МЕНЕДЖМЕНТ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ Новосибирск, 2004
2 Министерство здравоохранения и социального развития РФ Новосибирская государственная медицинская академия МЕНЕДЖМЕНТ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ Методическое пособие Новосибирск, 2004 3 УДК 658.01 (075) ББК 65.290 – 2я 73 075 Чернышев В.М. Гендлин А.. Ю. Менеджмент в здравоохранении : методическое пособие .- Новосибирск.- 2004.- 54 с. ISBN Методическое пособие посвящено некоторым аспектам менеджмента в т.ч. введение в менеджмент, вопросам мотивации и их использованию в управлении, а так же управлению конфликтами и деловой карьерой. Рассматриваемые аспекты представлены в компактном виде и понятным языком. Приведены тесты и ситуационные задачи. Предназначено для студентов медицинских ВУЗов, курсантов курсов усовершенствования и начинающих руководителей здравоохранения всех уровней. РЕЦЕНЗЕНТ: Доктор медицинских наук, профессор Колядо В.Б. Доктор экономических наук, профессор Удальцова М.В. ББК 65.290 – 2я 73. ISBN @ - В.М.Чернышев, Гендлин А. , 2004. 4 СОДЕРЖАНИЕ Занятие 1. М енеджмент в современной системе здравоохранения ….... 3 Контрольные вопросы ..…………………………………………..16 Тест « Какой Вы руководитель » ………………………………..16 Занятие 2. Теории мотивации и их использование …………………………18 Контрольные вопросы …………………………………….. …….31 Тест « Определение степени мотивации личности к успеху »………………………………………………………..….....31 Занятие 3. Управление конфликтами ……………………………….............33 Контрольные вопросы ….……………………………………….. 41 Тест « Какой Вы коллега » .……………………………………. 41 Занятие 4. Управление деловой карьерой и служебно - профессиональным продвижением .………..………………… 43 Контрольные вопросы ……………………………………………. 49 Ситуационные задачи « Выбор карьеры »…………………… 50 Список использованной литературы ………………..…………………….…….. 51 Список рекомендованной литературы …………………………………..……… 52 Приложение ( тесты )…..……………...…………………………………..……… 53 - Способны ли Вы влиять на других ?……..…………………………………53 - Коммуникабельны ли Вы ?........................................................................54 - Как Вы относитесь к критике ?...................................................................56 - Есть ли у Вас деловая хватка ....................................................................58 - Можешь ли быть руководителем ?…………………………………………..60 - Организованный ли Вы человек ?.............................................................62 - Управляете ли Вы своим временем ?.......................................................65
5 Занятие № 1 Тема: Основные понятия менеджмента в современной системе здравоохранения. Место проведения занятия: лекционная комната . Цель занятия: 1. Образовательная – дать представление об основных понятиях менеджмента 2. Воспитательная – воспитать чувство личной осознанной ответственности на посту руководителя 3. Развивающая - развить представление о принципах работы руководителя ЛПУ на современном уровне Методы, применяемые на данном занятии: 1. Методы организации учебно- познавательной деятельности : словесные - лекция 2. Методы стимулирования и мотивации учебно - познавательной деятельности : эмоционально - нравственные ситуации Краткое содержание учебного материала по данной теме занятия №1. • кратко дать представление о становлении руководства как науки , ознакомить с вкладом основоположников менеджмента в науку управления и руководства , показать зарождение науки руководства в России и США ; • дать четкие определения понятий « руководитель », « руководство », « управление » и « менеджмент »; • рассмотреть формы горизонтального и вертикального разделения труда руководителей ; • сравнить разделение труда руководителей в ЛПУ и в других структурах ; • показать деление руководителей по звеньям управления и их градацию по уровням ( градация Талкотта - Парсонса ); • рассмотреть методы современного управления в условиях ЛПУ - материально - экономический , социально - психологический , организационно - административный ; • изучить роли руководителей по Минцбергу и Эдайзису ; ознакомиться с классификацией ролей , коммуникационная роль руководителя в коллективе ; • рассмотреть классические классификации управленческих функций руководителя по Файолю и Адаиру . 