Методическое пособие для самостоятельной работы студентов медицинских вузов. Под редакцией проф. Г. В. Порядина



страница1/10
Дата03.05.2016
Размер0.66 Mb.
ТипМетодическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ Н.И. ПИРОГОВА
КАФЕДРА ПАТОФИЗИОЛОГИИ

СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ

ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ

ПО ПАТОФИЗИОЛОГИИ

Москва - 2014
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ Н.И. ПИРОГОВА»


КАФЕДРА ПАТОФИЗИОЛОГИИ
____________________________________________________________________

СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ

ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ

ПО ПАТОФИЗИОЛОГИИ

Под редакцией члена-корреспогдента РАМН профессора Г.В.Порядина,

профессора Ж.М.Салмаси,

доц. Г.П.Щелкуновой

Москва - 2014
Ситуационные задачи для самоподготовки студентов по патофизиологии.

Методическое пособие для самостоятельной работы студентов медицинских ВУЗов. Под редакцией проф. Г.В.Порядина, проф. Ж.М.Салмаси, доц. Г.П.Щелкуновой - М., 2014 г, 68с.

Методическое пособие содержит ситуационные задачи, позволяющие в удобной форме проводить обучение и анализ важнейших разделов патофизиологии на примере типовых клинико-лабораторных ситуаций. Пособие предназначено для работы студентов как в аудиторное, так и во внеаудиторное время и направлено на стандартизацию подходов к обучению студентов в соответствии с образовательными стандартами Высшей медицинской школы. Ситуационные задачи составлены с учетом требований примерной учебной программы по патофизиологии, утвержденной Министерством образования Российской Федерации (2003). В качестве примера проведения патофизиологического анализа и формулирования заключения по его результатам для некоторых задач (помеченных "звездочкой") в конце каждого раздела приводятся варианты их решения.
Составители:
Сотрудники кафедры патофизиологии Российского Государственного медицинского университета: член-корр. РАМН, проф. Г.В.Порядин, проф. Ю.С. Свердлов, проф. Ж.М.Салмаси, доц. Н.И.Бережнова, доц. Н.Л.Богуш, доц. Л.И.Зеличенко, доц. Г.П.Щелкунова, доц. Л.Н.Осколок, доц. Т.Ю.Ручинская, ст. преп. Г.Т.Кашковская, ст. преп. Скуратовская С.Г., ст. преп. В.С.Курмангалиев.


Под редакцией члена-корреспондента РАМН, проф. Г.В. Порядина,

проф. Ж.М.Салмаси

доц. Г.П.Щелкуновой

© авторский коллектив, 2014 г


ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В СБОРНИКЕ ЗАДАЧ СОКРАЩЕНИЯ:

цАМФ – циклический аденозинмонофосфат

КОС – кислотно-основное состояние

ЛПНП – липопротеиды низкой плотности

ЛОНП – липопротеиды очень низкой плотности

ЛПВП – липопротеиды высокой плотности

ТГ – триглицериды

ХМ - хиломикроны

ООФ – ответ острой фазы

АД – артериальное давление

ЧСС – частота сердечных сокращений

МОС – минутный объем сердца

СИ – сердечный индекс

ОПСС – общее периферическое сопротивление сосудов

ЦВД – центральное венозное давление

КДО – конечный диастолический объем

КСО – конечный систолический объем

ФВ – фракция выброса (изгоняемая фракция)

ДСЛ- диффузионная способность легких

ЧД – частота дыхания

ДО – дыхательный объем

МАВ – минутная альвеолярная вентиляция

МВЛ – максимальная вентиляция легких

Ровд – резервный объем вдоха

Ровыд – резервный объем выдоха

ЖЕЛ – жизненная емкость легких

ФЖЕЛ – форсированная жизненная емкость легких

ОЕЛ – общая емкость легких

ОМП – объем мертвого пространства

ООЛ – остаточный объем легких

РД - резерв дыхания

ПОС – пик объемной скорости при форсированном выдохе

МОС25 (50,75) – максимальная объемная скорость воздушного потока при форсированном выдохе (тест «петля поток/объем»).

