Вопросы к зачёту
по дисциплине Валеология
-
Предмет, задачи и методы валеологии. Валеология как интегральная наука. Педагогическая валеология и ее задачи. Основные понятия педагогической валеологии.
-
Основные факторы, определяющие состояние здоровья. Причины, определяющие низкие показатели здоровья. Здоровье родителей как предпосылка нормального психического и соматического развития ребенка.
-
Валеологический анализ здоровья и болезни. Индивидуальное и популяционное здоровье. Физиологическая норма, критерии здоровья. Оценка уровня здоровья.
-
Физическое развитие и его показатели. Уровень физического развития как показатель здоровья. Закономерности, связывающие размеры тела и свойства организма. Акселерация. Децелерация. Методы оценки физического развития. Центильный метод оценки. Метод индексов.
-
Компоненты массы тела. Телосложение и конституция. Типология физического развития. Классификация морфотипа по Штефко. Методы оценки типа телосложения (конституции тела).
-
Календарный и биологический возраст. Морфологические критерии биологического возраста. Способы оценки биологического возраста. Внешние половые признаки.
-
Состояние здоровья детей. «Школьная зрелость». Комплексная оценка готовности детей к обучению в школе (методы определения функциональной готовности детей к поступлению в школу; методы определения моторной асимметрии). Причины школьной неуспеваемости.
-
Физическая активность и здоровье. Проблема гиподинамии и гипокинезии. Наиболее эффективные (аэробичные) виды физической активности.
-
Понятие об иммунитете. Иммунная система организма. Естественный и искусственный иммунитет. Классификация защитных механизмов.
-
Факторы специфической и неспецифической защиты.
-
Факторы, влияющие на иммунный статус человека. Методы повышения иммунорезистентности.
-
Биологические ритмы, классификация. Синхронизаторы. Дисинхроноз, причины возникновения, последствия. Биоритмы и здоровье. Учет биологических ритмов при построении режима дня. Изучение суточного хронотипа человека.
-
Интегративные функции нервной системы. Ритмы мозга. Сон и бодрствование.
-
Психическое здоровье и его признаки. Неврозы. Средства и методы психической саморегуляции.
-
Эмоции, физиологические механизмы. Признаки эмоционального благополучия и его достижение.
-
Стресс, теории стресса. Стадии стресса. Общий адаптационный синдром. Дезадаптация. Преодоление стресса.
-
Валеологические предпосылки рационального питания. Значение питания в обеспечении жизнедеятельности.
-
Валеологические предпосылки рационального питания. Сбалансированное питание. Методы определения суточного расхода энергии.
-
Особенности питания современного человека. Возрастные особенности питания. Уход за зубами.
-
Валеологический анализ некоторых систем питания (система П. Брегга; Г. Шелтона; теория видового питания Г.С. Шаталовой). Понятие о раздельном питании. Вегетарианство. Понятие о методах очистки организма. Оздоровительное голодание.
-
Закаливание и здоровье. Основы терморегуляции и закаливания. Принципы закаливания.
-
Валеологические предпосылки закаливания.
-
Валеологические основы профилактики и терапии простудных и простудно-инфекционных заболеваний.
-
Влияние алкоголя и табакокурения, токсических и наркотических веществ на организм человека. Методы и средства предупреждения вредных привычек и отучения от них.
-
Особенности труда учителя и его здоровье. Характеристика труда учителя. Двигательный режим учителя, условия питания, гигиена зрения, голоса, нижних конечностей.
-
Валеологическое воспитание и образования. Основные направления валеологической деятельности учителя. Здоровьесберегающие педагогические технологии.
Список рекомендованной литературы
основная литература:
-
Артюнина, Г. П. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учеб. пос. для вузов [Текст] / Г.П. Артюнина. – М.: Академический Проект: Фонд «Мир», 2009. – 766 с. – (Фундаментальный учебник) (Gaudeamus). – Доп. УМО МО РФ пед. вузов.
дополнительная литература:
-
Авраменко, И. М. Основы медицинских знаний: лекции и семинары [Текст] / И.М. Авраменко. – Ростов-н/Д: Феникс, 2008. – 156 с. – (Зачет и экзамен). – Учебно-практич. пособ. для студ. вузов подготовл. в соответств. с ГОСТом ВО РФ.
-
Вайнер, Э. Н. Валеология: учебник для вузов [Текст] / Э.Н. Вайнер. – 6-е изд. – М.: Флинта; Наука, 2008. – 416 с. – Реком. УМО пед. образ. МО РФ.
-
Виленский, М. Я. Физическая культура и здоровый образ жизни студента: учебное пособие [Текст] / М.Я.Виленский, А.Г.Горшков. – М.: Гардарики, 2007. – 218 с. – Доп. МО и науки РФ в кач.учебного пособ.для студ. вузов, изуч. дисц. «Физ.к-ра»,кроме напр. и спец. в обл. физ./к. и спорта.
-
Дроздова, Т. М. Физиология питания: учебник [Текст] / Т.М. Дроздова, П.Е. Влощинский, В.М. Позняковский. – Новосибирск : Сибирское университетское издательство, 2007. – 352 с.: ил. – (Питание). – Рек. УМО.
-
Лечебная физическая культура : учебник для студентов вузов [Текст] / С.Н. Попов, Н.М. Валеев, Т.С. Гарасева; под ред. С.Н. Попова. – 6-е изд., стер. – М.: Академия, 2008. – 416 с. – (Высшее профессиональное образование. Физическая культура и спорт).
-
Туманян, Г. С. Здоровый образ жизни и физическое совершенствование: учебное пособие для студентов вузов [Текст] / Г.С. Туманян. – 3-е изд., стер. – М.: Дрофа, 2009. – 336 с.: ил. – (Высшее профессиональное образование).
-
Щербакова, В. И. Руководство к лабораторным работам по валеологии: учебно-метод. пос. [Текст] / В.И. Щербакова. – Борисоглебск: ГОУ ВПО «БГПИ», 2009. – 37 с.
информационные электронно-образовательные ресурсы:
-
Вайнер, Э.Н. Валеология: учебник / Э.Н. Вайнер. – 9-е изд. – М.: Флинта, 2011. – 448 с. [Электронный ресурс]. URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=79501&sr=1.
-
Кувшинов, Ю. А. Основы медицинский знаний и здорвого образа жизни: учебное пособие / Ю.А. Кувшинов.- Кемерово: КемГУКИ, 2013. – 183 с. [Электронный ресурс]. URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=275372&sr=1 (дата обращения 15.01.2016).
-
Щанкин, А. А. Курс лекций по основам медицинских знаний и здорового образа жизни: учебное пособие / А.А. Щанкин. - М.: Берлин: Директ-Медиа, 2015. – 97 с. [Электронный ресурс]. URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=362685&sr=1.
-
Энциклопедия педагогической валеологии: основные медико-психологические, экологосоциологические, педагогические и специальные термины, определения и понятия; Под ред. Г.А. Рябинин. – СПб.: Издательский дом «Петрополис», 2010. – 432 с. [Электронный ресурс]. URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=253938&sr=1.
Составитель: канд. биол. наук,
доцент каф. ТиМНО Н.В. Мухина
Поделитесь с Вашими друзьями: |