Цель обучения по специальности «Терапия» - подготовка квалифицированного врача-терапевта, обладающего системой общекультурных и профессиональных компетенций, способного и готового для самостоятельной профессиональной деятельности в условиях амбулаторно-поликлинической, стационарной медицинской помощи.
Задачи обучения по специальности «Терапия»:
1. Обеспечить профессиональную подготовку врача-терапевта, включая основы фундаментальных дисциплин, вопросы этиологии, патогенеза, клинических проявлений заболеваний терапевтического профиля, лабораторных и функциональных исследований, постановки диагноза, определения видов и этапов лечения с учетом современных достижений медицины, и профилактики заболеваний.
2. Сформировать профессиональные знания, умения, навыки врача-терапевта с целью самостоятельного ведения больных преимущественно в амбулаторно-поликлинических условиях, стационаре.
3. Совершенствовать знания, умения, навыки по клинической лабораторной и функциональной диагностике, инструментальным и аппаратным исследованиям в целях формирования умения оценки результатов исследований в диагностике, дифференциальной диагностике, прогнозе заболеваний, выборе адекватного лечения.
4. Сформировать знания об амбулаторно-поликлинической службе как звена организации лечебно-профилактической помощи в системе здравоохранения. Совершенствовать знания и навыки по вопросам профилактики заболеваний, диспансеризации больных с хроническими заболеваниями, принципам реабилитации больных.
5. Совершенствовать знания, умения, навыки по основам организации и оказания неотложной помощи при ургентных состояниях.
6. Совершенствовать знания основ социальной гигиены и общественного здоровья населения страны, задач здравоохранения страны в области охраны здоровья населения и перспектив развития здравоохранения.
7. Совершенствовать знания основ медицинского страхования.
8. Совершенствовать знания по основам медицинской этики и деонтологии врача, основам медицинской психологии
В соответствии с требованиями специальности врач-терапевт должен знать и уметь:
1. Общие знания:
- основы законодательства о здравоохранении и директивные документы, определяющие деятельность органов и учреждения здравоохранения;
- общие вопросы организации терапевтической помощи в стране; работу больнично-поликлинических учреждений, организацию работы скорой и неотложной помощи взрослому и детскому населению;
- основные вопросы нормальной и патологической анатомии, нормальной и патологической физиологии, взаимосвязь функциональных систем организма и уровни их регуляции;
- основы водно-электролитного обмена, кислотно-щелочной баланс; возможные типы нарушений и принципы лечения;
- систему кроветворения и гемостаза, физиологию и патофизиологию свертывающей системы крови, основы кровезаместительной терапии, показатели гомеостаза в норме и патологии;
- клиническую симптоматику и патогенез основных терапевтических заболеваний у взрослых и детей, их профилактику, диагностику и лечение, клиническую симптоматику пограничных состояний в терапевтической клинике;
- основы фармакотерапии в клинике внутренних болезней, фармакодинамику и фармакокинетику основных групп лекарственных средств, осложнения, вызванные применением лекарств, методы их коррекции;
- основы иммунобиологии и реактивности организма;
- организацию службы интенсивной терапии и реанимации в терапевтической клинике, оборудование палат интенсивной терапии и реанимации;
- основы немедикаментозной терапии, физиотерапии, лечебной физкультуры и врачебного контроля, показания и противопоказания к санаторно-курортному лечению;
- основы рационального питания здоровых лиц, принципы диетотерапии терапевтических больных;
- противоэпидемические мероприятия в случае возникновения очага инфекции;
- МСЭ при внутренних болезнях;
- диспансерное наблюдение за здоровыми и больными, проблемы профилактики;
- формы и методы санитарно-просветительной работы;
- принципы организации службы медицины катастроф.
