Аннотация
к рабочей программе дисциплины (модуля)
физиология спорта
(наименование дисциплины (модуля))
Составитель (и):
Абрамова В.Р., профессор кафедры, доцент, к.б.н.
(Ф.И.О., должность, уч.степень, уч.звание)
Направление подготовки
|
034300 «Физическая культура»
|
Профиль подготовки
|
«Спортивная тренировка»
|
Квалификация (степень) выпускника
|
бакалавр
|
Цикл, раздел учебного плана
|
Профессиональный цикл, вариативная часть
|
Семестр(ы) изучения
|
5
|
Количество зачетных единиц (кредитов)
|
2
|
Форма промежуточной аттестации (зачет/экзамен)
|
зачет
|
Количество часов всего, из них:
|
72
|
лекционные
|
12
|
практические
|
24
|
семинары
|
|
СРС
|
36
|
на экзамен/зачет
|
|
1. Цели освоения дисциплины
Целью изучения дисциплины является ознакомление студентов с основными представления о функциях организма человека в условиях покоя и при физической нагрузке, о механизмах их регуляции, а также научить будущих специалистов использовать полученные знания в области физиологии в своей практической деятельности.
2. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
1. Знать: основные принципы работы функциональных систем организма человека, в покое и при различных режимах мышечной деятельности;
2. Уметь: разбираться в механизмах регуляции физиологических функций, обеспечивающих как вообще возможность осуществления мышечной работы, так и достижение предельных результатов спортивной деятельности.
3. Владеть: методологией использования полученных физиологических знаний для обоснования современных технологий спортивной науки применительно к задачам оздоровительной физической культуры и спортивной тренировки.
3. Краткое содержание дисциплины
|
Тема
| Содержание |
1
|
Введение. Адаптация к мышечной деятельности и функциональные резервы организма
|
Понятие об адаптации к различным факторам окружающей среды. Виды адаптации. Индивидуальные типы адаптации. Долговременная адаптация и формирование системного структурного следа. Общий адаптационный синдром (Г.Селье) Понятие о дизадаптации, утрате дизадаптации, утрате адаптации и реадаптации, “цене” адаптации. Механизмы адаптации к физическим нагрузкам. Динамика функций организма при адаптации, ее стадии. Понятие о функциональных резервах организма и их классификация. Срочная и долговременная адаптация к физическим нагрузкам. Мобилизация функциональных резервов организма. Основные функциональные эффекты адаптации. Обратимость адаптационных изменений. Принципы физиологической оценки качества и эффективности срочной и долговременной адаптации к физическим нагрузкам. Понятие о срочном, отставленном и суммарном тренировочном эффекте.
|
2
|
Физиологическая классификация и характеристика спортивных упражнений
|
Классификация спортивных движений и упражнений: по биомеханической структуре, характеру реагирования на условия деятельности, проявлению физических качеств, режиму деятельности скелетных мышц, мощности нагрузки, преобладающим источникам энергии, уровню энерготрат, характеру распределения усилий, сложности координации, объему занятых в движении мышц. Характеристика циклических движений различной относительной мощности: максимальной, субмаксимальной, большой, умеренной.Общая характеристика ациклических движений. Характеристика силовых и скоростно – силовых упражнений. Взрывные усилия. Особенности удержания статических усилий. Феномен статического усилия (Д.Линдгарда). Прицельные упражнения. Характеристика движений, оцениваемые в баллах. Характеристика ситуационных движений.
|
3
|
Физиологическая характеристика состояний организма при спортивной деятельности
|
Состояния организма при спортивной деятельности. Предстартовое состояние. Особенности физиологических функций. Разновидности предстартового состояния и способы управления ими.
Врабатывание. Физиологические закономерности и механизм врабатывания функций. Разминка как фактор оптимизации предстартовых реакций, ускорения врабатывания функций. Значение общей и специальной разминки. “Мертвая точка” и “второе дыхание”.
Состояние устойчивой работоспособности. Истинное и ложное устойчивое состояние при циклических упражнениях разной мощности. Характеристика двигательных, вегетативных функций, энергетического обмена, гормональной активности, координации движений в фазе устойчивой работоспособности при упражнениях переменной мощности, ациклических и других упражнениях.
Определение и физиологическая сущность утомления. Утомление и работоспособность. Физиологические проявления и стадии развития утомления при физической работе. Факторы утомления при различных видах спортивных упражнений. Критерии и тесты оценки утомления.
