Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
Ставропольский государственный медицинский университет
Министерства здравоохранения Российской Федерации
Кафедра акушерства и гинекологии ФДПО
УТВЕРЖДАЮ
и.о. Проректора по учебной деятельности
профессор_____________ А.Б. Ходжаян
«___»________________2015 г.
АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЕ
Дисциплины «Акушерство и гинекология»
Направление подготовки 38.08.01 – ординатура
Профиль - акушерство и гинекология
Форма обучения – очная
Г.Ставрополь 2015г.
Пояснительная записка
В клиническую ординатуру по специальности «Акушерство и гинекология» принимаются врачи, имеющие высшее профессиональное образование по специальности «Лечебное дело», в соответствии с положениями Приказа Минздравсоцразвития России от 07.07.2009 г. N 415н «Об утверждении Квалификационных требований к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения» и Приказа Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 г. N 541н «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников сфере здравоохранения». Обучение ведется по очной форме, с отрывом от основного места работы.
Рабочая учебная программа профессионального образования по специальности «Акушерство и гинекология» 31.08.01 разработана в соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 25 августа 2014 г. № 1043 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 31.08.01. Акушерство и гинекология (уровень подготовки кадров высшей квалификации)»
Право университета на подготовку врачей акушеров гинекологов по направлению «Общее усовершенствование» подтверждено лицензией Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29 апреля 2013года, серия 90Л01 №0707, рег.№0000758.Направление подготовки «Акушерство и гинекология» аккредитовано (свидетельство о государственной аккредитации от 5 июня 2013года, серия 90А01, № 0000773 , рег.№0716.
Основная профессиональная образовательная программа послевузовского профессионального образования по специальности «Акушерство и гинекология» (ординатура) включает в себя учебный план, рабочие программы дисциплин (модулей), программу практики.
В рабочих программах дисциплин (модулей) выделены: а) обязательные дисциплины: специальные дисциплины, смежные дисциплины, фундаментальные дисциплины и дисциплины по выбору ординатора; б) факультативные дисциплины.
В программе практики предусмотрены: 1) практика в поликлинике по избранной специальности; 2) практика в стационаре.
Основная цель практики – закрепление теоретических знаний, развитие профессиональных умений и навыков, полученных в процессе обучения врача-ординатора и формирование общекультурных и профессиональных компетенций врача акушера-гинеколога.
Для реализации основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования по специальности «Акушерство и гинекология» (ординатура) кафедра располагает:
1) учебно-методической документацией и материалами по всем разделам акушерства и гинекологии;
2) учебно-методической литературой для внеаудиторной работы обучающихся;
3) материально-технической базой, обеспечивающей организацию всех видов подготовки:
В процессе подготовки врача-специалиста акушера-гинеколога (ординатура) обязательным является определение базисных знаний, умений и навыков обучающихся перед началом обучения (входной контроль). Текущий контроль знаний осуществляется в процессе изучения учебной темы. По окончании изучения каждого модуля проводится промежуточный (рубежный) контроль знаний. Используются различные формы контроля знаний обучающихся: (тестирование, решение ситуационных задач, защита квалификационных работ, собеседование по темам, дифференцированные зачеты и экзамены).
По окончании обучения в ординатуре проводится государственная (итоговая) аттестация, осуществляемая посредством проведения экзамена.
Цели и задачи освоения дисциплины
Подготовка квалифицированного врача-специалиста, обладающего системой общекультурных и профессиональных компетенций, способного и готового к самостоятельной профессиональной деятельности в женских консультациях, центрах и кабинетах планирования семьи, акушерских и гинекологических отделениях больниц, родильных домах и перинатальных центрах на уровне заведующего структурным подразделением службы.
Задачи дисциплины:
1.Овладение общекультурными компетенциями, путем развития логического и аргументированного мышления. Способность анализировать социально значимые и медико-биологических проблемы, касающиеся акушерства и гинекологии, планирования семьи, профилактики репродуктивных потерь.
2.Совершенствование профессиональных знаний и практических навыков по организации акушерско-гинекологической помощи, ведению физиологических и патологических родов, диагностике и лечению осложнений беременности, консервативному и оперативному лечению гинекологических заболеваний.
3.Оказание неотложной помощи беременным, роженицам, родильницам и гинекологическим больным при экстремальных ситуациях в акушерско-гинекологической практике.
4.Овладение основными видами акушерских и гинекологических операций и пособий;
5.Изучение фундаментальных, факультативных и смежных дисциплин.
