Глава1
ПЕРИОДЫ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА
Ребенок не является «взрослым в миниатюре». Морфологические и функциональные особенности детского организма определяют не только отличие организма ребенка от взрослого, но и своеобразие патологии детского возраста. Главная особенность ребенка заключается в том, что он растет и развивается. Понятие «рост» и «развитие» относят к процессу, в течение которого из оплодотворенной яйцеклетки развивается взрослый организм.
Рост - это изменение размеров тела или его частей, развитие - постепенная дифференцировка органов и тканей, а также функциональные изменения, происходящие вследствие биологического совершенствования строения организма под воздействием многих факторов. К таким факторам относят генетический код ребенка, его питание, эмоции, заболевания, социальные условия, уровень развития общества в целом. Каждый ребенок уникален, и его развитие колеблется в широких пределах, обозначаемых термином «норма». Но эта норма различается в зависимости от возраста, поэтому вполне закономерно разделение детского возраста на отдельные периоды, для которых характерна тесная взаимозависимость между возрастным периодом, совокупностью анатомо-физиологических особенностей, организацией ухода, питания, воспитания и возрастной патологией. В развитии ребенка от зачатия до наступления половой и социальной зрелости выделяют 2 этапа и 6 периодов.
А. Внутриутробный этап развития:
- фаза эмбрионального развития (до 2 - 3 мес);
- фаза плацентарного развития (от 3 мес до рождения).
Б. Внеутробный этап развития.
1. Период новорожденности (неонатальный):
- ранний неонатальный период (от рождения до 7 дней);
- поздний неонатальный период (от 8 до 28 дней).
2. Период грудного возраста (от 1 до 12 мес).
3. Преддошкольный период (от 1 года до 3 лет).
4. Дошкольный период (от 3 до 6 - 7 лет).
5. Младший школьный период (от 6 - 7 до 11 - 12 лет).
6. Старший школьный период (от 12 до 17 - 18 лет).
АНАТОМО - ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ В РАЗЛИЧНЫЕ ПЕРИОДЫ ДЕТСТВА
ВНУТРИУТРОБНЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ
После оплодотворения и образования зиготы начинается фаза эмбрионального развития {эмбриональный период), во время которого происходит закладка внутренних органов и внешних частей тела, образуются амнион и хорион; к концу второго лунного месяца эмбрион приобретает человекоподобный вид.
В фазе плацентарного развития (фетальном периоде) устанавливается обособленное от матери кровообращение, однако поступление к плоду кислорода и питания происходит из материнского организма через функционирующую плаценту.
Фетальный период складывается из раннего (до 28 нед беременности), позднего (с 28 нед до рождения) и интранатального подпериодов.
Ранний фетальный подпериод характеризуется интенсивным ростом и дифференцировкой тканей.
Поздний фетальный подпериод обеспечивает процессы депонирования тех компонентов питания, которые впоследствии не могут быть в достаточном количестве введены ребенку с материнским молоком. В этот период путем трансплацентарной передачи материнских иммуноглобулинов формируется пассивный иммунитет; созревает сурфак-тант, обеспечивающий нормальную функцию легких и желудочно-кишечного тракта; достигают определенной зрелости жизненно важные органы. Поэтому рождение ребенка даже с небольшой степенью недоношенности существенно сказывается на его адаптационных возможностях.
Внутриутробный этап развития продолжается в среднем 280 дней, или 10 лунных месяцев. В целом во время внутриутробного развития наряду с органогенезом наблюдаются исключительно быстрый рост и накопление клеточной массы. Так, за 10 лунных месяцев масса плода увеличивается примерно в 6 х 1012 раз, и если бы такая интенсивность накопления массы тела сохранялась и после рождения, то масса взрослого человека превысила бы массу Земли. Длина плода увеличивается в 5000 раз. На 4-м лунном месяце плод активно двигается, и это ощущается матерью; отчетливыми становятся признаки пола. В 5 лунных месяцев на коже появляется пушок, начинают функционировать сальные железы и образуется смазка. В 6 мес масса плода достигает 600 - 700 г, а к 9 - 10 мес 3000 - 3500 г. Так как питание развивающегося организма происходит за счет матери, то условия ее жизни и здоровья имеют для ребенка исключительное значение.
Поздний фетальный подпериод (иногда его называют антенатальным периодом) переходит в интранатальный этап - роды.
