Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
Ставропольский государственный медицинский университет
Министерства здравоохранения Российской Федерации
Кафедра акушерства и гинекологии ФДПО
«Утверждаю»
Директор ИДПО
А.Я.Сохач
«____» ____________2015г.
АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЕ
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«АКУШЕРСТВО И ГИНЕКОЛОГИЯ»
Ставрополь 2015г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная профессиональная образовательная программа повышения квалификации врачей «Акушерство и гинекология» является учебно-методическим нормативным документом, регламентирующим содержание, организационно-методические формы и трудоемкость обучения.
Актуальность программы «Акушерство и гинекология» В Российской Федерации произошли существенные изменения в законодательстве в сфере здравоохранения, изменились принципы организации акушерско-гинекологической помощи с приоритетом на репродуктивный потенциал и охрану репродуктивного здоровья семьи. Осуществлен переход на оказание помощи по медицинским стандартам диагностики и лечения беременных и гинекологических больных. Разработаны и внедрены критерии качества оказания помощи женщинам и детям, проводится модернизация акушерско-гинекологической службы, внедряются новые организационные и лечебно-диагностические технологии.
Цель дополнительной профессиональной образовательной программы
Снижение уровня репродуктивных потерь и улучшение репродуктивного здоровья женщины в различные периоды ее жизни путем приобретения новых знаний по вопросам охраны здоровья матери и ребенка и современных организационных и лечебно-диагностических технологий.
Планируемые результаты обучения В результате обучения планируется повышение, как общекультурных компетенций, так и профессиональных компетенций при оказании специализированной помощи женскому населению.
Структура дополнительной профессиональной образовательной программы врачей по теме «Акушерство и гинекология» состоит из требований к результатам освоения программы, требований к итоговой аттестации, учебно-тематического плана, календарного учебного графика, содержания программы, условий обеспечения реализации программы: учебно-методического, материально-технического. В структуру дополнительной профессиональной образовательной программы повышения квалификации врачей по специальности «Акушерство и гинекология» включен перечень основной и дополнительной литературы, законодательных и нормативно-правовых документов.
В содержании дополнительной профессиональной образовательной программы повышения квалификации «Акушерство и гинекология» предусмотрены необходимые знания и практические умения по оказанию специализированной акушерско-гинекологической помощи
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«Акушерство и гинекология»
У обучающегося должны быть сформированы следующие общепрофессиональные компетенции (ОПК):
-
способностью и готовностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах своей профессиональной деятельности в области акушерства и гинекологии;
-
способностью и готовностью к логическому и аргументированному анализу, публичной речи, ведению дискуссии и полемики, редактированию текстов акушерско-гинекологического содержания, осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, сотрудничеству, разрешению конфликтов и толерантности;
-
способностью и готовностью использовать методы управления персоналом, организовывать работу исполнителей, находить и принимать ответственные управленческие решения в условиях различных мнений и в рамках своей профессиональной компетенции и ответственности в области акушерства и гинекологии;
-
способностью и готовностью осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных, этических и правовых норм, соблюдать правила врачебной этики и деонтологии, законы и нормативно-правовые, касающиеся специальности, требования, установленные при работе с конфиденциальной информацией, сохранять врачебную тайну и уважать мнение коллег и пациентов.
У обучающегося должны быть сформированы следующие профессиональные компетенции (ПК):
в диагностической деятельности:
-
способностью и готовностью к постановке диагноза на основании применяемых в акушерстве и гинекологии методов исследования;
-
способностью и готовностью анализировать закономерности функционирования отдельных органов и систем организма человека, использовать знания анатомо-физиологических основ, основные методики клинико-иммунологического обследования и оценки функционального состояния организма пациенток для своевременной диагностики заболеваний и патологических процессов в акушерско-гинекологической практике;
-
способностью и готовностью выявлять у пациенток основные патологические симптомы и синдромы гинекологических заболеваний, акушерских осложнений, используя знания основ медико-биологических и клинических дисциплин. Учитывать закономерности течения патологии по органам и системам организма в целом. Анализировать закономерности функционирования органов и систем при акушерско-гинекологических заболеваниях и патологических процессах, использовать алгоритм постановки диагноза (основного, сопутствующего, осложнений) с учетом Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ). Уметь выполнять основные диагностические мероприятия по выявлению неотложных и угрожающих жизни состояний в акушерско-гинекологической практике.