Место дисциплины в структуре ООП
Подготовка врача акушера гинеколога в ординатуре позволит сформировать профессиональные компетенции специалиста, способного руководить структурным подразделением службы охраны здоровья матери и ребенка.
Требования к результатам освоения дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций по данному направлению подготовки:
а) общекультурных (ОК): способностью и готовностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы; способностью и готовностью к логическому и аргументированному анализу, публичной речи, ведению дискуссии и полемики; способностью и готовностью использовать методы управления персоналом; способностью и готовностью осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных, этических и правовых норм, соблюдать правила врачебной этики и деонтологии;
б) профессиональных (ПК): способностью и готовностью к постановке диагноза на основании применяемых в акушерстве и гинекологии методов исследования; способностью и готовностью выявлять у пациенток основные патологические симптомы и синдромы гинекологических заболеваний, акушерских осложнений; способностью и готовностью выполнять основные лечебные мероприятия при акушерско-гинекологических заболеваниях среди пациенток различных групп риска заболеваний и осложнений, нозологических форм; способностью и готовностью назначать беременным и гинекологическим больным адекватное лечение в соответствии с поставленным диагнозом; способностью и готовностью применять различные реабилитационные мероприятия (медицинские, санаторно-курортные, социальные, психологические); способностью и готовностью применять современные методики сбора и медико-статистического анализа информации о показателях здоровья женщин; способностью и готовностью использовать нормативную документацию, принятую в здравоохранении;
В результате освоения дисциплины ординатор должен:
Знать:
-
Федеральную и региональную нормативно-правовую базу по вопросам охраны здоровья матери и ребенка и репродуктивного здоровья женщины в различные периоды ее жизни.
-
Закономерности роста и развития органов репродуктивной системы девочки, девушки, женщины.
-
Возрастные анатомо-физиологические особенности женского организма.
-
Основы детской гинекологии и ювенильного акушерства.
-
«Норму беременности» и «норму родов».
-
Современные принципы ведения беременности и родов у женщин с высокой степенью риска.
-
Современные способы подготовки беременных к родам.
-
Периоперационную профилактику гнойно-септических заболеваний в акушерстве и гинекологии.
-
Алгоритмы оказания помощи беременным, роженицам и родильницам при основных видах акушерской патологии: гестозы, кровотечения, сепсис и др.
-
Вопросы оперативного акушерства в современных условиях (показания к операции кесарева сечения, акушерских щипцов, вакуум-экстракции плода, плодоразрушающим операциям).
-
Современные принципы лечения и реабилитации гинекологических больных.
-
Принципы реанимации и интенсивной терапии новорожденных.
Уметь:
-
Проводить мониторинг состояния здоровья женского населения, проводить профилактику абортов и их осложнений.
-
Проводить анализ причин гинекологической заболеваемости и намечать пути их устранения.
-
Правильно оценивать данные анамнеза, течения беременности, медицинские и социальные показания и противопоказания к сохранению беременности.
-
Правильно выбирать и оценивать методы обследования матери и плода, состояние фето-плацентарной системы.
-
Составлять индивидуальный план ведения беременности и родов с учетом акушерской и экстрагенитальной патологии.
-
Составлять программы интенсивной терапии при критических состояниях в акушерстве и гинекологии
-
Знать современные тенденции в вопросах планирования семьи, контрацепции, медико-генетического консультирования.
-
Знать стандарты и уметь оценивать результаты современных методов обследования гинекологических больных
-
Осуществлять дифференциальную диагностику гинекологических и экстрагенитальных заболеваний.
-
Давать полную интерпретацию симптомов «острого живота».
-
Знать принципы отбора больных и применяемые современные вспомогательные репродуктивные технологии.
-
Проводить раннюю диагностику и лечение заболеваний молочной железы.
