Вопросы к квалификационному экзамену по направлениям и методам психологической коррекции и психотерапии,
специализация – интегративный подход в психологической коррекции и психотерапии
Программа 2014-2015 уч. года
ВОПРОСЫ К КВАЛИФИКАЦИОННОМУ ЭКЗАМЕНУ ПО НАПРАВЛЕНИЯМ И МЕТОДАМ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ И ПСИХОТЕРАПИИ
Углубленная очная специализация – интегративный подход в психологической коррекции и психотерапии
Общие вопросы
-
История отечественной психотерапии, основные направления.
-
История зарубежной психотерапии, основные направления.
-
Теории личности в зарубежной психологии и психиатрии (психодинамическое, экзистенциально-гуманистическое и когнитивно-бихевиоральное направления).
-
Теории возникновения неврозов в отечественной и зарубежной психологии и психиатрии
-
Психологическое консультирование, психокоррекция, психотерапия: цели, задачи, показания.
-
Этические основы психотерапии и психологической коррекции.
-
Эффективность психотерапии и психологической коррекции, критерии и методы оценки.
-
Психическая адаптация и дезадаптация, цели психологической коррекции при дезадаптации.
-
Основные формы психотерапии и психологической коррекции: индивидуальная, семейная, групповая.
-
Психотерапия и психологическая коррекция в соматической медицине.
Литература из электронной библиотеки института, раздел "Общий подход в психотерапии и коррекции":
Карвасарский Б. Д. Психотерапия. С-Пб. Издательство Питер. 1998
Карвасарский Б. Д. Психотерапевтическая энциклопедия. С-Пб. Издательство Питер. 2005
Основы психологического консультирования, коррекции и психотерапии, выбор стратегии и тактики
-
Разграничение уровня работы при психологическом консультировании, психологической коррекции и психотерапии. Цели и задачи психологической коррекции и психотерапии. Виды коррекционных программ.
-
Факторы, определяющие эффективность психологического консультирования.
-
Основные принципы общей и частной психотерапии.
-
Особенности директивной и недирективной психотерапии.
-
Индивидуальная и групповая психологическая коррекция и психотерапия.
-
Сочетание психотерапии и лекарственного лечения.
-
Работа в команде с другими специалистами.
-
С чего начать психологическое консультирование.
-
Особенности первой встречи с клиентом.
-
Заключение контракта.
-
Формирование и изменение запроса клиента.
-
Стратегии работы с мотивацией.
-
Общие принципы ведения психотерапевтической сессии.
-
Границы консультирования, коррекции, психотерапии.
-
Диагностика при психологическом консультировании.
-
Клиническая беседа, виды интервью, психологический анамнез.
-
Определение выбора психологической помощи.
-
Виды клиентов.
-
Когда клиент становится «трудным». Готовность клиента к определенному объему конфликтного материала.
-
Понятие первичной и вторичной выгоды от болезни. Эффект выученной беспомощности и т.д.
-
Основные практические навыки специалиста. Границы компетентности.
-
Особенности, цели, инструменты и показания в различных направлениях психотерапии (психоанализ, арттерапия, аналитическая, поведенческая, телесно-ориентированная психотерапия, НЛП, гештальттерапия и др.).
-
Виды психологических воздействий (когда, что и зачем использовать).
-
Экология работы и экологическая проверка.
-
Критерии оценки эффективности психологической помощи.
-
Эмоциональное выгорание специалиста и его профилактика.
Психотерапия и психологическая коррекция пограничных психических расстройств (личностных расстройств, неврозов)
-
Разграничение понятий «пограничные психические расстройства», «пограничный уровень расстройств», «пограничное расстройство личности». Медицинский и психологический взгляды на пограничные расстройства.
-
Теории возникновения пограничных расстройств в различных психологических и психотерапевтических школах.
-
Построение стратегии и тактики психотерапии с позиции основных психотерапевтических школ.
-
Диагностика проблем пациентов при первичной беседе. Основные запросы лиц с пограничной психической патологией.
-
Формирование навыков построение первичной терапевтической гипотезы в отношении больных. Подбор техник в зависимости от проблематики пациента.
