Лекции тема: общее учение о нервной системе. Развитие нервной системы в фило- и онтогенезе. Формирование отделов головного мозга. Структурно-функциональные элементы нервной системы



Скачать 63.36 Kb.
Дата02.05.2016
Размер63.36 Kb.
ВОПРОСЫ ЛЕКЦИИ

ТЕМА: ОБЩЕЕ УЧЕНИЕ О НЕРВНОЙ СИСТЕМЕ. РАЗВИТИЕ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ В ФИЛО- И ОНТОГЕНЕЗЕ. ФОРМИРОВАНИЕ ОТДЕЛОВ ГОЛОВНОГО МОЗГА. СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ.


1. Дайте определение нервной системы. На какие отделы делится нервная система? Каков принцип работы нервной системы?

2. Дайте определение рефлекса. Что такое рефлекторная дуга? Из чего состоит нервная ткань?

3. Охарактеризуйте элементы нейроглии. Приведите морфологическую и функциональную классификацию нейронов.

4. Дайте определение рецептора. Приведите классификацию рецепто­ров. Приведите классификацию синапсов. Каков биологический смысл аксоно-дендрических синапсов?

5. Охарактеризуйте структурные компоненты рефлекторной дуги. Ка­кие макро структурные элементы образуют различные участки реф­лекторной дуги.

6. Что такое простая и сложная рефлекторная дуги? Что такое яд­ра, серое и белое вещество центральной нервной системы? Дайте определение проводящего пути.

7. Какой вклад в развитие учения о нервной системе внесли Де­карт, Сеченов, Павлов, Анохин, Лурия, Прибрам, Пенфильд, Шеррингтон, Бехтерев?

8. Охарактеризуйте основные этапы эволюции нервной системы.

9. Поясните, где у человека сохранилась сетчатая, ганглиозная трубчатая нервная система?

10. Охарактеризуйте качественные особенности головного мозга че­ловека в отличие от других млекопитающих. Поясните основные направления эволюции нервной системы.

11. Охарактеризуйте генетические и социальные факторы эволюции нервной системы на этапе антропогенеза.

12. Охарактеризуйте пренатальное развитие нервной системы. Какие элементы образуются из нейробластов, спонгиобластов и гангли- областов?

13. Дайте характеристику особенностей нервной системы новорожден­ного. Опишите старческие изменения нервной системы.

14. Охарактеризуйте варианты строения нервной системы.

15. Поясните, что такое анэнцефалия, аплазия долей головного моз­га, микроцефалия, гидроцефалия?
Зав. кафедрой анатомии человека,

профессор А.И. Краюшкин

ВОПРОСЫ ЛЕКЦИИ

ТЕМА: СТВОЛОВАЯ ЧАСТЬ МОЗГА. ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АНАТОМИЯ СТВОЛА ГОЛОВНОГО МОЗГА. ТОПОГРАФИЯ СЕРОГО И БЕЛОГО ВЕЩЕСТВА.


1. Дайте определение мозгового ствола. Перечислите отделы голов­ного мозга, относящиеся к мозговому стволу.

2. Каковы -закономерности расположения чувствительных, двигатель­ных и вегетативных ядер в мозговом стволе? Проиллюстрируйте эти закономерности конкретной характеристикой топографии ядер в ромбовидной ямке.

3. В чем заключается проводниковая функция продолговатого мозга?

4. Какими структурами продолговатого мозга реализуются рефлексы равновесия и рефлексы системы блуждающего нерва?

5. какими структурами, принадлежащими продолговатому мозгу, реа­лизуются рефлексы поддержания вертикального положения, жева­ния, глотания, чихания, кашля, рвотный рефлекс?

6. перечислите рефлекторные функции продолговатого мозга,

7. Какие наиболее грозные симптомы возникают при отеке головного мозга, с поражением каких структур они связаны?

8. Что такое альтернирующие синдромы? При поражении каких анато­мических образований мозгового ствола возникает, бульбарный паралич?

9. Перечислите проявления, которые возникают при поражении продолговатого мозга.

10. Перечислите проводниковые функции моста.

11. Какие рефлекторные функции выполняет мост?

12. Назовите симптомы поражения моста.

13. Охарактеризуйте филогенез мозжечка и объясните, какое значе­ние имеет знание этого вопроса для анатомии человека и невро­патологии.

14. Что такое система червя, какие симптомы возникают при ее по­ражении?

15. Каково направление эволюции системы равновесия?

16. Что такое система полушарий мозжечка? Назовите симптомы при ее поражений.

