МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ Н.И. ПИРОГОВА
КАФЕДРА ПАТОФИЗИОЛОГИИ
СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ
ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ
ПО ПАТОФИЗИОЛОГИИ
Москва - 2014
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ Н.И. ПИРОГОВА»
КАФЕДРА ПАТОФИЗИОЛОГИИ
____________________________________________________________________
СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ
ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ
ПО ПАТОФИЗИОЛОГИИ
Под редакцией члена-корреспогдента РАМН профессора Г.В.Порядина,
профессора Ж.М.Салмаси,
доц. Г.П.Щелкуновой
Москва - 2014
Ситуационные задачи для самоподготовки студентов по патофизиологии.
Методическое пособие для самостоятельной работы студентов медицинских ВУЗов. Под редакцией проф. Г.В.Порядина, проф. Ж.М.Салмаси, доц. Г.П.Щелкуновой - М., 2014 г, 68с.
Методическое пособие содержит ситуационные задачи, позволяющие в удобной форме проводить обучение и анализ важнейших разделов патофизиологии на примере типовых клинико-лабораторных ситуаций. Пособие предназначено для работы студентов как в аудиторное, так и во внеаудиторное время и направлено на стандартизацию подходов к обучению студентов в соответствии с образовательными стандартами Высшей медицинской школы. Ситуационные задачи составлены с учетом требований примерной учебной программы по патофизиологии, утвержденной Министерством образования Российской Федерации (2003). В качестве примера проведения патофизиологического анализа и формулирования заключения по его результатам для некоторых задач (помеченных "звездочкой") в конце каждого раздела приводятся варианты их решения.
Составители:
Сотрудники кафедры патофизиологии Российского Государственного медицинского университета: член-корр. РАМН, проф. Г.В.Порядин, проф. Ю.С. Свердлов, проф. Ж.М.Салмаси, доц. Н.И.Бережнова, доц. Н.Л.Богуш, доц. Л.И.Зеличенко, доц. Г.П.Щелкунова, доц. Л.Н.Осколок, доц. Т.Ю.Ручинская, ст. преп. Г.Т.Кашковская, ст. преп. Скуратовская С.Г., ст. преп. В.С.Курмангалиев.
Под редакцией члена-корреспондента РАМН, проф. Г.В. Порядина,
проф. Ж.М.Салмаси
доц. Г.П.Щелкуновой
© авторский коллектив, 2014 г
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В СБОРНИКЕ ЗАДАЧ СОКРАЩЕНИЯ:
цАМФ – циклический аденозинмонофосфат
КОС – кислотно-основное состояние
ЛПНП – липопротеиды низкой плотности
ЛОНП – липопротеиды очень низкой плотности
ЛПВП – липопротеиды высокой плотности
ТГ – триглицериды
ХМ - хиломикроны
ООФ – ответ острой фазы
АД – артериальное давление
ЧСС – частота сердечных сокращений
МОС – минутный объем сердца
СИ – сердечный индекс
ОПСС – общее периферическое сопротивление сосудов
ЦВД – центральное венозное давление
КДО – конечный диастолический объем
КСО – конечный систолический объем
ФВ – фракция выброса (изгоняемая фракция)
ДСЛ- диффузионная способность легких
ЧД – частота дыхания
ДО – дыхательный объем
МАВ – минутная альвеолярная вентиляция
МВЛ – максимальная вентиляция легких
Ровд – резервный объем вдоха
Ровыд – резервный объем выдоха
ЖЕЛ – жизненная емкость легких
ФЖЕЛ – форсированная жизненная емкость легких
ОЕЛ – общая емкость легких
ОМП – объем мертвого пространства
ООЛ – остаточный объем легких
РД - резерв дыхания
ПОС – пик объемной скорости при форсированном выдохе
МОС25 (50,75) – максимальная объемная скорость воздушного потока при форсированном выдохе (тест «петля поток/объем»).
