Вопросы к зачёту для студентов 1 курса заочной формы обучения по дисциплине Возрастная анатомия, физиология и гигиена



Скачать 22.37 Kb.
Дата03.10.2017
Размер22.37 Kb.
ТипАнализ

ВОПРОСЫ К ЗАЧЁТУ
для студентов 1 курса заочной формы обучения
по дисциплине Возрастная анатомия, физиология и гигиена



  1. Предмет и задачи возрастной анатомии, физиологии и гигиены, связь с другими науками, значение изучаемого курса для учителя.


  1. Уровни организации организма ребенка. Организм как единое целое, его взаимодействие с окружающей средой. Наследственность и среда, их влияние на развитие детского организма.

  2. Основные закономерности роста и развития. Основные периоды онтогенеза человека. Возрастная периодизация.

  3. Гуморальная регуляция функций организма. Строение и функции эндокринной системы.

    1. Общий план строения и значение нервной системы. Рефлекс и рефлекторная дуга. Координация функций в организме, её основные принципы.


  4. Анализаторы или сенсорные системы, отделы. Влияние сенсорной деривации и сенсорообогащенной среды на умственное и физическое развитие ребёнка.

  5. Строение и функции зрительного анализатора. Гигиенические требования к естественному и искусственному освещению классных помещений.

  6. Строение и функции слухового анализатора. Гигиенические требования к шумовой среде помещений для детей и подростков.

  7. Кровь, функции, состав, возрастные особенности. Иммунитет, его виды, возрастные изменения. Малокровие и его профилактика у детей и подростков.

  8. Строение, функции и возрастные особенности сердечно-сосудистой системы. Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний.

  9. Строение, функции и возрастные особенности дыхательной системы. Гигиенические требования к микроклимату классных помещений. Естественная и искусственная вентиляция.

    1. Строение, функции и возрастные особенности пищеварительной системы.


  10. Строение, функции и возрастные особенности мочеполовой системы. Ночное недержание мочи (энурез), его причины и профилактика.

  11. Кожа, строение, функции, возрастные особенности. Участие в процессах терморегуляции организма ребёнка. Гигиенические требования к одежде и обуви для детей и подростков.

    1. Особенности обмена веществ и энергии детей и подростков. Гигиенические требования к рациональному питанию детей и подростков.


  12. Строение и функции костной системы. Профилактика нарушений осанки и плоскостопия. Гигиенические требования к школьной мебели и рассаживанию детей в классе. Посадка за партой.

  13. Строение и функции мышечной системы и развитие двигательной активности ребёнка. Механизм мышечного сокращения. Понятие о статической и динамической работе. Двигательный режим учащихся.

  14. Физическое развитие, его показатели, оценка. Состояние здоровья детей и подростков. Влияние состояния здоровья школьников на их работоспособность, дисциплину, успеваемость.

  15. Строение, функции и возрастные особенности отделов центральной нервной системы.

  16. Понятие об утомлении и переутомлении. Гигиенические требования к школьному режиму и расписанию уроков. Гигиеническая организация урока и перемен.

  17. Высшая нервная деятельность (ВНД) и её роль в формировании поведения. Отличие условных и безусловных рефлексов. Правила и механизм образования условных рефлексов. Динамический стереотип и его роль в обучении и воспитании.

  18. Торможение условных рефлексов. Выработка условного торможения как физиологической основы воспитания.

  19. Типы высшей нервной деятельности (классификация Павлова), возрастные особенности.

  20. Физиология сна и бодрствования организма. Гигиена сна.

  21. Мотивации и эмоции, нейрофизиологические механизмы. Роль эмоций в воспитании и обучении.

  22. Физиологические основы памяти. Краткосрочная и долговременная память.

  23. Коммуникативное поведение как средство взаимодействия между детьми.

  24. Речь, нейрофизиологические и морфологические основы. Экспрессивная и импрессивная речь.

  25. Гигиенические принципы размещения, планировки и эксплуатации учреждений для детей и подростков. Воздушно-тепловой режим, гигиенические требования к освещению, организации водоснабжения, отоплению.

  26. Комплексная диагностика уровня функционального развития ребёнка. Готовность к обучению.


Список рекомендованной литературы

основная литература:



  1. Каменская, В.Г. Возрастная анатомия, физиология и гигиена: учебник для вузов: для бакалавров [Текст] / В.Г. Каменская, И.Е. Мельникова. – СПб.: Питер, 2013. – 272 с.: ил. – (Стандарт третьего поколения). – (В пер.). – Доп.УМО по напр. пед. образ. в кач. учеб. по напр.050100 «Педагогическое образование». – ISBN 978-5-496-00003-1.