17. Перечислите функции мозжечка. Что таксе мозжечковая атаксия?

18. Перечислите функции среднего мозга и поясните какими струк­турами они реализуются?

19. Перечислите симптомы поражения среднего мозга.

20. Назовите функции промежуточного мозга. Что такое гипоталамические синдромы?


Зав. кафедрой анатомии человека,

профессор А.И. Краюшкин


ВОПРОСЫ ЛЕКЦИИ

ТЕМА: РЕТИКУЛЯРНАЯ ФОРМАЦИЯ МОЗГОВОГО СТВОЛА.

КОНЕЧНЫЙ МОЗГ. ЛИМБИЧЕСКАЯ СИСТЕМА.
1. Приведите определение ретикулярной формации по Куприянову.

2. Кто впервые описал и дал определение ретикулярной формации? В чем состоят морфофункциональные особенности нейронов ретику­лярной формации?

3. Приведите позиции в интерпретации принадлежности морфологи­ческих образований к ретикулярной формации.

4. Перечислите ядра ретикулярной формации и дайте их краткую морфофункциональную характеристику. Назовите исторические этапы в изучении ретикулярной формации. Расскажите о роли Бехтерева в изучении ретикулярной формации.

5. Перечислите ретикулопетельные связи.

6. Перечислите источники активации ретикулярных нейронов по Лу­рии и поясните, в чем будут выражаться нарушения нервно-пси­хической деятельности при их "выключении" или патологии.

7. Перечислите ретикулофугальные связи.

8. В чем функционально проявляется ретикуло-кортикальная связь и каковы последствия ее нарушения?

9. Что такое ретикуло-ретикулярные связи?

10. В чем сущность центрэнцефалической теории и какова ее крити­ческая оценка?

11. Перечислите морфологические образования обонятельного мозга.

12. Перечислите морфологические структуры, принадлежащие лимбической системе.

13. Что такое "цепь гиппокампа"? Каковы функции гиппокампа?

14. В чем проявляются нарушения функций лимбической системы?

15. Что такое стриопаллидарная система? Назовите ее связи с дру­гими анатомическими образованиями головного мозга.

16. В чем выражаются поражения стриопаллидарной системы?

Зав. кафедрой анатомии человека,

профессор А.И. Краюшкин

ВОПРОСЫ ЛЕКЦИИ

ТЕМА: АРХИТЕКТОНИКА КОРЫ ПОЛУШАРИЙ БОЛЬШОГО МОЗГА.

УЧЕНИЕ О ДИНАМИЧЕСКОЙ ЛОКАЛИЗАЦИИ ФУНКЦИЙ В КОРЕ. АНАЛИЗАТОРЫ ПЕРВОЙ И ВТОРОЙ СИГНАЛЬНЫХ СИСТЕМ.
1. В чем суть теории узкого локализационизма?

2. В чем суть теории эквипотенциализма?

3. На чем основано создание учения о динамической локализации функций в коре полушарий большого мозга?

4. Что такое архитектоника коры?

5. Что такое цитоархитектоника коры? В чем состоят результаты работ Беца в области неврологии?

6. Что такое миэло- и ангиоархитектоника коры?

7. Разъясните понятие "анализатор" по Павлову.

8. Что такое II функциональный блок по Лурии? Какие зоны выделя­ют в аппаратах этого блока?

9. Что такое анализаторы I и II сигнальной систем?

10. Дайте морфофункциональную характеристику ядра анализатора об­щей и проприоцептивной чувствительности. Что такое центр сте- реогнозии?

11. Охарактеризуйте ядро двигательного анализатора и ядро анали­затора, обеспечивающего сочетанный поворот головы и глаз в противоположную сторону.

12. Что такое центр праксии?

13. Охарактеризуйте ядро слухового ана­лизатора. Охарактеризуйте ядро анализатора положения и движения головы и ядро интероцептивного анализатора.

14. Дайте характеристику ядра двигательного анализатора, ядер обонятельного и вкусового анализаторов.

15. Назовите симптомы при поражениях ядер анализаторов I сигналь­ной системы.

16. С позиций эволюции и онтогенеза речи объясните закономерности локализации ядер II сигнальной системы.

17. Охарактеризуйте ядра анализаторов II сигнальной системы и

симптомы при их поражении.

18. Дайте характеристику свойств центров.

Зав. кафедрой анатомии человека,



профессор А.И. Краюшкин

Скачать 63.36 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




©zodomed.ru 2024


    Главная страница