Вопросы к зачёту



Скачать 19.63 Kb.
Дата04.10.2017
Размер19.63 Kb.

Вопросы к зачёту
по дисциплине Валеология



  1. Предмет, задачи и методы валеологии. Валеология как интегральная наука. Педагогическая валеология и ее задачи. Основные понятия педагогической валеологии.

  2. Основные факторы, определяющие состояние здоровья. Причины, определяющие низкие показатели здоровья. Здоровье родителей как предпосылка нормального психического и соматического развития ребенка.

  3. Валеологический анализ здоровья и болезни. Индивидуальное и популяционное здоровье. Физиологическая норма, критерии здоровья. Оценка уровня здоровья.

  4. Физическое развитие и его показатели. Уровень физического развития как показатель здоровья. Закономерности, связывающие размеры тела и свойства организма. Акселерация. Децелерация. Методы оценки физического развития. Центильный метод оценки. Метод индексов.

  5. Компоненты массы тела. Телосложение и конституция. Типология физического развития. Классификация морфотипа по Штефко. Методы оценки типа телосложения (конституции тела).

  6. Календарный и биологический возраст. Морфологические критерии биологического возраста. Способы оценки биологического возраста. Внешние половые признаки.

  7. Состояние здоровья детей. «Школьная зрелость». Комплексная оценка готовности детей к обучению в школе (методы определения функциональной готовности детей к поступлению в школу; методы определения моторной асимметрии). Причины школьной неуспеваемости.

  8. Физическая активность и здоровье. Проблема гиподинамии и гипокинезии. Наиболее эффективные (аэробичные) виды физической активности.

  9. Понятие об иммунитете. Иммунная система организма. Естественный и искусственный иммунитет. Классификация защитных механизмов.

  10. Факторы специфической и неспецифической защиты.

  11. Факторы, влияющие на иммунный статус человека. Методы повышения иммунорезистентности.

  12. Биологические ритмы, классификация. Синхронизаторы. Дисинхроноз, причины возникновения, последствия. Биоритмы и здоровье. Учет биологических ритмов при построении режима дня. Изучение суточного хронотипа человека.

  13. Интегративные функции нервной системы. Ритмы мозга. Сон и бодрствование.

  14. Психическое здоровье и его признаки. Неврозы. Средства и методы психической саморегуляции.

  15. Эмоции, физиологические механизмы. Признаки эмоционального благополучия и его достижение.

  16. Стресс, теории стресса. Стадии стресса. Общий адаптационный синдром. Дезадаптация. Преодоление стресса.

  17. Валеологические предпосылки рационального питания. Значение питания в обеспечении жизнедеятельности.

  18. Валеологические предпосылки рационального питания. Сбалансированное питание. Методы определения суточного расхода энергии.

  19. Особенности питания современного человека. Возрастные особенности питания. Уход за зубами.

  20. Валеологический анализ некоторых систем питания (система П. Брегга; Г. Шелтона; теория видового питания Г.С. Шаталовой). Понятие о раздельном питании. Вегетарианство. Понятие о методах очистки организма. Оздоровительное голодание.

  21. Закаливание и здоровье. Основы терморегуляции и закаливания. Принципы закаливания.

  22. Валеологические предпосылки закаливания.

  23. Валеологические основы профилактики и терапии простудных и простудно-инфекционных заболеваний.

  24. Влияние алкоголя и табакокурения, токсических и наркотических веществ на организм человека. Методы и средства предупреждения вредных привычек и отучения от них.

  25. Особенности труда учителя и его здоровье. Характеристика труда учителя. Двигательный режим учителя, условия питания, гигиена зрения, голоса, нижних конечностей.

  26. Валеологическое воспитание и образования. Основные направления валеологической деятельности учителя. Здоровьесберегающие педагогические технологии.


Список рекомендованной литературы
основная литература:

  1. Артюнина, Г. П. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учеб. пос. для вузов [Текст] / Г.П. Артюнина. – М.: Академический Проект: Фонд «Мир», 2009. – 766 с. – (Фундаментальный учебник) (Gaudeamus). – Доп. УМО МО РФ пед. вузов.