Ht – показатель гематокрита
MCV (mean corpuscular volume) – средний объем эритроцитов
MCH (mean corpuscular hemoglobin) - среднее содержание гемоглобина в эритроците
MCHC (mean corpuscular hemoglobin concentration) - средняя концентрация гемоглобина в эритроците
ОРЭ – осмотическая резистентность эритроцитов
СОЭ – скорость оседания эритроцитов
ОЖСС – общая железосвязывающая способность сыворотки крови
ЛЖСС – латентная железосвязывающая способность сыворотки крови
МНО (IRN) – международное нормализованное отношение (показатель гемостаза, используется вместо протромбинового индекса)
А/Г коэффициент – альбумино/глобулиновый коэффициент
ИФР-1 – инсулинподобный фактор роста или соматомедин С
ТТРФ – тиреотропин рилизинг фактор
ТТГ – тиреотропный гормон
Т3; Т4 – трийодтиронин; тироксин
АКТГ – адренокортикотропный гормон СТГ – соматотропный гормон
МСГ – меланоцитстимулирующий гормон
Содержание
|
Стр.
|
Предисловие…………………………………………………………...
|
5
|
I р а з д е л
|
|
Ситуационные задачи для самоподготовки и контроля знаний
студентов по общей патофизиологии
|
|
Болезнетворные факторы внешней среды…………………………...
|
6
|
Роль наследственности в патологии…………………………………
|
6
|
Реактивность, резистентность, конституция организма……………
|
7
|
Аллергия, иммунопатология…………………………………………
|
8
|
Патофизиология периферического кровообращения………………
|
13
|
Патофизиология гемореологии и гемостаза…………………………
|
14
|
Воспаление, ответ острой фазы, лихорадка, гипертермия…………
|
16
|
Патофизиология кислотно-основного состояния…………………...
|
20
|
Патофизиология обмена веществ……………………………………
|
22
|
Патофизиология тканевого роста……………………………………
|
26
|
|
|
II Р а з д е л
|
|
Ситуационные задачи для самоподготовки и контроля знаний
студентов по патофизиологии органов и систем.
|
|
Патофизиология нервной системы………………………………….
|
28
|
Патофизиология эндокринной системы…………………………….
|
30
|
Патофизиология сердечно-сосудистой системы……………………
|
35
|
Патофизиология дыхания…………………………………………….
|
39
|
Патофизиология системы крови……………………………………..
|
40
|
Патофизиология пищеварения………………………………………
|
50
|
Патофизиология печени………………………………………………
|
53
|
Патофизиология почек………………………………………………..
|
56
|
|
|
Примеры решения задач …………………………………………...
|
60
|
П Р Е Д И С Л О В И Е
Основная задача патофизиологии - изучение общих закономерностей и механизмов развития заболеваний человека и на их основе закрепление у студента знаний об этиологии, патогенезе, основных клинических проявлениях и принципах терапии основных заболеваний.
В связи с внедрением в медицинских ВУЗах страны непрерывной многоуровневой системы подготовки специалистов и углублением их фундаментальной подготовки назрела необходимость проведения патофизиологического анализа реальных клинических ситуаций. Решение ситуационных (типовых) задач позволяет студенту закрепить и продемонстрировать знания основных понятий патофизиологии, необходимых в его дальнейшей клинической подготовке и практике.
Ситуационные задачи сгруппированы по темам курса в соответствии с программой обучения, утвержденной Минздравом РФ. Тем не менее, условия многих ситуационных задач могут быть предметом проведения более широкого патофизиологического анализа, включающего различные разделы курса
Подборка ситуационных (клинико-патофизиологических) задач, наряду с подготовленными коллективами многих кафедр патофизиологии методическими разработками по ряду наиболее трудных для усвоения студентами разделам дисциплины, позволит студенту вести самостоятельную (и главное рациональную) проработку базовых знаний и осуществлять самоконтроль степени усвоения знаний по предмету.
I Р а з д е л.
СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ
ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ И КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ
ПО ОБЩЕЙ ПАТОФИЗИОЛОГИИ
БОЛЕЗНЕТВОРНЫЕ ФАКТОРЫ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ
Задача 1
Одну группу мышей облучали рентгеновскими лучами в дозе 10 Гр в течение 10 минут, другую - в такой же дозе в течение 140 минут.
В каком случае повреждающее действие радиации будет сильнее и почему?
1) у мышей первой группы
2) у мышей второй группы
3) результат одинаковый в обеих группах
Задача 2.
В первые 30 минут пребывания летчика на высоте 8000 м произошла разгерметизация кабины. У летчика появились признаки высотной декомпрессионной болезни: общая слабость, головокружение, тошнота, тахикардия, повышение АД, одышка, парестезии, кожный зуд, мышечно-суставные и загрудинные боли, нарушение зрения.