-
Основные мишени терапии при невротических и личностных (психопатических) расстройствах пограничного уровня, Работа с чувством внутреннего напряжения и дискомфорта, страхами, тревожно-фобическим реакциями, ипоходрической фиксацией, истеро-возбудимой симптоматикой.
-
Типичные внутриличностные конфликты при отдельных видах пограничных нарушений.
-
Различные психотерапевтические подходы при лечении пограничных состояний (психодинамический, когнитивно-бихевиоральный, феноменологический, эклектический).
-
Динамика терапии пациентов с пограничными расстройствами. Комбинация психотерапии и психофармакотерапии.
-
Акценты психотерапевтической работы при различных формах неврозов. Разнообразие подходов в терапии. Подбор индивидуальных коррекционных техник.
-
Техники гештальт-терапии, транзактного анализа в терапии невротических расстройств.
-
Возможности когнитивно-бихевиоральной терапии при неврозах.
-
Отработка навыков владения приемами рациональной терапии, основными релаксационными техниками, различными видами аутотренинга, креативной визуализации.
-
Работа с ресурсными состояниями.
-
Отработка арттерапевтических приемов в работе с невротическими расстройствами.
-
Семейная и групповая психотерапия невротиков.
-
Разбор комплексного применения психотерапевтических техник на примере больных с тревожно-фобическими расстройствами.
Психотерапия и психологическая коррекция депрессивных расстройств
-
Теоретические аспекты депрессивных расстройств: психоанализ, когнитивно-поведенческая и когнитивно-аналитическая терапия.
-
Внешние факторы, способные спровоцировать возникновение депрессивного расстройства. "Внутренние" факторы, от которых зависит тяжесть и особенности течения депрессии.
-
Клинические проявления психогенных депрессий.
-
Диагностические процедуры при депрессивных расстройствах.
-
Депрессия в рамках личностных акцентуаций.
-
Различные терапевтические подходы в психотерапии психогенных депрессивных расстройств.
-
Особенности течения депрессий у детей и подростков. Депрессии раннего возраста. Стратегии психотерапии при работе с детьми и подростками.
Психотерапия и психологическая коррекция эндогенных расстройств
-
Возможности психотерапии в большой психиатрии. Обзор современных отечественных и зарубежных подходов.
-
Мишени психотерапии у различных категорий психически больных.
-
Особенности построения межличностных отношений с эндогенными пациентами. Основные ошибки при формировании контакта. Виды психологических защит у эндогенных больных.
-
Выделение дефицитарных потребностей больных и работа с ними.
-
Трудности и ограничения в терапии эндогенных больных. Показания и противопоказания к применению психотерапевтических техник.
-
Психотерапия пациентов с вялотекущей шизофренией.
-
Особенности индивидуальной и групповой терапии в психиатрической клинике. Особенности проведения индивидуальных и групповых занятий. Схемы групповой работы, структура групповых сеансов
Клиническое интервью и диагностика
-
Первичное интервью, правила и схемы проведения.
-
Биографическое интервью, как метод сбора информации о клиенте.
-
Проведение и анализ структурного интервью О. Кернберга, диагностическое интервью М. Балинта.
-
Принципиальные отличия психологического интервью от психиатрического сбора анамнеза.
-
Психоаналитическая диагностика Н. МакВильямс.
-
Структура характера и критерии его диагностики.
-
Уровни организации личности.
-
Практическое проведение первичного опроса "клиента", диагностика, написание биографического интервью.
-
Экспрессивная техника в работе с пограничными клиентами.
-
Поддерживающая техника с клиентами психотического уровня.
-
Способы беседы и диагностики со сложными клиентами.
Заключение контракта на терапию и выбор стратегии
-
Виды психотерапии. Психодинамический, поведенческий (бихевиоральный), когнитивный, гуманитарный (экзистенциально-гуманистический) подходы в психотерапии.
-
Системный и интегративный подходы в психотерапии.
-
Понятия "терапевтический контракт" и "сеттинг".
-
Основные понятия терапевтического контракта: деньги, границы, ответственность, конечность терапии, доступность, время для клиента и для терапевта.
-
Этика психолога.
-
Варианты контракта, и чем обусловлена вариабельность.
