К рабочей программе дисциплины (модуля) физиология спорта



Дата02.05.2016
Размер72 Kb.
Аннотация

к рабочей программе дисциплины (модуля)

физиология спорта

(наименование дисциплины (модуля))

Составитель (и):

Абрамова В.Р., профессор кафедры, доцент, к.б.н.

(Ф.И.О., должность, уч.степень, уч.звание)



Направление подготовки

034300 «Физическая культура»

Профиль подготовки

«Спортивная тренировка»

Квалификация (степень) выпускника

бакалавр

Цикл, раздел учебного плана

Профессиональный цикл, вариативная часть

Семестр(ы) изучения

5

Количество зачетных единиц (кредитов)

2

Форма промежуточной аттестации (зачет/экзамен)

зачет

Количество часов всего, из них:

72

лекционные

12

практические

24

семинары




СРС

36

на экзамен/зачет





1. Цели освоения дисциплины

Целью изучения дисциплины является ознакомление студентов с основными представления о функциях организма человека в условиях покоя и при физической нагрузке, о механизмах их регуляции, а также научить будущих специалистов использовать полученные знания в области физиологии в своей практической деятельности.


2. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

1. Знать: основные принципы работы функциональных систем организма человека, в покое и при различных режимах мышечной деятельности;

2. Уметь: разбираться в механизмах регуляции физиологических функций, обеспечивающих как вообще возможность осуществления мышечной работы, так и достижение предельных результатов спортивной деятельности.

3. Владеть: методологией использования полученных физиологических знаний для обоснования современных технологий спортивной науки применительно к задачам оздоровительной физической культуры и спортивной тренировки.
3. Краткое содержание дисциплины





Тема
Содержание

1

Введение. Адаптация к мышечной деятельности и функциональные резервы организма

Понятие об адаптации к различным факторам окружающей среды. Виды адаптации. Индивидуальные типы адаптации. Долговременная адаптация и формирование системного структурного следа. Общий адаптационный синдром (Г.Селье) Понятие о дизадаптации, утрате дизадаптации, утрате адаптации и реадаптации, “цене” адаптации. Механизмы адаптации к физическим нагрузкам. Динамика функций организма при адаптации, ее стадии. Понятие о функциональных резервах организма и их классификация. Срочная и долговременная адаптация к физическим нагрузкам. Мобилизация функциональных резервов организма. Основные функциональные эффекты адаптации. Обратимость адаптационных изменений. Принципы физиологической оценки качества и эффективности срочной и долговременной адаптации к физическим нагрузкам. Понятие о срочном, отставленном и суммарном тренировочном эффекте.

2

Физиологическая классификация и характеристика спортивных упражнений

Классификация спортивных движений и упражнений: по биомеханической структуре, характеру реагирования на условия деятельности, проявлению физических качеств, режиму деятельности скелетных мышц, мощности нагрузки, преобладающим источникам энергии, уровню энерготрат, характеру распределения усилий, сложности координации, объему занятых в движении мышц. Характеристика циклических движений различной относительной мощности: максимальной, субмаксимальной, большой, умеренной.Общая характеристика ациклических движений. Характеристика силовых и скоростно – силовых упражнений. Взрывные усилия. Особенности удержания статических усилий. Феномен статического усилия (Д.Линдгарда). Прицельные упражнения. Характеристика движений, оцениваемые в баллах. Характеристика ситуационных движений.


3

Физиологическая характеристика состояний организма при спортивной деятельности

Состояния организма при спортивной деятельности. Предстартовое состояние. Особенности физиологических функций. Разновидности предстартового состояния и способы управления ими.

Врабатывание. Физиологические закономерности и механизм врабатывания функций. Разминка как фактор оптимизации предстартовых реакций, ускорения врабатывания функций. Значение общей и специальной разминки. “Мертвая точка” и “второе дыхание”.

Состояние устойчивой работоспособности. Истинное и ложное устойчивое состояние при циклических упражнениях разной мощности. Характеристика двигательных, вегетативных функций, энергетического обмена, гормональной активности, координации движений в фазе устойчивой работоспособности при упражнениях переменной мощности, ациклических и других упражнениях.

Определение и физиологическая сущность утомления. Утомление и работоспособность. Физиологические проявления и стадии развития утомления при физической работе. Факторы утомления при различных видах спортивных упражнений. Критерии и тесты оценки утомления.