Роды - физиологический процесс, во время которого происходит изгнание плода, плаценты с оболочками и околоплодными водами из матки через родовые пути. В зависимости от сроков беременности на момент наступления родов используют термины: срочные роды (38 - 42 нед), преждевременные роды (28 - 37 нед), роды после срока (42 нед и более).
Интранатальный этап исчисляют от времени появления регулярных родовых схваток до момента перевязки пуповины - обычно от 2 - 4 до 15 - 18 ч. После перевязки пуповины начинается внеутробный этап, или собственно детство. Учитывая прямую зависимость развития плода и новорожденного, возникновения патологии, уровня младенческой смертности от течения беременности и родов, а также от возможностей адаптации ребенка к новым условиям жизни, принято объединять поздний фетальный, интранатальный и ранний неонатальный периоды в один - перинатальный период (с 28 нед внутриутробного развития до 7 дней жизни).
ВНЕУТРОБНЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ
1. Период новорожденности (неонатальный период) начинается с момента рождения и продолжается 4 нед. Выделяют ранний и поздний неонатальный периоды.
Ранний неонатальный период - самый ответственный для адаптации ребенка к новым условиям жизни.
Он продолжается от момента перевязки пуповины до окончания 7-х суток жизни. С первым вздохом новорожденного начинают функционировать органы дыхания. Уравновешивание давления в аорте и легочной артерии приводит к прекращению тока крови через артериальный проток и полному включению малого круга кровообращения; прекращается поступление крови из правого предсердия через овальное окно в левое, запустевают пупочные сосуды; начинается энтеральное питание ребенка. Вследствие потери воды через легкие и кожу, отхождения мекония, малого количества пищи и приспособления к новым условиям питания в первые дни жизни первоначальная масса тела уменьшается на 5 - 6%, что считается физиологическим явлением. К состояниям, отражающим адаптацию ребенка к новым условиям жизни, относят также физиологический катар кожи, физиологическую (конъюгационную) желтуху, половой криз (набухание молочных желез, кровянистые выделения из влагалища). Температура тела новорожденного неустойчива, в первые 2 дня она может понизиться на 1 - 1,5°С, а иногда на 3 - 4-е сутки отмечается немотивированное повышение температуры тела в течение нескольких часов до 38-40 °С. В связи с преобладанием в ЦНС процессов торможения новорожденный почти непрерывно спит. Родовой стресс, перестройка функций дыхания и кровообращения, незрелость адаптационных механизмов ребенка отражаются на показателях обмена веществ. В первые дни после рождения отмечаются метаболический ацидоз, гипопротеинемия (содержание белка 58,0 + 7,0 г/л), повышение уровня калия и остаточного азота в крови, снижение вдвое по сравнению с показателем при рождении концентрации сахара в крови. К концу 1-й недели жизни налаживается тесный контакт новорожденного с матерью, они взаимно общаются и привыкают друг к другу, особенно если ребенок вскармливается естественно. Новорожденный начинает прибавлять в массе, его газообмен устанавливается на уровне взрослого человека, катаболическая фаза обмена сменяется анаболической фазой.
Поздний неонатальный период продолжается с 8-го по 28-й день жизни и характеризуется дальнейшей адаптацией к окружающей среде. В это время заживает пупочная ранка, начинается интенсивная прибавка массы и длины тела, развиваются анализаторы и прежде всего зрительный; начинают формироваться условные рефлексы и координация движений.
