Структурно-функциональная организация и механизмы деятельности центральной нервной системы



Скачать 115.17 Kb.
Дата28.04.2016
Размер115.17 Kb.
ТипРуководство
ФИЗИОЛОГИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

ЗАНЯТИЕ № 1

Тема: структурно-функциональная организация и механизмы деятельности центральной нервной системы.

Цель занятия: формирование представлений о структурно-функциональной организации ЦНС, рефлекторном принципе ее деятельности.
Вопросы для самоподготовки

  1. Физиологические свойства и функции нейронов и клеток глии. Гематоэнцефалический барьер

  2. Межнейронные взаимодействия. Синаптическая организация ЦНС. Медиаторные системы мозга.

  3. Особенности распространения возбуждения в ЦНС.

  4. Современные представления о формах и механизмах торможения в ЦНС. Функциональное значение процесса торможения.

  5. Основные принципы координационной деятельности ЦНС. Принцип доминанты.

  6. Понятие о нервном центре. Свойства нервных центров.

  7. Рефлекторный принцип регуляции. Виды рефлексов.


Задание для самостоятельной работы и демонстрации

  1. Определение зависимости времени рефлекса от силы раздражителя (по Тюрку).

  2. Анализ рефлекторной дуги сгибательного рефлекса.

  3. Определение времени ахиллова рефлекса.

  4. Центральное торможение спинномозговых рефлексов (И.М.Сеченов).

  5. Иррадиация возбуждения в ЦНС (опыт со стрихнином).


Обязательная литература

  1. Физиология человека. Под ред. В.М. Покровского, Г.Ф.Коротько - М., «Медицина», 1997, т. 1, стр. 51-62, 66-71, 110-123.

  2. Физиология человека. Под ред. В.М. Смирнова. - М., «Медицина», 2001, стр. 29-33, 37-38, 94-113.

  3. Практикум по нормальной физиологии. Под ред. Н.А. Агаджаняна. - М., «Высшая школа», 1983, стр. 177-179, 181-184.

  4. Руководство к практическим занятиям по физиологии. Под ред. Г.И. Косицкого. - М., «Медицина», 1988, стр. 95-97, 103-105.


Контрольные вопросы

  1. В чем заключается преимущество нервной регуляции по сравнению с гуморальной?

  2. Какой принцип лежит в основе деятельности ЦНС? Нарисуйте схему его реализации.

  3. Какие нейроны называются полисенсорными? Какие процессы обуславливают их сложную интегративную функцию?

  4. От чего зависит время рефлекса?

  5. Какая форма торможения лежит в основе регуляции деятельности мышц-антагонистов?

  6. Какой из медиаторов выполняет тормозную функцию на уровне спинного мозга, в синапсах головного мозга? Какие еще медиаторы вам известны?


ЗАНЯТИЕ № 2

Тема: физиология спинного мозга и ствола мозга, их участие в регуляции двигательной активности.

Цель занятия: формирование представлений о роли сегментарных структур мозга в регуляции движений.
Вопросы для самоподготовки

  1. Общий план организации двигательных систем.

  2. Рефлекторная деятельность спинного мозга. Клинически значимые рефлексы. Спинальный шок.

  3. Участие спинного мозга в поддержании мышечного тонуса, понятие о гамма-эфферентной системе.

  4. Рефлекторная деятельность продолговатого мозга.

  5. Ядра среднего мозга, их участие в регуляции мышечного тонуса. Децеребрационная ригидность.

  6. Ретикулярная формация ствола мозга: особенности структурно-функциональной организации, восходящие и нисходящие влияния.

  7. Значение статических и стато-кинетических рефлексов в координации двигательной активности (таблица).

Таблица


Установочные тонические рефлексы (реакции, направленные на сохранение нормального положения тела в пространстве)

I Статические рефлексы, проявляющиеся при изменении положения, не связанного с перемещением тела

Рефлексы позы

Выпрямительные рефлексы

Возникают

при изменении положения головы по отношению к туловищу в пространстве

при нарушении нормальной позы

с рецепторов лабиринтов

с рецепторов сухо-жилий и проприоре-цепторов мышц шеи

с рецепто-ров лаби-ринтов

с рецепторов кожи и мышц шеи, туловища

с рецепто-ров сетчат-ки глаз

Направлены

на сохранение нормальной позы при угрозе ее нарушения

на восстановление нормальной позы в случае ее нарушения

Выражаются

в перераспределении мышечного тонуса разгибателей, предотвраща-ющем нарушение равновесия