в лечебной деятельности:
-
способностью и готовностью выполнять основные лечебные мероприятия при акушерско-гинекологических заболеваниях среди пациенток различных групп риска заболеваний и осложнений, нозологических форм, способных вызвать тяжелые осложнения и (или) летальный исход (особенности заболеваний нервной, иммунной, сердечнососудистой, эндокринной, дыхательной, пищеварительной, мочеполовой систем и крови); своевременно выявлять жизненно опасные нарушения (геморрагический, септический, анафилактический и др. виды шока), использовать методики их немедленного устранения, осуществлять противошоковые мероприятия;
-
способностью и готовностью назначать беременным и гинекологическим больным адекватное лечение в соответствии с поставленным диагнозом, осуществлять алгоритм выбора медикаментозной и немедикаментозной терапии, как профильным больным, так и пациенткам с инфекционными и неинфекционными заболеваниями, к ведению беременности, приему родов; владеть необходимым объемом оперативных вмешательств в акушерско-гинекологической практике;
в реабилитационной деятельности:
-
способностью и готовностью применять различные реабилитационные мероприятия (медицинские, санаторно-курортные, социальные, психологические) при наиболее распространенных патологических состояниях и повреждениях организма;
-
способностью и готовностью давать рекомендации по выбору оптимального режима в период реабилитации беременных и гинекологических больных (двигательной активности в зависимости от морфофункционального статуса), определять показания и противопоказания к назначению средств лечебной физкультуры, физиотерапии, рефлексотерапии, фитотерапии;
в профилактической деятельности:
-
способностью и готовностью применять современные методики сбора и медико-статистического анализа информации о показателях здоровья женщин (взрослого населения и подростков) на уровне различных подразделений медицинских организаций, в целях разработки научно-обоснованных мер по улучшению и сохранению здоровья населения;
-
способностью и готовностью использовать методы оценки природных и медико-социальных факторов в развитии гинекологических заболеваний и осложнений беременности, проводить их коррекцию, осуществлять профилактические мероприятия по предупреждению инфекционных, паразитарных и неинфекционных болезней, проводить санитарно-просветительскую работу по гигиеническим вопросам;
в организационно-управленческой деятельности:
-
способностью и готовностью использовать нормативную документацию, принятую в здравоохранении (законы Российской Федерации, ведомственные приказы в сфере здравоохранения, технические регламенты, международные и национальные стандарты, рекомендации, международную систему единиц (СИ), действующие международные классификации), а также уметь оценивать качество и эффективность работы медицинских учреждений в области акушерства и гинекологии;
-
способностью и готовностью использовать знания организационной структуры акушерско-гинекологических учреждений, управленческой и экономической деятельности медицинских организаций различных типов оказания медицинской помощи, анализировать и вносить предложения по улучшению работы акушерско-гинекологической службы на основании показателей их работы;
-
проводить оценку эффективности современных медико-организационных и социально-экономических технологий при оказании медицинских услуг пациенткам акушерско-гинекологического профиля.
Перечень знаний, умений и владений
врача акушера-гинеколога по окончанию обучения
Врач акушер-гинеколог должен знать:
-
Федеральную и региональную нормативно-правовую базу по вопросам охраны здоровья матери и ребенка и репродуктивного здоровья женщины в различные периоды ее жизни;
-
Основы законодательства и Федеральные законы в области здравоохранения, касающиеся вопросов охраны семьи, здоровья матери и ребенка;
-
Основные вопросы организации служб планирования семьи, пренатальной диагностики патологических состояний плода, медико-генетического консультирования семейных пар;
-
Закономерности роста и развития органов репродуктивной системы девочки, девушки, женщины;
-
Возрастные анатомо-физиологические особенности женского организма.
-
Основы детской гинекологии и ювенильного акушерства;
-
Технологии «безопасного» аборта;
-
«Норму беременности» и «норму родов»;
-
Современные принципы ведения беременности и родов у женщин с высокой степенью риска;
-
Современные способы подготовки беременных к родам;
-
Показания к оперативному родоразрешению беременных при различных состояниях и заболеваниях;
-
Периоперационную профилактику гнойно-септических заболеваний в акушерстве и гинекологии;
-
Алгоритмы оказания помощи беременным, роженицам и родильницам при основных видах акушерской патологии: гестозы, кровотечения, сепсис и др.;
-
Вопросы оперативного акушерства в современных условиях (показания к операции кесарева сечения, акушерских щипцов, вакуум-экстракции плода, плодоразрушающим операциям);
-
Современные принципы лечения и реабилитации гинекологических больных;
-
Показания к традиционным и альтернативным хирургическим доступам при выполнении плановых и экстренных операций в акушерстве и гинекологии;
-
Принципы реанимации и интенсивной терапии новорожденных;
-
Биологические и средовые факторы, формирующие здоровье семьи;
-
Принципы разработки, внедрения и реализации оздоровительных технологий в деятельности детских, родовспомогательных и образовательных учреждений;
-
Основы вспомогательных репродуктивных технологий.
