Вопросы к зачёту для студентов 1 курса очной формы обучения по дисциплине Возрастная анатомия, физиология и гигиена



Скачать 25.36 Kb.
Дата03.10.2017
Размер25.36 Kb.
ТипАнализ

ВОПРОСЫ К ЗАЧЁТУ
для студентов 1 курса очной формы обучения
по дисциплине Возрастная анатомия, физиология и гигиена



  1. Понятие об анатомии, физиологии и гигиене как науках, изучающих строение организма, его жизнедеятельность и условия сохранения здоровья человека. Предмет и задачи курса «Возрастная анатомия, физиология и гигиена».

  2. Уровни организации организма ребенка. Организм как единое целое, его взаимодействие с окружающей средой. Гомеостаз и его значение. Роль наследственности и средовых факторов на рост и развитие детей.

  3. Основные периоды онтогенеза человека. Общие закономерности роста и развития организма. Акселерация. Возрастная характеристика периодов онтогенеза. Календарный и биологический возраст.

  4. Гуморальная регуляция функций организма. Гормоны. Классификация, строение и функции желёз внутренней секреции, влияние их гормонов на рост и развитие ребёнка. Половое развитие детей и подростков.

    1. Значение и строение нервной системы. Нейрон. Возрастные изменения свойств нервных волокон в связи с их миелинизацией. Синапсы. Понятие о нервных центрах. Периферическая нервная система.


  5. Рефлекс как основная форма нервной деятельности. Рефлекторная дуга, рефлекторное кольцо. Анализ всех звеньев рефлекторной дуги. Координация функций в организме, её основные принципы.

  6. Анализаторы или сенсорные системы, отделы. Влияние сенсорной деривации и сенсорообогащенной среды на умственное и физическое развитие ребёнка.

  7. Зрительная сенсорная система. Строение глаза и его оптические свойства. Цветовое зрение, его развитие. Гигиена зрения. Гигиенические требования к естественному и искусственному освещению классных помещений.

  8. Слуховая сенсорная система, её строение и функции. Механизм восприятия звуков разной частоты и интенсивности кортиевым органом внутреннего уха. Возрастные особенности слуха. Гигиена слуха.

  9. Кровь как внутренняя среда организма, функции крови, состав. Особенности строения и функций форменных элементов крови. Группы крови, резус-фактор. Малокровие. Иммунитет, его виды, возрастные изменения.

  10. Значение кровообращения, круги кровообращения, их особенности у плода. Строение сердца и его возрастные особенности. Сердечный цикл. Показатели работы сердца.

  11. Автоматия. Движение крови по сосудам, кровяное давление, возрастные особенности. Нервно-гуморальная регуляция деятельности сердца и сосудов. Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний. Электрокардиография.

  12. Строение органов дыхания, возрастные особенности. Внешнее дыхание, механизм вдоха и выдоха. Жизненная емкость легких. Газообмен в легких и тканях. Регуляция дыхания. Микроклимат класса. Естественная и искусственная вентиляция.

    1. Значение пищеварения. Строение и функции органов пищеварения, возрастные особенности. Значение печени и поджелудочной железы в пищеварении. Всасывание и моторная функция кишечника.


  13. Строение и функции почек, возрастные особенности. Строение нефрона. Механизм образования и выведения мочи. Регуляция деятельности почек. Ночное недержание мочи (энурез), его причины и профилактика.

  14. Строение мужских и женских половых органов, возрастные особенности. Половые клетки, особенности строения и развития. Половое созревание. Оплодотворение. Развитие оплодотворённой яйцеклетки, зародыша и плода.

  15. Строение и функции кожи, её особенности у детей разного возраста. Роль кожи в поддержании постоянной температуры тела. Уход за кожей, волосами и ногтями. Гигиенические требования к детской одежде и обуви.

  16. Обмен веществ и энергии – основа жизнедеятельности организма. Обмен белков, жиров, углеводов, минеральных солей и их возрастные особенности. Витамины. Механизмы терморегуляции, возрастное развитие.

  17. Гигиенические основы питания детей и подростков. Нормы питания. Основы рационального питания. Режим питания. Привитие учащимся гигиенических навыков в связи с питанием. Профилактика желудочно-кишечных заболеваний.