В целом длительность периода новорожденности соответствует времени адаптации родившегося ребенка к внеутробной жизни в условиях незрелости нервной системы и всех других органов и систем. Внешне новорожденный беспомощен, большую часть суток спит. При смене пеленок он потягивается и принимает эмбриональную позу, приводя согнутые ноги и руки к животу из-за повышенного тонуса мышц-сгибателей, постоянно совершает беспорядочные движения руками и ногами. Голова свисает, взор не фиксируется, отмечается светобоязнь, вызываются только безусловные рефлексы (сосательный, защитный и др.). Кожа новорожденного гиперемирована, покрыта творожистой смазкой. Культя пуповины сначала набухшая, затем подсыхает с образованием поверхностной корки. С 3-го по 10-й день кожа приобретает желтушное окрашивание; дыхание, кровообращение, пищеварение, выделение совершаются с максимальной интенсивностью число дыхания 40 в 1 мин, частота сердечных сокращений 140 -160 в 1 мин, мочеиспускание 20 - 25 раз в сутки. После рождения ребенок переходит на энтеральное питание, причем лучшим является грудное вскармливание молоком матери. Молоко вырабатывается по принципу: запрос-ответ на запрос. Первые дни жизни являются критическим периодом в становлении естественного вскармливания как для ребенка, приобретающего первые навыки сосания груди, так и для матери, у которой развивается лактация. Стул у новорожденного меняет цвет от черно-зеленого (меконий) до желто-коричневого. Меконий - это все содержимое кишечника ребенка, накопившееся перед родами и до первого прикладывания к груди; чаще всего он отходит в первые сутки. Частота стула в периоде новорожденности сильно варьирует, некоторые дети испражняются после или во время каждого кормления. К 3 - 4-й неделе жизни ребенка кожа очищается и становится розовой, пупочная ранка заживает; в период бодрствования многие дети начинают отвечать на обращение улыбкой и мимикой радости.
2. Грудной период длится от 29-го дня до года жизни. Само название говорит о наиболее близком контакте ребенка с матерью в этот период. Основные процессы адаптации к внеутробной жизни завершены, механизм вскармливания сформирован, происходит интенсивное физическое, моторное, психическое развитие. При этом очень высока интенсивность обменных процессов при сохраняющейся незрелости анатомических структур, функциональной ограниченности дыхательного аппарата и желудочно-кишечного тракта. Наиболее значимые процессы дифференцировки тканей происходят на уровне нервной системы. Пассивный иммунитет ко многим детским инфекционным заболеваниям (корь, краснуха, дифтерия и др.), приобретенный внутриутробно через плаценту и внеутробно с молоком матери, сохраняется 3-4 мес. Приобретенный иммунитет на первом году жизни еще очень незначителен или отсутствует.
Ребенок 6 мес хорошо сидит, Ребенок 9 мес стоит с поддерж-
интересуется окружающим. кой, стремится к общению.
За грудной период длина тела ребенка увеличивается на 50%, а масса - более чем втрое. Относительная энергетическая потребность детей этого возраста в 3 раза выше, чем у взрослого человека, и покрывается относительно большим количеством пищи на 1 кг массы тела, рациональным вскармливанием и своевременным введением корригирующих продуктов. На протяжении первого года жизни разительно совершенствуются моторные функции - от полной двигательной беспомощности новорожденного до самостоятельной ходьбы и умения обращаться с игрушками. В возрасте 6 мес начинают прорезываться молочные зубы, и к году их обычно бывает восемь. Психическое развитие осуществляется так же интенсивно, как и моторное.
Начиная с возраста 1 мес, ребенок фиксирует взгляд на ярких предметах, к концу 2 мес следит за движением предмета, улыбается, с 3 мес произносит звуки, свидетельствующие о положительных эмоциях, «гулит», начинает узнавать близких, с 6 мес говорит отдельные слоги («ма», «па», «да» и др.), громко смеется.
К концу года ребенок произносит первые слова, выполняет простые требования, понимает слова запрета. Нормальное физическое и психомоторное развитие ребенка грудного возраста, сопротивляемость организма инфекциям и другим неблагоприятным факторам окружающей среды возможны только при правильном питании, адекватном режиме, уходе, закаливании. С целью защиты от инфекционных заболеваний особенно важны естественное вскармливание и своевременное проведение профилактических прививок.
3. Преддошкольный период (с 1 года до 3 лет) отличается замедлением темпов прибавки массы и длины тела, созреванием нервной системы, расширением условнорефлекторных связей, становлением второй сигнальной системы, формированием лимфоидной ткани носоглотки, увеличением мышечной массы. К 2 годам завершается прорезывание всех молочных зубов.
В этот период дети активно вступают в контакт с окружающим миром, подвижны, любознательны, при общении со взрослыми и старшими детьми у них совершенствуется речь. К концу 3-го года дети говорят длинными фразами, рассуждают, способны запоминать стихи.
Стремительно расширяются двигательные возможности-от ходьбы до бега, лазанья и прыжков.
Начиная с 1,5 лет дети спят днем около 3 ч, ночью - 11 ч. В этот период через игру, наблюдение за действием взрослых идет обучение трудовым и бытовым навыкам. У ребенка четко выявляются индивидуальные черты характера, поэтому воспитание становится главным элементом ухода за детьми. Основные физиологические системы обладают большей степенью зрелости: частота дыхания урежается и составляет 35 - 25 в 1 мин, частота пульса – 120 - 100 в 1 мин, мочеиспускание произвольное, стул 1 - 2 раза в день.