6 • контрольные вопросы к занятию • Тест « Какой Вы руководитель ?» Внеаудиторная работа - чтение текста лекций и дополнительной литературы Оснащение наглядными пособиями – предусмотрено демонстрационное пособие в виде слайдов ; блок - схемы на доске Требования к знаниям слушателей после изучения данной темы занятия: 1. Усвоить основные понятия менеджмента, уметь их применить в ежедневной работе 2. Схематично представлять вертикальные и горизонтальные уровни руководителей 3. Формулировать стратегические , тактические и оперативные задачи управления 4. Составлять приоритетность функций для всех звеньев руководителей ЛПУ ( от старшей медсестры до главврача ). Руководство коллективом , как практика и как наука , было , есть и будет И пока оно существует , будет существовать проблема – как лучше руководить Наиболее яркий след в начале ХХ века ( когда руководство и управление выделились в самостоятельную область человеческих знаний , в науку ) оставили три признанных во всем мире основоположника менеджмента – Анри Файоль , Фредерик Тейлор , Генри Форд Исходным пунктом зарождения руководства как науки считают собрание Американского общества инженеров - механиков 1886 г ., на котором выступил Генри Таун – один из основателей и президент компании Yale and Towne Manufacturing с докладом « Инженер в роли экономиста ». В этом докладе Таун назвал управление трудовыми ресурсами практическим искусством , подобным техническому конструированию , что было отражено затем в специальной литературе и нормативных документах Практически аналогично развивалась наука руководства в России , которая в то время занимала ведущее место в мире по производству чугуна и стали Так , за 6 лет до публикации основного труда Файоля об администрации и за год до выхода в свет « Основ научного менеджмента » Тэйлора , в России был выпущен циркуляр Морского технического комитета о стиле работы должностных лиц Ещё один пример эффективного руководства был описан в 1820 г в журнале « Вестник Европы ». Никто не утверждает , что история руководства как науки насчитывает всего 100 с небольшим лет По мнению ряда исследователей , лучшими руководителями в истории были руководители строительства Египетских пирамид Они были ограничены во многих видах средств , имели мало информации о научных и практических достижениях в других странах мира , и тем не менее создали одно из чудес света 7 Руководство как научная дисциплина появилась, когда люди стали систематизировать и вырабатывать рекомендации о том, как лучше руководить. В итоге появились теории, которые можно преподавать и изучать. Анри Файоль (1841-1925) был по образованию горным инженером Файоль достиг известности лишь в конце жизни Он написал технические заметки по горному делу и две предварительные статьи об администрации Лишь в 1916 г был опубликован труд Файоля « Основные черты промышленной администрации – предвидение , организация , управление , координация , контроль ». Его репутация опирается на одну единственную небольшую публикацию , которая часто переиздается отдельной книгой , а другие его работы малоизвестны Английский перевод этой книги появился под названием General and Industrial Management в 1949 г Файоль выполнил классический анализ задач управления, основанный на многолетнем практическом опыте руководителя и сделанных лично им открытиях , а с его пятью функциями руководителя связано возникновение системы понятий , с помощью которых руководители могут достаточно четко определить , чем им в действительности приходится заниматься Фредерик Уинслоу Тэйлор (1856-1917) по образованию был инженером Его первая статья « Система кусочных расценок », затем книга « Цеховое управление » (1903) и « Основы научного менеджмента » (1911). В 1947 г его работы « Цеховое управление » и « Основы научного менеджмента » быди объединены и опубликованы под заглавием « Научный менеджмент ». Тэйлор был основателем направления , известного как « научный менеджмент ». « Принципиальной целью управления , - утверждал он , - должно было бы быть максимальное обеспечение максимального процветания каждого нанятого работника ». Для нанимателя « максимальное процветание » предполагает не просто максимальную прибыль в краткосрочном периоде , а развитие всех аспектов предприятия до состояния постоянного процветания Для сотрудников « Максимальное процветание » означает не просто более высокую заработную плату , а такие возможности их роста , чтобы они могли эффективно работать на самых сложных и ответственных участках , которые соответствуют их личным возможностям Взаимозависимость управленческого персонала и рабочих и необходимость их совместной работы для достижения общей цели – обеспечения процветания всех участников – кажутся достаточно очевидным для Тэйлора Его четыре « великие основополагающие принципы управления »: 1. Развитие науки о работе. Мы , в действительности , не знаем , из чего состоит ежедневная работа Руководитель имеет неограниченные возможности жаловаться на несоответствие рабочих , а рабочие никогда в действительности не