-
Симптомокомплекс острого живота.
Врач акушер-гинеколог должен уметь:
-
Организовать работу по изучению материнской, перинатальной и младенческой заболеваемости и смертности, проводить анализ структуры и причин репродуктивных потерь на уровне учреждения, города, региона;
-
Вносить предложения, направленные на профилактику и устранение причин материнской и перинатальной заболеваемости и смертности;
-
Проводить мониторинг состояния здоровья женского населения, проводить профилактику абортов и их осложнений;
-
Проводить анализ причин гинекологической заболеваемости и намечать пути их устранения;
-
Правильно оценивать данные анамнеза, течения беременности, медицинские и социальные показания и противопоказания к сохранению беременности;
-
Выявлять факторы риска материнской и перинатальной заболеваемости и смертности, проводить профилактику возможных осложнений;
-
Правильно выбирать и оценивать методы обследования матери и плода, состояние фето-плацентарной системы;
-
Составлять индивидуальный план ведения беременности и родов с учетом акушерской и экстрагенитальной патологии;
-
Определять степень «зрелости» шейки матки и готовности организма к родам.
-
Составлять программы интенсивной терапии при критических состояниях в акушерстве и гинекологии (гестозы, кровотечения, сепсис и др.);
-
Проводить дифференциальную диагностику осложнений беременности, родов и послеродового периода;
-
Знать современные тенденции в вопросах планирования семьи, контрацепции, медико-генетического консультирования;
-
Знать стандарты и уметь оценивать результаты современных методов обследования гинекологических больных (гормональный профиль, эндоскопические и лучевые методы исследования, тесты функциональной диагностики);
-
Проводить дифференциальную диагностику гинекологических заболеваний;
-
Осуществлять дифференциальную диагностику гинекологических и экстрагенитальных заболеваний;
-
Давать полную интерпретацию симптомов «острого живота»;
-
Знать принципы отбора больных и применяемые современные вспомогательные репродуктивные технологии;
-
Проводить раннюю диагностику и лечение заболеваний молочной железы.
-
Выбирать оптимальный хирургический доступ для производства акушерско-гинекологических операций.
Врач акушер-гинеколог должен владеть:
Техникой:
-
Расширенной кольпоскопии, биопсии шейки матки, Пайпель-биопсии эндометрия ;
-
Операций на шейке матки (коагуляция, эксцизия, ампутация);
-
Экстренных операций в гинекологической практике в полном объеме;
-
Современных методов диагностики и оперативного лечения эктопической беременности;
-
Вагиноскопии. Гистеро-резектоскопии и лапароскопией в объеме операции на матке и ее придатках;
-
Самостоятельно выполнять гистерэктомию влагалищным и лапаротомным доступами;
-
Реконструктивно-пластических операций при опущениях и выпадениях половых органов (передняя и задняя кольпография с леваторопластикой, манчестерская операция, операции с использованием эндопротезов);
-
Операцией хирургической стерилизации маточных труб традиционными и эндоскопическими доступами;
-
Проведения кардиотокографии, амниоскопии;
-
Наложения типичных акушерских щипцов;
-
Вакуум-экстракции плода;
-
Плодоразрушающими операциями (краниотомия, краниоклазия);
-
Бимануальной компрессии матки;
-
Баллонной тампонады матки;
-
Ушивания разрывов промежности и шейки матки 2 и 3 степени;
-
Операции кесарева сечения в нижнем маточном сегменте в различных модификациях;
-
Классического (корпорального) кесарева сечения;
-
Освоить технику гемостатического шва по Б.Линч, Перейра;
-
Освоить технику перевязки внутренних подвздошных артерий или восходящих ветвей маточных артерий.
-
Освоить технику вагиноскопии у девочек.
-
Приемами пальпаторного исследовании молочной железы.
-
«Безопасного» аборта.
-
Всеми хирургическими доступами для выполнения акушерско-гинекологических операций.
По окончанию обучению обучения врач должен владеть специальными профессиональными навыками (СПН)
-
Основные принципы оказания помощи беременным и гинекологическим больным высокой степени риска в соответствии с существующими стандартами и технологиями в женской консультации;
-
Основные принципы оказания помощи беременным, роженицам, родильницам и новорожденным высокой степени риска в соответствии с существующими стандартами и технологиями в акушерском стационаре (перинатальном центре);
-
Основные принципы оказания помощи гинекологическим больным высокой степени риска в соответствии с существующими стандартами и технологиями в стационаре (перинатальном центре).