В преддошкольном периоде также важно правильно организовать режим ребенка, чтобы не перегрузить его впечатлениями, оградить от отрицательных воздействий окружающей среды.
Дошкольный период (от 3 до 7 лет) характеризуется расширением контактов ребенка с окружающим миром. Наиболее часто дети к этому времени начинают посещать детский сад. Нарастание массы тела замедляется, происходит первое физиологическое вытяжение, заметно увеличивается длина конечностей. В 5-6 лет начинается смена молочных зубов на постоянные, ребенок переходит на режим питания взрослого человека. Иммунная защита уже достигает известной степени зрелости. В этот период интенсивно развивается интеллект, усложняются двигательные и трудовые навыки. К 5 годам дети обычно правильно говорят на родном языке, запоминают стихи, пересказывают сказки. В этом возрасте появляются тонкие координированные движения: ребенок рисует, может научиться кататься на коньках, велосипеде. Появляется различие в поведении, увлечениях и играх мальчиков и девочек. Эмоциональные проявления становятся намного сдержаннее. К концу этого периода ребенок готовится к поступлению в школу.
Младший школьный период (7 - 11 лет). Завершена структурная дифференцировка тканей, идет дальнейшее увеличение массы органов и тела, появляются половые различия в физическом развитии - мальчики отличаются от девочек по типу роста, созревания, телосложения. В этом возрасте происходит полная замена молочных зубов на постоянные. Развиваются такие двигательные качества, как ловкость, быстрота, выносливость, успешно усваиваются тонкие умения - письмо, рукоделие. К 12 годам заканчивается формирование периферического иннервационного аппарата, кора головного мозга по строению становится сходной с корой взрослого человека. Физиологические параметры дыхательной и сердечно-сосудистой систем приближаются к таковым у взрослых. Характерно дальнейшее развитие высшей нервной деятельности, улучшается память, повышаются интеллект, волевые качества. Обучение в школе дисциплинирует детей, приучает их к самостоятельности и коллективным интересам.
6. Старший школьный период (с 12 по 17 - 18 лет) называют периодом полового созревания, отрочества, пубертатным, или подростковым, периодом. Этот период характеризуется резким изменением функции эндокринных желез, быстрым увеличением размеров тела. Для девочек это период бурного полового созревания, для мальчиков-его начало (рис. 7). У девочек вторичные половые признаки развиваются на 1 - 1,5 года раньше, чем у мальчиков. Увеличение длины тела особенно выражено в период полового созревания, поэтому в 12 - 14 лет девочки нередко обгоняют мальчиков в физическом развитии. В течение «росткового скачка», в возрасте около 12 лет, девочки вырастают примерно на 8 см в год. У мальчиков такой «скачок» бывает более поздним - в возрасте около 14 лет, в среднем они вырастают на 10 см в год. К концу полового созревания четко определяются низкорослость или избыточный высокий рост. В этом возрасте значительно повышаются мышечная сила, работоспособность. Нередко пубертатный период называют переходным. Особенно сложен переход в психологическом отношении - дети перестают быть детьми, но и не становятся взрослыми, поэтому процесс формирования личности подростка труден как для него самого, так и для родителей, учителей, товарищей. Возрастающая двигательная и нервно-психическая активность, интенсивное нарастание массы и длины тела ведут к напряжению работы эндокринных желез, нервной системы, обменных процессов, что требует повышенного введения питательных веществ-белка, жиров, углеводов, микронутриентов. Ускоренное физическое и половое созревание не всегда идет параллельно с интеллектуальным развитием, физическое созревание происходит быстрее и заканчивается раньше. В подростковом возрасте нередко выбирают профессию, это время для самоопределения и развития личности, время утверждения половой принадлежности и развития чувства полового соответствия. К концу подросткового периода тело достигает размеров и пропорций молодого взрослого человека. Развитие вторичных половых признаков заканчивается при распространении лобковых волос на медиальные поверхности бедер у лиц обоего пола, достижении размеров половых органов взрослого человека и полной репродуктивной способности у юношей и конфигурации у девушек молочных желез, свойственной зрелой женщине (менархе начинается обычно раньше-в среднем в 12,5 лет). В конце этого периода юноша и девушка принимают решение о будущей профессии, а мятежность более
раннего возраста, если и проявляется, часто сменяется возвращением в семью, хотя и на новой основе. Несмотря на то, что подростки часто остаются категоричными в суждениях, они в этот период охотнее вступают в диалог с родителями. Появляется способность к самопожертвованию, преданности, доверию.