Объясните механизм происхождения этих симптомов.
РОЛЬ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ В ПАТОЛОГИИ
Задача 1*
Какова вероятность рождения ребенка с гемофилией (в %), если отец страдает этим заболеванием, а мать здорова и не является кондуктором (носителем) гена гемофилии?
1. а) 100% б) 50% в) 25% г) 0% (все дети будут здоровы)
-
По какому типу наследуется это заболевание?
-
Почему у женщины с геном «гемофилии» это заболевание не развивается?
-
Что является основой патогенеза гемофилии?
Задача 2
Если наследственное заболевание обусловлено аутосомно-рецессивным геном, а оба родителя фенотипически здоровы и гетерозиготны по этому гену то какова вероятность ( в % ) того, что первый ребенок будет болен?
-
а) 0% б) 25% в) 50% г) 75% д) 100%
-
Приведите примеры заболеваний с таким типом наследования.
Задача 3
Если наследственное заболевание обусловлено аутосомно-рецессивным геном "в", а оба родителя фенотипически здоровы и гетерозиготны по этому гену, то какова вероятность (в % ) того, что их первый ребенок будет здоров ?
1. а) 25% б) 50% в) 75% г) 100%.
Чему равна пенетрантность гена у носителя данного доминантного гена (А), у гомозиготного носителя рецессивного гена (Б), у гетерозиготного носителя рецессивного гена (В)?
Задача 4
Какова вероятность (в %) рождения детей с ахондроплазией, если мать здорова, а отец страдает этим заболеванием?
1. а) 25% б) 50% в) 75% г) 100%
-
По какому типу передается данное заболевание?
-
Назовите его основные проявления.
***
РЕАКТИВНОСТЬ, РЕЗИСТЕНТНОСТЬ, КОНСТИТУЦИЯ ОРГАНИЗМА
Задача 1
Больному со 2-й группой крови по ошибке перелили кровь 3 группы в результате чего у него развился тяжелый гемотрансфузионный шок.
-
Проявлением каких видов реактивности следует рассматривать развившееся осложнение?
-
а) групповой,
б) индивидуальной,
в) специфической,
|
г) неспецифической,
д) физиологической,
е) патологической
| Задача 2
У больного после приема аспирина развился приступ бронхиальной астмы.
-
Проявлением каких видов реактивности следует рассматривать данную ситуацию?
-
а) групповой,
б) индивидуальной,
в) специфической,
|
г) неспецифической,
д) физиологической,
е) патологической.
|
2. Объясните возможный патогенез “аспириновой” астмы.
Задача 3
Трем кроликам: первому - интактному, второму - после предварительно введенного подкожно кофеина и третьему - в состоянии наркотического сна (гексеналового) подкожно ввели 1% раствор пирогенала из расчета 1 мл/кг массы. Через 2 часа измерили ректальную температуру. Результаты: у первого кролика температура повысилась на 1С, у второго - на 3С и у третьего на 0,2С.
-
Оцените форму реактивности этих животных на введение пирогенного вещества.
-
Проявлением каких видов реактивности являются данные изменения?
-
Объясните полученные результаты.
Задача 4*
Двух крыс: одну интактную, другую после двухсторонней адреналэктомии (удаление надпочечников) помещают в большую банку с водой и наблюдают за тем, как плавают животные. Через 10 - 15 минут адреналэктомированная крыса начинает тонуть и ее извлекают, а другая продолжает плавать еще длительное время.
-
Оцените реактивность и резистентность этих животных по отношению к физической нагрузке.
-
Объясните полученные результаты.
Задача 5
В банку емкостью 200 мл помещают пенал с натронной известью (поглотитель СО2) и двух мышей - взрослую и новорожденную. Банку плотно закрывают крышкой и наблюдают. Через 10-15 минут у взрослой мыши резко увеличивается частота дыхания, появляется беспокойство, двигательная активность, сменяющаяся судорогами и мышь погибает. У новорожденной мыши видимых изменений нет, и она, к моменту гибели взрослой мыши, остается живой.
-
Оцените реактивность и резистентность этих животных.
-
О проявлении каких видов реактивности можно говорить?
-
Объясните полученные результаты.