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«Акушерство и гинекология»
врачей по специальности «Акушерство и гинекология»
Категория обучающихся: врачи акушеры-гинекологи
Срок обучения: 288 часов (8 недель, 2 месяца)
Режим занятий: 6 академических часов в день
Форма обучения: очная с отрывом от работы
Распределение часов по модулям (курсам).
№
|
Наименование модуля
|
Всего часов
|
в том числе
|
Форма контроля
|
лекции
|
практ. занятия
|
семинары
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
1.
|
Организация помощи беременным, роженицам, родильницам и гинекологическим больным в современных условиях
|
19
|
11
|
|
8
|
тестирование собеседование
|
2.
|
Гинекология
|
90
|
30
|
50
|
10
|
тестирование собеседование
|
3.
|
Акушерство
|
141
|
43
|
78
|
20
|
тестирование, собеседование
|
4.
|
Смежные дисциплины
|
8
|
4
|
4
|
|
тестирование, собеседование
|
5.
|
Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф
|
24
|
|
|
|
зачет
|
6.
|
Базисный, промежуточный и итоговый контроль знаний обучающихся
|
6
|
|
|
|
экзамен
|
ИТОГО:
|
288
|
88
|
132
|
38
|
|
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
по освоению дополнительной профессиональной образовательной программы повышения квалификации врачей «Акушерство и гинекология»
Основная литература
-
Акушерство. Курс лекций/под ред. А.Н.Стрижакова, А.И Давыдова. – ГЭОТАР - Медиа, 2009.
-
Акушерство: национальное руководство/ под ред. Э.К. Айламазяна, В.Е. Радзинского, Г.М. Савельевой – М: ГЭОТАР - Медиа, 2009.
-
Акушерство. Курс лекций: учебное пособие/ под ред. А.Н. Стрижакова, А.И. Давыдова «ГЭОТАР - Медиа», 2009.
-
Беременность и роды при экстрагенитальных заболеваниях/ под ред. В.Е. Радзинского.- «ГЭОТАР-Медиа»,2009.
-
Венцковский Б.М., Запорожан В.Н. и др. Гестозы.- М., МИА, 2005.
-
Гинекология клинические лекции/ под ред. проф. Макарова О.В. М., «ГЭОТАР-Медиа», 2010.
-
Женская консультация 3-е изд./ под ред. В.Е.Радзинского, -«ГЭОТАР-Медиа». 2010.
-
Киселев В.И., Сидорова И.С., Унанян А.Л., Муйжнек Е.Л. Гиперпластические процессы органов женской репродуктивной системы: теория и практика. – М.: ИД «Медпрактика - М», 2011.
-
Краснопольский В.И. и соавт. Оперативная гинекология. – М.: Медпресс-информ, 2010.
-
Манухин И.Б., Тумилович Л.Г., Геворкян М.А. Гинекологическая эндокринология. Клинические лекции: руководство; 2-е изд., испр. и доп.,- «ГЭОТАР - Медиа».,2010.
-
Тарасова М.А., Ярмолинская М.И. Принципы индивидуального выбора гормональной заместительной терапии в пери- и постменопаузе. – СПб.: Изд-во. Н-Л, 2011.
-
Хачатурян А.Р., Марютина Л.В. Кольпоскопия. Основы алгоритмов диагностики и тактики ведения заболеваний шейки матки: методические рекомендации. – СПб.: Изд-во Н-Л, 2011.
Дополнительная литература
-
Внутренние болезни (пер. с англ.)/ под ред. Марка Х. Бирс. – Литтерра, 2011.
-
Дерматовенерология: Национальное руководство/ под ред. Ю.К.Скрипкина, Ю.С.Бутова, О.Л.Иванова. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2011.
-
Инфекционные болезни: Национальное руководство/ под ред. Н.Д.Ющук, Ю.Я.Венгерова. – ГЭОТАР – Медиа, 2010.
-
Рациональная фармакотерапия в акушерстве, гинекологии и неонаталогии. 2-т/под общ. Ред. В.Н.Серова, Г.Т.Сухих. – Изд-во Литтерра, 2010.
-
Струков А.И., Серов В.В. Патологическая анатомия. – Изд-во. Литтерра, 2012
-
Топографическая анатомия и оперативная хирургия/под ред. А.М.Панина. – Изд-во Литтерра, 2011.
-
Урология: Национальное руководство/ под ред. Н.А.Лопаткина. – ГЭОТАР – Медиа, 2009.
-
Экстрагенитальная патология и беременность/ под ред. Л.С.Логутовой. – Литтерра, 2011.
Заведующий кафедрой ______________________________В.В.Рыжков
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
Ставропольский государственный медицинский университет
Поделитесь с Вашими друзьями: |