-
Показания к выбору того или иного вида психотерапии.
-
Начало терапевтического процесса.
-
Модели терапии относительно здоровых клиентов.
-
Экспрессивная техника в работе с пограничными клиентами.
-
Поддерживающая техника с клиентами психотического уровня.
Работа с симптомом в психотерапии
-
Общее представление о симптоме. Формирование невротических и психотических симптомов.
-
Место симптома в семейной системе. Симптом как метафора, отражающая групповую тему семьи
-
Отношение к симптому в психотерапии. Работа с причиной симптома
-
Соматический феномен трансформации тревоги, соматизация переживаний, психосоматические расстройства.
-
Основные понятия при формировании симптома:
-
Концепция двойной природы симптома.
-
Понятие сопротивления сопротивлению.
-
Понятие хронического напряжения низкой интенсивности.
-
Понятие "соматической проекции" – проекции отчужденных переживаний на определенную часть тела.
-
Функционирование симптома в межличностных взаимодействиях, диагностика социальной значимости симптома.
-
Эклектический подход в работе с симптомом.
-
Работа с распространенными симптомами: печаль, гнев, индуцированный гнев, преувеличивание проблем, самокритика, нерешительность, головная боль, хроническая усталость, тревога, социофобия, панические атаки.
-
Упражнения: "Осознавание тела", Разговор с симптомом, "Осознание "выгоды от болезни", "Формирование "выгоды от здоровья".
Работа с чувствами стыда, вины и обиды
-
Характеристика феноменов: "стыд", "вина", "обида", представления о здоровой и патологической функции каждого переживания.
-
Причины возникновения, характеристики, функции и формы выражения вины, стыда и обиды.
-
Основные вопросы о "социально-аутичных" и "базовых эмоциях", какими и являются – стыд, вина и обида.
-
Раскрытие понятия "токсического уровня эмоций".
-
Чувство вины как злость на собственные действия и страх наказания.
-
Обида и три реакции на фрустрацию. Обида, как корректор ожиданий и иллюзий в длительных отношениях.
-
Способы работы с клиентами, которые предъявляют вину, стыд или обиду, как основное переживание жизни.
Работа с алекситимией
-
Определение алекситимии, причины возникновения. Фактором риска чего является алекситимия.
-
Методики измерения алекситимии.
-
Способы помощи клиенту дифференцировать свои ощущения, чувства, мысли, желания, планы и действия.
-
Развитие способности к рефлексии (осознаванию) своих переживаний, и реализации собственных целей.
-
Техники: «Палитра чувств», «Дифференцировка», «Миры», «Герой-антигерой», «Источник переживаний» - описание техник и возможности их применения.
Работа с переносом, сопротивлением, "трудными клиентами"
-
Основные понятия психотерапии "перенос", "контрперенос", "сопротивление".
-
Выявление переноса, его признаки.
-
Метод разграничения явлений переносов согласно степени их сложности, предложенный Анной Фрейд.
-
Формирование навыка работы с трансферентными отношениями.
-
Демонстрация, как переносная и контрпереносная реакция клиента и терапевта формируют терапевтические отношения.
-
Варианты работы с "переносом" и "контрпереносом".
-
Негативная терапевтическая реакция.
-
Понятие и основные признаки сопротивления.
-
Причины возникновения сопротивления. "Вредные привычки" и личная проблематика психотерапевта, способствующие возникновению сопротивления.
-
Виды сопротивления: сопротивление-подавление, сопротивление-перенос, сопротивление вторичных выгод, сопротивление дискомфорту адаптации, сопротивление контролю, "бегство в здоровье", сопротивление из-за проблем в отношениях, сопротивление стыда, сопротивление, возникающее из боязни вылечиться, сопротивления, связанные с характером, сопротивление суперэго (негативная терапевтическая реакция).
-
Схема работы с сопротивлением. Гибкость как основа в работе с сопротивлением.
-
Признаки группового сопротивления и способы работы с ним.
-
Типы клиентов."Трудные клиенты" и работа с ними.
-
Работа психолога с клиентом, склонным к критике.