Для каждого ребенка характерен индивидуальный темп биологического развития, при этом его биологический возраст может в определенной степени отличаться от возраста его сверстников.
Для определения биологического возраста используют признаки, которые отражают процесс биологического созревания.
Во всех периодах детства отличительными являются пропорции тела и характеристика физического и психомоторного развития. У детей грудного и преддошкольного возраста о биологическом возрасте можно судить по исчезновению основных рефлексов новорожденных, развитию условных рефлексов, появлению молочных зубов и ядер окостенения, в первую очередь в запястье, формированию двигательных навыков и речи. В дошкольном возрасте важным признаком зрелости считают появление постоянных зубов, а у детей младшего и старшего школьного возраста - развитие вторичных половых признаков, интеллекта, физической работоспособности.
МЕТОДИКА ОЦЕНКИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
Скорость роста, увеличение массы тела и изменение пропорций тела, развитие моторной и нервно-рефлекторной деятельности, речи и интеллекта, функциональная достаточность внутренних органов и нейроэндокринной регуляции, половое созревание находятся в прямой зависимости от наследственности и факторов внешней среды (питание, воспитание, заболевания, экология). В оценке гармоничности развития, понимании индивидуальности каждого ребенка большое значение имеет правильно собранный анамнез с выявлением неблагоприятных факторов, которые (особенно во внутриутробном периоде и в раннем возрасте) могут не только нарушать последовательность развития детей, но и вызывать иногда необратимые изменения.
Источниками анамнестических сведений являются родители, родственники, воспитатель, сведения из амбулаторной карты, выписка из истории болезни и другие медицинские документы. С ребенком старшего возраста также необходимо побеседовать, но при этом следует помнить, что ребенок внушаем, не может четко определить свои ощущения, а иногда может и умышленно ввести медицинского работника в заблуждение.
Эффективному сбору анамнеза способствуют такие качества медицинского работника, как мягкость в обращении, уважение, понимание, сочувствие, доброта.
Традиционно медицинский анамнез включает следующие вопросы.
Жалобы, т. е. основная причина, заставившая обратиться к врачу или сестре.
Настоящее заболевание, т.е. последовательное изложение всех деталей по поводу жалоб с начала болезни.
Анамнез жизни, включающий акушерский анамнез матери, вскармливание и развитие ребенка, его предыдущие заболевания, данные о лабораторных анализах, а также иммунизации.
Семейный анамнез - возраст родителей, их здоровье, вредные привычки и все заболевания у кровных родственников.
Социальный анамнез - социально-бытовые условия, которые могут влиять на развитие ребенка. В этой части анамнеза следует выяснить также характер работы родителей, участие их в воспитании ребенка дома или в детском учреждении, если он его посещает. Необходимо уточнить режим жизни (сон, прогулки, учебная нагрузка, время, затраченное на телепередачи, компьютерные игры), материальную обеспеченность семьи. Очень важно знать поведение ребенка дома и в коллективе: интересы, вредные привычки, реакции на плохую отметку, замечание, наказание, взаимоотношения с детьми и взрослыми.
Для оценки состояния развития и здоровья по периодам детства наибольшее значение имеет правильно собранный анамнез жизни. Вначале следует выяснить, от каких по счету беременности и родов родился ребенок, были ли у матери аборты или выкидыши, предшествующие данной беременности, и как закончились предыдущие роды. Очень важно уточнить особенности течения беременности: условия труда матери, желанный ли был ребенок в семье, были ли токсикозы, болела ли мать острыми вирусными заболеваниями (и если «да», то в каком триместре), не было ли во время беременности обострения хронических болезней, какие лекарственные препараты принимала женщина. Затем выявляют факторы риска для здоровья ребенка в родах, после рождения и в периоде новорожденности: наступили ли роды до срока, в срок или после срока; продолжительность I и II периодов родов, время отхождения околоплодных вод; родовспоможение (кесарево сечение, щипцы и др.), осложнения в родах; сразу ли закричал ребенок или была асфиксия; оценка по шкале Апгар; время первого прикладывания к груди и активность ребенка при сосании; выраженность и длительность желтухи; состояние пупочной ранки; какой процент массы потерял ребенок после рождения и к какому дню восстановилась первоначальная масса. После этого уточняют вид вскармливания ребенка, психомоторное развитие, перенесенные заболевания, контакты с инфекционными больными.