Восстановление. Восстановительные процессы после работы. Послерабочие изменения как отражение следовых процессов в тканях и нервной системе. Кислородный долг и его компоненты. Восстановление энергетических запасов в организме. Особенности восстановления функций. Восстановительные процессы после тренировочных занятий и соревнований. Влияние тренировки на восстановительные процессы. Средства повышения эффективности процессов восстановления и отдыха.
|
4
|
Физиологические основы спортивной тренировки
|
|
4.1
|
Физиологические механизмы развития физических качеств
|
Биологические факторы, определяющие развитие силы. Максимальная сила мышц. Понятие о силовом дефиците. Физиологические основы тренировки мышечной силы. Виды гипертрофии мышц. Физиологические особенности тренировки силы мышц динамическими и статическими нагрузки.
Физиологические механизмы развития скорости движений. Значение скорости в осуществлении одиночных движений, двигательных реакций, поддержании высокого темпа движений.
Скоростно – силовые упражнения. Максимальная мощность как результат оптимального соотношения силового и скоростного компонентов двигательного акта. Центральные и периферические факторы, определяющие скоростно – силовые характеристики движений. Физиологические основы развития скоростно – силовых качеств в разных видах спорта.
Определение выносливости. Взаимосвязь выносливости, работоспособности и утомления. Специфичность выносливости. Виды выносливости. Анаэробная и аэробная производительность. Общая и специальная выносливость. Показатели и критерии выносливости. Роль генетических и средовых факторов в развитии различных видов выносливости. Максимальная анаэробная мощность и максимальная анаэробная емкость как основа анаэробной выносливости.
Аэробная выносливость и кислородтранспортная система. МПК как интегральный показатель аэробных возможностей человека. Абсолютные и относительные величины МПК у спортсменов различных специализаций. Изменения в системе внешнего дыхания, в системе крови, в центральном и периферическом звеньях системы кровообращения, в системе микроциркуляции мышц.
Понятие о пороге анаэробного обмена (ПАНО) и использование его в тренировочном процессе.Понятие об аэробной емкости и эффективности. Мышца как ведущее звено системы, утилизирующей кислород при работе. Кровоснабжение скелетных мышц и аэробная выносливость. Недостаточное кровоснабжение мышечных волокон как фактор, лимитирующий работоспособность мышц при различных режимах сокращения. Композиция мышц и их аэробная выносливость. Физиологические основы тренировки периферических механизмов аэробной выносливости. Взаимосвязь генетических и средовых факторов в развитии периферических механизмов аэробной выносливости.
Ловкость как проявление координационных способностей нервной системы. Показатели ловкости. Значение сенсорных систем.Моторная память. Координация и способность к мышечному расслаблению. Особенности проявления ловкости в некоторых видах спорта. Координационные способности и утомление.
Понятие о гибкости. Факторы, лимитирующие гибкость. Активная и пассивная гибкость. Влияние на гибкость разминки, утомления, температуры окружающей среды. Взаимодействие двигательных качеств и двигательных навыков.
|
4.2
|
Генетические и средовые факторы развития и изменчивости двигательных качеств
|
Общие представления о влиянии генетических факторов на развитие двигательных качеств. Оценка генетической детерминации фенотипической изменчивочти двигательных качеств.
Генетическая детерминация развития скоростных и силовых качеств, координационной способности, выносливости.
|
4.3
|
Физиологическое обоснование классификации тренировочных нагрузок , принципов и планирования спортивной тренировки
|
Классификация нагрузок по специфичности, энергетической направленности, координационной сложности и величине. Физиологическое обоснование компонентов тренировочных нагрузок. Физиологические принципы спортивной тренировки: принцип специфичности, максимальных нагрузок, взаимодействия нагрузок, обратной связи, вариативности, обратимости, цикличности, учета фазности восстановительных процессов. Физиологическое обоснование структуры многолетней подготовки и ее отдельных этапов как процесса формирования долговременной адаптации. Физиологическая характеристика периодизации спортивной тренировки; подготовительного, соревновательного и переходного периодов. Физиологические основы предсоревновательного этапа тренировки.
|
5
|
Физиологические основы спортивной работоспособности в особых условиях внешней среды
|
Особенности терморегуляции в условиях повышенной температуры и влажности воздуха. Физиологическая характеристика факторов, снижающих спортивную работоспособность. Изменения функций организма в условиях повышенной темепературы и влажности. Тепловая адаптация и ее физиолоигческая характеристика. Питьевой режим. Повышение тепловой устойчивости организма. Спортивная работоспособность в условиях повышенной и пониженной температуры окружающей среды. Изменение функций организма в этих условиях. Акклиматизация к изменениям температуры.