-
Техники контрпарадокса для работы с "трудными" клиентами
Ошибки в работе практического психолога и психотерапевта
-
Ошибки начинающих и опытных терапевтов. Способы выявления собственных "излюбленных" ошибок.
-
Синдром эмоционального выгорания и его профилактика и терапия.
-
Основные цели и виды супервизии. Стадии супервизии: сбор материала, опорные точки одной сессии, выбор приема.
-
Джеймс Бьюдженталь об ошибках в психотерапии. П. Кейсмент об "обучении у пациента".
-
Кодекс этики и практики супервизоров Британской Ассоциации консультирования.
-
Баллинтовские группы, их цели и задачи. особенности проведения.
Введение в психотерапию психосоматических расстройств
-
Основы психосоматики. Виды психосоматических расстройств. Функциональные и органные психосоматозы. Особенности течения и проявления "неврозов органов".
-
Теории, модели и механизмы возникновения психосоматических расстройств.
-
Личность психосоматического больного и методы её психологической диагностики. Типы личностной реакции на заболевание.
-
Копинг-стратегии при психосоматических расстройствах.
-
Противоречивость психологического портрета психосоматика, наличие множественных "мишеней терапии".
-
Комплексная психотерапия. Общие принципы терапии психосоматических расстройств в различных направлениях психотерапии (психоаналитическом, когнитивно-бихевиоральном, экзистенциально-гуманистическом).
-
Эклектический подход при работе с психосоматическими больными (гештальттерапия, телесно-ориентированная психотерапия, арттерапия, символдрама, психосинтез, НЛП, терапия нового решения, работа с семьей, суггестивные методы и др.).
-
Работа с телом и телесными недомоганиями в интегративном подходе.
-
Половой диморфизм, особенности переживания ситуации болезни мужчинами и женщинами. Типичные поведенческие паттерны. Личностнополовая специфика при функциональных расстройствах и классических психосоматозах, их учет в психотерапии.
-
Особенности протекания психосоматических расстройств в детском и подростковом возрасте. Роль детско-родительских отношений в возникновении психосоматических расстройств. Общие принципы коррекции и психотерапии.
-
Специфика психосоматических расстройств в пожилом возрасте. Возможности психотерапии психосоматических нарушений у пожилых пациентов.
-
Роль семьи в возникновении психосоматозов. Родители как "слабое звено" психосоматиков. Внутренние страхи и комплексы родителей.
-
Искажения в системе детско-родительских отношений при формировании психосоматических расстройств. Основные проявления семейной дисгармонии в семьях психосоматиков.
-
Диагностика внутрисемейных отношений. Мишени терапии при нарушении семейных взаимоотношений у пациентов с психосоматическими расстройствами.
-
Применение системной семейной терапии, ресурсных техник и др. психотерапевтических методов для коррекции семейной дисгармонии у пациентов с психосоматическими расстройствами.
-
Диагностика и профилактика синдрома профессионального выгорания при работе с психосоматическими больными.
Психотерапия психосоматических расстройств отдельных систем и органов
-
Основные клинические проявления бронхиальной астмы (БА).
-
Бронхоспазм как символическое выражение личностного конфликта.
-
Роль семейных взаимоотношений и др. психологических факторов в возникновении БА.
-
Особенности личности больных БА.
-
Психологические реакции на заболевание и психические расстройства при БА.
-
Индивидуальная психотерапия больных БА.
-
Клинические проявления гипервентиляционного синдрома (ГС).
-
Тревога, панические реакции в рамках ГС.
-
Психотерапия ГС: работа со страхами, внутренними конфликтами, обучение прерыванию приступов.
-
Клинические проявления гипертонической болезни (ГБ).
-
Личностные особенности больных ГБ, мишени терапии, комбинации психотерапевтических техник при ГБ.
-
Динамика нервно-психического состояния больных, перенесших инфаркт миокарда. Специфические психологические реакции на сосудистые заболевания. Методы социально-психологической реабилитации больных с ишемической болезнью сердца (ИБС). Школа больных ИБС.
-
Виды инсультов, их последствия. Составление ПТ программы с выделением основных мишеней воздействия, этапы терапии. Учет ограничений, опора на сохранные функции. Эриксоновские ресурсные и тематические трансы, рисуночные техники, лепка, музыкотерапия. Работа с когнитивными установками.