Ht – показатель гематокрита

MCV (mean corpuscular volume) – средний объем эритроцитов

MCH (mean corpuscular hemoglobin) - среднее содержание гемоглобина в эритроците

MCHC (mean corpuscular hemoglobin concentration) - средняя концентрация гемоглобина в эритроците

ОРЭ – осмотическая резистентность эритроцитов

СОЭ – скорость оседания эритроцитов

ОЖСС – общая железосвязывающая способность сыворотки крови

ЛЖСС – латентная железосвязывающая способность сыворотки крови

МНО (IRN) – международное нормализованное отношение (показатель гемостаза, используется вместо протромбинового индекса)

А/Г коэффициент – альбумино/глобулиновый коэффициент

ИФР-1 – инсулинподобный фактор роста или соматомедин С

ТТРФ – тиреотропин рилизинг фактор

ТТГ – тиреотропный гормон

Т3; Т4 – трийодтиронин; тироксин

АКТГ – адренокортикотропный гормон СТГ – соматотропный гормон

МСГ – меланоцитстимулирующий гормон

Содержание




Стр.

Предисловие…………………………………………………………...

5

I р а з д е л




Ситуационные задачи для самоподготовки и контроля знаний

студентов по общей патофизиологии






Болезнетворные факторы внешней среды…………………………...

6

Роль наследственности в патологии…………………………………

6

Реактивность, резистентность, конституция организма……………

7

Аллергия, иммунопатология…………………………………………

8

Патофизиология периферического кровообращения………………

13

Патофизиология гемореологии и гемостаза…………………………

14

Воспаление, ответ острой фазы, лихорадка, гипертермия…………

16

Патофизиология кислотно-основного состояния…………………...

20

Патофизиология обмена веществ……………………………………

22

Патофизиология тканевого роста……………………………………

26







II Р а з д е л




Ситуационные задачи для самоподготовки и контроля знаний

студентов по патофизиологии органов и систем.






Патофизиология нервной системы………………………………….

28

Патофизиология эндокринной системы…………………………….

30

Патофизиология сердечно-сосудистой системы……………………

35

Патофизиология дыхания…………………………………………….

39

Патофизиология системы крови……………………………………..

40

Патофизиология пищеварения………………………………………

50

Патофизиология печени………………………………………………

53

Патофизиология почек………………………………………………..

56







Примеры решения задач …………………………………………...

60



П Р Е Д И С Л О В И Е

Основная задача патофизиологии - изучение общих закономерностей и механизмов развития заболеваний человека и на их основе закрепление у студента знаний об этиологии, патогенезе, основных клинических проявлениях и принципах терапии основных заболеваний.

В связи с внедрением в медицинских ВУЗах страны непрерывной многоуровневой системы подготовки специалистов и углублением их фундаментальной подготовки назрела необходимость проведения патофизиологического анализа реальных клинических ситуаций. Решение ситуационных (типовых) задач позволяет студенту закрепить и продемонстрировать знания основных понятий патофизиологии, необходимых в его дальнейшей клинической подготовке и практике.

Ситуационные задачи сгруппированы по темам курса в соответствии с программой обучения, утвержденной Минздравом РФ. Тем не менее, условия многих ситуационных задач могут быть предметом проведения более широкого патофизиологического анализа, включающего различные разделы курса

Подборка ситуационных (клинико-патофизиологических) задач, наряду с подготовленными коллективами многих кафедр патофизиологии методическими разработками по ряду наиболее трудных для усвоения студентами разделам дисциплины, позволит студенту вести самостоятельную (и главное рациональную) проработку базовых знаний и осуществлять самоконтроль степени усвоения знаний по предмету.
I Р а з д е л.

СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ

ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ И КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ

ПО ОБЩЕЙ ПАТОФИЗИОЛОГИИ

БОЛЕЗНЕТВОРНЫЕ ФАКТОРЫ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ

Задача 1

Одну группу мышей облучали рентгеновскими лучами в дозе 10 Гр в течение 10 минут, другую - в такой же дозе в течение 140 минут.

В каком случае повреждающее действие радиации будет сильнее и почему?

1) у мышей первой группы

2) у мышей второй группы

3) результат одинаковый в обеих группах



Задача 2.

В первые 30 минут пребывания летчика на высоте 8000 м произошла разгерметизация кабины. У летчика появились признаки высотной декомпрессионной болезни: общая слабость, головокружение, тошнота, тахикардия, повышение АД, одышка, парестезии, кожный зуд, мышечно-суставные и загрудинные боли, нарушение зрения.

Объясните механизм происхождения этих симптомов.

РОЛЬ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ В ПАТОЛОГИИ

Задача 1*

Какова вероятность рождения ребенка с гемофилией (в %), если отец страдает этим заболеванием, а мать здорова и не является кондуктором (носителем) гена гемофилии?

1. а) 100% б) 50% в) 25% г) 0% (все дети будут здоровы)


  1. По какому типу наследуется это заболевание?