Задача 6
Во время диспансерного обследования двух молодых людей призывного возраста было выявлено:
У первого - рост 170 см, масса тела 90 кг, подкожный жировой слой хорошо выражен, грудная клетка широкая, эпигастральный угол тупой, ЖЕЛ на 15% меньше положенной величины, горизонтальное положение сердца, Ад-140/80, уровень сахара в крови колеблется у верхней границы нормы, основной обмен снижен.
У второго - рост 190 см, масса тела 70 кг, подкожный жировой слой слабо выражен, грудная клетка узкая, эпигастральный угол острый, ЖЕЛ на 20% больше положенной величины, вертикальное положение сердца, Ад- 110/70, уровень сахара в крови колеблется у нижней границы нормы, основной обмен повышен.
-
Оцените конституциональные типы этих людей.
-
Какое наиболее вероятное объяснение можно дать зависимости величины АД, уровня сахара в крови и величины основного обмена от конституционального типа человека?
-
Какие заболевания с большей вероятностью могут развиться у первого (А) и у второго (Б) юноши? (туберкулез, гипотоническая болезнь, сахарный диабет, желчекаменная болезнь, гипертоническая болезнь, ожирение, язвенная болезнь, генерализованный атеросклероз, гиперацидный гастрит, гипоацидный гастрит)
АЛЛЕРГИЯ, ИММУНОПАТОЛОГИЯ.
Задача 1
Если сенсибилизированной морской свинке ввести внутривенно какой-нибудь коллоидный краситель (например, синий Эванса на белковом носителе), а затем внутрикожно ввести антиген, то через 3-4 минуты на месте внутрикожного введения антигена появляется окрашенное синее пятно (феномен Овери).
-
Объясните механизм данного феномена.
-
Можно ли подавить развитие данного феномена Овери:
а) денервацией участка кожи, в котором протекает реакция?
б) введением антигистаминных препаратов?
в) введением блокаторов циклооксигеназы?
Объясните Ваш ответ.
Задача 2
Больному П., 10 лет, с травмой ноги была введена с профилактической целью противостолбнячная сыворотка. На восьмой день после введения сыворотки у ребенка возникли сильные боли и припухание плечевых и коленных суставов, появилась генерализованная сыпь. Одновременно наблюдалась лихорадка, резкая общая слабость, глухость сердечных тонов и снижение АД. Ребенок был госпитализирован с диагнозом «сывороточная болезнь».
-
К какому типу иммунного повреждения по Джеллу и Кумбсу относится «сывороточная болезнь»?
-
Объясните патогенез данного заболевания и основных симптомов.
-
Почему симптомы заболевания развились на восьмой день после однократного введения противостолбнячной сыворотки?
-
Как необходимо вводить сыворотку в целях профилактики развития анафилактического шока?
Задача 3
Больной Г., 35 лет, рабочий, занятый на никелировании металлических изделий (погружает и извлекает детали из электролитической ванны) обратился к врачу с жалобами на зудящие высыпания на коже кистей рук, раздражительность, нарушения сна. Высыпания на коже рук появились два месяца назад. Безуспешно лечился супрастином и тавегилом (блокаторы H1-рецепторов).
При осмотре на коже кистей рук выявлена распространенная папуло-везикулезная сыпь, расчесы, кровянистые корочки. Аппликационная проба с сульфатом никеля дала положительный результат. Тест на торможение миграции макрофагов с препаратом никеля положительный.
-
Какое заболевание, с наибольшей вероятностью, можно предположить у больного? Дайте обоснование Вашему заключению.
-
К какому типу иммунного повреждения оно относится?
-
Объясните патогенез данного заболевания.
-
Через какое время следует оценивать результат кожно-аппликационной пробы с сульфатом никеля от момента постановки пробы? Почему?
-
Объясните безрезультатность лечения супрастином и тавегилом.
Задача 4
К врачу обратился больной с жалобами на зуд век, слезотечение, сильный насморк, чихание, которые беспокоят его второй год подряд в апреле - мае. В анализе крови у больного найдено много эозинофилов. Отец больного страдает бронхиальной астмой.
-
Какое заболевание наиболее вероятно, по Вашему мнению, у больного?
-
Дайте обоснование Вашему заключению.
-
Какие методы обследования помогут Вам в подтверждении Вашего диагноза?
-
Объясните патогенез симптомов заболевания.