  18. Значение опорно-двигательного аппарата. Химический состав и строение костей, их соединения. Скелет черепа, туловища, конечностей, их изменения с возрастом. Профилактика нарушений осанки и плоскостопия.

  19. Мышцы скелета, их строение, функции. Механизм мышечного сокращения. Понятие о статической и динамической работе. Мышечный тонус. Утомление мышц. Развитие двигательной активности и двигательный режим ребёнка.

  20. Физическое развитие, его показатели, оценка. Состояние здоровья детей и подростков. Группы здоровья. Влияние состояния здоровья школьников на их работоспособность, дисциплину, успеваемость.

  21. Гигиенические требования к оборудованию школ. Анатомо-физиологическое обоснование правильной посадки за партой. Гигиенические требования к оборудованию школьных мастерских.

  22. Строение, функции, развитие спинного мозга и подкорковых отделов головного мозга (продолговатого мозга, моста, мозжечка, среднего и промежуточного мозга).

  23. Структурно-функциональная организация коры головного мозга. Кортикализация функций. Локализация функций. Ассиметрия мозга. Электроэнцефалограмма (ЭЭГ) как метод регистрации функций нейронов коры головного мозга.

  24. Понятие об утомлении и переутомлении. Суточные и недельные фазы работоспособности. Гигиенические требования к школьному режиму, расписанию уроков. Гигиеническая организация урока и перемен. Гигиена внеклассной и внешкольной работы. Домашний режим школьника.

  25. Поведение, его структура. Классификация форм поведения организма. Высшая нервная деятельность (ВНД) и её роль в формировании поведения. Сравнительная характеристика условных и безусловных рефлексов. Правила и механизм образования условных рефлексов.

  26. Торможение условных рефлексов (внешнее и внутреннее), значение и возрастные особенности. Выработка условного торможения как физиологической основы воспитания.

  27. Аналитико-синтетическая деятельность коры больших полушарий. Мышление как высшая форма проявления аналитико-синтетической деятельности, его развитие с возрастом. Динамический стереотип как основа привычек и навыков.

  28. Типологические особенности высшей нервной деятельности (классификация И.П. Павлова). Особенности типов высшей нервной деятельности у детей, классификация Н.И. Красногорского. Учет типов ВНД при осуществлении индивидуального подхода к детям.

  29. Физиология сна и бодрствования организма. Гигиена сна.

  30. Мотивации и эмоции, нейрофизиологические механизмы. Роль мотиваций и эмоций в обучении и воспитании.

  31. Физиологические основы памяти, её виды.

  32. Коммуникативное поведение как средство взаимодействия между детьми. Становление коммуникативного поведения и его составляющие на каждом этапе онтогенеза. Нарушения коммуникативного поведения.

  33. Речь, нейрофизиологические и морфологические основы. Центры речи. Развитие речи ребёнка в онтогенезе. Экспрессивная и импрессивная речь.

  34. Гигиена трудового обучения и производительного труда учащихся.

  35. Гигиенические принципы размещения, планировки и эксплуатации учреждений для детей и подростков. Воздушно-тепловой режим, гигиенические требования к освещению, организации водоснабжения, отоплению.

  36. Комплексная диагностика уровня функционального развития ребёнка. Понятие о школьной зрелости. Школьно-необходимые функции. Готовность к обучению.


Список рекомендованной литературы

основная литература:



  1. Каменская, В.Г. Возрастная анатомия, физиология и гигиена: учебник для вузов: для бакалавров [Текст] / В.Г. Каменская, И.Е. Мельникова. – СПб.: Питер, 2013. – 272 с.: ил. – (Стандарт третьего поколения). – (В пер.). – Доп.УМО по напр. пед. образ. в кач. учеб. по напр.050100 «Педагогическое образование». – ISBN 978-5-496-00003-1.

  2. Назарова, Е. Н. Возрастная анатомия, физиология и гигиена: учебник для студ. учреждений высш. пед. проф. образования, обуч. по напр. подг. «Пед. обр.» [Текст] / Е.Н. Назарова, Ю.Д. Жилов. – М.: Академия, 2011. – 256 с.: ил., карта. – (Бакалавриат) (Высшее профессиональное образование) (Педагогическое образование). – (в пер.) .– ISBN 978-5-7695-6727-8.