Спортивная работоспособность в условиях пониженного атмосферного давления. Характеристика факторов, действующих на организм человека в условиях среднегорья и высокогорья, изменения функций организма в этих условиях. Различные типы гипоксии и их физиолоигческая характристика. Адаптация человека к пониженному барометрическому давлению. Работоспособность спортсменов во время и после пребывания в среднегорье. Биолоигческие ритмы человека. Циркадные ритмы. Ритмы и адаптация. Динамика работоспособности в течение суток. Десинхроноз и его физиологическая характеристика. Формирование новой суточной периодики функций организмса при смене временных поясов и ее фазы.
Влияние водной среды на спортивную работоспособность. Факторы, действующие на оргпнизм человека в водной среде.Особенности терморегуляции организма в воде. Энергетика плавания. Функции сенсорных систем в воде. Функции анимальных и вегетативных систем в водной среде. Физиологические основы совершенствования двигательных качеств пловцов.
|
6
|
Физиологические основы тренировки, спортивной ориентации и отбора юных спортсменов
|
Возрастное развитие процессов нейрогормональной регуляции структуры и функций нервно – мышечного аппарата и вегетативных систем. Особенности функциональных изменений у юных спортсменов при различных физических упражнениях.
Аэробные и анаэробные возможности юных спортсменов. Возрастные особенности формирования двигательных навыков развитие двигательных качеств. Особенности развития физиологических сосотояний в процессе спортивной деятельности. Возрастные закономерности и механизмы адаптации юных спортсменов под влиянием спортивной тренировки, физиологические основы дозирования тренировочных нагрузок.
Физиологическое обоснование спортивной ориентации и отбора и их физиологические критерии. Физиологическая характеристика возрастных этапов специализации в разных видах спорта.
|
7
|
Физиологические основы спортивной тренировки женщин
|
Особенности деятельности ЦНС и развития сенсорных систем в женском организме. Особенности двигательных и вегетативных функций и развития физических качеств у женщин. Аэробные и анаэробные возможности женщин. Перестройка гормональной активности и функционального состояния всех систем организма в различные фазы специфического биологического цикла. Влияние на спортивную работоспособность женщин различных фаз ОМЦ: менструальный,постменструальный, овуляторный,постовуляторный,предменструальный. Изменение функциональных возможностей женского организма под влиянием систематических занятий физическими упражнениями и спортом. Функциональные особенности женского организма, благоприятствующие выполнению ряда упражнений. Факторы, лимитирующие спортивную работоспособность женщин.
Индивидуализация тренировочного процесса с учетом фаз ОМЦ. Физиологические основы построения тренировочных микро – и мезоциклов у спортсменок. Влияние больших физических нагрузок на организм спортсменок.
|
8
|
Физиологические основы оздоровительной тренировки
|
Физиологическая характеристика образа жизни современного человека. Физиологические основы здорового образа жизни. Обоснование критериев здоровья. Критерии физического здоровья. Влияние занятий физическими упражнениями на умственную работоспособность.
Факторы, определяющие и нарушающие деятельность нервно –мышечной системы. Влияние физической активности на резервы физиологических функций. Общие физиологические закономерности использования физических нагрузок для улучшения состояния здоровья.
Детский, подростковый и юношеский возраст. Двигательная активность – необходимый фактор развития, увеличения функциональных возможностей растущего организма.
Физиологическая характеристика физического воспитания в дошкольных коллективах: оздоровительная гимнастика, ходьба и бег, раннее плавание, подвижные игры и т. д. Физиологическая характеристика занятий физической культурой в школьных коллективах, Обоснование величины оптимальной двигательной активности методики использования физических упражнений.
Зрелый и пожилой возраст. Физическая активность – важное условие высокой работоспососбности лиц зрелого и пожилого возраста. Влияние разных форм физической культуры на стареющий организм. Обоснование оптимальных нагрузок. Физиологическая характеристика использования физических упражнений и других форм активного отдыха в процессе производства и режима дня. Физиологические механизмы влияния физической тренировки на стареющий организм.
|
4. Аннотация разработана на основании:
1. ФГОС ВПО по направлению 034300 (код ) «Физическая культура» (направление);
2. ООП ВПО по направлению 034300 (код) «Физическая культура» (направление);
3. Аннотация к РПД утверждена на заседании кафедры (протокол №___ от «__»____20_г.)
Поделитесь с Вашими друзьями: |