-
Психологические особенности больных с нарушениями желудочно-кишечного тракта. Основные клинические проявления заболеваний, роль психологических факторов в их формировании. Психотерапия при гастроэнтерологических психосоматических расстройствах.
-
Болезни эндокринной системы, их основные клинические проявления, личность пациента. Связь эндокринных расстройств и стрессов. Психотерапия при таких заболеваниях как тиреотоксикоз, сахарный диабет, ожирение.
-
Особенности личности и роль эмоциональных факторов при нейродермите, экземе, псориазе. Основные мишени терапии. Работа с границами, созданием чувства стабильности и безопасности, принятием себя, коммуникативными проблемами.
-
Клинические проявления и принципы психотерапии при ревматоидном артрите. Коррекция коммуникативной неловкости, ригидных проявлений, развитие гибкости. Работа с проблемной самооценкой, потерей перспективы и опор.
-
Возможности психотерапии при лечении аллергических расстройств.
-
Особенности ведения больных с фибромиалгиями. Работа с болью.
-
Мишени терапии при заболеваниях костно-мышечной системы, остеохондрозе.
Психотерапия при тяжелых заболеваниях и онкологии
-
Влияние хронического и тяжелого заболевания на психику.
-
Психосоматическая модель рака и психологический аспект "исцеления", выхода в ремиссию.
-
Авторские разработки психологического сопровождения онкобольных Ивашкиной М. Г.
-
Схема психотерапии онкобольных К. и С. Саймонтон.
-
Особенности индивидуальной и групповой психотерапии при тяжелых соматических расстройствах.
-
Работа с ресурсами – варианты техник, которые можно использовать в работе с "тяжелыми" пациентами.
-
Экстренная психотерапевтическая работа с симптомом: болью, тошнотой, страхом.
-
"Палатный" метод психотерапии.
-
Работа с родственниками тяжелых больных.
Психология экстремальных ситуаций и состояний
-
Основы экстремальной психологии. Виды и особенности чрезвычайных ситуаций (ЧС).
-
Системы организации помощи в ЧС, основные принципы, цели и задачи.
-
Острая реакция на стресс: физиология, патогенез и течение стрессовой реакции.
-
Стадии реагирования на острую стрессовую ситуацию, включая отдаленный период.
-
Стрессоустойчивость. Осложнения острой реакции на стресс
-
Основные психологические реакции, пострадавших в ЧС.
-
Динамика переживаний травматических ситуаций. Задачи экстренной психологической помощи.
-
Помощь в ЧС. Основные принципы помощи при остром стрессе.
-
Рекомендации по работе с родственниками заложников и пострадавших.
-
Психологический дебрифинг как форма кризисной интервенции.
Кризисные состояния и психическая травма, механизмы развития, симптоматика, стратегия психотерапии
-
Классификация кризисных состояний, основанная на причине возникновения
-
Возрастные кризисные периоды: психоаналитическая концепция З. Фрейда, эпигенетическая концепция Э. Эриксона
-
Экзистенциальные кризисы, клиника, диагностика, течение. Стратегия психологической помощи
-
Духовные (эволюционные) кризисы: концепции Р. Ассаджиоли, Ст. и К. Гроф, клиника, диагностика, течение. Стратегия психологической помощи
-
История развития концепции посттравматического стрессового расстройства
-
Посттравматическое стрессовое расстройство у участников боевых действий, жертв катастроф и сексуального насилия
-
Стресс радиационной угрозы и его последствия
-
Суицидальное поведение и ПТСР. Прогностические критерии суицидального риска
-
Теории возникновения, этиология и патогенез развития посттравматического стрессового расстройства
-
Факторы риска развития и факторы, обуславливающие защиту от возникновения ПТСР
-
Симптомы посттравматического стрессового расстройства у взрослых, критерии ПТСР по DSM-IV
-
Проявление последствий стресса с т. з. телесно-ориентированной психотерапии
-
Диагноз посттравматического стрессового расстройства по МКБ-10
-
Классификация ПТСР, основанная на тяжести расстройства
-
Диссоциация и диссоциативные расстройства.