  2. Почему у женщины с геном «гемофилии» это заболевание не развивается?

  3. Что является основой патогенеза гемофилии?

Задача 2

Если наследственное заболевание обусловлено аутосомно-рецессивным геном, а оба родителя фенотипически здоровы и гетерозиготны по этому гену то какова вероятность ( в % ) того, что первый ребенок будет болен?



  1. а) 0% б) 25% в) 50% г) 75% д) 100%

  2. Приведите примеры заболеваний с таким типом наследования.

Задача 3

Если наследственное заболевание обусловлено аутосомно-рецессивным геном "в", а оба родителя фенотипически здоровы и гетерозиготны по этому гену, то какова вероятность (в % ) того, что их первый ребенок будет здоров ?

1. а) 25% б) 50% в) 75% г) 100%.

Чему равна пенетрантность гена у носителя данного доминантного гена (А), у гомозиготного носителя рецессивного гена (Б), у гетерозиготного носителя рецессивного гена (В)?



Задача 4

Какова вероятность (в %) рождения детей с ахондроплазией, если мать здорова, а отец страдает этим заболеванием?

1. а) 25% б) 50% в) 75% г) 100%


  1. По какому типу передается данное заболевание?

  2. Назовите его основные проявления.

***

РЕАКТИВНОСТЬ, РЕЗИСТЕНТНОСТЬ, КОНСТИТУЦИЯ ОРГАНИЗМА

Задача 1

Больному со 2-й группой крови по ошибке перелили кровь 3 группы в результате чего у него развился тяжелый гемотрансфузионный шок.



  1. Проявлением каких видов реактивности следует рассматривать развившееся осложнение?

а) групповой,

б) индивидуальной,

в) специфической,


г) неспецифической,

д) физиологической,

е) патологической

Задача 2


У больного после приема аспирина развился приступ бронхиальной астмы.

  1. Проявлением каких видов реактивности следует рассматривать данную ситуацию?

а) групповой,

б) индивидуальной,

в) специфической,


г) неспецифической,

д) физиологической,

е) патологической.


2. Объясните возможный патогенез “аспириновой” астмы.

Задача 3

Трем кроликам: первому - интактному, второму - после предварительно введенного подкожно кофеина и третьему - в состоянии наркотического сна (гексеналового) подкожно ввели 1% раствор пирогенала из расчета 1 мл/кг массы. Через 2 часа измерили ректальную температуру. Результаты: у первого кролика температура повысилась на 1С, у второго - на 3С и у третьего на 0,2С.



  1. Оцените форму реактивности этих животных на введение пирогенного вещества.

  2. Проявлением каких видов реактивности являются данные изменения?

  3. Объясните полученные результаты.

Задача 4*

Двух крыс: одну интактную, другую после двухсторонней адреналэктомии (удаление надпочечников) помещают в большую банку с водой и наблюдают за тем, как плавают животные. Через 10 - 15 минут адреналэктомированная крыса начинает тонуть и ее извлекают, а другая продолжает плавать еще длительное время.



  1. Оцените реактивность и резистентность этих животных по отношению к физической нагрузке.

  2. Объясните полученные результаты.

Задача 5

В банку емкостью 200 мл помещают пенал с натронной известью (поглотитель СО2) и двух мышей - взрослую и новорожденную. Банку плотно закрывают крышкой и наблюдают. Через 10-15 минут у взрослой мыши резко увеличивается частота дыхания, появляется беспокойство, двигательная активность, сменяющаяся судорогами и мышь погибает. У новорожденной мыши видимых изменений нет, и она, к моменту гибели взрослой мыши, остается живой.



  1. Оцените реактивность и резистентность этих животных.

  2. О проявлении каких видов реактивности можно говорить?

  3. Объясните полученные результаты.

Задача 6

Во время диспансерного обследования двух молодых людей призывного возраста было выявлено:

У первого - рост 170 см, масса тела 90 кг, подкожный жировой слой хорошо выражен, грудная клетка широкая, эпигастральный угол тупой, ЖЕЛ на 15% меньше положенной величины, горизонтальное положение сердца, Ад-140/80, уровень сахара в крови колеблется у верхней границы нормы, основной обмен снижен.

У второго - рост 190 см, масса тела 70 кг, подкожный жировой слой слабо выражен, грудная клетка узкая, эпигастральный угол острый, ЖЕЛ на 20% больше положенной величины, вертикальное положение сердца, Ад- 110/70, уровень сахара в крови колеблется у нижней границы нормы, основной обмен повышен.



