План-конспект занятия
по теме: «Что такое чувства и эмоции»
к образовательной программе дополнительного образования детей
«Неболейка»
автор разработки Кузнецова И.В.
педагог дополнительного образования
Открытое занятие по данной теме проводится с группой детей 2 класса 28 школы-интерната.
Форма проведения занятия: игра-путешествие.
Цель: Развитие и коррекция эмоциональной сферы обучающихся.
Задачи:
Образовательные:
- дать элементарные знания об основных переживаниях человека,
- сформировать понятия «чувства» и «эмоции»,
- научить проявлять основные эмоции, посредством мимики и жестов.
Развивающие:
- продолжить развитие основныех познавательных процессов (мышление, внимание, память),
- продолжить развитие способностей к творческому воображению,
- продолжить развитие умения распознавать основные эмоциональные состояния человека,
- продолжить развитие мелкой моторики.
Воспитательные:
- помочь социализации детей с учетом индивидуальных особенностей развития,
- способствовать воспитанию чувства уважения, товарищества, дружбы, взаимопомощи,
- продолжить формирование нравственной, толерантной и активной жизненной позиции детей.
Необходимое оборудование и материалы:
- Столы и стулья
- Магнитная доска
- Воздушные шары двух цветов
- Карта путешественников (плакат)
- Планшеты (тетради)
- Зеркала
- Канцелярские товары (ручки, карандаши, фломастеры, ластики, клей)
- Два флажка по цвету воздушных шаров
- Плакат с ребусом (тема занятия)
- Вырезки из журналов (различные эмоции)
- Жетоны-деньги («улыбочки»)
- Воздушные шарики из цветного картона с липучкой по количеству детей
- Карточки-шпаргалки (перечень основных эмоций)
- Возможны детали театральных костюмов для пилотов и руководителя
- Карточки с изображением основных эмоций
- Пазлы с изображением основных эмоций
Ход занятия:
Детям предлагается нетрадиционная форма приветствия, ориентированная на сплочение группы и творческую работу.
Например: 1. Дети встают в круг и по – очереди вытягивают в центр круга руки, здороваясь. Таким образом, ладошка на ладошку строится пирамидка.
2. Под музыку дети передвигаются в танце. Музыка умолкает – дети объединяются в пары, здороваясь. Музыка вновь играет, дети танцуют. Музыка умолкает – дети объединяются в другие пары. И так далее, пока все не поздороваются.
Дети садятся на стулья вдоль стены, на спинках которых шары двух цветов. Педагог дает
-
установку на игру – путешествие:
- вы прибыли в Центр воздушных полетов
- вы – пилоты шаролетов (берут свои шарики)
- я – руководитель путешествия (надевает плащ или другой атрибут)
- перед вами «карта путешественников» с объектами, на которых мы должны с вами побывать
- у вас есть воздушные шары для шаролетов, планшеты (тетради), куда вы будете заносить свои впечатления и зеркальные фотоаппараты (зеркала), которыми вы будете фотографировать интересные моменты нашего путешествия.
- нам, конечно же, понадобятся денежки. За активную работу и правильные ответы вы будете зарабатывать денежки «улыбочки»
- готовы к путешествию? Тогда займите места в шаролетах того цвета, какого цвета ваши воздушные шары.
Дети рассаживаются за два стола (работа в подгруппах), соответственно двум цветам и вешают шары на спинки стульев.
Упражнение на развитие межполушарных связей. Например: «Похвала».
Одна рука кладется на живот и совершает круговые движения. Другая рука на голове и совершает движения поглаживания. Затем, оба движения делаются одновременно. Второй раз можно поменять руки.
Упражнение способствует включению в работу как логического (левого), так и творческого (правого) полушарий.
-
Определение темы и цели занятия
Тема нашего путешествия засекречена и чтобы оно состоялось, вам, уважаемые пилоты надо ее отгадать. Предлагается ребус с зашифрованной темой «Эмоции». Дети отгадывают и заносят тему в тетради – планшеты.
Мы побываем с вами на островах, искупаемся в море, поднимемся на вулкан и познакомимся с жителями этого замечательного государства (показывает на карте). Перед нашим путешествием, вам необходимо пройти предполетную подготовку, разведку данной местности.
на тему «От чего зависит мое настроение».
Вопросы:
- Какое настроение у тебя было утром, в школе и т.д. (плохое, хорошее…)
- Почему у человека бывает разное настроение? Какие причины могут влиять на настроение? (не выспался, поссорился с другом, получил хорошую оценку…)
- Что ты испытывал в душе, что чувствовал? (раздражение, обиду, радость…)
- Как ты себя вел в этих ситуациях? (был вялым, сидел в уголке и плакал, скакал и хлопал в ладоши…)
Наше поведение в жизни во многом зависит от настроения, а настроение возникает от тех переживаний, которые происходят у человека в душе. Это и есть эмоции и в отличие от чувств, эмоции менее постоянны и быстрее меняются.
Все эмоции, как и чувства, делятся на две группы: положительные и отрицательные.
Знакомство с группами эмоций: положительные и отрицательные. Дети в данной группе определяют и называют положительные эмоции, в другой – отрицательные. При затруднении идентификации эмоций, группам предлагается шпаргалка – определитель, выбираются нужные. Зачитывают. Подходят к столику, на котором разложены вырезки из журналов и каждый выбирает по одной вырезке с изображением положительной и отрицательной эмоций. Наклеивают в тетрадях.