-
Отдаленные проявления (ассоциированные признаки) ПТСР.
-
Сопутствующие расстройства и осложнения посттравматического стрессового расстройства.
-
Последствия боевого стресса.
-
Личностные качества человека, пережившего психическую травму.
-
Формирование психологии жертвы, вследствие психологической и сенсорной депривации, нарушения течения детских возрастных периодов, детских травм.
-
Проявления последствий детских травм и ПТСР (в системе DSM-IV).
-
Основные принципы лечения посттравматического стрессового расстройства.
-
Основные категории методов посттравматической терапии.
-
Стратегия лечения простых посттравматических стрессовых расстройств.
-
Стратегия лечения сложных посттравматических стрессовых расстройств.
Психотерапия кризисных состояний и психической травмы, работа с последствиями насилия
-
Первая встреча с пациентом. Оценка и диагноз посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) у взрослых: комплексный психологический подход.
-
Ошибки, допускаемые специалистами вначале работы с пациентами, пережившими тяжелые травмирующие ситуации.
-
Особенности биографического интервью с кризисным пациентом.
-
Создание зоны доверия и безопасности, формирование раппорта, присоединение и ведение пациента.
-
Техники и методы для создания зоны доверия и безопасного контакта (эриксоновский гипноз, НЛП, психосинтез, арттерапия).
-
Создание ресурсного состояния, снижение уровня тревоги. Методы эриксоновского гипноза, НЛП, психосинтеза, арттерапии, телесно-ориентированной психотерапии, символдрамы и др.
-
Упражнения, формирующие состояние безопасности, создание ресурсных состояний, работа с границами, агрессией в телесно-ориентированной психотерапии.
-
Десенсибилизация негативных переживаний и чувств с помощью когнитивных методов, ДПДГ, техник арттерапии и телесно-ориентированной психотерапии.
-
Групповая психотерапия и профилактика ПТСР.
-
Семейная психотерапия ПТСР.
-
Психологическая помощь при экзистенциальных кризисах.
-
Дифференциальная диагностика духовных кризисов и эндогенных заболеваний, сопровождение и лечение пациента в духовном кризисе.
-
Насилие, его виды и проявления.
-
Насилие над женщинами: домашнее (семейное) насилие, изнасилование.
-
Консультирование жертв семейного насилия. Принципы помощи жертвам изнасилования.
-
Насилие над детьми: эмоциональное, психологическое, физическое, сексуальное, инцест, насилие в школе, буллинг (школьная травля).
-
Диагностические признаки насилия у детей.
-
Последствия насилия у детей: нарушения физического и психического развития, заболевания как следствие насилия, психические особенности детей, пострадавших от насилия, социальные последствия жестокого обращения с детьми.
-
Консультирование и психотерапия детей жертв насилия.
-
Психологическая помощь лицам, пострадавших от насилия в детстве.
-
Профилактика синдрома эмоционального выгорания у специалистов, работающих с кризисными клиентами.
-
Вторичная травма у специалиста, работающего с последствиями стресса и методы работы с ней.
Психотерапевтическая помощь при горе, утрате, суицидах
-
Горе, как закономерный и необходимый процесс переживания утраты. Основные этапы переживания.
-
Понятие и психологическая картина острого горя. Нормальная динамика и патологическое горе. Факторы, влияющие на процесс горевания. Задачи горя. Понимание сущности психологических процессов при утрате.
-
Состояния в процессе горевания, требующие психотерапии. Модели психологической помощи. Цели консультации и психотерапии. Основные приемы установления контакта и взаимодействия, принципы работы с горюющим клиентом. Предварительное горе.
-
Работа с детьми, пережившими утрату близкого человека. Горе в семейной системе.
-
Феномен суицидального поведения. Многообразие теорий, объясняющих формирование данного вида девиации. Теория микросоциальной дезадаптации, как ведущая интегративная модель.
-
Анализ этапов суицидального поведения. Возможности и задачи психологической помощи на каждом этапе.
-
Факторы суицидального риска.
-
Суицидальная мотивация. Противосуицидальные факторы. Превенция.
-
Психологическая реабилитация суицидентов. Особенности течения постсуицидального периода.
