Тема урока «Состав и функции крови»
Тип урока: изучение нового материала
Основная цель: создать условия для формирования представления о составе и функциях крови
Задачи:
-
развивать понятие «кровь»;
-
познакомить с составом крови;
-
познакомить со строением форменных элементов крови;
-
сформировать знания о плазме крови, ее функциях;
-
познакомить с функциями крови;
-
совершенствовать экспериментальные умения учащихся и умения делать правильные выводы на основе проведенных опытов;
-
развитие умения работать в группе
-
развитие процессов мышления: анализ, синтез, обобщение
-
развитие умения работы на ПК
- способствовать воспитанию чувства ответственности за свои действия в процессе обучения
Оборудование: CD-ROM «Уроки биологии Кирилла и Мефодия», CD-ROM «Открытая биология», презентация «Состав и функции крови», микроскопы, микропрепараты «Кровь человека» и «Кровь лягушки», бланки анализа крови.
План урока:
-
Организационное начало
-
Вводное слово учителя
-
Постановка проблемы. (Почему кровь особый вид соединительной ткани?)
-
Изучение нового материала
1). Виртуальная лабораторная работа «Изучение форменных элементов крови»
Цель: изучить форменные элементы крови
Оборудование: диск «Открытая биология»
Ход работы:
-
Запустить диск «Открытая биология»
-
Выбрать «Модели»
-
Глава 7
-
Открыть файл 7.3 «Анализ крови»
-
Увеличить изображение (лупа на полях)
-
Запустить анимацию (старт)
-
Заполнить схему
Форменные элементы крови
7. Сделать вывод.
2). Работа в группах (каждой группе выдается рабочий лист с индивидуальным заданием)
Рабочий лист № 1.
Тема урока: «Состав и функции крови».
Проблемный вопрос «Почему кровь особый вид соединительной ткани?»
-
Групповая работа
1. Запустить W-документ из папки «Группа 1»
2. Выполните задания и заполните таблицу:
|
Вопрос
|
Ответ
|
1
|
Как называются красные клетки крови?
|
|
2
|
Каково количество эритроцитов в 1мм3 крови у мужчин, у женщин?
|
|
3
|
Какова продолжительность жизни эритроцитов?
|
|
4
|
Где образуются эритроциты?
|
|
5
|
Где погибают эритроциты?
|
|
6
|
Каковы особенности строения эритроцитов: 1)Имеют ли они ядро?
2) Какую форму имеют эритроциты?
3) Какое значение имеет форма эритроцита?
4)Какой пигмент содержит эритроцит?
5)Какое строение имеет молекула гемоглобина?
6)Какую функцию выполняет гемоглобин?
7)Как называется соединение гемоглобина с О2,…? Какого он цвета? Какая кровь артериальная или венозная?
|
|
7
|
Что такое малокровие (анемия)?
|
|
8
|
Чем обусловлена анемия?
|
|
9
|
Причины малокровия?
|
|
10
|
Каковы меры профилактики?
|
|
Рабочий лист № 3
Тема урока: «Состав и функции крови».
1.Групповая работа
1. 1. Запустить W-документ из папки «Группа 3»
2. Выполните задания и заполните таблицу:
|
Вопрос
|
Ответ
|
1
|
Как называются кровяные пластинки?
|
|
2
|
Какое количество тромбоцитов содержится в 1мл крови?
|
|
3
|
Какова продолжительность жизни тромбоцитов?
|
|
4
|
Где образуются тромбоциты?
|
|
5
|
Особенности строения: есть ли ядро, какой формы?
|
|
6
|
Какую функцию выполняют тромбоциты?
|
|
7
|
Что такое свертывание крови?
|
|
8
|
Что происходит с тромбоцитами при повреждении стенок кровеносного сосуда?
|
|
9
|
Что при этом выделяется в плазму крови?
|
|
10
|
Что происходит под влиянием фермента с растворимым белком фибриногеном?
|
|
11
|
Что образуют нити фибрина?
|
|
12
|
Что закрывает тромб?
|
|
13
|
Как называется заболевание, когда не свертывается кровь?
|
|
Рабочий лист № 2.
Тема урока: «Состав и функции крови».
1.Групповая работа
1. 1. Запустить W-документ из папки «Группа 2»
2. Выполните задания и заполните таблицу:
:
|
Вопрос
|
Ответ
|
1
|
Как называются безцветныее кровяные клетки?
|
|
2
|
Какое количество лейкоцитов содержится в 1мм3 крови?
|
|
3
|
Где образуются лейкоциты?
|
|
4
|
Какова продолжительность жизни лейкоциты?
|
|
5
|
Особенности строения: есть ли ядро, какого цвета?
|
|
6
|
Какую функцию выполняют лейкоциты?
|
|
7
|
Как называется способность фагоцитов поглощать микроорганизмы и кто ее открыл?
|
|
8
|
Какова функция лимфоцитов?
|
|
9
|
О чем свидетельствует повышение числа лейкоцитов в крови?
|
|
3). Отчет групп, с просмотром презентации, изготовленной учителем
-
лабораторная работа «Сравнение эритроцитов крови человека и лягушки»
Цель: сравнить строение эритроцитов человека и лягушки и определить, чья кровь способна переносить больше кислорода.
Оборудование: микроскопы, микропрепараты крови человека и лягушки.
Ход работы:
-
Рассмотрите препарат крови человека. Найдите на нем эритроциты. Обратите внимание на их форму, величину, отсутствие ядра. Зарисуйте в тетради несколько эритроцитов человека.
-
Рассмотрите препарат крови лягушки при том же увеличении микроскопа. Найдите в нем эритроциты. Обратите внимание на их форму, величину, наличие ядра. Зарисуйте в тетради несколько эритроцитов лягушки.
-
Сравните эритроциты лягушки и человека и сделайте вывод о том, какие из них способны переносить больше кислорода и почему, а также о том, в каком направлении шла эволюция эритроцитов позвоночных животных.
- отчет 2,3 групп -
плазма крови (рассказ учителя с использованием презентации)
-
Закрепление (анализ данных бланков «Анализ крови», работа в парах)
-
Домашнее задание
-
Итоги урока
Поделитесь с Вашими друзьями: |