Восстановление. Восстановительные процессы после работы. Послерабочие изменения как отражение следовых процессов в тканях и нервной системе. Кислородный долг и его компоненты. Восстановление энергетических запасов в организме. Особенности восстановления функций. Восстановительные процессы после тренировочных занятий и соревнований. Влияние тренировки на восстановительные процессы. Средства повышения эффективности процессов восстановления и отдыха.


4

Физиологические основы спортивной тренировки




4.1

Физиологические механизмы развития физических качеств

Биологические факторы, определяющие развитие силы. Максимальная сила мышц. Понятие о силовом дефиците. Физиологические основы тренировки мышечной силы. Виды гипертрофии мышц. Физиологические особенности тренировки силы мышц динамическими и статическими нагрузки.

Физиологические механизмы развития скорости движений. Значение скорости в осуществлении одиночных движений, двигательных реакций, поддержании высокого темпа движений.

Скоростно – силовые упражнения. Максимальная мощность как результат оптимального соотношения силового и скоростного компонентов двигательного акта. Центральные и периферические факторы, определяющие скоростно – силовые характеристики движений. Физиологические основы развития скоростно – силовых качеств в разных видах спорта.

Определение выносливости. Взаимосвязь выносливости, работоспособности и утомления. Специфичность выносливости. Виды выносливости. Анаэробная и аэробная производительность. Общая и специальная выносливость. Показатели и критерии выносливости. Роль генетических и средовых факторов в развитии различных видов выносливости. Максимальная анаэробная мощность и максимальная анаэробная емкость как основа анаэробной выносливости.

Аэробная выносливость и кислородтранспортная система. МПК как интегральный показатель аэробных возможностей человека. Абсолютные и относительные величины МПК у спортсменов различных специализаций. Изменения в системе внешнего дыхания, в системе крови, в центральном и периферическом звеньях системы кровообращения, в системе микроциркуляции мышц.

Понятие о пороге анаэробного обмена (ПАНО) и использование его в тренировочном процессе.Понятие об аэробной емкости и эффективности. Мышца как ведущее звено системы, утилизирующей кислород при работе. Кровоснабжение скелетных мышц и аэробная выносливость. Недостаточное кровоснабжение мышечных волокон как фактор, лимитирующий работоспособность мышц при различных режимах сокращения. Композиция мышц и их аэробная выносливость. Физиологические основы тренировки периферических механизмов аэробной выносливости. Взаимосвязь генетических и средовых факторов в развитии периферических механизмов аэробной выносливости.

Ловкость как проявление координационных способностей нервной системы. Показатели ловкости. Значение сенсорных систем.Моторная память. Координация и способность к мышечному расслаблению. Особенности проявления ловкости в некоторых видах спорта. Координационные способности и утомление.

Понятие о гибкости. Факторы, лимитирующие гибкость. Активная и пассивная гибкость. Влияние на гибкость разминки, утомления, температуры окружающей среды. Взаимодействие двигательных качеств и двигательных навыков.




4.2

Генетические и средовые факторы развития и изменчивости двигательных качеств

Общие представления о влиянии генетических факторов на развитие двигательных качеств. Оценка генетической детерминации фенотипической изменчивочти двигательных качеств.

Генетическая детерминация развития скоростных и силовых качеств, координационной способности, выносливости.




4.3

Физиологическое обоснование классификации тренировочных нагрузок , принципов и планирования спортивной тренировки

Классификация нагрузок по специфичности, энергетической направленности, координационной сложности и величине. Физиологическое обоснование компонентов тренировочных нагрузок. Физиологические принципы спортивной тренировки: принцип специфичности, максимальных нагрузок, взаимодействия нагрузок, обратной связи, вариативности, обратимости, цикличности, учета фазности восстановительных процессов. Физиологическое обоснование структуры многолетней подготовки и ее отдельных этапов как процесса формирования долговременной адаптации. Физиологическая характеристика периодизации спортивной тренировки; подготовительного, соревновательного и переходного периодов. Физиологические основы предсоревновательного этапа тренировки.

5

Физиологические основы спортивной работоспособности в особых условиях внешней среды



Особенности терморегуляции в условиях повышенной температуры и влажности воздуха. Физиологическая характеристика факторов, снижающих спортивную работоспособность. Изменения функций организма в условиях повышенной темепературы и влажности. Тепловая адаптация и ее физиолоигческая характеристика. Питьевой режим. Повышение тепловой устойчивости организма. Спортивная работоспособность в условиях повышенной и пониженной температуры окружающей среды. Изменение функций организма в этих условиях. Акклиматизация к изменениям температуры.