дополнительная литература:



  1. Кирпичёв В.И.Физиология и гигиена подростка: Учеб. пос. для студ. высш. пед. учеб. завед [Текст] / В.И. Кирпичёв. – М.: Академия, 2008. – 208 с. – (Высшее профессиональное образование) (Педагогические специальности). – Реком. УМО по спец. пед. образ. для студ. вузов, обуч. по пед. спец.-(в пер.). – ISBN 978-5-7695-3966-4.

  2. Никуленко, Т. Г. Возрастная физиология и психофизиология [Текст] / Т.Г.Никуленко. – Ростов-н/Д: Феникс, 2007. – 411с.: ил. – (Высшее образование) – (в пер.). – ISBN 978-5-222-10990-8.

  3. Физиология человека и животных: учебник для студ. учрежд. высш. пед. проф. образ. [Текст] / В.Я. Апчел [и др.] ; под ред. Ю.А. Даринского; под ред. В.Я. Апчела. – М. : Академия, 2011. – 448 с.: [16]с. цв. ил.: ил. – (Бакалавриат) (Высшее профессиональное образование) (Педагогические специальности). – Доп. УМО по напр. пед. образ. МОиН РФ в кач. учебника для студ. вузов, обуч. по напр. «Пед, образ.» (проф."Биолог.")- (в пер.). – ISBN 978-5-7695-7455-9.

  4. Физиология человека: учебник [Текст] / Н.А. Агаджанян [и др.]; под ред. Н.А. Агаджаняна, В.И. Циркин. – 6-е изд. – М.: Медицинская книга, 2009. – 526с.: ил. – Рек. проблемной УМК по нормальной физиологии при Всероссийском уч.-науч.-методич. центре по непрерывному мед.и фармацевт. образ. Минздрава РФ в кач. учебника для студ. вузов - (в пер.). – ISBN 978-5-86093-061-2.

  5. Филатова, О.В. Возрастная физиология и психология: учебн. пособ. [Текст] / О.В. Филатова. – Барнаул: Изд-во Алт. Ун-та, 2010. – 222 с.: ил. – ISBN 978-5-7904-1059-8.


информационные электронно-образовательные ресурсы:

  1. Варич, Л. А. Возрастная анатомия и физиология / Л.А. Варич, Н.Г. Блинова. – Издатель: Кемеровский государственный университет, 2012. [Электронный ресурс]. URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=232821&sr=1 (дата обращения 15.01.2016).

  2. Гамова, Л.Г. Возрастная анатомия и физиология ребенка: учебно-методическое пособие к курсу «Возрастная анатомия и физиология» по специальностям: дошкольная педагогика и психология, логопедия / Л.Г. Гамова. - Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2010. – 72 с. [Электронный ресурс]. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=272167&sr=1 (дата обращения 20.01.2016).

  3. Ложкина, Н. И. Возрастная анатомия, физиология и гигиена: учебное пособие: в 2-х ч., Ч. 2 / Н.И. Ложкина, Т.М. Любошенко. - Омск: Издательство СибГУФК, 2013. – 272 с. [Электронный ресурс]. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=274682&sr=1 (дата обращения 02.02.2016).

  4. Ложкина, Н. И. Возрастная анатомия, физиология и гигиена: учебное пособие: в 2-х ч., Ч. 1 / Н.И. Ложкина, Т.М. Любошенко. – Омск: Издательство СибГУФК, 2012. – 200 с. [Электронный ресурс]. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=274683&sr=1 (дата обращения 02.02.2016).

  5. Лысова, Н.Ф. Возрастная анатомия, физиология и гигиена: учебное пособие / Н.Ф. Лысова, Р.И. Айзман, Я.Л. Завьялова и [др.]. – Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2010. – 400 с. [Электронный ресурс]. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=57604&sr=1 (дата обращения 02.02.2016).

  6. Савченков, Ю. И Возрастная физиология: (физиологические особенности детей и подростков): учебное пособие / Ю. И. Савченков, О. Г. Солдатова, С. Н. Шилов. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2013. [Электронный ресурс]. URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=234941&sr=1

Составитель: канд. биол. наук,



доцент каф. ТиМНО Н.В. Мухина

Скачать 25.36 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




©zodomed.ru 2024


    Главная страница