«
Цеховое управление
» и
«
Основы научного менеджмента
» быди объединены и
опубликованы под заглавием
«
Научный менеджмент
».
Тэйлор был основателем направления
, известного как
«
научный менеджмент
».
«
Принципиальной целью управления
, - утверждал он
, - должно было бы быть максимальное обеспечение максимального процветания каждого нанятого работника
».
Для нанимателя
«
максимальное процветание
» предполагает не просто максимальную прибыль в
краткосрочном периоде
, а
развитие всех аспектов предприятия до состояния постоянного процветания
Для сотрудников
«
Максимальное процветание
» означает не просто более высокую заработную плату
, а
такие возможности их роста
, чтобы они могли эффективно работать на самых сложных и
ответственных участках
, которые соответствуют их личным возможностям
Взаимозависимость управленческого персонала и
рабочих и
необходимость их совместной работы для достижения общей цели
– обеспечения процветания всех участников
– кажутся достаточно очевидным для
Тэйлора
Его четыре
«
великие основополагающие принципы управления
»:
1.
Развитие

науки

о

работе
.
Мы
, в
действительности
, не знаем
, из чего состоит ежедневная работа
Руководитель имеет неограниченные возможности жаловаться на несоответствие рабочих
, а
рабочие никогда в
действительности не знают
, что от них ожидают
Это может быть исправлено путем установления
«
большой дневной задачи
» как объема работы
, который должен выполнить рабочий при оптимальных условиях
За выполнение задания рабочие должны получать высокую оплату
– намного выше оплаты среднего рабочего на других предприятиях
Они также могут нести потери дохода
, если не достигнут нужной производительности

8
2.
Научный

отбор

и

прогрессивное

развитие

рабочего
.
Необходимо систематически отбирать рабочих
, чтобы убедиться
, что они обладают физическими и
интеллектуальными качествами
, позволяющими им достигать нужной производительности
Затем их нужно систематически обучать до первоклассного уровня
В
обязанности аппарата управления входит развитие рабочих
, предоставление им возможностей для продвижения
, которые позволили бы им в
конечном счете выполнять
«
наивысший
, наиболее интересный и
наиболее прибыльный класс работ
» и
стать первоклассными работниками
3.
Сведение

вместе

науки

о

работе

и

научно

отобранных

и

обученных

рабочих
.
Это именно тот процесс
, который вызывает
«
ментальную революцию
» в
управлении
Тэйлор утверждает
, что почти всегда сопротивление научному менеджменту происходит со стороны управляющего
Рабочие
, как правило
, весьма готовы к
сотрудничеству в
том
, чтобы научиться хорошо выполнять работу за высокую оплату
4.
Постоянная

и

тесная

кооперация

менеджмента

и

рабочих
.
Существует почти равное распределение ответственности между управленческим персоналом и
рабочими
Менеджмент принимает на себя работу
, для которой он более пригоден
, чем рабочие
, т
е спецификацию и
верификацию методов
, времени
, расценок и
стандартов качества работы
, непрерывный надзор и
контроль за выполнением работы
Тэйлор настаивает на максимальной специализации и
устранении всех посторонних элементов с
целью концентрации на существе задания
Он применяет свою концепцию также и
к управлению
Каждый отдельно взятый специалист выполняет только свои четкие ограниченные функции
, и
несет ответственность за контроль различных аспектов работы и
за рабочих
Он называет эту систему
«
функциональным менеджментом
» и
сравнивает с
эффективностью обучения в
школе
, где в
каждом классе преподают специализированные учителя
- предметники
, и
в школе
, где один учитель преподает все предметы
Ещё
при жизни
Тэйолр его идеи вызывали острую полемику о
негуманности его системы
, которая
, как отмечалось
, сводила рабочих на уровень эффективно функционирующих машин
Но
, следует отметить
, что его принципы часто неверно понимались
Например
, только немногие менеджеры решались применить на практике один из его принципов
– отсутствия пределов заработной платы высокопроизводительных рабочих
; многие системы прогрессивной оплаты имели такой предел
По мнению
Тэйлора
, это могло сдерживать
«
ментальную революцию
», которая требует
, что
«
обе стороны должны отвести глаза от деления урожая как важной для всех вещи и
вместе обратить внимание на увеличение размеров урожая
».
Искусство лучшего руководителя и
заключается в
том
, чтобы в
своей практической работе взять на вооружение все лучшее у
других
, что в
свое время продемонстрировал
Генри

Форд

(1863-1947) – один из выдающихся руководителей
ХХ
века
Он соединил прогрессивные идеи руководства и
управления
, разработанные до него
, со своей философией в
области техники
, коммерции и
менеджмента и
создал грандиозное производство легковых автомобилей по самым низким в
мире ценам