знают , что от них ожидают Это может быть исправлено путем установления « большой дневной задачи » как объема работы , который должен выполнить рабочий при оптимальных условиях За выполнение задания рабочие должны получать высокую оплату – намного выше оплаты среднего рабочего на других предприятиях Они также могут нести потери дохода , если не достигнут нужной производительности 8 2. Научный отбор и прогрессивное развитие рабочего. Необходимо систематически отбирать рабочих , чтобы убедиться , что они обладают физическими и интеллектуальными качествами , позволяющими им достигать нужной производительности Затем их нужно систематически обучать до первоклассного уровня В обязанности аппарата управления входит развитие рабочих , предоставление им возможностей для продвижения , которые позволили бы им в конечном счете выполнять « наивысший , наиболее интересный и наиболее прибыльный класс работ » и стать первоклассными работниками 3. Сведение вместе науки о работе и научно отобранных и обученных рабочих. Это именно тот процесс, который вызывает « ментальную революцию » в управлении Тэйлор утверждает , что почти всегда сопротивление научному менеджменту происходит со стороны управляющего Рабочие , как правило , весьма готовы к сотрудничеству в том , чтобы научиться хорошо выполнять работу за высокую оплату 4. Постоянная и тесная кооперация менеджмента и рабочих. Существует почти равное распределение ответственности между управленческим персоналом и рабочими Менеджмент принимает на себя работу , для которой он более пригоден , чем рабочие , т е спецификацию и верификацию методов , времени , расценок и стандартов качества работы , непрерывный надзор и контроль за выполнением работы Тэйлор настаивает на максимальной специализации и устранении всех посторонних элементов с целью концентрации на существе задания Он применяет свою концепцию также и к управлению Каждый отдельно взятый специалист выполняет только свои четкие ограниченные функции , и несет ответственность за контроль различных аспектов работы и за рабочих Он называет эту систему « функциональным менеджментом » и сравнивает с эффективностью обучения в школе , где в каждом классе преподают специализированные учителя - предметники , и в школе , где один учитель преподает все предметы Ещё при жизни Тэйолр его идеи вызывали острую полемику о негуманности его системы , которая , как отмечалось , сводила рабочих на уровень эффективно функционирующих машин Но , следует отметить , что его принципы часто неверно понимались Например , только немногие менеджеры решались применить на практике один из его принципов – отсутствия пределов заработной платы высокопроизводительных рабочих ; многие системы прогрессивной оплаты имели такой предел По мнению Тэйлора , это могло сдерживать « ментальную революцию », которая требует , что « обе стороны должны отвести глаза от деления урожая как важной для всех вещи и вместе обратить внимание на увеличение размеров урожая ». Искусство лучшего руководителя и заключается в том , чтобы в своей практической работе взять на вооружение все лучшее у других , что в свое время продемонстрировал Генри Форд (1863-1947) – один из выдающихся руководителей ХХ века Он соединил прогрессивные идеи руководства и управления , разработанные до него , со своей философией в области техники , коммерции и менеджмента и создал грандиозное производство легковых автомобилей по самым низким в мире ценам 9 Его книги « Моя жизнь , мои достижения » и « Сегодня и завтра » изданы на многих языках Его блестящие идеи – о разделении и специализации трудовых процессов , обучении рабочих и специалистов трудовых процессов , обучении рабочих и специалистов , соотношении крупных и мелких предприятий ; о правилах , соблюдаемых при сборке , и производительность труда ; о зарождении и становлении поточно - конвейерного производства : о стандартах и качестве автомобилей , о методах стимулирования рабочих и служащих и ценности времени ; о сочетании промышленного и сельскохозяйственного труда и правильной эксплуатации железных дорог ; о терроре машин и т д Форд широко на практике применил принцип « научного отбора и прогрессивного развития рабочего », сформулированный Тэйлором Он также заимствовал , по крайней мере , два положения Карла Маркса : о разделении и специализации труда и ценности времени Далеко не все положения Форда бесспорны , причем некоторые из них подверглись серьезной критике Тем не менее , философия руководства Форда до сих пор заслуживает изучения В условиях рыночной экономики все большее внимание уделяется экономическим методам управленияМенеджмент как наука возникла в нынешнем веке , в