После получения анамнестических сведений необходимо провести клиническую оценку статуса ребенка (см. главу 6).
ВОЗРАСТНАЯ ПАТОЛОГИЯ В РАЗЛИЧНЫЕ ПЕРИОДЫ ДЕТСТВА
Педиатрия имеет дело с развивающимся организмом, постоянно меняющимся и совершенствующимся. Все внешние вредности и болезнетворные агенты вызывают в детском организме различные реакции вследствие его морфологического, функционального и биохимического своеобразия, при этом, чем моложе ребенок, тем выраженнее следующие особенности:
Незрелость всех органов и систем тканей, недостаточность нейроэндокринной регуляции.
Быстрые темпы физического и психического развития, что требует более напряженных энергетических и обменных процессов, определяет нестабильность и легко наступающие нарушения обмена у детей.
Снижение специфической и неспецифической защиты в связи с физиологической недостаточностью иммунитета и функциональной незрелостью кожи, слизистых оболочек, ЖКТ, ферментных систем.
В связи с этим патологический процесс у детей нередко приобретает генерализованный характер и своеобразное течение, развиваются заболевания, не встречающиеся у взрослых (диспепсии, рахит, диатезы), отмечается высокая инфекционная заболеваемость.
ВНУТРИУТРОБНЫЙ ЭТАП
К патологическим состояниям этого этапа относят эмбриопатии и фетопатии.
Эмбриопатии-патология эмбрионального периода с 16-го дня беременности до 75-го дня включительно.
К эмбриопатиям может привести ряд эндогенных и экзогенных тератогенных факторов: генетические, физические (ионизирующая радиация), химические (хозяйственные яды, некоторые лекарственные средства) воздействия, ряд вирусных инфекций (краснуха, энтеровирусные инфекции, цитомегаловирус и др.). Эмбриопатии заканчиваются либо гибелью эмбриона и спонтанным абортом, либо формированием врожденных пороков развития.
Фетопатии - патология фетального периода - с 76-го дня до окончания беременности. В этот период развитие плода в значительной степенизависит от состояния плаценты.
При различных повреждениях плацента становится проницаемой для микробов, вирусов и других неблагоприятных агентов, которые могут привести к заболеванию плода, нарушить его развитие, вызвать преждевременные роды.
При инфицировании в ранний фетальный период врожденные пороки возникают редко, чаще отмечается задержка внутриутробного развития с низкой массой тела при рождении.
Поздние фетопатии характеризуются развитием генерализованной внутриутробной инфекции с поражением ЦНС, внутренних органов, а также формированием хронических воспалительных процессов.
В интранатальном периоде может произойти нарушение кровообращения в плаценте, что нередко приводит к асфиксии плода, возможны родовая травма, заражение плода условно-патогенной флорой из родовых путей, а при наличии у матери воспалительных заболеваний половых органов - патогенными возбудителями.
ВНЕУТРОБНЫЙ ЭТАП
Период новорожденности. Заболевания раннего неонатального периода обусловлены прежде всего расстройствами, возникшими внутриутробно или в процессе родов. В этом периоде выявляются пороки развития, наследственные заболевания, болезни, обусловленные антигенной несовместимостью матери и плода (гемолитическая болезнь по резус - или групповой несовместимости), проявления асфиксии, травмы, внутриутробного инфицирования или инфицирования в родах. В первые дни жизни возникают гнойно-септические заболевания, пиодермия, бактериальные и вирусные поражения дыхательных путей и кишечника. Легкость инфицирования объясняется отсутствием у новорожденных секреторных иммуноглобулинов А и низким содержанием антител, относящихся к классу иммуноглобулинов М, особенно по отношению к грамотрицательной флоре. В позднем неонатальном периоде также могут выявляться заболевания, связанные с патологией внутриутробного и раннего неонатального периодов, перечисленные выше: вяло текущие внутриутробные и приобретенные инфекции, в том числе - пупочный сепсис, перинатальное поражение ЦНС гипоксически-травматического генеза.