в последовательном восстановлении нормального положения головы и туловища в пространстве

II Стато-кинетические рефлексы, проявляющиеся при прямолинейном и вращательном движении с ускорением

Рефлексы при вращении тела (компасные)

Рефлексы при прямолинейном вертикальном движении (лифтовые)

Возникают

с рецепторов лабиринтов, проприорецепторов, рецепторов сетчатки глаз

с рецепторов лабиринтов полукружных каналов

Направлены

на сохранение положения тела в пространстве при вращательном движении

на сохранение положения тела в пространстве при подъеме, спуске и приземлении

Выражаются

в изменении тонуса мышц головы и глаз (нистагм), туловища, конечностей

при подъеме - в сгибании и последующем разгибании головы, туловища и конечно-стей; при спуске - в обратной последова-тельности тех же реакций; при приземле-нии - конечности принимают положение, способствующее удержанию равновесия при встрече с землей

Задание для самостоятельной работы и демонстрации

  1. Наблюдать явление спинального шока на лягушке.

  2. Изучить различные спинальные (на лягушке) и сухожильные (на человеке) рефлексы.

  3. Изучить установочные рефлексы (рефлексы позы и выпрямительные рефлексы) в опытах на морской свинке.

  4. Наблюдать нарушения статических рефлексов после выключения вестибулярного аппарата у морской свинки.

Методическое указание к заданию № 4

У морской свинки выключают один из лабиринтов. Для этого, положив животное на бок, вливают ему в наружный слуховой проход несколько капель хлороформа и удерживают в этом положении несколько минут. Изменяется поза животного и распределение тонуса мышц и конечностей. Отмечают появление нистагма и манежных движений. Исследуют шейные и лабиринтные рефлексы поддержания и изменения позы. Обращают внимание на положение глаз при насильственном удержании головы в нормальном положении.

Выключают второй лабиринт. При этом восстанавливается симметрия в распределении тонуса и утрачиваются лабиринтные рефлексы. При опускании животного головой вниз голова уже не принимает нормального положения теменем вверх.
Обязательная литература


  1. Физиология человека. Под ред. В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько. - М., «Медицина», 1997, т. 1, стр. 134-157.

  2. Физиология человека. Под ред. В.М. Смирнова. - М., «Медицина», 2001, стр. 114-129, 150-155.

  3. Руководство к практическим занятиям по физиологии. Под ред. Г.И. Косицкого. - М., «Медицина», 1988, стр. 106-114.


Контрольные вопросы

  1. Почему спинальное животное не может поддерживать нормальную позу?

  2. Какие нейроны спинного мозга участвуют в осуществлении вегетативных рефлексов?

  3. Каковы взаимоотношения ядра Дейтерса и красного ядра ствола мозга, как это отражается на тонусе мышц конечностей?

  4. Почему продолговатый мозг является жизненно важной структурой? Какие центры расположены в нем?

  5. В какой последовательности совершаются выпрямительные рефлексы у кошки при ее падении спиной вниз?

  6. В чем заключается суть и физиологическое значение зрительного нистагма при изменении скорости вращения животного?


ЗАНЯТИЕ № 3

Тема: физиология структур промежуточного мозга, мозжечка, конечного мозга

Цель занятия: формирование представлений о принципах деятельности надсегментарных структур мозга; процессах управления в живых системах.
Вопросы для самоподготовки

  1. Физиология мозжечка. Функции различных отделов мозжечка.

  2. Таламус - коллектор афферентных путей. Функции различных ядер таламуса. Роль таламуса в интегративной деятельности мозга.

  3. Гипоталамус - высший подкорковый вегетативный центр интеграции соматических, вегетативных и эндокринных функций организма.

  4. Структурно-функциональная организация лимбической системы мозга.

  5. Роль базальных ядер в формировании двигательных программ.

  6. Структурно-функциональная организация коры больших полушарий. Представления о локализации функций в коре. Межполушарная асимметрия.

  7. Процессы управления в живых системах.


Задание для самостоятельной работы и демонстрации

  1. Нарушения двигательной активности лягушки после удаления мозжечка.

  2. Мозжечковые пробы человека.

  3. Электроэнцефалография.