США и до настоящего времени не имеет точной формулировки Президент Американского ассоциации управления Экли скакал , что менеджмент - это управление не вещами , а воздействие на людей Это искусство получать нужные вещи посредством управления людьми Менеджмент (от англ. «manage» управлять) – это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей. Менеджмент – система управления предприятием, направленная на удовлетворение общественных потребностей через производство товаров и услуг в условиях рыночного хозяйствования. В современном языке слово « менеджмент » используется гораздо шире данного определения : - это наука управления , то есть область человеческих знаний , теории , помогающая осуществить эту функцию ; - это функция , вид деятельности по руководству людьми , искусство выполнения работы , процесс ; - это определенная категория людей, социальный слой тех , кто осуществляет работу по управлению , когорта современных управляющих ( совокупность менеджеров ); - это орган или аппарат управления Значимость менеджмента особенно ясно была осознанна в 30- е годы прошлого столетия , когда эта деятельность превратилась в профессию , в область знаний , в самостоятельную дисциплину , а социальный слой в весьма влиятельную общественную силу Растущая роль этой общественной силы заставила говорить о ней , когда появились крупнейшие мировые корпорации – гиганты , обладающие огромным экономическим , производственным , научно - техническим потенциалом , сопоставимым по мощи с целыми 10 государствами Крупнейшие корпорации , банки составляют стержень экономической и политической сил великих наций От них зависят правительства , многие имеют транснациональный характер , простирая свои сети по всему миру Но не стоит забывать , что для достижения столь внушительной мощи , эти компании прошли через многие годы тяжелых работ , неудач и потерь в области собственной реструктуризации И только эти бесценные наработки , основанные на собственном ( реже – чужом ) опыте привели в итоге к созданию эффективно действующей системы для данного конкретного предприятия Аналогично и подавляющее большинство российских компаний ( а также , все учреждения здравоохранения ) для продолжения успешного функционирования в изменившихся условиях нуждаются в грамотном , профессиональном менеджменте Таким образом , решения менеджеров , подобно решениям государственных деятелей , могут определять судьбы миллионов людей , государств и целых регионов Менеджер – это специалист , которого нанимают для организации и управления каким - либо участком В условиях здравоохранения вполне допустимо вполне допустимо назвать менеджером низшего звена старшую медсестру , а также , заведующего отделением Управление – это процесс планирования организации, мотивации , контроля , необходимый для того , чтобы сформулировать и достичь цели организации , это особая функция руководителя и направляющая деятельность Управление должно быть направлено на успех и выживание в условиях рыночной экономики Менеджмент возникает тогда , когда имеется как минимум 2 человека - управляющая и управляемая стороны Субъект управления – тот , кто управляет , объект управления - тем , кем управляют Субъект управления - люди , в функции которых входят осуществление управления В системе здравоохранения - начальники комитетов здравоохранения , главные врачи , заместители главных врачей , заведующие отделениями , директора и начальники клиники , руководитель частного предприятия Объекты управления - работники , коллективы , действующие согласно предписанию и любые хозяйственные и экономические объекты , подвергаемые определенной трансформации по воле объекта ( распоряжающегося этим объектом ). Важно отметить роль руководителя лечебного учреждения как менеджера На современном этапе эта роль определяется следующими факторами : - появлением рынка рабочей силы , товаров и услуг , которые будут продаваться и покупаться ; - необходимостью взаимодействия с рыночными структурами ; - зависимость системы здравоохранения от местных органов власти , которые определяют объемы местного финансирования отрасли ; - ответственностью за достижение конкретных , запланированных результатов деятельности ЛПУ и за эффективное использование ресурсов 11 Таким образом , для руководителей появились проблемы , вызванные необходимостью принимать решения в связи с заключением договоров и организацией по - новому работы персонала , распределением управленческих функций , изменением потребностей самих работников Объем управленческой работы настолько велик и разнообразен , что требует разделения Одна из таких форм разделения носит
Поделитесь с Вашими друзьями: |