  1. Оцените конституциональные типы этих людей.

  2. Какое наиболее вероятное объяснение можно дать зависимости величины АД, уровня сахара в крови и величины основного обмена от конституционального типа человека?

  3. Какие заболевания с большей вероятностью могут развиться у первого (А) и у второго (Б) юноши? (туберкулез, гипотоническая болезнь, сахарный диабет, желчекаменная болезнь, гипертоническая болезнь, ожирение, язвенная болезнь, генерализованный атеросклероз, гиперацидный гастрит, гипоацидный гастрит)



АЛЛЕРГИЯ, ИММУНОПАТОЛОГИЯ.

Задача 1

Если сенсибилизированной морской свинке ввести внутривенно какой-нибудь коллоидный краситель (например, синий Эванса на белковом носителе), а затем внутрикожно ввести антиген, то через 3-4 минуты на месте внутрикожного введения антигена появляется окрашенное синее пятно (феномен Овери).



  1. Объясните механизм данного феномена.

  2. Можно ли подавить развитие данного феномена Овери:

а) денервацией участка кожи, в котором протекает реакция?

б) введением антигистаминных препаратов?

в) введением блокаторов циклооксигеназы?

Объясните Ваш ответ.



Задача 2

Больному П., 10 лет, с травмой ноги была введена с профилактической целью противостолбнячная сыворотка. На восьмой день после введения сыворотки у ребенка возникли сильные боли и припухание плечевых и коленных суставов, появилась генерализованная сыпь. Одновременно наблюдалась лихорадка, резкая общая слабость, глухость сердечных тонов и снижение АД. Ребенок был госпитализирован с диагнозом «сывороточная болезнь».



  1. К какому типу иммунного повреждения по Джеллу и Кумбсу относится «сывороточная болезнь»?

  2. Объясните патогенез данного заболевания и основных симптомов.

  3. Почему симптомы заболевания развились на восьмой день после однократного введения противостолбнячной сыворотки?

  4. Как необходимо вводить сыворотку в целях профилактики развития анафилактического шока?

Задача 3

Больной Г., 35 лет, рабочий, занятый на никелировании металлических изделий (погружает и извлекает детали из электролитической ванны) обратился к врачу с жалобами на зудящие высыпания на коже кистей рук, раздражительность, нарушения сна. Высыпания на коже рук появились два месяца назад. Безуспешно лечился супрастином и тавегилом (блокаторы H1-рецепторов).



При осмотре на коже кистей рук выявлена распространенная папуло-везику­лезная сыпь, расчесы, кровянистые корочки. Аппликационная проба с сульфатом никеля дала положительный результат. Тест на торможение миграции макрофагов с препаратом никеля положительный.

  1. Какое заболевание, с наибольшей вероятностью, можно предположить у больного? Дайте обоснование Вашему заключению.

  2. К какому типу иммунного повреждения оно относится?

  3. Объясните патогенез данного заболевания.

  4. Через какое время следует оценивать результат кожно-аппликационной пробы с сульфатом никеля от момента постановки пробы? Почему?

  5. Объясните безрезультатность лечения супрастином и тавегилом.

Задача 4

К врачу обратился больной с жалобами на зуд век, слезотечение, сильный насморк, чихание, которые беспокоят его второй год подряд в апреле - мае. В анализе крови у больного найдено много эозинофилов. Отец больного страдает бронхиальной астмой.



  1. Какое заболевание наиболее вероятно, по Вашему мнению, у больного?

  2. Дайте обоснование Вашему заключению.

  3. Какие методы обследования помогут Вам в подтверждении Вашего диагноза?

  4. Объясните патогенез симптомов заболевания.

  5. Объясните роль эозинофилов при данном заболевании.

  6. Целесообразно ли данному больному назначать антигенспецифическую иммунотерапию?

Задача 5

С целью воспроизведения анафилактического шока здоровой морской свинке ввели 4 мл сыворотки крови, взятой от морской свинки, ранее сенсибилизированной антигеном - лошадиной сывороткой. После чего сразу же подопытному животному внутривенно ввели разрешающую дозу антигена - 0,2 мл лошадиной сыворотки.



  1. Разовьется ли картина анафилактического шока в данном случае?

  2. Объясните Ваш ответ.

  3. Опишите механизм развития активной и пассивной сенсибилизации морской свинки к чужеродному белку.