-
Объясните роль эозинофилов при данном заболевании.
-
Целесообразно ли данному больному назначать антигенспецифическую иммунотерапию?
Задача 5
С целью воспроизведения анафилактического шока здоровой морской свинке ввели 4 мл сыворотки крови, взятой от морской свинки, ранее сенсибилизированной антигеном - лошадиной сывороткой. После чего сразу же подопытному животному внутривенно ввели разрешающую дозу антигена - 0,2 мл лошадиной сыворотки.
-
Разовьется ли картина анафилактического шока в данном случае?
-
Объясните Ваш ответ.
-
Опишите механизм развития активной и пассивной сенсибилизации морской свинки к чужеродному белку.
Задача 6
У больного атопической бронхиальной астмой после провокационной пробы с аллергеном развился приступ удушья, который был купирован в течение получаса. Спустя 6 часов бронхоспазм развился снова без контакта с аллергеном. На рентгенограмме в легких обнаружен инфильтрат.
-
К какому типу проявлений аллергических реакций относится повторный бронхоспазм?
-
Опишите механизм первого и второго приступа удушья.
-
Какие клетки преимущественно участвуют в развитии первого и второго приступа удушья?
Задача 7.
Больная М., 32-х лет, поступила в клинику с жалобами на сильную слабость, головокружение, желтушность кожи и склер. При обследовании выявлено снижение гемоглобина и эритроцитов, повышенное содержание билирубина в крови и положительная проба Кумбса. Из анамнеза известно, что больная длительное время применяла сульфаниламидные препараты. Был поставлен диагноз – иммунная гемолитическая анемия.
-
Какую роль в развитии данного заболевания сыграли сульфаниламиды?
-
Объясните патогенез данной гемолитической анемии.
-
Могут ли сульфаниламидные препараты и другие лекарства вызывать псевдоаллергию?
-
Что такое псевдоаллергия?
Задача 8*
Перед введением разрешающей дозы аллергена, индуцирующего развитие анафилактической реакции, одному сенсибилизированному животному введен -адреноблокатор, а другому - -адреностимулятор.
-
В каком случае будет более выражена патохимическая стадия аллергической реакции и почему?
-
Какие препараты следует вводить для ослабления анафилактической реакции.
-
Объясните механизм их действия.
Задача 9
В клинику был доставлен ребенок 10 лет с приступом бронхиальной астмы. Из анамнеза выяснено, что приступы астмы появились после того, как в доме появилась собака. После успешно проведенного лечения ребенок был направлен к врачу-аллергологу, который провел кожные диагностические пробы. В месте контакта кожи с аллергеном из шерсти собаки у ребенка появилась гиперемия, отек (размер 2 см2) и зуд, которые быстро прошли после смазывания этого участка кожи 1% гидрокортизоновой мазью.
-
Оцените результат кожной пробы.
-
Какое время необходимо для максимального развития кожной реакции на аллерген?
-
Объясните механизм кожной реакции.
-
Чем можно объяснить эффект от применения гидрокортизоновой мази?
-
Какие рекомендации следует дать родителям ребенка?
Задача 10.
У ребенка 5-ти лет, страдающего тяжелой формой атопического дерматита, врач-аллерголог взял кровь и сыворотку этой крови ввел внутрикожно на предплечье руки отца ребенка. Из анамнеза известно, что мама ребенка страдает поллинозом, а отец здоров. На следующий день отцу в участок предплечья, где была введена сыворотка, ввели аллерген из коровьего молока. Через 15 минут в месте введения аллергена появилась гиперемия, отек и зуд.
-
Как называется данный диагностический тест?
-
Почему врач не проводил кожные пробы ребенку?
-
Объясните механизм развития положительной кожной пробы у отца?
-
Какие рекомендации профилактики обострения заболевания Вы можете предложить?
Задача 11.
Родители вместе с пятилетним ребенком посетили своих друзей, где у ребенка после контакта с кошкой развился приступ удушья. Врачи скорой помощи купировали приступ и порекомендовали обследовать ребенка у врача-аллерголога (отец ребенка страдает бронхиальной астмой).
-
Какую роль в развитии атопических заболеваний играет наследственная предрасположенность? На какие звенья патогенеза аллергии она может влиять?
Поделитесь с Вашими друзьями: |