Грудной возраст. Интенсивный рост и дифференцировка органов, большая напряженность обменных процессов становятся фоном, на котором легко развиваются, особенно при недостаточном, одностороннем, избыточном питании и погрешностях ухода, такие заболевания, как гипотрофия, паратрофия, анемия, рахит, острые расстройства пищеварения, диспепсия, проявляются аномалии конституции (диатезы). Функциональная недостаточность дыхательного аппарата при нарушении режима и отсутствии закаливания способствует возникновению воспалительных процессов в верхних дыхательных путях, часто осложняющихся обструктивным бронхитом и пневмонией. Пассивный иммунитет, полученный от матери, постепенно ослабевает, и во второй половине первого года жизни дети могут тяжело заболеть корью, ветряной оспой и другими детскими инфекционными заболеваниями.
Преддошкольный период. Острые расстройства пищеварения, пневмонии, бронхит, анемия, обострения диатезов встречаются часто, но протекают легче, чем у детей грудного возраста. На фоне физиологической гиперплазии лимфоидной ткани нередко развиваются тонзиллит, аденоиды, лимфаденит.
В связи с расширением контактов ребенка с другими детьми на фоне недостаточности собственного приобретенного иммунитета наиболее частой патологией становятся ОРВИ, дизентерия и другие кишечные инфекции, а также острые детские инфекции- менингококковая, коклюш, краснуха, ветряная оспа, корь, скарлатина и др.
Дошкольный период. Сохраняется высокая заболеваемость острыми респираторными и другими инфекционными заболеваниями с более легким, чем ранее, течением и меньшим количеством осложнений. В связи с нарастающей сенсибилизацией организма появляются такие аллергические и инфекционно-аллергические заболевания, как бронхиальная астма, ревматизм, геморрагический васкулит, нефрит и др. Отсутствие должных навыков поведения при повышенной подвижности часто приводит к травмам.
Младший школьный период. Остается высокой частота инфекционных, желудочно-кишечных, аллергических болезней. Занятия в школе в значительной мере ограничивают движения школьников, появляются проблемы нарушения осанки, ухудшения зрения. Часто обнаруживаются очаги хронической инфекции (кариес, тонзиллит).
Старший школьный возраст. Это самый трудный период психологического развития, нередко достаточно драматический пересмотр всей системы жизненных ценностей, отношения к себе, родителям, сверстникам. Здесь и крайние суждения, конфликты, стремление к самоутверждению.
Возможны психопатические состояния вплоть до суицидальных попыток. В этом периоде часто встречаются функциональные расстройства сердечно - сосудистой системы, вегетативной нервной системы («юношеское сердце», «юношеская гипертония», дисциркуляторные расстройства в виде акроцианоза и обморочных состояний). Широко распространены также расстройства питания (тучность, дистрофия) и заболевания ЖКТ (гастрит, дуоденит, язвенная болезнь). С началом полового созревания выявляются дефекты развития полового аппарата (дисменорея, аменорея и др.), могут обостриться инфекционно-аллергические заболевания, туберкулез. В связи с гормональной перестройкой возможны отклонения в функционировании эндокринного аппарата (зоб, гипо- или гипертиреоз и др.). Повышенная продукция андрогенов ведет к усиленной функции сальных желез и образованию угрей.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
Вопрос 1. Внутриутробный этап развития ребенка включаем все перечисленные ниже периоды, кроме:
A. Эмбрионального.
B. Раннего фетального.
C. Позднего фетального.
D. Раннего неонатального.
E. Интранатального.
Вопрос 2. Что из перечисленного ниже нельзя расценить как адаптацию новорожденного к новым условиям жизни в первые дни после рождения?
A. Уменьшение первоначальной массы тела на 12%.
B. Общая гиперемия кожи.
C. Появление желтухи на 3-й день жизни.
D. Набухание молочных желез.
E. Температура тела в первые 2 дня 35 °С.
Вопрос 3. В преддошкольном и дошкольном периодах наиболее частой патологией являются:
A. Пороки развития.
B. Рахит.
C. Острые инфекционные заболевания.
D. Заболевания, связанные с внутриутробным инфицированием.
E. Аллергические заболевания.
ОТВЕТЫ
К вопросу 1 - D.
К вопросу 2 - А.
К вопросу 3 - С.
Поделитесь с Вашими друзьями: |