Задача 6

У больного атопической бронхиальной астмой после провокационной пробы с аллергеном развился приступ удушья, который был купирован в течение получаса. Спустя 6 часов бронхоспазм развился снова без контакта с аллергеном. На рентгенограмме в легких обнаружен инфильтрат.



  1. К какому типу проявлений аллергических реакций относится повторный бронхоспазм?

  2. Опишите механизм первого и второго приступа удушья.

  3. Какие клетки преимущественно участвуют в развитии первого и второго приступа удушья?

Задача 7.

Больная М., 32-х лет, поступила в клинику с жалобами на сильную слабость, головокружение, желтушность кожи и склер. При обследовании выявлено снижение гемоглобина и эритроцитов, повышенное содержание билирубина в крови и положительная проба Кумбса. Из анамнеза известно, что больная длительное время применяла сульфаниламидные препараты. Был поставлен диагноз – иммунная гемолитическая анемия.



  1. Какую роль в развитии данного заболевания сыграли сульфаниламиды?

  2. Объясните патогенез данной гемолитической анемии.

  3. Могут ли сульфаниламидные препараты и другие лекарства вызывать псевдоаллергию?

  4. Что такое псевдоаллергия?


Задача 8*

Перед введением разрешающей дозы аллергена, индуцирующего развитие анафилактической реакции, одному сенсибилизированному животному введен -адреноблокатор, а другому - -адреностимулятор.



  1. В каком случае будет более выражена патохимическая стадия аллергической реакции и почему?

  2. Какие препараты следует вводить для ослабления анафилактической реакции.

  3. Объясните механизм их действия.

Задача 9

В клинику был доставлен ребенок 10 лет с приступом бронхиальной астмы. Из анамнеза выяснено, что приступы астмы появились после того, как в доме появилась собака. После успешно проведенного лечения ребенок был направлен к врачу-аллергологу, который провел кожные диагностические пробы. В месте контакта кожи с аллергеном из шерсти собаки у ребенка появилась гиперемия, отек (размер 2 см2) и зуд, которые быстро прошли после смазывания этого участка кожи 1% гидрокортизоновой мазью.



  1. Оцените результат кожной пробы.

  2. Какое время необходимо для максимального развития кожной реакции на аллерген?

  3. Объясните механизм кожной реакции.

  4. Чем можно объяснить эффект от применения гидрокортизоновой мази?

  5. Какие рекомендации следует дать родителям ребенка?

Задача 10.

У ребенка 5-ти лет, страдающего тяжелой формой атопического дерматита, врач-аллерголог взял кровь и сыворотку этой крови ввел внутрикожно на предплечье руки отца ребенка. Из анамнеза известно, что мама ребенка страдает поллинозом, а отец здоров. На следующий день отцу в участок предплечья, где была введена сыворотка, ввели аллерген из коровьего молока. Через 15 минут в месте введения аллергена появилась гиперемия, отек и зуд.



  1. Как называется данный диагностический тест?

  2. Почему врач не проводил кожные пробы ребенку?

  3. Объясните механизм развития положительной кожной пробы у отца?

  4. Какие рекомендации профилактики обострения заболевания Вы можете предложить?

Задача 11.

Родители вместе с пятилетним ребенком посетили своих друзей, где у ребенка после контакта с кошкой развился приступ удушья. Врачи скорой помощи купировали приступ и порекомендовали обследовать ребенка у врача-аллерголога (отец ребенка страдает бронхиальной астмой).



  1. Какую роль в развитии атопических заболеваний играет наследственная предрасположенность? На какие звенья патогенеза аллергии она может влиять?

  2. Каталог: fileadmin -> rsmu -> img
    img -> Основные направления научной деятельности
    img -> Основные результаты научной деятельности
    img -> Рабочей программы дисциплины «Общая и клиническая иммунология» по направлению подготовки «Медицинская биохимия»
    img -> Присуждаемая ученая степень Кандидат наук
    img -> Программа по педиатрии для студентов высших медицинских учебных заведений
    img -> Примерная программа дисциплины общественное здоровье и здравоохранение для студентов, обучающихся по специальностям
    img -> Рабочая программа учебной дисциплины «неврология и нейрохирургия»
    img -> Вопросы по внутренним болезням, входящие в билеты по переводным экзаменам на 4 курсе дневного и 5 курсе вечернего отделений. Болезни сердечно – сосудистой системы
    img -> Лекция «психологические аспекты формирования здорового образа жизни у населения»
    img -> Вопросы к экзамену по терапии (разделам гастроэнтерологии и пульмонологии) 2015-2016г


    Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10




©zodomed.ru 2024


    Главная страница