Методическое указание к заданию № 1

У лягушки вскрывают черепную коробку. Для этого сначала делают поперечный разрез кожи позади носовых отверстий, затем латерально с обеих сторон на 1,5-2 см кзади кожный лоскут отрезают. Таким же разрезом рассекают тонкую костную покрышку, для чего кончик лезвия ножниц вводят в полость черепа, скользя по внутренней поверхности кости, чтобы не поранить мозг. Поперечным разрезом удаляют этот костный осколок. Тщательно останавливают кровотечение ватным тампоном. Тонким скальпелем пересекают мозжечок вдоль и одну половину удаляют. Через пять минут после операции наблюдают за поведением лягушки. Отмечают изменение позы в спокойном положении, изменение координированности и направления движения при прыжке, плавании.


Методическое указание к заданию № 2

  1. Поза Ромберга (статическая): поставить пятки и носки вместе, закрыть глаза, вытянуть руки, раздвинуть пальцы.

  2. Пальце-носовая проба: сначала с открытыми, а потом с закрытыми глазами указательным пальцем левой и правой руки попадают в кончик носа.

  3. Выявление дизметрии: с закрытыми глазами в позе Ромберга опустить одну руку, затем поднять ее до уровня второй.

  4. Выявление адиадохокинеза: быстро вращать кисти вытянутых рук, при поражении мозжечка такие движения будут асинхронными.


Обязательная литература

  1. Физиология человека. Под ред. В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько - М., «Медицина», 1997, т. 1, стр. 104-108,157-193.

  2. Физиология человека. Под ред. В.М. Смирнова. - М., «Медицина», 2001, стр. 129-147, 38-44.

  3. Практикум по нормальной физиологии. Под ред. Н.А. Агаджаняна. - М., «Высшая школа», 1983, стр. 184-186.

  4. Руководство к практическим занятиям по физиологии. Под ред. Г.И. Косицкого. - М., «Медицина», 1988, стр. 116-117, 251-252..


Контрольные вопросы

  1. У собаки два месяца назад удален мозжечок. Какие изменения, симптомы нарушения двигательной функции можно обнаружить у этого животного?

  2. Повреждение какой структуры мозга дает симптомы болезни Паркинсона?

  3. От специфических и неспецифических ядер таламуса к коре больших полушарий направляются нервные волокна. Чем отличается ход этих волокон?

  4. При раздражении какой структуры мозга наблюдается расширение зрачков и глазных щелей, учащение сердцебиения, сужение сосудов и повышение артериального давления, увеличивается уровень адреналина в крови, а также тормозится моторная функция желудка и кишечника?

  5. При раздражении каких ядер гипоталамуса у кошки наблюдается ярко выраженная реакция мнимой ярости, резко увеличивается потребность в воде, возникает жажда?

  6. Какая система мозга оказывает на кору больших полушарий восходящее активирующее влияние, в чем это проявляется на ЭЭГ?

  7. Раздражая электроды, вживленные в мозг, во время глубокого сна кошка пробуждается. В какие структуры мозга вживлены электроды? Какие ритмы регистрируются на ЭЭГ во время сна и при пробуждении животного? Кто впервые провел этот эксперимент?


ЗАНЯТИЕ № 4

Тема: нервная регуляция вегетативных функций; методы изучения функций центральной нервной системы

Цель занятия: формирование представлений об организации и функциях вегетативной нервной системы; знакомство с современными электрофизиологическими методами исследования функций ЦНС.
Вопросы для самоподготовки

  1. Структурно-функциональная организация вегетативной нервной системы.

  2. Роль симпатической системы в регуляции функций организма.

  3. Влияние парасимпатической системы на деятельность внутренних органов.

  4. Особенности вегетативного рефлекса.

  5. Ганглии вегетативной нервной системы, замыкательная и интегративная функции вегетативных ганглиев.

  6. Высшие центры вегетативной нервной системы.

  7. Современные методы исследования функций ЦНС (ЭЭГ, метод вызванных потенциалов, микроэлектродная техника, стереотаксическая техника).


Задание для самостоятельной работы и демонстрации

  1. Холодовая проба.

  2. Принципы и техника введения электродов в структуры мозга при помощи стереотаксического прибора.

  3. Поведенческие и вегетативные реакции кролика при электрической стимуляции различных структур мозга.


Методическое указание к заданию № 1

У испытуемого подсчитывают частоту сердечных сокращений и измеряют артериальное давление. После этого кисть другой руки опускают на 1 минуту в холодную воду (40С), затем вынимают руку из воды и каждую минуту регистрируют артериальное давление и частоту пульса до возвращения к исходному уровню. В норме это происходит через 2-3 мин. При повышении артериального давления более, чем на 20 мм рт ст, реакция оценивается как выраженная симпатическая, менее 10 мм рт ст - как умеренно симпатическая, при понижении давления - как парасимпатическая.