-
Индивидуальная и групповая модель психотерапии. Возможности реабилитации в стационаре и амбулаторной психологической службе.
-
Основные методы, используемые для работы с суицидентами.
НЛП-практик, цикл 1
-
Фундаментальные правила нейро-лингвистического программирования.
-
Репрезентативные системы, бессознательные стратегии памяти.
-
Способы создания и сохранения доверия. Вербальное и невербальное присоединение и ведение.
-
Определение состояния клиента по мельчайшим признакам - калибровка.
-
Метамодель, милтон-модель.
-
Якоря. Якорение. Виды якорей. Условия их постановки.
-
Техника «Коллапс якорей».
-
Доступ к ресурсным состояниям. «Круги силы».
-
Формирование цели и плана достижения. Хорошо сформированный результат.
-
Субмодальности и техники их изменения. Контрастный анализ субмодальностей.
-
Визуально-кинестетическая диссоциация и способы выхода из травмирующих воспоминаний.
НЛП-практик, цикл 2
-
Нейрологические уровни восприятия.
-
Способ классификации запроса клиента с учетом нейрологических уровней. Принципы подбора техники НЛП.
-
«Интеграция нейрологических уровней»
-
Вербальный рефрейминг. Рефрейминг смысла и контекста.
-
Шестишаговый рефрейминг.
-
Паттерн взмаха.
-
Техника изменения убеждений.
-
Быстрое лечение фобий.
-
Техника НЛП для лечения аллергий.
-
Генератор нового поведения.
-
Выявление глубинной цели части личности.
Дистанционные методы психологического консультирования
-
Виды психологического консультирования. Принципы и правила, этика дистанционного консультирования.
-
Задачи дистанционного консультирования. Особенности телефонного и Интернет-консультирования (Skype, ICQ, e-mail и т. п.).
-
Проблемы и запросы в дистанционном консультировании. Этнокультурные, гендерные, возрастные аспекты дистанционного консультирования.
-
Особенности консультирования в зависимости от поведения и акцентуации характера клиента.
-
Этапы консультирования. Построение консультативного альянса. Активное слушание. Особенности постановки вопросов в дистанционном консультировании.
-
Работа с чувствами и переживаниями, Я-концепцией клиента.
-
Коррекционный этап и методы, которые в нем применяются.
-
Трудности и ошибки в дистанционном консультировании.
-
Консультирование при риске суицида. Факторы суицидального риска. Основные рекомендации служб, работающих с данной категорией запросов.
-
Рекомендации и особенности работы "Телефона доверия" и иных подобных структур
-
Работа с горем в дистанционном консультировании. Рекомендации при работе с горем.
-
Дистанционное консультирование зависимых и созависимых лиц.
-
Принципы дистанционного консультирования при проблемах в эмоциональной сфере: депрессиях, тревоге, страхах, панических атаках.
-
Дистанционное консультирование в работе с запросами, связанными с работой. Профориентация. Консультирование безработных.
-
Дистанционное консультирование организаций.
-
Психодинамические основы дистанционного консультирования: классический психоанализ З. Фрейда, аналитическая психология К. Г. Юнга, индивидуальная психология А. Адлера, психосинтез Р. Ассаджиоли, самоанализ К. Хорни. Техники и процедуры психоанализа и их применение в дистанционном консультировании.
-
Когнитивно-поведенческие основы дистанционного консультирования: систематическая десенсибилизация Й. Вольпе, метод самоинструкции Д. Мейхенбаума, мультимодальная терапия А. Лазаруса, рационально-эмотивная терапия А. Эллиса, когнитивная терапия А. Бека. Техники и процедуры когнитивно-поведенческой психотерапии в дистанционном консультировании.
-
Экзистенциально-гуманистические основы дистанционного консультирования: клиент-центрированная терапия К. Роджерса, гештальт-терапия Ф. Перлза, логотерапия В. Франкла. Техники и процедуры экзистенциально-гуманистической психотерапии в дистанционном консультировании.
Институт психотерапии и клинической психологии, 2014 г. www.psyinst.ru, (495) 987-44-50
Поделитесь с Вашими друзьями: |