  2. Назарова, Е. Н. Возрастная анатомия, физиология и гигиена: учебник для студ. учреждений высш. пед. проф. образования, обуч. по напр. подг. «Пед. обр.» [Текст] / Е.Н. Назарова, Ю.Д. Жилов. – М.: Академия, 2011. – 256 с.: ил., карта. – (Бакалавриат) (Высшее профессиональное образование) (Педагогическое образование). – (в пер.) .– ISBN 978-5-7695-6727-8.

дополнительная литература:



  1. Кирпичёв В.И.Физиология и гигиена подростка: Учеб. пос. для студ. высш. пед. учеб. завед [Текст] / В.И. Кирпичёв. – М.: Академия, 2008. – 208 с. – (Высшее профессиональное образование) (Педагогические специальности). – Реком. УМО по спец. пед. образ. для студ. вузов, обуч. по пед. спец.-(в пер.). – ISBN 978-5-7695-3966-4.

  2. Никуленко, Т. Г. Возрастная физиология и психофизиология [Текст] / Т.Г.Никуленко. – Ростов-н/Д: Феникс, 2007. – 411с.: ил. – (Высшее образование) – (в пер.). – ISBN 978-5-222-10990-8.

  3. Физиология человека и животных: учебник для студ. учрежд. высш. пед. проф. образ. [Текст] / В.Я. Апчел [и др.] ; под ред. Ю.А. Даринского; под ред. В.Я. Апчела. – М. : Академия, 2011. – 448 с.: [16]с. цв. ил.: ил. – (Бакалавриат) (Высшее профессиональное образование) (Педагогические специальности). – Доп. УМО по напр. пед. образ. МОиН РФ в кач. учебника для студ. вузов, обуч. по напр. «Пед, образ.» (проф."Биолог.")- (в пер.). – ISBN 978-5-7695-7455-9.

  4. Физиология человека: учебник [Текст] / Н.А. Агаджанян [и др.]; под ред. Н.А. Агаджаняна, В.И. Циркин. – 6-е изд. – М.: Медицинская книга, 2009. – 526с.: ил. – Рек. проблемной УМК по нормальной физиологии при Всероссийском уч.-науч.-методич. центре по непрерывному мед.и фармацевт. образ. Минздрава РФ в кач. учебника для студ. вузов - (в пер.). – ISBN 978-5-86093-061-2.

  5. Филатова, О.В. Возрастная физиология и психология: учебн. пособ. [Текст] / О.В. Филатова. – Барнаул: Изд-во Алт. Ун-та, 2010. – 222 с.: ил. – ISBN 978-5-7904-1059-8.


информационные электронно-образовательные ресурсы:

  1. Варич, Л. А. Возрастная анатомия и физиология / Л.А. Варич, Н.Г. Блинова. – Издатель: Кемеровский государственный университет, 2012. [Электронный ресурс]. URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=232821&sr=1 (дата обращения 15.01.2016).

  2. Гамова, Л.Г. Возрастная анатомия и физиология ребенка: учебно-методическое пособие к курсу «Возрастная анатомия и физиология» по специальностям: дошкольная педагогика и психология, логопедия / Л.Г. Гамова. - Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2010. – 72 с. [Электронный ресурс]. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=272167&sr=1 (дата обращения 20.01.2016).

  3. Ложкина, Н. И. Возрастная анатомия, физиология и гигиена: учебное пособие: в 2-х ч., Ч. 2 / Н.И. Ложкина, Т.М. Любошенко. - Омск: Издательство СибГУФК, 2013. – 272 с. [Электронный ресурс]. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=274682&sr=1 (дата обращения 02.02.2016).

  4. Ложкина, Н. И. Возрастная анатомия, физиология и гигиена: учебное пособие: в 2-х ч., Ч. 1 / Н.И. Ложкина, Т.М. Любошенко. – Омск: Издательство СибГУФК, 2012. – 200 с. [Электронный ресурс]. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=274683&sr=1 (дата обращения 02.02.2016).

  5. Лысова, Н.Ф. Возрастная анатомия, физиология и гигиена: учебное пособие / Н.Ф. Лысова, Р.И. Айзман, Я.Л. Завьялова и [др.]. – Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2010. – 400 с. [Электронный ресурс]. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=57604&sr=1 (дата обращения 02.02.2016).

  6. Савченков, Ю. И Возрастная физиология: (физиологические особенности детей и подростков): учебное пособие / Ю. И. Савченков, О. Г. Солдатова, С. Н. Шилов. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2013. [Электронный ресурс]. URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=234941&sr=1

Составитель: канд. биол. наук,



доцент каф. ТиМНО Н.В. Мухина

Скачать 22.37 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




©zodomed.ru 2024


    Главная страница