Шпаргалка.
Сочувствие, неуверенность, дружба, восторг, печаль, злость, жалость, доброта, зависть, ненависть, удивление, радость, гнев, страх, счастье, уважение, зависть, скука, любовь, уверенность.
-
Знакомство с основными эмоциями
Итак, вы успешно прошли предполетную подготовку и готовы к путешествию. Полетели. Надуваем воздушные шары (имитация).
ГНЕВ.
Упражнение по дыхательной гимнастике. Глубокий вдох через нос, резкий выдох ртом. Дыхательные движения сопровождаются движениями рук – 5 раз.
Сели на места – приземлились на мыс Гнева.
Покажите, с какими выражениями лица встретили вас местные жители – работа в парах. Возьмите по – очереди зеркальные фотоаппараты, посмотрите на свое выражение лица, сфотографируйте, зарисуйте его в планшетах – тетрадях, описывая вслух (рот плотно сжат, брови сведены к переносице, глаза колючие, взгляд исподлобья, даже кулаки крепко сжаты …). Педагог рисует одновременно на доске эмоцию гнева (кружки – лица нарисованы заранее, как на доске, так и в тетрадях). Отрицательная эмоция.
Как – то некомфортно на мысе Гнева. Полетели дальше. Надуваем воздушные шары (имитация).
ГРУСТЬ.
Упражнение по дыхательной гимнастике. Медленный глубокий вдох через нос, медленный выдох ртом. Дыхательные движения сопровождаются движениями рук (– 5 раз) и медленным движением вокруг стола.
Сели на места – приземлились на полуостров Грусти.
Вас встречают местные жители. Покажите, какие выражения лиц у них – работа в парах. Возьмите по – очереди зеркальные фотоаппараты, посмотрите на свое выражение лица, сфотографируйте, зарисуйте его в планшетах – тетрадях, описывая вслух (уголки рта опущены вниз, глаза полузакрыты, даже капают слезки, голова и плечи опущены вниз …). Педагог рисует одновременно на доске эмоцию грусти (кружки – лица нарисованы заранее, как на доске, так и в тетрадях). Отрицательная эмоция.
Того и гляди, сейчас все разрыдаемся. Полетели дальше. Надуваем воздушные шары (имитация).
УДИВЛЕНИЕ.
Упражнение по дыхательной гимнастике. Глубокий вдох через нос, одновременно глаза расширяются и дети поднимаются на носки. Выдох через рот с приседанием. Дыхательные движения сопровождаются движениями рук – 5 раз.
Сели на места – приземлились в бухту Удивления.
Посмотрите, посмотрите сколько сбежалось любопытных жителей. Какое выражение лиц у них, покажите друг другу – работа в парах. Возьмите по – очереди зеркальные фотоаппараты, посмотрите на свое выражение лица, сфотографируйте, зарисуйте его в планшетах – тетрадях, описывая вслух
(рот приоткрыт, брови подняты вверх, глаза как блюдца, даже слышен вздох удивления …). Педагог рисует одновременно на доске эмоцию удивления (кружки – лица нарисованы заранее, как на доске, так и в тетрадях). Удивление способствует развитию интереса. Нейтральная эмоция перерастает в положительную.
Попрощайтесь с жителями бухты Удивления и приготовьтесь к следующему полету. Надуваем воздушные шары (имитация).
РАДОСТЬ.
Упражнение по дыхательной гимнастике. Глубокий быстрый вдох через рот, руки поднять вверх, соединить, закругляя. Надуть щеки, резкими движениями пальцев сдуть щеки. Надувание щек сопровождается бегом вокруг стола, сдувание идет стоя на месте – 5 раз.
Сели на места – приземлились на вулкан Радости.
На этом острове Восторга живут радостные люди. Покажите друг другу, какие выражения лиц у местных жителей – работа в парах. Возьмите по – очереди зеркальные фотоаппараты, посмотрите на свое выражение лица, сфотографируйте, зарисуйте его в планшетах – тетрадях, описывая вслух (уголки рта подняты вверх, глаза сужены, в уголках морщинки, взгляд открытый …). Педагог рисует одновременно на доске эмоцию радости (кружки – лица нарисованы заранее, как на доске, так и в тетрадях). Положительная эмоция.
- Закрепление основных понятий об эмоциональных состояниях человека. Закрепление умения их распознавать и воспроизводить.
Вот, и закончилось наше удивительное путешествие. Предлагаю вам собрать из пазлов фотографии наших новых знакомых. Дети по подгруппам собирают картинки эмоций: радость, удивление, гнев, грусть. Выразительными движениями и мимикой показывают их. На своих воздушных шарах фломастерами рисуют забавные мордашки.
- Оформление карты путешественников.
Возьмите свои жетоны – маленькие воздушные шарики и прикрепите их там, где бы вам захотелось задержаться подольше. Дети прикрепляют жетончики на карту.
Для сохранения и укрепления здоровья очень важны положительные эмоции, здоровье созидающие. А отрицательные эмоции убивают защитные силы организма, здоровье разрушающие эмоции.
«Сердце веселое – благотворное лекарство, а дух унылый сушит кость».
Подсчитать количество денежек «улыбочек» и похвалить всех.
Спасибо. До свидания. Дети уходят с шарами.
Поделитесь с Вашими друзьями: |