9
Его книги
«
Моя жизнь
, мои достижения
» и
«
Сегодня и
завтра
» изданы на многих языках
Его блестящие идеи
– о
разделении и
специализации трудовых процессов
, обучении рабочих и
специалистов трудовых процессов
, обучении рабочих и
специалистов
, соотношении крупных и
мелких предприятий
; о
правилах
, соблюдаемых при сборке
, и
производительность труда
; о
зарождении и
становлении поточно
- конвейерного производства
: о
стандартах и
качестве автомобилей
, о
методах стимулирования рабочих и
служащих и
ценности времени
; о
сочетании промышленного и
сельскохозяйственного труда и
правильной эксплуатации железных дорог
; о
терроре машин и
т д
Форд широко на практике применил принцип
«
научного отбора и
прогрессивного развития рабочего
», сформулированный
Тэйлором
Он также заимствовал
, по крайней мере
, два положения
Карла
Маркса
: о
разделении и
специализации труда и
ценности времени
Далеко не все положения
Форда бесспорны
, причем некоторые из них подверглись серьезной критике
Тем не менее
, философия руководства
Форда до сих пор заслуживает изучения
В
условиях рыночной экономики все большее внимание уделяется экономическим методам управления
Менеджмент как наука возникла в
нынешнем веке
, в
США
и до настоящего времени не имеет точной формулировки
Президент
Американского ассоциации управления
Экли скакал
, что менеджмент
- это управление не вещами
, а
воздействие на людей
Это искусство получать нужные вещи посредством управления людьми
Менеджмент
(
от

англ
. «manage»
управлять
) –
это

умение

добиваться

поставленных

целей
,
используя

труд
,
интеллект

и

мотивы

поведения

других

людей
.
Менеджмент

система

управления

предприятием
,
направленная

на

удовлетворение

общественных

потребностей

через

производство

товаров

и

услуг

в

условиях

рыночного

хозяйствования
.
В
современном языке слово
«
менеджмент
» используется гораздо шире данного определения
:
- это наука управления
, то есть область человеческих знаний
, теории
, помогающая осуществить эту функцию
;
- это функция
, вид деятельности по руководству людьми
, искусство выполнения работы
, процесс
;
- это определенная категория людей
, социальный слой тех
, кто осуществляет работу по управлению
, когорта современных управляющих
(
совокупность менеджеров
);
- это орган или аппарат управления
Значимость менеджмента особенно ясно была осознанна в
30- е
годы прошлого столетия
, когда эта деятельность превратилась в
профессию
, в
область знаний
, в
самостоятельную дисциплину
, а
социальный слой в
весьма влиятельную общественную силу
Растущая роль этой общественной силы заставила говорить о
ней
, когда появились крупнейшие мировые корпорации
– гиганты
, обладающие огромным экономическим
, производственным
, научно
- техническим потенциалом
, сопоставимым по мощи с
целыми

10
государствами
Крупнейшие корпорации
, банки составляют стержень экономической и
политической сил великих наций
От них зависят правительства
, многие имеют транснациональный характер
, простирая свои сети по всему миру
Но не стоит забывать
, что для достижения столь внушительной мощи
, эти компании прошли через многие годы тяжелых работ
, неудач и
потерь в
области собственной реструктуризации
И
только эти бесценные наработки
, основанные на собственном
(
реже
– чужом
) опыте привели в
итоге к
созданию эффективно действующей системы для данного конкретного предприятия
Аналогично и
подавляющее большинство российских компаний
(
а также
, все учреждения здравоохранения
) для продолжения успешного функционирования в
изменившихся условиях нуждаются в
грамотном
, профессиональном менеджменте
Таким образом
, решения менеджеров
, подобно решениям государственных деятелей
, могут определять судьбы миллионов людей
, государств и
целых регионов
Менеджер
– это специалист
, которого нанимают для организации и
управления каким
- либо участком
В
условиях здравоохранения вполне допустимо вполне допустимо назвать менеджером низшего звена старшую медсестру
, а
также
, заведующего отделением
Управление
– это процесс планирования организации
, мотивации
, контроля
, необходимый для того
, чтобы сформулировать и
достичь цели организации
, это особая функция руководителя и
направляющая деятельность
Управление должно быть направлено на успех и
выживание в
условиях рыночной экономики
Менеджмент возникает тогда
, когда имеется как минимум
2 человека
- управляющая и
управляемая стороны
Субъект управления
– тот
, кто управляет
, объект управления
- тем
, кем управляют
Субъект управления
- люди
, в
функции которых входят осуществление управления
В
системе здравоохранения
- начальники комитетов здравоохранения
, главные врачи
, заместители главных врачей
, заведующие отделениями
, директора и
начальники клиники
, руководитель частного предприятия
Объекты управления
- работники
, коллективы
, действующие согласно предписанию и
любые хозяйственные и
экономические объекты
, подвергаемые определенной трансформации по воле объекта
(
распоряжающегося этим объектом
).
Важно отметить роль руководителя лечебного учреждения как менеджера
На современном этапе эта роль определяется следующими факторами
:
- появлением рынка рабочей силы
, товаров и
услуг
, которые будут продаваться и
покупаться
;
- необходимостью взаимодействия с
рыночными структурами
;
- зависимость системы здравоохранения от местных органов власти
, которые определяют объемы местного финансирования отрасли
;
- ответственностью за достижение конкретных
, запланированных результатов деятельности
ЛПУ
и за эффективное использование ресурсов

11
Таким образом
, для руководителей появились проблемы
, вызванные необходимостью принимать решения в
связи с
заключением договоров и
организацией по
- новому работы персонала
, распределением управленческих функций
, изменением потребностей самих работников
Объем управленческой работы настолько велик и
разнообразен
, что требует разделения
Одна из таких форм разделения носит



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7




©zodomed.ru 2024


    Главная страница