дополнительная литература:



  1. Авраменко, И. М. Основы медицинских знаний: лекции и семинары [Текст] / И.М. Авраменко. – Ростов-н/Д: Феникс, 2008. – 156 с. – (Зачет и экзамен). – Учебно-практич. пособ. для студ. вузов подготовл. в соответств. с ГОСТом ВО РФ.

  2. Вайнер, Э. Н. Валеология: учебник для вузов [Текст] / Э.Н. Вайнер. – 6-е изд. – М.: Флинта; Наука, 2008. – 416 с. – Реком. УМО пед. образ. МО РФ.

  3. Виленский, М. Я. Физическая культура и здоровый образ жизни студента: учебное пособие [Текст] / М.Я.Виленский, А.Г.Горшков. – М.: Гардарики, 2007. – 218 с. – Доп. МО и науки РФ в кач.учебного пособ.для студ. вузов, изуч. дисц. «Физ.к-ра»,кроме напр. и спец. в обл. физ./к. и спорта.

  4. Дроздова, Т. М. Физиология питания: учебник [Текст] / Т.М. Дроздова, П.Е. Влощинский, В.М. Позняковский. – Новосибирск : Сибирское университетское издательство, 2007. – 352 с.: ил. – (Питание). – Рек. УМО.

  5. Лечебная физическая культура : учебник для студентов вузов [Текст] / С.Н. Попов, Н.М. Валеев, Т.С. Гарасева; под ред. С.Н. Попова. – 6-е изд., стер. – М.: Академия, 2008. – 416 с. – (Высшее профессиональное образование. Физическая культура и спорт).

  6. Туманян, Г. С. Здоровый образ жизни и физическое совершенствование: учебное пособие для студентов вузов [Текст] / Г.С. Туманян. – 3-е изд., стер. – М.: Дрофа, 2009. – 336 с.: ил. – (Высшее профессиональное образование).

  7. Щербакова, В. И. Руководство к лабораторным работам по валеологии: учебно-метод. пос. [Текст] / В.И. Щербакова. – Борисоглебск: ГОУ ВПО «БГПИ», 2009. – 37 с.


информационные электронно-образовательные ресурсы:

  1. Вайнер, Э.Н. Валеология: учебник / Э.Н. Вайнер. – 9-е изд. – М.: Флинта, 2011. – 448 с. [Электронный ресурс]. URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=79501&sr=1.

  2. Кувшинов, Ю. А. Основы медицинский знаний и здорвого образа жизни: учебное пособие / Ю.А. Кувшинов.- Кемерово: КемГУКИ, 2013. – 183 с. [Электронный ресурс]. URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=275372&sr=1 (дата обращения 15.01.2016).

  3. Щанкин,  А. А. Курс лекций по основам медицинских знаний и здорового образа жизни: учебное пособие / А.А. Щанкин. - М.: Берлин: Директ-Медиа, 2015. – 97 с. [Электронный ресурс]. URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=362685&sr=1.

  4. Энциклопедия педагогической валеологии: основные медико-психологические, экологосоциологические, педагогические и специальные термины, определения и понятия; Под ред. Г.А. Рябинин. – СПб.: Издательский дом «Петрополис», 2010. – 432 с. [Электронный ресурс]. URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=253938&sr=1.

Составитель: канд. биол. наук,



доцент каф. ТиМНО Н.В. Мухина
Каталог: docs -> education -> umm -> ppf -> zfo
ppf -> Вопросы к зачёту
zfo -> Вопросы к зачету дисциплина «Геронтология» Уровень основной образовательной программы: бакалавриат Направление подготовки: 44. 03. 02 Психолого-педагогическое образование Профиль Психология образования
zfo -> Геронтология как наука
zfo -> Вопросы к зачёту для студентов 1 курса заочной формы обучения по дисциплине Возрастная анатомия, физиология и гигиена
ppf -> Вопросы к зачёту для студентов 1 курса очной формы обучения по дисциплине Возрастная анатомия, физиология и гигиена

Скачать 19.63 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




©zodomed.ru 2024


    Главная страница