Владеть:
Техникой
-
проведения исследования в зеркалах, бимануального влагалищного и ректо-вагинального исследования;
-
- зондирования полости матки;
-
- взятия аспирата из полости матки;
-
- раздельного диагностического выскабливания цервикального канала и полости матки;
-
- биопсии шейки матки;
-
- пункции брюшной полости через задний свод влагалища;
-
-техникой коагуляции и эксцизии шейки матки;
-
- искусственного аборта в разные сроки беременности;
-
- простой и расширенной кольпоскопии;
-
- гистеро- резектоскопии и лапароскопией в объеме операции на матке и ее придатках;
-
- современных методов диагностики и оперативного лечения эктопической беременности;
-
- экстренных операций в гинекологической практике в полном объеме;
-
- самостоятельно выполнять гистерэктомию влагалищным и лапаротомным доступами;
-
- реконструктивно-пластических операций при опущениях и выпадениях половых органов (передняя и задняя кольпоррафия с леваторопластикой, манчестерская операция, операции с использованием эндопротезов);
-
- операцией хирургической стерилизации маточных труб традиционными и эндоскопическими доступами;
-
- проведения кардиотокографии, амниоскопии;
-
- приема родов в головном и тазовых предлежаниях;
-
- наложения типичных акушерских щипцов;
-
- вакуум-экстракции плода;
-
- плодоразрушающими операциями (краниотомия, краниоклазия);
-
- способами остановки кровотечения во всех периодах родов;
-
- ручного обследования полости матки;
-
- наружно-внутреннего массажа матки на кулаке;
-
- бимануальной компрессии матки;
-
- баллонной тампонады матки;
-
- эпизиотомии и эпизиррафии;
-
- ушивания разрывов промежности и шейки матки 1,2 и 3 степени;
-
- операции кесарева сечения в нижнем маточном сегменте;
-
- классического (корпорального) кесарева сечения;
-
- освоить технику гемостатического шва по Б.Линч, Перейра;
-
- освоить технику перевязки внутренних подвздошных артерий или восходящих ветвей маточных артерий.
4. Обьем дисциплины и виды учебной работы. Общая трудоемкость дисциплины составляет 1,0 зачетную единицу (ЗЕТ), 36 часов
№
п/п
|
Вид учебной работы
|
Всего часов
|
Обьем в зачетных единицах (ЗЕТ)
|
Год обучения
|
1 год
|
2 год
|
1.
|
Аудиторные занятия
|
3308
|
92
|
1654
|
1654
|
|
В том числе:
|
|
|
|
|
|
Лекции (Л)
|
358
|
10
|
179
|
179
|
|
Практические занятия (ПЗ)
|
2592
|
72
|
|
|
|
Семинары (С)
|
358
|
10
|
179
|
179
|
2.
|
Самостоятельная работа (СРО)
|
|
|
|
|
|
В том числе:
|
|
|
|
|
|
Курсовая работа
|
-
|
-
|
-
|
-
|
|
Реферат
|
-
|
-
|
-
|
-
|
|
Другие виды самостоятельной работы
|
1012
|
28
|
|
|
|
Вид промежуточной аттестации
|
|
|
Тестирование
зачет
|
Тестирование
зачет
|
3.
|
Общая трудоемкость
|
4320
|
120
|
2160
|
2160
|
5. Содержание дисциплины
5.1. Содержание разделов дисциплины
№
п/п
|
Наименование раздела дисциплины
|
Содержание раздела
|
Кол-во
часов
|
1.
|
Пояснительная записка
|
Описание целей, задач и структуры программы по подготовки врачей ординаторов
|
|
2.
|
Требования к уровню подготовки врача-специалиста акушера-гинеколога, успешно освоившего основную профессиональную образовательную программу послевузовского профессионального образования по специальности «Акушерство и гинекология
|
Основные требования по подготовки врача ординатора
|
|
3.
|
Профессиональные компетенции врача-специалиста
|
Общекультурные и профессиональные компетенции (в диагностической, лечебной, реабилитационной, профилактической, организационно-управленческой деятельности ординатора)
|
|
4.
|
Перечень знаний, умений и владений врача-специалиста по акушерству и гинекологии.
|
Перечень необходимых знаний, умений и владений врача ординатора
|
|
5.
|
Перечень практических навыков врача-специалиста по акушерству и гинекологии.
|
Перечень необходимых практических навыков, которыми должен владеть ординатор после окончания ординатуры
|
|
6.
|
Требования к государственной (итоговой) аттестации
|
Условия проведения итоговой государственной аттестации
|
|
7.
|
Рабочие программы дисциплин (модулей) по специальности «Акушерство и гинекология».
|
Социальная гигиена и организация акушерско-гинекологической службы
|
|
8.
|
ОД.О.00 Обязательные дисциплины
|
Клиническая анатомия и физиология органов малого таза. Основные методы обследования в акушерстве и гинекологии
|
|
9.
|
ОД.О.01 Специальные дисциплины
|
Физиологическое акушерство
Антенатальная охрана здоровья плода и перинатальная патология.