Обязательная литература

  1. Физиология человека. Под ред. В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько. - М., «Медицина», 1997, т. 1, стр. 109-110, 206-241.

  2. Физиология человека. Под ред. В.М. Смирнова. - М., «Медицина», 2001, стр. 147-150, 155-179.

  3. Практикум по нормальной физиологии. Под ред. Н.А. Агаджаняна. - М., «Высшая школа», 1983, стр. 184-193, 201-204, 205-207.


Контрольные вопросы

  1. При активации какого отдела вегетативной нервной системы наблюдается учащение пульса, дыхания, повышение уровня адреналина в крови, защитных свойств крови?

  2. В чем заключается отличие эфферентной части рефлекторной дуги вегетативного рефлекса от эфферентной части рефлекторной дуги соматического рефлекса?

  3. Где локализуются центры регуляции симпатического отдела вегетативной нервной системы?

  4. Время какого рефлекса - вегетативного или соматического - длиннее?

  5. В каких областях коры больших полушарий регистрируются первичные ответы?

  6. Какие ритмы регистрируются на ЭЭГ в состоянии бодрствования?

  7. Каковы методические возможности метода микроинофореза?


Вопросы коллоквиума

  1. Современные представления о структурно-функциональной организации ЦНС. Физиологические свойства и функции нейронов.

  2. Межнейронные взаимодействия. Виды синапсов, характеристика медиаторов, медиаторные системы мозга.

  3. Особенности возникновения и распространения возбуждения в ЦНС. Процессы гетерогенной конвергенции как основа интегративной функции полисенсорных нейронов.

  4. Современные представления о формах и механизмах торможения в ЦНС. Функциональное значение различных форм торможения.

  5. Основные принципы координационной деятельности ЦНС. Принцип доминанты.

  6. Понятие о нервном центре. Свойства нервных центров.

  7. Рефлекторный принцип деятельности ЦНС (понятие о рефлекторной дуге, рефлекторном кольце). Классификация рефлексов.

  8. Рефлекторная деятельность спинного мозга, участие спинного мозга в регуляции мышечного тонуса. Клинически важные рефлексы.

  9. Рефлекторная деятельность продолговатого мозга, его роль в регуляции мышечного тонуса.

  10. Структурно-функциональная организация среднего мозга. Статические и стато-кинетические рефлексы.

  11. Ретикулярная формация ствола мозга (И.М. Сеченов, Г. Мэгун, Д. Моруцци). Нисходящие и восходящие влияния ретикулярной формации на структуры ЦНС.

  12. Мозжечок, его функции.

  13. Таламус - коллектор афферентных путей. Функциональная характеристика ядер таламуса, их роль в интегративной деятельности мозга.

  14. Гипоталамус - высший подкорковый центр интеграции соматических, вегетативных и эндокринных функций организма.

  15. Участие базальных ядер в формировании мышечного тонуса и сложных двигательных программ.

  16. Структурно-функциональная организация коры больших полушарий, характеристика корковых полей. Понятие о функциональной асимметрии полушарий.

  17. Основные физиологические свойства вегетативной нервной системы. Особенности дуги вегетативного рефлекса.

  18. Вегетативные ганглии, их замыкательная функция.

  19. Влияние симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы на функции организма, их относительный антагонизм.

  20. Вегетативные рефлексы. Центры регуляции вегетативных функций, их иерархия.

  21. Современные методы исследования функций ЦНС (ЭЭГ, метод вызванных потенциалов, микроэлектродная техника, стереотаксическая техника).




Каталог: kafedra -> norm fiz
kafedra -> Учебное пособие Оренбург 2013 удк е. В. Плигина
kafedra -> Диффузные заболевания соединительной ткани у детей
kafedra -> Обсуждено и утверждено на кафедральном совещании 23 марта 2016 года
kafedra -> Клиническая картина, дифференциальная диагностика заболеваний и повреждений нервов лица и челюстей. Невралгия тройничного нерва
kafedra -> Лечебные процедуры и методика их проведения. Склонение именных частей речи
kafedra -> Вопросы по инфекционным болезням
kafedra -> Модуль Ортопедия Текстовые тестовые задания. Какая основная функция тела позвонка?
norm fiz -> Тестовые вопросы по изучаемым разделам для студетов факультета всо физиология возбудимых тканей
norm fiz -> Вопросы для переводных государственных экзаменнов стоматологический факультет
norm fiz -> Физиология центральной нервной системы

Скачать 115.17 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




©zodomed.ru 2024


    Главная страница