2. Общие умения:
- получить информацию о заболевании, применить объективные методы обследования больного, выявить общие и специфические признаки заболевания;
- оценить тяжесть состояния больного, принять необходимые меры для выведения больного из такого состояния, определить объем и последовательность реанимационных мероприятий, оказать необходимую срочную помощь;
- определить специальные методы исследования (лабораторные, рентгенологические и функциональные);
- определить показания для госпитализации и организовать ее;
- провести дифференциальную диагностику, обосновать клинический диагноз, план и тактику ведения больного;
- оценить электрокардиограмму, спирограмму, данные рентгенологического обследования и дать по ним заключение;
- определить степень нарушения гомеостаза и выполнить все мероприятия по его нормализации;
- назначить необходимые лекарственные средства и другие лечебные мероприятия;
- определить вопросы трудоспособности больного – временной или стойкой нетрудоспособности, перевод на другую работу;
- провести необходимые противоэпидемические мероприятия при выявлении инфекционного больного;
- провести диспансеризацию здоровых и больных, уметь анализировать результаты;
- оформить медицинскую документацию, предусмотренную законодательством по здравоохранению.
3. Специальные знания и умения:
Врач-терапевт должен уметь установить диагноз и провести необходимое лечение при следующих заболеваниях:
Заболевания сердечно-сосудистой системы:
- ишемическая болезнь сердца(хроническая ишемическая болезнь сердца, острый коронарный синдром);
- гипертоническая болезнь и симптоматические артериальные гипертензии;
- миокардиты;
- перикардиты;
- врожденные и приобретенные пороки сердца;
- нейроциркуляторная дистония;
- миокардиодистрофии;
- кардиомиопатии;
- инфекционный эндокардит;
- нарушения сердечного ритма и проводимости;
- острая и хроническая недостаточность кровообращения (лево- и правожелудочковая, комбинированная).
Болезни органов дыхания:
- бронхит (острый, хронический );
- пневмонии;
- хроническая обструктивная болезнь легких;
- интерстициальные заболевания легких;
- бронхиальная астма;
- плевриты;
- спонтанный пневмоторакс, гидроторакс, пиопневмоторакс;
- дыхательная недостаточность;
- тромбоэмболия ветвей легочной артерии, легочное сердце (острое, подострое, хроническое);
- туберкулез легких;
- опухоли легких;
- профессиональные заболевания легких.
Болезни органов пищеварения:
- заболевания пищевода;
- заболевания желудка и 12-ти перстной кишки;
- постгастрорезекционные расстройства;
- неспецифический язвенный колит, болезнь Крона;
- острый и хронический панкреатит;
- дискинезия желчных путей, острый и хронический холецистит, холангит, рак печени и желчного пузыря;
- острый и хронический гепатиты, гепатозы, цирроз печени, печеночная недостаточность;
- опухоли органов желудочно-кишечного тракта.
Болезни мочевыделительной системы:
- гломерулонефриты;
- пиелонефриты;
- вазоренальная, ренальная гипертензия;
- нефротический синдром;
- амилоидоз почек;
- мочекаменная болезнь;
- острая и хроническая почечная недостаточность;
- опухоли почек;
- циститы;
- уретриты.
Болезни системы кроветворения:
- анемии;
- острые лейкозы;
- хронические лейкозы
- миеломная болезнь;
- лимфогранулематоз;
- геморрагические диатезы;
- ДВС-синдром.
Болезни эндокринной системы:
- сахарный диабет;
- заболевания щитовидной и паращитовидных желез;
- болезни гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой системы;
- ожирение и метаболический синдром.
Ревматические болезни:
- острая ревматическая лихорадка, ревматические пороки сердца;
- ревматоидный артрит;
- серонегативные спондилоартриты;
- остеохондроз позвоночника;
- первично деформирующий остеоартроз;
- подагра;
- диффузные заболевания соединительной ткани;
- системные васкулиты;
- остеопороз.
