Методология клинического нейропсихологического исследования А. Р. Лурии.
Три основных функциональных блока мозга – энергетический блок (или блок тонуса), блок приема, хранения и переработки информации, блок программирования и контроля.
Теория системной динамической локализации высших психических функций.
Проблема межполушарной асимметрии мозга и межполушарного взаимодействия. Концепция доминантности левого полушария мозга (у правшей). Концепция функциональной специфичности больших полушарий головного мозга.
Латеральные особенности нарушений гностических процессов (зрительного, слухового, тактильного восприятия), произвольных движений и действий; мнестических, интеллектуальных процессов, эмоционально-личностной сферы. Специфика нейропсихологических синдромов у левшей.
Мозговая локализация высших психических функций.
Сенсорные и гностические зрительные расстройства. Зрительные агнозии. Методы исследования нарушений зрительного гнозиса.
Сенсорные и гностические кожно-кинестетические расстройства, тактильные агнозии. Виды тактильных агнозий: предметная (астереогноз), буквенная и цифровая (тактильная алексия), агнозия пальцев (синдром Герстмана), агнозия текстуры объекта. Соматоагнозия (нарушения схемы тела). Агнозия позы. Методы исследования нарушений работы кожно-кинестетической системы и тактильного гнозиса.
Сенсорные и гностические слуховые расстройства. Слуховые агнозии. Виды слуховых агнозий: слухо-речевая, варианты нарушения слуховой памяти, способности к различению звуковых комплексов, аритмии, амузия, и др. Методы исследования нарушений слухового гнозиса.
Нарушения произвольных движений и действий. Проблема апраксий. Классификация апраксий по А. Р. Лурии. Два вида двигательных персевераций (элементарные, системные), локализация поражения. Методы исследования двигательных функций (праксиса позы, динамического праксиса, предметных движений, символических действий и др.).
Нарушения речи при локальных поражениях мозга. Проблема афазий. Классификация афазий. Методы исследования нарушений речевых функций.
Афазия как системный дефект. Отличие от других речевых расстройств (дизартарии, алалии, логоневрозов и др.). Методы исследования.
Нарушений памяти при локальных поражениях мозга. Проблема амнезий. Методы исследования модально-неспецифических и модально-специфических нарушений памяти (метод гомогенной и гетерогенной интерференции, метод узнавания и др.).
Нарушения внимания при локальных поражениях мозга. Методы исследования нарушений внимания.
Нарушения мышления при локальных поражениях мозга. Методы исследования нарушений наглядно-образного и вербально-логического мышления. Нейропсихологический анализ нарушения различных компонентов интеллектуальной деятельности (на примере решения задач).
Нарушения эмоционально-личностной сферы при локальных поражениях мозга. Методы исследования нарушений эмоционально-личностной сферы. Экспериментально-нейропсихологическое исследование эмоций через познавательные процессы (работы В. Д. Хомской, Н. Л. Батовой и др.).
Нарушения эмоционально-личностной сферы при поражении лобных долей мозга и других мозговых структур.
Нарушения произвольной регуляции высших психических функций и поведения в целом.
Нейропсихологические синдромы при локальных поражениях мозга.