Патологическое и оперативное акушерство
Гинекология детского и подросткового возраста
Гинекологическая помощь взрослому населению
Онкогинекология
|
|
10.
|
ОД.О.02 Смежные дисциплины
|
Урология
Раздел хирургия
Инфекционные заболевания
Генетика
Терапия
Управление здравоохранением
|
|
11.
|
ОД.О.03 Фундаментальные дисциплины
|
Топографическая анатомия
Клиническая патофизиология
Патологическая анатомия
Клиническая фармакология и биохимия.
|
|
12.
|
ОД.О.04 Дисциплины по выбору клинического ординатора
|
Сексология
Судебная медицина
|
|
13.
|
ФД.О.00 Факультативные дисциплины
|
Клиническая лабораторная диагностика
Кожные и венерические болезни
Педиатрия
|
|
14.
|
ОСК.О.00 Обучающий симуляционный курс послевузовского профессионального образования по специальности «Акушерство и гинекология»
|
Обучение овладения умениями и навыками в акушерстве и гинекологии с целью приобретения профессиональной компетенции. (общепрофессиональные, специальные)
|
|
15.
|
Учебный план основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования по специальности «Акушерство и гинекология»
|
Содержит наименование разделов и дисциплин(модулей), трудоемкость в часах и зачетных единицах, в том числе –лекции, семинары, практические занятия и самостоятельную работу. Обучающий симуляционный курс. Практика (стационар, поликлиника). Формы контроля
|
|
16.
|
П.О.00 Практика
|
Закрепление профессиональных знаний и умений, формирование профессиональной компетенции соответствующей уровню подготовки (стационар, поликлиника).
|
|
17.
|
ИГА.О.00 Итоговая государственная аттестация
|
Проводится в виде экзамена
|
|
18.
|
ИГА.О.01 Выпускной экзамен по специальности
|
Оценка теоретических и практических знаний ординатора.
|
|
19.
|
План лекций
|
Наименование лекций и перечень учебных вопросов
|
|
20.
|
План практических занятий
|
Наименование практических занятий и перечень специальных навыков, которые приобретаются и отрабатываются в процессе занятий.
|
|
21.
|
Список литературы
|
Перечень основной и дополнительной литературы
|
|
22.
|
Законодательные и нормативно-правовые документы
|
Перечень основных федеральных законов и номативно-правовых документов, регламентирующих работу акушерско-гинекологической службы
|
|
23.
|
П.О.00 Программа практики послевузовского профессионального образования врачей по специальности «Акушерство и гинекология»
|
Содержит вид профессиональной деятельности, место работы, продолжительность, формируемые профессиональные компетенции.
|
|
6.Библиотечно-информационные ресурсы
6.1 Литература
Основная
-
Акушерство: национальное руководство/ под ред. Э.К. Айламазяна, В.Е. Радзинского, Г.М. Савельевой – М: ГЭОТАР - Медиа, 2009.
-
Гинекология клинические лекции/ под ред. проф. Макарова О.В. М., «ГЭОТАР-Медиа», 2010.
-
Женская консультация 3-е изд./ под ред. В.Е.Радзинского, -«ГЭОТАР-Медиа». 2010.
-
Краснопольский В.И. и соавт. Оперативная гинекология. – М.: Медпресс-информ, 2010.
-
Руководство по амбулаторно-поликлинической помощи в акушерстве и гинекологии / под ред. акад. В.И. Кулакова, проф. В.Н. Прилепской В.Е.Радзинского - М.: ГОЭТАР - Медиа, 2007.
Дополнительная литература
-
Анализы. Полный справочник/ под ред. проф. Елисеева Ю.Ю. – М.: ЭКСМО, 2008.
-
Рациональная фармакотерапия в акушерстве, гинекологии и неонаталогии. 2-т/под общ. Ред. В.Н.Серова, Г.Т.Сухих. – Изд-во Литтерра, 2010.
-
Струков А.И., Серов В.В. Патологическая анатомия. – Изд-во. Литтерра, 2012.
-
Топографическая анатомия и оперативная хирургия/под ред. А.М.Панина. – Изд-во Литтерра, 2011.
-
Экстрагенитальная патология и беременность/ под ред. Л.С.Логутовой. – Литтерра, 2011.
Зав.кафедрой В.В.Рыжков
Поделитесь с Вашими друзьями: |