Инфекционные заболевания:
- общие вопросы инфекционной патологии;
- лабораторная диагностика инфекционных заболеваний;
- общая эпидемиология;
- дифференциальный диагноз основных клинических синдромов инфекционных заболеваний;
- вирусные инфекции;
- бактериальные инфекции;
- гельминтозы;
- болезни вызываемые членистоногими;
- микозы;
- протозойные инфекции;
- тактика ведения пациента с лихорадкой неясного генеза.
Профессиональные заболевания:
- химической этиологии (токсический ринофарингит, бронхит, бронхиолит и пневмония, бронхиальная астма, интоксикация химическими веществами, токсическое поражение кроветворного аппарата, гепатобиллиарной системы, почек и мочевыводящей путей, нервной системы);
- кожи (аллергические заболевания, дерматозы, микозы, эризипелоид, кандидозы);
- органов дыхания пылевой этиологии (бронхиты, пневмокониозы, эмфизема легких);
- вызванные действием физических факторов (вибрационная болезнь, лучевая болезнь, воздействие шума, повышенного и пониженного давления, радиации, лазерного излучения и др.);
- вызванные перенапряжением отдельных органов и систем;
- аллергические инфекционные и онкологические, вызванные воздействием производственных факторов.
Неотложные состояния в клинике внутренних болезней:
- тромбоэмболия легочной артерии;
- приступ бронхиальной астмы, астматический статус; острая дыхательная недостаточность
- пневмоторакс;
- острая сердечная недостаточность, обморок, кардиальная астма, отек легких, кардиогенный шок;
- нарушения ритма сердца, аритмический шок;
- болевой и геморрагический шок;
- инфекционно-токсический шок;
- гипертонический криз;
- острые нарушения мозгового кровообращения;
- анафилактический шок и острые аллергические реакции;
- острая печеночная недостаточность;
- острая почечная недостаточность, острая токсическая почка, почечная колика;
- диабетические комы;
- нарушения ритма и проводимости, требующие неотложной терапии;
- ожоги, отморожения, поражение электрическим током, молнией, тепловой и солнечный удар, утопление.
Острые хирургические заболевания:
- клинику, диагностику и лечение острого аппендицита, ущемленной грыжи; перфоративной язвы желудка и 12-перстной кишки, кишечной непроходимости, острого холецистита и панкреатита, острого гастродуоденального кровотечения, перитонита, тромбоза мезентериальных сосудов, острой задержки мочи, внематочной беременности.
Акушерство и гинекология:
- заболевания сердца и других органов при беременности;
- лечение внутренних болезней у беременных.
4. Функциональные и специальные методы диагностики и терапии:
Врач-терапевт должен уметь оценить:
- морфологические, биохимические, иммунологические показатели крови;
- результаты исследований мочи, спинальной жидкости, стернального пунктата, мокроты.
- данные рентгеноскопии и рентгенографии, рентгеновской компьютерной томографии, магнитно-резонансной томографии органов грудной клетки и брюшной полости; коронароангиографии.
- данные электрокардиографии, эхокардиоскопии;
- показатели исследования центральной гемодинамики;
- показатели функции внешнего дыхания;
- данные функциональных исследований желудочно-кишечного тракта;
- функциональные пробы в нефрологии
- данные функционального исследования легких (пикфлоуметрия, функция внешнего дыхания).
5. Манипуляции:
- восстановление проходимости дыхательных путей при отсутствии сознания;
- искусственное дыхание ;
- прекордиальный удар, непрямой массаж сердца;
- трахеотомия;
- остановка наружного и внутреннего кровотечения;
- подкожные, внутримышечные и внутривенные вливания;
- определение группы и видовой принадлежности крови, внутривенное переливание крови;
- катетеризация мочевого пузыря;
- пункция брюшной и плевральной полостей;
- желудочное и дуоденальное зондирование;
- определение кровопотери по удельному весу, гемоглобину и гематокриту;
- промывание желудка;
- лаваж трахеобронхиального дерева;
- снятие и расшифровка электрокардиограммы
Поделитесь с Вашими друзьями: |