Спортивная работоспособность в условиях пониженного атмосферного давления. Характеристика факторов, действующих на организм человека в условиях среднегорья и высокогорья, изменения функций организма в этих условиях. Различные типы гипоксии и их физиолоигческая характристика. Адаптация человека к пониженному барометрическому давлению. Работоспособность спортсменов во время и после пребывания в среднегорье. Биолоигческие ритмы человека. Циркадные ритмы. Ритмы и адаптация. Динамика работоспособности в течение суток. Десинхроноз и его физиологическая характеристика. Формирование новой суточной периодики функций организмса при смене временных поясов и ее фазы.

Влияние водной среды на спортивную работоспособность. Факторы, действующие на оргпнизм человека в водной среде.Особенности терморегуляции организма в воде. Энергетика плавания. Функции сенсорных систем в воде. Функции анимальных и вегетативных систем в водной среде. Физиологические основы совершенствования двигательных качеств пловцов.


6

Физиологические основы тренировки, спортивной ориентации и отбора юных спортсменов

Возрастное развитие процессов нейрогормональной регуляции структуры и функций нервно – мышечного аппарата и вегетативных систем. Особенности функциональных изменений у юных спортсменов при различных физических упражнениях.

Аэробные и анаэробные возможности юных спортсменов. Возрастные особенности формирования двигательных навыков развитие двигательных качеств. Особенности развития физиологических сосотояний в процессе спортивной деятельности. Возрастные закономерности и механизмы адаптации юных спортсменов под влиянием спортивной тренировки, физиологические основы дозирования тренировочных нагрузок.

Физиологическое обоснование спортивной ориентации и отбора и их физиологические критерии. Физиологическая характеристика возрастных этапов специализации в разных видах спорта.


7

Физиологические основы спортивной тренировки женщин

Особенности деятельности ЦНС и развития сенсорных систем в женском организме. Особенности двигательных и вегетативных функций и развития физических качеств у женщин. Аэробные и анаэробные возможности женщин. Перестройка гормональной активности и функционального состояния всех систем организма в различные фазы специфического биологического цикла. Влияние на спортивную работоспособность женщин различных фаз ОМЦ: менструальный,постменструальный, овуляторный,постовуляторный,предменструальный. Изменение функциональных возможностей женского организма под влиянием систематических занятий физическими упражнениями и спортом. Функциональные особенности женского организма, благоприятствующие выполнению ряда упражнений. Факторы, лимитирующие спортивную работоспособность женщин.

Индивидуализация тренировочного процесса с учетом фаз ОМЦ. Физиологические основы построения тренировочных микро – и мезоциклов у спортсменок. Влияние больших физических нагрузок на организм спортсменок.



8

Физиологические основы оздоровительной тренировки

Физиологическая характеристика образа жизни современного человека. Физиологические основы здорового образа жизни. Обоснование критериев здоровья. Критерии физического здоровья. Влияние занятий физическими упражнениями на умственную работоспособность.

Факторы, определяющие и нарушающие деятельность нервно –мышечной системы. Влияние физической активности на резервы физиологических функций. Общие физиологические закономерности использования физических нагрузок для улучшения состояния здоровья.

Детский, подростковый и юношеский возраст. Двигательная активность – необходимый фактор развития, увеличения функциональных возможностей растущего организма.

Физиологическая характеристика физического воспитания в дошкольных коллективах: оздоровительная гимнастика, ходьба и бег, раннее плавание, подвижные игры и т. д. Физиологическая характеристика занятий физической культурой в школьных коллективах, Обоснование величины оптимальной двигательной активности методики использования физических упражнений.

Зрелый и пожилой возраст. Физическая активность – важное условие высокой работоспососбности лиц зрелого и пожилого возраста. Влияние разных форм физической культуры на стареющий организм. Обоснование оптимальных нагрузок. Физиологическая характеристика использования физических упражнений и других форм активного отдыха в процессе производства и режима дня. Физиологические механизмы влияния физической тренировки на стареющий организм.




4. Аннотация разработана на основании:

1. ФГОС ВПО по направлению 034300 (код ) «Физическая культура» (направление);



2. ООП ВПО по направлению 034300 (код) «Физическая культура» (направление);

3. Аннотация к РПД утверждена на заседании кафедры (протокол №___ от «__»____20_г.)


Поделитесь с Вашими друзьями:




©zodomed.ru 2024


    Главная страница