Предмет, задачи и методы валеологии. Валеология как интегральная наука. Педагогическая валеология и ее задачи. Основные понятия педагогической валеологии.
Основные факторы, определяющие состояние здоровья. Причины, определяющие низкие показатели здоровья. Здоровье родителей как предпосылка нормального психического и соматического развития ребенка.
Валеологический анализ здоровья и болезни. Индивидуальное и популяционное здоровье. Физиологическая норма, критерии здоровья. Оценка уровня здоровья.
Физическое развитие и его показатели. Уровень физического развития как показатель здоровья. Закономерности, связывающие размеры тела и свойства организма. Акселерация. Децелерация. Методы оценки физического развития. Центильный метод оценки. Метод индексов.
Компоненты массы тела. Телосложение и конституция. Типология физического развития. Классификация морфотипа по Штефко. Методы оценки типа телосложения (конституции тела).
Календарный и биологический возраст. Морфологические критерии биологического возраста. Способы оценки биологического возраста. Внешние половые признаки.
Состояние здоровья детей. «Школьная зрелость». Комплексная оценка готовности детей к обучению в школе (методы определения функциональной готовности детей к поступлению в школу; методы определения моторной асимметрии). Причины школьной неуспеваемости.
Физическая активность и здоровье. Проблема гиподинамии и гипокинезии. Наиболее эффективные (аэробичные) виды физической активности.
Понятие об иммунитете. Иммунная система организма. Естественный и искусственный иммунитет. Классификация защитных механизмов.
Факторы специфической и неспецифической защиты.
Факторы, влияющие на иммунный статус человека. Методы повышения иммунорезистентности.
Биологические ритмы, классификация. Синхронизаторы. Дисинхроноз, причины возникновения, последствия. Биоритмы и здоровье. Учет биологических ритмов при построении режима дня. Изучение суточного хронотипа человека.
Закаливание и здоровье. Основы терморегуляции и закаливания. Принципы закаливания.
Валеологические предпосылки закаливания.
Валеологические основы профилактики и терапии простудных и простудно-инфекционных заболеваний.
Влияние алкоголя и табакокурения, токсических и наркотических веществ на организм человека. Методы и средства предупреждения вредных привычек и отучения от них.
Особенности труда учителя и его здоровье. Характеристика труда учителя. Двигательный режим учителя, условия питания, гигиена зрения, голоса, нижних конечностей.
Валеологическое воспитание и образования. Основные направления валеологической деятельности учителя. Здоровьесберегающие педагогические технологии.